Виды избирательных систем. избирательная система в рф

Сегодня предлагаем обсудить важные аспекты на тему: "Виды избирательных систем. избирательная система в рф" с профессиональной точки зрения и понятным языком. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то дочитайте до конца, а если не найдете ответа, то всегда можно обратиться к нашему дежурному юристу.

Избирательные системы

Понятие избирательной системы

В современной юридической литературе нет единой точки зрения на понятие «избирательная система». Одни под ней понимают совокупность фактических общественных отношений, возникающих в процессе организации и проведения выборов, взаимоотношения между избирателями и депутатами, другие, под избирательной системой понимают порядок определения результатов выборов. По нашему мнению, избирательное право есть совокупность: избирательного права (юридические нормы, закрепляющие права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти) и порядка определения результатов выборов. Следовательно, избирательное право, и порядок подсчета результатов выборов являются составными частями избирательной системы. Таким образом, избирательная система и становится системой, так как она состоит из упорядоченной системы совокупности элементов, институтов: правовых норм и порядка определения результатов выборов. Это дает нам определение избирательной системы в широком смысле. В узком смысле — это порядок определения результатов выборов. В этом случае избирательную систему следует рассматривать как технико-процедурные нормы, которые позволяют объективно определить результаты выборов.

Источниками избирательной системы являются: Конституция Российской Федерации; федеральные законы: «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О выборах Президента РФ», «О выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ», «О формировании Совета Федерации ФС РФ». Конституции республик, уставы, законы субъектов РФ о выборах в представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Виды избирательных систем

В зависимости от порядка определения результатов выборов избирательные системы принято подразделять на два вида: мажоритарную и пропорциональную.

Мажоритарная система — это система, при которой избранным считается тот кандидат, который набрал установленное законом большинство голосов. Она является наиболее распространенной на выборах и практически единственно возможная при выборах одного должностного лица (президента, губернатора и др.). Если она применяется для выборов коллегиального органа власти (палата парламента), избирательные округа создаются одномандатные, т.е. в каждом из них должен быть избран один депутат.

Мажоритарная система имеет разновидности, обусловленные различными требованиями к величине необходимого для избрания большинства голосов. Самая простая разновидность — система относительного большинства, при которой избранным считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов. Такая система применяется на парламентских выборах и в России. Часто она используется при местных выборах. При этой системе, чем больше кандидатов баллотируется на одно место, тем меньше голосов требуется для избрания. В России предусмотрено, что выборы в органы государственной власти признаются соответствующей избирательной комиссией несостоявшимися в случае, если в них приняло участие менее 20 % от числа избирателей, внесенных в списки избирателей. Оказанный минимальный процент может быть повышен для выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ. Федеральный закон от 18.05.2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ». повысил указанный минимум до 25 %. Кроме того, чтобы победить на выборах в одномандатном избирательном округе, кандидату необходимо, чтобы полученное относительное большинство было больше числа голосов, поданных против всех кандидатов. Иначе выборы будут признаны несостоявшимися.

Мажоритарная система абсолютного большинства — система, при которой кандидату для избрания необходимо получить более половины голосов (50 % + 1 голос). В качестве базы для подсчета выступает, как правило, общее число поданных голосов. При системе абсолютного большинства, чем больше в избирательном округе кандидатов, тем меньше вероятность, что кто-то из них получит абсолютное большинство голосов. Поэтому выборы по данной системе часто оказываются нерезультативными. Преодолевается нерезультативность перебаллотировкой кандидатов, собравших определенную долю голосов. Это так называемый второй тур выборов (повторное голосование). Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» предусматривает перебаллотировку двух кандидатов, получивших наибольшее число голосов в первом туре. Для избрания во втором туре достаточно относительного большинства голосов. В России избирательная система двух туров применяется на выборах высших должностных лиц (глав исполнительной власти) субъектов РФ и иногда в муниципальных образованиях.

Распределение мандатов при пропорциональной системе происходит по определенной методике, предусмотренной ст. 3 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации». Закон включает изменения в порядке определения результатов выборов по партийным спискам в федеральном округе. Существенным моментом стало увеличение избирательного барьера для прохождения кандидатов от избирательного объединения с 5 до 7 % голосов избирателей. Эта поправка вступает в действие с 2007 г. При этом оговаривается условие, что при любом итоге голосования в состав Г осударственной Думы должны пройти представители не менее двух избирательных объединений.

Полупропорциональные системы. Данная система объединяет системы, которые, будучи основаны на мажоритарном принципе, т.е. на требовании большинства голосов для избрания, все же дают определенные возможности представительства и меньшинству избирателей. Это достигается применением ограниченного вотума, при котором избиратель голосует не за такое число кандидатов, которое равно числу подлежащих избранию от избирательного округа депутатов, а за меньшее. При этой системе партия в многомандатном избирательном округе выдвигает не список кандидатов, баллотирующийся как единое целое, а отдельных кандидатов. Избиратель голосует только за одного кандидата, хотя от округа должно быть избрано несколько депутатов. Избранными считаются кандидаты, собравшие большее число голосов.

К этой же группе систем относится кумулятивный вотум. Избиратель, к примеру, имеет три голоса, что меньше числа депутатов от данного избирательного округа, но он может распорядиться своими голосами трояким образом: либо отдать все их одному кандидату, либо отдать два голоса одному кандидату, а третий — другому, либо раздать по одному голосу трем кандидатам. Система считается пригодной для небольших избирательных единиц, в которой избиратели хорошо знают своих кандидатов, а их политическая принадлежность для избирателей большого значения не имеет.

Смешанные избирательные системы. О смешанной избирательной системе говорят в том случае, если при выборах одной и той же представительной палаты применяются различные системы. При этом стремятся соединить преимущества различных систем и по возможности исключить или компенсировать их недостатки. В России смешанная система использовалась до 2003 г. при выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания. 225 депутатов избирались по одномандатным избирательным округам по мажоритарной системе относительного большинства, а другие 225 депутатов — по общефедеральному избирательному округу по пропорциональной системе, причем определение результатов выборов второй половины депутатского корпуса никак не связано с результатами выборов первой половины. Кандидаты же, баллотировавшиеся также в одномандатных округах, в случае их избрания там исключаются из федеральных списков.

Применение подобной системы предусматривается и при выборах в законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» установил, что не менее половины депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ, либо в одной из его палат распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, избирательными блоками, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. Соответствующие изменения внесены в Федеральный Закон от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». На сегодняшний день все субъекты РФ привели свое избирательное законодательство в соответствие с положениями федерального избирательного законодательства, т.е. закрепили применение на выборах смешанной избирательной системы.

Читайте так же:  Что такое налогооблагаемая прибыль формула расчета

Виды избирательных систем. Избирательная система РФ.

Избирательная система – способ распределения замещаемых выборным путем государственных должностей (мандатов). Основные типы избирательных систем:

2. Мажоритарная. Победитель получает все распределяемые по данному избирательному округу мандаты (обычно применяется в одномандатном избирательном округе). В России применяется при выборах Президента РФ, также может применяться при выборах не более половины состава депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, на муниципальных выборах. Могут существовать следующие варианты мажоритарной избирательной системы: с возможностью проведения второго тура (напр., при выборах Президента РФ, причем, дабы быть выбранным уже в первом туре, кандидат должен набрать либо абсолютное (более 50 % – на выборах Президента РФ), либо квалифицированное (напр., 75 % – в России не применяется) большинство голосов избирателей); в один тур (применяется при выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти в ряде субъектов РФ).

3. Различные виды смешанных (модифицированных) избирательных систем (напр., система единственного непередаваемого голоса или система дораспределения мест на уровне страны при голосовании в регионах) – в России не применяются.

Следовательно, смешанная избирательная система — это система формирования представительных органов власти, при которой часть депутатов избирается на персональной основе по мажоритарным округам, а другая часть — на партийной основе по пропорциональному принципу представительства.

Мажоритарная система абсолютного большинства была основной системой выборов в РСФСР в 1989-1991 гг. После 1991 г. эта система применялась в нашей стране на выборах Президента Российской Федерации, на выборах высших должностных лиц (руководителей исполнительных органов государственной власти) в большинстве субъектов Федерации, а также в некоторых субъектах Федерации на выборах глав муниципальных образований и на выборах депутатов представительных органов государственной власти субъекта Федерации.

До принятия в 2002 г. нового Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в некоторых субъектах Федерации на выборах высших должностных лиц (руководителей исполнительных органов государственной власти) субъекта Федерации использовались разновидности мажоритарной системы, не относящиеся, строго говоря, ни к системе абсолютного, ни к системе относительного большинства. К таким разновидностям относятся:

• система, требующая для избрания получения относительного большинства, но не менее 25% от числа граждан, внесенных в списки избирателей;

• система, требующая для избрания получения относительного большинства, но не менее 25% от числа избирателей, принявших участие в голосовании;

• система, требующая для избрания получения более половины голосов от общего числа голосов избирателей, отданных за всех кандидатов.

Вопрос 19 Избирательная система: понятие и виды. Применение избирательных систем на выборах в Российской Федерации

Избирательная система в широком смысле — совокупность общественных отношений, связанных с проведением выборов

Избирательная система в узком смысле — способ подведения итогов голосования: определения победителя или распределения депутатских мандатов в парламенте.

Виды избирательных систем:

Первой избирательной системой была мажоритарная система. В ее основе лежит принцип большинства: избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. Формально голосование проводится за конкретных кандидатов, а не за партии. Мажоритарная избирательная система наиболее проста и используется сегодня при формировании представительных учреждений всех уровней.

1) Мажоритарная система относительного большинства требует собрать относительное или простое большинство голосов, т.е. число голосов больше, чем у оппонента. Мажоритарная система относительного большинства — одна из наименее демократических. Единственным преимуществом рассматриваемой избирательной системы является проведение голосования в один тур. В чистом виде в РФ применяется в случае проведения второго тура голосования на президентских выборах.

2) Мажоритарная система абсолютного большинства несколько демократичнее, чем избирательная система относительного большинства, при которой кандидату для избрания необходимо получить более половины голосов от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании (50% + 1 голос). Кроме того, в большинстве случаев неизбежно проведение второго тура. В условиях многопартийности данная система не всегда результативна, поскольку непросто собрать сразу же, в первом туре, более половины голосов избирателей. Для устранения данного недостатка иногда применяется повторное голосование. Оно проводится во столько туров, сколько необходимо для того, чтобы кто-либо из кандидатов набрал абсолютное большинство голосов. В РФ применяется на выборах Президента РФ, Губернатора Кировской области.

Пропорциональная система, по сути, в значительной степени компенсирует несправедливость мажоритарной избирательной системы. В основе пропорциональной системы заложено соперничество списков различных политических партий в многомандатных округах и установление определенной пропорции между количеством голосов избирателей, отданных за конкретную партию, и полученных ею мест в парламенте, что позволяет свести до минимума потерю голосов избирателей и обеспечить более широкое представительство политических партий и объединений.

При пропорциональной системе выборов в парламент политические партии не связаны с необходимостью заключать предвыборные союзы и объединяться в крупные партии. В результате этого значительное количество партий получает представительство в парламенте, но ни одна из них, как правило, не имеет абсолютного большинства голосов в коллегиальных представительных органах власти, что в ряде стран необходимо для сформирования правительства.

В РФ пропорциональная система в чистом виде применялась при проведении выборов в действующую Государственную Думу 6 созыва в 2011 году.

Недостатками пропорциональной избирательной системы являются:

во-первых, ослабление личных связей избирателей и их избранников, персональной ответственности депутатов перед избирателями,

во-вторых, данная избирательная система может привести к излишнему дроблению состава законодательного (представительного) органа, что негативно отражается на его работе.

Для реализации пропорциональной избирательной системы необходима многопартийная политическая система, при этом хотя бы из нескольких стабильных политических партий, в совокупности отражающих интересы различных социальных групп населения. Только в этом случае избиратель получает возможность осознанно проголосовать за тот или иной партийный список.

Неоднократно в отечественной юридической науке высказывалось мнение, что мажоритарная и пропорциональная избирательные системы гармонично дополняют друг друга, недостатки одной системы нейтрализуются достоинствами другой, а вместе они способствуют наиболее эффективному и полному учету интересов всех избирателей.

Поэтому сегодня всё большую популярность приобретает смешанная избирательная система — избирательная система, в которой при формировании одного и того же органа используются обе системы – и мажоритарная, и пропорциональная. К ее плюсам можно отнести отсутствиепротивопоставления одной модели избирательной системы другой. Сочетание двух моделей такжевзаимно позволяет снизить негативные последствия применения конкретной избирательной системы. Избиратель при голосовании получает два голоса: 1 – за конкретного депутата (МС) + 1 – за список кандидатов (ПС).

В России применяется при выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, а также

В РФ в качестве избирательной системы, применяемой в основном туре голосования, будет применяться на выборах депутатов Государственной Думы 7 созыва в декабре 2016 года: 225 будут избираться по мажоритарной системе, остальные 225 – по пропорциональной.

Читайте так же:  Понятие и виды муниципальных образований

Вопрос 20 Порядок назначения и проведения референдума

В Российской Федерации

1. Конституция РФ.

2. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»

3. Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

Референдум Российской Федерации — всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.

Виды референдума в зависимости от территории:

1) всероссийский референдум (он проводится по вопросам общефедерального значения на основании решения Президента РФ);

2) референдум субъекта РФ (он проводится по вопросам ведения соответствующего субъекта РФ или совместного ведения РФ и субъектов РФ, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ и федеральным законом);

3) местный референдум (он проводится по вопросам местного значения, находящимся в ведении органов местного самоуправления).

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РФ

Читайте также:

  1. Access 2007 как реляционная система управления базами данных
  2. I Понятие, система и общие условия производства следственных действий
  3. I. Административное право: понятие, предмет, метод, система, положение в системе отраслей
  4. I. Административное право: понятие, предмет, метод, система, положение в системе отраслей
  5. I. Круговая система с распределением на подгруппы
  6. II. Система с выбыванием после двух поражений
  7. II. Язык как особая знаковая система. Основные функции языка.
  8. ISO 9003 – Система Качества: Модель обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях.
  9. V. Система муниципально-правовых актов.
  10. V. СИСТЕМА ОЦЕНКИ
  11. V. Система сертификации
  12. V3: Понятие, предмет, система, источники и принципы экологического права

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ В РОССИИ

В 2001 г., в соответствии с ч. 2 ст. 65 Конституции РФ, принят ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ».

По инициативе иностранного государства, на основании международного договора, федерального конституционного закона о принятии в РФ нового субъекта в качестве нового субъекта РФ может быть принято иностранное государство (образуется субъект РФ, имеющий по общему правилу статус республики, международным договором может быть предусмотрено предоставление такому новому субъекту статуса края либо области) либо часть иностранного государства (в соответствии с международным договором такому новому субъекту РФ предоставляется статус республики, края, области, автономного округа либо автономной области).

Новый субъект в составе РФ может быть образован по инициативе заинтересованных субъектов РФ только в результате объединения двух или более граничащих между собой субъектов (путем объединения может быть образован новый субъект либо один или несколько субъектов присоединены к другому субъекту). Предложение об образовании нового субъекта в составе РФ направляется Президенту. В заинтересованных субъектах по этому поводу проводятся референдумы, объединение возможно только в случае положительного исхода референдумов во всех заинтересованных субъектах. Далее Президентом вносится проект федерального конституционного закона об образовании нового субъекта в составе РФ.

Во всех случаях образования новых субъектов РФ соответствующие изменения вносятся в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ. Уже решен вопрос об объединении Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в новый субъект РФ – Пермский край, которое состоится в 2007 г.

2. Мажоритарная.Победитель получает все распределяемые по данному избирательному округу мандаты (обычно применяется в одномандатном избирательном округе). В России применяется при выборах Президента РФ, также может применяться при выборах не более половины состава депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, на муниципальных выборах. Могут существовать следующие варианты мажоритарной избирательной системы: с возможностью проведения второго тура (напр., при выборах Президента РФ, причем, дабы быть выбранным уже в первом туре, кандидат должен набрать либо абсолютное (более 50 % – на выборах Президента РФ), либо квалифицированное (напр., 75 % – в России не применяется) большинство голосов избирателей); в один тур (применяется при выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти в ряде субъектов РФ).

3. Различные виды смешанных(модифицированных) избирательных систем(напр., система единственного непередаваемого голоса или система дораспределения мест на уровне страны при голосовании в регионах) – в России не применяются.

47. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО ГРАЖДАН: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, НОРМАТИВНАЯ БАЗА

Субъективное избирательное право гражданина является конституционным (закреплено в ст. 32 Конституции РФ), политическим, индивидуальным, основным, абсолютным, состоит в участии в формировании органов государственной власти и местного самоуправления.

Активным избирательным правом(правом выбирать) обладают дееспособные граждане РФ, достигшие 18-летнего возраста, не лишенные свободы по приговору суда, вступившему в законную силу.

Для пассивного избирательного права(права быть избранным) обычно устанавливаются повышенные возрастные цензы (напр., на выборах Президента РФ – достижение 35-летнего возраста), может быть установлен ценз оседлости (постоянное проживание на территории РФ в течение 10 лет на выборах Президента РФ). Лицо не вправе занимать выборные государственные должности, если в отношении него вынесено соответствующее судебное решение, вступившее в законную силу, либо если оно занимает другую выборную государственную должность либо занимало данную выборную государственную должность в течение определенного количества времени (напр., для Президента РФ – в течение двух сроков подряд).

Помимо активного и пассивного избирательного права, в состав избирательных прав граждан входят право участвовать в выдвижении кандидатов (списков кандидатов), право заниматься предвыборной агитацией, право наблюдать за проведением выборов, право участвовать в работе избирательных комиссий, право на получение информации о выборах (в частности, об их результатах).

Видео (кликните для воспроизведения).

Избирательные права граждан закреплены в Конституции РФ, Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», федеральных законах (ФЗ «О выборах Президента РФ», ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ») и законах субъектов РФ об отдельных категориях выборов, уставах муниципальных образований.

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 422 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Виды избирательных систем. Избирательная система в РФ

Избирательное право и избирательная система имеют исключительное значение в политическом развитии общества. Это каналы, посредством которых происходит процесс формирования всей структуры представительной власти — от Президента до муниципальных органов самоуправления. У граждан страны есть политические права. Они позволяют участвовать в развитии государства. Реализация этой возможности осуществляется через выборы. Далее рассмотрим подробнее основные типы избирательных систем. В статье будут описаны основные особенности отечественной выборной структуры.

Общие сведения

Что собой представляют избирательное право и избирательная система? Первое выступает в качестве комплекса конституционных норм. Оно обеспечивает регулирование общественные отношения, складывающиеся при выборе Президента, депутатов представительных органов, как федеративного, так и местного значения.

Избирательная система Росси – это определенный порядок, в соответствии с которым осуществляется формирование институтов власти. Выборы проводятся в соответствии с Федеральными законами, нормативными актами представительных органов госвласти субъектов. Определяя понятие избирательной системы, необходимо учесть специфику конституционных возможностей, которые исходят непосредственно из Основного закона. Она состоит в том, что они, будучи реализованы в определенном взаимодействии, не прекращаются и не появляются снова. Избирательная система России предусматривает одинаковую возможность по своему содержанию и объему для всех граждан.

Читайте так же:  Стандарты iso 9000 и технологии управления качеством

Общая классификация

Прежде чем рассматривать отечественную выборную структуру, следует описать основные виды избирательных систем. В разных странах применяется тот или иной метод формирования органов власти. В некоторых государствах те или другие виды избирательных систем представлены частично. Это обусловлено главным образом существующим государственным режимом и особенностью законодательства. Наиболее распространенной считается та, в которой итог зависит от выбора большинства. Это мажоритарная избирательная система. Она считается единственно возможной при выборе одного должностного лица (губернатора, Президента и прочих).

Если же мажоритарная избирательная система применяется при формировании коллегиального органа, к примеру, парламентской палаты, то создаются, как правило, одномандатные округа. В каждом из них должен быть выбран один депутат. Также существует пропорциональная избирательная система. Ее главная идея заключена в том, чтобы в парламенте или ином представительном органе у каждой партии было определенное число мандатов. Оно должно быть пропорционально количеству голосов, поданных на выборе за ее кандидатов. Полупропорциональное представительство предполагает применение «ограниченного вотума». При этом голосование осуществляется не за установленное число кандидатов от округа, а за меньшее. Она объединяет в себе виды избирательных систем, которые основываются на большинстве, но при этом дают некоторые возможности для меньшинства. Также в выборной практике используется еще одна категория. Смешанная избирательная система применяется в случаях, когда имеют место несколько разных форм представительства в одной палате. Выборы также могут проводиться по принципу единственного передаваемого голоса.

Выборы большинством голосов

Мажоритарная система считается самой простой. Она отличается результативностью. Единственным случаем, когда результат может отсутствовать, становится одинаковое наибольшее количество голосов между кандидатами. Однако на практике такое встречается довольно редко. Разрешение ситуации осуществляется жребием. Данная система применяется при парламентских выборах в США, Индии, Великобритании частично в России и Германии. Часто такая форма выборов имеет место при формировании муниципальных органов власти. Мажоритарная система применяется и в много-, и в одномандатных округах. Первые, однако, встречаются редко. На практике часто бывает так: чем больше кандидатов, тем меньше необходимо голосов для их избрания. При выдвижении одного человека он считается выбранным без голосования. В данном случае достаточно, чтобы хотя бы один человек отдал за него свой голос, даже если им окажется сам кандидат.

Выборы относительным большинством

Такая избирательная система считается несправедливой в отношении к политическим партиям. Особенно это касается тех, которые относятся по своему влиянию к малым и средним. Мандат получает кандидат, набравший относительное большинство голосов. При этом против могло высказаться больше людей, чем за. В этом случае говорят, что он выбран абсолютным меньшинством.


Суть здесь состоит в том, что те голоса, которые были против, пропали. Чем это чревато? В масштабах государства это приводит к тому, что та партия, которая набрала большинство голосов, в парламенте непосредственно получает меньшее число мест. Данная система, тем не менее, имеет сторонников. Это обусловлено тем, что, как правило, обеспечивает партии-победительнице абсолютное, а иногда и значительное большинство в палате. При смешанной и парламентарной системах правления это позволяет формировать устойчивое правительство.

Выборы абсолютным большинством

В этом случае кандидат считается избранным, если он набрал более половины общего числа голосов. При этом определяется нижний порог участия в голосовании избирателей. Если он не будет достигнут, то выборы будут признаны недействительными либо несостоявшимися. Как правило, порог равен половине зарегистрировавшихся избирателей, но зачастую их число может быть и меньшим. Несмотря на то что эта форма выглядит более справедливой, она имеет тот же дефект, что и у описанной выше. Другими словами, вероятно, что партии, набравшие большинство по стране, получат меньшинство в парламенте.

Пропорциональная избирательная система: недостатки

К минусам проведения таких выборов относят, в первую очередь, то, что голосование проводится по многомандатным округам, где соперничают списки кандидатов от движений и политических партий. Из них непосредственно избирателю могут быть известны лишь несколько лиц. Однако, с другой стороны, руководство движения или партии, наряду с громогласными спикерами, может провести в парламент людей, неизвестных широкой публике.

Будучи профессионалами в определенной области, они могут участвовать в разработке того или иного закона, контроле над деятельностью исполнительных органов. Еще одним существенным недостатком пропорциональной системы считается то, что в парламенте может сформироваться множество мелких фракций, которые объединены вокруг лидеров, обладающих небольшим влиянием, но большими амбициями. Неспособные к конструктивному взаимодействию, они зачастую препятствуют проведению тех или иных законов, принятию важных решений. Данная ситуация крайне нежелательна, если правительству необходимо опираться на большинство в парламенте.

Достоинства

Данная система дает возможность получить количество мест, которое будет пропорциональным числу голосов каждой партии. Именно поэтому она считается наиболее справедливой, чем выборы по большинству. При достаточно низкой квоте партии также получат места. Избиратели при данной системе предпочитают голосовать за тех, чья позиция близка их собственной, а не за тех, которые обладают большими шансами.

Распределение мандатов

Оно осуществляется по разным схемам. Первая заключается в установлении избирательной квоты. То есть определяется число голосов, которое необходимо для выбора одного депутата. Следующий метод заключается в том, что количество голосов, которое набрала партия, разделяется на число мандатов, которые она получила, плюс один. Нераспределенный остаток передается партиям с наибольшими средними показателями голосов. Однако достаточно часто система распределения непонятна для плохо информированных граждан.

Единственный передаваемый голос

В теории считается, что данная форма самая справедливая. Она дает возможность сочетать личный выбор с пропорциональным представительством партий. Распространению такой формы выборов препятствует некоторая техническая сложность при определении результатов. Каждая партия может выдвигать столько представителей, сколько посчитает необходимым. Допускается участие независимых кандидатов. Действия избирателей при этом аналогичны тем, что и при мажоритарной системе, предусматривающей альтернативное голосование. То есть напротив фамилий кандидатов человек ставит соответствующие отметки. После определения общего количества действительных бюллетеней устанавливается избирательная квота.

Получившие ее кандидаты считаются выбранными. Обычно они получают излишек квоты, то есть определенное число голосов, которое им не нужно. Это количество отдается тем, кто квоту не получил, по принципу второго предпочтения. В случае если после распределения голосов остались неизбранные кандидаты и незамещенные мандаты, первые исключаются из выборов. При этом бюллетени, в которых они получили первое предпочтение, отдаются другим по принципу второго предпочтения, аналогично тому, как это происходит при альтернативном голосовании.

Смешанная избирательная система

Ее применение обусловлено стремлением соединить достоинства разных выборных форм. Также в той или иной степени компенсируются или устраняются недостатки, которые имеют виды избирательных систем. В этом отношении характерен порядок формирования отечественной Государственной Думы. Половина ее образуется по мажоритарной системе представительства по относительному большинству. Общее число депутатов – 450. Вторая половина избирается на основании пропорциональной системы по общефедеральному округу.

Результаты голосования

В соответствии с ними, осуществляется распределение мандатов. Это выполняется по следующим правилам:

  • Определяется сумма голосов, которые поданы по общефедеральному округу за списки кандидатов от допущенных к распределению мандатов объединений. Данный результат является первым избирательным частным.
  • Количество действительных голосов каждого общефедерального списка кандидатов, участвовавших в распределении, разделяется на первое частное. Целая часть результата считается числом мандатов. Его получает соответствующий список.
  • Если остаются мандаты, распределение проводится повторно. По одному они передаются спискам, обладающим наибольшей дробной частью. Он представляет собой остаток, полученный при делении. При равенстве преимущество получает тот список, за который отдано больше голосов, а при их равенстве – тот, кто раньше зарегистрировался.
Читайте так же:  Основы маркетинга будущего для вашей компании

Особенности отечественной выборной структуры

Следует отметить, что сегодня в России происходит процесс становления демократической правовой системы. В связи с этим, традиционный взгляд на процедуру образования органов власти считается неполным и ограниченным. Избирательная система РФ рассматривается современными экспертами как институт народовластия и метод реализации политических возможностей граждан.

В качестве основополагающего положения, отражающего сущность и глубину конституционного строя в стране, выступают свободные выборы. Избирательная система РФ предусматривает провозглашение и последующее юридическое закрепление воли народа. В Конституции (ст. 3, ч. 1) зафиксировано, что население государства является единственным источником власти и носителем суверенитета. При этом Основной закон устанавливает механизм, посредством которого будет реализована воля народа. Высшим проявлением его считаются выборы и референдум.

В заключение

Сложно сказать однозначно, какая избирательная система лучше. При применении той или иной формы представительства и образования органов власти следует, в первую очередь, исходить из особенностей законодательной структуры. На разных уровнях могут использоваться разные типы избирательных систем. Тем не менее, одним из основных принципов при проведении выборов должен оставаться принцип справедливости.

[3]

Виды избирательных систем в РФ

В зависимости от порядка определения результатов выборов избирательные системы принято подразделять на два вида: мажоритарную и пропорциональную.

Мажоритарная система — это система, при которой избранным считается тот кандидат, который набрал установленное законом большинство голосов. Она является наиболее распространенной на выборах и практически единственно возможная при выборах одного должностного лица (президента, губернатора и др.). Если она применяется для выборов коллегиального органа власти (палата парламента), избирательные округа создаются одномандатные, т.е. в каждом из них должен быть избран один депутат.

Мажоритарная система имеет разновидности, обусловленные различными требованиями к величине необходимого для избрания большинства голосов. Самая простая разновидность — система относительного большинства, при которой избранным считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов. Такая система применяется на парламентских выборах и в России. Часто она используется при местных выборах. При этой системе, чем больше кандидатов баллотируется на одно место, тем меньше голосов требуется для избрания. В России предусмотрено, что выборы в органы государственной власти признаются соответствующей избирательной комиссией несостоявшимися в случае, если в них приняло участие менее 20 % от числа избирателей, внесенных в списки избирателей.

[1]

Мажоритарная система абсолютного большинства — система, при которой кандидату для избрания необходимо получить более половины голосов (50 % + 1 голос). В качестве базы для подсчета выступает, как правило, общее число поданных голосов. При системе абсолютного большинства, чем больше в избирательном округе кандидатов, тем меньше вероятность, что кто-то из них получит абсолютное большинство голосов. Поэтому выборы по данной системе часто оказываются нерезультативными.

Пропорциональная система (пропорциональное представительство партий и движений). При данной системе каждая партия получает в парламенте число мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за ее кандидатов на выборах. Голосование при пропорциональной системе проводится по многомандатным избирательным округам, в которых соперничают списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями и движениями. Избиратель выбирает не между персонами, как при мажоритарной системе, а между партиями (движениями) и голосует за список кандидатов.

Пропорциональная система порождает политическую дробность парламента, т.е. появление множества мелких фракций, что препятствует конструктивной работе парламента. Чтобы избежать этого, вводится избирательный порог, т.е. устанавливается минимальный процент голосов, который партийный список кандидатов должен собрать для участия в пропорциональном распределении мандатов. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» устанавливает, что к распределению мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил семь и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, при условии, что таких списков было не менее двух и за все эти списки подано в совокупности более 60 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу.

Полупропорциональные системы . Данная система объединяет системы, которые, будучи основаны на мажоритарном принципе, т.е. на требовании большинства голосов для избрания, все же дают определенные возможности представительства и меньшинству избирателей. Это достигается применением ограниченного вотума, при котором избиратель голосует не за такое число кандидатов, которое равно числу подлежащих избранию от избирательного округа депутатов, а за меньшее. При этой системе партия в многомандатном избирательном округе выдвигает не список кандидатов, баллотирующийся как единое целое, а отдельных кандидатов. Избиратель голосует только за одного кандидата, хотя от округа должно быть избрано несколько депутатов. Избранными считаются кандидаты, собравшие большее число голосов.

Избирательный процесс выступает самостоятельной юридической формой определенного комплекса государственно-правовых отношений, замыкающихся на обслуживании подготовки и проведения выборов, и является автономным элементом в структуре избирательного и в целом государственного права Российской Федерации. Избирательный процесс следует характеризовать как урегулированную процессуальными нормами деятельность участников избирательного процесса (субъектов избирательного права), состоящую из взаимосвязанных и построенных в логической последовательности стадий, опирающуюся на демократические принципы российского избирательного права и направленную на придание выборам легитимного характера.

Избирательный процесс является технологической инфраструктурой и формой реализации конституционных принципов организации периодических свободных выборов и обеспечения избирательных прав человека и гражданина в рамках предусмотренной законом последовательности совершения комплекса избирательных действий и процедур.

В избирательном законодательстве Российской Федерации в соответствии с конституционной моделью организации системы органов публичной власти представлены федеральный, региональный и муниципальный уровни выборов. Сообразно этому можно говорить о федеральном, региональном и муниципальном избирательных процессах. Общие принципы организации избирательного процесса в Российской Федерации очерчены соответствующими положениями Конституции, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иными федеральными законами. Избирательный процесс в Российской Федерации включает в себя установленную законом совокупность стадий, состоящих из конкретных избирательных процедур и избирательных действий.

Среди стадий избирательного процесса в РФ различают следующие:

— назначение выборов (принятие уполномоченным на то государственным органом, органом местного самоуправления, должностным лицом решения о назначении даты выборов);

— образование избирательных округов, в том числе единого избирательного округа, избирательных участков, составление списков избирателей на основе сведений о государственной регистрации (учете) избирателей;

[2]

— выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрация;

— информационное обеспечение выборов и проведение предвыборной агитации; голосование и определение итогов голосования, установление результатов выборов, их официальное опубликование.

Одной из основных стадий избирательного процесса, обеспечивающей периодичность проведения выборов соответствующего уровня, является порядок назначения выборов уполномоченными на то органами или должностными лицами, а также порядок ротации состава депутатов представительных органов государственной власти. Конституция Российской Федерации закрепляет порядок назначения выборов только в федеральные органы государственной власти, порядок назначения региональных и муниципальных выборов закрепляется в конституциях (уставах), законах субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных образований.

Читайте так же:  5 привычек миллениалов, которые помогают достичь успеха в бизнесе

Выборы органов или выборных лиц являются обязательными и проводятся в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Выборы назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо в соответствии со сроками, установленными указанными нормативными правовыми актами.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и ст. 5 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента Российской Федерации является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации и в котором четыре года тому назад был избран Президент Российской Федерации.

При проведении выборов в целях реализации прав избирателей, ознакомления их с данными о себе, а также в целях проведения голосования соответствующими избирательными комиссиями составляются списки избирателей на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей.

Порядок составления списков избирателей устанавливается Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

В списки избирателей на избирательных участках включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день проведения голосования активным избирательным правом. На выборах в органы местного самоуправления в списки избирателей в соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации включаются иностранные граждане которые достигли возраста 18 лет, не признаны судом недееспособными, не содержатся в местах лишения свободы по приговору суда и которые постоянно или преимущественно проживают на территории муниципального образования, где проводятся выборы.

Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его постоянного или преимущественного, а в случаях, предусмотренных федеральным законодательством или законодательством субъектов Российской Федерации, также временного проживания на территории этого участка.

Для проведения выборов образуются избирательные округа на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории, которые предоставляются соответственно уровню выборов исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, а также командирами воинских частей.

Соответствующая избирательная комиссия не позднее, чем за 80 дней до дня голосования определяет схему образования избирательных округов, в которой обозначены их границы, перечень административно — территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (в случае, если избирательный округ включает в себя часть территории административно — территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно — территориальной единицы или муниципального образования, или населенного пункта) номер и центр каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе. Соответствующий представительный орган государственной власти, орган местного самоуправления утверждает схему образования избирательных округов не позднее чем за 20 дней до дня голосования.

Публикация (обнародование) схемы образованных избирательных округов, включая ее графическое изображение, осуществляется соответствующим представительным органом государственной власти, органом местного самоуправления не позднее чем через пять дней после ее утверждения. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки. Избирательные участки образуются главой муниципального образования по согласованию с избирательными комиссиями на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка, из расчета не более чем 3 тысячи избирателей на каждом участке не позднее чем за 45 дней до дня голосования на выборах.

Статья 32 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» закрепляет право выдвижения кандидатов. Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.

Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено избирательным объединением. Статья 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяет порядок сбора подписей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума. Федеральными законами, законами субъектов РФ может быть предусмотрено, что для регистрации кандидатов в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены также сведения о доходах и об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности.

Граждане Российской Федерации, общественные объединения, политические партии вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за участие в выборах, за или против любого зарегистрированного кандидата (за список кандидатов или против него). Кандидатам и избирательным объединениям и блокам гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации. Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов.

Голосование на выборах проводится в календарный выходной день. Время начала и окончания голосования устанавливается законами, как правило — с 8 до 22 часов. О времени и месте голосования территориальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации или иным способом. Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. Мачин, И. Ф. История политических и правовых учений. Учебное пособие для прикладного бакалавриата / И.Ф. Мачин. — М.: Юрайт, 2016. — 220 c.

  2. Кабинет для девочки. Объемная аппликация. — М.: Проф-Пресс, 2014. — 10 c.

  3. 20 лет Конституции Российской Федерации. Актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства. Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов (г. Пермь, 18-19 октября 2013 г.): моногр. . — М.: Статут, 2014. — 643 c.
Виды избирательных систем. избирательная система в рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here