Понятие, принципы и гарантии законности

Сегодня предлагаем обсудить важные аспекты на тему: "Понятие, принципы и гарантии законности" с профессиональной точки зрения и понятным языком. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то дочитайте до конца, а если не найдете ответа, то всегда можно обратиться к нашему дежурному юристу.

2. Вопросы по теории права

2.27. Законность: понятие, принципы, гарантии

Проблема законности имеет большое значение в любом государстве, ведь это сложное социальное явление, неразрывно связанное с правом и его осуществлением в реальной жизни. Право без законности остается пустым звуком, как бы при этом оно ни понималось — широко или узко.

— условие жизни государственно-организованного общества; принцип самого права, заключающийся в требовании соблюдения его норм, законов и подзаконных актов субъектами, к которым они адресованы;

— принцип организации и деятельности государственного аппарата и политической системы в целом (в ч. 2 статьи 15 Конституции РФ сказано: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы»);

— принцип правотворчества, ориентирующий правотворческие субъекты на принятие таких нормативных актов, которые бы не противоречили Конституции и уже имеющейся системе законов;

— метод государственного руководства обществом, ибо свои функции государство должно осуществлять правовыми средствами путем принятия правовых актов и обеспечения их реализации;

— особый режим, при котором деятельность всех субъектов основывается на законе, а идеи права, гуманизма, справедливости, свободы и ответственности господствуют над личными, групповыми, классовыми интересами. Режим законности — есть такая морально-политическая атмосфера, при которой в общественной жизни господствуют идеи права, цивилизованные средства, ограждающие личность от произвола власти, анархии, беспорядка.

Таким образом, законность — фундаментальная категория юридической науки и практики, ибо ее уровень и состояние служат главным критерием оценки правовой жизни общества.

Даже самый совершенный закон жив только тогда, когда он выполняется, воздействует на общественные отношения, на сознание и поведение людей. Вот эта-то сторона права, связанная с его жизнью и действенностью, и характеризуется понятием «законность».

Законность, однако, не тождественна реализации права, ее содержание охватывает систему требований, связанных с выполнением юридических предписаний.

Законность — это строгое соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов.

Для законности необходимы две стороны:

1) наличие правовых, справедливых, научно обоснованных законов (содержательная сторона);

2) их выполнение, ибо только наличия даже самых совершенных законов будет недостаточно (формальная сторона).

— ее единство (понимание и применение нормативных актов должно быть одинаковым на всей территории страны);

— верховенство конституции и закона (подчиненность конституции и законам всех иных нормативных и индивидуальных правовых актов; издание каким бы то ни было органом правового акта, противоречащего закону, есть нарушение законности);

— гарантированность прав и свобод человека и гражданина (с одной стороны, без законности права и свободы гражданина не могут быть реализованы, ибо законность служит их важнейшей гарантией, с другой стороны, сами права и свободы, их наличие и осуществление являются показателем состояния законности и демократии в обществе);

— связь с культурой (от культурного уровня общества и должностных лиц зависит состояние законности, и наоборот, соблюдение законодательства является одним из существенных условий и показателей культурного уровня общества);

— целесообразность (обход закона под предлогом целесообразности, пользы, выгоды недопустим; целесообразность должна быть в рамках закона);

— презумпция невиновности (например, в ч. 1 ст. 49 Конституции РФ, зафиксировано следующее: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда»).

Требованиями законности являются:

— своевременность обновления законодательства в соответствии с потребностями развития общества;

— издание нормативных актов лишь полномочными на то органами и в пределах своей компетенции;

[1]

— надзор за точным и неуклонным соблюдением юридических предписаний;

— пресечение беззаконий и произвола и т.п.

Гарантии законности: понятие и виды

Для того, чтобы в обществе соблюдалась законность, необходима система обеспечивающих мер. Такая система получила название гарантий законности.

[3]

Гарантии законности — это средства и условия, обеспечивающие соблюдение законов и подзаконных актов, беспрепятственное осуществление прав граждан и интересов общества и государства.

Выделяют следующие виды гарантий законности:

социально-экономические (степень экономического развития общества, уровень его благосостояния, многообразие форм собственности, экономическая свобода и т.п.);

политические (степень демократизма конституционного строя, политической системы общества, политический плюрализм, многопартийность, разделение властей и т.п.);

организационные (деятельность специальных органов, контролирующих соблюдение законов и подзаконных актов — прокуратуры, суда, милиции и т.д.);

общественные (сложившийся в стране комплекс профилак тических и иных мер, применяемых общественностью в целях борьбы с нарушениями законодательства);

идеологические (степень развития правосознания, распространения среди граждан юридических знаний, уважения к требованиям права, уровень нравственного воспитания в обществе);

специально-юридические (способы и средства, установленные в действующем законодательстве с целью предупреждения, устранения и пресечения нарушений правовых требований). К специально-юридическим гарантиям, в частности, относятся установленные в законодательстве специальные принципы (например, презумпции невиновности), институты (возбуждения уголовного дела), процедуры (порядок рассмотрения уголовных и гражданских дел), средства (поощрений и наказаний и т.п.).

Законность: понятие, принципы, гарантии.

Законность – это многоплановое явление, поэтому много определений. Законность – это требование общества и государства, состоящее в полном, точном и неуклонном осуществлении правовых норм всеми субъектами права. Выполнение этого требования заключается в добросовестном, ответственном соблюдении, исполнении и применении правовых норм.

Принципы законности:

1.Всеобщность законности. Заключается во всеобщей обязательности ее требований, обращенной ко всем субъектам права.

2. Единство законности. Означает единообразное понимание и реализацию правовых норм на всей территории их действия.

3. Верховенство закона. Все иные правовые акты должны соответствовать закону, а в случае противоречия должны применяться нормы закона. Издание правового акта, противоречащего закону, есть нарушение законности.

4. Равенство всех перед законом. Означает равный объем прав и обязанностей субъектов и отсутствие дискриминации по какому-либо признаку.

5.Неотвратимость юридической ответственности за совершение правонарушения. Означает обязательность применения мер юридической ответственности за совершенное правонарушение.

6. Гарантированность прав и свобод человека и гражданина. Означает наличие объективных условий и специальных юридических механизмов, обеспечивающих реализацию и защиту прав и свобод человека и гражданина.

7. Недопустимость противопоставления законности и целесообраз­ности. Целесообразность – это деятельность в пределах закона, так как именно в нем должны быть закреплены наиболее целесообразные и справедливые предписания. Если закон устарел, стал нецелесообразным, его необходимо изменить или отменить, но только в соответствии с установленной процедурой, которая определена законом. До тех пор пока закон не изменен или не отменен в установленном порядке, его предписания обязательны для всех субъектов права.

Читайте так же:  Важные нюансы, которые нужно учесть, планируя чрезвычайный фонд

8.Связь законности и культуры. От уровня общей, политической и правовой культуры личности и общества зависит состояние законности. И наоборот, состояние законности является одним из существенных условий и показателей культурного уровня общества.

Гарантии законности – это совокупность объективных условий существования общества и специально выработанных государством и обществом средств, обеспечивающих точную реализацию норм права всеми субъектами.Виды гарантий законности:1) экономические (уровень экономического развития общества, уровень жизни населения);2) политические (демократизм государственного и общественного строя, многопартийность, разделение властей);3) организационные (деятельность специальных органов, осуществляющих контроль и надзор за реализацией законов и подзаконных нормативных правовых актов, эффективность деятельности государственного аппарата в целом);4) общественные (система профилактических и иных мер, применяемых общественностью в целях борьбы с правонарушениями);5) идеологические (уровень развития правосознания, общей, политической и правовой правовой культуры личности и общества, уровень идейного, нравственного воспитания в обществе);6) юридические гарантии (система специальных юридических средств и способов укрепления законности).

Действенность гарантий законности достигается только в их взаимосвязи, единстве, в системе.

Правопорядок: понятие, признаки, соотношение с законностью и общественным порядком.

Правопорядок – это система общественных отношений, которая формируется на основе и в результате осуществления правовых норм субъектами права.

Признаки правопорядка:1) он представляет собой состояние упорядоченности общественных отношений;2) формируется на основе и в результате реализации норм права;3) выражается в правомерном поведении субъектов;4) обеспечивается государством; 5) устойчивость.

Соотношение законности и правопорядка. Это явления близкие, но не тождественные. Их нельзя отрывать одно от другого. Они тесно взаимосвязаны и существуют неразрывно, в единстве, в комплексе. Если законность — это требование государства к деятельности субъектов права, то правопорядок – результат реализации этих требований. Законность является предпосылкой формирования правопорядка, а правопорядок – результатом реализации требований законности. Правопорядок – это состояние упорядоченности общественных отношений на основе норм права. Существует прямая зависимость между законностью и правопорядком: укрепление законности влечет в качестве результата формирование правопорядка, и наоборот, если нарушается законность, то нарушается и правопорядок. Требования законности должны не только провозглашаться, но и реально, фактически осуществляться в общественных отношениях.Правопорядок нельзя обеспечивать незаконными средствами. Стремление к этому противоречит принципам законности и сущности правопорядка, ведет к его нарушению. Правопорядок допустимо обеспечивать только законными средствами и методами.

Понятие, принципы и гарантии законности

Законностьэто правовой режим жизнедеятельности общества, в рамках которого осуществляется принятие и обеспечивается реализация законов и других правовых актов.

Основными требованиями законности являются:

– верховенство правового закона по отношению к другим юридическим актам и предписаниям;

– издание нормативно-правовых актов компетентными органами в пределах своей компетенции;

– своевременность обновления законодательства в соответствии с потребностями развития общества;

– обеспечение прав и свобод гражданина и человека, провозглашенных внутригосударственными и международными актами;

– контроль за точным и неуклонным соблюдением и исполнением законов;

– недопущение случаев беззакония и произвола.

К основным принципам (основополагающим началам) законности относятся:

а) Единство – режим законности обеспечивает эффективную реализацию правовых предписаний на всей юрисдикционной территории государства. Создание в регионах автономных от общефедеральной и противопоставляемых ей систем законности не допускается.

б) Всеобщность – в рамках режима законности обеспечивается исполнение законодательно закрепленных требований всеми субъектами права – государственными органами, должностными лицами и гражданами.

в) Недопустимость противопоставления законности и целесообразности – целесообразность издания закона определяется его социальной полезностью. Применение закона предполагает обеспечение и защиту важнейших правовых институтов и принципов и в силу этого, целесообразно, а значит – необходимо. Вместе с тем, целесообразность не может противопоставляться законности. Утрата законом актуальности не означает возникновения возможности его несоблюдения. Таким образом, целесообразность допустима только в рамках, определенных действующим законодательством.

Гарантии законности – это механизмы, при помощи которых обеспечивается высокая эффективность законности как политико-правового режима защиты интересов государства и общества, прав и свобод человека и гражданина.

В юридической литературе гарантии законности подразделяют на общие и специальные (юридические).

Общие гарантии – это объективные условия существования общества.

К общим гарантиям относятся:

Экономические (материальные) гарантии – это материальные условия жизни общества, способствующие обеспечению режима законности. Основу данной группы гарантий составляют такие факторы как, степень эффективности правового регулирования экономикой, приоритетность конкретных форм собственности (частной, корпоративной, муниципальной, государственной), приоритетность определенных направлений экономического развития (государственная поддержка промышленности, торговли, сферы обслуживания и т.д.).

Социальные гарантии тесно связаны с экономическими и включают в себя комплекс мер направленных на поддержание необходимого уровня благосостояния граждан, осуществление государственной поддержки социально незащищенным категориям лиц – пенсионерам, инвалидам, малоимущим гражданам и т.д. Кроме того, социальные гарантии подразумевают развитие такихотраслей как медицина, образование, организация массового досуга и пр.

Политические гарантии, сочетаются в оптимальной форме государства обуславливающей сильную государственную власть способную обеспечить стабильность в обществе, безопасность граждан, эффективное противодействие преступности и как следствие, нормальное функционирование государственного механизма.

Идеологические гарантии подразумевают установившуюся в обществе систему конструктивных, социально-здоровых взглядов, идей, учений в которых усматривается отношение людей к общественным институтам, к государству и праву и т.д. Основной задачей идеологических гарантий является воспитание у граждан чувства уважения к требованиям законности, глубокой внутренней убежденности в необходимости законосообразного поведения.

Юридические гарантии – это система специальных юридических средств укрепления законности и правопорядка, деятельность специальных правовых органов по предупреждению и пресечению правонарушений.

К юридическим гарантиям относятся:

– Закрепление требований законности в нормативно-правовых актах, высшей юридической силой среди которых обладает «Основной закон» Конституция;

– Предоставление всем без исключения членам сообщества права обеспечения режима законности правомерными средствами и методами (право противодействовать правонарушению в рамках необходимой обороны и т.д.);

– Обеспечение режима законности в процессе профессиональной правоохранительной деятельности (МВД, Таможенный комитет, Налоговая полиция и т.д.);

– Обеспечение режима законности в процессе судопроизводства;

– Обеспечение режима законности в рамках надзорно-контрольной деятельности (прокуратура, институт уполномоченного по правам человека и т.д.);

– Международные гарантии законности (обязанность государств придерживаться международных стандартов в сфере обеспечения прав и свобод личности).

Принципы и гарантии законности

Принципы законности — это основополагающие идеи, наиболее существенные, глубинные черты законности. Они относятся ко всем видам деятельности всех субъектов и выражают содержание законности. К данным принципам относятся верховенство закона, единство, целесообразность и реальность законности.

Читайте так же:  История успеха. как русский бизнесмен создал и выпустил в продажу единую сим-карту для звонков без р

1. Верховенство закона. Данный принцип закрепляет положения, в которых четко указывается, что закон является главенствующим нормативным актом по отношению к другим правовым актам. Закон — это нормативный правовой акт, принимаемый в особом порядке по наиболее важным вопросам общественной и государственной жизни и обладающий высшей юридической силой. Закон выступает основным источником права в Российской Федерации, обладает высшей юридической силой и принимается высшим законодательным органом государственной власти или самим народом. Все иные правовые акты должны быть строго подзаконны, т. е. нормативные правовые акты и акты применения права должны соответствовать законам, действующим в Российской Федерации.

Высшая юридическая сила в Российской Федерации принадлежит только одному закону — Конституции РФ. Согласно ст. 15 Основного закона Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции.

Ни один правовой акт не может противоречить действующему закону, иначе он должен быть признан незаконным, и его действие отменено. Данное положение справедливо не только для нормативных актов, но также и для актов, связанных с реализацией права (применение, соблюдение, исполнение и использование). Отсюда понимание принципа верховенства закона следует рассматривать более широко. Принцип должен рассматриваться как главенство закона в системе всех правовых актов, в том числе правоприменительных и актов конкретного поведения.

Нарушение принципа верховенства закона подрывает и другой принцип законности — принцип единства законности.

2. Единство законности. Принцип единства законности трактуется в субъектном, территориальном и временном аспектах применительно ко всем сторонам законности. При всем многообразии действующих в стране законов и подзаконных актов, учитывая все национальные, исторические, бытовые и другие особенности, понимание и исполнение законов на всей территории государства должно быть одинаковым. Единообразное понимание позволит избежать ошибок при применении законов и подзаконных актов. Законы РФ с одинаковой силой действуют на всей территории, а все правовые акты республик, краев, областей и других территориальных единиц не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, в ином случае они подлежат изменению или полной отмене. Но полномочия по правотворчеству субъектов РФ не должны приводить к ослаблению принципа единства законности. Бесспорно, проще всего поддерживать указанный принцип в жестко централизованных государствах — тоталитарных, деспотических, но мы говорим о современном, демократическом государстве, где существует реальное разделение властей, а по своим полномочиям субъекты государства равны между собой.

Принцип единства законности не умаляет прав на самостоятельность субъектов РФ. В своих правовых актах субъекты РФ должны учитывать своеобразие местных условий, национальных интересов, особенности и специфику того или иного региона. Одновременно с этим, принимая местные законы и применяя их на практике, нельзя отступать от общих правил, установленных в федеральном законодательстве. Законодательная компетенция субъектов не ослабляет, а, наоборот, укрепляет принцип единства законности в государстве при условии соблюдения всех установленных положений федерального законодательства.

Что касается субъектного состава, то это, прежде всего, установление равенства личности и органов государства. Органы, организации и учреждения в сфере правоприменения, получают одинаковую правосубъектность и компетенцию, но на практике довольно часто происходят нарушения данных положений. Все это наносит вред единству законности и отражается в нестабильности социальной жизни общества.

Единство законности во времени обеспечивается одновременностью вступления в законную силу законов и других нормативных актов и прекращения или изменения их действия. Нормы начинают действовать с момента, прямо указанного в нормативном акте, либо по истечении определенного срока после официального его опубликования или с момента принятия. Такой порядок вносит четкость и ясность в правовое регулирование положений в данный момент времени, и, следовательно, обеспечивается единство законности в государстве.

3. Целесообразность законности. Данный принцип основывается на необходимости принятия «целесообразных», т. е. отвечающих закономерностям общественного развития, правовых законов и выбора оптимальных, наиболее эффективных способов и средств их реализации.При осуществлении правотворческой и правореализующей деятельности необходимо действовать только в рамках закона, но с позиций, максимально соответствующих целям и задачам общества. Нормативные правовые акты предоставляют правоприменителю выбор наиболее целесообразного решения. Примером могут служить виды и сроки наказания в уголовном или административном законодательстве (штраф, арест, лишение свободы и т. д.), которые фигурируют в относительно-определенных или альтернативных санкциях.

Необходимо четко представлять, что принцип целесообразности не действует в обход закона, а основывается на нем и действует только в пределах закона. Но также совершенно очевидно, что закон может не отвечать требованиям сложившихся общественных отношений, т. е. считаться устаревшим, но по каким-то причинам оставаться неизмененным или неотмененным. Такой закон перестает отражать интересы населения в государстве, и тем самым он теряет свою целесообразность. Следовательно, такой закон необходимо отменить в установленном порядке, а это, в свою очередь, возлагает на органы нормотворчества колоссальную обязанность по своевременному устранению расхождений между законами и реалиями общественной жизни.

Раскрывая принцип целесообразности законности, необходимо разделить его на две составляющие, а именно: целесообразность в нормотворческой деятельности и целесообразность в правоприменительной деятельности.

Целесообразность в нормотворческой деятельности выражается в принятии нормативных актов, соответствующих закономерностям общественного развития. Основа принципа целесообразности в нормотворческой деятельности — это правильное отражение потребностей общественного развития. Законодателю необходимо постоянно следить за изменениями, происходящими в обществе и своевременно реагировать на данные изменения. Поддержание баланса соответствия нормативных актов реальной жизни является одной из главных задач в деятельности нормотворческих органов, иначе исчезнет целесообразность действия таких законов, а вместе с этим нарушится принцип законности.

Целесообразность в правоприменительной деятельности сводится к выбору в рамках определенной нормы права наиболее целесообразного решения с учетом конкретных условий и применительно к рассматриваемому случаю.

Видео (кликните для воспроизведения).

В каждом нормативном акте установлена цель, и правоприменительный акт обязан соответствовать указанной в законе цели. И только при таком соответствии можно говорить, что правоприменительный акт целесообразен, а значит, отвечает принципу законности. Положения, которые нарушают цель закона, должны быть признаны нецелесообразными. Деятельность по рассмотрению и разрешению конкретных дел правоприменителем достаточно подробно регламентируется с помощью процессуальных норм действующего законодательства. С одной стороны, выполнение указанных предписаний значительно упрощает деятельность правоприменителя, но, с другой стороны, именно выполняя предписания, правоприменитель может столкнуться с проблемами соответствия целесообразности и законности. Любой действующий нормативный акт стабилен — он применяется в том виде, в котором создан законодателем. Для всех органов государства законы являются обязательными, любые отступления являются нарушениями и запрещены в любом виде.

Читайте так же:  Как восстановить свидетельство о браке как восстановить свидетельство о расторжении брака

Второй аспект реальности законности выражается в обязательном реагировании на нарушения норм права. Любое нарушение норм права есть посягательство на законность в государстве. Очень важно, чтобы данные нарушения вовремя пресекались. Любое правонарушение должно раскрываться в максимально короткие сроки, а наказание должно быть неминуемым. Речь не идет о строгости наказания за правонарушения, необходимо, чтобы граждане знали, что за правонарушение последует неотвратимое наказание.

Принципы законности работают только в системном единстве. Четкое выполнение указанных принципов способствует укреплению общей законности в государстве, так как принципы и требования составляют сущность этого явления.

Гарантии законности — это система объективных и субъективных условий, а также специальные юридические средства и способы, посредством которых обеспечивается законность. Система общих гарантий представляет собой совокупность объективных условий общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование.

Она складывается из экономических, политических, социальных, духовных факторов, которые непосредственным образом влияют на состояние законности, провоцируя граждан на обход закона либо, наоборот, на законопослушное поведение.

Выделяют следующие виды гарантий законности:

Специальные юридические гарантии — это совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность государства по их применению, направленные на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление, защиту прав и свобод.

Общие черты юридических гарантий законности:

  • • они обусловлены социально-экономическим и государственно-правовым развитием общества и природой законности;
  • • носят непосредственный и целевой характер;
  • • закреплены в действующем законодательстве;
  • • нормативно-юридической основой их применения является право.

К числу юридических гарантий законности следует отнести следующие:

  • • закрепление требований законности в нормативных правовых актах;
  • • предоставление всем участникам правоотношений права обеспечивать режим законности правомерными средствами и методами;
  • • обеспечение режима законности в процессе профессиональной правоохранительной деятельности государственных и негосударственных институтов;
  • • обеспечение режима законности в процессе судопроизводства;
  • • обеспечение режима законности в рамках надзорно-контрольной деятельности;
  • • эффективность мер юридической ответственности и защиты, ведущих к восстановлению нарушенных прав и обязанностей и оказанию воздействия на правонарушителей;
  • • качественная работа компетентных органов власти по обеспечению законности в различных сферах жизнедеятельности общества;
  • • постоянное совершенствование и улучшение юридической деятельности;
  • • развитое правовое сознание и высокая правовая культура населения страны;
  • • международные гарантии законности.

Совокупность вышеперечисленных условий и средств составляет систему гарантий. Сами по себе, в разрозненном виде они малоэффективны. Их практический результат может быть достигнут только в комплексе с другими элементами единого механизма реализации идеи и принципов законности, функционирование которого создает реальные предпосылки для формирования в обществе высокого уровня правопорядка — неотъемлемого «спутника» законности.

Для обеспечения законности была создана система мер, направленных на профилактику нарушений законности и упрочнение законности. Она состоит из двух блоков: профилактика нарушений законности и упрочнение законности. Такое деление обусловлено двойственным характером системы мер, влияющих на функционирование должностного лица, условия и факторы социальной среды, которые могут быть как положительными (гарантии), так и отрицательными (причем самого разного свойства и содержания — материально-производственные, экономические, политические, духовные, правовые).

Профилактика нарушений законности означает выявление причин и условий нарушений законности, устранение указанных причин и условий, ликвидацию всех тех негативных факторов, явлений и процессов, которые ведут к нарушениям законности. В числе такого рода факторов экономическая и политическая нестабильность, низкая правовая культура населения, должностных лиц, деформация правосознания, установка должностных лиц на приоритет целесообразности перед законностью, отрицательное отношение общества к государству и праву.

Упрочение законности предполагает формирование и совершенствование, развитие гарантии законности в деятельности государственных органов, должностных лиц.

Законность: понятие, принципы, юридические гарантии

Законность как социальное явление возникла вместе с процессом происхождения государства и права. Законность – явление исторически развивающееся. Законность – это «политико-правовой режим, характеризуемый верховенством закона, безусловным исполнением его требований гражданами и должностными лицами, наличием специальных механизмов, гарантирующих безопасность и защиту личности от произвола, беспрепятственное осуществление гражданами прав и свобод. В отечественной юридической литературе контуры содержания законности традиционно рассматриваются в единстве трех взаимосвязанных аспектов: принципа деятельности, метода деятельности и режима общественной жизни.

1. Законность как принцип государственно-правовой жизни, признается в качестве основополагающего начала жизни общества, ориентирующего индивидов и организации на надлежащее осуществление (соблюдение, исполнение, использование) юридических предписаний. Ценность этого принципа станет реально значимой при условии, что им будут руководствоваться в своем поведении все субъекты права — и государственные органы, и их должностные лица, и граждане, и их объединения. Вывод о возможности рассмотрения законности в качестве принципа, правового начала деятельности индивидов, организаций основывается на содержании ч.2 ст. 15 Конституции РФ.

2. Законность — это и метод регулирования поведения участников отношений, состоящий в организации общественных отношений путем издания законов, иных нормативно правовых актов и обеспечения осуществления их предписаний. Главное здесь в том, что реализация многочисленной деятельности государства, его функций осуществляется правовыми средствами и в правовых формах.

3. Законность, как особый режим общественно-политической жизни, отражает господство (верховенство) закона во всех сферах общественной жизни, в отношениях между личностью и государственной властью, распространение его требований на область правотворчества, сферу реализации права, его применения. Понятие законности в этом аспекте означает ее нацеленность на обеспечение безопасности и защиты личности от произвола властных структур, беспрепятственное осуществлением прав и свобод человека и гражданина.

Вместе с тем заслуживает внимания вывод о том, что наиболее завершенную форму, ценность законность «приобретает только тогда, когда она предстает в виде режима социально-правовой жизни». Под этим углом зрения в содержании законности можно выделить следующие составляющие:

а) обязательное соблюдение, исполнение предписаний права всеми его субъектами;

б) обеспечение для всех субъектов возможности полного и реального осуществления субъективных прав;

в) строгая регламентация деятельности учреждений и организаций;

г) реализация предписаний Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов на федеральном, региональном и местном уровнях;

д) независимое и эффективное правосудие;

е) результативная работа правоохранительных органов.

Конституционная законность, с указанной точки зрения, — это складывающийся в общественной жизни режим исполнения (осуществления) конституции, всего конституционного законодательства как государством, его органами, так и гражданами, их объединениями, органами местного самоуправления. В этом контексте также признается, что «конституционная законность может быть истолкована как реально действующая система конституционализма, обеспечивающего полное действие конституции».

Читайте так же:  Как узнать свой пенсионный фонд по адресу

Принципы законности – это основные идеи, начала, раскрывающие содержание законности под углом зрения практического осуществления права.

Верховенство закона. В условиях режима законности наибольшей юридической силой по отношению ко всем иным нормативным правовым актам обладают законы. Верховенство закона и его приоритетная роль в правовой системе предопределяются тем, что особое право принимать законы принадлежит исключительно высшим представительным (законодательным) органам государства либо непосредственно народу в порядке референдума. Итак, под верховенством закона понимается его высшая юридическая сила в иерархической системе нормативных правовых актов, соответствие подзаконных актов закону.

Всеобщность законности. Требование всеобщности законности означает: в обществе не должно быть государственных или общественных структур, должностных лиц, определенных категорий граждан, которые бы исключались из сферы законности, не находились под воздействием права. Перед законом все должны быть равны, здесь недопустимы какие-либо изъятия.

Единство законности. Для российского федеративного государства действие данного принципа имеет особое значение. Единство законности — это одинаковый ее режим для всей страны, недопущение попыток создания отдельной законности в регионах, отличной от общегосударственной.

Недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Слово «целесообразный» означает «соответствующий поставленной цели, вполне разумный, практически полезный»

Неотвратимость наказания за совершенное правонарушение.

Связь законности с правовой культурой. Этот принцип исходит из того, что законность в действительности функционирует с опорой на знания членов общества, их правовой опыт, общий кругозор, осознание ими необходимости соблюдать законы, руководствоваться их предписаниями.

Гарантированность законности. Этот принцип исходит из того, что уровень законности напрямую зависит от эффективности механизмов, призванных обеспечивать беспрепятственное использование человеком и гражданином прав и свобод, закрепленных в Конституции и федеральном законодательстве, их всестороннюю охрану.

Принципы законности при всей значимости не претворяются в правовой действительности автоматически. Для их практической реализации необходимы и определенные условия, и специальные юридические средства, в совокупности своей обеспечивающие режим законности. Имеются в виду гарантии законности, под которыми понимаются общие условия и специально-юридические средства, предназначенные для ее обеспечения.

Общие гарантии или условия законности – реально существующие в обществе возможности, которые способствуют практическому воплощению принципов законности. Действительно, состояние законности во многом определяется экономическими, политическими, социальными и духовно-культурными факторами.

Юридические (специальные) гарантии – это специальные правовые средства, приемы, посредством использования которых обеспечивается законность.

Соответственно, прежде всего, обратим внимание на конституционные юридические гарантии, значение которых («удельный вес») определяется содержанием самой Конституции. В их числе выделяется следующие: право человека самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45); гарантированная каждому судебная защита его прав и свобод (ст. 46); предусмотренное Конституцией РФ право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностными лицами (ст. 53); положение о том, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность обратной силы не имеет (ст. 54); запрет издавать законы, отменяющие или ущемляющие права и свободы человека и гражданина (ст. 55); гарантии правосудия; презумпция невиновности (ст. 49); право каждого задержанного, заключенного под стражу, пользоваться помощью адвоката (ст. 48); запрет повторного осуждения за одно и то же преступление (ст. 50); недействительность незаконно полученных доказательств; право на пересмотр приговора и др.

В научной и учебной литературе юридические гарантии, как правило, рассматриваются с позиции правоприменительной практики. В этой связи в их числе выделяют:

а) меры предупреждения правонарушений, к которым относятся: информирование правоохранительных и иных органов о готовящихся правонарушениях, проверка соблюдения правил хранения оружия, досмотр багажа в аэропорту, груза при пересечении границы, усиление охраны объектов возможных преступных посягательств, обеспечение паспортного режима и т.д. Названные меры носят отчетливую профилактическую, предупредительную направленность;

б) меры пресечения правонарушений, направленные на исключение возможности продолжения противоправных деяний (задержание, обыск, подписка о невыезде, изъятие средств осуществления возможного правонарушения, например, поддельных печатей, приостановка работ цеха, предприятия и др. в связи с грубым нарушением противопожарных, либо иных правил, удаление нарушителей порядка из зала суда и т.д.).

в) меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений — восстановление на работе незаконно уволенного, возложение обязанности по опровержению сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию определенного лица, принудительное взыскание средств на содержание ребенка (алиментов), виндикация (принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения) и др.;

г) юридическая ответственность — важное и необходимое средство обеспечения законности. По сути, — это наказание лица, виновного в совершении правонарушения. Представление людей и возможной реализации мер юридической ответственности – существенный сдерживающий фактор, побуждающий к правомерному поведению;

д) процессуальные меры направлены на обеспечение нормального производства по юридическим делам (уголовным и др.). Это – принудительный привод в суд, выемка документов, освидетельствование и др.). Они призваны обеспечить эффективность расследования дел о правонарушениях, рассмотрение этих и иных дел компетентными государственными органами.

Дата добавления: 2015-11-23 ; просмотров: 302 | Нарушение авторских прав

Понятие, принципы и гарантии законности

Законность — политико-правовой режим или принцип реального действия права в государстве, при котором государственные органы, должностные лица и граждане строго соблюдают правовые нормы и законы.

Законность — основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, всех звеньев его политической системы. Охватывая своим действием наиболее важные сферы человеческого общежития, законность обеспечивает справедливую дифференциацию интересов людей.

Законность всегда целесообразна, в любой ситуации целесообразно следовать предписаниям закона.

Принципы законности – это положения правовой жизни общества, которые выражают содержание законности.

К принципам законности относят:

1) единство законности;

2) верховенство законности;

3) связь законности с культурой;

4) связь законности с целесообразностью;

5) всеобщность законности;

6) гарантирование прав и свобод личности;

7) неотвратимость наказания за нарушение закона.

Гарантиями законности являются условия и средства, которые могут создать прочную основу точной и строгой реализации законов всеми субъектами права.

В систему гарантий законности входят социально экономические, политические, идеологические, юридические и общественные гарантии.

К материальным гарантиям относится такая экономическая структура общества, в рамках которой устанавливаются равносильные отношения между производителями и потребителями материальных благ.

Политическими гарантиями законности и правопорядка являются все элементы политической системы общества, которые поддерживают и воспроизводят общественную жизнь на основе юридических законов.

К юридическим гарантиям относится деятельность государственных органов и учреждений, специально направленная на предотвращение и пресечение нарушений законности и правопорядка.

Нравственными гарантиями законности и правопорядка являются благоприятная морально-психоло-гическая обстановка, в которой реализуются юридические права и обязанности участников правоотношен.

Читайте так же:  Когда на счет мужчины поступило 2000 миллиардов евро, он стал самым богатым человеком в мире. правда

Понятие системы права, её черты и основные компоненты

Система права — это обусловленное объективными факторами внутреннее строение права, характеризующееся согласованностью, взаимообусловленностью и взаимодействием правовых норм, объединённых по соответствующим основаниям в обособленные группы (правовые общности).

Черты система права:

1.С её помощью формируются устойчивые связи между элементами права — нормами, институтами, отраслями. Эти связи могут быть: причинно-следственными, функциональными, внешними, внутренними, и горизонтальные. Внутренние системные связи права обеспечивают его единство и непротиворечивость.

2.Система права служит средством накопления социальной информации, исходящей, как от законодателя, так и иных нормативных систем. Поступающая информация (новые нормы) как бы сортируется и «хранится» в строго определённых местах системы права, пользуясь которой можно легко отыскать нужную норму.

3.Система права обеспечивает совокупный регулятивный эффект от реализации многочисленных правовых норм, оказывая воздействие на поведение людей, как на уровне отдельных норм, так и как целостное образование.

4.Система права позволяет сохранять стабильность правового регулирования при различного рода преобразованиях права. Правовые реформы осуществляются сообразно схеме, заданной объективным, неподвластным законодателю строением права.

[2]

5. Система права служит определённым механизмом преемственности правового прогресса, сохраняя для новых поколений выработанные многовековой практикой юридические феномены: нормы, институты, отрасли.

В качестве основных структурных элементов права выделяют отрасли права, подотрасли права, институты права и правовые нормы.

Отрасль права — это наиболее крупная, обособленная совокупность юридических норм, регулирующих качественно однородные группы общественных отношений. (Гражданское, уголовное право).

Подотрасль права — обособленная в рамках отрасли совокупность юридических норм, регулирующих крупный, относительно самостоятельный блок общественных отношений, объединяемых по признаку видового сходства (в гражданском праве в качестве подотраслей выступают авторское, жилищное, наследственное право; в конституционном праве — избирательное, муниципальное право).

Институт права — это сравнительно небольшая устойчивая группа правовых норм, регулирующих определённую разновидность общественных отношений, которые представляют лишь отдельную сторону предмета регулирования отрасли.

Субинститутыпредставляют собой группы норм права в рамках одного правового института, выражающих некоторые особенности правового регулирования отдельных видов общественных отношений (например, субинститутами являются: розничная купля-продажа в институте купли-продажи, охрана труда женщин в институте охраны труда в трудовом праве и др.).

Первичным элементом системы права является юридическая норма.

Понятие, содержание и классификация функций государства

Функцией государства считают направление его деятельности по решению вставших перед ним задач. Функции – это то, чем занимается государство. В функциях определяется сущность государства, его социальное назначение, направления, в которых государство осуществляет управление обществом.
Функции Российского государства– это характер и направленность государственной деятельности, которая имеет решающее влияние на всю структуру государственного аппарата. В результате исходным, ключевым подходом к изучению государства необходимо считать такой, который исследует его с точки зрения направлений деятельности. Изменения в функциях государства ведут к изменениям в целом в структуре государственного аппарата.
Многообразные функции Российского государства можно классифицировать по разным основаниям:

Право граждан на информацию, его содержание, пределы и формы защиты

В соответствии с частью 3 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Свободно получать информацию – значит, иметь открытый доступ к сведениям, представляющим значение для реализации прав и свобод человека и гражданина (информация о наличии вакантных рабочих мест, о состоянии окружающей природной среды, о расписании движения транспортных средств и т.д.).

Однако это право не безусловно – оно реализуется «законным способом», то есть в тех пределах, которые очерчены действующим законодательством. Установление таких пределов на основании федерального закона Конституцией РФ прямо связывается с необходимостью защиты прав и законных интересов других лиц, защиты нравственности, здоровья, безопасности государства (статья 55).

Поэтому порядок реализации права граждан на информацию раскрывается в специальных федераль-ных законах, среди которых два нормативных правовых акта – Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федеральный закон «О персональных данных» — имеют основополагающее значение.

В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» вся информация по критерию её доступности подразделяется на две категории – открытого доступа (общедоступная) и ограниченного доступа, для получения которой существуют те или иные условия и ограничения.

Информация открытого доступа — общеизвестная и иная информация, доступ к которой не ограничен

Информация ограниченного доступа.— Важное требование – соблюдение конфиденциальности такой информации.

Особой категорией охраняемой законом информации являются персональные данные – любая информация, относящаяся к определённому гражданину, в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы и другая.

Не допускаются любые действия по обработке персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных и философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни. Исключение из этого правила закон устанавливает для целей отправления правосудия, оказания медицинской помощи, безопасности, оперативно-розыскной деятельности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Наконец, в ряде случаев закон устанавливает запрет на распространение информации – так, статьей 10 Федерального закона «Об информации…» установлен запрет на распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти или вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Источники


  1. Курганов, С. И. Комментарий к судебной практике по проблемам исполнения уголовного наказания / С.И. Курганов. — М.: Юрайт, 2015. — 322 c.

  2. Хачатуров, Р. Л. Общая теория юридической ответственности: моногр. / Р.Л. Хачатуров. — М.: Юридический центр, 2017. — 965 c.

  3. Теория государства и права. — М.: Инфра-М, Норма, 2011. — 496 c.
  4. Данилов, Е.П. Жилищные споры: Комментарий законодательства. Адвокатская и судебная практика. Образцы исковых заявлений и жалоб. Справочные материалы / Е.П. Данилов. — М.: Право и Закон, 2016. — 352 c.
Понятие, принципы и гарантии законности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here