Субъекты и объекты финансового контроля

Сегодня предлагаем обсудить важные аспекты на тему: "Субъекты и объекты финансового контроля" с профессиональной точки зрения и понятным языком. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то дочитайте до конца, а если не найдете ответа, то всегда можно обратиться к нашему дежурному юристу.

Цель, задачи, объекты и субъекты финансового контроля

Цель финансового контроля — содействие эффективному образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов в соответствии с действующим законодательством.

Основными задачами финансового контроля являются:

• соблюдение законности в финансовой сфере;

• обеспечение соответствия доходов и расходов;

• рациональное использование финансовых ресурсов;

• выполнение финансовых обязательств;

• полнота и достоверность финансовой и бухгалтерской отчетности.

В зависимости от объекта может быть такая классификация:

1) контроль финансовых показателей — контроль соответствия плановым заданиям;

2) контроль финансовых операций — контроль соответствия договорным обязательствам, полноты расчетов, своевременности поступления денежных средств;

3) контроль фондов денежных средств — контроль образования, распределения и использования.

Субъектами финансового контроля являются различные контрольные органы, включая органы законодательной (представительной) и исполнительной власти всех уровней, а также специализированные контрольные органы. Финансовый контроль может быть классифицирован следующим образом:

1. Государственный и муниципальный контроль осуществляют органы законодательной (представительной) и исполнительной власти всех уровней, а также специализированные государственные и муниципальные контрольные органы. Объектом государственного и муниципального финансового контроля является государственная и муниципальная собственность, включая бюджет и внебюджетные фонды.

2. Внутриведомственный и внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляют специализированные контрольные подразделения (управления, отделы, службы) министерств, ведомств, предприятий и организаций. Его объектом служат финансовые ресурсы, находящиеся в собственности, соответствующих субъектов экономической деятельности.

3. Аудиторский контроль осуществляют аудиторские организации, имеющие соответствующую лицензию. Объект аудиторского контроля — финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении, владении проверяемого предприятия.

Объект и предмет финансового контроля.

Объектами государственного и муниципального финансово­го контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования, распределения и использования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ре­сурсы.

Предметом государственного и муниципального финансово­го контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, операции с бюджетными средствами, бухгалтерская документация и т. д.

Субъектами государственного и муниципального финансо­вого контроля являются государственные и муниципальные органы, а также негосударственные организации и учреждения, которые наделены полномочиями проводить мероприятия по проверке соблюдения финансового законодательства.

Подконтрольными субъектами выступают Российская Феде­рация в целом, субъекты РФ и муниципальные образования, органы государственной власти, органы местного самоуправле­ния, организации, предприятия, учреждения и физические лица, совершающие или опосредующие финансовые операции. В системе правоотношений, складывающихся в сфере государ­ственного и муниципального финансового контроля, эти лица становятся адресатами властных предписаний, что и обусловли­вает необходимость контроля за выполнением установленных правил поведения.

1. Задачи финансового контроля.

2. Органы, осуществляющие финансовый контроль.

3. Внутриведомственный финансовый контроль.

4. Внутрихозяйственный финансовый контроль.

5. Общественный финансовый контроль.

Общественный финансовый контроль обусловлен правом граж­дан на создание общественных объединений, закрепленным ст. 30 Конституции РФ. На основании ст. 3 Федерального зако­на от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединени­ях»1 общественные объединения создаются для защиты общих интересов и достижения общих целей, способствуют реализа­ции прав и законных интересов граждан. В сфере финансовых отношений государства объектами общественного финансового контроля могут быть: отчеты об исполнении бюджетов, публи­кующиеся в обязательном порядке; при отсутствии законода­тельных ограничений — аудиторские отчеты и заключения; де­ятельность различных фондов, использующих или распределя­ющих государственные (муниципальные) денежные средства; проведение государственных (муниципальных) лотерей И’?, д. Данный вид финансового контроля имеет целью формирование общественного мнения относительно государственной финан­совой политики, а также делает публичную финансовую дея­тельность более прозрачной.

Среди общественных объединений выделяются те, для кото­рых деятельность в финансово-контрольной сфере не является основной (адвокатура, правозащитные организации и т. д.) и которые образуются специально для осуществления финансового контроля. Так, Указом Президента РФ от 18 ноября 1995 г. № 1157 «О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акцио­неров»1 определена возможность привлечения общественных объединений организаций вкладчиков и акционеров для осуще­ствления контроля за деятельностью на финансовом и фондо­вом рынках России.

Специфический характер правоотношений, складывающий­ся в процессе финансово-контрольной деятельности государ­ства, предполагает наличие у проверяющих субъектов соответ­ствующих экономико-правовых знаний и реальных возможнос­тей по влиянию на финансовую деятельность. Поэтому в целях повышения эффективности общественного контроля создаются общественно-государственные объединения. В соответствии с этим Указом образован Федеральный общественно-государ­ственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров. Фонд представляет собой некоммерческую организацию, учредителя­ми которой являются федеральные органы исполнительной вла­сти, общественные объединения, созданные в целях защиты прав вкладчиков и акционеров, в том числе комитеты по защите обманутых вкладчиков и акционеров. Для наиболее эффектив­ной деятельности Фонд имеет право создавать региональные отделения, а также открывать филиалы и представительства как на территории России, так и за рубежом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8327 —

| 7267 — или читать все.
Читайте так же:  Основные признаки предпринимательства и их признаки

Финансовый контроль: цели, субъекты, объекты и виды

Дата добавления: 2015-01-16 ; просмотров: 4356 ; Нарушение авторских прав

Финансовый контроль — это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений.

Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в т.ч. в форме фондов денежных средств на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.

Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в т.ч. в законодательном порядке.

Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели как прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Контроль является элементом государственного принуждения, поскольку законом предусмотрены различные формы ответственности за неисполнение бюджетно-налогового законодательства.

Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т.п.).

Субъекты контролямогут быть различными. В их число входят органы государственной власти и управления (президент, правительство, парламент, налоговые, финансовые и специализированные контрольные органы), контрольно-ревизионные управления министерств и ведомств, финансово-экономические службы предприятий и организаций, аудиторские фирмы, неправительственные организации, а также граждане страны как налогоплательщики.

Необходимым условием эффективности финансового контроля является система бухгалтерского учета, обеспечивающая достоверность и полноту отражения движения стоимостных показателей деятельности подотчетного юридического и физического лица. Только при таком условии результаты финансового контроля дают возможность для анализа и объективной оценки динамики финансовой политики показателей и корректировки хода реализации финансов на определенный период развития как хозяйствующего субъекта, так и всего государства.

Цель финансового контроля– устранение или предотвращение ошибок в деятельности субъекта или улучшение её.

В мировой практике сложились две основные модели финансового контроля: англосаксонская и французская. Если в англосаксонской модели контролирующие финансовые органы лишь осуществляют различные виды контроля и подготавливают по ним отчет, а вопрос о санкциях является прерогативой административных и судебных органов власти, то французская модель предусматривает возможность предоставления отдельным контрольным органам некоторых судебных функций в определении виновности лиц в финансовых нарушениях, в требовании возмещения ущерба и т. п.

Предварительный контрольосуществляется на стадии рассмотрения и принятия бюджетов (федерального, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления), финансовых планов хозяйствующих субъектов, смет доходов и расходов бюджетных организаций, учреждений. Он предусматривает оценку обоснованности показателей различных финансовых планов, в том числе, бюджетов всех уровней. Данная форма контроля позволяет предупредить возможное нарушение действующего законодательства, нормативных актов, выявить дополнительные резервы и источники возможных доходов, предотвратить нерациональное использование финансовых ресурсов и т. п.

Текущий контроль осуществляется в ходе исполнения бюджетов всех уровней, финансовых планов, отдельных программ. Рассматривает не только соблюдение финансовой дисциплины в ходе осуществления финансово-хозяйственных операций, но и предполагает анализ финансовой деятельности хозяйствующих субъектов.

Последующий контрольосуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов, подведения итогов финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов по завершении отчетного периода и финансового года в целом. Он предназначен для оценки результатов исполнения бюджетов, выполнения финансовых планов и выработки тактики и стратегии на очередной и последующие финансовые годы.

[3]

Государственный контроль проводится органами государственной власти (Администрацией Президента, законодательными и исполнительными органами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации). Цель данного контроля состоит в соблюдении интересов государства и общества в целом при реализации финансовой политики государства. Контроль органов местного самоуправления осуществляется соответствующими органами финансового контроля и направлен, прежде всего, на контроль и анализ хода исполнения местных бюджетов. Контроль финансов кредитных органов состоит в проверке правильности и достоверности данных финансовой отчетности предприятий и организаций.

Ведомственный контроль осуществляется специальными подразделениями министерств и ведомств подотчетных им предприятий, организаций, учреждений. Цели и задачи такого контроля непосредственно устанавливаются самими министерствами и ведомствами.

Внутрихозяйственный контрольпроводится финансовыми и экономическими подразделениями предприятий и организаций. Цели и задачи осуществления данного контроля формулируются органами управления хозяйствующих субъектов.

Независимый (аудиторский) контроль проводится аудиторскими фирмами, аудиторами в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами, регламентирующими осуществление аудиторских проверок.

Различают следующие методы (способы, приемы) осуществления финансового контроля:

· анализ финансового состояния;

Проверка производится по отдельным вопросам финансовой деятельности на основе отчетной документации и расходных документов. В случае выявления нарушения финансовой дисциплины намечаются меры по устранению их негативных последствий.

Обследование предполагает более полное изучение отдельных аспектов функционирования предприятий, организаций с целью определения их финансового состояния и возможных направлений развития. При этом определяется финансовое положение хозяйствующего субъекта, перспективы развития. Обследование может проводиться в виде анкетирования и опроса.

[1]

Надзор представляет собой контроль за осуществлением финансовых операций в целях их приведения в соответствие с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим законодательством. Систематическое и грубое нарушение норм, требований, приводящее к ущемлению интересов партнеров субъекта контроля, влечет за собой в ряде случаев применение санкций, например, в виде отзыва лицензии на выполнение каких-либо видов деятельности (операций).

Читайте так же:  Рынок b2b (business to business). маркетинг

Наблюдение (мониторинг) – это постоянный контроль за использованием финансовых ресурсов субъекта контроля и его финансовым состоянием. Наблюдение может устанавливаться со стороны кредитора с согласия субъекта, а также может вводиться арбитражным судом при установлении признаков финансовой несостоятельности (невыполнения взятых на себя финансовых обязательств) предприятия.

Анализ финансового состоянияпредполагает оценку результатов финансовой деятельности хозяйствующего субъекта, эффективности использования его капитала. Он проводится по периодической или годовой отчетности. При этом выявляется уровень выполнения плана, соблюдение норм расходования средств, соблюдение финансовой дисциплины и т.д.

Ревизия выступает в виде наиболее распространенного и всеобъемлющего метода финансового контроля. По полноте охвата контроля финансово-хозяйственной деятельности субъекта различают полные, частичные, тематические и комплексные ревизии.

Все нарушения, которые были выявлены в процессе проверки, отражаются в акте ревизии. Акт является официальным документом, на основе которого делаются выводы о деятельности организации и принимаются последующие управленческие решения. Ответственность за точность его составления несет ревизор. В акте ревизии должны содержаться описание фактов нарушений, указано время их совершения, стоимостная оценка, а также виновные лица. Нельзя отражать в акте личные выводы и предположения ревизора. Ревизоры также не имеют права вмешиваться в управление проверяемой организации, налагать штрафы и дисциплинарные взыскания.

2.Финансовый контроль. Субъекты и объекты финансового контроля. Методы финансового контроля

Финансовый контроль — контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов: государства, предприятий и учреждений. Он включает контроль за соблюдением финансово-экономического законодательства в процессе формирования и использования денежных фондов, оценку эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразность произведенных расходов. Финансовый контроль — стоимостной контроль, поэтому он осуществляется во всех сферах общественного воспроизводственного процесса и сопровождает весь процесс движения денежных фондов, включая и стадию осмысления финансовых результатов, т. е. объект финансового контроля — денежные отношения. Финансовый контроль служит формой реализации функций финансов, он призван обеспечить интересы и права как государства, так и всех других экономических субъектов.

Субъекты контроля могут быть различными. В их число входят органы государственной власти и управления (президент, правительство, парламент, налоговые, финансовые и специализированные контрольные органы), контрольно-ревизионные управления министерств и ведомств, финансово-экономические службы предприятий и организаций, аудиторские фирмы, неправительственные организации, а также граждане страны как налогоплательщики.

Объектом финансового контроля являются денежные отношения, перераспределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме денежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях хозяйства. Непосредственно предметом проверок выступают такие стоимостные показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки обращения. Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки).

Методы финансового контроля. Различают следующие методы проведения контроля: проверки, обследования, надзор, анализ финансового состояния, наблюдение (мониторинг), ревизии. Наиболее распространенными методами финансового контроля являются проверки и ревизии.

Проверки проводятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период с целью выявления нарушений финансовой дисциплины и организации мероприятий по их устранению.

Ревизия — это комплексная проверка всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Она осуществляется по соответствующей программе: определяются цели и задачи ревизии, составляется перечень основных вопросов, подлежащих изучению. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных отчетности. По окончании ревизии составляется акт документальной проверки обследуемого объекта, в котором отражаются выявленные недостатки финансово-хозяйственной деятельности, определяются финансовые санкции за нарушение финансовой дисциплины, меры по предупреждению подобных нарушений в будущем и по мобилизации внутрихозяйственных резервов для укрепления финансовой базы.

41. Формы, субъекты и объекты муниципального финансового контроля

1) предварительный финансовый контроль– контроль в процессе рассмотрения проектов бюджета города, нормативных правовых актов по бюджетно—финансовым и имущественным вопросам, осуществление контроля до момента совершения расходов;

2) текущий финансовый контроль– контроль над поступлением доходов и расходованием средств бюджета города, включая средства от использования муниципального имущества, движением муниципального имущества, использованием привлеченных средств (кредитов, займов, гарантий) и обслуживанием муниципального долга непосредственно в момент совершения расходов после подтверждения денежных обязательств;

3) последующий финансовый контроль– контроль, осуществляемый органами муниципального финансового контроля по итогам совершения хозяйственных операций со средствами бюджета города, включая средства от использования муниципального имущества, и муниципальным имуществом юридическими и физическими лицами.

Различают внутренний и внешний контроль. Внутренний муниципальный финансовый контроль осуществляется в рамках исполнительно—распорядительного органа – администрации города. Субъектами внутреннего контроля являются глава администрации города, комитет по финансам, главные распорядители, распорядители бюджетных средств, их подразделения и должностные лица в соответствии с их компетенцией.

Предметами внешнего контроля являются также механизмы реализации внутреннего контроля, система организации и управления, направленная на повышение эффективности использования муниципальных ресурсов (денежных средств и имуществ).

Как внешний, так и внутренний контроль может осуществляться с привлечением специализированных организаций и лиц: экспертов, аудиторов и др.

Объектами муниципального финансового контроля являются главные распорядители, распорядители и получатели средств бюджета города, муниципальные предприятия, учреждения и организации, доли в уставных капиталах которых находятся в муниципальной собственности, другие участники бюджетного процесса в городе, коммерческие и некоммерческие организации вне зависимости от вида деятельности, организационно—правовых форм и форм собственности, если они от имени города приобретают и (или) осуществляют своими действиями имущественные и личные неимущественные права и обязанности.

Читайте так же:  Какой официальный язык испании

Субъекты и объекты финансового контроля

Субъектами государственного финансового контроля являют­ся государственные органы и структуры предприятия с государ­ственным участием, организации полностью или частично фи­нансируемые из бюджета, организации и предприниматели в части уплаты налогов в бюджет.

Субъектомявляется юридическое или физическое лицо, государст­венный орган, коммерческая или общественная организация, струк­турное подразделение и т.д.

С точки зрения финансового контроля различают:

а) управляющие субъекты — Федеральное Собрание, Прези­дент, Правительство и другие единоличные и коллегиальные органы, принимающие управленческие решения.

Управляющие субъекты могут быть классифицированы по различ­ным признакам.

По степени участия в управлении выделяют следующие группы управляющих субъектов:

1) непосредственно управляющих;

2) делегированных управляющих.

б) субъекты, осуществляющие контроль — Контрольное управление Администрации Президента РФ, Счетная палата РФ, Служба финансово-бюджетного надзора и другие контро­лирующие органы федерального уровня.

Субъекты, осуществляющие контроль, также могут быть классифи­цированы по различным признакам.

По источнику инициативы создания контролирующего органа разли­чают следующие группы контролирующих субъектов:

1) созданные в силу нормативного акта (Счетная палата РФ, отде­лы внутреннего контроля коммерческих банков, ревизионные комис­сии акционерных обществ);

2) созданные по инициативе управляющего субъекта (отделы внут­реннего контроля акционерных обществ);

3) созданные по собственной инициативе (аудиторские органи­зации).

в) управляемые (контролируемые) субъекты — непосредственные исполнители принятого решения: министерства, специальные службы, организации и т.д.

Контролируемые субъекты также могут быть классифицированы по различным основаниям: коммерческие и некоммерческие организации, по отраслевой принадлежности, по принадлежности к одной финансово-промышленной группе или холдингу и т.д.

В качестве предмета финансового контроля выступают де­нежные, распределительные процессы формирования и исполь­зования финансовых ресурсов на уровне отдельных хозяйствую­щих субъектов, а также на уровнях отраслей, регионов и страны в целом.

Объектами финансового контроля являются конкретные организации, предприятия, органы управления, хозяйственная деятельность которых непосредственно обусловила указанные процессы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8628 —

| 7081 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Видео (кликните для воспроизведения).

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Субъекты и объекты финансового контроля.

по Бухгалтерскому (финансовому) учету

на тему ______________________________________________________

Выполнил студент(ка) ___ курса

спец. «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

(______________ форма обучения)

(фамилия, имя, отчество)

(фамилия, инициалы, должность)

Классификация видов и форм финансового контроля в условиях рынка.

Финансовый контроль принято классифицировать по следующим критериям:

1) регламенту осуществления – обязательный, инициативный;

2) времени проведения – предварительный, текущий (оперативный), последующий;

3) субъектам контроля – президентский: законодательных органов власти и местного самоуправления; исполнительных органов власти; финансово-кредитных органов; внутрифирменный; ведомственный; аудиторский;

4) объектам контроля – бюджетный, за внебюджетными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, таможенный, за денежной массой. Обязательный контроль финансовой

Финансовый контроль по времени проведения подразделяется на предварительный, текущий (оперативный), последующий.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и призван предупреждать финансовые нарушения.

Текущий (оперативный) финансовый контроль проводится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий.

Последующий финансовый контроль, проводимый путем ревизии и анализа отчетной бюджетной, финансовой и бухгалтерской документации, призван оценить результаты финансовой деятельности с точки зрения законности и эффективности как на макро-, так и на микроуровне.

Методы финансового контроля. Различают следующие методы проведения контроля:

Читайте также:
  1. II. Конституционно-правовые нормы, отношения и их субъекты
  2. II. Объекты и сроки прохождения практики
  3. II. Объекты и субъекты криминалистической идентификации. Идентификационные признаки и их классификация.
  4. II.3. Средства контроля. Контроль рабочих листов
  5. Абсолютная устойчивость финансового состояния.
  6. Акции и облигации как объекты и источники инвестирования средств
  7. Анализ прибыли и рентабельности (финансового состояния)
  8. Анализ финансового положения предприятия
  9. Анализ финансового положения предприятия по бухгалтерскому балансу
  10. Анализ финансового потенциала предприятия
Видео (кликните для воспроизведения).

1) документальные и камеральные проверки

4) анализ финансового состояния

5) наблюдение (мониторинг)

6) ревизии (обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта в целях проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности).

Ревизии проводятся как внутриведомственными контролирующими структурами, так и различными государственными и негосударственными органами контроля

Субъекты и объекты финансового контроля.

Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в т.ч. в форме фондов денежных средств на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.

Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в т.ч. в законодательном порядке.

Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели как прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Контроль является элементом государственного принуждения, поскольку законом предусмотрены различные формы ответственности за неисполнение бюджетно-налогового законодательства.

Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т.п.).

Субъекты контроля могут быть различными. В их число входят органы государственной власти и управления (президент, правительство, парламент, налоговые, финансовые и специализированные контрольные органы), контрольно-ревизионные управления министерств и ведомств, финансово-экономические службы предприятий и организаций, аудиторские фирмы, неправительственные организации, а также граждане страны как налогоплательщики.

Необходимым условием эффективности финансового контроля является система бухгалтерского учета, обеспечивающая достоверность и полноту отражения движения стоимостных показателей деятельности подотчетного юридического и физического лица. Только при таком условии результаты финансового контроля дают возможность для анализа и объективной оценки динамики финансовой политики показателей и корректировки хода реализации финансов на определенный период развития как хозяйствующего субъекта, так и всего государства.

Дата добавления: 2015-01-07 ; просмотров: 4 | Нарушение авторских прав

Субъекты и объекты государственного аудита (финансового контроля), их классификация

Понятие и функции государственного аудита (финансового контроля).

Фин.контроль— это функция управления представляет собой деятельность контрол-х субъектов по оценке состояния совер-х управ-и субъектом операций фин. интересом управ-го субъекта.

Функции фин.контроля:

1)выявление отклонений — это установление отклонений в исполнении законов в части использования расходной части бюджета. Отклонения в сфере фин деятельности министерства ведомств, предприятий и организаций.

2) Анализ причин отклонений-предполагает исследование факторов определяющих то или иное отклонение установ-я персоналий отвечающих за отклонения.

3) Коррекция деятельности объекта контроля — заключается в разработке предложений по установлению выявленных отклонений в процессе формирования исполнения бюджета.

4) Превенция. Функция превенции заключается в выявление причин и условий совершения правонарушения и их последующих устранений с целью недопущения новых противоправных действий и снижении ур-ния в об-ве.

5)Праваохрана. Функция праваохраны направлена на пресечения неправомерных действий должностных лиц и граждан виновных в недостатках и нарушенией, связанных с привлечением к юридической ответственности, а также применение мер государства или общественного воздействия.

Субъекты и объекты государственного аудита (финансового контроля), их классификация.

Субъектом признается юридическое и физическое лицо, в том числе государственный орган, коммерческая или общественная организация, структурные подразделения и т.д.

С точки зрения ф.к. различают:

-субъекты, осуществляющие контроль;

При осущ-нии Ф.К. в качестве управляющего субъекта выступать:

И др. единоличные коллегиальные органы.

Субъектом осущ-м контроль за выполнением принятых решений может выступать:

-контрольное управление администрации президента;

-счётная палата РФ;

— служба финансово-бюджетного надзора;

Контролируемыми субъектами признаются непосредственные тсполнители принятого решения. (Мин-во, службы и т.д.)

Классификация субъектов финансового контроля: Управляющие субъекты могут быть классифицированы по различным признакам:

1) по снижении участия в управлении :

-непосредственно управляющие субъекты;

-делегированные управляющие субъекты.

2) по составу управляющего субъекта:

Единоначальными управляющими субъектами признаются:

-единственный учредитель общества (ген.директор и т.д.)

Коллегиальными управляющими органами признаются :

Субъект осущ-й контроль классифицируется :

1)по основанию создания контролир-но органа:

-созданный на основании К РФ (счётная палата)

-созданные на основании закона или иного законодательного закона(ФНС, ревизионные комиссии)

-созданные на основании закона о гос.регистраци юр. и физ. лиц (аудит организации)

-созданные на основании внутренних распорядительных док-в (службы внутреннего аудита)

2) По источнику инициативы создания контр-го органа:

-созданные в силу нормативного акта;

-созданные по инициативе управляющего субъекта;

-созданные по собственной инициативе

3) По уровню территориальной организации:

-образованные на международном ур-не;

-образованные на федеральном ур-не;

-образ-е на ур-не субъекта федерации;

-на ур-не организации.

4) По источнику фин-я выделяют:

-фин-е за счёт бюджета соотв.упр-я;

-за счёт ведения предпринимательской деят-ти;

-за счёт учредителей;

-за счёт различных источников.

5)В зависимости от правового статуса лиц осущ-х контроль:

Государственный Ф.К. В зависимости от ур-ия организ. делится на :

1) федеральный Ф.К.;

2)Ф.К. на уровне субъектов РФ;

Объекты Ф.К. признаётся деятельность контролируемого субъекта в течении и/или последствии которых имеют денежную оценку.

В качестве предмета Ф.К. может рассматривать конкретный вопрос, задачи, ситуации, ответ или решение которого должно быть дано в ходе осущ-я контроля.

Дата добавления: 2016-07-29 ; просмотров: 1226 | Нарушение авторских прав

Субъекты, объекты и компоненты финансового контроля

Существовавшая ранее в Республике Казахстан система финансового контроля была ориентирована на командно-административные методы управления экономикой. Поэтому проблемы создания и эффективного функционирования системы финансового контроля, адекватной рыночной экономике, в высшей степени актуальны.

Эффективность финансового контроля во многом определяется его рациональной организацией, т.е. четкое определение субъектов, объектов, компонентов контроля, их прав и обязанностей, сочетание форм и методов проведения контрольных мероприятий. Из вышеперечисленных элементов системы контроля наиболее общепризнанными факторами, влияющими на ее эффективность, считаются следующие:

1. Субъекты контроля — это специалисты, осуществляющие контроль. Чем выше их профессиональная квалификация и личная объективность, тем выше результаты контроля.

2. Объект контроля. Чем он сложнее, тем больше потребуется затрат на его проверку. Сложность объекта контроля обусловливает’ необходимость сбора полной и достоверной информации.

3. Методика контроля, т.е. совокупность способов контроля и порядок их применения. Важно правильно выбрать инструментарий контроля, учесть его адекватность предмету контроля, обеспечить объективность, надежность, оперативность и качество контроля.

23 РАЗДЕЛ I. Теория финансового контроля и углубленного аудита

24 Финансовый контроль и углубленный аудит: теория, методология, практика

Анализ практики деятельности органов финансового контроля развитых стран с рыночной экономикой показывает, что наиболее важными направлениями повышения эффективности контрольно-ревизионной работы являются:

а) высокая квалификация специалистов, осуществляющих контроль (кадровое обеспечение);

б) полнота и достоверность исходных данных об объекте контроля (информационное обеспечение);

в) объективность, качество, оперативность и комплексность контроля, которые обеспечиваются совершенством используемых методов и техникой контроля (научно-методическое и техническое обеспечение);

г) нормативно-правовое обеспечение, которое даст правовую гарантию выполнения контрольных функций.

На основании перечисленных факторов эффективность контрольной деятельное ги может быть определена ресурснопотенциальным подходом, т.е. уровнем использования потенциала контролирующих органов.

[2]

Потенциал контролирующего органа состоит из нескольких компонентов, определяющих различные стороны его производительных сил, методологического и материальнотехнического обеспечения:

1) профессионалыю-кватификационный компонент (руководители, специалисты и вспомоі атсльпый персонал);

2) информационно-технологический компонент (источники данных, техника, средства сбора и переработки информации);

3) научно-методический компонент (теория, методология и технология контроля);

4) организационно-правовой компонент (структура, функции, нормативные акты и стандарты, обеспечивающие деятельность контрольного органа).

Необходимо преодолеть трудности в повышении потенциала контролирующих органов, реіулярно исследовать эффективность работы, выявлять недостатки, совершенст вовать их структуры и компоненты, устранять и предупреждать от-

клопения от установленных требований и норм оптимального функционирования объектов контроля.

Например. 2-3 ноября 2000 г. на проходившем в Москве совещании руководителей высших органов финансового контроля CHI’ был сформирован Совет руководителей высших органов финансового контроля (СР ВОФК) государств-участ- ников Содружества Независимых Г осударств. Совет создан в связи с тем, что назрела необходимость совместными усилиями повысить качество сотрудничества высших органов финансового контроля Содружества. На этот орган возложены функции по разработке мер укрепления системы государственного финансового контроля в странах СНГ Помимо обмена идеями и опытом между контрольными органами стран Содружества Совет руководителей ВОФК должен обеспечить проведите совместных мероприятий но развитию контрольного дела, содействовать профессиональному обучению кадров, систематически проводить ревизию финансово-экономических документов и экспертизу работы исполнительных органов СНГ.

Система финансового контроля должна охватить всю бюджетную, финансово-кредитную и социально-экономическую сферы страны. Следует пересмотреть нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельност ь контролирующих органов, вызывающие правовую неопределенность и бессистемность работы их организационных структур. Нужно совершенствовать методологию проведения контрольных мероприятий, классификацию финансовых нарушений, порядок применения штрафных и иных санкций, включая меры административной, материальной и уголовной ответственности.

По мере углубления реформ в сфере управления экономикой возрастает актуальность проблем создания завершенной концепции финансового контроля, достаточно полно отвечающего складывающимся социально-экономическим реалиям в Республике Казахстан. Потребность в научной разработке такой концепции ощущается весьма остро, что обусловливает необходимость подробного исследования прогрессивного международного опыта сложившейся системы финансового

25 РАЗДЕЛ I Теория финансового контроля и углубленного аудита

26 Финансовый контроль и углубленный аудит теория, методология, практика

контроля. Это требует теоретического осмысления, определения путей реформирования и создания такой модели финансового контроля, которая в наибольшей степени отвечала бы современным погребное гям социально-экономического развития страны СНГ

Вопросы для обсуждения — . —. —

7. Что означает термин «контроль» и каковы сферы его применения?

2. В чем проявляется сущность и объективная необходимость финансового контроля?

3. Раскройте связь между контрольной функцией финансов и финансовым контролем?

4. Чем современное толкование понятия «финансовый контроль» отличается от применявшихся ранее?

5 Что понимается под предметом финансового контроля?

6. Определите наиболее важные цели финансового контроля.

7. Какое лзесто финансовый контроль занимает среди других наук?

8 Из каких основных элементов состоит система финансового контроля?

9. По каким признакам можно классифицировать виды финансового контроля?

10. Как характеризуются субъекты, объекты и компоненты финансового контроля?

———————— —: Задания для самостоятельной работы

1 Изучите различные подходы в толковании сущности, содержания и предмета финансового контроля.

2. Подготовьте рефераты по актуальным вопросам финансового контроля, обсуждаемые в периодической печати.

3. Составьте схемы классификации типов, видов, субъектов и объектов финансового контролфинансовой информации обычно не имеют доступа к учетным записям компании, и часто им не достает соответствующего опыта;

6) последствия принимаемых пользователями решений могут быть так значительны для них, что достоверность и полнота информации, получаемой через аудиторов, им абсолютно необходима /28, с. 4/.

Источники


  1. Щеглова Л. В. Защита своих прав в судах общей юрисдикции; Омега-Л — М., 2014. — 232 c.

  2. Зайцев, А. И. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О судебных приставах» / А.И. Зайцев, М.В. Филимонова. — М.: Ай Пи Эр Медиа, 2014. — 128 c.

  3. ред. Карпунин, М.Г. Экономический эксперимент и право; М.: Юридическая литература, 2011. — 160 c.
Субъекты и объекты финансового контроля
Оценка 5 проголосовавших: 1