Ответственность за нарушение бюджетного законодательства. виды нарушений. виды ответственности

Сегодня предлагаем обсудить важные аспекты на тему: "Ответственность за нарушение бюджетного законодательства. виды нарушений. виды ответственности" с профессиональной точки зрения и понятным языком. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то дочитайте до конца, а если не найдете ответа, то всегда можно обратиться к нашему дежурному юристу.

5. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства.

Основанием для привлечения лица к юридической ответственности является совершение им правонарушения. Под нарушением бюджетного законодательства понимается неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного Бюджетным кодексом РФ порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов уровней бюджетной системы Российской Федерации.

К нарушителю бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры: 1) предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; 2) блокировка расходов; 3) изъятие бюджетных средств; 4) приостановление операций по счетам в кредитных организациях; 5) наложение штрафа; 6) начисление пени; 7) иные меры, предусмотренные Кодексом и федеральными законами.

В соответствии с Кодексом применять меры принуждения могут руководители органов Федерального казначейства и их заместители, которые вправе:

1) списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств: а) используемых не по целевому назначению; б) подлежащих возврату в бюджет, срок которых истек;

2) списывать в бесспорном порядке суммы процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил;

3) взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;

4) выносить предупреждение руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

5) составлять протоколы, являющиеся основанием для наложения штрафов;

6) взыскивать в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;

7) приостанавливать операции по счетам в кредитных организациях сроком до одного месяца.

Как уже отмечалось, одной из мер принуждения, применяемых органами Федерального казначейства, является бесспорное списание бюджетных средств. В БК РФ предусмотрено бесспорное списание бюджетных средств с лицевых счетов их получателей, списание бюджетных средств со счетов Федерального казначейства и его территориальных органов без их распоряжения, списание средств со счетов бюджетов субъектов Российской Федерации и со счетов местных бюджетов без распоряжения их финансовых органов, а также списание средств с лицевых счетов бюджетных учреждении без их распоряжения.

Бесспорное списание бюджетных средств с лицевых счетов получателей бюджетных средств осуществляется на основе постановления, подписанного руководителем (заместителем руководителя) соответствующего органа Федерального казначейства.

Названное постановление принимается в течение 10 дней после составления акта проверки получателя бюджетных средств, подписанного должностным лицом органа Федерального казначейства, либо на основании заключения должностного лица того же органа об истечении срока возврата бюджетных средств или процентов (платы) за пользование бюджетными средствами.

При недостаточности средств на лицевом счете получателя бюджетных средств постановление о бесспорном списании бюджетных средств исполняется в соответствии с ч. 2 ст. 855 ГК РФ, при этом указанное постановление относится к очереди, предусматривающей расчеты с бюджетом.

Списание названных средств производится кредитной организацией либо Федеральным казначейством.

Списание средств с единого счета бюджета без распоряжения Федерального казначейства и его территориальных органов осуществляется по решению арбитражного суда.

Размер средств, списываемых со счета территориального органа Федерального казначейства, не может превышать разницу между суммой средств, находящихся на счете указанного территориального органа, и суммой средств, которые в момент списания отражены на лицевых счетах бюджетных учреждений либо считаются зачисленными на их счет.

Списание средств со счетов бюджетов субъектов Российской Федерации и со счетов местных бюджетов без распоряжения органов, исполняющих соответствующие бюджета, осуществляется по решению арбитражного суда. Данное списание не должно превышать разницу между суммой средств, находящихся на счете соответствующего бюджета, и совокупной суммой средств, указанных в своде лимитов финансирования на месяц по всем получателям бюджетных средств.

Списание средств с лицевых счетов бюджетных учреждений без их распоряжения осуществляется в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством. Порядок списания средств подробно регламентируется ст. 285-288 Бюджетного кодекса РФ.

В БК РФ впервые дается перечень различных нарушений бюджетного законодательства (ст. 283, 289-306), совершение которых является основанием для применения названных ранее мер. К сожалению, существуют противоречия и несовпадения между ст. 283 БК РФ, в которой перечислены основания применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства, и ст. 289-306, в которых раскрываются отдельные виды правонарушений. Перечень статьи 283 должен был бы носить исчерпывающий характер и включать все виды бюджетных правонарушений, но в следующих статья Кодекса дается характеристика некоторых видов правонарушений, не вошедших в данный перечень. Несомненно, что имеющиеся противоречия усложнят привлечение к ответственности виновных лиц, поэтому необходимо серьезно доработать данный раздел Бюджетного кодекса.

К нарушениям бюджетного законодательства законодатель, в частности, относит:

— нецелевое использование бюджетных средств;

— невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе;

— неперечисление либо несвоевременное перечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе;

— непредставление либо несвоевременное представление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением;

Уголовная ответственность за нарушение бюджетного законодательства

Поветкина Н.А., Абросимов Р.Ю.

Противодействие преступлениям, связанным с нецелевым расходованием бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов в условиях продолжающегося реформирования экономики и необходимости сохранения ее от дальнейшей криминализации приобретает важное значение. Общественные отношения, складывающиеся по поводу использования финансовых ресурсов государства, в настоящее время урегулированы недостаточно эффективно, о чем свидетельствуют массовые случаи их нецелевого использования, а также злоупотребления, допускаемые должностными лицами, осуществляющими операции с ними.

Нецелевым использованием бюджетных средств является направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. Такую формулировку содержит статья 289 БК РФ «Нецелевое использование бюджетных средств». Более полная расшифровка нецелевого использования бюджетных средств дается в п. 2 Инструкции «О порядке применения органами Федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства РФ», утвержденной Приказом Минфина РФ от 26 апреля 2001 г. № 35н. Согласно данной Инструкции нецелевое использования средств бюджета выражается в виде:

  • а) использования средств бюджета не на цели, предусмотренные бюджетной росписью и лимитами бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год;
  • б) использования средств бюджета на цели, не предусмотренные в утвержденных сметах доходов и расходов на соответствующий финансовый год;
  • в) использования средств бюджета на цели, не соответствующие договору (соглашению) на получение бюджетных кредитов или бюджетных ссуд;
  • г) использования средств бюджета, полученных в виде субсидий и субвенций, на цели, не предусмотренные условиями их представления;
  • д) иных видов нецелевого использования средств федерального бюджета.
Читайте так же:  Чувствуете себя недооцененным на работе эти советы помогут изменить ситуацию

Как правило, деятельность любого бюджетного учреждения связана с точным исполнением заданий собственника за счет средств соответствующего бюджета. Причем финансовую деятельность должны постоянно контролировать органы исполнительной власти, ведущие лицевые счета бюджетных учреждений. Таким образом, речь идет о казначейской системе исполнения бюджетов всех уровней — от федерального до муниципального бюджета, которая призвана обеспечить строго целевое использование бюджетных ресурсов независимо от того, в какой форме они расходуются.

Таким образом, нецелевое использование бюджетных средств может иметь место только при наличии следующих правовых условий.

Во-первых, поскольку бюджетные средства на конкретные расходы используются исключительно через лицевые счета (п.7 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ), то деньги на «нецелевое» использование могут быть направлены только при наличии их на счете.

Во-вторых, «нецелевое» использование предполагает нарушение принципа адресности и целевого характера использования бюджетных средств.

Выделяют несколько конкретных видов нецелевого использования средств, выделенных из федерального бюджета:

1. Направление средств, выделенных из федерального бюджета, на банковские депозиты, приобретение различных активов (валюты, ценных бумаг, иного имущества) с целью их последующей продажи, осуществление взносов в уставный капитал другого юридического лица, оказание финансовой поддержки.

Отнесение данных операций к нецелевому использованию средств, выделенных из федерального бюджета, содержится, например, в пункте 4 Порядка контроля за целевым использованием средств краткосрочной финансовой поддержки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 714, в совместном письме Государственной налоговой службы Российской Федерации (№ ВЗ-6-16/82) и Министерства финансов Российской Федерации (№ 3-1-7) от 18.02.93.

  • 2. Расходование средств при отсутствии оправдательных документов, не оформление или неправильное оформление первичных документов (первичных документов на приобретение товарно-материальных ценностей, документов на расходование средств, отсутствие авансовых отчетов и т.д.). В этом случае расходование средств неправомерно и, следовательно, является нецелевым.
  • 3. Недостача материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, убыль сверх норм (убыль при отсутствии норм убыли рассматривается как недостача).
  • 4. Нецелевое расходование средств, выделенных из федерального бюджета, сверх норм, установленных Министерством финансов (нормы возмещения командировочных расходов, нормы на расходование бензина и т.д.). Сумма перерасхода квалифицируется как нецелевое использование.
  • 5. Использование средств на цели, не предусмотренные сметой расходов бюджетного учреждения. Если средства, выделяемые из федерального бюджета, оказываются закрепленными в хозяйственном ведении или оперативном управлении, ряд ограничений на их использование содержится в Гражданском кодексе Российской Федерации. Например, учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.

[2]

Определение законности, полноты и своевременности взаимных платежей и расчетов проверяемого объекта и федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также эффективности и целевого использования государственных средств осуществляется путем проверки:

Нарушения могут проявляться уже на стадии распределения и

использования целевых бюджетных ассигнований. К ним могут относиться:

  • • несоблюдение регламента рассмотрения заявок на кредиты и их выделения (без конкурсной комиссии по кредитной политике, на конкурсной комиссии иного коллективного органа, неуполномоченного принимать решение, по единоличным резолюциям должностных лиц);
  • • выделение средств без обеспечения возвратности кредита, представления заемщиком достаточных гарантий своевременного возврата кредита, выяснения его финансового состояния;
  • • задержка в распределении полученных бюджетных ассигнований, их «прокручивание» за это время с целью извлечения доходов;
  • • размещение бюджетных кредитных средств не на счетах территориальных подразделений ЦБ РФ, а в коммерческих банках;
  • • раздача кредитов под минимальный процент либо вообще беспроцентно, — «нужным» людям;
  • • направление средств из бюджетных кредитов в уставные фонды коммерческих структур, принадлежащих родственникам и знакомым;
  • • раздача средств бюджета в виде коммерческих кредитов предприятиям и организациям, не имеющим отношения к выполнению целевых программ.

При выявлении преступлений данной направленности необходимо учитывать размер совершенного деяния, так как привлечение к уголовной ответственности возможно в случае его совершения в крупном размере. Крупный размер в настоящее время равен 1,5 млн. рублей 1 .

При этом необходимо учитывать условия и направление нецелевого использования бюджетных средств. К примеру, расходование не по назначению бюджетных средств в состоянии крайней необходимости (ст. 39 УК РФ), в некоторых случаях может служить оправданием этих действий. Преступление будет окончено с момента нецелевого расходования бюджетных средств в указанном выше размере.

При решении вопроса о наличии состава преступления в действиях должностных лиц, допустивших нецелевое использование средств, следует иметь в виду, что помимо размера ущерба во внимание должна приниматься и степень общественной опасности последствий его действий. При рассмотрении вопроса об уголовной ответственности необходимо учитывать — сказалось ли это отрицательно на деятельности учреждения.

Глава 2. Виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства

2.1 Виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства

Традиционно в теории права выделяют пять видов юридической ответственности: уголовную, административную, гражданскую, дисциплинарную и материальную. Гражданская ответственность за правонарушения в бюджетной сфере применяться не может, так как правонарушения носят публичный, а не частноправовой характер.

Читайте так же:  Астронавт крис хэдфилд рассказывает о том, как принимать умные решения и не паниковать в сложных сит

Дисциплинарная ответственность наступает за нарушение трудовой дисциплины, а материальная — в случае причинения работником ущерба предприятию. Поэтому бюджетные правоотношения напрямую не охраняются дисциплинарной и материальной ответственностью. За нарушения бюджетного законодательства может наступать уголовная ответственность, если в правонарушении содержатся признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ. Как было сказано выше, в определенных случаях за нарушения в бюджетной сфере предусмотрена административная ответственность Кодексом РФ об административных правонарушениях. Следовательно, тот факт, что за нарушения бюджетного законодательства предусмотрена уголовная и административная ответственность, возражений не вызывает.

Говоря об административной ответственности, следует иметь в виду, что ее мерами охраняются не только нормы административного права, но и конституционного, финансового, трудового и других отраслей права. Из этого следует, что за нарушения бюджетного, налогового, земельного, экологического законодательства может наступать административная ответственность.

Однако действующее бюджетное законодательство дает нам основания выделять финансовую ответственность в самостоятельный вид юридической ответственности, во-первых, по причине существования бюджетного (финансового) правонарушения, являющегося основанием такой ответственности. Во-вторых, это связано с предусмотренными ст.282, 289-306 Бюджетного кодекса РФ мерами принуждения к нарушителям бюджетного законодательства.

Согласно статье 282 Бюджетного кодекса РФ к таким мерам относятся:

1) предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

2) блокировка расходов;

3) изъятие бюджетных средств;

4) приостановление операций по счетам в кредитных организациях;

5) наложение штрафа;

6) начисление пени и иные меры в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и федеральными законами

[3]

В теории права, а также в отраслевых правовых науках выделяют следующие меры государственного принуждения: меры пресечения, предупредительные меры, правовосстановительные меры и юридическую ответственность. То есть меры государственного принуждения — это более широкое понятие по сравнению с юридической ответственностью. Наказание возможно только в рамках привлечения к юридической ответственности, являясь мерой юридической ответственности. Что касается санкции, то под ней в теории права понимается часть правовой нормы, в которой содержатся последствия выполнения или невыполнения самого правила поведения, а также нормативное определение мер государственного принуждения (но не юридической ответственности). В Бюджетном кодексе РФ не используются термины «санкция», «наказание», а употребляется термин «меры принуждения», что наиболее точно отражает сущность закрепленного в Кодексе.

К пресекательным мерам государственного принуждения относятся: блокировка расходов (ст. 231 БК РФ); приостановление операций по счетам в кредитных организациях; сокращение или прекращение всех форм финансовой помощи из соответствующего бюджета (ст. 290 БК РФ); аннулирование государственных или муниципальных гарантий (ст. 300 БК РФ).

Эти меры направлены на прекращение, пресечение противоправных действий в бюджетной сфере, предотвращение причинения имущественного вреда общественно-территориальным образованиям.

Правовосстановительными мерами являются:

1) изъятие в бесспорном порядке следующих видов бюджетных средств: а) используемых не по целевому назначению;

б) подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек; а также процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил;

3) выплата компенсации получателям бюджетных средств в размере недофинансирования.

В отдельных случаях совершенное финансовое правонарушение имеет настолько тяжкие последствия, что мер административного характера оказывается недостаточно. В этих случаях в качестве крайней меры поступает уголовная ответственность, которая регулируется Уголовным кодексом Российской Федерации (ст.285.1).

Гражданско-правовая ответственность в финансовой сфере при осуществлении финансового контроля регулируется ГК РФ. Вопросы, связанные с наступлением ответственности и попадающие в сферу действия гражданского права, возникают в основном в случаях неправомерных действий органов государственного финансового контроля при осуществлении контрольных мероприятий и нанесении вследствие таких действий вреда или ущерба проверяемым организациям и их должностным лицам. В подобных ситуациях речь идет о нарушении гражданских прав.

Необходимо отметить, что, учитывая возможность наступления гражданско-правовой ответственности, органы государственного финансового контроля стремятся обеспечить максимальную объективность при проведении контрольных мероприятий, а также достоверность сведений, содержащихся в актах ревизий и проверок, и обоснованность заключений в отчетах по результатам контроля.

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства. Виды нарушений. Виды ответственности

12.1. Понятие ответственности за нарушение
бюджетного законодательства

Действовавшая до 2013 г. ч. IV БК РФ вся была посвящена ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ, но под нарушением бюджетного законодательства понимались только нарушения норм Бюджетного кодекса РФ.
Под юридической ответственностью за нарушение бюджетного законодательства понимается особый вид государственного принуждения, состоящий в претерпевании субъектом бюджетных правоотношений невыгодных последствий, предусмотренных санкцией нарушенной нормы бюджетного права и осуществляемой в форме охранительного правоотношения .
———————————
Парыгина В.А., Тедеев А.А. Бюджетное право и процесс: Учебник. М., 2005. С. 332.

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства — это широкое понятие, которое носит межотраслевой характер, «представляет собой родовое понятие, в которое законодатель включил такие разновидности юридической ответственности, как бюджетная, административная и уголовная» . Вместе с тем вопрос о видах ответственности за нарушение бюджетного законодательства до конца в теории финансового (бюджетного) права не решен. Нет сомнений относительно таких видов ответственности за нарушение бюджетного законодательства, как административная и уголовная.
———————————
Саттарова Н.А. Меры государственного принуждения в бюджетной сфере как фактор эффективного функционирования финансовой системы // Lex russica. 2015. N 8. С. 96 — 106; СПС «КонсультантПлюс».

Вместе с тем наличие собственно бюджетной ответственности с изменением бюджетного законодательства вызывает сомнения, поскольку любая ответственность наступает за совершенное правонарушение и предусматривает ответ государства в виде принуждения к претерпеванию нарушителем определенных лишений, «которые являются естественной реакцией на вред, причиненный правонарушителем обществу и государству» .
———————————
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.Н. Малько. М., 2001. С. 597.

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства

Основанием для привлечения лица к юридической ответственности явля­ется совершение им правонарушения. Под нарушением бюджетного законода­тельства понимается неисполнение либо ненадлежащее исполнение установ­ленного Бюджетным кодексом РФ порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за ис­полнением бюджетов уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Читайте так же:  Несколько способов сэкономить деньги во время деловых поездок

К нарушителю бюджетного законодательства могут быть применены сле­дующие меры: 1) предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; 2) блокировка расходов; 3) изъятие бюджетных средств; 4) приоста­новление операций по счетам в кредитных организациях; 5) наложение штра­фа; 6) начисление пени; 7) иные меры, предусмотренные Кодексом и феде­ральными законами.

В соответствии с Кодексом применять меры принуждения могут руководи­тели органов Федерального казначейства и их заместители, которые вправе:

1) списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств: а) исполь­зуемых не по целевому назначению; б) подлежащих возврату в бюджет, срок которых истек;

2) списывать в бесспорном порядке суммы процентов (платы) за пользо­вание бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил;

3) взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, просрочку уп­латы процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефи­нансирования Банка России за каждый день просрочки;

4) выносить предупреждение руководителям органов исполнительной вла­сти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств о не­надлежащем исполнении бюджетного процесса;

5) составлять протоколы, являющиеся основанием для наложения штра­фов;

6) взыскивать в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за не­своевременное исполнение платежных документов на зачисление или пере­числение бюджетных средств в размере одной трехсотой действующей став­ки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;

7) приостанавливать операции по счетам в кредитных организациях сро­ком до одного месяца.

Как уже отмечалось, одной из мер принуждения, применяемых органами Федерального казначейства, является бесспорное списание бюджетных средств. В БК РФ предусмотрено бесспорное списание бюджетных средств с лицевых счетов их получателей, списание бюджетных средств со счетов Федерального казначейства и его территориальных органов без их распоряжения, списание средств со счетов бюджетов субъектов Российской Федерации и со счетов местных бюджетов без распоряжения их финансовых органов, а также списание средств с лицевых счетов бюджетных учреждении без их распоряжения.

Бесспорное списание бюджетных средств с лицевых счетов получателей бюджетных средств осуществляется на основе постановления, подписанного руководителем (заместителем руководителя) соответствующего органа Феде­рального казначейства.

Названное постановление принимается в течение 10 дней после составле­ния акта проверки получателя бюджетных средств, подписанного должност­ным лицом органа Федерального казначейства, либо на основании заключения должностного лица того же органа об истечении срока возврата бюджетных средств или процентов (платы) за пользование бюджетными средствами.

При недостаточности средств на лицевом счете получателя бюджетных средств постановление о бесспорном списании бюджетных средств исполня­ется в соответствии с ч. 2 ст. 855 ГК РФ, при этом указанное постановление относится к очереди, предусматривающей расчеты с бюджетом.

Списание названных средств производится кредитной организацией либо Федеральным казначейством.

Списание средств с единого счета бюджета без распоряжения Федераль­ного казначейства и его территориальных органов осуществляется по реше­нию арбитражного суда.

Размер средств, списываемых со счета территориального органа Федерально­го казначейства, не может превышать разницу между суммой средств, находя­щихся на счете указанного территориального органа, и суммой средств, которые в момент списания отражены на лицевых счетах бюджетных учреждений либо считаются зачисленными на их счет.

Списание средств со счетов бюджетов субъектов Российской Федерации и со счетов местных бюджетов без распоряжения органов, исполняющих соот­ветствующие бюджета, осуществляется по решению арбитражного суда. Дан­ное списание не должно превышать разницу между суммой средств, находя­щихся на счете соответствующего бюджета, и совокупной суммой средств, указанных в своде лимитов финансирования на месяц по всем получателям бюджетных средств.

Списание средств с лицевых счетов бюджетных учреждений без их распо­ряжения осуществляется в случаях, предусмотренных бюджетным законода­тельством. Порядок списания средств подробно регламентируется ст. 285-288 Бюджетного кодекса РФ.

В БК РФ впервые дается перечень различных нарушений бюджетного зако­нодательства (ст. 283, 289-306), совершение которых является основанием для примененияназванных ранее мер. К сожалению, существуют противоре­чия и несовпадения между ст. 283 БК РФ, в которой перечислены основания применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства, и ст. 289-306, в которых раскрываются отдельные виды правонарушений. Пе­речень статьи 283 должен был бы носить исчерпывающий характер и включать все виды бюджетных правонарушений, но в следующих статья Кодекса дается характеристика некоторых видов правонарушений, не вошедших в данный перечень. Несомненно, что имеющиеся противоречия усложнят привлечение к ответственности виновных лиц, поэтому необходимо серьезно доработать дан­ный раздел Бюджетного кодекса.

К нарушениям бюджетного законодательства законодатель, в частности, относит:

— нецелевое использование бюджетных средств;

Видео (кликните для воспроизведения).

— невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, получен­ных на возвратной основе;

— неперечисление либо несвоевременное перечисление процентов (пла­ты) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе;

— непредставление либо несвоевременное представление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением;

— неперечисление либо несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;

— несвоевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств до получателей бюджетных средств;

— несоответствие бюджетной росписи расходам, утвержденным бюджетом;

— несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств бюджетной росписи;

— финансирование расходов сверх утвержденных лимитов;

— предоставление бюджетных кредитов, бюджетных ссуд с нарушением установленного порядка;

— предоставление бюджетных инвестиций с нарушением установленного порядка;

— предоставление государственных или муниципальных гарантий с нару­шением установленного порядка;

— осуществление государственных или муниципальных закупок с нару­шением установленного порядка;

— нарушение запрета на размещение бюджетных средств на банковских депозитах либо передачу их в доверительное управление;

— несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов;

— несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов;

— несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление бюджетных средств на лицевые счета получателям бюджетных средств;

— несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюд­жетным обязательствам.

За совершение названных видов нарушений предусмотрено наложение штрафов в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правона­рушениях и иные меры принуждения.

Читайте так же:  6 шагов к улучшению своего рабочего пространства

В частности, законодатель рассматривает такое правонарушение, как не­целевое использование бюджетных средств, выражающееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной роспи­сью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения (ст. 289 БК РФ).

За подобное нарушение предусмотрено применение различных санкций: наложение штрафа на руководителя получателя бюджетных средств в соот­ветствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях; изъя­тие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления — уголовное наказа­ние в соответствии с У К РФ*.

* Подробнее о характеристике преступлений в данной сфере см.: Уголовное право. Часть Общая. Часть Особенная: Учебник / Под общ. ред. проф. Л.Д. Гаухмана, Л.М. Колодкина, С.В. Максимова. М.: Юриспруденция, 1999. Главы 29-30.

Контрольные вопросы

[1]

1. В каких аспектах рассматривается понятие «бюджет»?

2. Что такое бюджетное право?

3. Какова структура бюджетного законодательства Российской Федерации?

4. Когда был принят Бюджетный кодекс Российской Федерации, когда и каким федеральным законом вводится он в действие?

5. Чем определяется бюджетное устройство страны?

6. Как определить бюджетную систему, какова ее структура?

7. Назовите важнейшие принципы бюджетной системы.

8. Какова правовая форма бюджетов?

9. Дайте определение бюджетной классификации и назовите ее состав.

10. Назовите виды доходов бюджетов.

11. Охарактеризуйте налоговые доходы бюджетов.

12. Какие доходы относятся к неналоговым доходам бюджетов?

13. Какие виды доходов составляют доходы федерального бюджета?

14. Какие виды доходов составляют доходы бюджетов субъектов Российской Федерации?

15. За счет каких доходов формируются местные бюджеты?

16. Назовите составные части расходов бюджетов.

17. Какие расходы бюджетов относятся к капитальным, а какие к текущим рас­ходам? Чем характеризуется бюджет развития?

18. Перечислите основные формы расходов бюджетов.

19. Что означают понятия: дотация, субвенция, субсидия, трансферты?

20. Чем характеризуется бюджетная ссуда и бюджетный кредит?

21. На какие цели могут расходовать бюджетные средства бюджетные учреждения?

22. Могут ли предоставляться из бюджетов субсидии и субвенции юридическим ли­цам, основанным на частной собственности, а также гражданам-предпринимателям?

23. При соблюдении каких условий производятся расходы на финансирование бюджетных инвестиций?

24. Как формируются и используются резервные фонды государственных орга­нов исполнительной власти и органов местного самоуправления?

25. Каков порядок финансирования новых видов расходов?

26. Какие расходы финансируются исключительно из федерального бюджета?

27. Какие расходы финансируются исключительно из бюджетов субъектов Рос­сийской Федерации?

28. Какие расходы финансируются исключительно из местных бюджетов?

29. Дайте понятие бюджетной классификации.

30. Назовите принципы межбюджетных отношений.

31. Назовите источники образования Пенсионного фонда РФ, а также его задачи.

32. Каковы цели создания Государственного фонда занятости населения?

33. Каковы задачи внебюджетного Фонда социального страхования?

34. Какова правовая основа создания Фонда обязательного медицинского стра­хования?

35. Каковы стадии бюджетного процесса?

36. Назовите виды нарушений бюджетного законодательства.

Глава IV ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ И ДОХОДОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. НАЛОГОВОЕ ПРАВО

Виды нарушений бюджетного законодательства РФ и меры ответственности за их совершение

В связи с бурным развитием бюджетного законодательства РФ в последние годы новое наполнение получают многие институты бюджетного права, в том числе институт ответственности за нарушение бюджетного законодательства. До недавнего времени правовые нормы об ответственности в бюджетной сфере не были кодифицированы. Такие нормы содержались в федеральных и региональных законах о бюджете на соответствующий финансовый год, в Законе РФ «О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу», Положении о Министерстве финансов РФ и Положении о Федеральном казначействе.

С принятием Бюджетного кодекса РФ ситуация существенно изменилась: часть четвертая Кодекса посвящена ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ. Кроме того, с 1 июля 2002 г. был введен в действие Кодекс РФ об административных правонарушениях, в гл. 15 которого предусмотрена ответственность за совершение нескольких административных правонарушений в области финансов (бюджета).

Изменения в законодательстве обусловили разные подходы специалистов к проблеме ответственности в финансовом праве. Вопрос об ответственности за нарушение бюджетного законодательства тесно связан с научной дискуссией о возможности выделения финансово — правовой ответственности в самостоятельный вид юридической ответственности, а также о сущности финансового правонарушения как основания финансово — правовой ответственности.

Если обратиться к литературе по финансовому (бюджетному) праву, то можно заметить, что лишь в очень немногих источниках имеются разделы, посвященные нарушениям именно бюджетного законодательства РФ и ответственности за их совершение. В большинстве же случаев в финансово — правовой литературе не уделяется внимание правонарушениям в области бюджета и ответственности за их совершение, хотя вопросы налоговых, валютных правонарушений, правонарушений в банковской сфере и ответственности за их совершение освещены в такой литературе достаточно подробно. Общие вопросы ответственности за нарушения регламентируются нормами части четвертой (гл. 28 «Общие положения») БК РФ, большинство из которых носит отсылочный характер. Положения о конкретных видах административных правонарушений в сфере бюджетной деятельности и размеры санкций (ответственности за их совершение) установлены статьями 15.14 «Нецелевое использование бюджетных средств», 15.15 «Нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе», 15.16 «Нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами» Кодекса РФ об административной ответственности. Кроме того, уголовная ответственность за нарушения бюджетного законодательства установлена нормами УК РФ.

Выделяют следующие виды нарушений бюджетного законодательства РФ: неисполнение норм закона (решения) о бюджете; нецелевое использование бюджетных средств; не перечисление, неполное перечисление или несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателей бюджетных средств;

несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета; несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях; несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о лимитах бюджетных обязательств;

несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете;

Читайте так же:  Как разрушение бизнеса помогает создавать новый рынок о провалах, ведущих к совершенствованию бизнес

несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях, уведомлений о лимитах бюджетных обязательств утвержденным расходам и бюджетной росписи; несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджетную систему РФ;

несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджета и государственных внебюджетных фондов; несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государственных или муниципальных услуг; несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов, государственного или муниципального долга и расходов на обслуживание государственного или муниципального долга, установленных БК РФ;

несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов; отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства, кроме оснований, установленных БК РФ; несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств, несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам; финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись; финансирование расходов в размерах, превышающих включенные в бюджетную роспись и утвержденные лимиты бюджетных обязательств; открытие счетов бюджета в кредитных организациях при наличии на

соответствующей территории отделений Банка России и др. Указанные нарушения выступают основаниями применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ.

Меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства

РФ, очерчен положениями ст. 282 БК РФ: предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; блокировка расходов;

изъятие бюджетных средств; приостановление операций по счетам в кредитных организациях; наложение штрафа; начисление пени и т. д.

Анализируя статьи Бюджетного кодекса РФ, где устанавливаются нарушения бюджетного законодательства и ответственность за их совершение (ст. 289 — 306), можно заметить, что санкции всех этих статей содержат отсылку к Кодексу РФ об административных правонарушениях, а при наличии состава преступления — к Уголовному кодексу РФ. Следуя логике законодателя, можно сделать вывод о том, что он умышленно не выделяет понятие «бюджетное правонарушение» и его признаки, сводя нарушения бюджетного законодательства в зависимости от степени общественной опасности к административным проступкам или преступлениям. Однако при более детальном анализе обнаруживается, что законодатель сам себе противоречит.

Бюджетное законодательство — это совокупность нормативных актов по идентификации бюджетного устройства государства, его субъектов, местного самоуправления, правовому регулированию отношений по поводу распределения бюджетных средств между бюджетами разного уровня, их расходования, а также по установлению порядка формирования и исполнения бюджетов, осуществления финансового контроля и ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Статья 1 БК РФ определяет круг общественных отношений, являющихся предметом правового регулирования Бюджетного Кодекса. К ним относятся отношения, возникающих между субъектами бюджетного права в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов, контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов, регулирования государственного и муниципального долга, осуществления государственных и муниципальных заимствований.

Таким образом, перечисленные общественные отношения, возникающие между субъектами и урегулированные нормами бюджетного права, являются бюджетными правоотношениями. Они возникают в процессе бюджетной деятельности, т.е. деятельности по образованию, распределению и использованию бюджетов.

Итак, особенности финансов субъектов РФ свидетельствуют о том, что в рамках федеративного устройства государства они имеют единую законодательную базу и к ним применяются единые инструменты государственного регулирования. В то же время в рамках финансов каждого субъекта РФ имеются специфические черты и особенности, характер которых вытекает из законодательных актов субъектов РФ и применяемых инструментов регионального регулирования. Финансы субъекта РФ зависят от совокупности факторов социально-экономического развития и достигнутого уровня жизни населения, что отражается на финансовом потенциале региона и его возможностях по формированию бюджета и социальных внебюджетных фондов.

Органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством путем закрепление в доходы местных бюджетов федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, отчислений от федеральных налогов и налогов субъектов РФ.

Анализируя статьи Бюджетного кодекса РФ, где устанавливаются нарушения бюджетного законодательства и ответственность за их совершение (ст. 289 — 306), можно заметить, что санкции всех этих статей содержат отсылку к Кодексу РФ об административных правонарушениях, а при наличии состава преступления — к Уголовному кодексу РФ. Следуя логике законодателя, можно сделать вывод о том, что он умышленно не выделяет понятие «бюджетное правонарушение» и его признаки, сводя нарушения бюджетного законодательства в зависимости от степени общественной опасности к административным проступкам или преступлениям. Однако при более детальном анализе обнаруживается, что законодатель сам себе противоречит.

Список использованных источников

1. Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998г. N 145-ФЗ (с изм. и доп. От 26 апреля 2006 г.) [электронный ресурс]// Консультант плюс.

2. Бюджетная система РФ: Учебник/под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевский – М.: Юрайт, 2007. – 311 с.

3. Бабич, А.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов/ А.М. Бабич, Л.Н. Павлова – М.:ЮНИТИ, 2006 – 687 с.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. ред. Кофанов, Л.Л. Институции Юстиниана; М.: Зерцало, 2013. — 400 c.

  2. Общество с ограниченной ответственностью. Судебная практика, официальные разъяснения и рекомендации. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 128 c.

  3. Беляева, О. М. Теория государства и права в схемах и определениях / О.М. Беляева. — М.: Феникс, 2012. — 320 c.
  4. Торгашев, Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе / Г.А. Торгашев. — М.: ГОУ ВПО «Российская академия правосудия», 2014. — 463 c.
Ответственность за нарушение бюджетного законодательства. виды нарушений. виды ответственности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here