Сущность, виды и функции бюджета

Сегодня предлагаем обсудить важные аспекты на тему: "Сущность, виды и функции бюджета" с профессиональной точки зрения и понятным языком. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то дочитайте до конца, а если не найдете ответа, то всегда можно обратиться к нашему дежурному юристу.

newinspire

Функции бюджетов

Функции бюджетов заложены в их сущности, которые проявляются через их свойства.

Основными функциями бюджетов являются:

— распределительная функция бюджета;

— перераспределительная функция ВВП;

Рис. 1. Функции бюджета

Распределительная функция бюджета проявляется непосредственно через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням органов власти государственного и местного управления. Важное значение в распределении бюджетных средств отводится фондам: резервному, развития, поддержки субъектов РФ.

С помощью бюджетов и фондов государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономическое развитие территорий и отраслей производства, социальную сферу. Регулируя экономическую сферу и отношения в ней, государство целенаправленно усиливает или сдерживает темпы роста производства, ускоряет или снижает рост капиталов и частных сбережений, изменяет структуру спроса и предложения, регулирует социальное обеспечение членов общества.

Перераспределительная функция бюджета национального дохода и ВВП проявляется непосредственно на стадиях образования доходов бюджетов и распределения бюджетных ресурсов. В процессе формирования доходов бюджетов происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. Через федеральный бюджет перераспределяется около 20% ВВП.

Средства государственного бюджета в первую очередь направляются на финансирование структурной перестройки экономической сферы, комплексных целевых программ, наращивание научно-технического потенциала и мероприятий социальной защищенности наименее обеспеченных слоев населения.

Доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы существенно различаются по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия доходов и срокам уплаты. Вместе с тем они объединены единством, так как преследуют единую цель — формирование доходной части бюджетов различных уровней. Доходы бюджетов могут носить налоговый и неналоговый характер.

Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели — организации производственной и непроизводственной сфер. В бюджетах любого уровня бюджетной системы определены только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственными процессами расходования бюджетных ресурсов занимаются бюджетополучатели. За счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных ресурсов по уровням бюджетной системы через систему дотаций, субсидий, субвенций и ссуд.

Расходы бюджета в основном носят безвозвратный характер. На возвратной основе работают только кредиты и ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается бюджетным планом (сметой) и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и приоритетов государства.

Регулирующая и стимулирующая функции бюджетов проявляются непосредственно через налоговые доходы и расходы бюджетов. То есть налоговые доходы и бюджетные расходы выступают в качестве инструмента регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышая эффективность производства, в первую очередь наиболее важные отрасли народного хозяйства, атомной энергетики, машиностроения, агропромышленного комплекса, жилищного строительства.

Социальная функция бюджета заключается в том, что бюджетные средства содержат социальную направленность, проявляющуюся в непосредственной поддержке членов общества, в первую очередь, в поддержке наименее защищенных слоев населения, учреждений здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.

Функция планирования бюджетов предполагает:

— определение бюджетной политики, целей, задач и выбора путей их достижения;

— разграничение полномочий и предметов ведения между органами власти всех уровней бюджетной системы;

— определение потребности денежных средств в целях финансового обеспечения функций, возложенных на органы власти, и решения задач, стоящих перед обществом и государством;

— разработку и обоснование оптимальных путей развития бюджетов с целью выработки предложений по укреплению бюджетов на основе прогнозных (расчетных) данных;

— разработку и обоснование проектов бюджетов, их доходной и расходной частей применительно к бюджетной политике, определенной в Послании Президента РФ федеральному Собранию РФ на очередной финансовый год;

— разработку конкретных мероприятий, обеспечивающих исполнение бюджета в интересах реализации бюджетной политики на очередной финансовый год.

Функция организации бюджетов предполагает:

— определение бюджетного устройства и бюджетной классификации;

— определение порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов;

— выбор кредитных организаций, обеспечивающих бюджетный процесс с позиций обеспечения бюджетов финансовыми средствами;

— разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти всех звеньев бюджетной системы;

— определение органов ответственных за разработку критериев и нормативов, определяющих структуру и объемы бюджетов и соответствующих потребностям и задачам бюджетной политики;

— определение структуры контрольных органов, ответственных за формирование и исполнение бюджетов.

Контрольная функция бюджетов действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность органов государственного и местного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

Контрольная функция бюджета имеет конкретную форму проявления и реализуется по следующим направлениям:

— контроль за правильным и своевременным перечислением доходов в бюджеты и внебюджетные фонды;

— контроль за целевым, экономным и эффективным использованием бюджетных ресурсов и средств внебюджетных фондов.

Сущность, значение и функции бюджета

Существование государства связано с формированием и распределением ресурсов, предназначенных для выполнения государством его функций. Еще в 1863 году немецким экономистом А. Вагнером сформирован закон о постоянно растущей государственной деятельности (который далее получил название «закона Вагнера»). Согласно ему в будущем широкий разделение труда, рост доли городского населения, осложнения транспортных и правовых отношений приведут к росту расходов на управление, армию, флот и дипломатические службы, а тем самым к распространению функций государства и необходимости их финансирования.

Центральное место в финансовой системе принадлежит бюджетной системе. Именно с помощью бюджетной системы создаются фонды денежных средств соответствующих государственных и административно-территориальных образований. В свою очередь, размер этих фондов определяется результативностью финансовой деятельности государства.

Бюджет происходит от англ. budjet (чемодан, мешок с деньгами) — расписание денежных доходов и расходов на определенный период. Согласно Бюджетного Кодекса Украины бюджет — это план формирования и использования финансовых ресурсов для решения задач и функций, которые осуществляют органы государственной власти, органы власти Автономной Республики Крым и органы местного самоуправления в течение бюджетного периода [5].

Если рассматривать историю развития определение «бюджет», стоит отметить, что трансформация понятия бюджет происходила рядом с изменением понятий «функции государства», «налоги», «государственные расходы», «кредит» и др.

Например, К.Маркс при анализе государственного бюджета 1853-1854 гг. Определял его как «ряд мероприятий по улучшению положения праздных классов». В.И. Ленин при исследовании бюджета 1902 подчеркнул его направленность на финансирование военных целей, содержание императорского двора, жандармерии, уплату процентов по государственному долгу и субсидий землевладельцам и капиталистам. Поскольку доходная часть бюджета в основном формировалась за счет косвенного налогообложения, а именно налога на государственную винную монополию, то бюджет того времени еще назывался «пьяного бюджета».

Читайте так же:  Зачем писать заявление на вычет на ребенка

При рассмотрении сущности бюджета следует отметить распространенность его определения.

Интересным является определение бюджета с позиции органов, принимающих участие в его разработке и исполнении. Согласно Конституции Украины утверждает государственный бюджет Верховная Рада. Кроме того, в ее ведении находится контроль за исполнением бюджета, утверждение решений о предоставлении экономической помощи и займов другим и т.д. (ст. 85). Эти виды работ Верховная Рада Украины отражает в главном финансовом документе государства, утверждается Законом Украины о государственном бюджете на следующий год. К составления и утверждения бюджета также имеют отношение другие органы государственной власти и учреждения: Министерство финансов Украины, Государственное казначейство Украины, Государственная налоговая администрация Украины, Счетная Палата Украины, Национальный банк Украины. Каждый из этих органов определяет бюджет с позиции участника бюджетного процесса.

Для выполнения своих функций государство должно иметь достаточные денежные фонды. Эти фонды она формирует путем перераспределения валового внутреннего продукта. Важнейшим средством, через который государство осуществляет распределение и перераспределение внутреннего продукта, является государственный бюджет. Через бюджет государства воспроизводится вся многогранная ее деятельность и обеспечивается выполнение ее функций.

Бюджет является решающим и ведущим звеном финансовой системы, важным экономическим рычагом государства, через который проводятся распределении перераспределение большей части ВВП и национального дохода. Бюджет не только выполняет распределительные функции, но и активно участвует в создании финансовых ресурсов государства, благодаря которым обеспечивается ее существования, выполнения им своих политических, экономических и социальных функций.

Бюджет как особая и специфическая форма финансовых отношений исторически возникает и действует там, где существует государство с товарно-денежными отношениями определенного уровня. Специфика бюджетных отношений заключается в том, что они являются частью финансовых отношений государства с предприятиями и населением и, во-первых, возникают в распределительном процессе, участником которого является государство в лице соответствующих органов власти; во-вторых, связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, используемых для обеспечения общегосударственных потребностей.

Целью бюджета является определение и обоснование объема средств, необходимых на бюджетный год для выполнения государственных задач.

Финансовое влияние государственного бюджета на экономику имеет как количественный, так и качественный аспекты. Количественный аспект определяется вопросом предоставления или непредоставления средств, их количества; качественный аспект определяется в установлении пропорций распределения ВВП и применении различных инструментов этого распределения. Соотношение объема бюджета и ВВП — важная экономическая проблема, обусловленная особенностями функционирования модели экономики каждого конкретного государства.

Мировой опыт убеждает, что с развитием рыночных отношений роль государства в распределительных процессах должна расти. Есть три основных модели перераспределения ВВП через бюджет:

— Американская, когда через бюджет перераспределяется от 30 до 35% ВВП;

— Западноевропейская, когда через бюджет перераспределяется от 40 до 50% ВВП;

— Скандинавская, когда через бюджет перераспределяется от 60 до 65% ВВП.

В большинстве развитых стран мира через бюджет перераспределяется от 30 до 50% ВВП. Поэтому необходимо найти взвешенные формы и методы этого перераспределения.

Как экономическая категория бюджет — это совокупность экономических отношений по поводу формирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств государства.

Государство планирует бюджет, его доходы и расходы. Формы и методы бюджетной работы и бюджетного планирования, структура доходов и расходов бюджета любого государства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства. Источники поступлений средств в бюджет, их направление и использование в процессе расширенного воспроизводства определяются системой экономических отношений, характером общественных отношений, которые составляют материальную основу финансов. Бюджет как финансовый план играет координирующую роль по отношению к другим финансовым планам.

Бюджет объединяет основные финансовые категории (налоги, государственные расходы, государственный кредит) в их действии, через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

Государственный бюджет является основным финансовым планом государства на год, имеющий силу закона. Он утверждается законодательными органами власти. По материальному содержанию государственный бюджет является централизованным фондом денежных средств государства, а за социально-экономической сути — это основное средство распределения и перераспределения ВВП и национального дохода.

На формирование и использование бюджета влияет ряд факторов, которые можно разделить на политические, экономические и социальные.

Политические факторы отражают политическую ситуацию в стране, которая может существенно повлиять на формирование бюджета и использования бюджетных средств. К ним относятся административная и региональная структуры управления государством, выполнения ею регулирующей, оборонной и правозащитной функции государства, политическая стабильность в обществе.

Экономические факторы связаны с макроэкономическими процессами, происходящими в стране. К ним относятся объемы производимых ВВП и национального дохода, экономический рост или спад производства, уровень развития экономики страны, производительность общественного труда, приоритетные направления выполнения государством экономических и социальных задач, уровень инфляции и уровень безработицы в стране, модель налоговой политики, уровень НТП, масштабы структурных сдвигов в экономических и отраслевых пропорциях развития, методы хозяйствования на предприятиях всех форм собственности.

Социальные факторы формирования и использования бюджета обусловлены социальными и демографическими обстоятельствами. В частности это социальная защита и социальное обеспечение населения, объем финансовых средств, направляемых на образование и здравоохранение, объем реальных доходов населения, размер минимальной заработной платы и потребительской корзины, естественный прирост (сокращение) населения и миграционный прирост (сокращение) населения.

После рассмотрения факторов Государственного бюджета, обратим внимание на его функции:

1. Распределительную функцию, благодаря которой осуществляются распределение и перераспределение ВВП и национального дохода. Важное значение имеет доля ВВП, которая перераспределяется государством через бюджет. В разных странах и в разные времена она меняется в зависимости от характера и направленности господствующей экономической доктрины.

Кейнсианская теория считает необходимым усиление государственного вмешательства в экономику, стимулируя таким образом рост части ВВП, которая перераспределяется государством. Государственные финансы и бюджет она рассматривает как важный инструмент государственного регулирования экономики и социальной сферы.

Читайте так же:  Выход из финансового кризиса подарит вам свободу. полезные советы

Неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической мысли, считает необходимым ограничение государственного вмешательства в экономику и социальную сферу, усиление рыночного механизма и конкуренции, стимулирование производства и его эффективности. Как следствие — сокращение объемов перераспределения ВВП и национального дохода через бюджетную систему, снижение размеров социальных расходов.

Доля ВВП, перераспределяется через бюджет в разных странах составляет: в США — 35%; Великобритания — 41%; Япония — 32%; Франция — 50%; Канада — 45%; Швеция — 65%. В и Украины, по данным 2006г., Через бюджет перераспределяется 28,5% ВВП.

2. Регулирующую функцию, с помощью которой создается материально-техническая база для функционирования государства через формирование централизованного фонда финансовых ресурсов, что дает ей возможность выполнять свои функции.

А. Бюджет в современных условиях используется государством для воздействия на различные направления экономической политики:

[1]

 содействие процессу накопления капитала;

 ускорения темпов экономического роста;

 развитие перспективных отраслей хозяйства;

 регулирования темпов обновления основного капитала;

 многосторонней регулирующее влияние на процесс реализации

совокупного общественного продукта путем расширения или сужения государственного потребления, то есть покупки товаров и услуг;

 содействие процессу расширенного воспроизводства, структурной перестройке экономики, ускорению НТР;

 улучшение возможностей функционирования и развития рынка, формирования эффективной структуры производства, стимулирования развития НИОКР, приоритетных отраслей экономики, научно-производственной и социальной инфраструктуры и улучшения организации хозяйственных связей;

 государственный бюджет является катализатором развития НТП в условиях острой конкуренции на мировом рынке: государственная финансовая поддержка фундаментальной науки и развития наукоемких производств;

 государственный бюджет активно используется для достижения результатов долгосрочного характера — рост

конкурентоспособности национальной экономики, ускорения НТП, усиление научно-технического потенциала страны.

Б. С помощью бюджета государство влияет на процесс воспроизводства рабочей силы. Совершенствование и усложнение технологий производства, развитие НТР обусловили необходимость роста государственных расходов на среднее и высшее образование, профессиональную подготовку и переподготовку кадров. «Инвестиции в человека» сегодня рассматривают как одну из форм капиталовложений, приносит прибыль, и финансируются в значительной степени за счет государства.

В. Бюджет финансово обеспечивает социальную политику государства. Значительные средства направляются на финансирование систем социального страхования и социального обеспечения (пенсии по возрасту, инвалидам, при потере кормильца, потере трудоспособности, пособие по безработице), а также на образование, науку, здравоохранение.

3. Контрольную функцию. Бюджет является важным экономическим рычагом государства, через который обеспечивается контроль за формированием и использованием централизованного фонда денежных ресурсов, по состоянию производства в целом в стране. Контрольная функция дает возможность найти недостатки в управлении финансами, своевременно и полно оценить финансовые ресурсы, которые поступают в распоряжение государства, проанализировать, как фактически складываются пропорции распределения бюджетных средств, насколько эффективно они используются. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных средств, отражается в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходов.

Составляющими государственного бюджета являются доходы и расходы. Каждая из них разделена на два фонда: общий и специальный. В зависимости от соотношения доходов и расходов бюджет является сбалансированным, с дефицитом, с профицитом (рис.4.1).

Рис. 4.1 — Структура и составляющие государственного бюджета

Дефицит бюджета возникает в случае превышения расходов над доходами, а профицит — в случае превышения доходов над расходами. Сбалансированным бюджет считается при условии, что объем расходов соответствует объему доходов на соответствующий бюджетный период, а государство может сопоставлено объем своих финансовых возможностей с затратами.

| следующая лекция ==>
Налоговое право и политика налогообложения в современных условиях | Бюджетное устройство и бюджетная система

Дата добавления: 2017-12-05 ; просмотров: 514 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Сущность, виды и функции бюджета

Читайте также:

  1. Cущность банковского процента, его функции и роль.
  2. I. Функции времени в спутниковых технологиях.
  3. I. Экстремумы функции двух переменных
  4. IV. Функции
  5. N Выполняет функции гормона
  6. N Особенности структуры и функции обуславливают особенности в метаболизме клеток
  7. TCR. Функции Т-лимфоцитов
  8. А. Функции для оценки разброса данных.
  9. Агрегатные функции.
  10. Адаптация, ее цели, функции, аспекты
  11. Администратор базы данных и его функции
  12. Администраторы доходов бюджета

Генераторы графического представления данных — представляет собой инструмент, предназначенный для извлечения информации из базы данных и отображения ее в виде диаграмм с графическим представлением существующих тенденций и связей. Обычно с помощью подобного генератора создаются гистограммы, круговые, линейчатые, точечные диаграммы и т.д.

Генератор приложений представляет собой инструмент для создания программ, взаимодействующих с базой данных. Применяя генератор приложений, можно сократить время, необходимое для проектирования полного объема требуемого прикладного программного обеспечения. Генераторы приложений обычно состоят из предварительно созданных модулей, содержащих фундаментальные функции, которые требуются для работы большинства программ. Эти модули, обычно создаваемые на языках высокого уровня, образуют «библиотеку» доступных функций. Пользователь указывает, какие задачи программа должна выполнить, а генератор приложе­ний определяет, как их следует выполнить.

Основная литература: 1[78-88, 420-565]

Контрольные вопросы:

1. Из каких частей состоит внутренний язык СУБД?

2. В чем различие между процедурным и непроцедурным языками DML?

3. Для чего предназначен язык SQL, перечислите операторы этого языка.

4. Для чего предназначен язык QBE?

5. Для чего предназначены языки 4GL?

Разработка бюджета также как и программирование является процессом планирования. Существенная разница между двумя этими видами планирования заключается в том, что программы заглядывают в будущее на несколько лет вперед, а бюджет, как правило, рассчитывается на один, следующий год.

Бюджеты являются ключевым инструментом системы управленческого контроля. Практически все компании, за исключением самых мелких, составляют бюджеты. Многие компании в качестве годового бюджета рассматривают план прибыли, который показывает планируемую деятельность компании по центрам ответственности для получения прибыли. Почти все неприбыльные организации также составляют бюджеты.

Бюджет может иметь бесконечное количество видов и форм. В отличие от формализованных отчета о прибылях и убытках или бухгалтерского баланса, бюджет не имеет стандартизированной формы, которая должна строго соблюдаться. Структура бюджета зависит от того, что является предметом бюджета, размера организации, степени, в которой процесс составления бюджета интегрирован с финансовой структурой предприятия, от квалификации и опыта разработчиков.

Бюджет должен представлять информацию доступным и ясным образом так, чтобы его содержание было понятно пользователю. Избыток информации затрудняет понимание значения и точности данных, недостаточность информации может привести к непониманию основных ограничений и взаимосвязей данных, принятых в документе. Бюджет может не содержать одновременно и доходы и расходы, нет необходимости, чтобы они были сбалансированы. Например, бюджет использования материалов содержит только планируемые расходы сырья и полуфабрикатов. Бюджет также может быть подготовлен целиком в неденежном выражении (часы труда, единицы продукции, количество услуг и т. п).

[3]

Читайте так же:  История успеха. как русский бизнесмен создал и выпустил в продажу единую сим-карту для звонков без р
Видео (кликните для воспроизведения).

При подготовке бюджета необходимо начать с ясно сформулированного его названия или заголовка и указания периода времени, для которого он составляется. Реальная форма представления бюджета создается его разработчиком. Компания может создать свои собственные формы бюджета, которые она будет постоянно использовать. Если в бюджете необходима информация о новом продукте или услуге, то может потребоваться новая структура и форма этого документа. Но всегда необходимо следовать основному правилу — информация, содержащаяся в бюджете, должна быть предельно точной, определенной и значащей для ее получателя, как только это возможно.

Наиболее часто в экономической литературе бюджет определяется как план, выраженный в количественном, обычно денежном, виде на определенный период времени, как правило, год.

По определению Института дипломированных бухгалтеров по управленческому учету США, бюджет — это «количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода времени, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и/или расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели».

Детализированные бюджеты чаще всего составляются на ограниченный период в будущем, обычно максимум год, с подразделением на более короткие периоды: кварталы, месяцы или 13 четырехнедельных периодов. Планирование на краткосрочные периоды вызвано целями контроля управления. В конце контрольного периода фактические данные сравниваются с бюджетными для анализа и оценки текущей деятельности. В этой связи предпочтительнее сравнивать четырехнедельные периоды, а не месячные, чтобы избежать различий в количестве дней разных месяцев, которые могут привести к определенным трудностям при сравнении.

На практике годовой бюджет часто разрабатывается укрупнено по кварталам, и только первый квартал детализируется по месяцам. В течение года бюджеты могут корректироваться с учетом изменившихся обстоятельств. Широко применяются непрерывные или скользящие бюджеты. Сущность их заключается в том, что по мере завершения месяца или квартала, к бюджету добавляется следующий детализированный бюджет, чем обеспечивается непрерывное внутригодовое планирование. В целом периодичность разработки бюджетов определяется объемом планируемых данных и потребностями конкретной организации.

В случаях существенных изменений, таких, как выпуск нового продукта, внедрение новых технологий и нового оборудования, которые требуют дополнительных капитальных вложений, бюджеты разрабатываются на период пять или даже более лет. Все возрастающее количество компаний используют бюджеты как основной инструмент в долгосрочном планировании.

Бюджеты разрабатываются как в целом для организации, так и для ее структурных подразделений или отдельных функций деятельности.

Функции бюджета

состоят в следующем:

1. Планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации. Основные плановые решения обычно вырабатываются в процессе подготовки программ, и сам процесс разработки бюджета по существу является уточнением этих планов. Разработка бюджетов по существу является самым детализированным видом планирования, уточняющим основные операции по отдельным подразделениям или функциям компании на ближайший период.

2. Координация различных видов деятельности и отдельных подразделений. Согласование интересов отдельных работников и групп в целом по организации. Каждый центр ответственности влияет на работу других центров ответственности и сам зависит от их деятельности. В процессе разработки бюджета координируются отдельные виды деятельности таким образом, чтобы все подразделения организации работали согласованно, воплощая цели организации в целом. Очень важно, чтобы планы производства были скоординированы с планом отдела маркетинга, т.е. необходимо произвести количество продукции в соответствии с запланированным объемом продаж и желаемым уровнем конечных запасов готовой продукции. План закупки материалов должен исходить из потребностей производства количества продукции, определенного в бюджете производства, и так далее.

Планы руководства не будут осуществлены, пока все исполнители не поймут содержание этих планов. Они включают такие конкретные пункты, как: сколько товаров и услуг необходимо произвести; какие методы, каких людей и какое оборудование использовать; сколько сырья и материалов необходимо закупить; какие продажные цены установить, а также какой политики и каких ограничений следует придерживаться в будущем. Примерами такого рода информации могут служить максимальные суммы, которые могут быть потрачены на рекламу, техническое обслуживание, расходы администрации; ставки заработной платы и количество рабочего времени; необходимый уровень качества продукции. Утвержденный бюджет является наиболее важным инструментом для увязки количественной информации в этих планах и имеющихся ограничений.

3. Стимулирование руководителей всех рангов в достижении целей своих центров ответственности. Процесс составления бюджета может быть также мощным средством для стимулирования руководителей в осуществлении целей их центров ответственности и, следовательно, целей организации в целом. Каждый руководитель должен точно знать, что ожидают от их центров ответственности.

Стимулирующая роль бюджета проявляется еще больше, если менеджеры принимают активное участие в разработке бюджета своего подразделения. Практика, когда все уровни управления принимают непосредственное участие в разработке бюджетов по подразделениям или функциям, а также в подготовке главного, общего бюджета на предстоящий период называется планированием с участием исполнителей.

4. Контроль текущей деятельности, обеспечение плановой дисциплины. Бюджет представляет собой отчет о желаемых результатах на момент формирования бюджета. Тщательно подготовленный бюджет является наилучшим стандартом, с которым сравнивают фактически достигнутые результаты, так как он включает оценку эффекта всех переменных, которые прогнозировались во время разработки бюджета.

До недавнего времени, общей практикой было сравнение текущих результатов с результатами за прошлый период или за аналогичный период в предыдущем году. В некоторых организациях такая практика является основным методом сравнения до сих пор. Но такие исторические стандарты имеют существенные недостатки, так как при сравнении с ними не учитываются изменения в направлениях деятельности и планируемых программах на текущий год.

Читайте так же:  Валюта венесуэлы. история появления и текущая ситуация

Сравнение фактических данных с бюджетными их значениями «водружает красный флаг», т.е. указывает области, куда следует направить в первую очередь внимание управляющих и необходимые управленческие действия. Анализ отклонений между фактически достигнутыми результатами и данными бюджета может:

1) помочь идентифицировать проблемную область, которая требует первоочередного внимания;

2) выявить новые возможности, не предусмотренные в процессе разработки бюджета;

3) показать, что первоначальный бюджет в некоторой степени был нереалистичным.

5. Основа для оценки выполнения плана центрами ответственности и их руководителей. Отклонения от бюджета, определяемые ежемесячно, служат для целей контроля в течение всего года. Сравнение фактических и бюджетных данных за год часто является главным фактором оценки каждого центра ответственности и его руководителя в конце года. В некоторых компаниях премии менеджеров рассчитываются как определенный процент от положительного отклонения по его центру ответственности (например, от суммы сэкономленных материалов, фондов оплаты труда).

[2]

6. Средство обучения менеджеров. Бюджет также служит хорошим средством обучения менеджеров. Составление бюджетов способствует изучению в деталях деятельности своих подразделений и взаимоотношений одних центров ответственности с другими центрами в целом по организации. Это особенно важно для лиц, вновь назначенных на должность руководителя центра ответственности.

Процесс составления организацией бюджета называется бюджетным циклом, который состоит из таких этапов, как:

— планирование, с участием руководителей всех центров ответственности, деятельности организации в целом, а также ее структурных подразделений;

— определение показателей, которые будут использоваться при оценке этой деятельности;

— обсуждение возможных изменений в планах, связанных с новой ситуацией;

— корректировка планов, с учетом предложенных поправок.

В зависимости от поставленных задач различают следующие виды бюджетов:

а) генеральный и частные;

б) гибкие и статические.

Рис.6.1. Схема формирования генерального бюджета предприятия

Бюджет, который охватывает общую деятельность предприятия, называется генеральным. Его цель — объединить и суммировать сметы и планы различных подразделений предприятия, называемые частными бюджетами. В результате составления генерального бюджета создаются: прогнозируемый баланс; план прибылей и убытков; прогноз движения денежных средств.

Генеральный бюджет любой организации состоит из двух частей (рис.6.1.):

1) операционного бюджета – который включает в себя:

1. бюджет продаж;

2. бюджет производства;

3. бюджет складских остатков;

4. бюджет прямых затрат на материалы;

5. бюджет общепроизводственных расходов;

6. бюджет прямых затрат на оплату труда;

7. бюджет коммерческих расходов;

8. бюджет управленческих расходов;

9. отчет о прибылях и убытках.

2) финансового бюджета — включающего: инвестиционный бюджет, отчет о движение денежных средств и прогнозируемый баланс.

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 361 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Социально-экономическая сущность и функции бюджета

Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти — Федеральным Собранием .

Федеральный бюджет России — главное звено бюджетной системы. Он выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и разрабатывается и утверждается Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона. Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов .

Основными функциями бюджета являются:

1) Аккумулирующая или функция образования бюджетного фонда. Данную функцию выполняют доходы бюджета. Структура доходов непостоянна и зависит от общего экономического положения в стране и приоритетов экономической политики в стране.

2) Перераспределительная или функция использования бюджетного фонда — так с помощью бюджетных доходов и расходов происходит перераспределение ВВП (около 30%) страны. При этом государство осуществляет финансирование отдельных отраслей народного хозяйства, экономических регионов, учреждений не производственной сферы и отдельных хозяйствующих субъектов с целью соблюдения определенных макроэкономических пропорций.

3) Контрольная — с помощью данной функции осуществляется контроль над действиями исполнительной власти, выявляется финансовое положение отдельных экономических субъектов, отраслей хозяйства, территориальных образований.

4) Регулирующая — означает, что в условиях рыночной экономики основным государственным инструментом является финансовая система, а центральным звеном — бюджет.

Кроме четырех функций, которые являются основными, бюджет может выполнять симулирующую, информационную и другие функции. Они являются дополнительными, и их состав зависит от назначения бюджета.

Большое значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике приоритеты — поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также функционирование учреждений здравоохранения, образования и культуры.

Бюджет оказывает наибольшее воздействие на отрасли хозяйства и учреждения непроизводственной сферы в процессе финансового планирования. Будучи основным финансовым планом образования и использования государственного фонда денежных средств, бюджет связан со всеми предприятиями и организациями.

133.Бюджетная система РФ и бюджетное устройство

Бюджетное устройство определяется Бюджетным кодексом РФ, который устанавлива­ют виды бюджетов, действующих на территории страны, место и роль каждого из них, принципы их функционирования и взаимосвязи.

Бюджетная система Российской Федерации представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система Российской Федерациисостоит избюджетов трех уровней:

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2) бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориаль-ных государственных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты, в том числе:

бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;бюджеты городских и сельских поселений;

бюджеты муниципальные внебюджетных фондов .

Б юджетная система функционирует на основе принципов, изложенных в БК РФ

Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учёта средств федерального бюджета, территориальных бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Читайте так же:  Можно ли получить водительские права в мфц в другом городе

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ состоит в закреплении соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов закрепляет:

• право законодательных (представительных) органов власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

• наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством РФ;

• законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов бюджетов каждого уровня в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ;

• право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов:

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме.

Принцип сбалансированности бюджета регламентирует положение, по которому объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средствсостоит в том, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Принцип гласности означает:

• обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;

• обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

П ринцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчётов доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств состоит в том, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование определенных целей.

Принципы бюджетной системы

Принципами бюджетной системы РФ являются:

1. Принцип единства бюджетной системы РФ – это единство бюджетного законодательства РФ, форм бюджетной документации и отчетности, принципов организации и функционирования бюджетной системы, бюджетной классификации бюджетной системы РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ;

2. Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней – это закрепление в соответствии с законодательством РФ доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы РФ, определение полномочий органов государственной власти по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств;

3. Принцип самостоятельности бюджетов означает:

1) право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления: обеспечивать самостоятельно сбалансированность бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

2) самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

3) самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов и др.;

4. Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований – это определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, и др.;

5. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме;

6. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;

7. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств;

8. Принцип общего покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;

9. Принцип гласности;

10. Принцип достоверности бюджета;

11. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Видео (кликните для воспроизведения).

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

Источники


  1. История Академии Наук СССР. — М.: М.-Л.: АН СССР, 2017. — 484 c.

  2. Муранов, А. И. Российское регулирование отношений с иностранными элементами. Некоторые аспекты правового статуса и деятельности иностранных адвокатов / А.И. Муранов. — М.: Городец, 2014. — 144 c.

  3. Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия; СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2011. — 142 c.
Сущность, виды и функции бюджета
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here