Самоуправление — это институт государственного права. особенности и полномочия

Сегодня предлагаем обсудить важные аспекты на тему: "Самоуправление — это институт государственного права. особенности и полномочия" с профессиональной точки зрения и понятным языком. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то дочитайте до конца, а если не найдете ответа, то всегда можно обратиться к нашему дежурному юристу.

Понятие муниципального права как отрасли права

Среди множества отраслей российской правовой системы муниципальное право является сравнительно молодой отраслью права.

В последние годы муниципальное право является одной из самых динамично развивающихся отраслей российского права. В мировой юридической науке и практике государственного устройства вопросам местного значения отводится значительная роль. Термин «муниципальное право» может быть рассмотрен в различных значениях:

  1. как отрасль права (наряду с гражданским, уголовным и иными отраслями права) — находится в настоящий момент в разработке российских правоведов, теоретиков и практиков;
  2. как учебная дисциплина (учебный предмет);
  3. как наука.

Муниципальное право — комплексная отрасль права, для которой характерно соединение разнородных институтов общих и специальных отраслей российского права. В рамках муниципального права находят применение нормы таких правовых отраслей, как конституционное, административное, гражданское, бюджетное, финансовое, земельное, градостроительное, экологическое право. В Российской Федерации разработкой основ местного самоуправления занимаются юристы-государствоведы, в зарубежных странах этот вопрос является административным (процедурным).

Такие различия объясняются разницей в понимании института местного самоуправления. На территории России местное самоуправление — это форма народовластия, разновидность организации у публичной власти. В зарубежных странах местное самоуправление рассматривается как уровень социального управления.

Муниципальное право как отрасль права отличается от иных отраслей собственным предметом и методом регулирования. В силу того, что муниципальное право — комплексная отрасль права, она имеет некоторые особенности в предмете правового регулирования. Предмет правового регулирования выполняет роль первичного звена в построении целостной и самостоятельной отрасли муниципального права.

Предмет отрасли имеет первостепенное значение для идентификации отрасли, признания ее самостоятельности, определяет метод правого регулирования Предмет — совокупность общественных отношений, подлежащих регулированию в рамках муниципального права. Метод правового регулирования также является отличительным признаком любой самостоятельной отрасли права. Метод муниципального права — совокупность приемов и средств, с помощью которых осуществляется правовое регулирование.

Муниципальное право как комплексная отрасль права состоит из целого ряда правовых норм, которые также являются нормами иных отраслей права. Однако муниципальное право имеет также собственно муниципально-правовые нормы, которые определяют различные стороны общественной жизни на территории муниципального образования. Муниципально-правовые нормы — правила поведения, исходящие от органов государственной власти, органов местного самоуправления или непосредственно от народа и обеспечиваемые принудительной силой государства.

Система муниципального права — Муниципальное право (Романова Е.В.)

Муниципальное право является системной отраслью права, т. е. имеет совокупность правовых институтов, объединяющих нормы муниципального права, регулирующие однородные муниципально-правовые отношения. При характеристике системы муниципального права авторы придерживаются различных подходов: одни выделяют 2 части в рамках системы — общую и особенную, другие характеризуют 3 части — общую, особенную и специальную, третьи авторы характеризуют систему муниципального права как совокупность основных правовых институтов.

Особенная часть — совокупность правовых институтов, регулирующих порядок осуществления органами местного самоуправления полномочий в конкретной области — финансово-кредитной сфере, образовательной области, социально-культурной области и т. д. Особенная часть содержит институты, регулирующие порядок делегирования органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

В рамках особенной части системы муниципального права выделяются два вида муниципально-правовых институтов: полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения и государственно-властные полномочия, переданные органам местного самоуправления государственными органами РФ или субъектов РФ.

Специальная часть — совокупность правовых институтов, регулирующих особенности функционирования местного самоуправления в отдельных регионах.

Муниципально – правовые нормы и институты: понятие, виды. Система муниципального права

Содержащиеся в нормативно-правовых актах нормы права в совокупности образуют муниципальное право как отрасль российского права. Муниципально- правовыми нормами являются правовые нормы, закрепляющие и регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления. Особенности этих правовых норм вытекают из специфики и особенностей местного самоуправления и его места в управлении общественными отношениями. В зависимости от различных оснований муниципально- правовые нормы можно классифицировать на разные виды:

a) по объекту правового регулирования (по кругу регулируемых отношений) различают нормы, закрепляющие:

-местное самоуправление в системе народовластия (понятие, принципы, функции МСУ);

-основы деятельности местного самоуправления (территориальная, финансово-экономическая, организационная основа);

-предметы ведения, полномочия и гарантии местного самоуправления;

-ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц;

b) по характеру предписаний:

-управомочивающие (нормы-разрешения, что можно делать – предмет ведения МСУ);

-обязывающие (нормы-предписания, что надо делать – обязанность знакомить граждан с документами, затрагивающими права человека и гражданина);

-запрещающие (нормы-запреты, что нельзя делать – запрет на ограничение прав местного самоуправления).

c) по степени определенности (категоричности) предписаний:

-императивные (официальное опубликование – обнародование – нормативных актов органов МСУ, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина);

-диспозитивные (возможность расширения вопросов ведения МСУ по инициативе самого муниципального образования – ст. 6 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).

d) по территории действия и субъекту:

— общие – на всей территории России;

— региональные – в масштабе субъекта Федерации;

— локальные — на местном уровне, в рамках муниципального образования.

e) по содержанию:

-материально-правовые (закрепляющие права и обязанности органов МСУ, граждан и других субъектов муниципальных отношений);

-процессуально-правовые (определяют порядок, процедуру выборов и деятельности органов МСУ, принятия ими решений, проведения местных референдумов и т.п.).

Классификация норм муниципального права возможна не только по их видам, но и по муниципально-правовым институтам.

Правовые нормы, объединенные по какому-либо одному признаку, образуют институт муниципального права. Правовой институт в муниципальном праве представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих определенный круг взаимосвязанных общественных отношений в сфере местного самоуправления, образующих в рамках предмета отрасли муниципального права самостоятельную, обособленную группу. Среди таких институтов можно назвать: институт территориальной основы, институты муниципальной собственности и муниципальной службы и др.

Система муниципального права включает следующие структурные части:

1) местное самоуправление в системе народовластия;

2) основы местного самоуправления: территориальные, организационные и финансово-экономические;

3) предметы ведения и полномочия местного самоуправления;

4) гарантии местного самоуправления;

5) ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Система муниципального права основывается на логическом, последовательном разделении норм муниципального права и их объединении в однородные правовые комплексы, институты с учетом содержания и характера, регулируемых ими отношений в сфере местного самоуправления.

Читайте так же:  Какие документы нужны для открытия ооо перечень документов для открытия ооо

Следовательно, под системой муниципального права понимается объединение муниципально- правовых норм в муниципально- правовые институты, расположенные в определенной последовательности в зависимости от их значения и роли в регулировании муниципальных отношений.

Первым элементом являются муниципально-правовые нормы, закрепляющие положение местного самоуправления в системе народовластия, определяющие его роль в развитии демократических начал в управлении обществом и государством. К этой группе норм относятся нормы, содержащие определения основных понятий и терминов, используемых законодательством о местном самоуправлении, таких как местное самоуправление, муниципальное образование, вопросы местного значения, местный референдум, органы местного самоуправления, должностное лицо местного самоуправления.

Второй элемент системы составляют нормы, закрепляющие основы деятельности местного самоуправления: территориальные, организационные, финансово-экономические. Они определяют порядок создания, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований, а также закрепляют принципы организации местного самоуправления, основы взаимоотношений выборных и других органов местного самоуправления, условия и порядок прохождения муниципальной службы, статус муниципального служащего. Третьим элементом системы муниципального права выступает группа норм, закрепляющих предметы ведения и полномочия местного самоуправления. Данные нормы устанавливают собственные полномочия местного самоуправления, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

Четвертый элемент системы – группа норм, устанавливающих гарантии местного самоуправления. Они закрепляют систему гарантий, обеспечивающих организационную и финансовую самостоятельность местного самоуправления, а также судебную и другие правовые формы защиты местного самоуправления.

Следовательно, пятый элемент составляют нормы, устанавливающие ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Эти нормы определяют формы, порядок и условия ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, перед государством, а также перед физическими и юридическими лицами.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Система, институты, источники муниципального права.

Дополнение по теме № 1

Принципы муниципального права: понятие, значение, виды.

Принципы муниципального праваэто конституционно-правовые нормы, имеющие общеобязательный характер и составляющие основу всей системы нормативных актов о местной публичной власти.

Значение принципов муниципального права:

1. Отражают сущность общественно-политического строя и особенности правового регулирования муниципальных отношений.

2. Могут быть использованы в правоприменительной практике в случае обнаружения пробелов в законодательстве либо при возникновении противоречий законодательства этим принципам.

Например, если, допустим, нормы принятого федерального закона вступают в противоречие с нормами Конституции РФ, то для восстановления справедливости при рассмотрении спора суд обязан применить норму Конституции РФ, в силу того, что Конституция обладает высшей юридической силой, чем закон.

Виды принципов муниципального права:

[2]

1) принцип народовластиянарод является единственно легитимным источником власти;

2) принцип демократизма в формировании местной публичной властиназначение управленцев происходит путём честных и состязательных выборов;

3) принцип относительной самостоятельности местной публичной власти и взаимодействия ее с государственной властьювозможность или способность местной власти действовать без чьего-либо вмешательства и одновременно процесс воздействия местной власти и государственной власти друг на друга;

4) принцип внутренней соподчиненности органов и должностных лиц местного самоуправлениясовокупность связей между субъектами местного самоуправления;

5) принцип сочетания юридического равенства субъектов муниципально-правовых отношений и субъектов гражданско-правовых отношений с административной соподчиненностьюозначает сочетание двух методов правового регулирования императивного и диспозитивного;

6) принцип ответственности субъектов муниципально-правовых отношенийв случае нарушения в отношении субъектов возникает имущественная; административная; уголовная ответственность;

7) принцип повсеместности развития местного самоуправленияпроцесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов местного самоуправления с целью их усовершенствования.

Система, институты, источники муниципального права.

Муниципальное право как отрасль права имеет свою систему, основой которой является структура отрасли права, которую она изучает.

Система муниципального праваэто совокупность элементов однородных норм муниципального права, регулирующих определенные группы общественных отношений, составляющих предмет муниципального права.

Систему муниципального права составляют общая и особенная части.

Общая часть закрепляют:

1. Общие положения о муниципальном праве;

2. О местной публичной власти;

3. Об особенностях и правовом положении в системе органов власти и обществе;

4. Исторический материал о развитии муниципального права.

Особенная часть включают:

1. Группы норм публичного и частного права, регулирующих отношения в системе местной публичной власти в целом;

2. Отношения, составляющие каждую из основ местного самоуправления в отдельности.

При этом следует обратить внимание на тот факт, что эти отношения регулируются нормами конституционного, административного, финансового, налогового, коммерческого, гражданского права и т.д. Поэтому нормы и отношения иногда сложно сгруппировать в институты права, как это сделано, например, в гражданском, уголовном или административном праве, которые являются самостоятельными отраслями.

Институты муниципального права:

1. Введение в муниципальное право, раскрывающее понятие муниципального права как отрасли права и научной дисциплины, его предмет и источники, историко-теоретические основы местного самоуправления.

2. Понятие, основные принципы местного самоуправления, формы непосредственной демократии, органы местного самоуправления.

3. Основы местного самоуправления, включающие правовые, территориальные и финансово-экономическую основы.

4. Вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления по их решению, включающие: понятие и формы реализации полномочий органов местного самоуправления, а также конкретные полномочия органов местного самоуправления в различных сферах жизнедеятельности населения.

5. Гарантии местного самоуправления, включающие: систему гарантий; гарантии, обеспечивающие организационную и финансово-экономическую самостоятельность местного самоуправления; судебную и иные правовые формы защиты местного самоуправления.

6. Контроль деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.

7. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления. В этом разделе изучаются: виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления; ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами.

Источники муниципального права – это нормативно-правовые акты, содержащие муниципально-правовые нормы.

Существует четыре уровня источников муниципального права: международный, федеральный, региональный, местный.

Международный уровень:

1. Общепризнанные принципы и нормы международного права.

2. Международные договоры РФ

Федеральный уровень:

1. Конституция РФ.

2. Федеральные законы, специально регулирующие вопросы организации и функционирования местного самоуправления.

3. Федеральные законы, составляющие законодательную основу других отраслей права (административного, жилищного, налогового и т.д.), и в той же мере затрагивающие вопросы местного самоуправления.

4. Федеральные законы, которые наделяют органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ с одновременной передачей материальных и финансовых средств.

5. Федеральные подзаконные акты: указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; нормативные правовые акты других федеральных органов исполнительной власти.

Региональный уровень:

1. Нормативные правовые акты субъектов РФ (конституции и уставы субъектов, законы, акты высших должностных лиц субъектов РФ, постановления законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, акты правительств, других органов исполнительной власти субъектов РФ, а также решения конституционных, уставных судов субъектов РФ.

Читайте так же:  Три главных вопроса перед запуском любой рекламной кампании

Местный уровень:

1. Уставы муниципальных образований, нормативные правовые акты, принятые местным референдумом, органами, главами и другими должностными лицами местного самоуправления.

Дополнение по теме № 2

[1]

4. В Конституции РСФСР 1918 года была закреплена новая система власти на местах, включающая областные, губернские, уездные, волостные Съезды Советов, Советы депутатов городов и других поселений и исполнительные комитеты.

5. В середине 30-х годов съезды Советов были упразднены. В Конституции СССР 1936 г., Конституции РСФСР 1937 г. органами государственной власти в краях, областях автономных областях, округах, районах, городах, и селах были провозглашены Советы депутатов трудящихся.

6. В Конституции СССР 1977 г., Конституция РСФСР 1978 г. В них заявлено о построении в стране общенародного государства. Местные органы власти стали именоваться Советами народных депутатов.

7. В конце 80-х гг. были созданы президиумы местных Советов, которые должны были осуществлять некоторые функции, ранее принадлежавшие исполкомам (подготовка сессий Советов, координация работы постоянных комиссий Советов, учеба депутатов и др.).

Основные положения о местном самоуправлении. Полномочия органов государственной власти относительно местного самоуправления

Дата публикации: 15.06.2016 2016-06-15

Статья просмотрена: 1346 раз

Библиографическое описание:

Эскиев М. А. Основные положения о местном самоуправлении. Полномочия органов государственной власти относительно местного самоуправления // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 607-610. — URL https://moluch.ru/archive/117/31460/ (дата обращения: 11.09.2019).

Общая характеристика местного самоуправления.

Исторически существовали разные теории местного самоуправления.

Впервые теория, объясняющая сущность местного самоуправления, возникла в середине XIX века в Бельгии и Франции. Это теория свободной (естественной) общины. Ее представители (Гербер, Аренс, Э. Мейер, О. Лабанд, О. Ресслер) считали, что право общины на заведывание своими делами является таким же естественным и неотчуждаемым, как права человека, что община является первичной по отношению к государству, поэтому последнее должно уважать свободу общинного управления. «Община имеет право на самостоятельность и независимость от центральной власти по самой своей природе, причем государство не создает общину, а лишь признает ее»! Отсюда в понятие самоуправления включили следующие элементы; управление собственными делами общины; общины являются субъектами принадлежащих им прав; должностные лица общинного управления суть органы не государства, а общины. В рамках этой теории наряду с исполнительной, законодательной и судебной властью признавалась четвертая власть — местная (муниципальная, коммунальная, общинная).

Эту теорию сменила хозяйственная теория. Ее представителями были Р. Моль, А. Васильчиков. Сторонники этой теории сделали упор не только на признание самоуправляющейся общины в качестве самостоятельного субъекта права, но и на содержание коммунальной деятельности. Местное самоуправление считалось чуждым политике, но имеющим свою особую сферу хозяйственной деятельности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Обе теории являются разновидностями общественной теории, которая видит «сущность самоуправления в предоставлении местному обществу самому ведать свои общественные интересы и в сохранении за правительственными органами заведования одними только государственными делами. Общественная теория исходит, следовательно, из противоположения местного общества государству, общественных интересов — политическим, требуя, чтобы общество и государство, каждое ведало только свои собственные интересы»3. В России эта теория с ее разновидностями была наиболее популярна в 60-е годы XIX столетия.

Существовала также государственная теория самоуправления, основные положения которой были сформулированы Л. Штейном, Р. Гнейстом и более подробно развиты в России Н. Лазаревским, А. Градовским, Б. Безобразовым. Пик популярности этой теории в России приходится на середину 1970-х годов. Сторонники этой теории рассматривали местное самоуправление как часть государства. Всякое управление публичного характера, с этой точки зрения, есть дело государственное. Происходит не обособление местного сообщества, а привлечение местных жителей на службу государственным интересам и целям. Сущность самоуправления сформулировал Н. И. Лазаревский». Согласно его взглядам, она должна определяться четырьмя пунктами: «самоуправление есть осуществление правительственных прав по поручению от государства; самоуправление есть деятельность, состоящая в исполнении местных задач государственного управления; самоуправление есть исполнение задач государственного управления самим государством; органы самоуправления являются органами и представителями самого государства.

Следует отметить, что при некоторых отличиях приведенные выше определения местного самоуправления базируются на следующих общих элементах:

Кроме того, местное самоуправление-одна из разновидностей социального управления, которое существует наряду с государственным управлением. Самоуправление-это управление, субъекты и объекты которого совпадают, а значит, управляют и выступают в качестве управляемых одни и те же лица. Данный аспект самоуправления воплощается в таких его социальных (неправовых) характеристиках как самоорганизация, самодеятельность, саморегулирование, самоконтроль.

Право на осуществление местного самоуправления.

Хотя право граждан на осуществление местного самоуправления и не названо в числе прав и свобод человека и гражданина, содержащихся в гл. 2 Конституции РФ, данное право является конституционным по смыслу ч. 2 ст. 3, ч. 2 ст. 32, ст. 130-133 Конституции РФ и реализуется гражданами путем референдумов, выборов, иных форм прямого волеизъявления. Кроме того, в ст.133 Конституции речь идет о запрете на ограничение прав местного самоуправления. Таким образом, в самой Конституции РФ фактически предусмотрены комплексные права местного самоуправления.

Право на осуществление местного самоуправления представляет собой совокупность индивидуальных и коллективных прав.

Коллективные права можно определить, как права, обладателями которых является местное сообщество (население), осуществляющее самостоятельную деятельность в пределах муниципального образования. Территориальная «привязка» коллективных прав позволяет говорить о сообществе жителей, наделенных правом: а) принимать решения самостоятельно, б) участвовать в принятии решений и в) осуществлять самоуправленческую деятельность через избираемых представителей.

К коллективным правам относятся:

К индивидуальным правам относятся:

  1. Конституция РФ от 12.12.1993.
  2. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 10 2003 г.
  3. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
  4. Устав г. Саратова от 18 декабря 2005 г.
  5. Система государственного и муниципального управления: Учебник для ВУЗов. — М.: Издательство РДЛ, 2005. — 592 с. Т. В. Грицюк (132).

Институт местного самоуправления: формы, признаки и трактовки

Статья просмотрена: 3698 раз

Библиографическое описание:

Шегаев И. С. Институт местного самоуправления: формы, признаки и трактовки // Молодой ученый. — 2013. — №8. — С. 343-344. — URL https://moluch.ru/archive/55/7520/ (дата обращения: 11.09.2019).

Термин «местное самоуправление» (далее МСУ) в силу своей сложной многоаспектной природы обусловил противоречивость взглядов на свою сущность и породил множество теорий, объясняющих свое содержание и происхождение. В связи с этим обстоятельством, представления о нем постоянно варьировались в зависимости от различных исторических периодов, национальных традиций, государственных приоритетов.

Читайте так же:  Какие документы нужны для вступления в наследство по закону и по завещанию

Суть проблематики сводится к тому, что без четкого понимания сущности данного института (а значит и его роли) станет невозможным и его внедрение в политическую систему государства.

В данной статье будет рассмотрен понятийно-категориальный аппарат института местного самоуправления, исходя из основных подходов, определяющих его сущность, роль и место в политической системе государства, выделены основные принципы деятельности института. а также дана попытка сформулировать его определение.

Одной из главных проблем трактовки местного самоуправления является факт ее неоднозначности. При рассмотрении научной литературы можно столкнуться с самыми разнообразными определениями МСУ, число которых свыше тридцати и каждое из них различно по форме и содержанию.

Словосочетание «местное самоуправление» впервые в истории встречается в научной литературе XIX столетия. Экономист А. И. Васильчиков дает понятию такое определение: «участие народа в местном внутреннем управлении своего отечества» [3, С. 25].

Рассматривая сущность института, автор приходит к выводу о том, что «местное самоуправление» определяется смежным понятием — «самоуправление». Этот термин (англ.- self-government) возникает еще раньше — во времена буржуазно-демократической революции Англии в XVII веке [2, С. 231]. На этом историческом этапе под ним подразумевалась специфическая, самоуправляющаяся при помощи парламента общественная система, исключающая, однако административный контроль со стороны правительства. В середине прошлого столетия термин был заимствован Россией и Германией.

Если говорить о фактическом проявлении института, истории известны такие его формы проявления как муниципии, сложившиеся еще в глубокой древности. В средневековой России подобная организация называлась общиной. Традиционно считается, что община — наиболее ранняя из известных ячеек общества, которая обладает своей территориальной границей и самостоятельностью в хозяйственно-экономическом смысле.

Несмотря на различные авторские интерпретации, надо отметить, что основная суть института состоит в предоставлении гражданам, проживающим на одной территории, права решать возникающие проблемы, и тем самым управлять своей жизнью.

В отдельных моделях института местного самоуправления подчеркивается его экономическая самостоятельность, связанная с возможностью распоряжения сборами и налогами, по результатам местных сходов.

Диалектическая природа МСУ является его главной сущностной особенностью. Состоит она, по мнению В. Г. Игнатова, в том, что с одной стороны, муниципальная власть — ветвь государственная, навязывающая свою волю, а с другой — ветвь общественная, наиболее полно учитывающая нужды и потребности населения [4, С. 607].

К тому же мнению подобно Игнатову склонялся и известный ученый Г. В. Барабашев: «Оно призвано защищать права и свободы населения от диктата Центра и доводить до населения упорядочивающую волю этого Центра» [1, С. 20–34].

Именно неоднозначное понимание природы института местного самоуправления, сочетающего в себе как общественные, так и государственные элементы, привело к отсутствию в современной науке универсального подхода к идентификации явления.

В политологическом толковом словаре, например, встречается следующее определение местного самоуправления — это «административное учреждение, власть которого распространяется на определенную территорию внутри страны» [7, С. 340].

Местное самоуправление по определению В. Н. Коновалова — это «самостоятельная, ответственная деятельность местных сообществ людей по решению вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью в соответствии с Конституцией России, федеральными и иными законами, нормами, правовыми актами» [5, С. 285].

В первом контексте местное самоуправление фигурирует в качестве «административного учреждения», своеобразной политической структуры, осуществляющей власть на отведенной территории. Во втором случае речь идет о некоторой деятельности людей, предполагающей принятие самостоятельных решений по вопросам местного порядка, прослеживается определение сущности местного самоуправления как источника и формы народовластия.

Как «организацию власти на местах» рассматривает местное самоуправление В. Г. Игнатов, акцентируя внимание на его третьем понимании [4, С. 607].

Несколько иначе определяет самоуправление С. И. Ожегов. В словаре русского языка им выделено два основных значения [6, С. 61]:

— Право на внутреннее управление своими местными делами;

— Право решать дела внутреннего управления по собственным законам в пределах национально-территориальной единицы.

Основываясь на этом определении, справедливо сравнить местное самоуправление с иными типами общественного управления, организованными по тому же принципу, что позволит выявить общие закономерности, функции и четче определить сущность явления.

К первому такого рода типу можно отнести территориальное общественное самоуправление (ТОС), под которым федеральный закон подразумевает самоорганизацию граждан по месту их жительства для самостоятельной реализации инициатив в вопросах местного значения. На практике такой вид управления представлен в виде совета микрорайона, уполномоченных от улиц, избираемых «старших» на уровне улицы или дома. Общим у ТОС с местным самоуправлением — право на внутреннее управление своими делами, а существенным отличием служит отсутствие у ТОС обязательного властного полномочия, которое закреплено законом за местным самоуправлением.

Второй вид управления — коллективный. В наибольшей степени он преобладает в сфере предприятий, учреждений, образовательных структур. На практике же представлен профсоюзными, студенческими и иными советами. Примечательным является тот факт, что в начале XIX века в России университетский совет осуществлял выборы ректора, присвоение научных званий, занимался подготовкой кадрового аппарата.

В качестве сословного самоуправления может быть приведено в пример казачество, которое осуществляло свое управление по средствам общины, каждый из членов которой по достижению шестнадцатилетнего возраста имел право голоса на выборах атамана и есаула [8, С. 68–71].

Проявление очевидных принципов самоуправления на религиозной основе иллюстрирует шведский религиозный приход, на уровне которого решения о местных вопросах принимаются церковными уполномоченными [9, С. 20–32].

Сравнив местное самоуправление с иными видами самоуправления, мы можем выделить его основные функции и характеристики.

К функциям относятся: организация участия лиц с целью решения вопросов местного характера, контроль муниципальной собственности и средств, обеспечение общественного порядка и др.

Сущность института составляют его характеристики:

— Деятельность института местного самоуправления регламентируется Конституцией и законами, его власть имеет публичный характер.

— Местное самоуправление имеет обособленный характер, находясь вне органов государственной власти, а его структура формируется самостоятельно местным населением.

— Реализация местного самоуправления происходит двумя основными путями: непосредственно (сход, референдум) или опосредованно (через представительные органы)

— Формирование и осуществление основных полномочий института происходит в соответствии с историческими и местными традициями.

Основываясь на вышеизложенном, автор предлагает собственную трактовку категории «местное самоуправление».

Местное самоуправление — специфическая форма активности граждан, направленная на решение вопросов местного значения через непосредственное или опосредованное их волеизъявление.

Данная формулировка отличается от всех ранее упомянутых тем, что, будучи достаточно краткой, включает в себя основные аспекты цели, сущности и деятельности института. Авторское понимание характеризует МСУ в качестве демократического элемента, включающего гражданскую активность в вопросах управления страной, а также подчеркивает исключительно местный уровень функционирования власти.

Читайте так же:  Основные правила совершения нотариальных действий

1. Барабашев Г. В. Идеалы самоуправления и Российская действительность // «Государство и право». — 1996. — № 11. — стр. 20–34.

2. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. — М., 2005, стр. 231.

3. Васильчиков А. И. О самоуправлении. — СПб., 1872. стр. 25.

4. Игнатов В. Г., Рудой В. В. Местное самоуправление в современной России.- СПб., 2001, стр. 607

5. Коновалов В. Н. Словарь по политологии. — Р-н-д., 2001, стр. 285.

6. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 1999, стр. 61.

7. Осадчая И. М. Экономика. Толковый словарь. — М., 2000, стр. 340.

8. Фалалеев А. В. Местное казачье самоуправление: правовые основы, формы реализации, перспективы (на примере волгоградской области) // Вестник Волгоградского государственного университета. — 2012. — № 1 (16). — стр. 68–71.

9. Чернышева О. В. Церковь и демократия. Опыт Швеции. — М., 1994, стр. 20–32.

Понятие и особенности муниципального права как отрасли права РФ. Предмет и метод муниципального права.

Понятие и особенности муниципального права как отрасли права РФ. Предмет и метод муниципального права.

Муниципальное право

— это комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления, в процессе реализации населением права на местное самоуправление непосредственно, а также через органы местного самоуправления.

Муниципальное право— самостоятельная отрасль рос­сийского права, регулирующая муниципальные отно­шения.

В настоящее время муниципальное право — динамично развивающееся направление в законодательстве, имеющее значительное количество муниципально-правовых норм, сгруппированных в муниципально-правовые ин­ституты.

Муниципальное право относится к публичным отраслям права и включает помимо федеральных актов множество муниципальных правовых подсистем.

Муниципальное право — относительно новая для России область правового регулирования, поскольку может суще­ствовать лишь в том государстве, где публичная власть де­лится на государственную и муниципальную. Без подобного законодательного и функционального разделения властных полномочий невозможна автономность муниципалитета, яв­ляющаяся одной из основ муниципального права.

Следовательно, для появления муниципальных отношений и муниципального права государство должно достичь опреде­ленного развития, прежде всего определенной общественно-экономической формации. Муниципальная власть возможна только в демократическом и правовом государстве.

Особенность муниципального права заключается в том, что муниципальное право обладает собственным кругом источников права, главным из которых является Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; имеется собственное законодательство, которое в своей совокупности образует правовые основы местного самоуправления, хотя основой формирования отрасли является местное самоуправление как неприкосновенный демократический институт, основа конституционного строя, форма организации власти.

Предметная определенность — главное условие формирования и развития муниципального права. Предметом правового регулирования муниципального права являются муниципально-правовые отношения, а именно общественные отношения по формированиюи функционированию органов муниципальной власти, формированию и распределению муниципальных финансов, муниципальной собственности, муниципальной службы и др., т.е. предметом муниципального права являются обществен­ные отношения по местному самоуправлению и иные непо­средственно связанные с ними.

Одна из особенностей муниципального права связана именно с предметом правового регулирования этой отрасли и выражается в том, что муниципальное право определяет весьма разнородные общественные отношения, которые, в принципе, могут регулироваться разными отраслями права. Например, муниципальные финансы — финансовым правом, муниципальная собственность — гражданским правом и т.п. Разнородность указанных общественных отношений предпо­лагает и различные методы их правового регулирования. Со­четание разнородности общественных отношений как пред­мета регулирования муниципального права и методов их регулирования дает основания некоторым ученым утверждать, что в настоящее время неправомерно считать муниципальное право самостоятельной отраслью права. Другие полагают, что на муниципальном уровне подобные противоречия неизбеж­ны и закономерны, а муниципальное право — комплексная отрасль, т.е. включает нормы других отраслей права.

Методы муниципального права— это совокупность средств и способов, с помощью которых муниципальное право оказывает воздействие на муниципально-правовые отношения.

Наличие собственных методов — сущностный признак любой самостоятельной отрасли права. Для того что­бы существовать, отрасль права должна обладать не только собственным предметом правового регулирования, но

и собственной методологией. Методы муниципального права производны от предмета регулирования данной отрасли права. В силу того что муниципальное право является публич­ной отраслью права, для него в большей степени характерен императивный метод правового регулирования.

Императивный метод правового регулирования предполагает однозначность требования к поведению субъекта, которому запрещается или предписывает­ся осуществлять определенные действия, прямо и однозначно предусмотренные соответствующей нормой права. При этом субъекты права изначально находятся в неравном положе­нии, поскольку одни из них являются управляющими, а дру­гие — управляемыми. Но это управление осуществляется на основе одних и тех же муниципальных норм.

Императивный метод правового регулирования воплощает­ся посредством императивных муниципально-правовых норм.

Специфика правового регулирования муниципально­го права во многом связана со спецификой обществен­ных отношений, являющихся предметом муниципаль­ного права, такой характеристикой муниципального права, как комплексность, которая предполагает широкий диапазон методов правового регулирования.

По этой причине методология муниципального права обо­гащается методами, присущими смежным с определенными институтами муниципального права отраслям права. Напри­мер, при регулировании муниципальных финансов муници­пальное право использует методы, выработанные финансо­вым правом и свойственные именно этой отрасли. При регулировании отношений, связанных с муниципальной соб­ственностью, используются гражданско-правовые методы, поскольку методология предопределяется спецификой пред­мета, а основы собственности, в том числе и муниципальной, регулируются гражданско-правовым законодательством.

Соответственно указанные нормы одновременно являют­ся и муниципально-правовыми, и гражданско-правовыми, т.е. занимают в системе указанных правовых отраслей опреде­ленное место.

Хотя императивные методы являются основными для муниципального права, в этой области законодатель­ства применим также и диспозитивный метод право­вого регулирования определенного круга отношений.

[3]

Диспозитивный метод правового регулирования поз­воляет субъекту выбрать определенную модель поведения в определенной ситуации (правоотношении), содействует инициативе, сознательности субъектов муниципального пра­ва, но не всегда уместен. Точно так же при регулировании некоторых муниципальных отношений неуместно примене­ние императивного метода регулирования.

В итоге выбор того или иного метода правового регули­рования обусловлен спецификой соответствующих муници­пальных отношений.

Основные функции местного самоуправления: местного самоуправления в РФ

Под функциями местного самоуправления понимаются основные направления муниципальной деятельности.

Читайте так же:  Невербальные сигналы, говорящие о том, что сотрудник собирается уйти

Функции местного самоуправления обусловлены его природой, местом в системе народовластия, теми задачами и целями, к достижению которых направлена муниципальная деятельность.

1) обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения;

2) управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления;

3) обеспечение комплексного развития территории муниципального образования;

4) обеспечение удовлетворения потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах;

5) охрана общественного порядка;

6)представительство и защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ и федеральными законами.

Понятие и особенности муниципального права как отрасли права РФ. Предмет и метод муниципального права.

Муниципальное право

— это комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления, в процессе реализации населением права на местное самоуправление непосредственно, а также через органы местного самоуправления.

Муниципальное право— самостоятельная отрасль рос­сийского права, регулирующая муниципальные отно­шения.

В настоящее время муниципальное право — динамично развивающееся направление в законодательстве, имеющее значительное количество муниципально-правовых норм, сгруппированных в муниципально-правовые ин­ституты.

Муниципальное право относится к публичным отраслям права и включает помимо федеральных актов множество муниципальных правовых подсистем.

Муниципальное право — относительно новая для России область правового регулирования, поскольку может суще­ствовать лишь в том государстве, где публичная власть де­лится на государственную и муниципальную. Без подобного законодательного и функционального разделения властных полномочий невозможна автономность муниципалитета, яв­ляющаяся одной из основ муниципального права.

Следовательно, для появления муниципальных отношений и муниципального права государство должно достичь опреде­ленного развития, прежде всего определенной общественно-экономической формации. Муниципальная власть возможна только в демократическом и правовом государстве.

Особенность муниципального права заключается в том, что муниципальное право обладает собственным кругом источников права, главным из которых является Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; имеется собственное законодательство, которое в своей совокупности образует правовые основы местного самоуправления, хотя основой формирования отрасли является местное самоуправление как неприкосновенный демократический институт, основа конституционного строя, форма организации власти.

Предметная определенность — главное условие формирования и развития муниципального права. Предметом правового регулирования муниципального права являются муниципально-правовые отношения, а именно общественные отношения по формированиюи функционированию органов муниципальной власти, формированию и распределению муниципальных финансов, муниципальной собственности, муниципальной службы и др., т.е. предметом муниципального права являются обществен­ные отношения по местному самоуправлению и иные непо­средственно связанные с ними.

Одна из особенностей муниципального права связана именно с предметом правового регулирования этой отрасли и выражается в том, что муниципальное право определяет весьма разнородные общественные отношения, которые, в принципе, могут регулироваться разными отраслями права. Например, муниципальные финансы — финансовым правом, муниципальная собственность — гражданским правом и т.п. Разнородность указанных общественных отношений предпо­лагает и различные методы их правового регулирования. Со­четание разнородности общественных отношений как пред­мета регулирования муниципального права и методов их регулирования дает основания некоторым ученым утверждать, что в настоящее время неправомерно считать муниципальное право самостоятельной отраслью права. Другие полагают, что на муниципальном уровне подобные противоречия неизбеж­ны и закономерны, а муниципальное право — комплексная отрасль, т.е. включает нормы других отраслей права.

Методы муниципального права— это совокупность средств и способов, с помощью которых муниципальное право оказывает воздействие на муниципально-правовые отношения.

Наличие собственных методов — сущностный признак любой самостоятельной отрасли права. Для того что­бы существовать, отрасль права должна обладать не только собственным предметом правового регулирования, но

и собственной методологией. Методы муниципального права производны от предмета регулирования данной отрасли права. В силу того что муниципальное право является публич­ной отраслью права, для него в большей степени характерен императивный метод правового регулирования.

Императивный метод правового регулирования предполагает однозначность требования к поведению субъекта, которому запрещается или предписывает­ся осуществлять определенные действия, прямо и однозначно предусмотренные соответствующей нормой права. При этом субъекты права изначально находятся в неравном положе­нии, поскольку одни из них являются управляющими, а дру­гие — управляемыми. Но это управление осуществляется на основе одних и тех же муниципальных норм.

Императивный метод правового регулирования воплощает­ся посредством императивных муниципально-правовых норм.

Специфика правового регулирования муниципально­го права во многом связана со спецификой обществен­ных отношений, являющихся предметом муниципаль­ного права, такой характеристикой муниципального права, как комплексность, которая предполагает широкий диапазон методов правового регулирования.

По этой причине методология муниципального права обо­гащается методами, присущими смежным с определенными институтами муниципального права отраслям права. Напри­мер, при регулировании муниципальных финансов муници­пальное право использует методы, выработанные финансо­вым правом и свойственные именно этой отрасли. При регулировании отношений, связанных с муниципальной соб­ственностью, используются гражданско-правовые методы, поскольку методология предопределяется спецификой пред­мета, а основы собственности, в том числе и муниципальной, регулируются гражданско-правовым законодательством.

Соответственно указанные нормы одновременно являют­ся и муниципально-правовыми, и гражданско-правовыми, т.е. занимают в системе указанных правовых отраслей опреде­ленное место.

Хотя императивные методы являются основными для муниципального права, в этой области законодатель­ства применим также и диспозитивный метод право­вого регулирования определенного круга отношений.

Диспозитивный метод правового регулирования поз­воляет субъекту выбрать определенную модель поведения в определенной ситуации (правоотношении), содействует инициативе, сознательности субъектов муниципального пра­ва, но не всегда уместен. Точно так же при регулировании некоторых муниципальных отношений неуместно примене­ние императивного метода регулирования.

В итоге выбор того или иного метода правового регули­рования обусловлен спецификой соответствующих муници­пальных отношений.

Видео (кликните для воспроизведения).

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

Источники


  1. ред. Кашанина, Т.В.; Кашанин, А.В. Основы права. Хрестоматия; М.: Высшая школа, 2012. — 279 c.

  2. Краткий юридический справочник для профактива. — М.: Профиздат, 2012. — 432 c.

  3. Саблин, М. Т. Взыскание долгов. От профилактики до принуждения / М.Т. Саблин. — М.: КноРус, 2013. — 400 c.
  4. Скворцова, М.В. Англо-русский словарь сокращений. Бизнес, банки, финансы, статистика, экономика, юриспруденция / М.В. Скворцова. — М.: Филоматис, 2014. — 527 c.
Самоуправление — это институт государственного права. особенности и полномочия
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here