Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации

Сегодня предлагаем обсудить важные аспекты на тему: "Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации" с профессиональной точки зрения и понятным языком. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то дочитайте до конца, а если не найдете ответа, то всегда можно обратиться к нашему дежурному юристу.

Содержание

Правила внутреннего контроля

Наши специалисты оказывают правовую помощь некредитным финансовым организациям в подготовке правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. Наши правила состоят, из более 140 страниц и включают в себя более 40 приложений. Правила внутреннего контроля предоставляются в удобном для редактирования формате Word.

  • 1 Комплексный документ

В соответствии с пунктом 1.6 положения Банка России от 15 декабря 2014 г. №445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» правила внутреннего контроля некредитной финансовой организации могут быть или комплексным документом, или комплектом документов.

Правила внутреннего контроля, подготовленные нашими специалистами, являются комплексным документом, которые содержат необходимый перечень внутренних документов для исполнения обязанностей, предусмотренных статьей 7 Федерального закона №115-ФЗ от 07.08.2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

2 Соответствие правил внутреннего контроля публичным отчетам ОД и ФТ

Наши правила внутреннего контроля, в частности программа управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма некредитной финансовой организации подготовлены на основании публичных отчетов о национальной оценке рисков легализации (отмывания) преступных доходов и национальной оценке рисков финансирования терроризма в соответствии с рекомендациями Банка России.

3 Индивидуальный подход к составлению правил внутреннего контроля

Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом особенностей вида и масштаба деятельности некредитной финансовой организации, её организационной структуры, характера продуктов (услуг), предоставляемых клиентам, а также уровня риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения.

Перед составлением правил внутреннего контроля проводится анкетирование некредитной финансовой организации и устный опрос сотрудников компании.

4 Соответствие правил внутреннего контроля нормативным актам Банка России

Правила внутреннего контроля подготовлены в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Банка России:

Правила внутреннего контроля включают в себя более 40 (сорока) шаблонов документов для оформления идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев клиентов, отказа в выполнении распоряжения клиента в совершении операции, приостановления операции клиента, применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества:

А. Первичные документы для идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца клиента:

  1. Анкета клиента физического лица (пример заполнения).
  2. Анкета клиента индивидуального предпринимателя (пример заполнения).
  3. Анкета клиента юридического лица (пример заполнения).
  4. Анкета клиента физического лица, занимающегося в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (пример заполнения).
  5. Анкета клиента иностранной структуры без образования юридического лица (пример заполнения).
  6. Анкета бенефициарного владельца (пример заполнения).
  7. Мотивированное суждение о бенефициарном владельце клиента (пример заполнения).
  8. Анкета представителя физического лица (пример заполнения).
  9. Анкета представителя юридического лица (пример заполнения).
  10. Анкета выгодоприобретателя физического лица (пример заполнения).
  11. Анкета выгодоприобретателя индивидуального предпринимателя (пример заполнения).
  12. Анкета выгодоприобретателя юридического лица (пример заполнения).
  13. Анкета выгодоприобретателя иностранной структуры без образования юридического лица (пример заполнения).
  14. Опросный лист клиента для анализа финансового положения и деловой репутации (пример заполнения).
  15. Опросный лист клиента физического лица для выявления публичного должностного лица (пример заполнения).
  16. Служебная записка сотрудника в случае выявления публичного должностного лица (пример заполнения).

Б. Первичные документы для обучения сотрудников по программе «Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения»:

  1. План реализации программы обучения сотрудников в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
  2. План проверки знаний сотрудников в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
  3. Свидетельство о прохождении сотрудником обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
  4. Аттестационный лист.

В. Первичные документы для оформления отказа в выполнении распоряжения клиента в совершении операции:

  1. Служебная записка об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
  2. Распоряжение об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
  3. Журнал учета случаев отказа от выполнения распоряжения клиентов.
  4. Уведомление об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
  5. Журнал учета документов и (или) сведений об отсутствии оснований для принятия решения об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, предоставляемых клиентами.
  6. Распоряжение об устранении оснований для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
  7. Распоряжение об невозможности устранения оснований для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
  8. Уведомление о невозможности устранения оснований для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
  9. Уведомление об устранении оснований для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
  10. Распоряжение о выполнении решения межведомственной комиссии, созданной при Банке России.
  11. Распоряжение о выполнении решения межведомственной комиссии, созданной при Банке России.

Г. Первичные документы для оформления приостановления операции клиента:

  1. Служебная записка о приостановлении операции клиента.
  2. Распоряжение о приостановлении операции клиента.
  3. Журнал регистрации распоряжений клиентов, операции которых приостановлены.
  4. Уведомление о приостановлении операции клиента.

Д. Первичные документы для оформления применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества:

  1. Служебная записка о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
  2. Распоряжение о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
  3. Журнал учета фактов применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества
  4. Уведомление о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества

Е. Первичные документы для оформления результатов проверки по перечням:

  1. Сообщение об операции (сделке).
  2. Акт проверки клиентов по списку Банка России о случаях отказа от проведения операции, отказа от заключения договора банковского счета (вклада) и (или) расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом, об устранении оснований принятия решения об отказе от проведения операции, об устранении оснований принятия решения об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), об отсутствии оснований для расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом.
  3. Акт о результатах проверки по списку лиц, имущество которых заморожено (заблокировано) решением Межведомственной комиссии.
  4. Акт о результатах проверки по перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
  5. Акт о результатах проверки по перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения
  6. Журнал учета и фиксирования информации о выданных денежных средствах физическим лицам, включенным в Перечни.
Читайте так же:  Как правильно уволиться и не сжечь мосты. мнение специалистов

Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации

Правила внутреннего контроля организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы

21 ноября 2011 года вступил в силу Федеральный закон № 308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым был изменен порядок утверждения правил внутреннего контроля, в соответствии с которым согласование правил внутреннего контроля организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, с Росфинмониторингом не требуется.

При разработке правил внутреннего контроля организациям необходимо учитывать положения:

Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 №667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Кроме того, при разработке правил внутреннего контроля, следует руководствоваться:

Рекомендациями по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок, утвержденными приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103;

[2]

Положением о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденным приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203;

Положением о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени(уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденным приказом Росфинмониторинга от 17.02.2011 № 59.

Обращение страховой организации о согласовании правил внутреннего контроля, осуществляемого в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

Новости партнеров

Похожие формы

Протокол заседания совета директоров (наблюдательного совета) центрального депозитария об утверждении правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (для кредитной организации)

Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

Заключение о согласовании (несогласовании) правил внутреннего контроля организации требованиям законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

Уведомление о согласовании правил внутреннего контроля организации требованиям законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

Уведомление об отказе в согласовании правил внутреннего контроля организации требованиям законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

Проект соглашения между Правительством Российской Федерации и Евразийским банком развития о сотрудничестве и взаимной помощи в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

Правила внутреннего контроля

В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА

1. Общие положения

Настоящие Правила внутреннего контроля (далее — Правила) разработаны с учетом тре­бований законодательства Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (да­лее — ПОД/ФТ):

— Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с изменениями и дополнениями) (далее — Федеральный закон);

— постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Требования к Правилам);

— постановления Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 № 27 «Об утверждении Положе­ния о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом»;

— постановления Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 № 715 «О квалификационных требо­ваниях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутрен­него контроля и программ его осуществления» (далее – Постановление № 715);

— приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 № 203 «Об утверждении Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осу­ществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противо­действия легализации (отмыванию) доходов, подученных преступным путем и финансиро­ванию терроризма» (далее – Положение о требованиях к обучению);

— приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу от 31.08.2009 № 103 « Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок» (далее — Приказ № 103);

— приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу от 05.10.2009 № 245 «Об утверждении Инструкции о предоставлении в Федеральную службу по финансовому мони­торингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и фи­нансированию терроризма» (далее – Инструкция);

— приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу от 17.02.2011 № 59 «Об утверждении Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» (далее – Положение о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей);

— и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию тер­роризма.

Читайте так же:  Чем плохая работа, лучше никакой эксперты делятся мнением

Правила внутреннего контроля являются документом, который:

а) регламентирует организационные основы работы ООО «Мирада», направленной на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в организации;

б) устанавливает обязанности и порядок действий должностных лиц и работников ООО «Мирада» в целях осуществления внутреннего контроля;

в) определяет сроки выполнения обязанностей в целях осуществления внутреннего контроля, а также лиц, ответственных за их реализацию.

Настоящие Правила включают в себя следующие программы осуществления внутреннего контроля:

а) программа, определяющая организационные основы осуществления внутреннего контроля (далее — программа организации внутреннего контроля);

б) программа идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей (далее — программа идентификации);

в) программа оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (далее — программа оценки риска);

г) программа выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма (далее — программа выявления операций);

д) программа документального фиксирования информации;

е) программа, регламентирующая порядок работы по приостановлению операций в соответствии с Федеральным законом»О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее соответственно — Федеральныйзакон, программа по приостановлению операций (сделок));

ж) программа подготовки и обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

з) программа проверки осуществления внутреннего контроля;

и) программа хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее — программа хранения информации);

Правила внутреннего контроля в редакции сентябрь-октябрь 2018 года

В сентябре 2018 года установлены новые требования к правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма. Так, 21 сентября 2018 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 11 сентября 2018 г. №1081 которым внесены изменения и дополнения в Требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерациип, утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2012 г. №667. Таким образом, по правилу 30 дней, новая редакция правил внутреннего контроля должна быть утверждена в период с 21.09.2018 по 21.10.2018 гг. Рассмотрим более подробнее указанные изменения.

В соответствии с требованиями Федерального закона №90-ФЗ в Требованиях употребляется новое определение правил внутреннего контроля – Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения

[3]

Образец правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ

Далее в пп. «а» п. 3 Требований установлено, что Правила внутреннего контроля являются документом, который оформлен на бумажном носителе и который регламентирует организационные основы работы, направленной на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, в организации.

Две программы правил внутреннего контроля получили новое наименование:

  • программа подготовки и обучения кадров в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;
  • программа хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

[1]

Программа идентификации должна включать в себя новую процедуру — проверка наличия или отсутствия в отношении клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, а также бенефициарного владельца сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, распространению оружия массового уничтожения, получаемых в соответствии с п. 2 ст. 6, п. 2 ст. 7.4 и абз. 2 п. 1 ст. 7.5 Федерального закона №115-ФЗ.

Напомним, что порядок формирования уполномоченным органом перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, и его доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, устанавливается Правительством Российской Федерации. При этом сведения об организациях и о физических лицах, включенных в указанный перечень, подлежат размещению в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа и опубликованию в официальных периодических изданиях в порядке, сроки и объеме, которые определены Правительством Российской Федерации. Официальные периодические издания, в которых подлежит опубликованию перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, определяются Правительством Российской Федерации.

Программа выявления операций правил внутреннего контроля должна предусматривать процедуру выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю в соответствии с п. 1 ст. 7.5 Федерального закона №115-ФЗ. В дополнение к операциям, указанным в ст. 6 Федерального закона №115-ЗФ, подлежит обязательному контролю операция с денежными средствами или иным имуществом в случае, если хотя бы одна из сторон является организацией или физическим лицом, включенными в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо юридическим лицом, прямо или косвенно находящимся в собственности или под контролем таких организации или физического лица, либо физическим лицом или юридическим лицом, действующими от имени или по указанию таких организации или физического лица.

Программа документального фиксирования информации должна предусматривать документальное фиксирование информации об операции (сделке), подлежащей обязательному контролю в соответствии с п. 1 ст. 7.5 Федерального закона №115-ФЗ.

Программа по приостановлению операций включает в себя:

  • порядок выявления среди участников операции с денежными средствами или иным имуществом физических или юридических лиц, указанных в абз. 1 п. 8 ст. 7.5 Федерального закона №115-ФЗ;
  • порядок действий, направленных на приостановление операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с п. 8 ст. 7.5 Федерального закона №115-ФЗ;
  • порядок действий, направленных на реализацию требований, абз. 3 п. 8 ст. 7.5 Федерального закона №115-ФЗ, и связанных с осуществлением операции или дальнейшим приостановлением операции с денежными средствами или иным имуществом в случае получения постановления Федеральной службы по финансовому мониторингу, изданного на основании ч. 3 ст. 8 Федерального закона.

В программу, регламентирующую порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, следует включить:

  • порядок получения информации от Федеральной службы по финансовому мониторингу об организациях и физических лицах, включенных в соответствии со ст. 7.5 Федерального закона №115-ФЗ в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения;
  • порядок принятия решения, направленного на выполнение требований абз. 2 п. 2.5 ст. 6, абз. 4 п. 4 и абз. 2 п. 7 ст. 7.5 Федерального закона №115-ФЗ.
Читайте так же:  Типовая должностная инструкция начальника производства

Наши специалисты подготовили новую редакцию правил внутреннего контроля в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 11 сентября 2018 г. №1081 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Заказать ее Вы можете по электронной почте [email protected]

Видео (кликните для воспроизведения).

Автор: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель Центра финансового мониторинга компании Ю-Питер Консалтинг.

Адвокатская палата Смоленской области

Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (примерный образец)

214000, г. Cмоленск, ул. Б. Советская, 13

Подписаться на новости

Подписаться на новости ФПА РФ могут только зарегистрированные пользователи

ИЗМЕНЕНИЕ ФЗ № 115 «О ПОД/ФТ» с 29.12.2016 — ОБНОВЛЕНИЕ ПРАВИЛ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ЦЕЛЯХ ПОД/ФТ

Юридическая компания «ДЕКАРТ» ( ЮК «ДЕКАРТ» ) сообщает о вступлении c 29.12.2016 в силу очередных изменений в Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – ФЗ № 115 «О ПОД/ФТ» ), предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2016 № 471-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» .

Также обращаем внимание, что в 2016 году в ФЗ № 115 «О ПОД/ФТ» вносились изменения :

  1. Федеральным законом от 30.12.2015 № 423-ФЗ, вступившим в силу с 10.01.2016.
  2. Федеральным законом от 30.12.2015 № 407-ФЗ, вступившим в силу с 29.03.2016.
  3. Федеральным законом от 29.12.2015 № 391-ФЗ, вступившим в силу с 01.07.2016.
  4. Федеральными законами от 03.07.2016 № 288-ФЗ и № 263-ФЗ, вступившими в силу с 04.07.2016.
  5. Федеральным законом от 06.07.2016 № 374-ФЗ, вступившим в силу с 20.07.2016.
  6. Федеральным законом от 23.06.2016 № 191-ФЗ, вступившим в силу с 01.09.2016.
  7. Федеральным законом от 23.06.2016 № 215-ФЗ, вступившим в силу с 21.12.2016.
  8. Федеральным законом от 28.12.2016 № 471-ФЗ, вступившим в силу с 29.12.2016.

В тоже время, в 2015 году действовало 8 редакций ФЗ № 115 «О ПОД/ФТ» .

В соответствии с п. 2 ст. 7 ФЗ № 115 «О ПОД/ФТ» организации , осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом, (полный перечень таких организаций установлен ст. 5 ФЗ ФЗ № 115 О ПОД/ФТ ) обязаны разработать с учетом требований действующего законодательства РФ в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее — ПОД/ФТ ) Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ (далее – ПВК ) и утвердить их решением единоличного исполнительного органа (руководителя организации).

Исходя из указанного требования, каждое изменение законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ , в том числе ФЗ № 115 О ПОД/ФТ, обязывает ВСЕ организации , осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом, обновлять (приводить в соответствие) ПВК в установленные сроки в случае, если такие изменения касаются осуществляемой ими деятельности.

Так, некредитные финансовые организации (далее — НФО ), поднадзорные Банку России , в соответствии с п. 1.10 Положения Банка России от 15.12.2014 № 445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» обязаны приводить свои ПВК в соответствие с требованиями действующего законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ не позднее 3 (трех) месяцев с даты вступления в силу федерального закона или нормативного акта в сфере ПОД/ФТ.

Иные организации , осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом, поднадзорные Росфинмониторингу, ФКУ «Пробирная палата России» и Роскомнадзор , в соответствии с п. 1.1 Постановления Правительства РФ от 30.06.2012 № 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» обязаны обновлять свои ПВК в соответствие с требованиями действующего законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ не позднее 1 (одного) месяца с даты вступления в силу федерального закона или нормативного акта в сфере ПОД/ФТ.

Несоответствие ПВК требованиям действующего законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ или несвоевременное обновление ПВК предусматривает для организаций и их должностных лиц административную ответственность в соответствии с п. 1 ст. 15.27 КоАП РФ в виде штрафа для юридических лиц до 100 тыс. руб. , для должностных лиц — до 30 тыс. руб.

В целях соблюдения требований законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ Юридическая компания «ДЕКАРТ» ( ЮК «ДЕКАРТ» ) предлагает организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, — субъектам ФЗ № 115 «О ПОД/ФТ», в том числе НФО, воспользоваться ПРЕДЛОЖЕНИЕМ по разработке «с нуля» Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, полного пакета внутренних документов в сфере ПОД/ФТ , а также обновлению Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ с учетом требований действующего законодательства РФ по СПЕЦИАЛЬНОЙ ЦЕНЕ .

1. Аудит (проверка) Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ на предмет их соответствия требованиям действующего законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ – БЕСПЛАТНО .

2. Разработка полного пакета внутренних документов , в том числе индивидуальных Правил внутреннего контроля, в целях ПОД/ФТ — от 8 000 руб. (при одновременной записи на обучение в сфере ПОД/ФТ).

3. Обновление ранее разработанных Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ – от 4 000 руб.

Обращаем внимание, что в стоимость разработки или внесения изменений в Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ входят :

  1. Разработка Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ ( более 100 стр. ).
  2. Подготовка более 20 шаблонов внутренних документов , необходимых для организации и осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.
  3. Подборка более 15 основных нормативных правовых актов РФ (НПА) в действующей редакции в сфере ПОД/ФТ.
  4. Подготовка подробных рекомендаций (пошаговой инструкции) на 16 стр. , основанных на практическом опыте ЮК «ДЕКАРТ», по организации и осуществлению внутреннего контроля по ПОД/ФТ с «нуля», соблюдению требований ПВК и прохождению проверки надзорных органов в части ПОД/ФТ.

Более подробно, что входит в услугу по разработке полного пакета документов, в том числе ПВК, в сфере ПОД/ФТ за 8 000 руб. на сайте ЮК «ДЕКАРТ» по ссылке http://idekart.ru/articles/267941

4. Обучение в сфере ПОД/ФТ в форме целевого инструктажа или повышения уровня знаний (квалификации) в формате вебинара с выдачей свидетельства в учебном центре, аккредитованном Росфинмониторингом , – от 2 890 руб . (при одновременной записи от 5 чел.).

Читайте так же:  7 легчайших способов монетизировать свои знания

График проведения обучения в сфере ПОД/ФТ на сайте ЮК «ДЕКАРТ» по ссылке http://idekart.ru/services/737360

Особенности прохождения обучения в сфере ПОД/ФТ на сайте ЮК «ДЕКАРТ» по ссылкам http://idekart.ru/articles/67620 и http://idekart.ru/articles/74741

Полный перечень услуг в сфере ПОД/ФТ на сайте ЮК «ДЕКАРТ» по ссылке http://idekart.ru/services/725439

Организация и осуществление внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ на сайте ЮК «ДЕКАРТ» по ссылке http://idekart.ru/articles/66340

РАЗРАБОТАННЫЕ В ЮК «ДЕКАРТ» ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ НЕОДНОКРАТНО ПРОХОДИЛИ ПРОВЕРКИ БАНКА РОССИИ, РОСФИНМОНИТОРИНГА, ПРОБИРНОЙ ПАЛАТЫ РОССИИ, ПРОКУРАТУРЫ РФ.

Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ

При ознакомлении с информацией ниже, пожалуйста, учитывайте ОГОВОРКИ.

Дата актуализации статьи — 04.10.2018. Уточнить актуальность информации Вы можете, связавшись с нами.

Что такое Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ?

Правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ) – основной документ, определяющий порядок осуществления мероприятий в сфере ПОД/ФТ. Поэтому надзорные органы уделяют особое внимание проверке содержания ПВК по ПОД/ФТ.

Однако, помимо ПВК по ПОД/ФТ требуется наличие еще целого ряда документов.

С 23 июля 2018 года правильно использовать аббревиатуру ПВК в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Ознакомьтесь с обзором новой редакции Федерального закона N 115-ФЗ от 23.07.2018.

Общие требования к форме, структуре и содержанию ПВК по ПОД/ФТ

Форма ПВК по ПОД/ФТ

ПВК по ПОД/ФТ являются документом, который оформлен на бумажном носителе.

Часто надзорные органы запрашивают ПВК по ПОД/ФТ в электронном виде. Причем не скан-копии, а именно электронный файл в формате *.doc или *.docx.

Подобные требования, как правило, предъявляются сотрудниками Банка России и Прокуратуры РФ, хотя действующим законодательством не предусмотрена обязанность хранить электронный файл с текстом ПВК по ПОД/ФТ. Просто проверяющим удобнее проверять ПВК по ПОД/ФТ в электронном виде, нежели листать бумажный вариант.

В случае выявления нарушений у Вас обязательно затребуют заверенную копию ПВК по ПОД/ФТ на бумажном носителе, чтобы приобщить ее к материалам административного дела.

Структура и содержание ПВК по ПОД/ФТ

ПВК по ПОД/ФТ состоят из разделов — программ реализации внутреннего контроля.

Что должны содержать программы, включаемые ПВК по ПОД/ФТ?

Каждая программа регламентирует исполнение конкретных обязанностей, например: по идентификации, выявлению операций, замораживанию (блокированию) и др.

Также в содержание ПВК по ПОД/ФТ могут включаться приложения — справочная и вспомогательная информация, формы анкет для идентификации, различных актов, журналов и иных документов, необходимых в повседневной деятельности.

С точки зрения удобства использования и обновления нецелесообразно сильно «раздувать» перечень приложений в ПВК по ПОД/ФТ.

В то же время есть формы, наличие которых в ПВК по ПОД/ФТ является строго обязательным. Например, форма внутреннего сообщения (сообщения об операции).

Структура ПВК по ПОД/ФТ определена нормативными актами и значительно различается для НФО и неНФО.

Требования Банка России к содержанию ПВК по ПОД/ФТ значительно подробнее, что на практике часто приводит к проявлениям субъективизма со стороны проверяющих.

Правила внутреннего контроля для НФО

Структуру и содержание ПВК по ПОД/ФТ для НФО определяет Положение о требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (утв. Банком России 15.12.2014 N 445-П).

Согласно пункту 1.7 Положения N 445-П:

ПВК по ПОД/ФТ включают в себя следующие программы:

В ПВК по ПОД/ФТ могут включаться иные программы, разработанные некредитной финансовой организацией по своему усмотрению.

Также НФО следует регламентировать в ПВК по ПОД/ФТ порядок сохранения конфиденциальности сведений о мерах, принимаемых НФО в целях ПОД/ФТ.

Правила внутреннего контроля для неНФО

Структуру и содержание ПВК по ПОД/ФТ для неНФО определяет Постановление Правительства РФ от 30.06.2012 N 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 30.06.2012 N 667:

ПВК по ПОД/ФТ также должны предусматривать обеспечение конфиденциальности информации, полученной в результате применения правил внутреннего контроля, а также мер, принимаемых организацией и индивидуальным предпринимателем при реализации таких правил в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При отсутствии опыта работы в сфере ПОД/ФТ практически невозможно самостоятельно разработать ПВК по ПОД/ФТ, соответствующие всем требованиям законодательства.

Видео (кликните для воспроизведения).

Воспользуйтесь нашей помощью в разработке ПВК по ПОД/ФТ или выстраивании системы ПОД/ФТ «с нуля».

Законы, нормативные акты и иные документы Банка России по вопросам ПОД/ФТ

Федеральные законы

Информационные письма Банка России о практике применения законодательства в сфере ПОД/ФТ

  • Показать все
  • .
  • 31.05.2016 № 12-1-11/1229
  • 27.08.2015 № 12-1-10/1988
  • 13.07.2015 № 014-12-4/5910
  • 17.06.2015 № 12-1-10/1383
  • 29.12.2014 № 25
  • 22.07.2014 № 24
  • 28.03.2014 № 23
  • 02.10.2013 № 22
  • 28.12.2012 № 21
  • 29.06.2012 № 20
  • 21.11.2011 № 19
  • 31.03.2011 № 18
  • 31.03.2010 № 17
  • 01.09.2009 № 16
  • 19.12.2008 № 15
  • 24.10.2008 № 14
  • 29.02.2008 № 13
  • 31.07.2007 № 12
  • 26.03.2007 № 11
  • 29.09.2006 № 10
  • 06.03.2006 № 9
  • 31.08.2005 № 8
  • 21.02.2005 № 7
  • 15.06.2004 № 6
  • 29.08.2003 № 4
  • 20.03.2003 № 3
  • 29.11.2002 № 2
  • 21.08.2002 № 1

Перечень нормативных актов и иных актов Банка России по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
(по состоянию на 15.02.2019)

ВБР № 107(1941) от 13.12.2017

ВБР № 14 (1610) от 18.02.2015

ВБР № 14 (1610) от 18.02.2015

ВБР № 14 (1610) от 18.02.2015

ВБР № 14 (1610) от 18.02.2015

ВБР № 14 (1610) от 18.02.2015

ВБР № 1 (1597) от 21.01.2015

ВБР № 52 (2006) от 03.07.2018

ВБР № 17 (1973) от 22.02.2018

2017 год

О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов

ВБР № 19 (1853) от 15.02.2017

О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов

Документ Вид документа Название Вестник Банка России
номер дата
Положения Банка России
30.03.2018 Положение Положение о порядке, сроках и объеме доведения до сведения кредитных организаций и некредитных финансовых организаций информации о случаях отказа от проведения операции, отказа от заключения договора банковского счета (вклада) и (или) расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом, об устранении оснований принятия решения об отказе от проведения операции, об устранении оснований принятия решения об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), об отсутствии оснований для расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом ВБР № 46 (2000) от 15.06.2018
600-П Положение Положение о представлении кредитными организациями по запросам Федеральной службы по финансовому мониторингу информации об операциях клиентов, о бенефициарных владельцах клиентов и информации о движении средств по счетам (вкладам) клиентов
499-П 15.10.2015 Положение Положение об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма ВБР № 115 (1711) от 16.12.2015
445-П 15.12.2014 Положение О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
444-П 12.12.2014 Положение Об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
443-П 04.12.2014 Положение О порядке уведомления организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом, уполномоченного органа об открытии счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов, о заключении договоров банковского счета, договоров банковского вклада (депозита), приобретении ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и обществами, находящимися под их прямым или косвенным контролем
3471-У 05.12.2014 Указание О требованиях к подготовке и обучению кадров в некредитных финансовых организациях
3470-У 05.12.2014 Указание О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в некредитных финансовых организациях
3464-У 01.12.2014 Указание О внесении изменений в приложение 8 к Положению Банка России от 29 августа 2008 года № 321-П «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
3455-У 27.11.2014 Указание О внесении изменения в пункт 2.2 Указания Банка России от 9 августа 2004 года N 1485-У «О требованиях к подготовке и обучению кадров в кредитных организациях» Методические рекомендации Методические рекомендации о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов ВБР № 2 (2054) от 16.01.2019
2018 год
ИН-014-12/84 29.12.2018 Письмо Информационное письмо о выявлении организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения ВБР № 2 (2054) от 16.01.2019
33-МР Методические рекомендации Методические рекомендации по работе с отдельными категориями клиентов ВБР № 2 (2054) от 16.01.2019
ИН-014-12/61 12.09.2018 Письмо Информационное письмо по вопросам применения Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части функционирования механизма реабилитации клиентов ВБР № 71 (2025) от 19.09.2018
ИН-014-12/54 14.08.2018 Письмо Информационное письмо о национальной оценке рисков ОД/ФТ ВБР № 64 (2018) от 29.08.2018
ИН-014-12/48 19.07.2018 Письмо Информационное письмо о документальном фиксировании результатов определения риска вовлеченности в ОД/ФТ ВБР № 58 (2012) от 26.07.2018
Письмо Об особенностях применения мер к банкам при совершении ими действий, предусмотренных пунктом 5.6 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
5-МР 16.02.2018 Методические рекомендации Методические рекомендации о подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма
ИН-014-12/64 27.12.2017 Письмо Информационное письмо о вопросах применения риск-ориентированного подхода в сфере ПОД/ФТ ВБР № 3 (1956) от 17.01.2018
29-МР 10.11.2017 Методические рекомендации Методические рекомендации о подходах к учету кредитными организациями информации о случаях отказа от проведения операций, от заключения договора банковского счета (вклада), о случаях расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом, доведенной Банком России до их сведения, при определении степени (уровня) риска клиента ВБР № 95 (1929) от 15.11.2017
ИН-014-12/49 19.10.2017 Письмо Об обновленном руководстве БКБН «Эффективное управление рисками отмывания денег и финансирования терроризма» ВБР № 89 (1923) от 24.10.2017
27.07.2017 Письмо Информационное письмо о критериях определения признаков высокой вовлеченности кредитной организации в проведение сомнительных безналичных и (или) наличных операций ВБР № 64 (1898) от 02.08.2017
19-МР 21.07.2017 Методические рекомендации Методические рекомендации «О повышении внимания кредитных организаций к операциям клиентов — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, получающих наличные денежные средства с использованием корпоративных карт» ВБР № 63 (1897) от 27.07.2017
18-МР 21.07.2017 Методические рекомендации Методические рекомендации «О подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» ВБР № 63 (1897) от 27.07.2017
13-МР 27.06.2017 Методические рекомендации Методические рекомендации об исполнении кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями требований в отношении выявления и обслуживания иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций и российских публичных должностных лиц ВБР № 55 (1889 от 05.07.2017
12-МР 27.06.2017 Методические рекомендации Методические рекомендации по идентификации кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями бенефициарных владельцев клиентов – юридических лиц ВБР № 55 (1889) от 05.07.2017
15.06.2017 Письмо Информационное письмо об учете информации о случаях отказа от проведения операций, от заключения договора банковского счета (вклада), о случаях расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом, доведенной Банком России до поднадзорных организаций, при определении степени (уровня) риска клиента ВБР № 53 (1887) от 21.06.2017
5-МР 09.02.2017 Методические рекомендации
4-МР 02.02.2017 Методические рекомендации
Читайте так же:  Понятие и основные типы экономических систем

Источники


  1. Все о пожарной безопасности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. — М.: Альфа-пресс, 2013. — 480 c.

  2. Скуратовский, М. Л. Подготовка дела к судебному разбирательству в арбитражном суде первой инстанции / М.Л. Скуратовский. — М.: Wolters Kluwer, 2018. — 200 c.

  3. Берус, Виталий А.С. Лаппо-Данилевский. История. Философия. Методология / Виталий Берус. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. — 160 c.
  4. Теория государства и права. — М.: АСТ, Сова, 2010. — 160 c.
Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here