Статус депутата российской федерации

Сегодня предлагаем обсудить важные аспекты на тему: "Статус депутата российской федерации" с профессиональной точки зрения и понятным языком. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то дочитайте до конца, а если не найдете ответа, то всегда можно обратиться к нашему дежурному юристу.

Конституционно-правовой статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Статус депутатов ГД и членов СФ складывается из их прав, обязанностей и ответственности, он определяется КРФ, ФЗ «О статусе члена СФ и статусе депутата ГД ФС РФ» и рядом других ФЗ.

Статусы депутата ГД и члена СФ во многом схожи, но между ними есть и различия. Различия определяются уже тем, что депутаты ГД избираются населением, а члены СФ входят в состав палаты по назначению или избранию ОГВ субъектов.

Депутатом Государственной Думы является избранный народом представитель, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Государственной Думе и иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством.

Членом Совета Федерации является представитель субъекта Российской Федерации, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Совете Федерации и иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством.

Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Полномочия членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы определяются Конституцией РФ, Федеральным законом от 8 мая 1994 г. «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) и прекращаются со дня вступления в силу решения об избрании (о назначении) члена Совета Федерации вновь избранным соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ или высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

Срок полномочий депутатов Государственной Думы начинается со дня их избрания в палату и прекращается с момента начала работы палаты нового созыва, за исключением предусмотренных законом случаев досрочного прекращения полномочий депутата.

Полномочия члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы прекращаются досрочно в случаях:

— письменного заявления о сложении своих полномочий; утраты гражданства Российской Федерации;

— вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы;

— признания гражданина, являющегося депутатом (членом) палаты Федерального Собрания, недееспособным или умершим решением суда, вступившим в законную силу;

Полномочия депутата Государственной Думы прекращаются досрочно также в случаях:

— избрания его депутатом иного представительного органа государственной власти или органа местного самоуправления;

— поступления депутата на государственную службу, занятия им другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;

— роспуска Государственной Думы.

ДепутатГосударственной Думы работает на профессиональной постоянной основе. Он не может находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Депутат Государственной Думы не может одновременно являться членом Правительства РФ.

Члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы являются членами коллегиальных органов — Совета Федерации и Государственной Думы. Поэтому важнейшая форма их деятельности — участие в заседаниях соответствующей палаты, а также в совместных собраниях палат, проводимых в случаях, предусмотренных Конституцией РФ. Вместе с тем они участвуют в работе соответствующих комитетов и комиссий палат; согласительных комиссий, создаваемых Советом Федерации и Государственной Думой; в выполнении поручений соответствующих палат и их органов; в парламентских слушаниях; обращаются с запросами, работают с избирателями.

Являясь представителями своих избирателей, парламентарии поддерживают с ними постоянную связь.

Парламентарии информируют избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации.

Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации обязаны соблюдать правила парламентской этики. Так, согласно Регламенту Государственной Думы выступающий в ней не вправе употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов Государственной Думы и других лиц, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, использовать заведомо ложную информацию, призывать к незаконным действиям. В случае нарушения указанных правил председательствующий предупреждает выступающего, а в случае повторного нарушения лишает его права выступления в течение всего дня заседания.

Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации представляют в налоговые органы декларацию о доходах и сведения об изменении своего имущественного положения одновременно с представлением их соответственно в Государственную Думу и Совет Федерации. Информация о нарушениях, выявленных в результате проверки налоговыми органами, подлежит опубликованию в «Ведомостях Федерального Собрания Российской Федерации».

Согласно Конституции РФ (ст. 104) и названному ранее Федеральному закону о статусе депутатов (ст. 11) члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают правом законодательной инициативы.

Парламентарии обеих палат пользуются правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым соответствующей палатой, а также комитетом, комиссией палаты, членами которых они состоят.

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы лично участвует в заседании своей палаты, а также комитета или комиссии, членом которой он состоит.

Если парламентарий не может присутствовать на заседании соответствующей палаты, комитета, комиссии по уважительной причине, он заблаговременно информирует об этом соответствующего председателя палаты, председателя комитета, комиссии.

Член Совета Федерации вправе присутствовать на всех заседаниях Государственной Думы, а депутат Государственной Думы — на всех заседаниях Совета Федерации.

Депутат и группа депутатов Государственной Думы, а также член, группа членов Совета Федерации вправе обращаться с запросом к Правительству РФ, Генеральному прокурору РФ, Председателю Центрального банка РФ, руководителям федеральных органов исполнительной власти, руководителям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по кругу вопросов, входящих в компетенцию этих органов.

По Конституции РФ (ст. 98) и Федеральному закону о статусе депутатов член Совета Федерации и депутат Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий.

Они не могут быть привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержаны, арестованы, подвергнуты обыску или допросу без согласия соответствующей палаты, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Неприкосновенность депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации распространяется на их жилые, служебные помещения, багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые ими средства связи, на принадлежащие им документы.

Читайте так же:  Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. международное право

Депутат Государственной Думы и член Совета Федерации не могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и за другие действия, соответствующие их статусу, в том числе и по истечении срока их полномочий. Это положение не распространяется на случаи, когда со стороны депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации были допущены публичные оскорбления или клевета и иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законодательством.

Депутат Государственной Думы или член Совета Федерации вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших им известными в связи с выполнением ими своих обязанностей.

Вопрос о лишении депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой.

Жизнь и здоровье депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации подлежат обязательному государственному страхованию за счет федерального бюджета.

В случае причинения депутату Государственной Думы или члену Совета Федерации в связи с осуществлением им своих полномочий увечья или иного повреждения здоровья, повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему ежемесячно выплачивается компенсация в размере разницы между ежемесячным денежным вознаграждением на момент выплаты компенсации и назначенной пенсией без зачета выплат страховых сумм по государственному страхованию.

Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации освобождаются на срок их полномочий от призыва на военную службу и на военные сборы.

Срок полномочий депутата Государственной Думы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии поступления на работу или на службу в течение трех месяцев после прекращения депутатских полномочий.

Депутату Государственной Думы по окончании срока его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии — другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или с его согласия на другом предприятии, в учреждении, организации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Статус депутата Российской Федерации

Статус депутата — Правовой статус парламентария это совокупность прав и обязанностей, определяется Конституцией Российской Федерации, а именно ст. 97, ст. 98, Федеральными Конституционными законами, а также ФЗ от 8 мая 1994 г «О статусе члена Совета… … Википедия

СТАТУС ДЕПУТАТА — правовое положение депутатов представительных органов государственной власти, определяемое совокупностью правовых норм, которые регулируют общественные отношения, связанные с политико правовой природой депутатского мандата, его возникновением,… … Юридическая энциклопедия

Статус депутата — совокупность прав и обязанностей, гарантий осуществления соответствующей деятельности, ответственности за ее результаты, а также ограничений в связи с осуществлением соответствующих полномочий. Источник: Решение Совета депутатов городского… … Официальная терминология

СТАТУС ДЕПУТАТА — правовое положение депутатов представительных органов государственной власти, определяемое совокупностью правовых норм, которые регулируют общественные отношения, связанные с политико правовой природой депутатского мандата, его возникновением,… … Энциклопедический словарь экономики и права

статус депутата — правовое положение депутатов представительных органов государственной власти; определяется совокупностью норм, которые регулируют общественные отношения, связанные с политико правовой природой депутатского мандата, его возникновением,прекращением … Большой юридический словарь

[1]

ДЕПУТАТА СТАТУС — СТАТУС ДЕПУТАТА … Юридическая энциклопедия

ДЕПУТАТА СТАТУС — (см. СТАТУС ДЕПУТАТА) … Энциклопедический словарь экономики и права

СТАТУС — Данное состояние валовых счетов кредитного учреждения, дающее возможность судить об оборотах, прибылях и убытках. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. статус (лат. status состояние дел, положение)… … Словарь иностранных слов русского языка

статус — а, м., книжн. Правовое положение (совокупность прав и обязанностей кого л. или чего л.), а также вообще положение, состояние. Дипломатический статус. Закон о статусе депутата. Статус населенного пункта. Связи с мифопоэтическими представлениями… … Популярный словарь русского языка

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПАРЛАМЕНТАРИЯ — совокупность закрепленных конституцией, федеральными законами и регламентными нормами его прав и обязанностей (государственно властных полномочий), обеспеченных соответствующими гарантиями. К. п.с. депутата парламента (в РФ депутата… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

Правовой статус депутата Государственной Думы федерального собрания РФ (стр. 2 из 9)

Форма деятельности депутата Государственной Думы определяется в соответствии с характером депутатского мандата

Б.А. Страшун, Н.А. Сахаров, О.В. Шуваев в качестве элемента правового статуса должностного лица – депутата Государственной Думы выделяют порядок его формирования, который представляет собой избрание в депутаты Государственной Думы на основе всеобщих выборов при пропорциональной избирательной системе; и порядок прекращения или отрешения от исполнения должностных полномочий.

Деятельность депутата Государственной Думы прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы, предусмотренных ч.1 ст.4 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Еще одним очень важным элементом правового статуса Депутата Государственной Думы является гарантии его деятельности, посредством которых депутат имеет возможность беспрепятственно и эффективно осуществлять свою деятельность.

Среди таких гарантий выделяются депутатский иммунитет, как особый вид привилегий, совокупность особых правовых преимуществ, и депутатский индемнитете, как «совокупностью социальных гарантий, обеспечивающих независимость депутата, являющихся вознаграждением за его труд и способствующих утверждению депутата как личности»[9] .

В соответствии с вышесказанным, можно сделать вывод, что под правовым статусом депутата Государственной Думы в широком смысле следует понимать обусловленное социально-политической сущностью общества фактическое положение депутата, регламентируемое правовыми и иными социальными нормами и обеспечиваемое соответствующими гарантиями. В узком смысле правовой статус депутата Государственной Думы складывается из упорядоченной совокупности элементов, всесторонне характеризующих сущность и содержание правового положения депутата, а именно из их прав, обязанностей, гарантий и форм депутатской деятельности, осуществляемой в соответствии с характером депутатского мандата.

1.2 Мандат депутата на основе правового статуса депутата Государственной Думы

«Определение характера мандата, модели взаимоотношений депутата Государственной думы с избирателями, — свободный или императивный мандат играет решающую роль при определении правового статуса выборного должностного лица, так как является его (статуса) основополагающим принципом»[10] .

[2]

Депутатский мандата «в отечественной науке традиционно рассматривается в трех значениях:

· как документ, удостоверяющий законность полномочий депутата;

· совокупность его прав, обязанностей, привилегий и других рассмотренных выше элементов правового статуса;

· определенная форма взаимоотношений депутата с избирателями, определяемая сущностью и политико-правовой природой такого мандата»[11] .

По форме взаимоотношения депутата с избирателями «в теории конституционного права традиционно выделяют: свободный и императивный мандат депутата»[12] .

Читайте так же:  Законная неустойка (гк рф)

Под императивным мандатом подразумевается представительство депутатом, прежде всего, своего избирательного округа, его ответственность перед избирателями. Депутат следует наказам избирателей, и может быть отозван избирателями, в случае, если он не оправдал их доверия. Императивный мандат дает минимальный набор социальных гарантий депутатской деятельности. Такой вид мандата характерен только для депутатов представительных органов муниципальных образований.

Под свободным мандатом подразумевается, что «депутат является представителем всего народа государства, не может быть связан наказами избирателей, не должен отчитываться перед ними о своей деятельности и соответственно не может быть отозван ими»[13] .

В Законе прямо и четко не говорится о характере мандата депутата Государственной Думы, что при анализе основных законов: Конституции Российской Федерации, Федерального Закона «О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», Регламента Государственной Думы и др., можно сделать вывод, что для депутата Государственной Думы в большей степени характерно наличие свободного мандата.

Подтверждением наличия свободного мандата у депутата Государственной Думы является Постановление Конституционного Суда «По делу о проверке конституционности положений статей 13 и 14 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации», где «был сделан вывод о свободном характере депутатского мандата на федеральном уровне, позволив депутатам Государственной Думы при осуществлении своих полномочий следовать Конституции Российской Федерации и своей совести»[14]

Свободный мандат является одним из важнейших признаков парламентаризма, так как в рамках свободного мандата депутат может действовать «исходя из своих персональных убеждений в интересах всего народа, а при несовпадении общих и местных интересов народа, он обязан отдавать предпочтение общегосударственным интересам»[15]

2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

«Депутатом Государственной Думы является избранный народом представитель, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Государственной Думе и иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством»[16] .

В соответствии со ст.3 действующей Конституции Российской Федерации народ является единственным источником власти в Российской Федерации и осуществляет её непосредственно и через органы государственной власти, органы местного самоуправления, создаваемые путем свободных выборов. Таким органом государственной власти является Государственная Дума Российской Федерации, депутаты которой выражают и защищают интересы народа.

2.1 Приобретение статуса депутата Государственной Думы

Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» избираются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Право на участие в выборах, на основании ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[17] , имеет гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеющий полную правоспособность, не содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда, не имеющий на день голосования на выборах неснятую или непогашенную судимость.

Право на избрание в депутаты имеет «гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года и имеющий право участвовать в выборах»[18] .

Депутат Государственной Думы выбирается на основе пропорциональной избирательной системы, «…по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы»[19] .

«Кандидат в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации должен либо состоять в политической партии, либо ходатайствовать о включении своей кандидатуры в федеральный список от данной партии, так как в соответствии с действующим законодательством у гражданина отсутствуют возможности реализовывать свое право при выборах в Государственную Думу, если он беспартийный.»[20] , так как только политическая партия, имеющая право участвовать в выборах, имеет исключительное право выдвигать кандидатов.

Часть 3 ст. 97 Конституции Российской Федерации и часть 2, ст.6 Федерального закона «О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» в их правовом единстве определяют, что депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе, не допускают возможности депутатам Государственной Думы заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; находиться на государственной или муниципальной службе; состоять членом органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации, входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, так же замещать иную государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации,

Подобные ограничения введены законодательством в целях не допустить зависимости депутатов от каких-либо государственных органов власти или частных интересов других лиц, так как «получение депутатом дохода, к примеру, от управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации, может привести к тому, что он начнет отстаивать в Государственной Думе частные интересы такой структуры, даже если это наносит ущерб интересам общенациональным, государственным»[21] .

Недопустимость службы депутата в органах или аппарате исполнительной и судебной властей объясняется тем, что депутат должен быть свободен от влияния других государственных органов, учреждений, прежде всего исполнительной власти.

Таким образом, запрет депутатам Государственной Думы находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью дает возможность сосредоточиться исключительно на работе, выполнении полномочий депутата Государственной Думы.

Статус депутата Государственной Думы, члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (стр. 1 из 5)

1.1 Порядок выдвижения и требования, предъявляемые к кандидатам в депутаты Государственной думы и члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации…………………………………………………5

1.2 Депутатский мандат и его сущность…………………………………………12

2.1 Формы деятельности, права и обязанности депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации………………………………………………. 16

2.2 Гарантии деятельности депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, ответственность за нарушение статуса парламентария……. …. 22

Список используемой литературы ……………………………………………29

Исследование вопроса о правовом статусе имеет большее значение в современной юридической науке, так как парламентское право не стоит на месте, в законодательстве постоянно появляются важные новеллы, затрагивающие основные права и обязанности парламентария. В России идет процесс поиска оптимальной модели функционирования основных элементов новой российской государственности, данный процесс ставит своей целью нахождение таких форм организации этих элементов, которые дали бы возможность объединить все конструктивные условия, направленные на укрепление и повышение дееспособности институтов власти. Формы осуществления народовластия в Российской Федерации — одна из качественных характеристик современного демократического государства и важнейший объект исследования юридической науки, строящейся в том числе на понимании роли и места органов народного представительства в политической системе, статуса депутатов и выборных должностных лиц.

Важно понять что скрывается за термином «правовой статус». Это понятие употребляется в науке и законодательстве весьма широко. Слово «статус» переводится с латинского как «положение или состояние кого-либо (чего-либо)», поэтому термины «правовой статус» и «правовое положение» обычно употребляются как синонимы и используются для обозначения места субъекта правового общения. Таким образом, при использовании понятий «правовое положение» и «правовой статус» я буду исходить из их совпадения этимологически и по существу (все основные стороны юридического бытия индивида и его взаимоотношений с государством). Наиболее общим образом правовой статус можно определить как юридически закрепленное положение субъекта, поэтому иногда говорят также о юридическом статусе. Таким образом можно сказать, что в понятие «правовой статус парламентария» входят такие элементы как его права, свободы и обязанности, к числу второстепенных элементов относятся: порядок избрания депутата, вид и содержание мандата депутата.

Читайте так же:  Договорной режим имущества супругов. брачный договор. имущественные права и обязанности супругов

Правовое положение депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации, представителей законодательного органа России, Федерального Собрания регламентируется федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», нормами Конституции Российской Федерации и рядом других нормативных правовых актов.

Федеральный закон устанавливает права, обязанности и ответственность депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы, предусматривает основные правовые и социальные гарантии при осуществлении ими депутатской деятельности.

1.1 Порядок выдвижения и требования, предъявляемые к кандидатам в депутаты Государственной думы и члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Право выдвижения кандидатов в депутаты Государственной думы принадлежит непосредственно избирателям, избирательным объединениям (политические партии, движения) и избирательным блокам.

На основании Закона РФ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», принятого Государственной Думой 9 июня 1995 года, депутатом по одномандатному или федеральному избирательному округу может стать каждый гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, старше 21 года и не являющийся членом какого-либо избирательного объединения.

Выдвижение кандидатов в депутаты по одномандатному избирательному округу и федеральному списку кандидатовпроизводится на съезде (конференции) избирательного объединения.После представления федерального списка в Центральную избирательную комиссию его состав и порядок размещения в нем кандидатов не могут быть из­менены, за исключением изменений, вызываемых выбыти­ем кандидатов, по личным заявлениям, в связи с отзывом или смертью.

В федеральный список могут входить кандидаты в де­путаты Государственной Думы, выдвигаемые тем же изби­рательным объединением или блоком в одномандатных ок­ругах. Общее число кандидатов, выдвигаемых одним изби­рательным объединением или блоком по федеральному спис­ку, не может превышать 270 человек. Все списки выдвину­тых кандидатов представляются в Центральную избиратель­ную комиссию, которая публикует их в средствах массовой информации.

После получения от Центральной избирательной комиссии заверенных копий выдвинутых кандидатов начинается сбор подписей в их поддержку. В одномандатных избира­тельных округах в поддержку каждого кандидата необходи­мо получить не менее одного процента от общего числа избирателей данного избирательного округа. Избирательное объединение или блок, выдвинувшие федеральный спи­сок кандидатов, обязаны собрать в его поддержку не менее 200 тыс. подписей избирателей, при этом на один субъект РФ должно приходиться не более 14 тыс. от требуемого общего числа подписей. Сбор подписей происходит с соблю­дением требований, указанных в законе.

[3]

В случае наличия у кандидата неснятой или непогашенной судимости в подпис­ном листе должны указываться номер (номера) и наименование (наименования) статьи (статей) Уголовного кодекса РФ, на основании которой (которых) был осужден кандидат, за­кона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголов­ным кодексом, с указанием наименования соответствующе­го закона. В случае наличия у кандидата помимо граждан­ства Российской Федерации гражданства иностранного го­сударства это должно быть отражено в подписном листе с указанием наименования соответствующего иностранного государства.

Все подписные листы представляются в избирательные комиссии (в поддержку федеральных списков — в Централь­ную, в поддержку кандидатов по одномандатным округам — в окружные), которые проводят проверку достоверности подписей, после чего регистрируют кандидатов или отка­зывают в регистрации. Отказ может быть обжалован в соответствующий суд, который обязан рассмотреть жалобу в течение трех дней.

После регистрации все кандидаты приобретают гарантии, необходимые им для ведения предвыборной кампании:

1)после регистрации кандидат в депутаты по личному заявлению освобождается от работы, военной службы и военных сборов со дня регистрации до дня официального опубликования общих итогов выборов. В течение этого срока соответствующая избирательная комиссия за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, выплачивает кандидатам в депутаты денежную компенсацию в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 10 раз;

Видео (кликните для воспроизведения).

2) кандидат в депутаты не может быть уволен с работы по инициативе администрации (работодателя), переведен без его согласия на другую работу или должность, в том числе на работу в другую местность, а также направлен в командировку, призван на военную службу и военные сборы со дня регистрации до дня официального опубликования общих итогов выборов. Время участия кандидата в депутаты в выборах засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до дня регистрации;

3) кандидат в депутаты после регистрации не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Генерального прокурора Российской Федерации. Давая такое согласие, Генеральный прокурор Российской Федерации немедленно извещает об этом избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата;

4) кандидат в депутаты, выдвинутый в одномандатном избирательном округе, со дня регистрации до дня официального опубликования общих итогов выборов имеет право на территории соответствующего избирательного округа бесплатно пользоваться любыми видами транспорта общего пользования, за исключением такси и заказных рейсов. В городах, где имеется несколько избирательных округов, кандидат может бесплатно пользоваться городским транспортом общего пользования, за исключением такси и заказных рейсов, на территории всего города;

5) Кандидат в депутаты, зарегистрированный в одномандатном избирательном округе, может иметь до 10 доверенных лиц, которые регистрируются той же избирательной комиссией. Избирательное объединение, избирательный блок, зарегистрировавшие федеральный список кандидатов, могут назначить до 500 доверенных лиц, которые регистрируются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Доверенные лица получают от соответствующей избирательной комиссии удостоверения и осуществляют агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов. На указанный в части второй настоящей статьи период администрация (работодатель) обязана предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск. Кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом соответствующую избирательную комиссию, которая аннулирует выданные этим доверенным лицам удостоверения;

Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания.

Нормативная база:

Читайте так же:  Критерии, по которым отбирают сотрудников на работу, уже устарели. теперь это нужно делать иначе

Конституция РФ,

Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации«

Статус

— являются профессиональными парламентариями, не может совмещать с иной деятельностью, кроме научной, творческой, преподавательской;

— могут быть только гражданами России, не иметь иного гражданства и вида на жительства;

— в зависимости от парламентария различают императивный и свободный мандат.

— обладает неприкосновенностью на срок полномочий

1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурораРоссийской Федерации соответствующей палатойФедерального Собрания.

Неприкосновенность распространяется на жилые и служебные помещения, транспорт, средства связи, документы, багаж, переписку.

Формами деятельности парламентария являются:

а) участие в заседаниях палат;

б) участие в работе комитетов и комиссий палат, фракциях (ГД); в работе парламентских комиссий по парламентскому расследованию,

в) участие в выполнении поручений палаты;

г) участие в парламентских слушаниях;

д) внесение законопроектов в Государственную Думу;

е) внесение парламентского запроса и депутатского запроса;

ж) обращение с вопросами к членам Правительства на заседании палаты;

з) обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан.

и) работа с избирателями.

Императивный мандат – несвободный мандат, связывающий депутата с его обещаниями перед избирателями и предвыборной программой

Свободный мандат – когда депутат действует в парламенте исходя из своих убеждений в интересах всего народа, он не связан наказами избирателей. Депутат не может быть отозван , поскольку несет не перед избирателями, а перед народом в целом.

На сегодня парламентарии действуют в рамках свободного мандата. Однако деятельность депутата ГД зависит от установок руководства фракции, и если он проголосует вопреки им, то по решению фракции может быть лишен депутатского мандата.

— Депутат Государственной Думы обязан поддерживать связь с избирателями.

— Депутат Государственной Думы обязан рассматривать обращения избирателей, лично вести прием граждан

информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации.

— ежемесячно предоставляются соответствующие дни для работы с избирателями

1.По объему социальных гарантий приравниваются к федеральному министру; Председатель палаты, заместители Председателя палаты — к Председателю Правительства, Заместителю Председателя Правительства соответственно.

2. имеют удостоверения, являющиеся их основными документами, подтверждающими личность и полномочия, и нагрудные знаки

Удостоверения являются документами, дающими право беспрепятственно посещать органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать воинские части, организации независимо от форм собственности

К социальным гарантиям деятельности относятся

а) ежемесячное денежное вознаграждение, денежные поощрения и иные выплаты

б) ежегодный оплачиваемый отпуск;

в) зачисление времени осуществления полномочий в стаж государственной гражданской службы;

г) медицинское, санаторно-курортное обслуживание и членов их семей

д) пенсионное обеспечение, в том числе пенсионное обеспечение членов их семей в случае смерти

е) обязательное государственное страхование на случай причинения вреда их здоровью и имуществу; заболевания или потери трудоспособности в период исполнения своих полномочий;

з) жилищно-бытовое обеспечение, не имеющих жилой площади в городе Москве;

и) иные социальные гарантии

Осуществление полномочий на постоянной профессиональной основе:

А) Запрещается быть депутатом иного органа, замещать иную государственную должность

б) находиться на государственной или муниципальной службе;

в) заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором или законодательством Российской Федерации;

г) состоять членом органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации;

д) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

е) получать в связи с осуществлением соответствующих полномочий не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения от физических и юридических лиц.

Подарки, полученные с протокольными мероприятиями, со служебными командировками передаются по акту в Совет Федерации или Государственную Думу, может его выкупить

Ж) выезжать в связи с осуществлением соответствующих полномочий за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц,

З) использовать в целях, не связанных с осуществлением соответствующих полномочий, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные для служебной деятельности;

и) разглашать или использовать в целях, не связанных с осуществлением соответствующих полномочий, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к информации ограниченного доступа, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с осуществлением соответствующих полномочий.

В случае, если владение приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны предоставлять члену Совета Федерации, являющемуся соответственно представителем для осуществления им своих полномочий на территории соответствующего субъекта Российской Федерации:

— отдельное охраняемое помещение, оборудованное мебелью, средствами связи, в том числе правительственной, и необходимой оргтехникой, включая персональные компьютеры, подключенные к общей сети соответствующих органов государственной власти, принтеры, копировально-множительную технику,

— а также обеспечивать иные условия для осуществления им своих полномочий, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

3 ФЗ о статусе депутата Российской Федерации

Депутатом становятся в случае выборов по партийным спискам или спискам из кандидатов. Задача этого лица — защита интересов граждан, которые по совместительству являются избирателями.

Практически во всех государствах, когда лицо получает статус депутата, оно приобретает неприкосновенность. Депутаты защищены от административного или уголовного преследования с целью снижения депутатских рисков. Чтобы действовали права и обязанности депутата, был создан Федеральный закон №3 «О статусе члена совета федерации и статусе депутата Государственной Думы федерального собрания Российской Федерации».

Читайте так же:  Что такое судебная власть органы, функции судебной власти

Общие сведения

Федеральный закон №3 «О статусе члена совета федерации и статусе депутата Государственной Думы федерального собрания Российской Федерации» был принят 8 мая 1994 года. Благодаря ФЗ, член Совета Федерации и депутаты Государственной Думы могут осуществлять определенную деятельность:

  • Участвовать в различных заданиях;
  • Принимать участие в деятельности комиссий палат и комитетов Федерального собрания. Чтобы принимать участие в работе таких структур, требуется соблюдать четкий регламент;
  • Выполнять поручения Государственной Думы или Совета Федерации, и других органов, соответственно;
  • Участвовать в парламентских слушаниях;
  • Вносить законопроект в Государственную Думу и т.д.

Полезная информация об изменениях в ФЗ о референдуме здесь:

Краткое содержание Федерального закона № 3:

  • Глава 1 — раскрывает понятия, употребляемые в ФЗ 3;
  • Гл 2 — определяет гарантии деятельности депутата Гос Думы и Совета Федерации;
  • Глава 3 — перечисляет меры ответственности должностных лиц за нарушение положений закона;
  • Гл 4 — определяет заключительные положения ФЗ 3.

Последние изменения в Федеральный закон были внесены 29 июня 2016 года.

Изменения, внесенные в 3 ФЗ

Как уже говорилось выше, последние изменения в Федеральный закон были внесены 29 июня 2016 года. В частности, были изменены следующие статьи:

Ст 34

Часть 1 ст 34 была изложена в новой редакции. В ней говорится о том, что члену Совета Федерации или депутату Государственной Думы на момент пребывания по служебным обязанностям в городе Москве со сроком три месяца предоставляется жилье. Оно должно быть укомплектовано, согласно жилищному законодательству, всем необходимым. Перечень предметов для проживания устанавливается органом палаты Федерального собрания.

Ст 38

Ч 1 ст 38 была дополнена предложением о том, что действует и распоряжение заместителя или уполномоченного руководителя аппарата соответствующей палаты. Часть 2 была дополнена тем же предложением.

Ниже рассмотрены основные статьи Федерального закона, в которые не было внесено изменений:

Ст 3. Описывает срок полномочий депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации.

Срок полномочий члена Совета Федерации или депутата Государственной думы определяется в соответствии с ФЗ 113 «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».

Срок полномочий депутата наступает со дня его избрания и прекращается с момента нового созыва Государственной думы.

Ст 13. Парламентский запрос.

Парламентский запрос принимается большим количеством голосов от общего количества. Должностное лицо, которое получает парламентский запрос, должно предоставить на него ответ устно или письменно. Срок действия — не более 15 дней с момента получения. Письменный ответ подписывается должностным лицом, которому передается парламентский запрос. В исключительных обстоятельствах подписать ответ может лицо, временно исполняющее обязанности. Содержание текста оглашается на заседании присутствующим. Копии письменного ответа отправляются всем членам палаты Федерального собрания.

Ст 19. Неприкосновенность депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации.

Депутат Государственной Думы и член Совета Федерации имеют неприкосновенность в течение периода предоставленных им полномочий. Подобные лица не могут:

  • Привлекаться к административной или уголовной ответственности в соответствии с судебным порядком;
  • Арестованы, задержаны, подвергнуты обыску. Исключением являются ситуации, в которых задержание было совершено на месте преступления;
  • Подвергнуты досмотру, за исключением случаев, когда требуется обеспечить максимальную безопасность гражданам Российской Федерации.

Если на депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации заводится уголовное или административное дело, в течение трех суток об этом должен быть уведомлен генеральный прокурор Российской Федерации. Когда возбуждается административное или уголовное дело по причине превышения должностных полномочий, генеральный прокурор Российской Федерации в течение одной недели должен сообщить в палату Федерального собрания и лишить депутата или члена Совета Федерации неприкосновенности.

Для начала проводится предварительное следствие или производство по делу об административном правонарушении. Дело не может быть передано в суд без согласия палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

Эти лица не могут быть привлечены к ответственности за высказывание собственного мнения в момент голосования. Если они допустили клевету, оскорбления или выражение позиции при голосовании, производство дознания, возбуждение уголовного дела и предварительного следствия по делу об административном правонарушении, который предусматривает административную ответственность.

Ст 28. Описывает ежегодный оплачиваемый отпуск члена Совета Федерации и депутата Гос. Думы.

Лицам государственной власти предоставляется каждый год оплачиваемый отпуск протяженностью в 42 календарных дня. В некоторых случаях отпуск может превысить продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска.

Ст 30. Предоставление служебного помещения

Членам Совета Федерации или депутатам Государственной Думы предоставляются служебные помещения в случае осуществления указанных ими полномочий. Они должны быть оборудованы мебелью для правильной работы и оргтехникой. В качестве оргтехники должен быть персональный компьютер, который подключен к общей сети, копировально-множительной техникой и другими средствами связи.

Ст 42. Ответственность за неправомерное воздействие на депутата Государственной Думы, родственников или семей.

Неправомерное воздействие на подобных лиц, которое выражается в угрозе применения насилия или насилия с целью прекращения деятельности в виде депутата Государственной Думы уголовно наказуемо.

Ст 43. Описывает ответственность в случае проявления неуважения к депутатам и членам Совета Федерации.

Неуважение к таким лицам, которое было выражено различными действиями, влечет за собой административную ответственность.

Скачать закон о статусе депутатов в последней редакции

Федеральный закон №3 «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» регулирует правовые аспекты относительно деятельности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы. Досрочное прекращение полномочий таких лиц может быть в следующем случае:

  • В случае собственного письменного заявления об увольнении;
  • Избрания нового члена или депутата на место существующего;
  • В случае уголовной или административной ответственности.
Видео (кликните для воспроизведения).

Чтобы проанализировать Федеральный закон №3 детальнее и рассмотреть последние изменения, следует скачать его по ссылке.

Источники


  1. Общая теория государства и права. Учебное пособие. — М.: Книжный дом, 2006. — 320 c.

  2. Исаев, Сергей Регистрация фирмы. Самостоятельно, правильно и быстро / Сергей Исаев. — М.: Питер, 2010. — 160 c.

  3. Баскакова, М. А. Толковый юридический словарь бизнесмена (англо-русский, русско-английский) / М.А. Баскакова. — М.: Контракт, 2007. — 560 c.
Статус депутата российской федерации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here