Виды социального обслуживания населения

Сегодня предлагаем обсудить важные аспекты на тему: "Виды социального обслуживания населения" с профессиональной точки зрения и понятным языком. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то дочитайте до конца, а если не найдете ответа, то всегда можно обратиться к нашему дежурному юристу.

Формы и виды социального обслуживания

Понятие и принципы социального обслуживания

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения и Российской Федерации» закрепляет основы правового регулирования в области социального обслуживания граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. При этом выделяются следующие принципы социального обслуживания граждан:

[1]

адресностъ. В условиях развития рыночных отношений, характеризующихся усилением обнищания населения, низким уровнем пенсионного обеспечения и т. д., совершенно очевидным становится тот факт, что государство на сегодняшний день не имеет реальных возможностей обеспечить социальными услугами всех нуждающихся в них. В силу указанных обстоятельств законодатель устанавливает дополнительные требования к гражданам, претендующим на тот или иной вид социального обслуживания (одинокое проживание, отсутствие трудоспособных членов семьи, минимальный размер получаемой пенсии и т. д.), с целью оказания услуг только тем гражданам, которые наиболее в этом нуждаются;

доступность. Этот принцип означает реальность для каждого гражданина, имеющего право на тот или иной вид социального обслуживания, получить его без каких-либо препятствий в кратчайшие сроки путем обращения в соответствующее учреждение социальной защиты населения там же.

добровольность. Социальное обслуживание осуществляется на условиях добровольного согласия гражданина на получение услуг. Согласие на социальное обслуживание лиц, не достигших 14-летнего возраста, и лиц, признанных в установленном порядке недееспособными, дается их законными представителями, а при их временном отсутствии решение о согласии принимается органом опеки и попечительства там же. Помещение граждан пожилого возраста и инвалидов в учреждения социальной защиты без их согласия возможно лишь в случаях, если они лишены ухода и поддержки со стороны родственников или иных законных представителей и при этом не способны самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности (утрата способности к самообслуживанию и (или) активному передвижению) или признанны в установленном порядке недееспособными;

гуманность. При получении социальных услуг граждане имеют право на уважительное и гуманное отношение к себе со стороны работников учреждений социального обслуживания;

приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации. Провозглашение этого принципа в законодательном порядке продиктовано социальной необходимостью защитить, прежде всего, тех, кто не может это сделать самостоятельно в силу возрастной недееспособности;

конфиденциальность. Статья 11 Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» указывает, что сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники учреждений социального обслуживания, чиновные в разглашении профессиональной тайны, несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ;

профилактическая направленность. Одной из основных целей социального обслуживания является профилактика негативных последствий, возникающих в связи с возникшей у гражданина жизненной ситуацией (обнищание, обострение заболеваний, беспризорность, одиночество и т. д.).

Формы и виды социального обслуживания

Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» является базовым для института социального обслуживания, ибо регулирует в комплексе круг вопросов, касающихся социального обслуживания двух наиболее слабо социально защищенных групп населения – граждан пожилого возраста и инвалидов. Указанный Закон закрепляет следующие формы социального обеспечения этих категорий граждан:

1) социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);

2) полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

3) стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);

4) срочное социальное обслуживание;

5) социально-консультативную помощь.

Социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.

К числу надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, относятся:

1) организация питания, включая доставку продуктов на дом;

2) помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;

3) содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;

4) поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;

5) содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;

6) содействие в организации ритуальных услуг;

7) другие надомные социальные услуги.

При обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения, в число надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, включается содействие в обеспечении топливом и (или) водой.

Кроме надомных социальных услуг, предусмотренных перечнями гарантированных государством социальных услуг, гражданам пожилого возраста и инвалидам могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты. Социальное обслуживание на дому осуществляется в порядке, определяемом органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах граждан пожилого возраста и инвалидов, страдающих психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологическими) в поздних стадиях. Порядок и условия социально-медицинского обслуживания на дому определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Полустационарное социальное обслуживание включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни.

На полустационарное социальное обслуживание принимаются нуждающиеся в нем граждане пожилого возраста и инвалиды, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний к зачислению на социальное обслуживание.

Решение о зачислении на полустационарное социальное обслуживание принимается руководителем учреждения социального обслуживания на основании личного письменного заявления гражданина пожилого возраста или инвалида и справки учреждения здравоохранения о состоянии его здоровья.

Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении.

Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для граждан пожилого возраста и инвалидов наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга.

Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания, профилированных в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья и социальным положением.

Читайте так же:  Рекреационная деятельность. классификация и структурные особенности

Не допускается помещение детей-инвалидов с физическими недостатками в стационарные учреждения социального обслуживания, предназначенные для проживания детей с психическими расстройствами.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном постороннем уходе, из числа освобождаемых из мест лишения свободы особо опасных рецидивистов и других лиц, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен административный надзор, а также граждане пожилого возраста и инвалиды, ранее судимые или неоднократно привлекавшиеся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, которые направляются из учреждений органов внутренних дел, при отсутствии медицинских противопоказаний и по их личному желанию принимаются на социальное обслуживание в специальные стационарные учреждения социального обслуживания в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания и постоянно нарушающие установленный Положением об учреждении социального обслуживания порядок проживания в них, могут быть по их желанию или по решению суда, принятому на основании представления администрации указанных учреждений, переведены в специальные стационарные учреждения социального обслуживания.

Срочное социальное обслуживание осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке.

Срочное социальное обслуживание может включать следующие социальные услуги:

1) разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;

2) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;

3) разовое оказание материальной помощи;

4) содействие в получении временного жилого помещения;

5) организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц;

6) организацию экстренной медико-психологической помощи с привлечением для этой работы психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров;

7) иные срочные социальные услуги.

Социально-консультативная помощь гражданам пожилого возраста и инвалидам направлена на их адаптацию в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.

Социально-консультативная помощь гражданам пожилого возраста и инвалидам ориентирована на их психологическую поддержку, активизацию усилий в решении собственных проблем и предусматривает:

1) выявление лиц, нуждающихся в социально-консультативной помощи;

2) профилактику различного рода социально-психологических отклонений;

3) работу с семьями, в которых живут граждане пожилого возраста и инвалиды, организацию их досуга;

4) консультативную помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройстве инвалидов;

5) обеспечение координации деятельности государственных учреждений и общественных объединений для решения проблем граждан пожилого возраста и инвалидов;

6) правовую помощь в пределах компетенции органов социального обслуживания;

7) иные меры по формированию здоровых взаимоотношений и созданию благоприятной социальной среды для граждан пожилого возраста и инвалидов.

Право социального обеспечения в России

Виды социального обслуживания

Гражданам гарантируется право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по видам, предусмотренным законодательством. Действующее законодательство позволяет выделить следующие виды социального обслуживания:

Материальная помощь, предоставляемая гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе. Основания и порядок предоставления материальной помощи устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Социальное обслуживание на дому, осуществляемое путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании. Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи.

Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания, осуществляемое путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивающее создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

Предоставление временного приюта. Временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания предоставляется детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий. пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, другим клиентам социальной службы, нуждающимся во временном приюте.

Организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания. В учреждениях социального обслуживания в дневное время предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Консультативная помощь. В учреждениях социального обслуживания клиентам социальной службы предоставляются консультации по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.

Реабилитационные услуги. Социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах.

Виды социального обслуживания

Закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ» закрепляет виды социального обслуживания и основания его предоставления. К числу социальных услуг Законом отнесены (ст.ст. 8-14):

— материальная помощь в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе;

— социальное обслуживание на дому одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи;

— социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе;

— временный приют детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, другим клиентам социальной службы;

— дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;

— консультативная помощь по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты;

— реабилитационные услуги, представляющие собой помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Читайте так же:  Как попасть в гру. тренировка спецназа гру

Из указанного перечня следует, что социальные услуги оказываются практически всегда в натуральной форме, в денежной форме может предоставляться преимущественно единовременная выплата, направленная на оказание срочной помощи.

Основания и порядок предоставления материальной помощи и других видов социального обслуживания устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ. В связи с этим на уровне субъектов приняты законы, осуществляющие правовое регулирование социального обслуживания на территории каждого субъекта. Так, были приняты законы г. Москвы от 9 июля 2008 г. № 34 «О социальном обслуживании населения города Москвы», Кировской области от 5 мая 2005 г. № 322-ЗО «О социальном обслуживании граждан в Кировской области», Магаданской области от 30 декабря 2004 г. № 544-ОЗ «О социальном обслуживании населения в Магаданской области», Амурской области от 05 февраля 2009 г. № 170-ОЗ «О социальном обслуживании населения в Амурской области» и другие.

Социальные услуги в зависимости от их назначения подразделяют на следующие основные виды:

— социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту;

— социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан;

[3]

— социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан для их адаптации в среде обитания (обществе);

— социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития клиентов социальных служб, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга, оказание содействия в семейном воспитании детей;

— социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня;

— социально-правовые, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан.

Одним из видов социальных услуг, предоставляемых гражданам, являются ритуальные услуги. Оказание ритуальных услуг регулируется Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле». В ст. 9 закреплен гарантированный перечень бесплатных услуг по погребению, в частности оформление документов для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела на кладбище или в крематорий; погребение. Стоимость услуг по указанному перечню возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования, федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Погребение военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших при прохождении военной службы (военных сборов, службы) или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в мирное время, осуществляется за счет средств министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, в которых умерший (погибший) проходил военную службу.

Дата добавления: 2015-09-28 ; просмотров: 505 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Организация деятельности учреждений социального обслуживания

Виды учреждений социального обслуживания

Социальная служба, представляющая собой систему, состоит из специализированных учреждений, задача которых заключается в обслуживании соответствующих групп населения.

Территориальные центры в этой системе занимают важное место и осуществляют свою деятельность в пределах различных административных единиц страны – область, город, микрорайон и др.

Функции управления социальным обслуживанием осуществляются на подведомственных территориях органов социальной защиты. Подразделения социального обслуживания в структуре центров различны и могут включать отделения дневного пребывания престарелых граждан и инвалидов, помощь на дому, срочную социальную помощь и др.

Социальная помощь центров комплексная – психологическая, юридическая, реабилитационная, медико-социальная и др. Такая территориальная служба может быть государственной, негосударственной, муниципальной, т.е. независимо от формы её собственности.

Надо сказать, что сеть предприятий социального обслуживания развивается, появляются новые их виды, а это значит, что есть возможность охватить больший перечень социальных проблем различных слоев населения.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Учреждения социального обслуживания финансируются из бюджета. Их финансовые средства формируют:

  • бюджетные отчисления соответствующего уровня в размере 2% расходной части бюджета;
  • выделение поступлений из фонда социальной поддержки части средств;
  • поступления из федерального бюджета для выполнения уставных задач;
  • за счет перераспределения средств между комитетами и отделами служб;
  • средства из областного и местного бюджетов для обеспечения целевых мероприятий;
  • благотворительные пожертвования, взносы предприятий, общественных организаций, поступления от благотворительных акций.

Деятельность учреждений социального обслуживания семьи и детей

Поддержка и защита института семьи относится к важному аспекту социально-экономических процессов.

Организация социальной помощи семье со стороны государства, муниципалитетов, общественных организаций выражается в том, что расширяются возможности семьи для решения жизненно-важных задач.

Идет расширение и установление связей семьи с организациями и социальными институтами, обеспечивающих ресурсами и поддержкой.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Оказывается эффективное и гуманное содействие семье, происходит развитие самопомощи на территориях субъектов.

Функциональная общая схема выглядит как система взаимодействия семьи с государственными, общественными, конфессиональными и частными структурами.

Задачи реализации программ семейной политики в регионах увязываются с планами развития учреждений социального обслуживания, создаются горизонтальные структуры системы социальной помощи семье с учетом специфических особенностей регионов. Организаторам социальных служб районного уровня важно знать потребности населения в таких услугах, учитывая при этом тип семьи и её острые проблемы и отношение к такой службе.

При этом опыт работы с семьей показывает, что комплекс социальных услуг в районе должен предоставляться и детям и родителям.

В отличие от районных, областные учреждения выполняют ещё научно-методические функции. Областной центр, например, зная ситуацию на месте, свои рекомендации может направить во властные структуры.

Государственная служба этого вида социальной помощи имеет свои функции:

  • это, прежде всего, аналитическая функция, задача которой состоит в изучении проблем контингента семей, а также членов коллектива;
  • планово-организационная функция, связана с планированием и организацией социального обслуживания;
  • функция управленческая обеспечивает контакт с государственными органами по решению проблем клиента и добивается этого решения, дает оценку результатам проведенных мероприятий;
  • информационная функция знакомит население с новыми решениями государства по социальной защите и сообщает о возможностях службы.

Помощь семье в этих службах может иметь различные формы, например, телефоны доверия, пункты неотложной психиатрической помощи, неотложной помощи при острых психических состояниях и др.

Помощь, оказываемая социальными учреждениями семье, может быть прямой и опосредованной.

Первая непосредственно направляется на защиту прав и интересов клиента, второй вид помощи предоставляется через социальное окружение клиента – это семья, друзья, рабочий коллектив и др., а также через государственные организации и фонды.

Читайте так же:  Люди, которые легко могли быть моделями, а выбрали другую профессию

В структуре центра социального обслуживания семьи могут быть различные подразделения, включая отделение первичного приема, информации, анализа и прогнозирования, социально-экономической, медико-социальной, психолого-педагогической помощи, профилактики детской безнадзорности.

Социальные услуги оказываются неполным, многодетным, малообеспеченным семьям. В зоне их внимания также находятся дети и подростки, оказавшиеся в трудных семейных условиях, дети-сироты, дети с физическими и психическими отклонениями, инвалиды.

Из категории взрослых женщины в положении и кормящие матери с несовершеннолетними детьми на иждивении, а также бывшие воспитанники школ-интернатов и детских домов.

Деятельность учреждений социального обслуживания пенсионеров

Конституция РФ гарантирует право гражданам на социальное, в том числе пенсионное обеспечение в старости.

Пенсия представляет собой денежное пособие, которое граждане получают из общественных фондов потребления.

Видео (кликните для воспроизведения).

Основанием для начисления пенсии является старость, потеря кормильца, потеря трудоспособности, выслуга лет.

Выплаты по достижении пенсионного возраста производятся ежемесячно. Пожилые люди получают социальное обслуживание в соответствии с этическими международными принципами организации труда.

Социальная работа с данной категорией граждан опирается на Федеральный Закон от 10.12.1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в РФ».

На основании закона в сферу социальных услуг входят: социально-бытовые, социально-медицинские, психолого-педагогические, социально-правовые услуги, а также материальная помощь, социальная реабилитация и адаптация пожилых людей.

Отделения социальной защиты населения выявляют и ведут учет, осуществляют социальную поддержку, предлагают и обеспечивают платные услуги.

Ряд других учреждений тоже выполняют функцию социальной защиты и помощи. К этим учреждениям относятся: дома-интернаты, дома для престарелых одиноких людей, больничные отделения для людей хронически больных, различного типа стационары, дома ночного и дневного пребывания, геронтологические центры и др.

Новым элементом в системе стационарных учреждений страны стали специальные дома для постоянного проживания как одиноких пожилых людей, так и супружеских пар, нуждающихся в соответствующей помощи.

Специальный дом для пенсионеров выполняет следующие функции:

  • создает благоприятные условия для проживания и самообслуживания;
  • предоставляет постоянную социально-бытовую и медицинскую помощь;
  • создает необходимые условия с целью поддержания активного образа жизни и посильной трудовой деятельности.

Как показывает опыт, организация специальных домов для пожилых супружеских пар и одиноких престарелых людей относится к перспективному решению проблем пожилых граждан.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Основные виды социального обслуживания населения

Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления учреждениями социального обслуживания социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании.

Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи.

Стационарное социальное обслуживание осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, образовательного процесса, отдыха и досуга.

Стационарное социальное обслуживание осуществляется в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания, профилированных в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья и социальным положением.

Инвалиды, пожилые граждане, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном постороннем уходе, при отсутствии медицинских противопоказаний по личному желанию принимаются на социальное обслуживание в специальные стационарные учреждения социального обслуживания в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Татарстан.

В учреждениях социального обслуживания в дневное (ночное) время предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Временный приют в учреждениях социального обслуживания предоставляется:

  • детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей;
  • безнадзорным несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
  • гражданам без определенного места жительства и определенных занятий;
  • гражданам, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, от физического или психического насилия, стихийных бедствий;
  • другим клиентам социального учреждения, нуждающимся в предоставлении временного приюта.

Социальная реабилитация включает в себя:

  • социально-медицинскую реабилитацию, направленную на полное или частичное восстановление (компенсацию) той или иной утраченной функции жизнедеятельности организма или возможное замедление ухудшения состояния здоровья;
  • социально-психологическую реабилитацию, направленную на повышение уровня психического здоровья, содействие в адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности;
  • социально-педагогическую реабилитацию, направленную на предоставление педагогической помощи при нарушении способности к получению образования, в том числе на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получение образования, развитие творческого потенциала;
  • социально-профессиональную реабилитацию, направленную на профессиональную ориентацию и содействие в трудоустройстве;
  • социально-бытовую реабилитацию, состоящую из социально-средовой ориентации, социально-бытовой адаптации и социально-бытового устройства.

Социальный патронаж проводится в зависимости от ситуации, приведшей к трудной жизненной ситуации в виде:

Срочное социальное обслуживание осуществляется в учреждениях социального обслуживания в целях оказания неотложной помощи разового характера гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а также пожилым гражданам и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке.

Клиентам учреждений социального обслуживания предоставляются консультации по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.

Материальная помощь предоставляется учреждениями социального обслуживания гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в порядке и на условиях определенных Кабинетом Министров Республики Татарстан.

© 2010 — 2019 Министерство информатизации и связи Республики Татарстан. Условия использования информации. Справочно-информационный портал государственных услуг работает в тестовом режиме. Информация на портале размещена федеральными и региональными органами власти Российской Федерации. Если вы обнаружили неточности в размещенной информации, просьба оперативно сообщить об этом оператору Портала.

Информация об ошибках будет оперативно передана в ведомство, разместившее информацию. Обращаем ваше внимание на то, что оператор Портала не несет ответственности за некорректную информацию, размещенную на портале.

Учреждения социального обслуживания населения: их виды и специфика деятельности

Система социальных служб включает в себя сеть специали­зированных учреждений, предназначенных для обслуживания соответствующих групп населения.

Важное место в этой системе принадлежит территориаль­ным центрам социального обслуживания населения. Территориальная социальная служба представляет собой со­вокупность органов управления и специализированных учреж­дений, осуществляющих непосредственное социальное обслужи­вание различных групп и категорий населения на территории раз­личных административных единиц Российской Федерации: в об­ластях, городских и сельских районах, микрорайонах и т.д.

В состав территориальной службы могут также входить функциональные специализированные центры, учреждения и предприятия социального обслуживания независимо от форм собственности. Службы могут быть государственными, муниципальными, негосударственными.

Государственная социаль­ная служба (федеральные органы и учреждения, предприятия социального обслуживания; подразделения социаль­ного обслуживания субъектов Российской Федерации).

Муниципальная социальная служба (органы местного само­
управления, отвечающие за социальное обслуживание; учреждения и предпри­ятия социального обслуживания муниципального подчинения).

Читайте так же:  Формы и виды ответственности в международном праве

Негосударственная соци­альная служба (учреждения и предпри­ятия социального обслужи­вания общественных, благо­творительных, религиозных и других негосударственных организаций).

Сегодня можно наблюдать, как происходит постоянное раз­витие сети учреждений и предприятий социального обслужи­вания, возникают их новые виды, что позволяет охватывать все более широкий спектр социальных проблем различных слоев и групп населения. Система социального обслуживания еще на­ходится в стадии формирования. Финансирование институтов социального обслуживания осу­ществляется, как правило, на бюджетной основе. Так, финан­совые средства социальной службы формируются из:

Ø нормативных отчислений из бюджетов соответствующего
уровня в размере не менее 2% расходной части бюджета;

Ø поступлений из фонда социальной поддержки населения за счет выделения части средств на цели социальной поддерж­ки семей с детьми;

Ø средств из федерального бюджета на выполнение устав­ных задач;

Ø финансов в результате перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня на реализа­цию областных, городских и районных программ;

Ø дополнительных средств из областного и местного бюджетов на обеспечение целевых мероприятий по адаптации дохо­дов населения к росту стоимости жизни и др.;

Ø доходов от платных услуг и от хозяйственной деятельно­сти учреждений и предприятий службы;

Ø благотворительных пожертвований и взносов предпри­ятий, общественных организаций и частных лиц, поступлений от благотворительных акций.

Средства специализированных центров формируются в зави­симости от вида деятельности и типа организации их финанси­рования: бюджетного, хозрасчетного или смешанного. При ор­ганизации центром платных услуг населению и получении при­были она направляется на дальнейшее развитие основной дея­тельности центра и освобождается от налогообложения в части средств, зачисляемых в местный бюджет.

Основным принципом организации социальных служб в Российской Федерации является территориальный принцип. При этом социальные службы различных министерств и ве­домств рассматриваются в качестве неотъемлемых компонен­тов (или секторов) территориальных социальных служб. По­рой учреждения социального обслуживания населения на местах имеют двойное административное подчинение и не­сколько источников финансирования. Вместе с тем, практи­ка доказывает необходимость становления подсистемы соци­альных служб в рамках отдельных ведомств, например со­циальной защиты населения, образования, МВД или служ­бы занятости, молодежи.

Однако развитие сети учреждений социального обслужива­ния сдерживается сегодня следующими факторами:

ü слабая правовая база системы социального обслуживания;

ü ограниченность финансовых ресурсов, имеющихся в рас­поряжении органов управления федерального и регионального уровней, а также органов местного самоуправления;

ü отсутствие координации в деятельности министерств и ведомств в сфере социального обслуживания;

ü нехватка персонала, имеющего профессиональную подго­товку в области социальной работы;

ü низкий социальный статус и неадекватная заработная пла­та работников социальных служб;

ü недостаточное использование финансовых, экономичес­ких и интеллектуальных возможностей неправительственных учреждений.

Виды социального обслуживания

Читайте также:

  1. CSA, CSS (Customer Service Automation, Customer Service Support) — автоматизация службы поддержки и обслуживания клиентов
  2. I. Виды социальных рисков и направления социального страхования
  3. I. Изменение функций социального государства на различных этапах развития
  4. II. Влияние глобализации на трансформацию социального государства
  5. III. Проблемы и перспективы создания социального государства в Беларуси и России
  6. Азия в мировом хозяйстве. Основные показатели экономического и социального развития
  7. Африка. Основные показатели экономического и социального развития
  8. Болезни роста» социального страхования
  9. Бытовые здания и помещения. Система обслуживания на промышленных предприятиях
  10. Важнейшие признаки социального государства.
  11. Важнейшие факторы и условия становления в России социального государства.
  12. Веберовская методология социального познания.

В литературе нет четкого разграничения между понятиями виды и формы социального обслуживания. Так, одни авторы подразделяет виды социального обслуживания на классические и неклассические.

К первым видам относят:

стационарное, полустационарное, социальное обслуживание на дому, срочная консультативная помощь, профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов, обеспечение инвалидов транспортными средствами, протезно-ортопедическая помощь, содержание детей в детских учреждениях.

Ко вторым — социальное обслуживание беженцев и вынужденных переселенцев, лиц пострадавших от межнациональных и межэтнических конфликтов, а также медицинскую помощь и лечение. Однако в этой же работе классические виды социального обслуживания относятся к формам [28].

Социальное обслуживание в Республике Беларусь включает различные виды социальных услуг. Закон «О социальном обслуживании» закрепляет следующие виды социального обслуживания, которые по конкретной форме делятся на:

• предоставление консультативно-информационных услуг;

• оказание материальной помощи в денежной и натуральной форме;

• предоставление временного места пребывания в социальных приютах;

•обеспечение дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания;

• осуществление социального обслуживания в стационарных учреждениях социального обслуживания и на дому;

• оказание социально-реабилитационных услуг;

• оказание посреднических услуг;

• оказание иных социальных услуг, определенных законодательством.

На современном этапе в законодательстве Республики Беларусь существенно расширен круг лиц, имеющих право на социальное обслуживание и виды социальной помощи.

В Перечне бесплатных и общедоступных социальных услуг, предоставляемых государственными учреждениями социального обслуживания системы Министерства труда и социальной защиты в соответствии с их профилем[29] (утв. постановлением Совмина от 8.06.2001 № 858(с изм. и доп.)) подробно указаны виды социальных услуг.

Основаниями предоставления социальных услуг являются:

малообеспеченность, сиротство, бездомность, безработица, инвалидность, временная нетрудоспособность или ограниченная профессиональная трудоспособность, неспособность к самообслуживанию в связи с возрастом или по иным причинам, токсикомания, наркомания, алкоголизм, семейное неблагополучие, возвращение из мест лишения свободы, безнадзорность лиц, нуждающихся в постоянном уходе, воспитании и иной социальной помощи; стихийное или экологическое бедствие, техногенные катастрофы; иные случаи, когда необходима социальная поддержка.

Основные виды социальных услуг (социальное обслуживание на дому, в стационарных учреждениях социального обслуживания, предоставление временного приюта в специализированных учреждениях социального обслуживания, дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь и реабилитационные услуги) предоставляются населению государственными социальными службами бесплатно и за плату.

Бесплатное социальное обслуживание государственными социальными службами в объемах, определенных государственными стандартами, предоставляется: гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума; гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов; несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с инвалидностью, болезнью, сиротством, безнадзорностью, конфликтами и жестоким обращением в семье и тому подобным.

Социальные услуги предоставляются на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, государственного органа, общественного объединения, лиц, осуществляющих уход за, нуждающимися в социальном обслуживании. Социальные услуги предоставляются, как правило, по месту постоянного или преимущественного жительства лиц, нуждающихся в социальном обслуживании.

[2]

Социальное обслуживание осуществляется на безвозмездной и возмездной основе. Плата за консультацию или предоставление информации о возможных видах, порядке и условиях оказания социальных услуг не взимается. Порядок и условия предоставления безвозмездных и возмездных социальных услуг.

Управление государственной системой социального обслуживания осуществляется республиканскими органами государственного управления, на которые возложена ответственность за проведение государственной политики в области социальной защиты, труда, здравоохранения и образования. Координация деятельности и научно-методическое обеспечение системы социального обслуживания осуществляются республиканским органом государственного управления в области социальной защиты.

Читайте так же:  Советы для женщин, как стать сильным руководителем и сплотить команду

Республиканские органы государственного управления в области социального обслуживания в пределах своей компетенции:

*принимают меры по осуществлению государственной политики в области социального обслуживания и внесению предложений по его совершенствованию;

*разрабатывают государственные минимальные социальные стандарты в области социального обслуживания и осуществляют контроль соблюдения указанных стандартов, утвержденных Советом Министров в порядке, установленном законодательством;

*вносят предложения об единой республиканской системе статистического учета и отчетности в области социального обслуживания;

*организуют подготовку и повышение квалификации социальных работников и других специалистов, занятых в системе социального обслуживания;

*осуществляют создание, управление и обеспечение деятельности организаций, учреждений социального обслуживания, находящихся в государственной собственности;

*оказывают методическую помощь, осуществляют разработку проектов нормативных актов, распространяют прогрессивный опыт организации социального обслуживания;

*организуют и координируют в установленном порядке проведение научных исследований в области социального обслуживания;

*развивают международное сотрудничество в области социального обслуживания;

*осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Местные исполнительные и распорядительные органы в области социального обслуживания в пределах своей компетенции:

• разрабатывают, координируют и реализуют социальные программы и социальные проекты в области, районе (городе);

• создают свои структурные подразделения, которые отвечают за организацию социального обслуживания в области, районе (городе), в том числе за предоставление социальных услуг на соответствующей территории;

• могут создавать юридические лица системы социального обслуживания, осуществляют в установленном порядке их реорганизацию и ликвидацию;

• организуют необходимую работу по обеспечению социального обслуживания, финансируют в установленном законодательством порядке юридические лица системы социального обслуживания и осуществляют контроль за предоставлением социальных услуг на соответствующей территории;

• собирают и анализируют в установленном законодательством порядке информацию, необходимую для оказания социальных услуг, о гражданах и семьях, нуждающихся в социальном обслуживании;

• принимают в порядке, установленном законодательством, соответствующие меры для получения необходимых сведений об уровне доходов и о составе имущества граждан, обращающихся по поводу предоставления социальных услуг;

• организуют обучение и повышение квалификации социальных работников и других специалистов, занятых в системе социального обслуживания;

• осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Финансирование осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, специальных фондов, средств, получаемых от оплаты за предоставление социальных услуг, а также передаваемых в качестве благотворительной помощи.

Финансирование системы социального обслуживания может также осуществляться за счет средств юридических лиц и других источников, не запрещенных законодательством.

Порядок обжалования действий (бездействия) юридических и физических лиц, предоставляющих социальные услуги.

Действия (бездействие) юридических и физических лиц, предоставляющих социальные услуги, могут быть обжалованы в республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы и (или) в суд.

Консультативно-информационные услуги. В учреждениях социального обслуживания клиентам социальной службы предоставляются консультации по вопросам социально-бытового и социально-культурного обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.

Организация социально-консультативной помощи возложена на центры социального обслуживания, а также на органы социальной защиты.

Социально-консультативная помощь гражданам пожилого возраста и инвалидам направлена на их адаптацию в обществе, на ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.

Целью социально-консультативной помощи является: выявление лиц, нуждающихся в социально-консультативной помощи; профилактика различного рода социально-психологических отклонений; работа с семьями, в которых живут граждане пожилого возраста и инвалиды, организация их досуга; консультативная помощь в обучении, профессиональной организации и трудоустройство инвалидов. А также обеспечение координации деятельности государственных учреждений и общественных объединений для решения проблем граждан пожилого возраста и инвалидов. Предусматривает иные меры по формированию здоровых взаимоотношений и созданию благоприятной социальной среды для граждан пожилого возраста и инвалидов.

Таким образом, социально-консультативная помощь направлена на психологическую поддержку граждан пожилого возраста и инвалидов.

Социально-реабилитационные услуги. Государство обеспечивает разработку, производство, распределение и обслуживание технических и иных средств облегчения труда и быта инвалидов, а также соответствующую о ней информацию.

Кабинет Министров утверждает и уточняет Государственный реестр (перечень) технических и иных вспомогательных средств, которые выделяются инвалидам органами социальной защиты бесплатно или на льготных условиях.

В городах и районных центрах при органах социальной защиты созданы комплексные пункты сервисного обслуживания по предоставлению вспомогательных услуг с учетом потребностей инвалидов, включая технические и иные вспомогательные средства.

К основным задачам предприятий реабилитационной индустрии относятся:

►разработка, освоение, производство и реализация изделий, облегчающих труд и быт инвалидов, компенсирующих или восстанавливающих нарушенные или утраченные функции организма;

►оказание различных услуг по обслуживанию и ремонту выпускаемых изделий;

►обеспечение инвалидов средствами реабилитации в соответствии с их потребностями;

►содействие трудовой занятости инвалидов.

Предприятия, связанные с реабилитационными услугами, пользуются режимом наибольшего благоприятствования. Он заключается в предоставлении финансовых льгот, включении выпускаемой продукции в состав государственного заказа, предоставлении льгот на выделение земельных участков и помещений. Порядок предоставления этих льгот устанавливается Советом Министров.

Для проведения работ по стандартизации, унификации и обеспечению качества реабилитационной техники и средств механизации для облегчения труда и быта инвалидов, проведения испытаний образцов реабилитационной техники в системе Министерства труда и социальной защиты создан Координационный научно-технический центр средств инватехники (реабилитационной техники и оборудования).

Государство предоставляет гражданам временное место пребывания в социальных приюта, обеспечение дневного пребывания учреждениях социального обслуживания; осуществляет социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания и на дому

| следующая лекция ==>
| Социальное обслуживание пожилых граждан

Дата добавления: 2013-12-12 ; Просмотров: 1384 ; Нарушение авторских прав? ;

Видео (кликните для воспроизведения).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники


  1. Бархатова, Е.Ю. Международное публичное право в вопросах и ответах; Кнорус, 2011. — 232 c.

  2. Васильева, Вера Как судили Алексея Пичугина. Судебный репортаж / Вера Васильева. — М.: Human Rights Publishers, 2013. — 621 c.

  3. Старович, Збигнев Судебная сексология / Збигнев Старович. — М.: Юридическая литература, 2016. — 336 c.
  4. Бикеев, А. А. Трудоправовая деятельность в организации. Учебное пособие / А.А. Бикеев, М.В. Васильев, Л.С. Кириллова. — М.: Статут, 2015. — 144 c.
Виды социального обслуживания населения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here