Понятие и правовой статус юридического лица

Сегодня предлагаем обсудить важные аспекты на тему: "Понятие и правовой статус юридического лица" с профессиональной точки зрения и понятным языком. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то дочитайте до конца, а если не найдете ответа, то всегда можно обратиться к нашему дежурному юристу.

27. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЙ СТАТУС ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА. ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Ни единого законченного понятия, сходного с позднейшим юридическим лицом, ни обобщающего термина соответствующего содержания классическое римское право не знало. Только в период рецепции постглоссаторами сконструировано обобщающее понятие — persona fictiva.

По своему статусу и предполагавшимся полномочиям разделялись три основных вида юридических объединений: государство, общины и близкие к ним общественные объединения, учреждения.

Государство (Populus Romanus) ранее всего было субъектом политической власти и связанных с нею публично-правовых отношений. Вместе с тем считалось, что Populus Romanus обладает самостоятельной имущественной правоспособностью, никак не связанной с частными правами своих граждан; государство ни в коем случае не могло быть имущественно ответственным по обязательствам своих подданных или сограждан. Предполагалось, что римский народ (государство) может вступать в абстрактном виде в частноправовые по своему содержанию действия: отчуждать или приобретать имущества, получать наследство, дары и т.п.

Наряду с этим государственная казна не считалась самостоятельным субъектом: все споры частных лиц по поводу финансовых операций, налоговых и т.п. сборов разбирались в обычном частноправовом порядке путем исков к конкретным физическим лицам.

[2]

Общины (муниципии) и близкие к ним разного рода общественные объединения (коллегии жрецов, монашеские объединения, цехи торговцев и ремесленников, сообщества откупщиков или других предпринимателей) образовывались как корпорации (collegia) публичного права, но правоспособность их ограничивалась в основном сферой частного права. В качестве самостоятельных корпораций могли быть признаны объединения с подзаконной и общественно полезной целью, пользующиеся покровительством государства; таким образом их самостоятельность также была как бы переданным уполномочием со стороны верховной суверенной власти римского народа.

Учреждения (храмы, благотворительные фонды, больницы) признавались субъектом специальных имущественных отношений только в случае их признания или организации посредством специального акта со стороны властей. Полномочия их были достаточно узки и, как правило, само их существование было производным от более значимого публично-правового субъекта — главным образом церкви, представленной окружной церковной властью.

Коммерческие юридические лица с особым правовым статусом, понятие и виды

Опыхтина Е.Г., доцент кафедры гражданского права и процесса ИЭУиП (г. Казань), кандидат юридических наук.

Коммерческими юридическими лицами с особым правовым статусом являются коммерческие организации, которые ограничены в правах законом, осуществляющие специфические (исключительные) виды деятельности при одновременном запрете осуществлять другие.

Понятие «особый правовой статус юридического лица» — широкое понятие, включающее в себя не только особую правосубъектность, но и особый порядок создания, реорганизации, ликвидации юридических лиц, права и обязанности их участников, права и обязанности их кредиторов, специфическую юридическую ответственность.

ГК РФ использует три варианта изложения правовых норм о юридических лицах: общие нормы прямого действия для всех юридических лиц, общие нормы для отдельных организационно-правовых форм, и наконец, нормы, касающиеся ограниченного числа организаций.

Правовое положение юридических лиц с особым правовым статусом определяется общим и специальным законодательством. К общему относится: ГК РФ, Федеральный закон «Об акционерных обществах» , Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» и др., в качестве специальных законов выступают законы, принятые в соответствии с прямым указанием ГК РФ и других общих законодательных актов.

Собрание законодательства РФ. 1996. N 1. Ст. 1; 2001. N 33 (часть I). Ст. 3423.
Собрание законодательства РФ. 1998. N 7. Ст. 785.

Так, особенности правового положения организаций в сфере банковской деятельности, особенности порядка их создания, реорганизации и ликвидации определяются Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» . В частности, кредитная организация в силу указаний Закона не вправе заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью (ст. 5); не могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации привлеченные денежные средства (ст. 11); государственная регистрация кредитных организаций осуществляется по решению Банка России (ст. 12).

Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. N 27. Ст. 357; Собрание законодательства РФ. 1996. N 6. Ст. 492; 1998. N 31. Ст. 3829; 1999. N 28. Ст. 3469; Российская газета. 2001. 23 июня.

Правовое положение организаций в сфере страховой деятельности определяется Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» , согласно которому: предметом непосредственной деятельности страховых организаций не могут быть производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность (ст. 6); основой финансовой устойчивости страховщиков являются страховые резервы, собственные средства, а также система перестрахования (ст. 25).

Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 (в ред. 15 декабря 2003 г. N 172-ФЗ) // Российская газета. 1993. 12 января; Собрание законодательства РФ. 2003. N 50. Ст. 4858.

Особенности правового положения фондовой биржи определяются Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» , а именно: юридическое лицо может осуществлять деятельность фондовой биржи, если оно является некоммерческим партнерством или акционерным обществом ; одному акционеру фондовой биржи и его аффилированным лицам не может принадлежать 20 процентов и более акций каждой категории (эти ограничения не применяются к акционерам фондовой биржи, которые являются фондовыми биржами); фондовая биржа не может совмещать деятельность с иными видами деятельности, за исключением деятельности валютной биржи, товарной биржи, клиринговой деятельности, деятельности по распространению информации, издательской деятельности, а также с осуществлением деятельности по сдаче имущества в аренду.

Собрание законодательства РФ. 1996. N 17. Ст. 1918; Российская газета. 2003. 4 января.
Поскольку мы рассматриваем только коммерческие организации, не будем рассматривать особенности фондовой биржи, организационно-правовой формой которой является некоммерческое партнерство.

Особенности правового положения товарной биржи установлены Законом «О товарных биржах и биржевой торговле» : биржа не может осуществлять торговую, торгово-посредническую деятельность, непосредственно не связанную с организацией биржевой торговли; биржа не вправе приобретать вклады, приобретать доли (паи), акции предприятий, учреждений, организаций, если указанные предприятия, учреждения, организации не ставят целью осуществление деятельности, непосредственно связанной с организацией и регулированием биржевой торговли; в учреждении биржи не могут участвовать: высшие и местные органы государственной власти и управления, банки и кредитные учреждения; страховые и инвестиционные компании и фонды; общественные, религиозные и благотворительные объединения и фонды; физические лица, которые в силу закона не могут осуществлять предпринимательскую деятельность; доля каждого учредителя или члена биржи в ее уставном капитале не может превышать 10 процентов.

Читайте так же:  Как бренды могут воспользоваться instagram stories для того, чтобы стать более узнаваемыми

Закон РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383-1 (с изм. от 24 июня 1992 г., 30 апреля 1993 г., 19 июня 1995 г., 21 марта 2002 г.) // Ведомости Верховного Совета народных депутатов РФ. 1992. N 18. Ст. 961.

Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» законодательно определяет механизм коллективного инвестирования и предусматривает особенности правового положения акционерного инвестиционного фонда (ст. 2). Таковыми являются: регистрация в качестве открытого акционерного общества; невозможность заниматься иными видами предпринимательской деятельности, кроме инвестирования имущества в ценные бумаги и иные объекты; требования к фирменному наименованию общества (должно содержать слова «акционерный инвестиционный фонд» или «инвестиционный фонд»); специальные требования к размеру собственных средств акционерного инвестиционного фонда; запрет на осуществление размещения иных ценных бумаг, кроме обыкновенных именных акций; запрет на осуществление размещения акций путем закрытой подписки; возможность оплаты акций только денежными средствами или имуществом, предусмотренным инвестиционной декларацией акционерного инвестиционного фонда.

Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ // Российская газета. 2001. 4 декабря.

Основным звеном в механизме коллективного инвестирования является управляющая компания. Законом «Об инвестиционных фондах» к управляющей компании, как доверительному управляющему средствами инвестиционных фондов, и к другой обслуживающей коллективного инвестора структуре — специализированному депозитарию предъявляются жесткие требования.

Помимо указанных в Законе «Об акционерных обществах» групп акционерных обществ, есть и другие общества, в регулировании порядка создания и деятельности которых применяются нормы специального законодательства. К ним, в частности, относятся акционерные общества работников (народные предприятия). Специальное регулирование в данном случае осуществляется Федеральным законом от 19 июля 1998 г. «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» .

Собрание законодательства РФ. 1998. N 30. Ст. 3611.

Коммерческими юридическими лицами с особым правовым статусом, согласно действующему законодательству, являются кредитные, страховые организации, коллективные инвесторы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, приватизированные предприятия, фондовые и товарные биржи, акционерные общества и общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью в области производства сельскохозяйственной продукции, акционерные общества работников. Правоспособность этих организаций существенно ограничена специальными нормативными актами, регулирующими их правовое положение.

В зависимости от цели и характера деятельности они могут быть классифицированы следующим образом: 1) коммерческие юридические лица с особым правовым статусом, аккумулирующие денежные средства (кредитные организации, страховые организации, юридические лица — коллективные инвесторы) и 2) коммерческие юридические лица с особым правовым статусом, не аккумулирующие денежные средства (биржи, предприятия, созданные в процессе приватизации).

Основными чертами их особого правового статуса являются: правовое регулирование специальными законодательными актами; регистрация в качестве хозяйственного общества; запрет на совмещение осуществляемой деятельности с другими видами деятельности.

В некоторых случаях к указанным выше основным признакам присоединяются и некоторые другие, а именно: лицензирование вида деятельности; требования к составу имущества, вносимого в уставный капитал компании, и размеру уставного капитала; необходимость создания резервного фонда; соблюдение установленных надзорными органами нормативов (соотношение активов компании и принятых обязательств); требования к финансовому положению и деловой репутации учредителей; обязанность страхования риска ответственности за неисполнение договоров; соблюдение требований антимонопольного законодательства, особый порядок ликвидации.

Понятие и правовой статус юридического лица

Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений

Юридическое лицо – это коллективный субъект права. Это организация, т. е. коллектив людей, объединенных для осуществления определенной деятельности, которая, как правило, имеет определенную организационную структуру (подразделения, отделы, цехи и др.) и возглавляется органом юридического лица. Орган юридического лица – это одно лицо или группа лиц, выступающих от имени юридического лица, представляющие его во внешних и внутренних отношениях (ст. 48 ГК РФ). Оно обладает обособленным имуществом, которое обеспечивает ему экономическую самостоятельность. Имущество находится либо в собственности (у негосударственных юридических лиц), либо в хозяйственном ведении (у государственных и муниципальных унитарных предприятий, кроме казенных), либо в оперативном управлении (у казенных предприятий и учреждений). Кроме этого, юридическое лицо несет самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, за исключением отдельных случаев, предусмотренных законом, и может самостоятельно, от своего имени заключать договоры, совершать сделки, выступать в качестве истца и ответчика в суде (ст. 56 ГК РФ). Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Учредительными документами юридического лица являются: устав (для акционерных обществ), учредительный договор (для полных товариществ и товариществ на вере) или устав и учредительный договор (для обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью). Учредительный договор заключается, а устав утверждается его учредителем. (ст. 52 ГК). Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке, определяемом Федеральным законом РФ от 13.07.01. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Отказ в регистрации возможен лишь в двух случаях:

1) если представлен не весь перечень документов;

2) если заявитель обратился не в свой регистрирующий орган.

За необоснованный отказ в регистрации предусматривается штраф от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ).

Право- и дееспособность юридического лица, объединенные понятием правосубъектность, возникают одновременно в момент регистрации юридического лица (ст. 52 ГК РФ). Прекращение деятельности юридического лица происходит посредством реорганизации или ликвидации.

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемника к другим лицам (ст. 61 ГК РФ). Юридическое лицо может быть ликвидировано в следующих случаях:

· в добровольном порядке по решению его учредителей (участников) либо орана юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, например в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано, или с признанием судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер;

· в принудительном порядке по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, ликвидируется также вследствие признания его несостоятельным (банкротом).

Читайте так же:  Нетривиальный подход билла гейтса и стива джобса к найму работников

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

· в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

· во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

· в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;

· в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

· в пятую очередь рассчитываются с другими кредиторами в соответствии с законом.

При ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекавших средства граждан, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков или других кредитных учреждений, привлекавших средства граждан. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом (ст. 64 ГК РФ).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8628 —

| 7081 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Соотношение понятий «правовое положение», «правовой статус» и «правосубъектность» юридического лица

Бараненков В.В., докторант МПИ ФСБ России, кандидат юридических наук, доцент.

Согласно пункту 1 статьи 2 ГК РФ гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, но само понятие «правовое положение» легально не определено.

В научной литературе правовое положение субъекта правоотношений обычно отождествляется с его правовым статусом, правосубъектностью. Такой подход представляется не совсем удачным, так как применение в правовой сфере различных терминов, обозначающих одно и то же явление, так же, как и «расплывчатость», недостаточная определенность содержания какого-либо понятия, неизбежно влечет проблемы правового регулирования.

В то же время, определяя содержание того или иного понятия, следует учитывать и их системное соотношение между собой, как элементов структуры института юридического лица. Так, в частности, анализ взглядов на содержание понятий «правовое положение», «правовой статус», «правоспособность» позволяет сделать вывод о том, что понятие «правовое положение» используется обычно как более широкое. Исходя из этого, представляется целесообразным применять его в качестве обобщающего.

Таким образом, под правовым положением предлагается понимать правовое состояние лица, характеризующееся совокупностью его правовых свойств. Правовое положение лица, в свою очередь, можно условно разделить на гражданско-правовое, административно-правовое и т.п.

Как же соотносятся достаточно близкие по смыслу и, казалось бы, взаимозаменяемые понятия «правовое положение» и «правовой статус»? Учитывая то, что применение в понятийном аппарате правового института различных понятий, идентичных по содержанию, вряд ли можно признать обоснованным, представляется целесообразным разграничить эти понятия. Сравнительный семантический анализ слов «статус» и «положение» позволяет определить некоторые их существенные различия. В частности, использование слова «статус» в устоявшихся словосочетаниях «приобрести статус», «лишить статуса», «наделить статусом», «признать статус» позволяет сделать вывод о возможном значении слова «статус» как статической характеристики (четко определенного (установленного кем-либо или чем-либо) уровня развития положения) лица, а также свидетельствует о зависимости статуса от оценки некоего другого субъекта. Важно отметить, что изменение правового статуса нередко обусловливается необходимостью регистрации и, как правило, сопровождается выдачей соответствующего документа (свидетельства, паспорта, диплома и т.п.).

В свою очередь, нехарактерных для слова «положение».

Получая право самостоятельного ведения финансово-хозяйственной деятельности в качестве субъекта гражданского права.
Получая право осуществления образовательной деятельности.
Получая право выдачи диплома государственного образца и т.д.

Под правовым положением предлагается понимать правовое состояние лица, характеризующееся совокупностью его правовых свойств.

Содержание понятия правовое положение (элементный состав и структура субинститута правового положения) имеет весьма важное практическое значение, так как ГК РФ содержит отсылочные нормы в отношении целого ряда организационно-правовых форм юридических лиц, устанавливающие, что особенности правового положения таких организаций определяются в соответствии с ГК специальными законами. Что же понимать под правовым положением и, соответственно, какие нормы должен включать в себя соответствующий специальный закон? Так, например, согласно пункту 6 статьи 113 ГК РФ, «правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Вместе с тем, согласно статье 1 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» «настоящий Федеральный закон определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия (далее также — унитарное предприятие), права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия».

См.: пункт 3 статьи 87, пункт 3 статьи 96, пункт 4 статьи 107, пункт 6 статьи 113, пункт 6 статьи 116, пункт 3 статьи 117, пункт 3 статьи 120 ГК РФ.
Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 48. Ст. 4746. См. также, например: Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 7. Ст. 785.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, развитие понятийного аппарата института юридического лица идет по пути исключения норм о создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц, правах и обязанностях их участников (собственников их имущества) из элементного состава и структуры субинститута «правовое положение».

Насколько такой подход обоснован?

Как уже отмечалось, согласно пункту 1 статьи 2 ГК РФ, гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, но правовое положение конкретного юридического лица определяется в первую очередь его организационно-правовой формой. В свою очередь, ГК РФ, определяя особенности различных организационно-правовых форм юридических лиц, как правило, структурирует их примерно следующим образом:

  1. общие положения (включая определение);
  2. особенности ответственности участников (собственников имущества) по обязательствам юридического лица;
  3. требования к содержанию фирменного наименования;
  4. источники правового регулирования;
  5. правовой режим имущества, требования к уставному капиталу;
  6. требования к субъектному составу;
  7. права и обязанности участников;
  8. требования к учредительным документам;
  9. органы и порядок организации управления;
  10. особенности правоспособности, включая ограничение прав совершения определенных видов сделок, иные особенности ведения дел;
  11. особенности создания, реорганизации и ликвидации юридического лица.
Читайте так же:  Виды отраслей права. понятие отрасли права. основные отрасли права

В связи с указанным представляется целесообразным использовать понятие «правосубъектность» в качестве обобщающего, объединяющего в своем содержании все нормы, включенные в субинституты правового положения юридического лица, правового положения участников (акционеров, собственников имущества и т.п.) юридического лица, и, кроме того, нормы, составляющие субинституты создания, реорганизации, ликвидации юридического лица.

Правосубъектность каждого конкретного лица определяется прежде всего нормами ГК РФ, затем (если это предусмотрено ГК РФ) нормами специального федерального закона, а затем, в случаях, предусмотренных ГК РФ, положениями учредительных документов. Учредители (участники) юридического лица в ходе его развития, совершая те или иные юридически значимые действия, способны изменять гражданско-правовой статус этого субъекта, изменяя, таким образом, и его правосубъектность (а также свое правовое положение как составную часть такой правосубъектности). При этом ключевым элементом таких изменений является гражданско-правовой статус юридического лица, определяющий возможности (границы) таких изменений . Изменение статуса является, говоря языком системологии, «точками бифуркации», в которых медленное накопление изменений приводит к качественному изменению системы.

Так, например, выбрав ту или иную организационно-правовую форму юридического лица, учредители (участники) получают возможность устанавливать особенности своего правового положения (права и обязанности), но только в тех пределах, которые предусмотрены законом для такой организационно-правовой формы юридических лиц.

В свою очередь, гражданско-правовой статус является и наиболее значимым элементом правосубъектности для контрагентов организации, которые, достаточно легко установив (например, на основании представленных документов) статус организации, получают наиболее важную информацию о ее правосубъектности, что позволяет достаточно легко ориентироваться в огромном количестве юридических лиц, так как именно статус определяет возможные пределы правоспособности юридического лица. Так, например, статус некоммерческой организации свидетельствует о том, что она может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям (пункт 3 статьи 50 ГК РФ).

ПРАВОВОЙ СТАТУС ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА

ПРАВОВОЙ СТАТУС ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ПРАВОСПОСОБНОСТЬ, ДЕЕСПОСОБНОСТЬ И МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА.

Правоспособность — это потенциальная способность субъекта иметь права и нести обязанности. Она присуща любому человеку и не зависит от состояния его психического и физического здоровья.

У физического лица правоспособность возникает с момента его рождения и прекращается смертью или объявления его умершим на основании решения компетентного органа.

Содержание правоспособности образуют права и обязанности, которыми обладает физическое лицо по законодательству конкретного государства (гражданскому, семейному, трудовому, процессуальному).

Правоспособность физического лица определяется его личным законом.

Поскольку иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, то они пользуются в России правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом.

В России физические лица имеют право владеть имуществом на праве собственности, наследовать и завещать имущество, создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими физическими и юридическими лицами, совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах, иметь права авторов результатов интеллектуальной деятельности, иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

Дееспособность – способность субъекта своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя обязанности и исполнять их. В рамках дееспособности выделяют сделкоспособность и деликтоспособность. Сделкоспособность – способность физического лица самостоятельно совершать юридические акты (заключать гражданско-правовые и трудовые договоры, совершать процессуальные действия и т.п.). Деликтоспособность – способность самостоятельно нести юридическую ответственность за свои правонарушения.

Дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия и прекращается со смертью гражданина, объявлением его умершим либо недееспособным на основании решения компетентного органа. Законы разных государств не всегда одинаково определяют возраст гражданского совершеннолетия. Например, в Бельгии, Великобритании, Венгрии, Польше, России, Франции совершеннолетие наступает по достижении 18 лет, а в Швейцарии, Дании и Японии – 20 лет. Более того, в праве разных государств существуют расхождения при определении содержания дееспособности в зависимости от возраста физического лица.

Именно поэтому дееспособность физического лица определяется его личным законом. Из этого общего правила есть исключения.

Первые три исключения касаются гражданской дееспособности:

1. если физическое лицо не обладает гражданской дееспособностью по своему личному закону, но является дееспособным по праву места совершения сделки, оно не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона знала или заведомо должна была знать об отсутствии дееспособности (п. 2 ст. 1197 ГК РФ);

2. способность лица к составлению и отмене завещания определяются по праву страны, где завещатель имел место жительства в момент составления такого завещания или акта (п. 2 ст. 1224 ГК РФ);

[3]

3. способность лица нести ответственность за причиненный вред определяется по праву, подлежащему применению к обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда.

4.Лицо, не являющееся на основе личного закона процессуально дееспособным, может быть на территории РФ признано процессуально дееспособным, если оно в соответствии с российским правом обладает процессуальной дееспособностью.

Непосредственно с дееспособностью связаны такие правовые институты, как ограничение дееспособности и признание лица недееспособным.

Законодательство большинства государств предусматривает возможность признания физического лица ограниченно дееспособным или полностью недееспособным. Однако основания для этого, порядок и последствия такого признания различаются. Например, по российскому праву основанием для ограничения дееспособности является злоупотребление гражданином спиртными напитками или наркотическими средствами, повлекшее тяжелое материальное положение для его семьи (ст. 30 ГК РФ), а во Франции -расточительство, наличие физических недостатков.

Поскольку признание физического лица ограниченно дееспособным или полностью недееспособным непосредственно связано с процессуальными вопросами, то такое признание подчиняется закону суда.

Место жительства – место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

С этой категорией непосредственно связаны вопросы о признании физического лица безвестно отсутствующим либо объявлении его умершим. Однако не во всех государствах существуют такие институты, поэтому решение российского суда может быть исполнено только в тех странах, где имеют место данные институты и допускается исполнение решений иностранных судов, в т.ч. российских.

Читайте так же:  10 вдохновляющих историй успеха, или бизнес может начать каждый

В связи с этим сама возможность признания физического лица безвестно отсутствующим либо объявления его умершим определяется его личным законом. Но их основания, порядок и правовые последствия, а также основания и последствия отмены такого решения в случае явки или обнаружения места пребывания лица определяются по закону страны суда.

Физическое лицо приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем. В силу различия в культурах разных народов, в их традициях и правовых системах вопросы о содержании имени, достаточном для идентификации физического лица, о порядке его использования, о возможности его изменения, а также о возможности использования вымышленного имени, решаются неодинаково в разных государствах. Именно поэтому ст. 1198 ГК РФ предписывает:

Права физического лица на имя, его использование и защиту определяются его личным законом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другими законами.

ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЙ СТАТУС ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА. ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Ни единого законченного понятия, сходного с позднейшим юридическим лицом, ни обобщающего термина соответствующего содержания классическое римское право не знало. Только в период рецепции постглоссаторами сконструировано обобщающее понятие — persona fictiva. Допуская отдельные формы участия неиндивидуальных субъектов в финансовых операциях, в частноправовых сделках, возможность представления ими разного рода исков и, напротив, претензий к этим субъектам по поводу их деятельности, римское право косвенно сформировало категорию юридического лица. Однако первой из существенных особенностей понимания этой категории было то, что ее наличие характеризовало только область публичного права и в догматическом плане означало наличие всего лишь единой направленной воли в юридических действиях. Причем разные виды таких условных юридических лиц могли быть неидентичны в своем статусе и неравноправны: для объединений (universitas) разрешалось или предполагалось возможным осуществлять то, что для других было невозможным или даже прямо запрещалось. Конкретное юридическое «наполнение» полномочий и статуса universitas предопределялось его видом, во многом сложившимся исторически и в наибольшей степени связанным с организацией самоуправляющихся единиц.

По своему статусу и предполагавшимся полномочиям разделялись три основных вида юридических объединений: государство, общины и близкие к ним общественные объединения, учреждения.

Государство (Populus Romanus) ранее всего было субъектом политической власти и связанных с нею публично-правовых отношений. Вместе с тем считалось, что Populus Romanus обладает самостоятельной имущественной правоспособностью, никак не связанной с частными правами своих граждан; государство ни в коем случае не могло быть имущественно ответственным по обязательствам своих подданных или сограждан. Предполагалось, что римский народ (государство) может вступать в абстрактном виде в частноправовые по своему содержанию действия: отчуждать или приобретать имущества, получать наследство, дары и т.п.

Наряду с этим государственная казна не считалась самостоятельным субъектом: все споры частных лиц по поводу финансовых операций, налоговых и т.п. сборов разбирались в обычном частноправовом порядке путем исков к конкретным физическим лицам.

Общины (муниципии) и близкие к ним разного рода общественные объединения (коллегии жрецов, монашеские объединения, цехи торговцев и ремесленников, сообщества откупщиков или других предпринимателей) образовывались как корпорации (collegia) публичного права, но правоспособность их ограничивалась в основном сферой частного права. В качестве самостоятельных корпораций могли быть признаны объединения с подзаконной и общественно полезной целью, пользующиеся покровительством государства; таким образом их самостоятельность также была как бы переданным уполномочием со стороны верховной суверенной власти римского народа.

Учреждения (храмы, благотворительные фонды, больницы) признавались субъектом специальных имущественных отношений только в случае их признания или организации посредством специального акта со стороны властей. Полномочия их были достаточно узки и, как правило, само их существование было производным от более значимого публично-правового субъекта — главным образом церкви, представленной окружной церковной властью.

Правовое положение юридических лиц.

Правовое положение юридических лиц в МЧП раскрывается через категории «личного статута» и «национальности». Под личным статутом понимают объем правоспособности юридического лица в соответствующем государстве. В содержание этого понятия включаются вопросы образования, деятельности, прекращения деятельности юридического ли­ца, взаимоотношении между учредителями, порядка получения и распре­деления прибыли, расчетов с бюджетом и другие.

В каждой правовой системе личный статут имеет своё содержание. В Российской Федерации личный статут, определяемый для российских юридических лиц, закрепляется в нормах ГК РФ. В Основах закрепляется положение о выборе правопорядка для регламентации личного статуса иностранных юридических лиц: согласно ст. 161 ГК РФ, личный статут иностранных юридических лиц определяется по праву страны, где учреждено юридическое лицо. Таким образом, вопрос о том, чем «заполнен» статус иностранного юридического лица, решается по материальному праву соответствующего иностранного государства.

«Национальность» юридического лица — это принадлежность юридического лица к определенному государству. Этот термин используется для определения правовой связи юридического лица с государством: отчисления на­логов; создания ее стороны государства правового регулирования в от­ношении тех вопросов, которые составляют содержание личного статуса. В случае, если, например, юридическое лицо является российским, то личный статус его будет определяться российским правом; для французского — применимо французское право и т.п.

Необходимо подчеркнуть, что термин «национальность» является условным и не показывает наличия в данном юридическом лице иностран­ного капитала или вхождения иностранцев в состав учредителей. Подобные «осложнения» юридического лица иностранным элементом не изме­няют его национальности.

Понятия «личного статуса» и «национальности» взаимосвязаны и взаимообусловлены: национальность юридического лица определяет его личный статут, а содержание личного статуса зависит от того, какую на­циональность имеет юридическое лицо. В каждой правовой системе су­ществуют свои критерии определения национальности и содержатся раз­ные коллизионные нормы, определяющие гражданскую правоспособ­ность (личный статус) юридических лиц.

Различают следующие наиболее распространенные критерии опре­деления национальности (или часто именуемые в юридической литературе — доктрины определения национальности):

· критерий инкорпорации: юридическое лицо имеет национальность государства, в котором оно зарегистрировано;

· критерий оседлости: юридическое лицо имеет национальность го­сударства, где находятся правление или главные органы управления юридическою лица;

· критерий деятельности: юридическое лицо имеет национальность того государства, в котором оно осуществляет свою деятельность (извле­кает прибыль, получает доходы, делает налоговые отчисления);

Читайте так же:  Обязанности отдела кадров. должностная инструкция начальника отдела кадров

· критерий контроля: юридическое лицо имеет национальность того государства, где проживают (или имеют гражданство) учредители данного юридического лица.

На практике возможно сочетание различных критериев для определе­ния вопросов, связанных с деятельностью юридического лица. Как пра­вило, подобные вопросы получают юридическое закрепление в двусторонних торговых соглашениях (в большинстве своем, по вопросам избежания двойного налогообложения).

[1]

В Российской Федерации применяется принцип инкорпорации: лю­бое юридическое лицо, зарегистрированное на территории РФ, считает­ся российским, то есть имеет «российскую» национальность. При этом встречающееся в настоящее время в обиходе, а ранее в нормативных ак­тах такое понятие, как «совместное предприятие», означает лишь учреж­дение данного предприятия российскими и иностранными лицами и на­личие в уставном фонде такого предприятия иностранного капитала. На­циональность «совместного предприятия», так же, как и любого пред­приятия, учрежденного только иностранцами (или имеющего в уставном фонде только иностранный капитал) на территории РФ, будет россий­ской, поскольку данное юридическое лицо зарегистрировано (внесено в Государственный реестр) на территории РФ.

Принцип инкорпорации в Российской Федерации нашел отражение в ст.161 ГК РФ, в которой содержится положение о том, что гражданская правоспособность иностранных юридических лиц определяется по праву страны, где учреждено юридическое лицо. Следовательно, если юридиче­ское лицо учреждено в Российской Федерации, то его правоспособность будет определяться по российскому праву и юридическое лицо будет иметь российскую национальность..

Разные принципы определения национальности юридического лица на практике порождают проблему в правовом регулировании деятельно­сти юридических лиц. Эта проблема в МЧП именуется «коллизией коллизий».

«Коллизия коллизий»

— это понятие, используемое в МЧП для обозна­чения ситуации, когда одни и те же фактические обстоятельства в раз­ных правовых системах имеют различное регулирование.

Существование «коллизии коллизий» обусловлено наличием в зако­нодательстве разных государств таких коллизионных норм, которые имеют одинаковый объем и разные коллизионные привязки. Так, например, практически во всех правовых системах предусмотрены коллизион­ные нормы, определяющие выбор права для установления правоспособности юридических лиц. Однако, как было показано ранее, сами колли­зионные принципы (соответствующие правила выбора права) имеют различное содержание.

«Коллизия коллизий» проявляется как в виде «положительной» коллизии (когда одно правоотношение может быть урегулировано несколь­кими правовыми системами), так и в виде «отрицательной» (в том случае, когда ни одна из правовых систем не является «компетентной» для регу­лирования конкретного правоотношения).

При положительной коллизии на определение национальности юридического лица «претендуют» две правовые системы. Например, в усло­виях, когда юридическое лицо, зарегистрированное в России (где призна­ется принцип «инкорпорации») осуществляет свою деятельность на тер­ритории Франции (где существует принцип «оседлости»).

При отрицательной коллизии получается, что юридическое лицо вообще не имеет национальности: когда, например, юридическое лицо за­регистрировано во Франции, а осуществляет свою деятельность на тер­ритории России.

Преодоление «коллизии коллизий» в большинстве случаев осуществ­ляется путем заключения международных договоров, содержащих нор­мы о подчинении деятельности юридического лица конкретной правовой системе (по вопросам налогообложения, регистрации акций, порядка формирования уставного фонда и т.п.).

Иногда бывает недостаточным указать только национальность юридического лица, необходимо ещё определить, по какому принципу национальность установлена. Это может понадобиться, например, в контракте в случае, когда стороны указывают, что договор заключается между российским и французским (или другим иностран­ным) юридическим лицом. Чтобы впоследствии у арбитра не возникло вопроса, согласно какой доктрине лицо является российским или фран­цузским, необходимо дать дополнительные характеристики относитель­но национальности (в частности, указать, какое правило стороны избра­ли для определения национальности).

В юридической литературе в качестве разновидности юридичес­ких лиц, участвующих в отношениях, регулируемых МЧП, часто назы­вают «международные юридические лица». При этом к ним относят транснациональные корпорации, транснациональные организации, консорциумы и т.п.[3] В связи с этим необходимо заметить, что само по­нятие «международные юридические лица» является условным и его ис­пользование в МЧП не всегда считается обоснованным. Дело в том, что «международность» — это категория, показывающая наличие «иност­ранного элемента». В транснациональных корпорациях, компаниях «международность» означает деятельность предприятии, имеющих об­щую целевую направленность, на территории нескольких государств. Что касается национальности, то для каждого предприятия, входящего в транснациональную корпорацию, она всё равно будет определяться и соответствии с вышеизложенными правилами (согласно доктрине ин­корпорации, доктрине оседлости, центра эксплуатации и т.п.). Учиты­вая это, терминологическая нагрузка в виде понятия «международное» применительно к транснациональным корпорациям создает ложное представление об отсутствии национальности у подобных видов юридических лиц.

Аналогично решается вопрос и с международными неправительствен­ными организациями. Созданные на территории определенного государства, они подчиняются правовому регулированию, установленному зако­нодательством этого государства, независимо оттого, что деятельность этих организаций носит международный характер, так как затрагивает интересы многих государств.

Так, например, Ассоциация международного сотрудничества «Безопасность предпринимательства и личности» включает организации и предприятия, действующие на территории России, США и ряда государств Западной Европы.

При этом организацион­но-правовые формы юридических лиц и их личный статут определяются правовой системой конкретного государства: в частности, личный статут российского агентства коммерческой безопасности «Альтернатива-М», созданного в 1994 году, определяется гражданским законодательством Российской Федерации.[4]

Большую роль в развитии международных экономических отношений играют иностранные юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории России.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. Данилов, Е.П. Жилищные споры: Комментарий законодательства. Адвокатская и судебная практика. Образцы исковых заявлений и жалоб. Справочные материалы / Е.П. Данилов. — М.: Право и Закон, 2016. — 352 c.

  2. Домашняя юридическая энциклопедия. Семья / ред. И.М. Кузнецова. — М.: Олимп, 2016. — 608 c.

  3. Гусева, Т. А. Государственная регистрация юридических лиц (+ CD-ROM) / Т.А. Гусева, А.В. Чуряев. — М.: Деловой двор, 2008. — 232 c.
  4. Гонюхов, С.О.; Зинченко, В.И. Азбука милиционера; Красноярск: Горница, 2013. — 382 c.
Понятие и правовой статус юридического лица
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here