Собрания граждан в рф

Сегодня предлагаем обсудить важные аспекты на тему: "Собрания граждан в рф" с профессиональной точки зрения и понятным языком. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то дочитайте до конца, а если не найдете ответа, то всегда можно обратиться к нашему дежурному юристу.

Собрания (сходы) граждан, их виды

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» устанавливает возможность выражения прямой воли граждан по поводу вопросов местного значения путем собрания или схода. В муниципальном образовании для решения вопросов местного значения могут быть созваны собрания (сходы) граждан. Собрания (сходы) граждан являются одной из форм непосредственной демократии и одним из самых доступных средств самоорганизации населения небольших муниципальных образований или части территории муниципального образования.

Согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в отдельных поселениях уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан. В таком случае собрание (сход) граждан считается правомочным при участии в нем более половины жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом. При этом для получения сведений о количестве участников собрания (схода) граждан необходимо обратиться к спискам избирателей, участников референдума, составленным соответствующими избирательными комиссиями.

Можно выделить несколько видов собраний (сходов) граждан муниципального образования:

  1. наделенные функциями представительных органов местного самоуправления;
  2. проводимые на всей территории муниципального образования для решения наиболее важных вопросов;
  3. проводимые на части территории муниципального образования (в таком случае они могут рассматриваться как элемент системы территориального общественного самоуправления).

Порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и изменения его решений, а также пределы его компетенции подробно регламентируются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ.

[1]

Поскольку порядок и процедура проведения собрания (схода) граждан регламентируются уставом муниципального образования, то и возрастной ценз на участие в собрании (сходе) также должен устанавливаться органами местного самоуправления. Однако в настоящее время различные муниципальные образования закрепляют в своих уставах один из следующих вариантов: право на участие в собраниях (сходах) предоставляется гражданам старше 16 лет; право на участие в собраниях (сходах) граждан предоставляется гражданам старше 18 лет; возрастной ценз вовсе не устанавливается.

Согласно уставам различных муниципальных образований инициатива созыва собрания (схода) граждан муниципального образования может исходить от следующих органов и должностных лиц: глава муниципального образования, органы территориального общественного самоуправления, депутаты представительного органа местного самоуправления, общественные объединения, органы государственной власти субъекта РФ, территориальные органы государственной власти РФ, граждане.

Собрания граждан в РФ

Собрание граждан — в РФ форма непосредственного участия граждан в осуществлении местного самоуправления. Пределы компетенции собрания граждан устанавливаются уставом муниципального образования. Синонимы: Сход граждан См. также: Местное самоуправление Финансовый… … Финансовый словарь

Собрание граждан — 2) собрание совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких либо общественно значимых вопросов;. Источник: Федеральный закон от 19.06.2004 N 54 ФЗ (ред. от… … Официальная терминология

СОБРАНИЕ ГРАЖДАН — (СХОД) в конституционном праве форма непосредственного участия граждан в осуществлении местного самоуправления. Порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и изменения его решений установлен ФЗ РФ Об общих принципал организации … Энциклопедический словарь экономики и права

Собрание граждан — это одна из форм народовластия, реализуемая на части территории муниципального образования для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, осуществления… … Большой юридический словарь

СОБРАНИЕ ГРАЖДАН (СХОД) — в конституционном праве форма непосредственного участия граждан в осуществлении местного самоуправления. Порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и изменения его решений установлен ФЗ РФ «Об общих принципах организации… … Юридическая энциклопедия

СОБРАНИЕ (в праве) — СОБРАНИЕ, название представительных органов власти и местного самоуправления (законодательное собрание, конституционное собрание, национальное собрание, народное собрание). В общем смысле собранием называют сход людей, членов организаций,… … Энциклопедический словарь

ГРАЖДАН СОБРАНИЕ — (см. СОБРАНИЕ ГРАЖДАН) … Энциклопедический словарь экономики и права

Собрание — (греч. Συνάντηση «Cинатистис») это совместное присутствие группы граждан в определенном месте для обсуждения разных тем или решения определённых проблем. Содержание 1 Организация 2 … Википедия

СОБРАНИЕ (сход) ГРАЖДАН — форма непосредственного участия граждан в местном самоуправлении. Согласно ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 28 августа 1995 г. порядок созыва и проведения С.г., принятия и изменения его решений,… … Юридический словарь

Собрание — см. Собрание (сход) граждан … Энциклопедия права

55. Сходы, собрания, конференции граждан

Согласно ст. 29 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан.

Собрание граждан проводится по инициативе населения, представительного органа, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления. Собрание граждан, проводимое по инициативе представительного органа или главы муниципального образования, назначается соответственно представительным органом или главой муниципального образования.

Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления определяется его уставом.

Собрание граждан может принимать обращения к органам и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами и должностными лицами местного самоуправления.

Читайте так же:  Право на имя в российской федерации

Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.

Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа, уставом территориального общественного самоуправления.

Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек. Проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации.

На сходе граждан председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан.

Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.

Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенных уставом поселения.

Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Конференция граждан (собрание делегатов).

В соответствии со ст. 30 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» в случаях, предусмотренных уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа, уставом территориального общественного самоуправления, полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов).

Порядок назначения и проведения конференции граждан (собрания делегатов), избрания делегатов определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа, уставом территориального общественного самоуправления.

[2]

Итоги конференции граждан (собрания делегатов) подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Собрания (конференции) граждан

Для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан (ст. 29 Закона 2003 г.).

Консультативное назначение собраний здесь находится на первом плане. Правда, собрания проводятся и для осуществления территориального общественного самоуправления (ТОС), а это уже своеобразная «мини-власть» местного самоуправления.

Причем просто собрания находятся где-то посередине между сходами и собраниями в порядке осуществления территориального общественного самоуправления. По Федеральному закону 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в сходах участвуют граждане, обладающие избирательным правом, т.е. достигшие 18 лет. В собраниях для реализации задач ТОС участвуют жители начиная с 16 лет. Для прочих собраний возраст участников Законом не определен. Можно считать, что допускаются собрания и тех жителей территории, которым не исполнилось 16 лет, например школьников (а почему бы и нет?). Но вполне допустимо предположить, что это просто пробел в Федеральном законе.

[3]

Собрание граждан проводится по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления. Если собрание граждан проводится по инициативе представительного органа или главы, оно назначается соответственно представительным органом или главой муниципального образования. Если инициатором выступило население, собрание назначается представительным органом муниципального образования в порядке, установленном уставом муниципального образования. Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом территориального общественного самоуправления.

Собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления и его должностным лицам, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.


Собрание граждан, проводимое по вопросам, связанным с осуществлением территориального общественного самоуправления, принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции уставом территориального общественного самоуправления.

Согласно Закону обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа. Естественно, это отнюдь не означает, что орган либо должностное лицо непременно примут то решение, которого хочет собрание граждан. Элемент их усмотрения очевиден — даже в рамках полномочий, предоставленных законодательством.

Нормы Федерального закона 2003 г., касающиеся собраний граждан, являются только основополагающими и предполагают дальнейшее регулирование. Сам Закон закрепляет, что порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания определяются этим Законом, уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления. Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Поскольку не всегда может быть созвано собрание, Закон предусмотрел и такую возможность, как конференция граждан (собрание делегатов). Его норма является достаточно общей по содержанию: согласно ст. 30 в случаях, предусмотренных уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления, полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов). Думается, конференция (собрание делегатов) предполагается для ситуации, когда в городском микрорайоне из-за большой численности жителей, а в сельском муниципальном образовании — также из-за его размеров, наличия в составе нескольких поселений и неудобства созыва собрания лучше провести встречу представителей жителей.

Закон не устанавливает, как определяются представители (делегаты) на конференцию, собрание делегатов. Это, конечно, логично, поскольку такой вопрос трудно решать не только на федеральном уровне, но и на уровне закона субъекта РФ. Отнюдь не случайно указанный Закон отдает решение этого вопроса самому муниципальному уровню и определяет: «Порядок назначения и проведения конференции граждан (собрания делегатов), избрания делегатов определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления».

Читайте так же:  Любовь успенская получила в подарок автомобиль за 30 миллионов

Дата добавления: 2016-04-02 ; просмотров: 403 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Собрание граждан

Собрания (сходы), конференции жителей

Согласно ст. 29 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан.

Собрание граждан проводится по инициативе населения, представительного органа, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления. Собрание граждан, проводимое по инициативе представительного органа или главы муниципального образования, назначается соответственно представительным органом или главой муниципального образования.

Собрание граждан, проводимое по инициативе населения, назначается представительным органом в порядке, установленном уставом муниципального образования. Как правило, такое собрание назначается представительным органом в течение определенного срока после поступления письменного заявления, подписанного группой граждан, проживающих на соответствующей части территории муниципального образования и обладающих избирательным правом. Дата проведения собрания граждан согласовывается с его инициаторами. Срок между поступлением заявления о проведении собрания и его проведением не должен превышать определенного срока (обычно — месяц).

Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления определяется его уставом.

Собрание граждан может принимать обращения к органам и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами и должностными лицами местного самоуправления.

Собрание граждан, проводимое по вопросам, связанным с осуществлением территориального общественного самоуправления, принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции уставом территориального общественного самоуправления.

Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.

Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа, уставом территориального общественного самоуправления.

Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Согласно ст. 25 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.

Сход граждан

осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек. Проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации.

Участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления является обязательным.

На сходе граждан председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан.

Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.

Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенных уставом поселения.

Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Конференция граждан (собрание делегатов).

В соответствии со ст. 30 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» в случаях, предусмотренных уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа, уставом территориального общественного самоуправления, полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов).

Порядок назначения и проведения конференции граждан (собрания делегатов), избрания делегатов определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа, уставом территориального общественного самоуправления.

Итоги конференции граждан (собрания делегатов) подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8671 —

| 7439 — или читать все.
Видео (кликните для воспроизведения).

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Собрания граждан в РФ

Россия является демократическим правовым государством. Это значит, что единственным источником власти и носителем суверенитета в стране является народ. Допускаются согласованные демонстрации, митинги, шествия и собрания граждан. В нашем материале будет подробно рассказано именно о собраниях и сходах — важнейших элементах любого демократического строя.

Что такое народное собрание?

Российские граждане имеют право на организацию встреч для решения каких-то насущных вопросов. Например, жители многоквартирного дома, улицы, района или поселка созывают гражданское собрание для обсуждения проблем и поисков путей их разрешения.

На встречу должно приходить довольно большое количество людей. Необходимый минимум везде различный. Известно лишь, что малочисленные собрания приобретают функции представительного органа местного самоуправления, то есть насущные вопросы решаются без учета мнения населения.

Читайте так же:  Втб, снижение процентов по ипотеке. как понизить ставку по ипотеке втб 24

Правовая основа проведения собраний

Граждане имеют законную возможность встречаться и решать насущные проблемы. Это закреплено российским законодательством, а именно Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления в России». Законодательную базу составляют также региональные акты, закрепляющие правила организации собраний в пределах муниципалитетов.

Процедура созыва гражданских собраний устанавливается уставами регионов. Так, в уставе Москвы сказано, что для принятия решений по локальным делам допустимо проведение гражданских конференций и собраний. Как следствие, органы городской власти российской столицы обладают двойным статусом. Они являются одновременно муниципальными инстанциями и органами региональной власти. Возникает юридический пробел, ведь в статьях 12 и 131 российской Конституции говорится о недопустимости вхождения муниципальных органов в систему государственной власти.

Юридические дыры в законодательстве могут оказывать негативное влияние на организацию собраний граждан в РФ. Из-за нелегально сформированного «двойного статуса» муниципалитетов нередко возникают ошибки и проблемы, когда народ желает реализовать свое право на власть. Проявляется это, как правило, в незаконных отказах на организацию собраний.

Кто имеет право на организацию и проведение собрания

О том, кто именно способен организовывать народные встречи, говорится в местном законодательстве каждого субъекта РФ. Однако положения региональных законов не должны противоречить ФЗ «О местном самоуправлении» и ФЗ «О собраниях, митингах и т. д.».

Согласно статье 5 Закона о митингах, право участия в сходах и собраниях принадлежит только совершеннолетним гражданам. В некоторых муниципалитетах установлен другой возрастной ценз — 16 лет. Само собрание является правомочным, если в нем принимает участие большинство граждан с отдельно взятого участка — района, дома, улицы и т. д. Решения принимаются большинством голосов присутствующих лиц.

Организатор публичного мероприятия также обязан быть совершеннолетним и дееспособным. Он не должен иметь неснятой судимости. Закон запрещает организатору принадлежать к какой-то политической партии или общественному объединению. Собрание должно быть строго регламентировано. Все законные условия, предъявляемые местной администрацией, необходимо соблюдать.

Организация собрания

Созыв собрания начинается с оповещения населения и формирования повестки, выносимой на обсуждение. Открывает собрание руководитель местного муниципалитета. Если же встреча была организована инициативной группой, то открывает собрание ее руководитель. Из этой же группы избираются председатель и секретарь.

Весь ход собрания должен фиксироваться в специальном протоколе. В нем указываются дата и место проведения встречи. Записывается число граждан, имеющих право на участие в собрании. Подлежат фиксации результаты голосования и принятые решения собрания граждан. Протокол подписывается секретарем и председателем, после чего передается в орган местного самоуправления.

Компетенция собрания

Какие функции осуществляются участниками собраний? Во-первых, это обсуждение вопросов жизни местного муниципалитета и отдельно взятой территории. Нужно обсудить проекты органов местного самоуправления, внести в них изменения и поправки. Во-вторых, на собрании инициируются предложения отдельных учреждений, организаций и должностных лиц. Рассматриваются сообщения и отчеты о службе депутатов, а также работников местной администрации.

Должны быть решены вопросы о добровольном принятии жителями социальных обязанностей по участию в благоустройстве, охране порядка, сохранении жилого фонда, экологическому надзору и т. д. Создаются и избираются органы территориального самоуправления, разрабатываются уставы, планируются их финансовая структура. Наконец, немаловажное значение играют вопросы о добровольных пожертвованиях и взносах граждан на общественные нужды.

Закон о собраниях граждан в РФ содержит в себе понятие «народного схода». Это явление, несколько отличное от собрания, но имеющее общую с ним структуру. Сход также представляет собой форму прямого гражданского волеизъявления для решения местных проблем. Однако проводится он в поселениях с численностью дееспособных жителей не более 100 человек.

Сход считается легальным и правомочным лишь в том случае, если реализовали свое право на гражданское собрание не менее половины жителей. Сход осуществляет полномочия представительного органа местного муниципалитета. В маленьких поселениях нет смысла в его создании, а потому сход целиком берет на себя его функции.

Инициативная группа для созыва схода не должна включать меньше 10 человек. Проведение всего мероприятия обеспечивается главой местной администрации. Сход решает следующие вопросы:

  • формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;
  • распоряжение муниципальным имуществом;
  • установление налогов и сборов;
  • содержание транспорта и технических сооружений;
  • организация электро-, тепло-, водо- и газоснабжения;
  • обеспечение граждан услугами связи.

Сход граждан являет собой яркий пример непосредственного участия населения в решении важных вопросов.

Роль сходов и собраний

Народ должен принимать посильное участие в реализации государственной власти. Местное самоуправление с ее элементами в виде сходов и собраний является прекрасным способом принять участие в работе государства.

Нельзя забывать, что именно самоуправление является гарантом демократического строя в любом государстве. Самостоятельность народа и его зависимость только от законов способствует развитию государства по демократическим и социально-правовым направлениям.

Собрания (сходы) граждан

Одной из самых массовых форм непосредственной демократии, наиболее доступной гражданам и являющейся средством их самоорганизации, являются собрания (сходы) граждан. Обеспечивая гражданам возможность сочетания коллективного обсуждения вопросов и принятия решений с их личной активностью и инициативой, выражающихся в их вопросах, выступлениях, участии в голосовании, они играют важную роль в системе местного самоуправления, служат формой привлечения граждан к осуществлению самых разнообразных управленческих функций.

В дореволюционной России сельский сход являлся органом сельского общества. Он не имел представительного характера и состоял из всех домохозяев. Для правомочности схода требовалось присутствие не менее половины домохозяев или лиц, их замещающих, а также присутствие сельского старосты, который являлся председателем схода.

Читайте так же:  Как составить сопроводительное письмо к документам. образец сопроводительного письма к документам

В советский период в ведении сходов находился довольно узкий круг вопросов. Так, согласно Положению об общих собраниях, сходах граждан по месту их жительства в РСФСР, утвержденному Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 27 августа 1985 г.[52], в ведение собраний, сходов входило: а) избрание органов общественной самодеятельности; б) выдвижение кандидатов в депутаты поселковых, сельских Советов и возбуждение вопроса об отзыве депутатов этих Советов; в) избрание народных заседателей районных (городских) народных судов и решение вопроса об их отзыве; г) решение вопроса о самообложении сельского населения.

Принятый в 1991 г. Закон РСФСР о местном самоуправлении отнес к компетенции общих собраний (сходов) граждан следующие вопросы:

· избрание органов территориального общественного самоуправления населения и принятие положений (уставов) о них;

· утверждение программ деятельности органов территориального общественного самоуправления населения по социально-экономическому развитию соответствующей территории и отчетов об их выполнении;

· решение других вопросов, относящихся к компетенции органов территориального общественного самоуправления.

Новый шаг на пути повышения роли собраний (сходов) граждан п системе местного самоуправления был сделан после принятия Положения об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы, утвержденного Указом Президиума РФ от 26 октября 1993 г. Если раньше такие собрания (сходы) созывались по мере необходимости и действовали наряду с местными органами власти в городских и сельских населенных пунктах, то согласно упомянутому Положению собрания и сходы в небольших городских и сельских поселениях, с населением до пяти тысяч человек, могли выступать непосредственными органами населения и вместе с выборным главой местного самоуправления в полной мере осуществлять все функции местного самоуправления. В таких случаях представительный орган местного самоуправления не образовывался.

Согласно Закону об общих принципах организации местного самоуправления собрания (сходы) граждан могут созываться в муниципальном образовании для решения вопросов местного значения. Порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и изменения его решений, пределы его компетенции устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии п законами субъектов РФ.

В Законе указывается, что в отдельных поселениях уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан (ст. 15). В этих •лучаях собрание (сход) граждан считается правомочным при участии в нем более половины жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

В 534 муниципальных образованиях 15 субъектов Российской Федерации в соответствии с уставами муниципальных образований и законодательством субъектов Российской Федерации полномочия представительных органов местного самоуправления осуществляют собрания (сходы) граждан.

Число избирателей в таких поселениях колеблется от 27 (Санга-Талонский сельсовет Тенькинского района Магаданской области) до 6893 (рабочий поселок Тисуль Тисульского района Кемеровской области). Основную группу — 90,07% от числу муниципальных образований, где полномочия представительных органов местного самоуправления осуществляют собрания (сходы) граждан, — составляют поселения, в которых проживают от 100 до 1200 избирателей.

В соответствии со ст. 39 Закона на собрании (сходе) граждан может быть принято решение о разовом добровольном внесении жителями средств для финансирования решений вопросов местного значения.

Таким образом, вопрос о детальном регулировании порядка созыва и проведения собраний (сходов) граждан сегодня находится в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Так, в соответствии с Законом Республики Марий Эл от 30 июня 1977 г. «Об общих собраниях (сходах) граждан и старостах населенных пунктов в Республике Марий Эл»2 в работе общих собраний (сходов) принимают участие граждане, достигшие 18 лет, обладающие избирательным правом и постоянно проживающие в населенном пункте.

Общие собрания (сходы) граждан созываются главой местного самоуправления соответствующей территории, старостами, органами территориального общественного самоуправления или по инициативе не менее 10% граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на данной территории. Общие собрания (сходы) граждан созываются по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

Предложения о созыве общего собрания (схода) граждан и вопросах, подлежащих рассмотрению на нем, могут вноситься главной местного самоуправления, депутатами, комиссиями при сельских (поселковых) администрациях, старостами, органами территориального общественного самоуправления, правоохранительными органами, руководителями предприятий, учреждений, организаций, расположенных на соответствующей территории, а также гражданами, проживающими на этой территории.

Общее собрание (сход) граждан считается правомочным при участии в нем более половины от общего числа граждан населенного пункта, обладающих избирательным правом.

К компетенции собраний (сходов) граждан относятся следующие вопросы:

· избрание и освобождение старосты от должности;

· избрание органов территориального общественного самоуправления и утверждение их уставов (положений);

· заслушивание информации о работе старост местной админи-: страции и ее комиссий, участковых инспекторов милиции,

· медицинских учреждений, руководителей культурно-просветительских и спортивных организаций, а также органов территориального общественного самоуправления населения;

· обсуждение проектов законов и других нормативных актов государственной власти и управления по важнейшим вопросам;

· рассмотрение и обсуждение планов застройки населенных пунктов, их благоустройства, сохранности и надлежащего использования жилищного фонда, решение вопросов коммунально-бытового, культурного, торгового и иного обслуживания населения, развития физической культуры и спорта, организации досуга граждан, по месту жительства, охраны природы, развития личных подсобных и фермерских хозяйств граждан;

Читайте так же:  Что такое капитальный ремонт фонд капитального ремонта многоквартирных домов

· обсуждение поведения граждан, допускающих нарушение законов, общественного порядка, решений общих собраний (сходов) граждан, правовых актов органов местного самоуправления;

· утверждение программы деятельности органов территориального общественного самоуправления или старосты, заслушивание отчетов об их исполнении;

· рассмотрение проектов решений органов и должностных лиц местного самоуправления, внесенных на обсуждение населения;

· заслушивание отчетов депутатов представительных органов, избранных по данному избирательному округу;

· в соответствии с законодательством и Уставом муниципального образования могут рассматриваться и другие вопросы местной жизни, затрагивающие интересы населения соответствующей территорий.

На общих собраниях (сходах) граждан может обсуждаться выдвижение кандидатов в депутаты районного (городского), сельского (поселкового) представительного органа местного самоуправления и на должность главы местного самоуправления, рассматриваться вопрос об их отзыве.

Общие собрания (сходы) граждан могут обращаться с вопросами и предложениями в государственные, муниципальные и общественные органы, предприятия, организации, к должностным лицам, которые обязаны не позднее чем в месячный срок рассмотреть эти предложения и о принятых мерах сообщить в соответствующую сельскую, поселковую администрацию, которая доводит до сведения населения.

Общие собрания (сходы) граждан вправе принять меры общественного воздействия к лицам, допустившим нарушение общественного порядка или ходатайствовать перед уполномоченными законом органами о привлечении нарушителей к административной ответственности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8328 —

| 7267 — или читать все.

§ 4. Общие собрания (сходы) граждан

Собрания граждан могут созываться не только в масштабах муниципального образования, они возможны в отдельных поселках, деревнях, кварталах, микрорайонах городов, входящих в состав данного муниципального образования. Однако роль таких собраний иная — они не могут осуществлять полномочия представительного органа (например, принимать местный бюджет, которого в мелком поселке не существует). В этом случае собрание (сход) выполняет роль органа территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования.

Общемуниципальное собрание тоже не всегда созывается для выполнения функций представительного органа местного самоуправления при его отсутствии. Оно может действовать и тогда, когда такой орган есть, параллельно с ним. Видимо, при соответствующем кворуме присутствующих граждан, обладающих избирательными правами, и при большинстве присутствующих, высказывающихся за такое решение, оно может временно принять на себя выполнение некоторых функций местного представительного органа (например, если граждане недовольны его работой или представительный орган муниципального образования оказался неработоспособным, не может принимать решения в результате противоречий личного характера).

Согласно федеральному законодательству, общемуниципальное собрание (сход) считается правомочным для принятия решений, если в нем участвуют более половины жителей, обладающих избирательными правами (в том числе неграждан). Решение считается принятым, если за него голосуют (обычно открытым голосованием) более половины участников голосования.

Если собрание (сход) выполняет функции представительного органа муниципального образования, то к его компетенции относится: принятие устава муниципального образования, выборы должностных лиц местного самоуправления, утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении, установление местных налогов и сборов в соответствии с законодательством (есть пределы для этого), утверждение местных планов и программ комплексного социально-экономического развития и заслушивание отчетов о их исполнении, контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.

Решения, принятые общим собранием (сходом), обязательны для исполнения всеми органами и должностными лицами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами на соответствующей территории. Однако такие решения не должны выходить за пределы компетенции общего собрания муниципального образования, иначе они недействительны. Решения общего собрания муниципального образования могут быть изменены или от-, менены только другим общим собранием или судом.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если собрания (сходы) граждан муниципального образования, согласно его уставу, действуют параллельно с его представительным органом, они выполняют не властную, а, скорее, совещательную роль. Как правило, на обсуждение таких собраний выносятся вопросы благоустройства населенных пунктов, торгового и иного обслуживания населения, выявление мнения населения по вопросам территориальной организации муниципального образования, санитарии населенных пунктов, обсуждение проекта устава муниципального образования, проектов решений представительного органа и должностных лиц муниципального образования по важнейшим вопросам местной жизни, планов застройки населенных пунктов, решение вопроса о разовых добровольных взносах жителями средств для финансирования мероприятий местного значения (например, постройка мостика через ручей). На собрание могут выноситься любые вопросы, затрагивающие интересы местного населения, если это не противоречит конституции, законам, уставу муниципального образования.

Источники


  1. Тимофеева А. А. История государства и права России; Флинта, МПСИ — Москва, 2009. — 152 c.

  2. Краев, Н. А. Комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (постатейный) / Н.А. Краев, А.Н. Борисов. — М.: Деловой двор, 2015. — 160 c.

  3. Бадинтер, Робер Смертная казнь. Отмена смертной казни; М.: Nota Bene, 2012. — 416 c.
Собрания граждан в рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here