Сущность, понятие и признаки государства

Сегодня предлагаем обсудить важные аспекты на тему: "Сущность, понятие и признаки государства" с профессиональной точки зрения и понятным языком. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то дочитайте до конца, а если не найдете ответа, то всегда можно обратиться к нашему дежурному юристу.

Понятие, признаки и сущность государства

Понятие государства

Государство – это политико-территориальная организация публичной власти, которая в обязательном порядке обладает аппаратом управления и принуждения, механизмом сбора налогов и законодательными органами.

Под государством разные философы и правоведы понимали:

«Сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан» Аристотель

«Машина для угнетения одного класса другим, машины, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» В.И. Ленин

«Естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного порядка» Л. Гумплович

«Союз людей, объединенных общими началами права и общей пользы» М. Т. Цицерон

Признаки государства:

4. взаимосвязь государства и права

5. система налогообложения

6. публичная государственная власть

Сущность государства

Сущность государства – состоит в том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах она осуществляется. Сущность государства раскрывает понятие предназначения государства.

Подходы к определению сущности и предназначения государства:

1. Классовый подход к сущности государства – власть в государстве принадлежит и осуществляется в интересах экономически-господствующего класса – собственников орудия и средств производства.

2. Общесоциальный подход к сущности государства – власть в государстве принадлежит всему обществу, лавируя между интересами отдельной личности, социальной группы, классов или всего населения страны.

3. Диалектический подход к сущности государства – власть это отражение единства и борьбы противоположностей – одновременно принадлежит и господствующему классу и всему обществу.

Понятие, сущность и основные признаки государства

При изучении теории государства и права, предметом которой являются именно государство и право, необходимо получить правильные представления о государстве, определить его основные особенности, признаки, позволяющие отличить его от иных социальных явлений.

Государство – это единая организация суверенной, политической, публичной власти, которая правовыми средствами и с помощью специального аппарата управления и принуждения обеспечивает организацию общественных отношений на строго определенной территории, устанавливая и взыскивая налоги.

1. В этом определении закреплены основные признаки государства. Рассмотрим их подробнее.

1. Государство – властвующая организация (см. об этом гл.1). Это не организация для решения культурных воспитательных, экономических и т.п. задач (хотя, безусловно, государство занимается и их решением), а организация для осуществления власти.

2. Единство. Государство, государственная власть едина в пределах определенного общества.

3. Суверенитет. Это политико-правовое свойство государства, связанное с его независимостью от какой-либо иной власти и самостоятельностью в решении всех вопросов как внутри страны, так и за рубежом. Верховенство предполагает полноту власти государства на своей территории. Независимость государственной власти означает ее независимость от какой-либо иной власти.

Суверенитет может быть внутренний и внешний. Внутренний – предполагает независимость государства от каких-либо властвующих субъектов внутри страны. Внешний суверенитет означает независимость государства в отношениях с другими государствами и международными организациями. Однако эта независимость не может быть абсолютной. Являясь членом мирового сообщества, любое государство в международных делах должно уважать права человека, требования международных договоров и конвенций.

4. Политический характер. Государственная власть – власть политическая. Государство и создавалось, и развивается, прежде всего, как власть политическая, связанная с решением не конкретных вопросов, а для регулирования отношений между классами, нациями, государствами и т.д. – то есть для политических отношений.

5. Публичный характер. Государственная власть – власть публичная. Публичность власти проявляется в том, что она:

а) выделилась из общества. Члены общества, как известно, занимаются производством и распределением материальных и духовных благ.

б) стоит над обществом Отделившись от общества, государство существует не параллельно с обществом, а стоит выше, «над ним», ибо осуществляет по отношению к нему властвование.

в) действует в интересах всего общества. Все иные властные структуры осуществляют властвование только над членами своей группы, в рамках своего социального института (лидер конкретной партии, глава определенной организации и т.д.).

г) осуществляется специальным отрядом людей. Государственную власть осуществляют уже не члены общества (рабочие, врачи, педагоги и т.д.), а субъекты, имеющие специальные властные полномочия, статус, наименование (царь, министр, президент, судъя и т.д.).

6. Правовой характер деятельности. Государство осуществляет свои властные полномочия правовыми средствами. Для решения того или иного вопроса оно издает правовые акты общего и индивидуального характера и обеспечивает их реализацию опять же правовыми средствами.

7. Организованный характер. Государственная власть – не аморфное образование. Она четко организована в специальный аппарат, состоящий из взаимодействующих органов. От характера организации государственного аппарата зависит и эффективность деятельности государства.

8. Наличие специального аппарата принуждения. Среди органов государства имеются не только органы управления, но и специальные органы, осуществляющие исключительно принуждение.

9. Территориальная организация власти. Государственная власть в отличие от иных видов власти организуется территориально. Все иные властвующие субъекты имеют определенный круг подвластных (членов определенной партии, религиозной конфессии, членов коллектива и т.д.). Государственная власть распространяется на всех субъектов, населяющих определенную территорию. Каких-либо иных критериев распространения государственной власти на подвластных ( например, национальность, язык) не может быть.

Читайте так же:  Перспективные направления малого бизнеса. новые направления бизнеса в россии

10. Наличие налогов. Поскольку государственная власть публична, ее субъекты сами непосредственно ничего не производят. Для их существования, для обеспечения функций государства необходимы средства, которые государство и собирает с членов общества, с производителей материальных благ.

Только в совокупности всех указанных признаков государство становится подлинным «государством». Познание и характеристика указанных признаков имеет не только научно-теоретическое, но и практическое значение.

Указанные признаки государства позволяют подчеркнуть его особенности как специфического явления, определить признаки, отличающие его от иных субъектов социального властвования. Социальное же назначение государства, его общественная значимость определяется через категорию «сущность государства».

2. Сущность государства

Под сущностью любого явления понимается совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития.

Применительно к государству его сущность составляет такая характеристика, которая раскрывает природу и назначение государства в обществе. Поэтому в науке сложились два подхода к пониманию сущности государства.

Первый из них — классовый подход. Основываясь на марксистской теории государства, сторонники этой концепции исходят из классовой природы государства. Государство понимается как классовое явление. Оно возникло с образованием классов, изменяется со сменой классов и отомрет при их исчезновением. Следовательно, и сущность права имеет классовое содержание. Классики марксизма, характеризуя классовую сущность государства, трактовали его как машину для угнетения одного класса другим, как орудие классового господства.

Другой подход исходит из общесоциальной сущности государства, его назначения служения обществу, а не отдельным лицам или классу. Подобная сущность государства проявляется в том, что оно понимается как орудие обеспечения целостности общества, порядка и организованности в нем, как средство обеспечения прав и свобод человека.

Подобная трактовка имеет ряд преимуществ перед классовым подходом:

Во-первых, здесь подчеркивается общественная, общечеловеческая природа государства., которое действует уже не в интересах класса, а всего общества и отдельных его членов, индивидов.

Во-вторых, в этом случае государство понимается уже не как орудие насилия, а как средство позитивного регулирования, упорядочения отношений, обеспечения свободы общества и личности.

Нередко в науке указанные подходы противопоставляются друг другу. По мнению отдельных авторов, наличие классовой сущности, диктаторских методов управления полностью исключает демократические методы и наоборот. Представляется, что подобная точка зрения не вполне точна.

С развитием общества постепенно сокращалась сфера классово-принудительного воздействия за счет увеличения общесоциальных функций. Современные демократические государства – государства социальные, действующее в интересах общества и личности. Но это не означает, что они не осуществляет действий в интересах политической элиты, определенного социального слоя. Таким образом, можно сказать, что сущность государства имеет двойственную природу: с одной стороны, в ней присутствуют начала классовости, с другой – общесоциальные, гуманистические начала.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 8822 —

| 7174 — или читать все.

Государство: понятие, признаки, сущность

Государство —это суверенная организация публичной власти, действующая в отношении населения на закрепленной за ним территории с использованием права и принуждения.

Признаки государства подразделяются на основные и дополнительные.

Территория Единая денежная

Население еденица

Публичная власть Единый государственный

Право язык

Государственный суверенитет Единое экономическое

Правоохранительные органы пространство

Армия Государственные

Налоги символы (флаг, герб,

К основным признакам государства относятся следующие:

1.Территория. Это пространственная основа государства, его физическая, материальная опора. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство, континентальный шельф и очерчена границами государства. Без территории государство не существует, хотя она может изменяться со временем (например, уменьшаться в результате поражения в войне или увеличиваться в процессе экспансии). На своей территории государство поддерживает свою суверенную власть и имеет право защищать ее от внешнего вторжения.

2.Население. Это человеческое сообщество, проживающее на территории государства.

[3]

3.Право. Как система общеобязательных правил поведения, право является средством управления, юридически оформляет государственную власть, определяет рамки и формы осуществления основных направлений деятельности государства и т.п.

4.Суверенитет –это верховенство государственной власти над всеми иными политическими силами внутри страны, ее самостоятельность и независимость на международной арене.

5.Система налогов, податей, займов,которые необходимы для содержания государственного аппарата, поддержки социальной сферы, обеспечения обороноспособности страны и т.д.

6.Армия –вооруженные силы страны, основная задача которых – защита территориальной целостности государства.

7.Публичная власть.Понятие «власть» означает способность принуждать действовать в определенном направлении, подчинять своей воле. В государстве такие отношения складываются между населением группой людей, осуществляющей управленческие функции.

Публичная власть обладает следующими особенностями:

[2]

· носит институциональный характер, т.е. осуществляется посредством органов и учреждений, объединенных в единую иерархическую структуру;

· распространяет свое действие на всю территорию страны и на все население; способна решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы;

· обладает прерогативой на издание юридических норм;

· ее указания являются общеобязательными, их исполнение поддерживается возможность применения государственного принуждения;

Читайте так же:  Зарплата в полиции - доходы сотрудников милиции

· действует постоянно и непрерывно;

· имеет публичную нематериальную основу (казну, государственное имущество).

Сущность государства

Как философская категория сущность – это совокупность наиболее важных, устойчивых свойств, определяющих самые необходимые глубинные связи и отношения предмета, явления, о которых зависят все их остальные свойства и признаки. Таким образом, проблема сущности государства – это проблема определения самой важной, определяющей его характеристики. Существует два основных подхода к определению сущности государства:

1.Классовый подход. Государство есть орудие господства одной части общества (собственников) над другой (несобственников). Основное социальное назначение государства – регулирование общественных отношений в интересах экономически господствующего класса. Поэтому сущность государства составляет диктатура экономически господствующего класса.

Общесоциальных подход (общечеловеческий). Сущность государства состоит в регулировании общественные отношения, управлении обществом. государство должно выступать как властная система, организующая общество в интересах человека, оно – инструмент примирения социальных противоречий. Государство представляет интересы всего общества. Его цель состоит в достижении социального компромисса и благоденствия всех членов общества.

особенностью современного подхода к определению сущности государства является признание того, что помимо классовых функций государство стремится решать и общесоциальные задачи (оборона, правопорядок, здравоохранение, образование, пенсионное обеспечение).

Соотношение и взаимосвязь государства и права.

Важное значение при характеристике государства имеет выяснение его соотношения с правом, которое, как указывалось, является неотъемлемым признаком государства.

Соотношение государства и права можно проследить по трем аспектам, выявив их единство, взаимосвязь и взаимодействие. Единство между данными явлениями состоит в том, что государство и право возникают и развиваются совместно; выступают средствами управления, инструментами власти; призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы; определяются общими социально-экономическими и духовными факторами и т.п.

Различиямежду государством и правом заключается в следующем:

1.Если государство есть особая организация политической власти, то право – социальный регулятор.

2.Если государство выражает силу, то право – волю.

3.Если первичным элементом государства является государственный орган, то первичный элемент права – норма.

Видео (кликните для воспроизведения).

4.Они также не совпадают по формам, функциям и т.д.

Взаимодействиегосударства и права основано на том, что, с одной стороны, государство формирует, изменяет, отменяет право (правотворчество), а также реализует и охраняет его (правоприменение). С другой стороны, право воздействует на государство, упорядочивая деятельность государственного аппарата, устанавливая компетенцию его органов, создает систему ответственности (включая юридическую) государства (органов государства).

Выделяют два вида основных типа взаимоотношения между государством и правом: когда государство стоит над правом, выступая определяющим фактором (антидемократическое государство); когда право стоит над государством, выступая его ограничителем (правовое государство).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9248 —

| 7366 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

4. Понятие, признаки и сущность государства

Государство это суверенная организация публичной политической власти в обществе, имеющая свою территорию, систему права, аппарат принуждения, взимающая налоги для осуществления своих функций. (Определение дается через перечень основных признаков государства).

Признаки государства (отличают его от общественной и политической власти в узком смысле) делятся на основные (должны быть все в совокупности) и дополнительные (могут отсутствовать).

Основные признаки государства:

1. Организация политической публичной власти в обществе:

— государственная власть – это способность подчинять поведение людей воле государства;

— государственная власть не сливается с обществом, а представляет собой особую систему государственных органов; люди, управляющие обществом (чиновники) делают это на профессиональной основе, получая жалование из государственного бюджета (публичность власти);

— государственная власть внешне и официально представляет все общество, осуществляется от его имени и в его интересах; цель государственной власти – обеспечить поддержание правопорядка и нормальной жизнедеятельности людей (политический характер власти).

2. Суверенитет – верховенство государственной власти по отношению ко всем иным организациям и лицам в стране (внутренний суверенитет); способность проводить международную политику в собственных интересах и взаимное невмешательство во внутренние дела других государств (внешний суверенитет).

3. Территория государства делится на собственно территорию (суша внутри государственных границ, территориальные воды – 12 морских миль от линии максимального отлива, континентальный шельф – 200 морских миль от линии максимального отлива; воздушное пространство на высоте до 100 километров, недра) и квазитерриторию (территория посольств и консульств государства за рубежом, военные морские и воздушные суда, гражданские морские и воздушные суда в нейтральном пространстве, запущенные с собственно территории космические объекты, территория военных баз).

4. Налоги и сборы – регулярно взимаемые с населения материальные средства, установленные законом и необходимые для функционирования государства.

5. Национальная правовая система – совокупность формально определенных общеобязательных правил поведения, исходящих от государства и регулирующих общественные отношения. Государство имеет монополию на формирование права.

6. Возможность легализованного (на основе права) принуждения (насилия) – государство вправе применять насилие на территории государства по отношению ко всем лицам, находящимся на ней.

Читайте так же:  Выключаемся вовремя, правильно организовываем рабочее время и делаем перерывы во время работы - это

Дополнительные признаки государства: государственная символика (герб, гимн, флаг, столица), единое экономическое пространство, единая система мер и весов, единая валюта, единая транспортная и энергетическая системы и т.п.

Сущность государства выражается в том, чьи интересы выражает государство:

1. Классовая сущность: государство выражает и отстаивает интересы экономически господствующего класса. Правом устанавливаются имущественные цензы для избирателей, различные меры наказания за одинаковые правонарушения для представителей разных сословий и классов (за убийство холопа – штраф, за убийство тиуна – смертная казнь). К таким государствам относятся рабовладельческое, феодальное, буржуазное.

2. Общесоциальная сущность: государство выражает и отстаивает интересы общества в целом. Закрепляются общеправовые (конституционные) принципы равноправия и равенства перед законом и судом, в избирательном праве отсутствуют имущественные цензы.

Таким образом, любое государство имеет комплекс основных признаков и определенную сущность. Большинство современных государств по сущности являются общесоциальными.

Понятие, сущность и признаки государства

Алехин Э.В. Государственное и муниципальное управление — Пенза, 2007. С. 19-28

Т

ЕМА 2. ТЕОРИИ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

Понятие, сущность и признаки государства

Государство является ведущим институтом политической системы, которая сосредотачивает в себе максимальную политическую власть. Этот институт обеспечивает организованность общества и поддерживает в нем определенный порядок.

Различные гуманитарные науки по-разному трактуют понятие «государство». Социология интерпретирует государство как политическую надстройку над экономическим базисом общества. В юриспруденции под государством понимается система учреждений, которые регулируют право и устанавливают в обществе определенную нормативную базу, которая будет в свою очередь регулировать основные общественные процессы. В экономической теории государство трактуется как инструмент, призванный регулировать экономические процессы в обществе. В политологии под данным понятием понимают явление политической жизни общества, которое регулирует взаимоотношения между социальными группами, национальными общностями и различными странами.

Сам термин «государство» обычно рассматривают в двух аспектах:

1. Государство отождествляется со страной и определяют его как общность людей, которая имеет свои органы власти и проживает на определенной территории;

2. Государство рассматривается как политический институт, т.е. система учреждений, обладающая верховной властью в определенных территориальных границах.

Одним из дискуссионных вопросов является вопрос о происхождении государства. За многую тысячелетнюю историю государство выработало несколько теорий по этому вопросу. Самой ранней по времени происхождения является теократическая теория. Согласно данной теории государство создано непосредственно Богом, всякая власть от Бога и ей необходимо повиноваться.

Патриархальная теория. Здесь государство возникает естественным путем, развивается на основе семьи и представляет собой как разросшуюся до больших масштабов семью, в которой власть государства вырастает из власти отца семейства, а поданные рассматриваются как его дети, которые должны ему повиноваться, а он в свою очередь должен о них заботиться.

Договорная теория. В соответствии с данной теорией государство является результатом соглашения между различными группами людей в обществе, по которому они добровольно передают право на управление общественной жизнью особой группой людей, которые становятся чиновниками или госслужащими. За право управлять чиновники должны обеспечить порядок в обществе, прекратить произвол, самосуд, покончить с преступностью и создать минимальные условия для нормальной социально-экономической жизни.

Теория насилия. Государство возникает как результат завоевания одних народов другими, после чего завоеватели для того, чтобы держать в покорности завоеванное население создают особый аппарат власти и подавления, с помощью которого и управляют покорным народом.

Психологическая теория. Главным фактором, приводящим людей к необходимости создать государственные структуры, является страх перед агрессией и именно страх движет ими, когда они сами соглашаются добровольно подчиниться своим соплеменникам, которые за это должны будут защищать их от всех возможных посягательств извне.

Экономическая теория. В качестве главных причин возникновения государства выделяются следующие:

1) развитие общественного разделения труда, отделение ремесла и скотоводства от земледелия, и выделение управленческого труда;

2) переход от присвающего хозяйства к производящему, когда у производителя появляются излишки продукции, которые он может продать на рынке;

3) появление на основе двух выше перечисленных причин частной собственности и возникновения социального расслоения;

4) демографические факторы, к которым можно отнести рост численности и плотности населения и запрет браков между кровными родственниками;

5) завоевание одних народов другими.

Современная теория трактует государство как продукт внутренней эволюции общества, которое с определенного момента объективно нуждается в организационном оформлении и не может далее существовать и развиваться в условиях тотальной анархии.

Таким образом, в разные эпохи и в различных условиях государство всегда выступает в качестве организации для управления обществом и как механизм властвования не существовало на первых стадиях развития государства. Поэтому государство рассматривается как исторически сложившаяся организация политической власти и управления социальными процессами.

Как политический институт, государство обладает рядом специфических признаков, которые позволяют его отличать от всех других политических институтов и организаций:

1) наличие особой публичной власти, которая воплощается в государственных органах власти. Осуществляет эту власть особый слой людей, воплощающие функцию управления и принуждения, и составляют аппарат государства;

Читайте так же:  Признаки, заметив которые, следует быть готовым к увольнению

2) территориальная организация населения, т.е. государственная власть осуществляется всегда в рамках определенной территории и распространяется на всех без исключения людей, проживающих на данной территории;

3) государственный суверенитет, т.е. независимость государственной власти от любой другой власти как внутри страны, так и за ее пределами. Этот признак является важнейшим при характеристике положения государства в системе международных отношений. Именно исходя из этого признака можно говорить о том, что в современном мире не так уж и много полноценных независимых государств (США, Франция, Германия). Все остальные представляют собой не вполне сформировавшиеся государства, обладающие ограниченным суверенитетом в той или иной сфере общественной жизни;

4) монополия государственной власти на законотворчество. Потому что только государство имеет право издавать обязательные для исполнения нормативные акты, распространяющие свое действие на всех без исключения граждан данного государства, и только государство имеет легальное право применять физическое воздействие в случае неисполнения этих общеобязательных нормативных актов, для чего у государства имеется специфический аппарат принуждения в виде правоохранительных органов, спецслужб, судебной системы и силовых структур;

5) монополия государства на сбор налогов, которые взыскиваются с населения в принудительном порядке. Без налоговой системы не существовало, не существует и не будет существовать ни одно государство.

Исходя из этих признаков, государство можно определить как особую организацию политической власти общества, располагающая специальным аппаратом принуждения и обладающая разной степенью независимости, а также выражающая волю или отдельных групп населения или всего народа в целом.

В современном обществе в руках государства концентрируется огромная сила, которая обусловлена:

объективно нарастающим вмешательством государства в экономическую жизнь общества, увеличение нарастающей геометрической прогрессии доли государственных расходов в ВВП страны, которые извлекаются в виде налоговых и неналоговых сборов из экономики страны в госбюджет;

(вытекает из первой причины) государство стало опекуном общества, поскольку выполняет функцию социальной защиты населения, и ради выполнения этих разнообразных функций государство идет на то, чтобы исключить целые отрасли хозяйства из системы рыночной экономики и полностью перевести их на государственной субсидирование (т.е. хозяйство полностью социализировано);

высшие государственные чиновники и лидеры политических партий практически самостоятельно принимают решения по всем более или менее важным вопросам развития общества, а также демократические институты выборов являются своеобразными грандиозными политическими шоу;

только государство обладает монопольным правом на законотворчество и применения репрессивного аппарата.

Дата добавления: 2016-12-18 ; просмотров: 144 | Нарушение авторских прав

Понятие и признаки государства

Понятие, признаки и сущность государства

В юридической литературе существует множество определений понятия государства. Это связано с тем, что никакая другая организация не может конкурировать с государством, при выполнении задач и функций, при выполнении задач и функций, связанных с жизнедеятельностью общества. Кроме того, государство есть очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление, которое прямо и непосредственно затрагивает интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. В этой связи решить указанные выше проблемы, возможно лишь при изучении государства в конкретно-исторических условиях, в различных его взаимосвязях с экономической, социально-политической и духовной жизнью общества, максимально используя при этом прошлые и настоящие народные достижения. В этой связи хотелось бы дать некоторые научно-обоснованные определения понятия государства:

1. Государство есть исторически развивающееся явление, т.е. его роль и значение рассматривались применительно к конкретно-историческому периоду его развития, с использованием тех объективных факторов, которые характерны для данного периода.

2. Государство есть продукт общественного развития, т.е. применительно к государственно-организованному обществу оно является основной управляющей системой.

3. Русские юристы излагали в своих работах следующие определения понятия государства. Так Коркунов считал, что государство есть «общественный союз, представляющий собою самостоятельное, признанное принудительное властвование над свободными людьми». Трубецкой считал, что «государство есть союз людей, властвующих самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории». Гумилович определяет государство как «естественно возникшую организацию властвования, предназначенную для охраны определенного правопорядка». Следует заметить, что сторонники марксистко-ленинской теории определяли государство как организацию политической власти экономически господствующего класса, машину для угнетения одного класса другим, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы. Таким образом, указанные определения носили сугубо классовый характер, который является важнейшим признаком любого государства.

4. Несколько иное, более современное определение содержится в работе профессора С.С. Алексеева, который под государством понимает особую организацию политической власти экономически господствующего класса (трудящихся во главе с рабочим классом – в социалистическом обществе), располагающая специальным аппаратом принуждения и придающая своим велением обязательную силу для населения всей страны.

Существуют и другие определения понятия государства, но всех их объединяет то обстоятельство, что любое государство должно рассматриваться в его исторической действительности и во всех его исторических проявлениях.

В юридической литературе определяют следующие основные признаки государства, отличающие его от других видов социальной власти:

  1. Наличие особой публичной власти, т.е. органов, издающих от имени государства законы и подзаконные нормативно-правовые акты; обладающих особым аппаратом управления и государственного принуждения.
  2. Разделение населения по территориальному принципу, т.е. наличие четко определенных внешних границ и внутреннее территориальное разделение населения, защита его интересов, независимо от их принадлежности к какому-либо роду, племени, религии или классовой принадлежности.
  3. Взимание налогов с физических и юридических лиц для содержания публичной власти.
  4. Государственный суверенитет, т.е. верховенство государственной власти как внутри страны, а также независимость во внешнеполитической среде.
  5. Правотворческая деятельность органов государства, т.е. издание нормативно-правовых актов (законов, указов, постановлений, распоряжений и др.) обязательных для исполнения каждым членом общества.
Читайте так же:  Совершаете покупки онлайн 10 советов для безопасного шопинга

Перечисленные выше признаки позволяют определить государство как особую форму организации политической власти в обществе на определенном историческом этапе его развития, обладающей суверенитетом и осуществляющей управление обществом на основе права с помощью специального механизма (аппарата).

Говоря о сущности государства и существующих в научной литературе подходов в ее понимании, следует отметить, что государство может рассматриваться как «объединение людей, подчиненных праву, интересы которых выражают властные органы», либо как «система институтов публичной власти, аппарат управления, обособленный от общества и выражающий его интересы или интересы каких-либо групп.

Таким образом, в зависимости от различных научных пониманий (подходов) в сущности государства можно выделить два подхода: 1) его способность выражать общезначимые интересы большинства (общесоциальная сущность), либо, 2) его способность представлять интересы экономически господствующего класса, или отдельных социальных групп (классовая сущность).

Кроме того, говоря о сущности государства, следует отметить, что ее внутреннее содержание также составляют перечисленные признаки, которые отличают государство от негосударственных институтов и общественных объединений.

Государственная власть, ее свойства и формы существования

Говоря о власти, как о социальном явлении, следует отметить, что любое человеческое общество на различных этапах его развития всегда предполагает властное руководство им, т.к. оно является главным условием функционирования, социальной системы, а также регулятором общественных отношений, возникающих в любом организованном обществе.

В юридической литературе родовую общину выделяют как исторически первую форму организации до государственного общества. Власть носила общественный характер, его высшим органом являлось народное собрание, решение которого были обязательными и распространялись на всех взрослых членов рода, племени, союз племен. Кроме того, общественные отношения в первобытном обществе регулировались с помощью обычаев – исторически сложившиеся правила поведения, которые вошли в привычку в результате многократного повторения и совершения одних и тех же действий и поступков.

Кроме обычаев, также действовали такие общественные нормы как традиции, морали, ритуалов, обрядов, религиозные нормы и др. Особенностью первобытного общества также являлись отсутствие в нем специальных органов власти (аппарата принуждения, что характерно лишь для государственно-организованного общества).

Таким образом, разложением первобытнообщинного строя и возникновением государства, появляется совершенно иная организация – государственная (политическая) власть, которая характеризуется имущественным и социальным неравенством (появление имущих и неимущих классов), опирается на силу государственного принуждения, используя при этом специальный аппарат и учреждения (суд, тюрьмы, правоохранительные органы и др. государственные учреждения и организации).

Сказанное позволяет дать следующее определение власти – этот способность и возможность одного человека, группы, организации, государства в целом навязывать свою волю другому лицу, группе и т.д. вопреки их сопротивлению.

Основными признаками государственной власти, отличающей ее от других видов власти, являются:

[1]

  • носит публичный характер;
  • суверенитет государственной власти;
  • ее легитимность;
  • легальность;
  • единство;
  • разделение властей;
  • основа на законе и др.

В юридической литературе в зависимости от способа организации, выделяют следующие виды органов государственной власти:

  • глава государства (монарх или президент);
  • законодательные (представительные) органы государственной власти;
  • исполнительные органы государственной власти;
  • судебные органы государственной власти.

Каждый их перечисленных выше органов государственной власти не подменяет другие органы власти, а выполняет строго возложенные на них функции, в соответствии с представленными им полномочиями:

  • монархия, т.е. власть, принадлежит монарху или др. лицу;
  • аристократия, т.е. власть определенной группы людей – аристократов;
  • демократия, такая форма, при которой власть принадлежит всему народу.
Видео (кликните для воспроизведения).

Деятельность органов государственной власти основана на следующих принципах:

  • единство власти;
  • ее неделимость;
  • суверенность;
  • она никем и ничем не ограничена.

Источники


  1. Дубинский, А. Руководствуясь законом; политической литературы Украины, 2013. — 112 c.

  2. Смоленский, М. Б. Адвокатская деятельность и адвокатура в Российской Федерации (адвокатское право) / М.Б. Смоленский. — М.: Феникс, 2015. — 384 c.

  3. Взаимодействие органов имущественного блока Санкт-Петербурга с юридическими и физическими лицами по вопросам оборота государственного недвижимого имущества и управления государственной собственностью. — М.: Леонтьевский центр, 2004. — 624 c.
Сущность, понятие и признаки государства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here