Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. международное право

Сегодня предлагаем обсудить важные аспекты на тему: "Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. международное право" с профессиональной точки зрения и понятным языком. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то дочитайте до конца, а если не найдете ответа, то всегда можно обратиться к нашему дежурному юристу.

Содержание

Венская конвенция о дипломатических сношениях и проблемы её применения

О конвенции.Еще в 1949 году Комиссия международного права Организации Объединенных Наций остановилась на проблеме дипломатических сношений и иммунитетов, полагая, что кодификация этих вопросов желательна и осуществима. После тщательной предварительной работы, проделанной Комиссией, Генеральным секретарем ООН была созвана конференция в Вене, которая весной 1961 года разработала проект конвенции, названной Венской конвенцией от 18 апреля 1961 года о дипломатических сношениях. Ряд стран подписал ее сразу, другие готовятся к ее подписанию. В январе 1969 года 63 страны подписали эту конвенцию, 45 стран ее ратифицировали, среди них Федеративная Республика Германии, Япония, Союз Советских Социалистических Республик и Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. В соответствии со статьей 51 конвенция вошла в силу 24 апреля 1964 года.

Венская конвенция 1961 года о дипломатических сношениях регламентирует порядок установления и прекращения дипломатических сношений, учреждения дипломатических представительств и их функции, устанавливает три дипломатических класса, порядок аккредитования главы дипломатического представительства и его персонала.

Конвенция различает привилегии и иммунитет дипломатического представительства в целом и личные привилегии и иммунитеты дипломатического и технического персонала представительства. К числу наиболее важных привилегий и иммунитетов относится неприкосновенность помещения: власти государства пребывания могут входить в эти помещения только с согласия главы представительства; они обязаны принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от какого-либо вторжения или нанесения ущерба; для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства; помещения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и т. п., к числу привилегий относятся также свобода сношения дипломатического представительства со своим государством, неприкосновенность дипломатической почты и др.

Персонал дипломатического представительства и члены их семей пользуются правом неприкосновенности личности, жилища, иммунитетом от юрисдикции государства пребывания. Обслуживающий персонал представительства пользуется иммунитетом в отношении действий, совершенных им при исполнении своих служебных обязанностей, и освобождается от налога с заработка.

К конвенции приложены 2 факультативных протокола: об обязательной юрисдикции международного суда и о неприменении законов о гражданстве государства пребывания к сотрудникам дипломатического представительства.

Венская конвенция о дип.сношениях определяет консульские функции, а так же консульские классы, привилегии и иммунитеты, но на деле очень часто возникают трудности и нарушения применения Конвенции.

Проблемы применения.Несмотря на закрепленную международным и внутригосударствен­ным правом неприкосновенность дипломатических представительств, нередки случаи вторжения посторонних лиц на их территорию. Напри­мер, 8 июля 2003 г. злоумышленники проникли в посольство России в Швеции, затем угнали автомобиль сотрудника посольства. В результате зданию посольства нанесен ущерб, автомобиль не подлежит восстанов­лению. Это не первый случай такого рода. 12 ноября 2002 г. в связи со взломом пяти автомобилей в жилой зоне посольства Российской Феде­рации перед послом Швеции в России уже ставился вопрос о необходи­мости предотвращения несанкционированных проникновений на терри­торию посольства. Однако, судя по второму инциденту, должных мер принято не было. МИД России потребовал обеспечить безопасность по­сольства и, принимая во внимание, что ответственность за произошед­шее лежит на шведской стороне, возместить причиненный ущерб.

Нередко возникает вопрос: что делать в случае форсмажорных обстоятельств — пожара, наводнения, захвата помещения террористами? Ответ однозначный — ни при каких обстоятельствах нельзя без согласия главы дипломатического представительства вступать на его территорию.

Международное право не разрешает использовать институт непри­косновенности помещения дипломатических представительств в качест­ве убежища лиц, преследуемых властями государства пребывания. Тем не менее, практика некоторых государств, главным образом Латинской Америки, богата примерами использования помещений иностранных дипломатических представительств в целях предоставления политиче­ского убежища лицам, преследуемым властями государства пребывания. Например, Джулиан Ассанж, который находясь под подпиской о невыезде, укрылся в посольстве Эквадора в Лондоне и попросил у руководства южноамериканской страны политического убежища. Полиция сочла это нарушением условий домашнего ареста и сообщила, что в момент выхода из посольства он будет арестован. Другое дело, что официальный Лондон юридически обязан выдать Ассанжа Швеции. Однако войти в здание дипломатической миссии, обладающей неприкосновенностью, полицейские не могут.

Другая проблема — это зачастую ненаказуемость дипломатов, нарушающих законы страны пребывания и совершающих административные и уголовные преступления.

Пример. В конце октября этого года Российский дипломат Александр Евсюков, сбивший 21 октября девушку на пешеходном переходе в Бухаресте, срочно покинул Румынию и вернулся в Россию. В заявлении российского посольства говорится о невозможности в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях снятия иммунитета с совершившего ДТП дипломата. В этой связи, российская сторона приняла решение о незамедлительном прекращении его командировки.

Другой скандал, связанный с дипломатическими работниками, произошел в Екатеринбурге в 2010 году, когда инспекторы ГИБДД остановили автомобиль консульства Кыргызстана и попытались задержать его водителя – атташе дипмиссии, который ехал по улице, игнорирую запрещающие сигналы светофора. Генеральное консультсво Кыргызстана направило в Представительство МИДа РФ официальную ноту, в которой выразило возмущение действиями инспекторов, т.к. в отношении дипломата должны применяться абсолютно другие процедуры, предусмотренные Венской конвенцией, которая стоит выше законодательства отдельного государства — члена этого соглашения. Даже если сотрудник консульства был пьян, милиционеры не имели права применять к нему физическую силу и вообще задерживать.

Читайте так же:  Можно ли официально работать на двух работах трудовой кодекс российской федерации

По международному законодательству дипломаты в случае подобных ДТП не только неподсудны, но и не должны платить штраф при незначительных дорожных нарушениях. Согласно статье 31 Венской конвенции о дипломатических сношениях иностранные дипломаты обладают иммунитетом от уголовной и гражданско-правовой юрисдикции судов страны пребывания. Как пишут СМИ, такая безнаказанность приводит к тому, что дипломаты все чаще становятся виновниками аварий в Европе. По статистике, чаще всего в ДТП в европейских странах попадают дипломатические работники из России, Китая и арабских стран

Следующей проблемой является то, что Венская конвенция о дип.сношениях, принятая в 1961 году, не учитывает и не регулирует деятельность и роль средств массовой информации, особенно Интернета.

В качестве примера можно привести случай, который произошел в марте с послом США Майклаом Макфолом, который заявил о прослушивании его телефонов и перехвате электронных сообщений в Москве средствами массовой информации (каналом НТВ). Майкл Макфол назвал действия журналистов нарушением Венской конвенции о дипломатических сношениях. «Куда бы я ни пошел, НТВ уже там. Интересно, кто им дает мое расписание? Они мне не ответят. Интересно, какие законы существуют для таких вещей?» — задался вопросом американский дипломат.
на своей страничке в Twitter дипломат написал: «Интересно, какие законы существуют для таких вещей?» Далее Макфол пишет: «Я уважаю право прессы ходить куда угодно и задавать любые вопросы. Но имеют ли они право читать мою электронную почту и прослушивать мой телефон?».

Еще один случай, когда в 2009 году во время встречи министр иностранных дел Владимир Огрызко предупредил посла России Виктора Черномырдина о возможности объявления его персоной нон-грата в Украине за его недружественные и крайне недипломатичные оценки, комментарии и высказывания в адрес Украины и ее руководства. В газете «Комсомольская правда в Украине» было опубликовано интервью, в котором Черномырдин отметил невозможность проведения с руководством Украины конструктивного диалога. «С этим украинским руководством договориться нельзя. Придут другие люди — посмотрим», — заявил он. Черномырдин также раскритиковал украинские власти за публичное выяснение отношений.

Министр отметил, что такие действия посла противоречат положениям Венской конвенции о дипломатических отношениях, являются грубым нарушением норм дипломатической этики и международного права и несовместимы со статусом руководителя дипломатического представительства в стране пребывания.

Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. Международное право

Название работы: Венская конвенция о дипломатических сношениях и ее значение

Предметная область: Международные отношения

Описание: Так в соответствии со статьей 3 Конвенции функции дипломатического представительства состоят в частности: в представительстве аккредитующего государства в государстве пребывания; в защите в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах допускаемых международным правом; в ведении переговоров с правительством государства пребывания; в выяснении всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщении о них правительству аккредитующего.

Дата добавления: 2015-03-20

Размер файла: 16.05 KB

Работу скачали: 2 чел.

Вопрос 4. Венская конвенция о дипломатических сношениях и ее значение.

В настоящее время деятельность дипломатических представительств регламентируется в международном плане Конвенцией о дипломатических сношениях, заключенной в Вене в 1961 г.

Венская конвенция определяет:

-Установление дипломатических отношений между государствами и учреждение постоянных дипломатических представительств осуществляются по взаимному согласию.

-функции дипломатических представительств.

[3]

-аккредитация главы представительства.

-классы глав представительств.

-привилегии и иммунитеты.

Венская Конвенция 1961 г. определяет функции дипломатических представительств, классы их глав, порядок аккредитования, предоставляемые иммунитеты и привилегии. Так, в соответствии со статьей 3 Конвенции, функции дипломатического представительства состоят, в частности:

-в представительстве аккредитующего государства в государстве пребывания;

-в защите в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом;

-в ведении переговоров с правительством государства пребывания;

-в выяснении всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщении о них правительству аккредитующего государства;

-в поощрении дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и в развитии их взаимоотношений в области экономики, культуры и науки.

Кроме того, документом устанавливается, что ни одно из положений Конвенции не должно истолковываться как препятствующее выполнению дипломатическим представительством консульских функций. Обычно консульская деятельность Посольства осуществляется входящим в его структуру консульским отделом.

Конвенция различает привилегии и иммунитет дипломатического представительства в целом и личные привилегии и иммунитеты дипломатического и технического персонала представительства. К числу наиболее важных привилегий и иммунитетов относится неприкосновенность помещения: власти государства пребывания могут входить в эти помещения только с согласия главы представительства; они обязаны принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от какого-либо вторжения или нанесения ущерба; для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства; помещения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и т.п., к числу привилегий относятся также свобода сношения дипломатического представительства со своим государством, неприкосновенность дипломатической почты и др.

Персонал дипломатического представительства и члены их семей пользуются правом неприкосновенности личности, жилища, иммунитетом от юрисдикции государства пребывания. Обслуживающий персонал представительства пользуется иммунитетом в отношении действий, совершенных им при исполнении своих служебных обязанностей, и освобождается от налога с заработка.

Венская конвенция 1961 г. подразделяет глав дипломатических представительств на:

-класс послов и нунциев, аккредитуемых при главах государств; к этому классу конвенция относит также других глав представительств эквивалентного ранга;

-класс посланников и интернунциев, аккредитуемых также при главах государства;

-класс поверенных в делах, аккредитуемых при министрах иностранных дел (этот класс не следует смешивать с временными поверенными в делах – старшими сотрудниками представительства, замещающими его главу на время отсутствия).

Читайте так же:  Пять вопросов, которые нужно задать себе при устройстве на новую работу

Конвенция устанавливает, что «иначе как в отношении старшинства и этикета, не должно проводиться никакого различия между главами представительств вследствие их принадлежности к тому или иному классу». Это положение отвечает принципу равенства государств, и на него никак не может повлиять класс дипломатического представительства, которыми они обмениваются. Этот класс может служить лишь показателем степени развитости отношений между ними или их характера.

Также конвенция определяет процесс аккредитации, выдачи агремана. Если дипотношения развиты недостаточно, или по иным соображениям, стороны договариваются об аккредитовании диппредставительств по совместительству. Венская конвенция допускает аккредитование диппредставителя по совместительству даже в нескольких странах. В этих случаях глава представительства бывает в стране аккредитования наездами, по мере надобности. В странах аккредитования, однако, могут в случае необходимости создаваться аппараты представительства, возглавляемые временными поверенными в делах, которые руководят ими в период отсутствия главы представительства. Такие органы создаются на основе особой договоренности между государствами.

Конвенция предусматривает возможность совмещения главой представительства или любым из его сотрудников — членом дипломатического персонала — своего поста с постом представителя аккредитующего государства при любой международной организации.

К конвенции приложены 2 факультативных протокола: об обязательной юрисдикции международного суда и о неприменении законов о гражданстве государства пребывания к сотрудникам дипломатического представительства.

Конвенция впитала в себя все то рациональное, что содержалось в подобного рода документах, регулировавших отношения между государствами в прошлом, а также правила и обычаи, утвердившиеся в межгосударственном взаимодействии в результате многовековой дипломатической практики. Важное значение Венской конвенции 1961 г. состоит также в том, что тщательная работа над ее текстом позволила придать многим ее положениям универсальный характер, что дало возможность использовать некоторые из них при выработке аналогичного рода документов, регламентирующих другие формы межгосударственных отношений (участие в международных организациях, осуществление консульской деятельности др.).

Россия является участницей Венской конвенции 1961 г., которая в своей основе отвечает курсу ее внешней политики, исходящей из принципа мирного сосуществования государств и развития между ними взаимовыгодного сотрудничества. Он нашел свое выражение уже в самой преамбуле Конвенции, где выражается надежда, что этот документ «будет способствовать развитию дружественных отношений между государствами, независимо от различий в их государственном и общественном строе».

59. Дипломатические привилегии и иммунитеты. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961г.

Под дипломатическими привилегиями понимаются особые права и преимущества, предоставляемые представительствам и их сотрудникам. Иммунитеты — это изъятия представительства и его сотрудников из юрисдикции и принудительных действий со стороны государства пребывания.

Различают привилегии и иммунитеты дипломатических представительств и привилегии и иммунитеты их сотрудников.

Дипломатические представительства пользуются следующими привилегиями и иммунитетами.

1) Неприкосновенность помещений представительства: никто не может войти на территорию представительства иначе, как с согласия главы представительства. Под помещением представительства понимаются как здания и сооружения, занимаемые представительством, так и земельные участки представительства. Государство пребывания обязано принимать все меры для защиты помещений представительства от вторжения извне и нанесения им ущерба.

2) Помещения представительства и находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий.

3) Представительство освобождается от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме сборов за конкретные виды обслуживания. Сборы, взимаемые представительством при выполнении своих обязанностей (например, за выдачу виз), освобождаются от всех налогов и пошлин страны пребывания.

4) Архивы и документы представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения. Официальная корреспонденция представительства неприкосновенна. Дипломати­ческая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.

[1]

Дипломатические курьеры пользуются личной неприкосновен­ностью и подлежат особой защите со стороны государства пребыва­ния. Аккредитующим государством или представительством может быть назначен дипломатический курьер ad hoc. В этом случае иммунитеты прекращаются в момент доставки дипломатической почты по назначению. Дипломатическая почта может быть вверена также ко­мандиру экипажа гражданского самолета.

5) Сотрудникам представительства предоставляется свобода передвижения по территории страны пребывания.

Сотрудники представительства пользуются следующими привилегиями и иммунитетами.

1) Личность дипломатического агента неприкосновенна. Дипломат не подлежит аресту или задержанию в какой-либо форме.

2) Частная резиденция дипломатического агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещение представительства.

3) Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания.

4) Дипломатический агент пользуется иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, кроме:

вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу на территории страны пребывания, если только он не владеет этим имуществом для целей представительства;

исков, касающихся наследования, в отношении которых он выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя, наследника или отказ получателя от наследства;

исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности дипломатического агента за пределами его официальных функций.

Венская конвенция о дипломатических сношениях — один из основных международных договоровв областидипломатического права. Она была принята на международной конференции вВене, которая проходила в период со2 мартапо14 апреля1961 года. В конференции приняло участие 81 государство По конвенции:

Функции дипломатического представительства:

)выступления от имени аккредитующего государства;

)защита интересов аккредитующего государства и его граждан;

)ведение переговоров с правительством государства пребывания;

)получение всеми законными средствами информации о государстве пребывания;

)поощрение дружеских отношений между странами в политической, экономической и культурной сферах.

Установление дипломатических отношений производится путем соглашения между государствами. В соглашении определяются уровень представительства и место нахождения представительства

Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. Международное право

Дипломамт — в международном праве официальное лицо государственного органа внешних отношений (внешнеполитического ведомства), уполномоченное правительством осуществлять официальные отношения с иностранными государствами или их представителями.

Читайте так же:  Стандарты обслуживания населения

Основной международно-правовой документ, определяющий статус и функции дипломатического представительства при главах государств; принята 18.04.1961 г. в Вене на Конференции ООН по дипломатическим сношениям и иммунитетам. В преамбуле указывается, что вопросы, прямо не предусмотренные в Конвенции, будут по-прежнему регулироваться нормами международного обычного права.

Конвенция определяет, в частности, порядок установления дипломатических отношений, аккредитования главы дипломатического представительства и прекращения его функций, уведомления МИД государства пребывания о назначении, прибытии и убытии сотрудников представительства и членов их семей, устанавливает классы глав представительств. В ней содержатся нормы, связанные с объявлением главы представительства или кого-либо из членов дипломатического персонала представительства персоной нон грата, регулирующие вопросы старшинства глав представительств соответствующего класса и членов дипломатического персонала представительств, а также предусматривающие порядок назначения лиц, временно выполняющих обязанности главы представительства.

Значительная часть Конвенции посвящена дипломатическим привилегиям и иммунитетам.

Официальная корреспонденция представительства неприкосновенна. Под официальной корреспонденцией понимается вся корреспонденция, относящаяся к представительству и его функциям.

Дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Все места, составляющие дипломатическую почту, должны иметь видимые внешние знаки, указывающие на их характер, и они могут содержать только дипломатические документы и предметы, предназначенные для официального пользования.

Видео (кликните для воспроизведения).

Дипломатический агент освобождается от всех налогов, сборов и пошлин, личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных.

Государство пребывания, в соответствии с принятыми им законами и правилами, разрешает ввозить и освобождает от всех таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сборов, за исключением складских сборов, сборов за перевозку и подобного рода услуги а) предметы, предназначенные для официального пользования представительства; b) предметы, предназначенные для личного пользования дипломатического агента или членов его семьи, живущих вместе с ним, включая предметы, предназначенные для его обзаведения. Личный багаж дипломатического агента освобождается от досмотра, если нет серьезных оснований предполагать, что он содержит предметы, на которые не распространяются изъятия, упомянутые в пункте 1 настоящей статьи, или предметы, ввоз или вывоз которых запрещен законом или регулируется карантинными правилами государства пребывания. Такой досмотр должен производиться только в присутствии дипломатического агента или его уполномоченного представителя.

Статья 27. «Венская конвенция о дипломатических сношениях» (заключена в г. Вене 18.04.1961)

Статья 27

1. Государство пребывания должно разрешать и охранять свободные сношения представительства для всех официальных целей. При сношениях с правительством и другими представительствами и консульствами аккредитующего государства, где бы они ни находились, представительство может пользоваться всеми подходящими средствами, включая дипломатических курьеров и закодированные или шифрованные депеши. Тем не менее, представительство может устанавливать и эксплуатировать радиопередатчик лишь с согласия государства пребывания.

2. Официальная корреспонденция представительства неприкосновенна. Под официальной корреспонденцией понимается вся корреспонденция, относящаяся к представительству и его функциям.

3. Дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.

4. Все места, составляющие дипломатическую почту, должны иметь видимые внешние знаки, указывающие на их характер, и они могут содержать только дипломатические документы и предметы, предназначенные для официального пользования.

[2]

5. Дипломатический курьер, который должен быть снабжен официальным документом с указанием его статуса и числа мест, составляющих дипломатическую почту, пользуется при исполнении своих обязанностей защитой государства пребывания. Он пользуется личной неприкосновенностью и не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме.

6. Аккредитующее государство или представительство могут назначать дипломатических курьеров ad hoc. В таких случаях положения пункта 5 настоящей статьи также применяются, с тем исключением, что упомянутые в нем иммунитеты прекращаются в момент доставки таким курьером порученной ему дипломатической почты по назначению.

7. Дипломатическая почта может быть вверена командиру экипажа гражданского самолета, направляющегося в аэропорт, прибытие в который разрешено. Командир должен быть снабжен официальным документом с указанием числа мест, составляющих почту, но он не считается дипломатическим курьером. Представительство может направить одного из своих сотрудников принять дипломатическую почту непосредственно и беспрепятственно от командира самолета.

Статья 31. «Венская конвенция о дипломатических сношениях» (заключена в г. Вене 18.04.1961)

Статья 31

1. Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. Он пользуется также иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции, кроме случаев:

a) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания, если только он не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства;

b) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломатический агент выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства;

c) исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатическим агентом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций.

2. Дипломатический агент не обязан давать показаний в качестве свидетеля.

3. Никакие исполнительные меры не могут приниматься в отношении дипломатического агента, за исключением тех случаев, которые подпадают под подпункты «a», «b» и «c» пункта 1 настоящей статьи, и иначе как при условии, что соответствующие меры могут приниматься без нарушения неприкосновенности его личности или его резиденции.

4. Иммунитет дипломатического агента от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции аккредитующего государства.

Статья 41. «Венская конвенция о дипломатических сношениях» (заключена в г. Вене 18.04.1961)

Статья 41

1. Без ущерба для их привилегий и иммунитетов все лица, пользующиеся такими привилегиями и иммунитетами, обязаны уважать законы и постановления государства пребывания. Они также обязаны не вмешиваться во внутренние дела этого государства.

2. Все официальные дела с государством пребывания, вверенные представительству аккредитующим государством, ведутся с министерством иностранных дел государства пребывания или через это министерство, либо с другим министерством, в отношении которого имеется договоренность, или через это другое министерство.

Читайте так же:  Грабители сорвали куш в лотерею, но вместо роскошной жизни отправятся в тюрьму

3. Помещения представительства не должны использоваться в целях, не совместимых с функциями представительства, предусмотренными настоящей Конвенцией или другими нормами общего международного права, или же какими-либо специальными соглашениями, действующими между аккредитующим государством и государством пребывания.

«ВЕНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ О ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ СНОШЕНИЯХ» (Вместе с «ФАКУЛЬТАТИВНЫМ ПРОТОКОЛОМ О ПРИОБРЕТЕНИИ ГРАЖДАНСТВА» и «ФАКУЛЬТАТИВНЫМ ПРОТОКОЛОМ ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ РАЗРЕШЕНИИ СПОРОВ») (Заключена в г. Вене 18.04.1961)

ВЕНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ
О ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ СНОШЕНИЯХ

(Вена, 18 апреля 1961 года)

Государства, являющиеся Сторонами настоящей Конвенции,
отмечая, что народы всех стран с древних времен признают статус дипломатических агентов,
принимая во внимание цели и принципы Устава Организации Объединенных Наций в отношении суверенного равенства государств, поддержания международного мира и безопасности и содействия развитию дружественных отношений между государствами,
будучи убеждены, что заключение международной конвенции о дипломатических сношениях, привилегиях и иммунитетах будет способствовать развитию дружественных отношений между государствами, независимо от различий в их государственном и общественном строе,
сознавая, что такие привилегии и иммунитеты предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств как органов, представляющих государства,
подтверждая, что нормы международного права будут продолжать регулировать вопросы, прямо не предусмотренные положениями настоящей Конвенции,
согласились о нижеследующем:

Установление дипломатических отношений между государствами и учреждение постоянных дипломатических представительств осуществляются по взаимному согласию.

1. Функции дипломатического представительства состоят, в частности:
a) в представительстве аккредитующего государства в государстве пребывания;
b) в защите в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом;
c) в ведении переговоров с правительством государства пребывания;
d) в выяснении всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщении о них правительству аккредитующего государства;
e) в поощрении дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и в развитии их взаимоотношений в области экономики, культуры и науки.
2. Ни одно из положений настоящей Конвенции не должно истолковываться как препятствующее выполнению дипломатическим представительством консульских функций.

Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. Международное право

Основой современного дипломатического права является Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. Она определяет функции дипломатического представительства, порядок назначения и отзыва его главы, устанавливает классы глав представительств, их старшинство, привилегии и иммунитеты дипломатов.

Подписана в Вене 18 апреля 1961 г. Конвенция вступила в силу в апреле 1964. В ней участвуют 175 государств. Состоит из 53 статей и двух факультативных договоров. Факультативные протоколы о приобретении гражданства (48 государств участвуют, состоит из 8 статей) и об обязательном разрешении споров (61 государство участвует, 10 статей) вступили в силу также в апреле 1964 года. Россия не участвует.

Функции дипломатического представительства:

1) выступления от имени аккредитующего государства;

2) защита интересов аккредитующего государства и его граждан;

3) ведение переговоров с правительством государства пребывания;

4) получение всеми законными средствами информации о государстве пребывания;

5) поощрение дружеских отношений между странами в политической, экономической и культурной сферах.

Установление дипломатических отношений производится путем соглашения между государствами. В соглашении определяются уровень представительства и место нахождения представительства.

Венская конвенция 1961 г. закрепила практику деления глав дипломатических представительств на три класс: послы и папские нунции; посланники и папские интернунции; поверенные в делах. Согласно Конвенции 1961 г., между дипломатическими представительствами разных классов не должно проводиться никакого различия, кроме различия в отношении старшинства и этикета. По старшинству в дипломатическом корпусе послы стоят на первом месте.

В настоящее время поверенные в делах и посланники назначаются весьма редко. Обычно государства обмениваются послами, что соответствует принципу суверенного равенства государств. Следует отличать постоянного поверенного в делах, который возглавляет подведомственное ему дипломатическое правительство в качестве постоянного руководителя, от временного поверенного в делах, который исполняет обязанности главы представительства при отсутствии постоянного дипломатического представителя.

Послы и нунции, а также посланники и интернунции аккредитуются при главах государств, а постоянные поверенные в делах — при министре иностранных дел страны пребывания.

Органы внешних сношений в Российской Федерации и её субъектов

Органы внешних сношений — это органы государства, посредством которых осуществляются его связи с другими государствами и иными субъектами международного права.

Все органы внешних сношений подразделяются на внутригосударственные и зарубежные. Внутригосударственные, в свою очередь, являются либо органами общей компетенции, либо специальными.

Группу органов общей компетенции (конституционных) образуют высшие государственные органы, а именно высший представительный орган, которым обычно определяет основы внешней политики данного государства: глава государства (единоличный или коллегиальный), которым осуществляет высшее представительство данного государства на международной арене; правительство, осуществляющее текущее руководство внешней политикой государства; Министерство иностранных дел, которое является органом правительства по осуществлению внешней политики.

Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Согласно ст. 86 Конституции РФ Президент:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Он назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

К специальным органам внешних сношений Российской Федерации относится ряд федеральных министерств и ведомств (Министерство иностранных дел РФ, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная пограничная служба РФ, некоторые другие органы в пределах их компетенции).

Непосредственное осуществление дипломатических сношений в Российской Федерации, как и в большинстве других государств мира, возлагается, как правило, на внешнеполитическое ведомство — министерство иностранных дел (или какое-либо иное ведомство, что зависит от традиций соответствующего государства).

Читайте так же:  Советы, которые помогут пережить конец деловых отношений

Указом Президента России от 11 июля 2004 г. №865 (с изм. и доп.) было утверждено ныне действующее Положение о Министерстве иностранных дел РФ. В соответствии с этим документом МИД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.

В систему МИД России входят дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации за рубежом, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, представительства Министерства, а также другие подведомственные ему организации, находящиеся на территории Российской Федерации.

В число основных задач МИД России наряду с другими входят согласно п. 2 вышеуказанного Положения разработка общей стратегии внешней политики РФ и представление соответствующих предложений Президенту России; реализация внешнеполитического курса РФ в соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом России; обеспечение дипломатических и консульских отношений РФ с иностранными государствами, сношений с международными организациями; защита дипломатическими и международно-правовыми средствами прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц РФ за рубежом; содействие взаимодействию органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти на федеральном уровне и уровне субъектов России в целях обеспечения участия этих органов, их должностных лиц в международной деятельности, соблюдения принципа единства внешней политики РФ и реализации ее международных прав и обязательств.

Зарубежные органы внешних сношений принято подразделять на постоянные и временные. К постоянным органам внешних сношений относятся дипломатические представительства (посольства, миссии), постоянные представительства при международных организациях и консульские учреждения. К временным органам относятся специальные миссии и делегации на международных конференциях или в международных органах.

Зарубежные органы внешних сношений — это органы государства, расположенные за его пределами и выполняющие функции защиты прав и интересов своего государства, граждан и юридических лиц.

Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г

Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. стала одним из фундаментальных документов, который регулирует отношения между мировыми странами.

Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г

8 (499) 703-15-47 — Москва
8 (812) 309-50-34 — Санкт-Петербург

или если Вам так удобнее, воспользуйтесь формой онлайн-консультанта!

Все консультации у юристов бесплатны.

Конвенция была принята на этапе Холодной войны, которая существовала с 1946 по 1989 год.

Под войной подразумевалось противостояние между государствами Запада и СССР.

Документ был создан на Конференции ООН, в которой приняла участие 81 страна.

Затем часть этих государств ратифицировала, то есть утвердила, соглашение.

Что определяет

Конвенция регулирует довольно большой круг вопросов. Все они связаны с отношениями между странами.

Состоит текст из преамбулы, после которой следует 53 статьи.

Проблемы, которые охватываются, разделены на 5 блоков.

Наибольшая группа вопросов содержится в первом блоке, который включает в себя статьи 2-21:

  • дипломатические сношения в общем;
  • сношения в частности;
  • функции, которые есть у дипломатических представительств;
  • порядок, по которому аккредитируются главы посольств, а также порядок, по которому они прекращают свою деятельность;
  • требования, по которым происходит назначение персонала в представительства, а также основания для прекращения их функций;
  • количество работающего персонала.

Чаще всего под представительствами подразумевают посольства.

Другая сторона неприкосновенности

В части 41 указано, что помещения представительств не должны использоваться для целей, которые не совместимы с их функциями. Однако существует нерешенный вопрос касательно предоставления убежища.

Прочие моменты

Остальные пункты решают не менее важные вопросы дипломатических отношений.

Они соединены в следующие группы:

  • статьи 22-41 – о дипломатических привилегиях и иммунитетах;
  • статьи 42-46 – обоюдные обязанности между диппредставительством и государством, в котором оно находится;
  • статья 47 – недопустимость дискриминации;
  • статьи 48-53 – заключительные.

Документ официально определил порядок, который существовал до этого касательно функционирования представительств.

Некоторые страны, опираясь на пункты Конвенции, заключили между собой более конкретные Соглашения относительно работы посольств.

Кто подчиняется правилам

Не все государства подписали Конвенцию. Сначала ее ратифицировали 40 стран.

В СССР Она была утверждена в 1964 году. Поскольку Россия является правопреемником Советского Союза, она также участвует в договоре.

Однако относительно 11 пункта в СССР сделали оговорку. Она касается численности персонала в посольствах.

Вопрос об этом должен рассматриваться между аккредитирующим государством и страной аккредитования.

Сегодня в международном договоре участвует 190 государств. Все они ратифицировали его, значит, согласились подчиняться всему, что в нем записано.

Заключение

Венская Конвенция считается первым официальным документом, закрепившим в себе порядок наделения привилегий с иммунитетом для дипломатических представительств. Подписали его как главы мировых держав, так и представители небольших государств.

Видео (кликните для воспроизведения).

Смотрите видео, в котором разъясняются источники права внешних сношений:

Источники


  1. Шалагина, М. А. Правоведение. Шпаргалка / М.А. Шалагина. — М.: Феникс, 2015. — 126 c.

  2. Рыжаков А. П. Защитник в уголовном процессе; Экзамен — М., 2013. — 480 c.

  3. Рогожин Н. А. Арбитражный процесс; Юстицинформ — Москва, 2012. — 240 c.
Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. международное право
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here