Пять случаев, в которых многозадачность вполне уместна и полезна

Сегодня предлагаем обсудить важные аспекты на тему: "Пять случаев, в которых многозадачность вполне уместна и полезна" с профессиональной точки зрения и понятным языком. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то дочитайте до конца, а если не найдете ответа, то всегда можно обратиться к нашему дежурному юристу.

Многозадачность женщин – миф?

Женщины не умеют делать несколько дел одновременно, равно как и мужчины. Немецкие ученые развенчали миф о том, что слабый пол лучше справляется с решением нескольких задач параллельно. Тесты показали, что в этом женщины проявляют себя так же плохо, как и мужчины. Российские ученые не были этому удивлены. Они говорят, что мозг человека в принципе не приспособлен к многозадачности. А все различия в поведении двух полов объясняются исключительно гормонами и воспитанием. Обозреватель «Вестей ФМ» Валерий Емельянов продолжит тему.

Пожалуй, многие мужья скажут, что их жены обладают сверхспособностью делать несколько дел одновременно и при этом не сбиваться. Вполне обычное дело, когда супруга готовит что-нибудь на кухне, параллельно присматривает за ребенком, слушает телевизор и разговаривает с мужем. И вот теперь немецкие ученые обнаружили, что эта многозадачность – мнимая. Они взяли две группы мужчин и женщин и попросили их параллельно выполнять два простых задания: на одном экране отбирать четные и нечетные цифры, на другом – гласные и согласные буквы. Справились с этим все одинаково плохо – вне зависимости от пола. И на этом основании ученые пришли к выводу, что никакого особого навыка многозадачности у женщин просто нет. Российский психиатр Александр Федорович с этими выводами согласен; по его мнению, стереотип про «многоруких» женщин возник абсолютно на пустом месте.

ФЕДОРОВИЧ : Это миф, который придумали сами женщины для того, чтобы поднять свой статус, чтобы можно было, например, управлять автомобилем, нанося при этом макияж, смотря в зеркало заднего вида не назад, как положено, а на себя.

Строго говоря, немецкие ученые пришли к более важному выводу – о том, что человеку в принципе несвойственна многозадачность, вне зависимости от пола. Довольно часто работодатели требуют, чтобы их сотрудники решали несколько проблем одновременно. Это считается полезным навыком при приеме на работу, и про многозадачность нередко пишут в тексте вакансий и в резюме. Но, как показывает новое исследование, таких навыков просто не существует в природе. Человеческий мозг устроен так, что он концентрируется на одной проблеме и качественно может решать только ее. Если кто-то умеет думать параллельно о нескольких делах, то это уже патология, которую нужно лечить, продолжает Александр Федорович.

ФЕДОРОВИЧ : Здесь, наверное, будет уместным сравнение с компьютерным процессором, который задачи выполняет поочередно. Более того, с точки зрения психиатрии, если мы задаем пациенту вопрос о том, присутствуют ли у него две и более мыслей параллельно, мы на самом деле диагностируем проблему. Мысль последовательна, и для человека нормально переключаться с одной проблемы на другую.

Впрочем, это вовсе не значит, что женщины и мужчины во всех типах работы проявляют себя одинаково. Гендерные различия существуют – например, в том, что касается быстроты реакции, ориентирования в пространстве и функции памяти. Нейросигналы у мужчин и вообще самцов любого вида передаются быстрее. Им легче выполнять то, что требует высоких темпов работы или быстрой смены условий. Но это – не из-за особенностей мозга, а из-за избытка гормона тестостерона. Зато женщины больше и лучше запоминают события, людей, обстоятельства, детали происходящего. Это – следствие работы эстрогенов. Другими словами, мозг у обоих полов – одинаковый, но на мир он реагирует под действием разных веществ, поясняет Александр Федорович.

ФЕДОРОВИЧ : Идеи о том, что мужской и женский мозг устроены по-разному, не подтверждаются. Мозг как таковой – как орган, как система – не определяет пол. Пол определяют гормоны и социальные схемы. Внешние поведенческие примеры. А мозг подвержен гормональному фону.

Ранее уже проводились более глубокие исследования мозга мужчин и женщин в попытке найти у них разницу. Она есть, но настолько несущественна, что на поведение не влияет. Например, у мужчин больше связей между нейронами внутри каждого полушария, а у женщин – между полушариями. Наибольшие различия проявляются у подростков, но с возрастом и эти минимальные признаки сходят на нет.

Вопрос об интеллекте мужчин и женщин тоже давно и подробно исследован: разницы не обнаружено. В одинаковых условиях мальчики и девочки вырастают со схожими умственными навыками. Правда, есть любопытная закономерность. Мужчины, по статистике, дают гораздо больший разброс интеллекта. Среди них попадается заметно больше гениев, чем среди женщин, но также больше и клинических идиотов. Слабый пол показывает более гармоничную выборку, то есть женщины стараются быть умереннее во всем – и даже в том, что касается интеллекта.

Популярное

«Советская оппозиция была интеллигентной – в отличие от нынешней»

Почему умные люди не работают в многозадачном режиме

Вероятнее всего, вы уже слышали, что многозадачность – это плохо, однако новые исследования показывают, что многозадачность не только убивает вашу производительность, но и вредит вашему мозгу. Каждый раз, когда вы пытаетесь быть многозадачными, вы не только нарушаете производительность своего мозга в текущий момент – вы повреждаете те зоны мозга, которые могут критично сказаться на вашем будущем успехе.

Исследования, проведенные Стэнфордским Университетом, показали, что многозадачность сказывается на человеческой продуктивности хуже, чем выполнение одной задачи за раз. Исследователи выяснили, что люди, которые регулярно подвергаются влиянию целого ряда источников информации, обладают худшим вниманием, хуже вспоминают информацию и переключаются от одного вида работы к другому в отличие от тех, кто выполняет одну задачу в единый момент времени.

Особый навык?

Но что если некоторые люди обладают уникальным даром многозадачности? Исследователи из Стэнфорда сравнили группы людей, основываясь на их склонности к многозадачности и их вере в том, что она помогает их производительности. Они выяснили, что самые рьяные защитники многозадачности – те, которые часто прибегают к многозадачности и чувствуют, что это помогает их производительности – на самом деле хуже справлялись с многозадачностью, чем те, кто выполнял одну задачу за раз. Любители многозадачности справлялись хуже, из-за того, что они испытывали проблемы с организацией своих мыслей и фильтрацией малозначимой информации, а также они медленнее переключались от одной задачи к другой.

Читайте так же:  Экологическая политика. министерство природных ресурсов и экологии

Многозадачность снижает вашу эффективность и продуктивность, потому что ваш мозг может сосредоточиться только на одной задаче за раз. Когда вы пытаетесь выполнять две задачи одновременности, ваш мозг испытывает нехватку ёмкости, чтобы выполнить обе задачи успешно.

Многозадачность снижает IQ

Кроме того, исследование показало, что в дополнение к замедлению работы, многозадачность снижает ваш показатель IQ. Исследование Лондонского Университета показало, что участники, которые занимались многозадачностью во время когнитивных тестов на определение показателя IQ, показали результаты, которые больше подошли бы людям, прошедшим тест под воздействием марихуаны или после бессонной ночи. Показатель IQ у людей, занимавшихся многозадачностью, демонстрировал результаты, сравнимые с показателями восьмилетних детей.

Поэтому в следующий раз, когда вы будете писать электронное письмо вашему начальнику во время встречи, вспомните, что объем вашего мозга ограничен, а поэтому само письмо будет написано на уровне восьмилетнего ребенка.

Многозадачность повреждает мозг?

Долгое время считалось, что когнитивные повреждения от многозадачности носят временный характер, однако новые исследования доказали совершенно иное. Исследователи из Университета Суссекса в Великобритании сравнили время, которое люди тратят на различные электронные девайсы (например, написание сообщений во время просмотра телевизора) со снимками их мозга из аппарата МРТ. Они обнаружили, что люди, имеющие высокую склонность к многозадачности, имеют меньшую плотность мозга в передней части поясной извилины – области мозга, ответственной за эмпатию, когнитивный и эмоциональный контроль.

Учёным еще предстоит провести не одно исследование, чтобы выяснить, действительно ли многозадачность наносит физический урон человеческому мозгу (или же люди, склонные к многозадачности, изначально имеют врожденные повреждения мозга), но, так или иначе, многозадачность действительно имеет целый ряд негативных эффектов.

Невролог Кеп Ки Лоу, ведущий автор данного исследования, объяснил основные последствия:

«Мне кажется, что очень важно донести до людей, что способ, которым мы взаимодействуем с электронными девайсами, может изменить способ нашего мышления, и эти изменения будут происходить на самом структурном уровне мозга».

Связь с показателем EQ

Мало что выводит людей из себя так же сильно, как возня собеседника с телефоном или планшетом во время разговора. Многозадачность на совещаниях и другие виды социального поведения демонстрируют низкий уровень самосознания и социальной сознательности – два основных навыка эмоционального интеллекта (EQ), которые невероятно важны для работы. TalenSmart изучили более миллиона людей и обнаружили, что 90 процентов лучших сотрудников обладают высоким уровнем эмоционального интеллекта. Если многозадачность действительно повреждает переднюю часть поясной извилины (ключевая область мозга, ответственная за эмоциональный интеллект), как показали последние исследования, подобные действия снизят уровень вашего эмоционального интеллекта, что, в свою очередь, заставит отвернуться от вас ваших коллег.

Подводя итоги

Если вы имеете склонность к многозадачности, то это далеко не та привычка, которую стоит поощрять – абсолютно ясно, что многозадачность снижает скорость вашего мышления и понижает качество вашей работы. И даже если на самом деле многозадачность не повреждает мозг, то вы вряд ли захотите, чтобы многозадачность вызывала у вас проблемы с концентрацией, организацией и вниманием к деталям.

Многозадачность в обучении: за и против

Современный взгляд на феномен многозадачности и её влияния на подростков.

Что такое многозадачность

Термин «многозадачность» начали использовать в 1960-х, когда создали операционную систему IBM. Компьютер мог одновременно выполнять несколько функций: процессор постоянно переключался между задачами, пока одна обрабатывалась, другая ожидала своей очереди.

Позднее термин «многозадачность» стали применять к людям. Подразумевается, что многозадачный человек способен, как Юлий Цезарь, делать одновременно несколько дел.

Плюсы и минусы многозадачности

Главное преимущество мультизадачного режима в относительно быстром сокращении количества дел.

Перспектива поймать сразу двух зайцев настолько привлекательна, что большинство людей стараются планировать задачи парами. Прогуляться и заодно вынести мусор, приготовить еду и послушать аудиокнигу, посмотреть урок и разобрать электронные письма. Но сколько параллельных дел по силам нашему мозгу и все ли задачи можно совмещать?

В 2010 году учёные парижского Национального института здоровья и медицинских исследований (INSERM) провели эксперимент, во время которого испытуемые выполняли сначала два, а потом три дела одновременно.

Данные магнитно-резонансной томографии показали, что при выполнении двух задач активизируются сразу две лобные доли. Мозг как бы «раздваивается» и человек вполне успешно справляется с задачами. Но при выполнении одновременно трёх задач испытуемые постоянно забывали об одной из них и часто ошибались.

Парижские учёные пришли к выводу, что больше двух дел мозгу человека не под силу.
  • Снижение продуктивности. Переключение между задачами обычно занимает несколько десятых долей секунды. Причём за эти мгновения нужно вспомнить цель и алгоритм действий. Постепенно мозг устаёт и требует больше времени на переключение — скорость работы падает.
  • Плохая концентрация внимания. Обычно мозг, чтобы снизить нагрузку, игнорирует сигналы, которые не относятся к выполнению текущей задачи. В режиме многозадачности он начинает путаться и не всегда может определить, какую информацию считать важной.

Медиамногозадачность

За последние два десятилетия мир сильно изменился. Он стал многозадачным.

Взрослые с трудом переходят на новый формат действий и наглядно ощущают на себе все минусы многозадачности. Подростки же без труда могут делать домашнее задание, слушать музыку и тут же общается с друзьями в чате. Почему так происходит?

В 2001 году началась эра смартфонов и появился первый ребёнок поколения Z. Два этих события привели к возникновению термина «медиамногозадачность».

Медиамногозадачность — это способность в определённый промежуток времени распределять свои когнитивные ресурсы между различными контекстами.

Согласно американским исследованиям, каждый второй подросток сейчас является медиамногозадачным. Сидя за компьютером, дети меняют онлайн-деятельность в среднем три раза в минуту. Российские учёные исследовали младшеклассников и тоже обнаружили, что 30% из них активно приобщаются к медиамногозадачности.

Споры о медиамногозадачности

В научной среде нет единой позиции о том, хорошо или плохо постоянно переключаться между контекстами.

Одни считают, что ребёнку вредно любое проявление многозадачности. Существуют исследования, указывающие на ограниченность когнитивных ресурсов человека. Нобелевский лауреат Даниэль Канеман обнаружил, что внимание — процесс хоть и гибкий процесс, но существенно ограниченный. При возникновении дополнительных задач он исчерпывается, а если они ещё и сложные, исчерпывается быстро.

Читайте так же:  Согласно исследованиям сидеть на работе вредно. как изменить сидячий образ жизни

Кроме того, традиционная школьная система однозадачная и линейная по своей природе. Мультизадачному ребёнку трудно в ней функционировать.

Полярная позиция заключается в том, что современные подростки с рождения живут в режиме медийной многозадачности.

Психологи Стэнфордского университета разработали методику по измерению индекса медиамногозадачности. В основе лежат двенадцать видов медиа, а испытуемые делятся на два типа: тяжёлых многозадачников (дети, которые часто пользуются гаджетами и совмещают разные виды медиаактивностии) и лёгких многозадачников (дети, которые делают это лишь время от времени).

На основе индекса медиамногозадачности проведены масштабные исследования в разных странах и выявлено, что тяжёлые многозадачники отличаются более широким объёмом внимания, у них более высокие характеристики рабочей памяти.

С другой стороны, такие люди больше подвержены влиянию отвлекающих факторов. Они менее качественно выполняют задания и делают много ошибок.

Исследований многозадачности достаточно много и они противоречивы. Впрочем, как и все научные изыскания о влиянии цифровой среды и компьютерных технологий на детей и подростков.

Одни данные говорят о том, что практика многозадачности снижает академическую успеваемость. Ребёнок, пытающийся стать Юлием Цезарем, хуже запоминает и получает плохие оценки.

Другие исследования, демонстрируют, что умеренное занятие видеоиграми, многозадачные медиа и многозадачная деятельность приводят к более высокой результативности и эффективности в условиях цифровой среды.

Вопросы, по которым учёные пришли к консенсусу.

  • Многозадачность — это не синхронное решение нескольких задач, а параллельное с постоянным переключением внимания.
  • Медиамногозадачность позволяет ребёнку вовлекаться в разнообразные виды деятельности, переключаться между ними, распределять свои когнитивные ресурсы и последовательно выполнять эти виды деятельности в определённый промежуток времени.
  • Медиамногозадачность — это новая, отличная от линейной, модель поведения, выработанная поколением Z путём проб и ошибок. Это важный навык в стремительно меняющемся мире.
  • Переключаемость мозга можно развивать, но делать это нужно вместе с прокачкой когнитивного контроля. Необходимо уметь планировать, ставить цели, отличать главное от второстепенного, гибко реагировать в изменившейся ситуации и распределять свои ограниченные ресурсы.
  • Умение переключаться между разными видами деятельности в будущем может стать необходимым условием для успешного обучения.

Что такое многозадачность и почему она снижает продуктивность

Хочу продолжить тему вчерашнего разговора о том как можно делать дело быстрее и качественнее. А именно поговорить про многозадачность человека, какие дела можно совмещать без потери продуктивности. Многочисленные исследования ученых доказывают, что человек не использует возможности своего мозга на все сто процентов. Это попросту невозможно, так как разные отделы головного мозга отвечают за выполнение разных функций. Однако возможность посвятить всего себя какому-либо одному делу, предельно сконцентрировавшись на нем, вполне реально – более того, такой подход позволит выполнить его качественнее и существенно быстрее.

К сожалению, многие люди привыкли к явлению, называемому психологами многозадачностью. Многозадачность человека является основным тормозящим развитие и прогресс человека в учебе, карьере и личной жизни фактором, снижающим продуктивность. Разумеется, с ней необходимо бороться – и в этой статье будет подробно рассказано, как это сделать.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь

Для того, чтобы победить врага, нужно знать его в лицо.

Что такое многозадачность человека? Многозадачность – это зачастую бесплодная попытка одновременно делать несколько разных дел вместо того, чтобы приступать к ним по мере завершения предыдущих. Зайцы, которые должны быть пойманы, никак не желают ловиться – и это, разумеется, расстраивает, провоцируя лавинообразный эффект в виде накопления незаконченных дел, плохого настроения, усталости и депрессии.

Если хорошо подумать, то любой человек с легкостью вспомнит моменты из своей жизни, когда он пытался заниматься несколькими делами одновременно. Как правило, эти воспоминания не слишком приятны, так как ассоциируются с нервным перенапряжением – но существуют и исключения. Этот момент следует подробнее описать отдельно – тем более, что понятие многозадачности уже дано и пояснено.

Всегда ли плохо делать 2 дела одновременно

Борьба с многозадачностью отнюдь не означает, что вы должны тут же отказываться от возможности заниматься несколькими делами одновременно. Многозадачность многозадачности рознь – и вам будет полезно понять, что с некоторыми ее проявлениями можно смириться. Классификация явлений, провоцирующих многозадачность, поможет вам лучше понять вашего врага и точнее обозначить цели, достижение которых поможет одержать над ним победу.

Допустимая многозадачность

Существуют дела и занятия, выполнение которых одновременно никаким образом не перегружает мозг и не снижает его продуктивность. Человек вполне может заниматься каким-либо скучным, монотонным, не требующим постоянной концентрации внимания делом, при этом отвлекаясь на что-то интересное и необременительное. Например, общаться с другом по телефону, начищая картошку на ужин – это допустимая многозадачность, которая никак не влияет ни на общение с другом, ни на картошку.

Секрет заключается в том, что эти два действия находятся в разных информационных потоках, никак не коррелируя между собой. Чистка картошки не требует восприятия информации – задействуются лишь основные навыки мелкой моторики кистей рук, и это не мешает мышлению. Общение происходит в виде двух последовательных потоков информации – входящего и исходящего, генерации информации и ее восприятия, и они никоим образом не воздействуют на мелкую моторику кистей рук.

Недопустимая многозадачность

Однако некоторые дела невозможно делать одновременно. Например, у вас вряд ли получится говорить с другом по телефону, когда вы пытаетесь читать книгу, писать стихи или заниматься подобной деятельностью. Чтение – это восприятие информации, слух – это восприятие информации. Пытаясь одновременно читать и слушать друга, вы либо не расслышите, что он сказал, либо потеряете нить повествования в книге. Если же вы перегружаете поток исходящей информации, то велика вероятность не тех слов, пущенных не по тому информационному каналу. Иными словами, вы можете сказать другу то, что собирались написать, либо написать то, что собирались сказать другу. В обоих случаях ошибка в работе мозга заметна налицо.

Механика многозадачности

Видео (кликните для воспроизведения).

Иными словами, если два (или более) разных дела требуют работы одного и того же отдела головного мозга, то заниматься ими одновременно, сохраняя при этом полную продуктивность, у вас не получится. Это – аксиома.

Читайте так же:  Что такое жидкость для эпу жидкость для электронных сигарет

Однако это – не самое страшное. Вы можете и не подозревать, что страдаете от влияния этого врага – он может быть скрытным и от этого еще более опасным. Каким образом многозадачность проявляется даже тогда, когда вы не пытаетесь играть в Гая Юлия Цезаря, способного делать семь дел одновременно?

Если вы прерываете какое-то одно дело ради того, чтобы заняться другим, знайте: это тоже многозадачность. С виду это не так страшно, как есть на самом деле. Вам следует понимать, что вы не можете переключиться с одного задания на другое моментально – вашему мозгу необходимо некоторое время для того, чтобы перераспределить ресурсы для максимально эффективного решения новой задачи. А старая-то в это время еще не решена – и если вам придется вскоре вернуться к ее завершению, то будьте готовы к очередному периоду переключения мозга в старый режим.

Лучшим сравнением станет следующая аналогия. Ваш мозг – это огромное и страшное пешее войско, способное победить любого неприятеля. Ваши дела – это маленькие, но существенно более быстрые конные отряды, безуспешно пытающиеся победить. Если ваше войско будет выстроено верным образом, то стычка с враждебным конным отрядом пройдет без потерь.

Однако если взять два или три конных отряда, атакующих с разных сторон, картина меняется с ужасающей скоростью. Ваше войско подходит к одному из вражеских отрядов, готовясь его победить – и тут вы переключаетесь на другое дело. Маленький отряд нападает на ваше большое войско с тыла, раня его и побуждая долго перестраиваться лицом к новой угрозе. Не успев закончить второе дело, переключаетесь на третье? История повторяется. Ваше войско редеет и слабеет, и вскоре от него остается жалкая горстка солдат, уже не способная победить даже одно-единственное дело.

Последствия многозадачности

Каковы последствия многозадачности? Разумеется, они крайне неприятны и нежелательны.

Во-первых, снижение продуктивности приводит к появлению хвостов по учебе, долгосрочных долгов по работе. Эти явления, как правило, имеют лавинообразный эффект – их нужно душить в зародыше, но не каждый человек, столкнувшийся с этой проблемой, имеет такую возможность.

Во-вторых, многозадачность приводит к избыточному истощению ресурсов головного мозга и хронической рассеяности. Отсутствие концентрации внимания в виде временного явления можно пережить, но когда это входит в привычку, справляться с большинством дел становится просто невозможно. Продуктивность от этого продолжает падать.

В-третьих, многозадачность приводит к эффекту потерянной выгоды. Вы начинаете думать о том, как много успели бы сделать, если бы сделали в тот день все вовремя, и грустите по упущенным возможностям. Такое упадочное настроение провоцирует выработку гормонов стресса, которые погружают мозг в состояние бесконечной апатии и полностью лишают вас возможности надолго сконцентрироваться на чем-либо.

Если вовремя не выйти из этого замкнутого круга, последним штрихом в картине может стать хроническая депрессия, лечение которой потребует помощи специалистов, или нервный срыв. Разумеется, это – не самый приятный вариант для человека, желающего жить, а не существовать – поэтому с многозадачностью нужно бороться.

Способы борьбы с опасным противником

Ниже будут описаны основные способы, с помощью которых вы сможете одержать верх над этим опасным противником. Даже если вы переживаете не лучшие времена в своей жизни, это поможет вам разобраться в себе, навести в голове порядок и вернуться к нормальной жизни, лишенной ненужных вам стрессов, которых вы можете избежать.

Предварительное планирование

Основной и самый лучший способ борьбы с многозадачностью – просто не позволять делам пересекаться. Планируйте свой день таким образом, чтобы приступать к работе, уже полностью проснувшись (между пробуждением и непосредственной трудовой деятельностью должно пройти не менее двух часов). Отводите конкретное время на решение конкретной задачи, и не приступайте к новому делу, не завершив старое. Иными словами, не создавайте вокруг своего мозга – своего огромного пешего войска – слишком много вражеских конных отрядов сразу. Разбивайте их по одному, и помните о том, что перед началом нового дела вашему мозгу потребуется некоторое время на переключение.

Устранение отвлекающих факторов

Само собой разумеется, что вам следует также избавиться от всех тех факторов, которые могут отвлекать вас от выполнения конкретной задачи. Выключайте мобильный телефон и мессенджеры, чтобы они не отвлекали вас от работы. Если вы работаете в людном месте, заглушайте голоса людей ненавязчивой фоновой музыкой (без слов – иначе вы будете отвлекаться на их восприятие). По возможности, отказывайтесь от новых обязанностей и дел, обещая приступить к ним по завершению уже начатого. Если вас пытается загрузить начальник – объясните ему, что такое многозадачность и как она вредит вашей продуктивности, и у него появится повод для размышлений – что даст вам время закончить начатое.

Расширение сознания

Если в процессе интеллектуального труда в вашу голову приходят важные мысли, пытаясь превратиться в те самые лишние отряды вражеской конницы, вам не нужно выкидывать их из головы. Используйте технику расширения сознания, перенеся мучающие вас мысли и спонтанно возникшие навязчивые идеи в блокнот или ежедневник. Таким образом, вы успокоите себя, получив возможность смело забыть о других делах и обязанностях до тех пор, пока окончательно не завершите текущее дело. Просмотреть список того, что лезло вам в голову во время работы, вы сможете и после.

Необходимое послесловие

Разумеется, описанные выше методы начнут работать не сразу. Вам будет не так-то просто отказаться от старых привычек и перестроить себя для увеличения производительности. Возможно, у вас будут некоторые проблемы с планированием, и вы будете расстраиваться, что успели не все, что запланировали.

В любом случае, вы на верном пути. Последовательное решение задач позволяет выполнить больше действий за тот же промежуток времени, чем попытка решить все вопросы разом, вперемешку. Со временем вы начнете лучше понимать себя, сможете критически оценивать свои возможности и задавать самому себе именно тот рабочий темп, который можете поддерживать.

Надеюсь вам понравилась статья. До завтра.. Успехов и продуктивности! Не забудьте поделиться ссылкой на статью со своими коллегами.

Пять случаев, в которых многозадачность вполне уместна и полезна

Многозадачность обычно считают чем-то плохим. Как говорится – за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Однако всегда ли это так? Иногда мультифункциональность — это уместно и даже полезно, особенно в тех случаях, когда необходимо сразу выполнять несколько дел. Но в других ситуациях, можно растратить всю свою энергию на множество разных занятий, в то время как силы должны были пойти на что-то одно, глобальное. Давайте рассмотрим 5 примеров, почему многозадачность — это хорошо.

Читайте так же:  Сколько россия сможет заработать триллионов на тающих льдах арктики

Простые организационные решения

Рабочее место всегда должно быть в порядке, но сам процесс организации многим кажется довольно скучным. Здесь может помочь многозадачность. Вы можете разбавить одно неприятное дело другими маленькими, но более приятными. Здесь можно привести еще один пример. Допустим, каждое утро вам необходимо выполнять рутинные действия (проверка почты, принятие заказов, составление отчета и т. д.). Вы можете попробовать сделать эти дела все вместе. Сами не заметите, как быстро они будут выполнены. Легкие задачи не требуют усиленной мозговой активности, так что не стоит бояться, что вы что-то сделаете не так. Если вы проделывали эти задачи каждый день в течение долгого времени, то мозг сам будет руководить вами.

Скорее всего, почти все согласны с тем, что чтение является хорошим занятием. Однако многие люди никак не могут найти для этого время. Почитать можно, если в этот момент вы бы точно не стали выполнять какое-то важное дело. Например, можно читать книгу в транспорте или за обеденным перерывом. Если вы хорошо воспринимаете информацию на слух, то можно слушать аудиокниги и в это же время заниматься домашними делами. Идеальный пример сочетания приятного с полезным.

Креативное мышление

Для создания новых и инновационных идей ваш мозг должен быть расслаблен и умиротворен, но никак не сконцентрирован. В творчестве все должно быть легко и непринужденно. Так что если вы сидите над чистым листом бумаги уже долгое время, а рассказ не хочет писаться или картина не представляется в голове, то не пытайтесь себя пересилить, не мучайтесь. Вы можете специально взять паузу и пойти на прогулку, шопинг или в кафе. Цель состоит в том, чтобы заняться той деятельностью, которая не будет требовать вашего полного внимания. Позвольте вашей голове расслабиться и добровольно поймать вдохновение. Это позволяет придумать ранее несвязанные ассоциации или найти свежие идеи.

Практика презентации

Практикуйтесь в новом. Наш мозг устает, если он будет постоянно выполнять одно и то же действие в течение продолжительного времени. Когда-то любимое дело теперь приносит только разочарование и кажется смертельно скучным. Уверена, каждому из вас знакома такая ситуация. Чтобы избежать этого, попробуйте делать привычные вещи немного по-другому. Возможно, вы устали ходить до остановки одним маршрутом. Измените свое направление. Если у вас запланировано серьезное выступление перед публикой, то можно разговаривать с самим собой. Однако если вы решите делать это на улице, то воспользуйтесь хитростью – наденьте наушники с микрофоном. Пусть окружающие не думают, что вы сумасшедший. Практика разговора с самим собой очень полезна для психики.

Ходьба – это хорошая стратегия, которая поможет поймать творческую мысль или пропрактиковаться в презентации. Допустим, вы работаете дома с документами, но вдруг что-то перестало получаться, и все желание продолжать пропало. Встаньте и походите по комнате. Зачем это нужно? Во-первых, вы отвлечетесь. Во-вторых, вы дадите своему телу отдохнуть после долгой изнуряющей работы перед монитором. Это особенно важно для тех, кто ведет сидячий образ жизни. Даже 15 минут ходьбы в день могут улучшить ваше настроение и здоровье.

[2]

Здесь стоит привести еще один пример. Наверняка, у вас есть знакомые или вы сами являетесь человеком, который во время телефонного разговора ходит по комнате. И если кто-то скажет, что это раздражает, мы скажем, что это очень даже полезно. Если есть возможность, то отправляйтесь на прогулку на свежий воздух. На улице идет дождь? Не делайте из этого причину остаться дома – возьмите свой любимый зонт и идите гулять по пустым улицам. Свежий воздух прояснит голову и напитает кровь кислородом. Опять же пример совмещения приятного с полезным. Так что теперь вы можете быть уверенным в том, что многозадачность — это хорошо.

Насколько продуктивна многозадачность?

Главная → Личная эффективность → Насколько продуктивна многозадачность?

Считается, что чем больше человек владеет навыками одновременного ведения различных дел, тем более он продуктивен по сравнению с другими. Многозадачность = Продуктивность. Так ли это? Совершенно очевидно, что наше отношение к этому вопросу неоднозначно: кто-то считает, что многозадачность неэффективна, и даже вредна, а кто-то не только сам успевает одновременно вести огромное количество дел одновременно, но и успевает обучать этому искусству других людей. Совершенно естественно, что многих людей волнует вопрос: как вести несколько дел одновременно и все успевать?

Что такое многозадачность?

Принято считать, что многозадачность — это способность человека выполнять и вести несколько дел одновременно. Мне кажется интересным и более верными другие определения многозадачности:

[1]

Многозадачность (multitasking) — способность разбивать несколько видов деятельности на удобные для выполнения части с тем, чтобы возвращаться к прерванной проблеме, будучи обогащённым опытом параллельного решения других вопросов.

Многозадачность (multitasking) – ситуация, в которой работа над заданием останавливается с целью того, чтобы приступить к выполнению нового задания.

[3]

Вам приходилось видеть людей, которые одновременно выполняют несколько задач:

  • Отправляют электронную почту и разговаривают по телефону.
  • Смотрят телевизор и читают газеты.
  • Присутствуя на мероприятии, делают заметки совершенно по другому поводу
  • Управляют автомобилем и отвечают на телефонные звонки.

Как вы считаете, сложно управлять несколькими делами одновременно, или это тоже навык, который приобретается и постепенно становится нашей привычкой?

Да, многозадачность становится обыденностью в нашем сложном мире. И приходится успевать выполнять сто дел сразу, чтобы тебя не посчитали неудачником. Но какую цену мы при этом платим?

Исследования ученых доказывают, что люди не в состоянии справиться с более чем двумя задачами одновременно. Все дело в количестве лобных долей нашего мозга. Их всего две. Когда мы выполняем одну задачу, участки обеих лобных долей участвуют вместе в работе над задачей. Когда задач становится две, доли разделяют свои обязанности, и каждое полушарие сосредотачивается над своей целью.

Читайте так же:  Понятие и виды муниципальных образований

Поэтому, имея в своем распоряжении всего две лобные доли, человек не в состоянии справиться с более чем двумя уникальными задачами. Когда добавляется третья, мозг вынужден заменить одну из первых задач. То есть, мы лишь в малой степени способны к многозадачности, хотя справедливости ради надо отметить, что среди нас есть индивидумы, способные вести несколько десятков дел и проектов одновременно, например, гуру российского инфобизнеса Андрей Парабеллум.

Его многозадачность кардинально отличается от нашей привычной: его цель — «зафиналить», то есть довести до запланированного результата дело или задачу. Нет результата, значит грош цена твоей многозадачности. Результаты и достижения должны быть обязательно.

Когда встречаешь таких людей, хочется быть похожими на них. Время и условия диктуют свои правила, и нам приходится обращать внимание на то, как и что им позволяет справляться с большим объемом разнообразных задач. Интересно разгадать их секреты, с помощью которых они намного эффективнее, чем мы.

Как выполнять несколько дел одновременно?

Но свои секреты они просто так не раскрывают. Скорее всего, потрясающие результаты их многозадачности кроются в высокой организованности, аналитическом мышлении, способности к анализу и синтезу, системном подходе. Сначала это просто полезные привычки, затем привычки становятся навыками личной эффективности, встроенными в нашу деятельность. Если по роду деятельности вас часто отвлекают от основного занятия, то обладая необходимыми навыками, вы быстро найдете способы переключаться с одного занятия на другое. Даже имея ввиду, что для того, чтобы переключиться на текущее занятие, времени потребуется гораздо больше, чем было необходимо на выполнение этого задания.

Такая работа не нравится людям, более того это напрягает и создает неблагоприятный эмоциональный фон, в результате чего, домой мы приходим уставшие и выжатые, как лимон. Вероятность допущения ошибок в подобной стрессовой ситуации возрастает, все знают, насколько важно сконцентрироваться на выполнении важной задачи. Помехами может все, что отвлекает: музыка, разговоры, телефонные звонки, вопросы коллег и сотрудников.

Я думаю, что большинство из нас все-таки предпочитает концентрировать внимание на выполнении одной задачи, причем зная объем запланированных задач на день, постараться решать в короткие сроки, решая одну задачу за другой последовательно. Качество при этом не должно страдать.

Как справиться с многозадачностью

Есть несколько интересных приемов, которые позволяют вести несколько дел одновременно.

1. Работая в компьютере, оставить открытой всего лишь одну вкладку. После выполнения задачи эту вкладку можно закрыть и открыть следующую.

2. Говорят, что одновременно вести несколько дел помогает использование нескольких компьютерных мониторов — они решают проблемы с краткосрочной памятью и повышают продуктивность.

3. Прежде, чем начать работу над еще одной задачей, советуют ее предварительно разбить на подзадачи, используя технику «Помодоро». Суть этого метода в том, что, разбивая задачу (день) на структурированные части, вы сосредоточенно работаете над выполнением по 25 минут, делая кратковременные перерывы.

4. Важность планирования трудно переоценить, поэтому умение спланировать работу в режиме многозадачности будет крайне полезным. Важно научиться назначать приоритеты задачам и всегда решать в первую очередь самые важные и самые срочные. Знайте свое время, знайте свои задачи и планируйте их соответственно, советуют те, кто с этим легко справляется.

5. Мотивация. О ней кстати будет уместно упомянуть в контексте качества выполняемых задач. Используя и загружая своих сотрудников по-максимуму, руководители часто забывают оценить такой труд по достоинству, оставляя материальное вознаграждение на прежнем уровне. В результате — неизбежное ухудшение качества работы, так как лично он не заинтересован трудиться в поте лица, бесплатно выполняя дополнительные обязанности.

6. Совет использовать перерывы для смены обстановки и переключения на какую-либо другую деятельность позволяет не только сосредоточиться на отдельных задачах, но и дает возможность немного отдохнуть и чуть-чуть развлечься.

Подробнее о всех этих способах можно прочитать в разделах «Личная эффективность» и «Мотивация», что-то можно найти в других источниках. Важно понимать, что от многозадачности нам никуда, увы, не деться. Выгоднее будет овладеть инструментами такой деятельности и быть готовым к работе в таком режиме.

Чаще всего, нам не стоит гордиться своей «многозадачностью«, так как мы не несколько дел выполняем одновременно, а делаем их все-таки последовательно, переключаясь с одной задачи на другую. Самое главное — сосредоточиться на одной задаче, для того, чтобы общая продуктивность не снижалась. А если наступает момент, когда необходимо выполнять несколько дел одновременно, то в нашем арсенале имеется достаточное количество встроенных привычек, которые в авральном режиме справятся с несколькими делами в два счета.

Понимая, что режим многозадачности сам по себе не всегда продуктивен, надо понимать главное: надо видеть различия между ситуациями, и понимать, когда действительно необходимо выполнять несколько дел одновременно, и когда этого можно избежать. Надо стараться решать задачи по мере их поступления. За это наш мозг скажет нам спасибо.

О том, что многозадачный режим повышает уровень стресса, хорошо написано в книге Лео Бабауты, которую можно скачать здесь: («Focus free» – «Концентрируйся свободно»)

Видео (кликните для воспроизведения).

Успевайте больше за меньшее время вместе с «Копилкой эффективных советов».

Источники


  1. Боголепов, Н.П. Значение общенародного гражданского права (Jus Gentium) в римской классической юриспруденции / Н.П. Боголепов. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 257 c.

  2. Пчелинцева, Л.М. Семейное право России; Норма, 2011. — 704 c.

  3. Тихомиров, М. Ю. Незаконное увольнение. Практическое пособие / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 673 c.
  4. Червонюк, В. И. Теория государства и права / В.И. Червонюк. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 704 c.
Пять случаев, в которых многозадачность вполне уместна и полезна
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here