Понятие и виды муниципальных образований

Сегодня предлагаем обсудить важные аспекты на тему: "Понятие и виды муниципальных образований" с профессиональной точки зрения и понятным языком. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то дочитайте до конца, а если не найдете ответа, то всегда можно обратиться к нашему дежурному юристу.

Муниципальное образование: понятие, признаки, виды. Состав территорий муниципальных образований

Муниципальное образование: понятие, признаки, виды. Состав территорий муниципальных образований.

Муниципальное образование — это территориальная единица, на которой осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и сформированные населением муниципального образования органы местного самоуправления.

В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено три типа муниципальных образований (с закреплением за каждым из них присущих ему полномочий).

Первый тип — городские и сельские поселения.

Сельское поселение — это один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Городское поселение — это город или поселок. Сельское поселение отличается от городского характером деятельности большей части населения.

Второй тип — муниципальные районы, объединяющие территории нескольких поселений. Муниципальные районы осуществляют на всей своей территории полномочия по вопросам местного значения, которые эффективнее реализуются на больших территориях, чем территория поселения, и в основном имеют межмуниципальный характер.

Муниципальный район — это несколько поселений или поселений и межселенных территорий (территорий, находящихся вне границ поселений), объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными и региональными законами.

Третий тип — городские округа. Городские округа создаются, как правило, на базе городов республиканского, краевого, областного значения. Городские округа осуществляют полномочия как поселений, так и муниципальных районов.

Городской округ — это городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных ФЗ 131 вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными и региональными законами.

Городское поселение отличается от гор округа уровнем инфраструктуры, возможностей.

Муниципальным образованием является также внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

РАЗДЕЛ I. ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМУПРАВЛЕНИЯ

Тема 3. Территориальная организация местного самоуправления в РФ

3.1. Понятие и виды муниципальных образований

Понятие «муниципальное образование» является одним из основных терминов, используемых при рассмотрении вопросов реализации местного самоуправления. Впервые термин был применен в федеральном законе № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» для характеристики самоуправляемой территории. В федеральном законе № 131-ФЗ его определение приводится в следующем виде: «муниципальное образование – городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения», что, по сути, является перечислением видов муниципальных образований.

Муниципальное образование – это территориальная единица, в рамках которой осуществляется местное самоуправление. Согласно 131-ФЗ муниципальные образования могут образовываться в виде поселения (городского или сельского), муниципального района, городского округа либо внутригородской территории города федерального значения. Наиболее распространенными являются сельские поселения (на 1 сентября 2007 в РФ было образовано 19919 сельских поселений, что составило 82,25% от общей численности зарегистрированных муниципальных образований[1]). Такой вид муниципального образования как внутригородская территория города федерального значения может образовываться только в городах Москва и Санкт-Петербург, что обусловлено спецификой самих субъектов РФ. Это наиболее малочисленный вид муниципального образования (на 1 сентября 2007 в РФ их было зарегистрировано 236, что составило менее 1% от общей численности муниципальных образований[2]).

Независимо от вида все муниципальные образования обладают следующими признаками: 1) населенная территория в установленных границах; 2) осуществление местного самоуправления выборными органами и в других формах; 3) наличие муниципальной собственности; 4) автономность и самостоятельное решение вопросов местного значения; 5) наличие устава, т.е. необходимость образования юридического лица.

Общее количество муниципальных образований в РФ на 1 сентября 2007 года составила 24219. В 2008 году наметилась тенденция к уменьшению численности муниципальных образований, в частности, из-за сокращения количества сельских поселений вследствие объединения муниципальных образований, присоединения слабых к более успешным[3].

Понятие и виды муниципальных образований

Рассмотрим основные виды муниципальных образований в Российской Федерации, которые существуют в настоящее время. От полноценности внедрения стратегии развития напрямую зависит уровень результативности основных процессов, протекающих и в отдельном регионе, и в государстве.

Суть определения

Согласно законодательству нашей страны, выделяют следующие виды муниципальных образований:

  • сельские,
  • городские,
  • имеющие общую поселенческую территорию.

Также это понятие применимо к населенным пунктам, обладающим бюджетом, собственностью, в которых существует местное самоуправление. Подобные признаки являются юридическими, но можно перечислить и социальные и экономические факторы, влияющие на способность конкретных регионов относительно получения ими данного статуса.

Понятие и виды муниципальных образований – это серьезная тема, заслуживающая отдельного внимания и пристального изучения.

Местная власть

Поддержка населения со стороны местных властей имеет особое значение для развития населенных пунктов. Различные виды муниципальных образований обладают разными хозяйствующими субъектами, способными приносить экономическую прибыль. Это сказывается на заинтересованности инвесторов, их желании вложить средства в развитие населенного пункта.

Структура в РФ

Выделяют следующие виды муниципальных образований в РФ:

  1. Городское поселение. Это понятие относится к крупным поселкам или небольшим городам, в которых местное самоуправление реализуется жителями без привлечения посредников. Самоуправление осуществляется благодаря выборным органам, функционирующим на территории населенного пункта.
  2. Сельское поселение. К данному термину относятся хутора, кишлаки, деревни, аулы, села, станицы. Самоуправлением в таких территориях занимается политически активное население.
  3. Муниципальный район. В данную категорию попадают поселения, которые объединены одной территорией. Самоуправление в них осуществляется по схеме, аналогичной предыдущим категориям. Населению передаются некоторые полномочия, определяемые законами Российской Федерации.
  4. Внутригородская часть. Подобные виды территорий муниципальных образований имеют федеральное значение. Они находятся внутри города, допускают самоуправление.
Читайте так же:  Треть россиян боится потерять работу из-за искусственного интеллекта

Городской округ не является составным элементом муниципалитета. Все решения местных органов самоуправления базируются на федеральных законах местного значения.

Уровни местного самоуправления

Выделяют двухуровневую структуру, согласно которой территорию нашей страны делят на муниципальные части и городские округа. Также осуществляется деление самих районов на городские и сельские поселения.

Определение границ

Разные виды муниципальных образований в нашей стране характеризуются собственными установленными границами. Под территории муниципальных образований подпадают земли городских, поселковых населенных пунктов, участки, которые используются для их развития, а также иные категории, которые располагаются в границах муниципального образования.

Необходимо знать, что муниципальные земли – это объект земельного и гражданского права. Все виды муниципальных образований имеют устав. В нем должна присутствовать следующая информация: структура и последовательность формирования органов самоуправления, гарантии и формы участия населения в процессе решения вопросов, которые имеют значение для конкретной территории, состав и границы муниципального образования.

В этот устав включают порядок, по которому происходит досрочное прекращение полномочий должностных лиц, а также обязанности, которые принимают органы самоуправления.

Также прописываются в этом документе основные виды деятельности муниципального образования. Особое внимание уделено вопросам самоуправления, сохранению исторических и культурных традиций.

Местное самоуправление

Основы местного аппарата самоуправления можно рассматривать как совокупность норм, которые закрепляют и регулируют состав территории, порядок расположения и изменения границ муниципального образования.

В любом государстве мира есть необходимость передачи управленческих функций на места. Поэтому и осуществляется локальное территориальное деление на участки, в рамках которых будут осуществляться функции власти. На этих территориях создают органы муниципального и государственного (публичного) управления.

Иерархия территориальных элементов РФ

В этой иерархии выделяют два уровня. Один предполагает деление государства на первичные территориальные компоненты – субъекты РФ, второй объясняет принципы выделение в субъектах Федерации административно-территориальных единиц. Каждый из этих фрагментов имеет установленные границы. Самыми распространенными вариантами административно-территориальных единиц являются районные и сельские советы. Для населенных пунктов выделяют поселки, станицы, деревни, села, которые относятся к одному муниципальному образованию.

Эту формальную единицу выделяют органы государственной власти РФ для реализации полномочий, а система муниципальных образований создается из местного населения, чтобы в полной мере соответствовать его потребностям.

Среди отличительных признаков муниципального образования выделяют:

  • территорию;
  • население;
  • осуществление местного самоуправления;
  • обособленность муниципальной собственности;
  • местный бюджет;
  • выборные органы.

В Конституции РФ закреплены три важных нормы определения территориальной базы управления:

  • реализация управления в сельских, городских, иных территориях;
  • учет местных традиций и исторических корней;
  • корректировка границ территории осуществляется только с согласия населения.

В современной практике применяют два основных варианта территориальной организации местного самоуправления: поселенческий и территориальный.

Первый способ зародился в средневековом городском управлении в Западной Европе. Самый последовательный вариант поселенческого принципа был реализован во Франции. Здесь в конце восемнадцатого века были созданы муниципалитеты в каждой провинции, поселении, сельском общине.

При выборе территориального способа управления на конкретной территории создают муниципальные образования, в которые входят сразу несколько поселений.

Местное самоуправление в подобных территориальных структурах требует вовлечения населения в реализацию публичных задач.

[2]

Заключение

В настоящее время территориальная модель с одноуровневыми муниципалитетами, которые сформированы на основе крупных административных районов и городов, функционирует во многих субъектах нашей огромной страны. Например, такая структура характерна для Ульяновской, Саратовской, Самарской, Рязанской областей. В качестве очевидного недостатка такого управления профессионалы отмечают существенную удаленность управленческих государственных структур от населения.

В результате местное самоуправление становится низовым звеном системы. Для поселенческой модели с одноуровневым муниципалитетом свойственна слабо развитая социальная и инженерная инфраструктура. Для того чтобы избавиться от недостатков, присущих каждой структуре, была разработана комбинированная двухуровневая система.

Образовательный портал — все для студента юриста.

VII. Муниципальные образования

Понятие муниципального образования

Муниципальное образование — это территория, в пределах которой граждане реализуют свое конституционное право на местное самоуправление непосредственно и (или) через выборные органы местного самоуправления.

Виды муниципальных образований

В соответствие с ФЗ от 6.10.03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Российской Федерации существует пять видов муниципальных образований:

● Городское поселение — город или поселок, местное самоуправление в котором осуществляется непосредственно населением непосредственно или через выборные органы местного самоуправления.

● Сельское поселение — единичный сельский населенный пункт, или же объединение нескольких сельских населенных пунктов, в которых местное самоуправление осуществляет населением непосредственно или через выборные органы местного самоуправления.

● Муниципальный район — несколько поселений, объединенных общей территорией, местное самоуправление в которых осуществляется в целях решения вопросов местного значения.

● Городской округ — это городское поселение, не входящие в состав муниципального района, местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения.

● Внутригородская территория города федерального значения — это отдельная часть территории города федерального значения, в пределах которого гражданами осуществляется местное самоуправление.

Понятие территориальной основы местного самоуправления. Особенности и виды муниципальных образований;

Территориальные основы местного самоуправления

Лекция 7

Вопросы лекции:

1. Понятие территориальной основы местного самоуправления. Особенности и виды муниципальных образований

2. Границы муниципальных образований и состав их территории

3. Создание муниципальных образований, изменение их границ, преобразование и упразднение муниципальных образований

4. Особенности организации местного самоуправления на отдельных территориях

Отношения, связанные с территориальной организацией местного самоуправления в Российской Федерации составляют предмет крупного института отрасли муниципального права. Их регламентация осуществляется нормами, зафиксированными в федеральных, региональных и местных нормативных правовых актах. Что же понимается под территориальными основами местного самоуправления?

Территориальные основы местного самоуправления

– это институт муниципального права, представляющий собой систему норм закрепляющих и регулирующих особенности территориальной организации местного самоуправления: виды муниципальных образований, их территориальное устройство, порядок создания, специфику установления и изменения границ муниципальных образований, преобразования и упразднения муниципальных образований, а также особенности организации местного самоуправления на отдельных территориях.

Закон от 1995 г. № 154-ФЗ содержал развернутое определение понятия «муниципальное образование» как городского, сельского поселения, нескольких поселений, объединенных общей территорией, части поселения, иной населенной территории, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы.

Формулируя понятие муниципального образования в Законе 2003 г. № 131-ФЗ законодатель допускает явный просчет, ибо само понятие должно раскрываться через присущие явлению признаки, а в данном нормативном правовом акте муниципальное образование определяется через перечисление собственных разновидностей, что не позволяет составить представления об изучаемой категории. Итак, муниципальное образование в статье 2 Закона 2003 г. № 131-ФЗ определяется как городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Читайте так же:  Грабители сорвали куш в лотерею, но вместо роскошной жизни отправятся в тюрьму

Особенностями муниципального образования являются:

1. Муниципальное образование – это населенная территориальная единица.

2. Муниципальное образование обладает границами. Границы муниципального образования устанавливаются и изменяются законами субъектов РФ.

3. В каждом муниципальном образовании осуществляется местное самоуправление.

4. Каждое муниципальное образование имеет выборные органы местного самоуправления. Даже в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом не более 100 человек в котором в соответствии с уставом не формируется представительный орган, избирается глава муниципального образования.

5. В каждом муниципальном образовании осуществляется правотворчество. Это проявляется в принятии устава муниципального образования, иных муниципальных правовых актов, исполнение которых на территории данного муниципального образования обязательно.

Анализируя совокупность характерных признаков местного самоуправления, мы можем сконструировать соответствующее понятие. Под муниципальным образованием понимается территориальная единица, имеющая четко установленные границы, в пределах которой осуществляется местное самоуправление как непосредственно, так и через выборные органы и принимаются решения, обязательные для исполнения.

В Законе 2003 г. № 131-ФЗ выделены следующие виды муниципальных образований: 1) сельские поселения; 2) городские поселения; 3) муниципальные районы; 4) городские округа; 5) внутригородские территории города федерального значения.

Поселение

как определено в Законе 2003 г. № 131-ФЗ – это городское или сельское поселение.

Сельское поселение

– один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Примером сельского поселения является Зиняковский сельсовет Городецкого муниципального района Нижегородской области.

В состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения — более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения — менее 3000 человек каждый).

Таким образом, сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав сельского поселения. Однако в соответствии с законами субъекта Российской Федерации статусом сельского поселения с учетом плотности населения субъекта Российской Федерации и доступности территории поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек. Причем даже уменьшение численности населения сельских населенных пунктов менее чем на 50 процентов относительно минимальной численности населения (1000 человек (для территории с высокой плотностью населения — более 3000 человек, а для территории с высокой плотностью населения — менее 3000 человек каждый), после установления законами субъектов РФ границ поселений не является достаточным основанием для инициирования органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральными органами государственной власти процедуры изменения границ поселений.

Городское поселение

– это город или поселок с прилегающей территорией (в составе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями), в которых местное самоуправление осуществляется непосредственно населением и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Примером городского поселения является городское поселение город Чкаловск Чкаловского района Нижегородской области.

В состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями).

Муниципальный район

– несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Всего в Нижегородской области 43 муниципальных района. Примером муниципального района является Кстовский муниципальный район.

Городской округ

– городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Примером городского округа является город Нижний Новгород.

Таким образом, статусом городского округа наделяется, как правило, крупный город, который может самостоятельно решать не только вопросы местного значения поселенческого, но и межпоселенческого характера, а также осуществлять отдельные делегированные государством полномочия. Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения установленных Законом 2003 г. № 131-ФЗ вопросов местного значения городского округа, муниципального района и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

При наделении городского поселения статусом городского округа учитываются перспективы развития городского поселения, подтвержденные генеральным планом данного городского поселения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Также необходимо отметить, что статусом городских округов наделяются в соответствии со ст. 80 и ст. 81 Закона 2003 г. № 131-ФЗ закрытые административно-территориальные образования и наукограды.

Внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения

– часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Городами федерального значения в соответствии с Конституцией РФ являются города Москва и Санкт-Петербург.

Хотя Закон 2003 г. № 131-ФЗ не использует понятие «уровни», муниципальные образования, установленные им можно различать как муниципальные единицы низового и более высокого уровня. Такое деление можно провести по двум основаниям.

Во-первых – это характер полномочий. Муниципальные образования низового уровня – сельские поселения, городские поселения, внутригородские территории городов федерального значения решают только вопросы местного значения. Муниципальный район и городской округ имеют статус муниципальных образований более высокого уровня в силу того, что помимо решения вопросов местного значения могут осуществлять и отдельные государственные полномочия, передаваемые им федеральными законами или законами субъектов РФ.

Читайте так же:  Что такое реконструкция градостроительный кодекс рф

Во-вторых – это место в территориальной системе местного самоуправления. Сельские и городские поселения, внутригородские территории городов федерального значения можно назвать муниципальными образованиями низового уровня. В состав сельских и городских поселений входят населенные пункты, но они не являются муниципальными образованиями.

Муниципальный район – это муниципальное образование более высокого уровня, поскольку в него входят сельские поселения, городские поселения (как муниципальные образования). А городской округ – это муниципальное образование, которое соответствует уровню муниципального района, потому как городским округом является территория, включающая город, прилегающие к нему иные населенные пункты и земли между ними, выделенная из муниципального района и ставшая самостоятельным муниципальным образованием. По объему полномочий муниципальный район и городской округ отличаются тем, что последний осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения и поселения, и муниципального района.

Муниципальное образование

Муниципальное образование — субъект местного самоуправления, который может состоять из: городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.

Комментарий

В России государственное и общественное управление делится на три основных уровня: федеральный уровень, уровень субъекта Российской Федерации и уровень местного самоуправления. Причем последний уровень не считается государственным, а является самостоятельным звеном общественного управления. Так, статья 12 Конституции России предусматривает: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.».

Термин «Муниципальное образование» определен в статье 2 «Основные термины и понятия » Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:

«муниципальное образование — городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения».

Этим же нормативным актом определены и виды муниципальных образований:

Сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

Городское поселение — город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

Муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

Городской округ — один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

Городской округ с внутригородским делением — городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования;

Внутригородской район — внутригородское муниципальное образование на части территории Городского округа с внутригородским делением, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Критерии для деления городских округов с внутригородским делением на внутригородские районы устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и уставом городского округа с внутригородским делением;

Внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

Всего в России более 22 000 муниципальных образований. В том числе:

Муниципальных районов — около 1 800

Городских округов — около 600 (в том числе, городских округов с внутригородским делением — 3, в составе которых около 20 внутригородских районов)

Внутригородских районов — около 20

Внутригородские территории городов федерального значения — около 300

Городские поселения — около 1 600

Сельские поселения — около 18 000.

Классификатор муниципальных образований

Утвержден классификатор — ОКТМО (Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований). Классификатор определен в документе: ОК 033-2013. Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований» (утв. Приказом Росстандарта от 14.06.2013 N 159-ст).

Муниципальные учреждения

Муниципальные образования для реализации своих задач могут создавать Муниципальные учреждения.

Примеры муниципальных образований

Московская область, Городской округ Коломна — (Код ОКТМО 46738000)

Москва, Администрация муниципального округа Коньково — (Код ОКТМО 45902000). Подробнее: Муниципальные образования города Москвы

Таймырский Долгано-Ненецкий район — самое большое муниципальное образование России (879 929 кв. км.).

Деление органов управления на три уровня

Российские бюджеты, как и органы государственного и общественного управления, также подразделяются на три основных уровня. Так, статья 10 «Структура бюджетной системы Российской Федерации» Бюджетного кодекса Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ определяет:

К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:

— федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

— бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

— местные бюджеты, в том числе:

— бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

— бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов.

Налоговая система России также состоит из трех уровней налогов: федеральных, региональных и местных (ст. 12 Налогового кодекса России).

Дополнительно

Субъекты Российской Федерации — республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.

Муниципальные образования понятие и виды

Муниципальные образования — это административно-территориальные формирования (городские или сельские поселения, муниципальные районы, городские округа, внутригородские территории городов федерального значения), имеющие муниципальные органы публичной власти, систему нормативных актов, бюджет, социально-техническую инфраструктуру.

Муниципальные образования являются важным элементом политической системы общества, поскольку решают политические, экономические, социальные и иные вопросы местного значения.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований.

Читайте так же:  Стало известно, сколько денег зарабатывает юрий шатунов

Основные виды муниципальных образований:

Сельское поселение — один или несколько объединённых общей территорией сельских населённых пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населённых пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; соответствует сельсоветам советских времён и земствам досоветского периода. Сельское поселение входит в состав муниципального района.

Городское поселение — небольшой город или посёлок городского типа, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; Городские поселения, не являющиеся городскими округами, входят в состав муниципальных районов.

Муниципальный район — несколько поселений (сельских и/или городских) и межселенных территорий, объединённых общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

Городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных Федеральным законом вопросов местного значения;

[1]

Внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и или через выборные и иные органы местного самоуправления.

В связи с проводимой муниципальной реформой в России складывается двухуровневая система местного самоуправления. По смыслу законодательства о местном самоуправлении территория всех субъектов Российской Федерации поделена на территории муниципальных районов и городских округов, а территория муниципальных районов — на территории городских и сельских поселений, причем в малонаселенных местностях могут образовываться межселенные территории. В городских округах не может быть других муниципальных образований, такие муниципальные образования упразднены с 2006 года. Территории городов федерального значения разделяются на территории внутригородских территорий (внутригородских муниципальных образований).

Понятие и виды муниципальных образований в России

Территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, называется муниципальным образованием.

Муниципальное образование— этопублично-территориальная единица, занимающая часть территории субъекта РФ и обладающая определенными признаками: единой населенной территорией, осуществлением на данной территории местного самоуправления населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления, имеющая устав муниципального образования, муниципальную собственность, местный бюджет.

Все муниципальные образования, уставы которых зарегистрированы в установленном порядке, вносятся в государственный реестр муниципальных образований, который ведется Министерством юстиции РФ и его территориальными органами. Правила ведения реестра утверждены Правительством РФ[317]. Министерство юстиции РФ разрабатывает и утверждает формы документов и инструкцию о ведении государственного реестра[318].

Государственный реестр ведется на бумажных и электронных носителях. При несоответствии записей на бумажных носителях записям на электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях. Документы, представленные для внесения муниципального образования в государственный реестр, содержатся в регистрационном деле этого муниципального образования, являющемся частью государственного реестра. Содержащиеся в государственном реестре сведения являются открытыми и общедоступными и в месячный срок предоставляются по запросу заинтересованного органа или лица в виде выписки из государственного реестра или справки об отсутствии запрашиваемой информации.

Для внесения муниципального образования в государственный реестр его глава предоставляет в Министерство юстиции РФ: собственноручно подписанное заявление; официальный текст закона субъекта РФ об установлении границ муниципального образования и наделении его статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района, внутригородского муниципального образования; копию устава муниципального образования, официально обнародованного после его государственной регистрации; копию свидетельства о государственной регистрации устава муниципального образования.

Министерство юстиции РФ в месячный срок с даты получения вышеуказанных документов: производит необходимую запись в государственном реестре, оформляет и выдает заявителю свидетельство установленного образца о включении муниципального образования в государственный реестр, в случае нарушения порядка представления указанных документов сообщает о выявленных нарушениях заявителю и устанавливает срок для их устранения.

В случае внесения изменений в устав муниципального образования или закон субъекта РФ об установлении границ муниципального образования глава муниципального образования в течение 10 рабочих дней со дня внесения названных изменений представляет в Министерство юстиции РФ соответствующие документы.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» установил следующие виды муниципальных образований:

1) поселения (сельские и городские);

2) муниципальный район;

3) городской округ;

4) внутригородская территория городов федерального значения.

Городские, сельские поселения образуются для решения вопросов поселенческого значения (ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»), внутригородские территории — для решения внутригородских вопросов на территории городов — субъектов РФ (Москва, Санкт-Петербург), муниципальные районы — для решения вопросов межпоселенческого значения (ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»), городские округа — для решения одновременно вопросов поселенческого и межпоселенческого значения (ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»). Наделение муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, внутригородской территории городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется законами субъектов РФ.

При создании муниципальных образований и выборе их видов учитываются история образования местного сообщества, величина его территории, тип населенных пунктов и их число, численность населения, наличие транспортной и иной инфраструктуры.

Сельское поселение

— это один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых осуществляется местное самоуправление.

Необходимо различать термины «населенный пункт» (сельский, городской), т. е. вид административно-территориальной единицы, и «поселение» (сельское, городское), т. е. вид муниципального образования. Несмотря на созвучность, это разные категории. Как уже отмечалось, муниципальное образование в своих границах может совпадать с границами административно-территориальной единицы, а может не совпадать. Одно муниципальное образование может включать в себя несколько административно-территориальных единиц, и наоборот, один населенный пункт может состоять из нескольких муниципальных образований. В первоначальную редакцию закона было внесено дополнение, в соответствии с которым законы субъектов РФ, устанавливающие и изменяющие границы поселений, должны содержать перечень населенных пунктов, входящих в состав территорий этих поселений[319]. Территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения. Разделение населенных пунктов, влекущее несоответствие границ и (или) статуса муниципальных образований, существующих на день такого разделения, должно осуществляться одновременно с изменением границ и (или) преобразованием таких муниципальных образований.

Читайте так же:  Что такое wordpress преимущества самой популярной cms в мире для бизнеса

Сельское поселение, как правило, включает один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1 000 человек (для территории с высокой плотностью населения — более 3 000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее
1 000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения — менее 3 000 человек каждый). Сельский населенный пункт с численностью населения менее 1 000 человек, как правило, входит в состав сельского поселения.

Если сельское поселение включает несколько населенных пунктов, то одно из них с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры наделяется статусом административного центра поселения. Именно в нем должен находиться представительный орган сельского поселения. Границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав. Указанные требования доступности могут в соответствии с законами субъектов РФ не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях.

Городское поселение

— это город или поселок, в которых осуществляется местное самоуправление.

При образовании городских или сельских поселений в состав их территории включаются исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. В состав территории поселений входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. Городское поселение также в соответствии с генеральным планом городского поселения может включать территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями).

Муниципальный район

представляет собой несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера, а также осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. Межселенной территорией называется территория, находящаяся вне границ поселений.

В состав муниципального района наряду с муниципальными образованиями — городскими, сельскими поселениями, межселенными территориями — могут входить сельские населенные пункты
с численностью населения менее 100 человек, не являющиеся самостоятельными муниципальными образованиями и не входящие
в состав городских, сельских поселений.

Административным центром муниципального района является город, поселок, имеющий статус городского округа и окруженный территорией муниципального района. Границы муниципального района устанавливаются, как правило, с учетом транспортной до­ступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав. Указанные требования доступности могут в соответствии с законами субъектов РФ не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях.

Городским округом

является городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые им в соответствии
с федеральными законами и законами субъектов РФ.

Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта РФ при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения вопросов местного значения городского округа и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов РФ.

Статус городского округа удобен для крупных городов, приравненных в рамках административно-территориального деления субъектов РФ к административным районам, в частности он рассчитан на административные центры субъектов РФ. Но на практике статусом городских округов наделяются также небольшие города, поселки городского типа — центры административных районов с одновременным включением в состав их территории соответствующих районов. Подобное решение позволяет избежать создания в населенных пунктах, расположенных на территории названных районов, отдельных муниципальных образований, а значит, сэкономить бюджетные средства, но отдаляет муниципальную власть от населения.

Внутригородская территория города федерального значения

— это часть территории города федерального значения, в границах которой осуществляется местное самоуправление.

В соответствии с требованиями нового Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» в субъектах РФ принимаются новые законы[320], развивающие принципиально иной подход федерального законодательства к организации территориальной основы местного самоуправления.

Организация местного самоуправления на некоторых территориях имеет свои особенности.

В соответствии с российским законодательством специальным статусом обладают закрытые административно-территориальные образования[321], наукограды[322] и приграничные территории[323], а также муниципальные образования, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции) [324].

Видео (кликните для воспроизведения).

Кроме того, имеются особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения — Москве и Санкт-Петербурге.

Источники


  1. Перевалов, В.Д. Теория государства и права / ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. — М.: Норма; Издание 2-е, испр. и доп., 2003. — 616 c.

  2. Кони, А.Ф. Уголовный процесс: нравственные начала; М.: Современный гуманитарный университет; Издание 3-е, испр. и доп., 2011. — 150 c.

  3. Перевалов, В. Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. — М.: Юрайт, Юрайт, 2010. — 384 c.
  4. Хаин, В.Е. История и методология геологических наук. Гриф УМО по классическому университетскому образованию / В.Е. Хаин. — М.: Академия (Academia), 2012. — 409 c.
Понятие и виды муниципальных образований
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here