Типы профессий по климову

Сегодня предлагаем обсудить важные аспекты на тему: "Типы профессий по климову" с профессиональной точки зрения и понятным языком. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то дочитайте до конца, а если не найдете ответа, то всегда можно обратиться к нашему дежурному юристу.

Типы профессий по Климову

Этот сайт создан для людей, которые хотят добиться успеха в этой жизни, для тех, кто намерен быть здоровым, счастливым и процветающим человеком в любых условиях

Этот сайт для тех, кто хочет на сто процентов реализовать свои потенциальные возможности, несмотря на любые трудности и препятствия.

Свежие статьи

Разные статьи

Диванная комната

Почему так трудно бывает сохранять контроль над собой в стрессорных ситуациях?

Как работают наши генетичсекие программы и можно ли их обойти?

Наиболее известной системой классификации профессий является система Е.А. Климова. В ней все многообразие профессий последовательно делят на типы, классы, отделы и группы [14]. Коротко остановимся на этом подходе к систематике профессий.

1. «Человек – человек» (Ч).

Главный предмет труда – люди и группы людей. Примеры профессий: официант, продавец, врач, психолог, тренер, следователь.

2. «Человек – технические системы» (Т).

Главный предмет труда – технические системы, вещественные предметы, материалы, энергия. Примеры профессий: – токарь, каменщик, слесарь, водитель, архитектор, инженер.

3. «Человек – природа» (П).

Главный предмет труда –– живые организмы и биологические процессы. Примеры профессий: ботаник, зоолог, зоотехник, пчеловод, ихтиолог, агроном.

4. «Человек – знак» (З)

Главный предмет труда – условные знаки, цифры, шифры, коды, формулы, языки. Примеры профессий: программист, корректор, филолог, математик.

5. «Человек – художественный образ» (Х)

Главный предмет труда –– художественные образы. Примеры профессий: поэт, скульптор, дирижер, художник, дизайнер.

Классификация профессий Климова

Климов Е.А. предложил свою классификацию профессий, выделив классы типовых решаемых задач:

«человек — живая природа»,

«человек — знаковая система»,

«человек — художественный образ».

Далее, в соответствии с особенностями основных целей профессиональной деятельности, профессии и специальности подразделяются на классы: гностические (распознать, определить), преобразующие (обработать, обслужить) и изыскательские (изобрести, придумать). Зная место профессий в приведенной классификации и основные требования к представителям определенного вида профессиональной деятельности, можно правильно и своевременно выявлять свои профессиональные интересы и склонности:

Тип профессии по предмету труда.

Гностические (распознать, определить).

Преобразующие (обработать, обслужить).

Изыскательские (изобрести, придумать).

Наладчик станков с ЧПУ.

Человек — знаковая система.

Человек -художественный образ.

Все эти задачи предъявляют свои требования к профессионализму. Об уровне профессионализма можно судить по степени соответствия индивидуальных особенностей личности и деятельности профессионала с требованиями, предъявляемым ему профессией.

Климов е.А., Развивающийся человек в мире профессий, Обнинск, 1993 г.

Психологические типы профессий /По е.А. Климову/

Все профессии могут быть отнесены к тем или иным типам в зависимости от предмета труда (с чем имеет дело работник), средств труда (использует ли он машины, или ручные инструменты) и т.п. Учитывая предлагаемую типологию, каждой профессии можно привести в соответствие некий код, или профиль — то есть, к какомутипу и по какому критерию она отностися. А потом составить для себя «идеальную формулу профессии» предпочитаемые предмет труда, средства. И таким образом понять, какая профессия Вам подходит, а какая нет.

[2]

Базовая классификация профессий

Любая профессия по КАЖДОМУ из оснований (строки) может быть отнесена к одному из типов или к нескольким. В строках указаны основания для классификации — и соответствующие им типы профессий.

Вопрос 2 Классификация профессий Е.А. Климова

В отечественной психологии наибольшую известность получила классификация профессий, разработанная Е.А. Климовым.

В соответствии с объектом труда выделяются пять типов профессий:

1) Человек — живая природа (П). Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Примеры: мастер — овощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог.

2) Человек — техника (и неживая природа) (Т). Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Примеры: слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, электрослесарь, инженер-электрик, техник-технолог общественного питания.

3) Человек — человек (Ч). Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Примеры:
продавец продовольственных товаров, парикмахер, инженер-организатор производства, врач, учитель.

4) Человек — знаковая система (З). Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы — вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа. Примеры: оператор фотонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед.

5) Человек — художественный образ (Х). Явления, факты художественного отображения действительности — вот что занимает представителей этого типа профессий. Примеры: художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер драматического театра.

Эти пять типов профессий разделяют по признаку целей на три класса:

Гностические профессии (Г) (от древнегреч. «гнозис» — знание). Примеры в типе «человек природа»: контролер — приемщик фруктов, дегустатор чая; в типе «человек — техника»: пирометрист, контролер готовой продукции в машиностроении, мастер-диагност сельскохозяйственной техники; в типе «человек — человек»: судебно-медицинский эксперт, врачебно-трудовой эксперт, социолог; в типе «человек — знаковая система»: корректор типографии, контролер полуфабрикатов и готовой продукции в полиграфии, бухгалтер-ревизор; в типе «человек — художественный образ»: искусствовед, музыковед, театровед.

Преобразующие профессии (П). Примеры в типе «человек — природа»: мастер-овощевод, мастер-животновод, аппаратчик по выращиванию дрожжей, агроном по защите растений, зооинженер; в типе «человек — техника»: слесарь-ремонтник, токарь, оператор прокатного стана; в типе «человек — человек»: учитель, педагог-тренер, мастер производственного обучения, инженер-педагог, экскурсовод; в типе «человек — знаковая система»: чертежник-картограф, машинистка-стенографистка, бухгалтер; в типе «человек — художественный образ»: цветовод-декоратор, живописец по фарфору, лепщик архитектурных деталей.

Читайте так же:  Должностные обязанности охранника. инструкции

Изыскательские профессии (И). Примеры в типе «человек — природа»: летчик-наблюдатель рыбного хозяйства, летчик-наблюдатель лесного хозяйства, биолог-исследователь; в типе «человек — техника»: раскройщик верха обуви, раскладчик лекал, инженер-конструктор; в типе «человек -человек»: воспитатель, организатор производства, организатор торговли; в типе «человек — знаковая система»: программист, математик; в типе «человек — художественный образ»: художник по проектированию интерьера, композитор.

По признаку основных средств труда в рамках каждого класса могут (но не всегда) выделяться четыре отдела:

Профессии ручного труда (Р). Примеры в классе гностических профессий: лаборант химико-бактериологического анализа, контролер слесарных и станочных работ, фельдшер-лаборант; в классе преобразующих профессий: ветеринарный фельдшер, слесарь, картограф, художник-живописец. В классе изыскательских профессий ручные средства могут быть, по-видимому, только вспомогательными, как, например, карандаш и бумага в руках конструктора.

Профессии машинно-ручного труда (М). Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения Предметов труда, поэтому типичными профессиями для этого подразделения классификации являются машинист экскаватора, токарь, водитель автомобили.

Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А): оператор инкубационных цехов, оператор станков с Программным управлением, оператор магнитной записи.

Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф). Здесь имеются в виду психологические средства труда — разного рода мысленные эталоны (например, у акробата — мысленный образец последовательности действий, у дирижера — образные эталоны и т.д.).

По условиям труда Е.А. Климов делит профессии на четыре группы:

Работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, «комнатным» (б): лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ.

Работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (о): агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций, инспектор Госавтоинспекции.

Работа в необычных условиях на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т.п. (н): антенщик-мачтовик, водолаз, машинист горного комбайна, пожарный.

Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей (взрослых или детей), большие материальные ценности (м): воспитатель детского сада, учитель, следователь.

Выделенные четыре группы являются не взаимоисключающими, но частично совпадающими. Они приведены просто как возможное средство различения профессий по тем признакам, которые человек сочтет для себя важными.

Используя условные обозначения, можно дать обзорную «карту» мира профессий, а также составить примерную формулу определенной профессии: эта формула может быть отнесена и к реальной профессии, и к профессии-мечте. Обзорная схема классификации («карта» мира профессий) может выглядеть так:

«Моя профессия»
Группы профессий бонм
Отделы профессий РМАФ
Классы профессий ГПИ
Типы профессий ПТЧЗХ

Формула «моей профессии», или профессии-мечты, может состоять в простейшем варианте из четырех позиций, на которых расположены литеры, обозначающие соответственно: 1) тип, 2) класс, 3) отдел, 4) группу профессий. (Важно не путать порядок позиций: так, литера П («природа») в первой позиции означает тип профессий «человек-природа», а во второй позиции- класс преобразующих профессий.)

Рассмотрим пример: ученику хотелось бы подобрать себе профессию, предполагающую работу с символическими объектами, связанную с преобразованием знаков, символов и использованием автоматической техники; условия труда хотелось бы видеть приближающимися к бытовым. Тогда формула профессии будет такой: Паб. Теперь можно поискать, какие профессии ближе всего к этой формуле: оператор вычислительных машин, оператор фотонаборных автоматов, телеграфист и т.д.

В заключение еще раз подчеркнем, что приведенная классификация предназначена для профориентационной работы.

Для профессионального просвещения молодежи, информационного обеспечения профессионального самоопределения на начальных его этапах Е.А. Климов предлагает более простую, чем изложенная выше, классификацию, учитывающую только два ряда признаков: типы профессий и основные уровни необходимого образования. Последнее обстоятельство, быть может, более существенно в ситуации выбора профессии, чем знание о тонкостях познавательной активности профессионалов, соотношениях гнозиса и праксиса в их работе, внутренних и внешних средств труда.

В.Е. Гаврилов, признавая положительную роль психологической классификации профессий, предложенной Е.А. Климовым, отмечает ряд ее недостатков. К их числу он относит то обстоятельство, что профессии одной группы часто включают компоненты, предъявляющие к работнику противоположные требования, что затрудняет определение критериев профпригодности.

Следующий недостаток этой классификации видится в том, что мир профессий весьма динамичен, да и само содержание труда конкретных профессий изменчиво. Это вносит большую долю неопределенности
в классификацию профессий и затрудняет внедрение профподбора в профконсультационный процесс.

1. Для чего предназначена психологическая классификация профессий?

2. Достоинства и недостатки классификации Е.А. Климова.

3. В чем сущность теории Дж. Холланда?

4. Какие профессии относятся к типу «Человек — природа»?

Дата добавления: 2016-12-07 ; просмотров: 1062 | Нарушение авторских прав

Классификация профессий по Е.А. Климову

Классификация Е.А. Климова предполагает выделение четырех основных признаков ее построения: предмет труда, цель труда, орудия труда к условия труда. Группы, выделенные по указанным признакам, построены по типу ярусов.

Первый ярус составляют пять типов профессий, выделяемых по предмету труда:

· биономические(человек — живая природа). Представители этих профессий имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования (агроном, зоотехник, микробиолог, ветеринар и т. д.);

· технономические(человек—техника (неживая природа)). Предметом труда в данной группе являются технические объекты, вещества, материалы. Примерами такого рода профессий являются слесарь-сборщик, шофер, технолог, общественного питания и т. п.;

· социономические(человек—человек). Предметом труда в данной группе являются отдельные индивиды или группы людей (парикмахер, врач, учитель, психолог, продавец и т. п.);

· сигнономические(человек—знак). Представители данной группы имеют дело со знаками, цифрами, символами, формулами, естественными и искусственными языками (чертежник-картограф, лингвист, программист, бухгалтер, редактор издательств);

· артономические(человек—художественный образ). Представители этой профессиональной группы имеют дело с фактами художественного отображения действительности (художник, архитектор, настройщик музыкальных инструментов, актер театра и т. п.).

Читайте так же:  Как сделать групповой чат менее раздражающим

При отнесении той или иной профессии к одной из указанных групп необходимо учитывать, что границы между,-группами весьма прозрачные и невозможно включить такое многомерное явление, как профессия, в одну группу.

В пределах каждого типа профессий выделяют классы по цели деятельности, что составляет второй ярус классификации. По данному признаку автор предлагает три класса профессии:

· гностические, основная цель которых в распознавании объектов, их классификации: дегустатор, сортировщик фруктов (человек—природа); контролер ОТК, пирометрист (человек—техника); врач-рентгенолог, судебный эксперт (социономические профессии) и т. д.;

· преобразующие, целью которых является изменение состояния объекта: агроном и зоотехник (человек—природа); токарь, слесарь-ремонтник, водитель (человек—техника); учитель, тренер, экскурсовод (человек—человек) и т. д.;

· изыскательские, предполагающие отыскание новой информации или способов выполнения деятельности: летчик-наблюдатель рыбного хозяйства, биолог-исследователь (человек—природа); инженер-конструктор, раскройщик верха обуви (человек—техника); художник-дизайнер, композитор (человек—художественный образ).

По признаку средств труда в рамках каждого класса выделяют профессии, имеющие дело с вещественными и невещественными орудиями труда (третий ярус классификации).

К вещественным орудиям относятся внешние по отношению к субъекту материальные средства взаимодействия с объектом труда. С вещественными орудиями труда имеют дело профессии:

· ручного труда (слесарь, картограф, художник):

· машинно-ручного труда, имеющие дело с механизированными средствами или станками, с машинами с ручным управлением (машинист экскаватора, шофер, токарь, врач-стоматолог);

· связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (оператор энергосистем, оператор станков с программным управлением и т. п.).

Невещественные (функциональные) орудия труда представляют собой присущие субъекту средства воздействия на объект. Ими могут быть как внешние средства воздействия (жест, мимика, интонация), так и внутренние, психологические средства труда (мысленные эталоны решения задач, алгоритмы и схемы выполнения действий).

По условиям труда (четвертый ярус) выделяют следующие группы профессий:

· в условиях, близких к бытовым (лаборант, бухгалтер, продавец и т. д.);

· в неблагоприятных условиях, на открытом воздухе, в любую погоду, в условиях профессиональных вредностей (агроном, инспектор госавтоинспекции, врач-рентгенолог, каменщик и т. п.);

· в необычных условиях: на высоте, под водой, под землей, при пониженных и повышенных температурах и т.п. (пожарный, водолаз, монтажник-высотник);

· в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей и материальные ценности (судья, хирург, воспитатель детского сада).

Предложенная классификация является рабочей и применяется в практике профессионального консультирования.

Вместе с тем, не все ее основания с одинаковой долей эффективности используются в этой работе. Как правило, практики в большей степени обращают внимание на первый ярус. Причиной этого является слабая проработанность содержания классификации внутри остальных трех ярусов и их увязки между собой. Это, прежде всего, касается профессий субъект-субъектного плана и творческих областей, хотя попытки такого анализа имеются.

Типы профессий по классификации Климова

Если задаться вопросом: «А с чем же работают представители различных профессий?», — и при этом не акцентировать, внимание на индивидуальных особенностях каждой профессии, то все возможные варианты, согласно теории известного российского психолога Е. Климова, можно объединить в пять типов. Профессии связанные:

  • c техникой — «Человек – Техника»;
  • c природой — «Человек – Природа»;
  • со знаковой системой — «Человек – Знаковая система»;
  • с художественным образом — «Человек – Художественный образ»;
  • c людьми — «Человек – Человек».

Технономические профессии («Человек – Техника»):
Профессии данного типа объединяют в себе те виды деятельности, в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами.
Связаны:

1. с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (инженер, радиомонтажник, сварщик. );

2. с эксплуатацией технических средств (водитель, токарь, швея. );

3. с ремонтом техники (механик, электромонтер. ).

Склонности и предпочтения: Выраженные способности:
  • исследовать, наблюдать;
  • создавать и испытывать новые образцы;
  • планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать;
  • придумывать новые способы деятельности;
  • самостоятельно организовывать свою работу и работу других;
  • принимать нестандартные решения.
  • технический склад ума;
  • пространственное воображение;
  • склонность к практическому труду;
  • эмоциональная устойчивость.

Биономические профессии («Человек – Природа»):
В основе биономических профессий лежит работа с природными объектами и явлениями.
Связаны:

1. с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог. );

Видео (кликните для воспроизведения).

2. с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, фермер, зоотехник…);

3. с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар. ).

Склонности и предпочтения: Выраженные способности:
  • ухаживать и наблюдать за животными;
  • разводить растения или животных;
  • заготавливать продукты (грибы, ягоды, рыбу. );
  • бороться с болезнями, вредителями;
  • выращивать овощи и фрукты;
  • ориентироваться в природных явлениях;
  • наблюдать, изучать различные природные явлениями.
  • наблюдательность;
  • склонность к систематизации;
  • устойчивость внимания;
  • потребность в двигательной активности.

Сигнономичегкие профессии («Человек — Знаковая система»):
В качестве знаковой системы могут выступать цифры, числовые значения, коды, символы, тексты.
Профессии, связанные:

1. с текстами (корректор, переводчик, машинистка. );

2. с цифрами, формулами и таблицами (программист, оператор ПК, бухгалтер, кассир. );

3. с чертежами, картами;

4. со схемами (штурман, чертежник, картограф. );

5. со звуковыми сигналами (радист, телефонист. ).

Склонности и предпочтения: Выраженные способности:
  • обрабатывать тексты и таблицы;
  • производить расчеты и вычисления;
  • перерабатывать информацию;
  • работать с чертежами, картами и схемами;
  • принимать и передавать сигналы и сообщения;
  • хорошо считать в уме;
  • оперировать знаками и символами;
  • искать и исправлять ошибки.
  • способность к математике;
  • развитое абстрактное мышление;
  • высокая устойчивость внимания;
  • склонность к общению;
  • аккуратность и усидчивость.

Артономические профессии («Человек — Художественный образ»):
Традиционно труд представителей профессий — «человек — художественный образ», а также область их деятельности называют искусством. В этом, как и в слове «художник» (от старославянского «худог» — искусный), воплотилась оценка особенностей мастерства таких специалистов. Художественный образ — результат мыслительной, познавательно-духовной и практической деятельности человека.
Профессия данного типа связаны:

Читайте так же:  Понятие и основные типы экономических систем

1. с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, парикмахер, кондитер композитор. );

2. с воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства (ювелир, закройщик, реставратор, флорист, актер. ).

Склонности и предпочтения: Выраженные способности:
  • заниматься художественным оформлением;
  • заниматься художественным творчеством (живопись, скульптура, фотография, кино. );
  • сочинять (стихи, прозу и др.);
  • выступать на сцене;
  • изготавливать своими руками красивые вещи;
  • петь, играть на музыкальных инструментах.
  • яркое воображение;
  • образное мышление;
  • склонность к творчеству;
  • гибкость чувств;
  • специальные способности;
  • развитость функциональных способностей (слух, зрение, речь, вкус и т.п.)

Социономические профессии («Человек — Человек»):
Предполагают постоянную работу с людьми и связаны:

1. с медицинским обслуживанием (врач, медсестра. );

2. с обучением и с воспитанием (воспитатель, гувернер, тренер, учитель. ),

3. с бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант. ),

4. с правовой защитой (юрист, участковый инспектор. )

Склонности и предпочтения: Выраженные способности:
  • обслуживание людей;
  • занятие лечением;
  • обучение;
  • воспитание;
  • защита прав и безопасности;
  • управление людьми;
  • легкость знакомства и общения с новыми людьми;
  • умение внимательно выслушивать людей;
  • умение хорошо и понятно говорить и выступать публично.
  • развитые коммуникативные способности;
  • эмоциональная устойчивость;
  • быстрая переключаемость внимания;
  • эмпатия;
  • наблюдательность;
  • организаторские способности.

Для каждого человека характерно более или менее чётко выраженное предпочтение видов деятельности, соответствующих тому предмету труда, который ему более близок. Это происходи в силу преобладания определённых интересов и личностных особенностей. Кому-то нравится работать с техникой, и это ему легко даётся, а кто-то, наоборот, от одного вида бытовых приборов испытывает ужас, зато его конек – общение.
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А.Климова классифицирует профессии по предмету труда. Этот опросник может оказать существенную помощь в выявлении индивидуального предпочтении предмета труда, а, следовательно, и определенной группы профессий.

Дата добавления: 2015-10-01 ; просмотров: 1469 | Нарушение авторских прав

Классификация профессий (по Е.А. Климову)

Тест на профориентацию

по методике академика Е.А. Климова.

Предлагаем вам 20 пар утверждений. Внимательно прочитав оба утверждения, выберите то, которое больше соответствует вашему желанию. Выбор нужно сделать в каждой паре утверждений.

Ответьте на вопрос: «Мне нравится…»

Запишите свои ответы в таблицу

Группы профессий
Человек — природа Человек — техника Человек — человек Человек — знаковая система Человек — художественный образ
10а 10б
11а 11б 12а 12б 13а
13б 14а 14б 15а 15б
16а 16б 17а
17б 18а 18б
19а 19б
20а 20б

Результаты тестирования

Теперь подсчитайте, сколько вариантов вы отметили в каждом столбике. Там, где оказалось наибольшее количество ответов — ваша профессиональная сфера.

Человек — природа. Сюда входят профессии, в которых человек имеет дело с различными явлениями неживой и живой природы, например биолог, географ, геолог, математик, физик, химик и другие профессии, относящиеся к разряду естественных наук.

Человек — техника. В эту группу профессий включены различные виды трудовой деятельности, в которых человек имеет дело с техникой, её использованием или конструированием, например профессия инженера, оператора, машиниста, механизатора, сварщика и т.п.

Человек — человек. Сюда включены все виды профессий, предполагающих взаимодействие людей, например политика, религия, педагогика, психология, медицина, торговля, право.

Человек — знаковая система. В эту группу включены профессии, касающиеся создания, изучения и использования

различных знаковых систем, например лингвистика, языки математического программирования, способы графического представления результатов наблюдений и т.п.

Человек — художественный образ. Эта группа профессий представляет собой различные виды художественно-творческого труда, например литература, музыка, театр, изобразительное искусство.

Классификация профессий (по Е.А. Климову)

Профессия – это определённый вид трудовой деятельности. Каждый вид труда человека имеет компоненты: предмет труда, цель труда, средства труда и условия деятельности. Действительно, когда человек работает, его внимание направлено на предмет труда. С этим предметом надо что-то сделать (цель труда). Реализуется эта цель с помощью средств труда. И конечно, для человека важно знать условия, в которых протекает работа. В соответствии с этими четырьмя признаками и строится классификация профессий, удобная для профессионального самоопределения.
Ниже речь пойдёт о классификации профессий по предмету труда, предложенной известным психологом, академиком Е.А. Климовым. Итак, согласно этой точке зрения по предмету труда все профессии можно разделить на пять типов.

Типы профессий

1. Предмет труда – природа (животный и растительный мир). К этому типу относятся профессии, связанные с сельским хозяйством, лесной отраслью, природоохранной деятельностью, биотехнологиями, метеорологией, геодезией и т.д. Этот тип профессий называется «человек–природа». Пример: эколог, микробиолог, егерь и др.

2. Предмет труда – техника. К этому типу относятся все профессии, связанные с обслуживанием техники (ремонт, наладка, установка, управление). Сюда же входят и профессии по производству и обработке металлов, их механической сборке и монтажу, а также по сборке и монтажу электрооборудования. В этот же тип включают профессии по обработке и использованию неметаллических изделий, полуфабрикатов, промышленных товаров, а также по переработке продуктов сельского хозяйства. Этот тип профессий называется «человек–техника». Пример: водитель, слесарь, инженер-электрик, строитель, тракторист и др.

3. Предмет труда – человек. К этому типу относятся профессии, направленные на воспитание, обучение, информирование, обслуживание (бытовое, торговое, медицинское) людей. В этих видах деятельности в процессе труда люди взаимодействуют между собой. Этот тип профессий называется «человек–человек». Пример: экскурсовод, учитель, продавец и др.

4. Предмет труда – схемы, знаки, устная и письменная речь, цифры, ноты, формулы, карты, рисунки, дорожные знаки. К этому типу профессий относятся умственные виды деятельности. Например: экономист, корректор, физик, кассир и др. Этот тип профессий называется «человек–знаковая система».

Читайте так же:  Заочное решение суда. отмена заочного решения суда

5. Предмет труда – изобразительная, музыкальная, литературно-художественная, актёрская деятельность. Такой тип профессий называется «человек -художественный образ». Пример: дизайнер, декоратор, журналист, вокалист и др.

Профессионально важные качества

Профессионально важные качества – это индивидуальные особенности человека, являющиеся условием успешности овладения профессией. Профессионально важные качества могут быть неспецифическими и специфическими.
Неспецифические профессионально важные качества – это качества человека, необходимые для овладения любой профессией. Например, трудолюбие, работоспособность, активность, добросовестное отношение к работе, ответственность.
Специфические профессионально важные качества – это такие психологические качества человека, которыми он должен обладать для овладения определённой профессией или типом профессий и которые обеспечат ему успех в этой профессии.

Специфические профессионально важные качества профессий типа «человек–техника»

В работе представителей профессий «человек–техника» бывает необходимо удерживать в уме сложнейшие процессы, происходящие в технических системах, будь то компьютер, современный автомобиль, «начинённый» электроникой, или автоматизированная линия на производстве. Необходимо не только разбираться в том, как работает техническая система, но и представлять себе всё, что в ней происходит, то есть иметь техническое и пространственное мышление. Показателями хорошего уровня развития пространственного мышления могут служить успехи в таких школьных предметах, как геометрия и черчение. Особенность технических объектов, которыми оперируют профессионалы в этой области, в том, что, как правило, они могут быть точно измерены, точно определены по многим признакам. Также они имеют огромную разницу в размерах – от колоссальной паровой турбины до видимого только под микроскопом транзистора. В профессиях этого типа используются разнообразные средства труда – от гигантского экскаватора до тончайшего микро-скальпеля. Значит, профессии типа «человек–техника» требуют от человека умения концентрировать и переключать внимание, хорошей зрительно-моторной координации, ловкости движений, а в некоторых случаях – физической силы и выносливости.

· для хореографа – к танцевально-музыкальным;

· для музыканта – к музыкальным;

· для художника, скульптора, архитектора – к художественным и т. д.

Любому творческому человеку хочется быть «самым-самым» в своём искусстве. При этом легко зазнаться и начать считать себя таковым. В связи с этим важно быть самокритичным, уметь посмотреть со стороны на результаты своего труда.

Специфические профессионально важные качества профессий типа «человек–знаковая система»

Людям, занятым в профессиях «человек–знаковая система», мир, прежде всего, видится со стороны того, насколько он упорядочен и всё в нём изучено, учтено, подсчитано. Представители профессий этого типа хорошо умеют ориентироваться в знаковых системах, условных обозначениях. Поэтому для них важно, например, чувство языка, то есть способность находить общий смысл в тексте и улавливать всё, что не соответствует ему. Очень высоки требования к развитию внимания. Например, необходима хорошая избирательность внимания, чтобы замечать ошибки в тексте. Переключаемость внимания важна, например, для того, чтобы легко переходить от клавиатуры компьютера или наборной машины к дисплею.
Представителям профессий этого типа нужна также способность быстро приводить в систему различные данные, которые на первый взгляд кажутся неупорядоченными. Их деятельность определена множеством норм: законами грамматики, правилами языка программирования, нормативными документами (постановлениями, указами и т. д.). Важнейшими качествами для профессий типа «человек–знаковая система» являются усидчивость, аккуратность, точность, пунктуальность.

Некоторые профессии трудно отнести к какому-то одному типу. Например, врач-стоматолог. Эту специальность можно отнести и к профессиям типа «человек–человек» и «человек–техника». Значит, чтобы овладеть этой специальностью, у человека должны быть специфические профессионально важные качества, которые важны для двух типов профессий.

Классификация Климова, где профессии представлены как многопризнаковые объекты

4 уровня признаков:

1) типы профессий попредметному содержанию труда:

· Технрономические (техника, неживая природа),

· Артономические (художественный образ);

2) по цели трудовых задач:

3) по орудию труда:

4) по условиям труда:

· на открытом воздухе.

Анализируя конкретную профессию по указанным 4-м основаниям, можно составить её «формулу», указывая преобладающие в ней признаки каждого уровня.

[1]

Психограмма — выделение и описание тех качеств, признаков, которые важны для успешного выполнения профессиональных задач работником в данном виде труда (ПВК). Термин «психограмма» был предложен немецким психологом Вильямом Штерном.

–полные (психологическое изучение составлялось по обширной программе),

— частичные (программа обследования личности касалась лишь важных для обсуждаемой проблемы сторон)

–срезовые (составлялась при разовом обследовании личности)

-продольные (составлялась при сопоставлении результатов психологического обследования личности несколько раз во времени.) Только продольные психограммы, считал Штерн, могли дать психологу сведения о тенденциях развития личности, т.е. позволяли понять личность, устойчивые и случайные ее проявления.

ПВК — те качества, признаки, которые важны для успешного выполнения работником профессиональных задач в данном виде труда.

Разновидности ПВК: (Геллерштейн С.Г., 1931)

Виды ПВК Задачи ПВК
Устойчивые свойства психики работников (способности) Профотбор, профконсультирование
Развиваемые свойства психики в обучении Профобучение, профрзавитие
Изменчивые психические функции, повдерженные обратимому нарушению при утомлении Оценка утомления, рационализация труда

Подходы к выявлению ПВК:

1) описание проф поведения (трудовая ситуация, стимулы и реакция на них работника).

2) Экспериментальное выявление проф способностей при сравнении групп профессионалов разного уровня успешности (перечень способностей, ПВК – статистика).

3) Выделение хар-к трудов задач, действий и их психологич интерпретация.

Компетентность – знания в какой-нибудь области. Например: уровень языковой компетентности; компетентность этого специалиста не вызывает сомнения.

Компетенция — 1) круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен; 2) круг чьих-либо полномочий, прав. Например: это дело не входит в мою компетенцию.

Компетенция– базовое качество индивидуума, включающее в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых для качественно – продуктивной деятельности.

Читайте так же:  Рекреационная деятельность. классификация и структурные особенности

Как проверить компетентность?

Скорее всего, здесь нужно написать сочинение о соответствии выполнения человеком работы и описания профессии, например. О профпригодности, работоспособности и т.д.

3. Отличие труда от других видов деятельности: психологические признаки сознания субъекта труда. Идеал «нормального труда» и развития его субъекта: неблагоприятные варианты профессионального развития, их оценка, пути коррекции и профилактики.

· Сущностные признаки труда.

Труд — деятельность, результатом которой является социально-ценный продукт.

Климов: труд отличается от игры, учения, общения 4 существенными признаками:

1) труд ориентирован на заданный социально-ценный результат;

2) труд регламентирован социальными нормами, правилами, традициями;

3) в труде используются орудия, имеющие культурно-историческое происхождение и способы употребления;

4) в труде люди вступают между собой в особые производственные отношения.

· Нормальный труд и его признаки.

Нормальный труд— это труд безопасный и здоровый, свободный от внеэкономического принуждения, высокопродуктивный, качественный, осмысленный. Это основа для нормального профессионального развития личности его субъекта. Работник имеет возможность самореализации, проявляет свои лучшие качества и всесторонне развивается. Человек осваивает все более сложные виды профессиональных задач, накапливает опыт, который остается востребованным обществом. Человек получает удовлетворение от процесса труда, его результата. Он успешно преодолевает постоянно нарождающиеся противоречия развития и конфликты. Такое прогрессивное развитие происходит постепенно, сменяясь регрессивным, когда начинают преобладать периоды декомпенсации (обусловленные возрастными изменениями и болезнями).

· Варианты отклонений конкретных видов труда от идеала нормального труда и возможные проявления этих отклонений в личности и психических процессах профессионалов.

Е. А. Климов выделяет пять неблагоприятных вариантов развития человека как субъекта труда: 1) ≪стихийное≫ развитие; 2) ≪ложнонаправленное≫ развитие; 3) ≪застой≫ развития, стагнация; 4) ≪обратное развитие≫, деградация; 5) ≪отягощенное≫, деструктивное развитие.

Стихийное≫ развитие субъекта труда — речь идет о случайном выборе профессии, без учета склонностей, способностей личности. Внутренними предпосылками стихийного развития субъекта труда может быть относительно низкий уровень интеллекта, ограниченный кругозор.

[3]

Ложнонаправленное≫ профессиональное развитие оказывается результатом реализации намерений и убеждений личности, но сами эти намерения и убеждения могут быть ошибочными, морально ущербными (мальчик хочет быть ≪начальником≫, девочка — топ-моделью, кто-то мечтает любыми способами разбогатеть и не работать и т.п.).

Застой≫ , стагнация профессиональное развитие человека застывает, консервируется. Внешними причинами могут быть монотонность трудовых заданий, невостребованность инициатив, консерватизм начальника, организации. Внутренними причинами стагнации может быть снижение трудоспособности в силу возрастных факторов, спад здоровья, накопившееся хроническое переутомление. Главной причиной могут быть и депрессивные установки личности, преобладание пассивной жизненной позиции.

Обратное≫ развитие, деградация проявляются в резком несоответствии требований труда и его субъекта, порожденном либо кардинальным обновлением технологий, к которым оказывается не готов работник, или грубыми формами снижения трудоспо собности в результате болезни, травмы, возрастных изменений психики. Несоответствие квалификации работника может усиливаться также его негативной установкой в отношении своего опыта и необходимости доподготовки.

Отягощенное≫, деструктивное развитие состоит в перестройке, трансформации личностных качеств, установок, направленности личности под влиянием длительного выполнения профессиональных задач, пребывания в профессиональной среде. Эти феномены обозначаются как профессиональные деформации личности

· Субъект труда как результат социализации. Психологические признаки труда (Климов). Профессиональный опыт, профессиональная идентичность, личностная зрелость. Критерии личностной зрелости и использование в управлении персоналом.

Субъект – носитель активности во взаимодействии с объектом, действует осознанно, руководствуясь образом требуемого результата (замыслом).

Изучение человека как субъекта труда – предполагает исследование тех его сторон, свойств, процессов, которые важны для труда, или являются его следствием, сформированы трудом.

У субъекта труда мы исследуем те качества личности, индивидуальные характеристики, которые необходимы для труда, либо они являются результатом труда, как-то детерминированы трудом (может деформировались из-за труда).

· Субъектом труда человек не рождается, но становится в процессе социализации
· Люди проявляют свои уникальные качества в труде, т.е. не рассматриваются как формальные единообразные звенья производственного процесса
· Психологи изучают человека как субъекта труда на разных уровнях регуляции (личностно-смысловом, на уровне действий и операции, на уровне когнитивных процессов, психомоторики, на уровне психофизиологических функций, комплексно)
· Субъект труда может быть индивидуальным (отдельный человек) или групповым при совместных формах труда

Психологические признаки сознания субъекта труда:

1. Осознания социальной ценности продукта труда (понимание и отношение)
2. Осознание обязательного, социально-нормативного характера труда (понимание (человек мог словами описать, что означает выполнение, как приемы выполнения, что можно и чего нелья) и отношение (д.б. позитивным)).
3. Осознание и владение орудиями труда (понимание, умение и отношение к использованию орудий). Как пользоваться орудиями и распоряжаться ими, и позитивное отношение
4. Осознание межлюдских производственных отношений и своего места в них (понимание и отношение)

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. Хутыз, М.Х. Римское частное право; М.: Былина, 2011. — 170 c.

  2. Перевалов, В.Д. Теория государства и права / ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. — М.: Норма; Издание 2-е, испр. и доп., 2003. — 616 c.

  3. Кабинет для девочки. Объемная аппликация. — М.: Проф-Пресс, 2014. — 10 c.
Типы профессий по климову
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here