Профилактика коррупции — это что такое меры и направления

Сегодня предлагаем обсудить важные аспекты на тему: "Профилактика коррупции — это что такое меры и направления" с профессиональной точки зрения и понятным языком. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то дочитайте до конца, а если не найдете ответа, то всегда можно обратиться к нашему дежурному юристу.

Статья 6. Меры по профилактике коррупции

Статья 6. Меры по профилактике коррупции

См. комментарии к статье 6 настоящего Федерального закона

Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:

1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ статья 6 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 2.1

2.1) рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;

3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 231-ФЗ в пункт 4 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2013 г.

4) установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;

6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

Гражданские инициативы против коррупции, как меры по профилактике коррупции

В последние годы было реализовано немало гражданских инициатив против коррупции. Перечислим некоторые из них.

· Уже несколько лет Сахаровский центр в Москве проводит публичные лекции в рамках проекта «Открытый гражданский лекторий»[4]. Эта инициатива – ответ на общественный запрос обоснования и развития чувства правды, справедливости и здравого смысла на основе выработки и осмысления интеллектуальных позиций, опирающихся на достижения современного гуманитарного знания – истории, социологии, культурологоии, политологии и философии. В рамках «Открытого гражданского лектория» в 2015 и 2016 годах партнёрская организация Сахаровского центра «Трансперенси Интернешнл – Р» проводит просветительский курс «Противодействие коррупции своими силами», ориентированный на студентов, гражданских активистов и работников частного сектора, заинтересованных в глубоком понимании природы коррупции и способов противодействия ей. Лекции и практические занятия курса проходят еженедельно по вечерам в Сахаровском центре, а слушатели из других городов и регионов могут присоединиться к этим занятиям в режиме вебинаров[5].

· 3 июня 2015 года в Уфе состоялся семинар, посвященный борьбе с коррупцией. «Республиканская общественная организация Общество «Знание» при поддержке Общественной палаты Башкортостана и Гильдии российских адвокатов по РБ провели семинар для представителей органов государственной и муниципальной власти республики на тему «Формирование антикоррупционного стандарта поведения населения РБ». С докладами выступили лекторы Общества «Знание»: доктор юридических наук Динара Миннигулова и кандидат юридических наук Евгений Булычев. С анализом ситуации по искоренению коррупции в республике выступили представители прокуратуры и следственного комитета Башкортостана. О деятельности по повышению роли институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией рассказали организаторы семинара — председатель правления Общества «Знание» РБ Сергей Ширинкин и председатель Общественной палаты РБ Рамиль Бигнов[6].

· 8 июля 2015 года в Общественной палате Костромской области состоялся круглый стол на тему «Сотрудничество органов власти и общественных организаций в реализации государственной антикоррупционной политики». Его организовали Общественная палата Костромской области, Костромское областное отделение Общества «Знание» России, Костромское региональное отделение «Ассоциация юристов России». А проводился он в соответствии с рекомендациями Совета при губернаторе Костромской области по противодействию коррупции. Все присутствующие согласились с тезисом «Коррупция – зло, с которым нужно бороться». При этом звучали различные мнения о формах и методах антикоррупционной деятельности как со стороны власти, так и со стороны общества. Важно, чтобы «сотрудничество» было реализовано в самом полном смысле этого слова. Нашла поддержку идея проведения мониторинга отношения населения региона к проблеме коррупции и способам ее нивелирования.

· 27 октября 2015 года в Карельском филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации состоялся круглый стол на тему «Общество, власть и бизнес – вместе против коррупции». Мероприятие было организовано Администрацией Главы республики совместно с Торгово-промышленной палатой Карелии и Российской Президентской академией госслужбы в рамках Государственной подпрограммы «Противодействие коррупции в Республике Карелия». Участники круглого стола работали в двух секциях: «Противодействие коррупции в Республике Карелия: результаты и проблемные вопросы. Особенности противодействия коррупции в сфере образования и здравоохранения» (модератор секции – преподаватель Карельского филиала РАНХиГС Инна Рубина), «Стимулирование деятельности предпринимательских объединений по внедрению антикоррупционных процедур, реализации Антикоррупционной хартии российского бизнеса» (модераторы секции – председатель Торгово-промышленной палаты республики Александр Панкратов и Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Карелии Елена Гнетова). По завершении круглого стола его участники приняли резолюции о продолжении совместной работы по противодействию коррупции[6].

Читайте так же:  Что такое депозит виды депозитов и их особенности

· 23 ноября 2015 года в рамках акции «Полиция на страже семьи и детства» следователь Управления полиции краевого центра майор юстиции Дмитрий Булаткин побеседовал с учениками старших классов на тему «Коррупция и её влияние на общество России». Во время урока, который прошёл в средней образовательной школе № 30, школьники посмотрели тематические видеоролики, сделанные их сверстниками из Вилючинска. Затем, в ходе беседы, порассуждали, чем опасна коррупция, почему правоохранительные органы борются с ней, а также высказали свое мнение о путях разрешения этой серьезной проблемы. Школьники быстро ориентировались в выборе ответа на поставленные вопросы, довольно точно раскрывая своими словами суть сложного социально опасного явления.

· 9 декабря 2015 года в Международный день борьбы с коррупцией Управлением Минюста России по Приморскому краю совместно с рядом вузов проведен научно-практический семинар на тему «Государство и гражданское общество в борьбе с коррупцией: федеральные и региональные компоненты». В семинаре приняли участие представители территориальных органов правоохранительных органов (СКР, МВД, ФСБ, ФСКН России), региональных органов власти, вузовского сообщества, представители СМИ. Участники семинара обсудили вопросы криминальной ситуации в Приморском крае, вопросы участия общества в борьбе с коррупцией, антикоррупционного просвещения, проблемы, связанные с коррупционной экспертизой, говорили о роли предпринимательства в борьбе с коррупцией, была затронута тема профессиональной этики нотариусов, кроме того, были приведены статистические данные по уголовным делам коррупционной направленности за текущий период 2015 года, озвучены примеры. По общему мнению, борьба с коррупцией – дело общее, и подходить к этой проблеме общества необходимо с разных сторон.

· 9 декабря 2015 года в Законодательном Собрании Нижегородской области состоялся второй этап областного конкурса «Творчество против коррупции». В мероприятии принял участие председатель Законодательного Собрания Евгений Лебедев. Во время предварительного этапа на конкурс поступило 179 работ от школьников, студентов профессиональных образовательных организаций и вузов, а также государственных и муниципальных служащих. Это стихи, басни, пьесы, рисунки, видеоролики. Во второй этап была отобрана 21 лучшая работа. Областной конкурс «Творчество против коррупции» проводится в целях антикоррупционного просвещения, развития правовой грамотности и правосознания населения Нижегородской области. Его задачи – формирование антикоррупционного общественного мнения и нетерпимости к коррупционному поведению, оценка эффективности элементов механизма противодействия коррупции в России с участием институтов гражданского общества, поиск новых мер противодействия коррупции; повышение эффективности антикоррупционного просвещения.

Заключение

Для расширения возможностей гражданской активности в борьбе с коррупцией, необходимо изменить концепцию и нормы Федерального закона «Об общественном контроле», чтобы граждане стали субъектами такого контроля, а органы власти были обязаны рассматривать по существу заключения граждан, некоммерческих и общественных организаций по результатам проведения ими общественного контроля.

Для достижения долгосрочных успехов в борьбе с коррупцией эту борьбу необходимо осуществлять не только в тех сферах, в которых она уже ведётся. В настоящий период осуществляемая в нашей стране борьба с коррупцией ведётся почти исключительно правоохранительными и другими органами власти или близкими к ним организациями, к которым, в частности, относится Общероссийский народный фронт, существенно содействовавший формулированиям обвинений в совершении коррупционных преступлений высокопоставленными должностными лицами. Такая борьба с коррупцией ориентирована на контроль со стороны государства возможных коррупционных действий должностных лиц и граждан различных социальных статусов, выявление участия в этих действиях конкретных коррупционеров и осуществление их наказания. В этом необходимость и польза такой борьбы с коррупцией. Но только усилиями правоохранительных органов, судов и других органов власти вряд ли возможно реально снизить уровень коррупции при широкой распространённости соответствующего ей этоса.

В борьбе с коррупцией необходимо также целенаправленно поддерживать исключение воспроизводства этоса коррупции среди государственных и муниципальных служащих, бизнесменов и граждан иных социальных статусов. Одновременно было бы желательно постепенно и поэтапно формировать и поддерживать некоррупционный этос взаимоотношений в нашем обществе. Этих целей невозможно достигнуть без массовой гражданской активности и свободного от нынешних бюрократических ограничений общественного контроля, без проведения широких публичных дискуссий о реальной сущности и смыслах неформальных норм и правил поведения, приводящих к коррупции.

Список использованной литературы

1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции. Принята резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи от 31 октября 2003 года. Официальный сайт ООН: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/corruption.shtml

2. Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 03.04.2017) «О противодействии коррупции»

4. Рогозин Дмитрий. Этология коррупционных отношений. 16.04.12, 11:29, «Русский журнал». URL: http://www.russ.ru/pole/Etologiya-korrupcionnyh-otnoshenij. Дата обращения: 14.02.2016.

5.Социальные практики российской коррупции // Бизнес. Общество. Власть (онлайн-издание). 2014. № 19. С. 61–79. – URL: http://www.hse.ru/data/2014/03/24/1319071336/005%20RimskiyVL_cor_3_1.

6. Коррупция в России: мониторинг. Москва, 2015 год. Источник – всероссийские опросы ВЦИОМ 2005-2015 годов. Официальный сайт ВЦИОМ: http://wciom.ru/fileadmin/file/reports_conferences/2015/2015-10-26-korrupcia.pdf


[1] Конференция стран Конвенции ООН против коррупции в Санкт-Петербурге. Сайт Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России»: http://alrf.ru/blog/konferenciya-stran-konvencii-oon-protiv-korrupcii-v-sankt-peterburge/

[2] Коррупция в России: мониторинг. Москва, 2015 год. Источник – всероссийские опросы ВЦИОМ 2005-2015 годов. Официальный сайт ВЦИОМ: http://wciom.ru/fileadmin/file/reports_conferences/2015/2015-10-26-korrupcia.pdf

[3] Противодействие коррупции в России в 2015 – начале 2016 гг. Доклад МБПЧ Официальный сайт московского бюро по правам человека: http://pravorf.org/index.php/news/2169-protivodejstvie-korruptsii-v-rossii-v-2015-nachale-2016-goda

[4] Открытый гражданский лекторий Сахаровского центра. Официальный сайт Сахаровского центра: http://www.sakharov-center.ru/projects/257.html

[5] Открытый гражданский лекторий Сахаровского центра. Противодействие коррупции своими силами. Официальный сайт Сахаровского центра: http://www.sakharov-center.ru/discussions/? >

[6] Состоялся круглый стол «Общество, власть и бизнес – вместе против коррупции». 28.10.2015, официальный интернет-портал Республики Карелия: http://gov.karelia.ru/News/2015/10/1028_08.htm

Об авторе

Зацепина Алена Александровна – студентка 3 курса группы 542 юридического факультета Псковского государственного университета.

Понятие коррупции. Организационно-правовые меры по профилактике и противодействию коррупции

Коррупция выступает как сложное социальное явление, которое зародилось в глубокой древности и продолжает существовать в настоящее время практически во всех странах мира.

Коррупция означает подкуп; подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц.

Читайте так же:  Бронзовая чаша, в которой простая семья хранила теннисные мячи, оказалась редкой китайской реликвией

Это понятие включает в себя взяточничество (дачу вознаграждения для совращения лица с позиции долга), непотизм (замещение по протекции доходных или выгодных должностей родственниками или «своими людьми») и незаконное присвоение публичных средств для частного использования.

Субъектами коррупционных отношений выступают с одной стороны должностные лица, с другой стороны — представители легального и нелегального частного сектора.

Объектом коррупции могут являться практически все установленные и охраняемые законом общественные и хозяйственные отношения.

Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

[2]

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Принципы имеют системообразующее значение, формируя нормы и направляя правоприменение, обеспечивая его единообразие. Именно принципы должны служить ориентиром и при разрешении правовых коллизий

Принцип признания, обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина является конституционным и, более того, универсальным. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Статья 18 Конституции РФ закрепляет: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Принцип законности также является конституционным и общеотраслевым принципом российского права. Законность — это состояние постоянного и точного выполнения качественного и справедливого законодательства, обеспечиваемое неотвратимостью применения мер государственного принуждения в случае нарушений. Режим законности — определенное состояние реального уровня соответствия действующих общественных отношений законам и другим нормативным актам. И все же в каждой сфере принцип законности имеет собственные нюансы и наполнение. Контекст комментируемого Закона позволяет выделить следующие направления его реализации:

1. точное исполнение закона государственными и муниципальными служащими, исключающее коррупционные проявления;

2. точное исполнение закона гражданами и организациями, которые не должны инициировать коррупционные отношения;

3. точное соблюдение и исполнение закона правоохранительными и другими органами в процессе противодействия коррупции. В итоге деятельность по противодействию коррупции имеет целью восстановление состояния законности.

Принцип публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, к сожалению, пока не занял достойного места в нашем законодательстве. Причиной тому — и отсутствие основополагающих законов о государственных органах и их деятельности. Чаще всего этот принцип замещается гораздо более узким по сфере своего применения принципом гласности. Например, принципом гласности руководствуется в своей деятельности Правительство РФ. (Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10159 —

| 7780 — или читать все.

Организация и виды мер по профилактике коррупции в районных судах.

В числе национальных приоритетов современной России особое место занимает создание целостной и эффективно действующей системы профилактики коррупции, являющейся, как уже отмечалось в предыдущей главе, одним из направлений, или элементов, противодействия коррупционным проявлениям.

Система профилактики коррупции должна формироваться

совместными усилиями множества субъектов [99] . Магистральной линией развития системы профилактики должно стать оптимальное сочетание целенаправленных усилий государства с инициативами гражданского общества и его различных институтов.

Н.М. Сизикова справедливо замечает, что профилактика является первым барьером недопущения правонарушений. Разнообразие мер профилактики и эффективность их применения позволят уйти от использования более жестких форм государственно-правового

принуждения [100] . Тем самым, законность и правопорядок в обществе будут непоколебимы, а уровень совершаемых правонарушений заметно сократится.

Главное преимущество профилактических мер в том, что они позволяют пресекать коррупцию «в зародыше», бороться с предпосылками, причинами и условиями ее проявления, а не с негативными последствиями.

Следовательно, правовое и организационное обеспечение мер по профилактике коррупции в настоящее время выступает важным фактором снижения коррупционных проявлений в судебной системе. Профилактика коррупции предполагает применение широкого спектра политических, организационных, социально-экономических и правовых мероприятий, которые должны проводиться как государством, так и иными субъектами предупреждения коррупции.

Федеральным законом в ст. 6 установлен следующий перечень мер по профилактике коррупции:

1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

Видео (кликните для воспроизведения).

2.1) рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений.

Данная мера в силу характера предусмотренных ею мероприятий фактически не может реально применятся для профилактики коррупции в районном суде, поэтому в дальнейшем в диссертации не рассматривается;

3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных

требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в

установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;

4) установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

Читайте так же:  Как не делать лишней работы и сконцентрироваться на важных задачах. советы и секреты

5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;

6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции [101] .

Представляется, что данный перечень не является исчерпывающим, поэтому перечисленные в нем меры условно можно назвать основными.

Системный анализ и обобщение различных нормативных правовых актов, действующих в сфере профилактики коррупции, материалов судебной и правоохранительной практики, публикаций в юридической литературе ученых и специалистов, занимающихся теоретическими и практическими проблемами профилактики коррупции, позволил выявить еще целый ряд профилактических мер, которые могут успешно применяться в районном суде в целях предупреждения коррупционных проявлений среди судей и работников аппарата суда, и дополнять систему мер профилактики, предусмотренных ст. 6 Федерального закона.

Для разграничения предлагаемых мер с теми, которые прямо предусмотрены законом (основными), далее в настоящей диссертации они также условно именуются дополнительными, что отнюдь не свидетельствует об их меньшем профилактическом значении.

К таким (дополнительным) мерам можно отнести:

1) контроль за соблюдением судьями и работниками аппарата суда предусмотренных законом запретов и ограничений;

2) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

3) обеспечение открытости правосудия;

4) обеспечение объективного распределения дел;

5) учет внепроцессуальных обращений к судьям.

Указанные дополнительные меры будут подробнее рассмотрены в следующей Главе настоящего диссертационного исследования в рамках разработки предложений по совершенствованию правовой основы и практики организации мер по профилактике коррупции в районных судах Российской Федерации.

Что касается основных мер по профилактике коррупции, прямо закрепленных в Федеральном законе и применяемых на практике, следует выделить те из них, которые могут иметь реальное применение в работе районного суда, и определить их содержание и особенности. Этому посвящен следующий параграф настоящей Главы.

Основные направления предупреждения должностных и коррупционных преступлений

В системе мер, направленных на предупреждение должностных и коррупционных преступлений, приоритет должен отдаваться общесоциальным мерам. Меры специального криминологического предупреждения, по сути, являясь карательно-репрессивными, не в состоянии поколебать позиции масштабного взяточничества и совершения других коррупционных преступлений. Кроме этого, правоохранительные органы и другие органы государственной власти, являясь субъектами специального криминологического предупреждения, к сожалению, сами разлагаются под воздействием коррупции и снижения профессионализма сотрудников.

Особое внимание на общесоциальном уровне предупреждения должностных и коррупционных преступлений должно быть сконцентрировано на мерах социально-экономического и духовнонравственного характера.

В числе социально-экономических мер предупреждения рассматриваемого вида должностных и коррупционных преступлений следует выделить существенное увеличение уровня заработных плат работников государственных и муниципальных организаций, учреждений и предприятий. Это не только снизит вероятность совершения действующими сотрудниками должностных и коррупционных преступлений, но и позволит производить конкурсный отбор кандидатов на вакантные должности. Наиболее остро ощущаются недостатки в оплате труда работников здравоохранения и образовательной сферы, работников органов внутренних дел.

Существенное значение имеют также такие организационные и кадровые меры противодействия должностной и коррупционной преступности, как совершенствование работы государственных и муниципальных служащих, повышение их социального статуса, создание прозрачного и эффективно функционирующего механизма профессиональной подготовки, кадровой расстановки и продвижения по службе государственных и муниципальных служащих. Чрезвычайно эффективной представляется и такая мера, как осуществление общественного контроля над деятельностью должностных лиц, осуществляющих деятельность, не связанную с использованием сведений, составляющих государственную, служебную или коммерческую тайну, а также увольнение с государственной службы лиц, нарушивших этические нормы поведения, связанные с осуществлением должностных полномочий.

Следующим важным вектором в предупреждении должностных и коррупционных преступлений является реализация мероприятий духовно-нравственного характера, направленных на повышение уровня духовно-нравственных и моральных ценностей у работников отмеченных учреждений, организаций и предприятий, а также общества в целом. Как уже отмечалось, реформы прошлого столетия вызвали резкое усиление ценностно-культурной поляризации общества, коммерциализации и прагматизации всех социальных взаимодействий. В таких условиях на руководящие должности в государственных и муниципальных организациях идут лица, у которых вместо конструктивных духовных ценностей и мотивационных установок закреплены нигилистические, даже антисоциальные представления и модели поведения.

Показательным примером в данном направлении предупреждения должностных и коррупционных преступлений является разработка Министерством внутренних дел РФ кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел.

Улучшение социального и материального статуса государственных и муниципальных служащих наибольшее влияние окажет на лиц с положительной ориентацией личности, которые совершают должностные преступления под действием тяжелой жизненной ситуации. В отношении лиц, способных совершить преступление в результате действия совокупности внешних факторов влияния, ситуации бесконтрольности и неустойчивой моральной и нравственной ориентации личности, наиболее действенными будут меры, направленные на пропаганду нетерпимости к должностным злоупотреблениям. Что касается лиц, совершающих преступления в результате преимущественно антиобщественной, корыстной ориентации личности, то они вообще должны отсеиваться при должной кадровой политике.

На специальном криминологическом уровне на первый план предупреждения должностных и коррупционных преступлений целесообразно выдвигать организационные меры, связанные с выявлением и расследованием данных преступлений. Неотвратимость уголовного наказания в системе предупреждения преступлений выступает в роли сильнейшего катализатора, без которого вся система предупредительных может рассыпаться. В связи с этим в деятельности правоохранительных органов особое значение приобретают выявление должностных лиц, которые могут совершить рассматриваемые преступления, создание обстановки, принуждающей к отказу от их совершения, проведение оперативно-розыскных мероприятий, позволяющих пресекать противоправную деятельность должностных лиц на ранних стадиях совершения преступления.

Разработка мер по повышению эффективности выявления должностных и коррупционных преступлений может осуществляться только на достоверных знаниях о криминальной ситуации, связанной с их совершением. В этой связи рассматриваемый вид преступности нуждается в постоянном криминологическом наблюдении. Таким образом, необходимостью является проведение систематических научных исследований, касающихся должностной и коррупционной преступности, регулярный анализ криминологической ситуации, связанной с совершением конкретных преступлений, входящих в структуру данных видов преступности и возможных тенденций их развития.

Читайте так же:  Ответ всего на один вопрос раскрывает разницу между миллионерами и миллиардерами

Важную роль в предупреждении рассматриваемых преступлений приобретают выступления руководителей различных правоохранительных органов и других органов государственной власти перед населением непосредственно в коллективах и через средства массовой информации. Эти выступления, наряду с формированием позитивного отношения общества к правоохранительным органам, должны развивать отношение к профилактике преступлений как социальной ценности, внедрять в общественное сознание идеи о необходимости участия граждан в этой работе, а также способствовать осуществлению виктимологической профилактики.

Немаловажной мерой в предупреждении рассматриваемых преступлений является осуществление правового воспитания и пропаганды, оказание консультационной помощи населению по вопросам защиты от преступных посягательств со стороны должностных лиц, издание специальной литературы по этим вопросам, информирование граждан об успехах в деле борьбы с должностной преступностью, о действующем законодательстве в данной сфере, о негативных последствиях нарушения уголовно-правовых запретов и так далее [1] .

Что касается такой меры, как контроль за доходами и расходами государственных служащих, то в этой связи интересен опыт некоторых зарубежных стран. Так, в Аргентине предусмотрено уголовное наказание для лиц, которые на законное требование не предоставили оправдание происхождения своего значительного по размерам имущественного обогащения или обогащения, использовавшегося ими в целях прикрытия подставного лица, осуществленных во время пребывания на государственном посту или должности в период до двух лет после ухода с указанного поста или должности. При этом под обогащением понимается не только увеличение достояния в денежном или вещевом выражении, но и погашение долгов или иных обязательств.

Преступление считается оконченным, если после получения достоверного извещения с настоятельным требованием о выполнении обязательств обязываемое лицо не выполнило в сроки, установленные соответствующим законом. Уголовное преследование начинается также и в отношении лиц, которые исказили сведения, содержащиеся в декларации.

Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее — Закон о контроле соответствия расходов доходам) в России установлены правовые и организационные основы осуществления расходов лица, замещающего государственную должность (иного лица), расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей доходу данного лица и его супруги (супруга) в случае и в порядке, установленных настоящим законом. Указанным лицам ежегодно необходимо представлять сведения по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году предоставления сведений, если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица или его супруги (супруга) за три последних года и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии расходов указанных лиц их общему доходу, материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами, направляются в органы прокуратуры, а в случае выявления в ходе проверки признаков преступления, административного или иного правонарушения материалы направляются в государственные органы в соответствии с их компетенцией.

В случае установления несоответствия доходов и расходов указанными лицами органы прокуратуры обращаются в суд с заявлением об обращении вышеперечисленных предметов в доход Российской Федерации.

К сожалению, в силу наличия такого принципа уголовного судопроизводства, как презумпция невиновности, привлечь государственных служащих к реальной уголовной ответственности практически невозможно. Самое серьезное, что им грозит, в случае несоответствия расходов доходам, это освобождение от занимаемой должности.

Эта же проблема порождена исключением в 2003 г. из уголовного закона такого вида дополнительного наказания, как конфискация имущества. Возвращение в 2006 г. в УК РФ конфискации имущества как иной меры уголовно-правового характера, применение которой обусловлено необходимостью доказывать преступное происхождение имущества, денег, ценных бумаг и т.п., проблемы не решило, и в таком виде конфискация имущества по тем же причинам практически не работает.

Включение в ряд антикоррупционных норм (коммерческий подкуп, получение взятки, дача взятки и др.) такого наказания, как штраф, кратный сумме взятки или коммерческого подкупа, проблемы противодействия коррупции не решил, в силу того, что эти штрафы фактически не уплачивались.

Серьезным препятствием эффективному противодействию коррупции должностными лицами является упорное нежелание законодателя имплементировать в отечественное законодательство так называемую 20-й статью Конвенции ООН против коррупции, принятой на 58-1 сессии Генеральной Ассамблеи ООН 31 октября 2003 г. и вступившей в силу 14 декабря 2005 г. Суть данной статьи в ответственности за незаконное обогащение — приобретение имущества публичным должностным лицом на средства, происхождение которых оно не могло объяснить или они получены с нарушением закона. В настоящее время такая норма существует в уголовном законодательстве более 40 стран.

Представляется, что решение указанных проблем в значительной степени повысило бы антикоррупционных потенциал действующего уголовного законодательства.

[3]

Основные задачи по противодействию коррупции сформулированы в Национальном плане противодействия коррупции на 2016— 2017 гг. (утверждены указом Президента РФ от 1 апреля 2016 г. № 147). К ним относится:

Профилактика коррупции — это что такое? Меры и направления

Постоянным спутником государственных властных институтов является коррупция. Профилактика коррупционных правонарушений предполагает целый комплекс мер, способствующих искоренению данного явления.

Теоретические моменты

Под термином подразумевают использование муниципальными, государственными служащими, представителями коммерческих компаний служебного положения для получения выгоды материального и имущественного характера.

Профилактикой коррупции является проведение целого ряда мероприятий, которые способствуют ее устранению. В настоящее время подобные действия осуществляются не только в государственных структурах, но и в образовательных учреждениях.

Государственная коррупция

Под данной категорией подразумевают ситуацию, когда в качестве одной стороны выступает лицо, которое обладает некоторыми полномочиями либо находится на государственной службе. Так как четкого термина нет, то к подобным лицам причисляют сразу несколько категорий: «чиновник», «государственный служащий», «должностное лицо». Элемент коррупции возникает в тех случаях, когда в распоряжении чиновника находятся блага, которые нужны взяткодателю. В их качестве могут выступать: государственная казна, льготы, заказы.

Читайте так же:  Как не чувствовать себя плохо из-за денежной несостоятельности

Чиновник позволяет себе присваивать не принадлежащие ему ресурсы, например, путем сбора налогов, штрафов, иных платежей. При коррупции законные отчисления оказываются не в государственном бюджете, а в кармане должностного лица.

При принятии мер чиновник ориентируется на цели, которые установлены Конституцией, правовыми актами, законами, моральными и культурными нормами. Начинается коррупция тогда, когда эти цели меняются на корыстные интересы служащего, а реализуются они в конкретных действиях и мерах.

Командир воинской части строит для себя дачу за счет средств государственного бюджета, доступным ему в рамках должностных полномочий. В подобной ситуации он оказывается под влиянием тех лиц, что имеют к строительству непосредственное отношение. Если руководитель пользуется служебным положением для получения материальных благ незаконным способом, ему придется «расплачиваться» за это премиями либо незаконным продвижением определенных лиц по карьерной лестнице.

Такая ситуация аналогична общим представлениям о коррупции. В ней функционирует заинтересованная группа, всем коллективом извлекающая выгоду из разных способов и вариантов нарушения российского законодательства.

Варианты коррупции

По закону служащий должен принимать решения в отношении некоего лица, пользуясь действующим законодательством. Например, речь идет о выдаче лицензии на строительство. В реальности, чтобы стать ее обладателем, представители бизнеса вынуждены давать чиновнику взятку.

В настоящее время выделяют низовую и верхушечную коррупцию. Первый вариант существует на низшем и среднем уровнях. Часто между обеими сторонами существует сговор. Ко второму случаю относят среднее, высшее руководство, политиков, которые имеют доступ к государственным заказам.

Среди распространенных ситуаций, связанных с коррупцией, можно привести вариант, при котором сотрудник ведомственной организации дает руководителю взятку за то, что тот укрывает его деятельность. Этот вариант называют вертикальным. Коррупция выступает в виде лифта между низовой и верховой ступенями. В коммерческих организациях она заключается в попытках распоряжаться ресурсами, принадлежащими компании, в личных целях.

[1]

Примером можно считать получение в коммерческих банках кредитов под проекты, основным предназначением которых является получение материальных ресурсов без их последующего возврата.

Комплекс профилактических мероприятий

Профилактика коррупции — это целенаправленная работа, способствующая предотвращению использования в личных целях служебного положения государственными служащими.

Среди тех мер, которые можно считать эффективными профилактическими действиями, согласно федеральному закону, выделяют несколько моментов.

Например, в обществе создается атмосфера стойкой нетерпимости к злоупотреблению чиновниками своим служебным положением. Профилактика коррупции — это важный элемент деятельности не только государственных компаний, но и частных структур.

Если в стране сформирована нетерпимость к служащим, которые используют свои полномочия в корыстных целях, подобное поведение является отклонением от норм, порицается общественностью, уголовно наказуемо.

Важные аспекты

Мероприятия по профилактике коррупции предполагают проведение различных бесед, способствующих повышению правовой культуры населения. Под правовым воспитанием подразумевается целенаправленная деятельность государственного аппарата, средств массовой информации, коллективов по созданию правильного отношения к использованию гражданами общественных ресурсов.

Речь идет о необходимости получения и передачи знаний о разных правых нормах, усвоении ценностей, формировании идеалов.

Формы воспитания антипатии к коррупции

Выражается оно во включении в воспитательные программы общеобразовательных школ, высших учебных заведений нетерпимого отношения к противоправным действиям государственных служащих. Проводиться соответствующая пропаганда должна при поддержке средств массовой информации, с использованием социальной рекламы.

Какие еще могут меры профилактики? Противодействие коррупции предполагает проведение различных конференций, семинаров, совещаний, слушаний органами государственной власти.

На федеральном уровне создаются правовые нормативные акты, которые обеспечивают неприемлемость существования стране взяточничества.

Профилактика коррупции — это планомерная работа, которая должна осуществляться систематически и неуклонно. Разовые действия не дадут желаемого результата.

В нашей стране были сформированы благоприятные условия для процветания взяточничества на всех уровнях властных государственных структур.

Долгое время не принимались меры по профилактике коррупции, поэтому в стране появилось огромное количество недобросовестных должностных лиц.

Эффективность борьбы с подобным явлением напрямую зависит от того, каковы текущие социальные условия. Среди тех причин, которые приводят к коррупции, можно отметить несовершенство отечественной судебной системы.

После того как Советский Союз распался, вместо коммунистической партии, которая осуществляла тотальный надзор за людьми, образовалась некая правовая пустота, заполнить которую не удалось до сих пор.

Именно поэтому в настоящее время профилактика коррупции – это необходимая мера, без которой невозможно гарантировать политическую и экономическую стабильность страны.

Из-за того, что законы продолжают выполняться не в полной мере, появилось взяточничество на низших уровнях.

Подведем итоги

Видео (кликните для воспроизведения).

Современное общество, в частности наша страна, нуждается в специальных антикоррупционных программах, которые должны разрабатываться с непосредственным участием президента. Только в том случае, когда в стране будет сформировано отрицательное отношение не только к чиновникам, которые берут взятки, но и к тем лицам, которые решают свои вопросы подобным образом, можно веси речь об установлении правовой культуры.

Источники


  1. Щеглова Л. В. Защита своих прав в судах общей юрисдикции; Омега-Л — М., 2014. — 232 c.

  2. Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия; СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2011. — 142 c.

  3. Хаин, В. Е. История и методология геологических наук / В.Е. Хаин, А.Г. Рябухин, А.А. Наймарк. — М.: Academia, 2017. — 416 c.
  4. Будяну В. А., Мытарев С. А., Сумская Е. Г. Правоведение за 24 часа; Феникс — Москва, 2009. — 288 c.
Профилактика коррупции — это что такое меры и направления
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here