Основные виды реабилитации инвалидов

Сегодня предлагаем обсудить важные аспекты на тему: "Основные виды реабилитации инвалидов" с профессиональной точки зрения и понятным языком. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то дочитайте до конца, а если не найдете ответа, то всегда можно обратиться к нашему дежурному юристу.

Понятие реабилитации инвалидов.

Реабилитация инвалидов — система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстрой-ством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя:

— восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;

— профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;

— социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;

— физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических и иных средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.»

Комитет ВОЗ (1980г.) дал определение медицинской реабилитации:

реабилитация — это активный процесс, целью которого является достижение полного восстановления нарушенных вследствие заболевания или травмы функций, либо, если это нереально — оптимальная реализация физического, психического и социального потенциала инвалида, наиболее адекватная интеграция его в обществе. Таким образом, медицинская реабилитация включает мероприятия по предотвращению инвалидности в период заболевания и помощь индивиду в достижении максимальной физической, психической, социальной, профессиональной и экономической полноценности, на которую он будет способен в рамках существующего заболевания. Среди прочих медицинских дисциплин реабилитация занимает особое место, так как рассматривает не только состояние органов и систем организма, но и функциональные возможности человека в его повседневной жизни после выписки из медицинского учреждения.

Согласно международной классификации ВОЗ, принятой в Женеве в 1980 году, выделяют следующие уровни медико-биологических и психосоциальных последствий болезни и травмы, которые должны учитываться при проведении реабилитации:

повреждение (impaiment англ.) — любая аномалия или утрата анатомических, физиологических, психологических структур или функций;

нарушение жизнедеятельности (disability англ.) — возникающие в результате повреждения утрата или ограничение возможности осуществлять повседневную деятельность в манере или пределах, считающихся нормальными для человеческого общества;

социальные ограничения (handicap англ.) — возникающие в результате повреждения и нарушения жизнедеятельности ограничения и препятствия для выполнения социальной роли, считающейся нормальной для данного индивидума.

В последние годы в реабилитацию введено понятие “качество жизни, связанное со здоровьем” (healthrelated quality of life, англ.). При этом именно качество жизни рассматривают как интегральную характеристику, на которую надо ориентироваться при оценке эффективности реабилитации больных и инвалидов.

Правильное представление о последствиях болезни имеет принципиальное значение для понимания сути медицинской реабилитации и направленности реабилитационных воздействий.

Оптимальным является устранение или полная компенсация повреждения путем проведения восстановительного лечения. Однако это не всегда возможно, и в этих случаях желательно организовать жизнедеятельность больного таким образом, чтобы исключить влияние на неё существующего анатомического и физиологического дефекта. Если при этом прежняя деятельность невозможна или отрицательно влияет на состояние здоровья, необходимо переключение больного на такие виды социальной активности, которые в наибольшей степени будут способствовать удовлетворению всех его потребностей.

Идеология медицинской реабилитации за последние годы претерпела значительную эволюцию. Если в 40-е годы основой политики в отношении хронически больных и инвалидов были их защита и уход за ними, то с 50-х годов начала развиваться концепция интеграции больных и инвалидов в обычное общество; особый упор сделан ша их обучении, получение ими технических подсобных средств. В 70-е — 80-е годы зарождается идея максимальной адаптации окружающей. Среды под нужды больных и инвалидов, всесторонней законодательной поддержки инвалидов в сфере образования, здравоохранения, социальных услуг и обеспечения трудовой деятельности. В связи с этим становится очевидным, что система медицинской реабилитации в очень большой степени зависит от экономического развития общества.

Несмотря на значительные различия систем медицинской реабилитации в разных странах, всё шире развивается международное сотрудничество в этой сфере, всё чаще поднимается вопрос о необходимости международного планирования и разработки координированной программы реабилитации физически неполноценных лиц. Так, период с 1983 по 1992 годы был объявлен ООН Интернациональной Декадой Инвалидов; в 1993 году Генеральная ассамблея ООН приняла “Стандартные правила уравнивания возможностей инвалидов,” которые должны считаться в странах членах ООН точкой отсчёта в сфере прав инвалидов. По-видимому, неизбежна дальнейшая трансформация идей и научно практических задач медицинской реабилитации, связанная с постепенно происходящими в обществе социально экономическими переменами. Общие показания в медицинской реабилитации представлены в докладе Комитета экспертов ВОЗ по предупреждению инвалидности в реабилитации (1983).К ним относятся: значительное снижение функциональных способностей; снижение способности к обучению; особая подверженность воздействиям внешней среды; нарушения социальных отношений; нарушения трудовых отношений.

Общие противопоказания к применению реабилитационных мероприятий включают сопутствующие острые воспалительные и инфекционные заболевания, декомпенсированные соматические и онкологические заболевания, выраженные расстройства интелектуально-мнестической сферы и психические заболевания, затрудняющие общение и возможность активного участия больного в реабилитационном процессе.

В нашей стране, по материалам Всесоюзного НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н А Семашко (1980), из общего числа госпитализированных в отделения терапевтического профиля в восстановительном лечении нуждаются 8,37 на 10 000 всего населения, в отделении хирургического профиля — 20,91 на 10 000, неврологического — 21,65 на 10 000 всего населения; в целом долечиванию подлежат от 20 до 30% в зависимости от основного профиля отделения, что требует 6,16 койки на 10000 населения. В амбулаторной реабилитации, согласно данным Н А Шестаковой и соавт. (1980), нуждаются 14 -15% из числа обратившихся в поликлинику, причем около 80% из них составляют лица с последствиями повреждений опорно-двигательного аппарата.

Читайте так же:  Денежно-кредитная и бюджетно налоговая политика государства

Основные принципы медицинской реабилитации наиболее полно изложены одним из ее основоположников Ренкером (1980):

1. Реабилитация должна осуществляться, начиная с самого возникновения болезни или травмы и вплоть до полного возвращения человека в общество (непрерывность и основательность).

2. Проблема реабилитации должна решаться комплексно, с учётом всех её аспектов (комплексность).

3. Реабилитация должна быть доступной для всех кто в ней нуждается (доступность).

4. Реабилитация должна приспосабливаться к постоянно меняющейся структуре болезней, а также учитывать технический прогресс и изменения социальных структур (гибкость).

С учётом непрерывности выделяют стационарный, амбулаторный, а в некоторых странах (Польша, Россия) — иногда ещё и санаторный этапы медицинской реабилитации.

Поскольку одним из ведущих принципов реабилитации является комплексность воздействий, реабилитационными могут называться лишь те учреждения, в которых проводится комплекс медико-социальных и профессионально-педагогических мероприятий. Выделяют следующие аспекты этих мероприятий (Роговой М. А. 1982):

1. Медицинский аспект — включает вопросы лечебного, лечебно-диагностического и лечебно-профилактического плана.

2. Физический аспект — охватывает все вопросы, связанные с применением физических факторов (физиотерапия, ЛФК, механо -и трудотерапия), с повышением физической работоспособности.

3. Психологический аспект — ускорение процесса психологической адаптации к изменившейся в результате болезни жизненной ситуации, профилактика и лечение развивающихся патологических психических изменений.

4. Профессиональный — у работающих лиц — профилактика возможного снижения или потери трудоспособности; у инвалидов — по возможности, восстановление трудоспособности; сюда входят вопросы определения трудоспособности, трудоустройства, профессиональной гигиены, физиологии и психологии труда, трудового обучения переквалификации.

1. Социальный аспект — охватывает вопросы влияния социальных факторов на развитие и течение болезни, социального обеспечения трудового и пенсионного законодательства, взаимоотношение больного и семьи, общества и производства.

2. Экономический аспект — изучение экономических затрат и ожидаемого экономического эффекта при различных способах восстановительного лечения, формах и методах реабилитации для планирования медицинских и социально-экономических мероприятий.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8272 —

| 7908 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Понятие и виды социальной реабилитации инвалидов

Читайте также:

  1. Familia. Общее понятие о семейных правах
  2. I 1. ПРАВОТВОРЧЕСТВО: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ, ВИДЫ
  3. I. ПРОБЛЕМА ДИАГНОЗА А. Понятие гетерохронии
  4. I.1. Предмет и понятие философии. Начало формирования философского знания.
  5. II. 2. Философские поиски первоначал бытия. Понятие «картина мира».
  6. II. Расшифруйте понятие.
  7. II.1. Понятие бытия, его структура и формы. Бытие и сущее. Бытие и небытие.
  8. IV.1. Понятие гносеологии, её проблемы. Познание, его социальная природа.
  9. IV.2. Объект и субъект познания, изменение их взаимодействия в ходе развития познания. Исторические типы рациональности. Познание как информационный процесс: понятие отражения.
  10. V.5. Понятие ценности. Свобода как ценность. Проблема свободы.
  11. АКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
  12. Акты применения права: понятие и виды.

Тема: Социальная реабилитация инвалидов

Относительно самостоятельной формой социального обслуживания является социальная реабилитация инвалидов. Наличие специфических услуг, предоставляемых инвалидам в силу их особых потребностей, характеризует особенность данной формы социального обслуживания.

Исходя из содержания совокупности правовых норм, регулирующих отношения, связанные с социальной защитой инвалидов, можно вывести обобщенное понятие реабилитации инвалидов.

Реабилитация инвалидов— это законодательно закрепленная система медицинских, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Главные цели реабилитации — восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация. Иными словами, это комплекс мер, способ­ствующих интеграции инвалида в общество.

Реабилитация включает медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию инвалида. На практике процесс реабилитации инвалида начинается с разработки органом государственной службы МСЭ индивидуальной программы реабилитации инвалида (далее — ИПР) (См.: Положение о порядке и условиях признания лица инвалидом, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г.). (Она разрабатывается с согласия инвалида на проведение реабилитационных мероприятий.) ИПР включает в себя комплекс, состоящий из медицинских, профессиональных и иных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Действующее законодательство наряду с социальным обслуживанием граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, выделяет реабилитационные услуги, непосредственно предоставляемые только инвалидам: медицинские услуги, профессиональную подготовку, трудоустройство, протезно-ортопедическую помощь, обеспечение инвалидов средствами передвижения.

Медицинская реабилитация инвалида предусматривает оказание соответствующих видов медико-социальных услуг, предоставляемых данному лицу на протяжении всей его жизни всеми учреждениями системы здравоохранения и социального обслуживания.

Профессиональная реабилитация инвалидов —предоставление им возможности получения образования и профессии (См.: Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях»).

[1]

Трудоустройство— это оказание помощи инвалидам в поиске подходящей работы, отвечающей их профессиональным способностям и с учетом физического и психического состояния здоровья.

Читайте так же:  25 вопросов, которые помогут вам понять себя и раскрыть свой потенциал

Протезно-ортопедическая помощь —это обеспечение инвалида разнообразными протезами, ортезами и иными специальными приспособлениями, облегчающими его жизнедеятельность.

Обеспечение инвалида техническим средством реабилитации— это предоставление ему устройств, содержащих технические решения, которые используются для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида (кресла с ручным управлением, слуховые аппараты и т.д.), которые облегчают жизнь указанных категорий граждан.

Безусловно, данные виды реабилитационных услуг необходимо рассматривать во взаимосвязи. В реальной жизни их отделить друг от друга невозможно: они могут предоставляться инвалиду одно­временно в разном сочетании и вариантах.

Дата добавления: 2014-11-20 ; Просмотров: 4299 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Сущность, понятие, основные виды социальной реабилитации инвалидов

2.1 Сущность, понятие, основные виды социальной реабилитации инвалидов

Комитет ВОЗ (1980 г.) дал определение медицинской реабилитации: реабилитация — это активный процесс, целью которого является достижение полного восстановления нарушенных вследствие заболевания или травмы функций, либо, если это нереально — оптимальная реализация физического, психического и социального потенциала инвалида, наиболее адекватная интеграция его в обществе. Таким образом, медицинская реабилитация включает мероприятия по предотвращению инвалидности в период заболевания и помощь индивиду в достижении максимальной физической, психической, социальной, профессиональной и экономической полноценности, на которую он будет способен в рамках существующего заболевания. Среди прочих медицинских дисциплин реабилитация занимает особое место, так как рассматривает не только состояние органов и систем организма, но и функциональные возможности человека в его повседневной жизни после выписки из медицинского учреждения.

Согласно международной классификации ВОЗ, принятой в Женеве в 1980 году, выделяют следующие уровни медико-биологических и психо-социальных последствий болезни и травмы, которые должны учитываться при проведении реабилитации: повреждение (impaiment англ.) — любая аномалия или утрата анатомических, физиологических, психологических структур или функций; нарушение жизнедеятельности (disability англ.) — возникающие в результате повреждения утрата или ограничение возможности осуществлять повседневную деятельность в манере или пределах, считающихся нормальными для человеческого общества; социальные ограничения (handicap англ.) — возникающие в результате повреждения и нарушения жизнедеятельности ограничения и препятствия для выполнения социальной роли, считающейся нормальной для данного индивидуума.

В последние годы в реабилитацию введено понятие “качество жизни, связанное со здоровьем” (healthrelated quality of life, англ.). При этом именно качество жизни рассматривают как интегральную характеристику, на которую надо ориентироваться при оценке эффективности реабилитации больных и инвалидов.

Правильное представление о последствиях болезни имеет принципиальное значение для понимания сути медицинской реабилитации и направленности реабилитационных воздействий.

Оптимальным является устранение или полная компенсация повреждения путем проведения восстановительного лечения. Однако это не всегда возможно, и в этих случаях желательно организовать жизнедеятельность больного таким образом, чтобы исключить влияние на неё существующего анатомического и физиологического дефекта. Если при этом прежняя деятельность невозможна или отрицательно влияет на состояние здоровья, необходимо переключение больного на такие виды социальной активности, которые в наибольшей степени будут способствовать удовлетворению всех его потребностей.

2.1.1 Особенности социальной реабилитации инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата

Проблемы осуществления самообслуживания и самостоятельного передвижения решаются в ходе социально-бытовой реабилитации.

Организация социально-бытовой реабилитации связана с рядом методических подходов, которые лежат в основе технологии этой формы реабилитации.

На этапе первичного освидетельствования инвалида в бюро медико-социальной экспертизы специалист по социальной работе по согласованию с клицинистом — экспертом выявляет тип дефекта и связанные с ним ограничения жизнедеятельности. Вслед за этим он изучает вопрос о нуждаемости инвалида в приспособлениях и вспомогательных устройствах для осуществления относительно независимого существования в быту.

На следующем этапе выявляется ситуация о наличии условий в жилище инвалида для относительной бытовой независимости.

В ходе осуществления технологии социально-бытовой реабилитации полученная специалистом по социальной работе так называемая социальная информация включается в индивидуальную программу реабилитации инвалида.

Сам процесс социально-бытовой реабилитации инвалидов должен предусматривать ряд последовательных смысловых технических составляющих.

Видео (кликните для воспроизведения).

Осуществление социально-бытовой реабилитации должно начинаться с социально-бытовой ориентации, в ходе которой специалист по социальной работе ориентирует инвалида в его возможностях к проживанию в каких-либо конкретных условиях, раскрывает перспективу его способностей к осуществлению жизнедеятельности, показывает необходимость приложения определенных усилий.

Осуществление социально-бытовой реабилитации инвалида с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата предусматривает обучение его приемам восстановления утраченных навыков по социально-бытовому самообслуживанию.

Специалисту, обучающему инвалида социально-бытовым навыкам, необходимо знать назначение приспособления и механизм его действия, уметь его использовать. При этом обучающий должен знать особенности анатомического дефекта, лежащего в основе инвалидности, физиологические функции отдельных групп мышц. Специалист, обучающий инвалида, должен пользоваться медицинскими рекомендациями, учитывающими целенаправленность воздействия приспособления на пораженный сустав (конечность, орган).

Важной составляющей социально-бытовой реабилитации инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата является социально-бытовая адаптация, которая представляет собой процесс приспособления инвалида к условиям жизнедеятельности с помощью специальных вспомогательных устройств и приспособлений для стабилизации жизни с имеющимся дефектом к новым, сложившимся условиям.

Заключительным этапом социально-бытовой реабилитации инвалида является социально-бытовое устройство — проживание его в квартире со специально созданными бытовыми условиями, которые отвечают всем потребностям инвалида.

При организации социально-бытовой реабилитации инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата необходимо исходить из следующих принципиальных положений.

1. Предусмотреть возможность использования инвалидом обыденного хозяйственно-бытового оборудования и кухонной утвари путем обучения (переобучения).

2. Оснастить имеющееся оборудование, утварь элементарными специальными приспособлениями (насадками, рычагами) для использования его инвалидом.

Читайте так же:  Трудно быть собой, если ты предприниматель. 7 серьезных проблем, с которыми приходится сталкиваться

3. оборудовать квартиру новыми специальными адаптивными техническими средствами с учетом потребностей инвалида, основательно приспособить жилищные условия к потребностям инвалида с учетом типа дефекта.

Реализация указанных положений будет различаться в зависимости от локализации анатомического дефекта (повреждение верхних либо нижних конечностей). Вместе с тем вне зависимости от локализации повреждений необходимо предусмотреть последовательность технологии социально-бытовой реабилитации.

При осуществлении первого положения необходима ориентация не только инвалида, но и членов его семьи на возможность приспособления поврежденных кистей рук к пользованию обыденным хозяйственно-бытовым оборудованием и кухонной утварью. Специалист по социальной работе должен не только ориентировать, но и обучить инвалида непосредственно и опосредованно через вовлечение членов семьи навыкам пользования холодильником, плитой и т.д.

Специальные приспособления на хозяйственно-бытового оборудование устанавливаются в ванной комнате в виде фиксированных к стене электроприборов, удлиненных ручек к расческам и зубным щеткам, в виде установок автоматической подачи зубной пасты, в виде рычажных кранов для воды. Приспособления должны облегчать инвалидам с повреждениями верхних конечностей также самообслуживание при принятии ванны. Они должны обеспечить инвалиду удобство и безопасность. В ванной необходима установка навесного сиденья, противоскользящей опоры для фиксации ног, поручней для подъема и перемещения в ванне. Необходимы также приспособления для инвалидов с поражением верхних конечностей и в туалете. Они предусматривают различные опоры (настенные, откидные, вертикальные, горизонтальные) к унитазу, устройства для подъема с унитаза.

Для осуществления самостоятельного приготовления пищи необходимы приспособления для мойки и чистки овощей и рыбы, для резки продуктов, для мытья посуды, для открывания банок и бутылок и др.

Специалист по социальной работе должен определять необходимость снабжения инвалида с поражением верхних конечностей специальными приспособлениями для раздвигания занавесок, для поднятия предметов с пола для открывания форточек.

Еще большие проблемы в самообслуживании возникают у инвалидов, прикованных к постели. В этих случаях ограничение самообслуживания связано не с дефектами верхних конечностей, а с невозможностью передвигаться. Вся жизнедеятельность осуществляется в пределах ограниченного пространства. В связи с этим необходимо оборудование такого пространства специальными приспособлениями для приема пищи, чтения, письма. Этой цели может служить надкроватный столик, который оснащается насадками-держателями книг, ручек и т.д. на стене, где стоит кровать, необходим горизонтальный поручень, позволяющий инвалиду самостоятельно сесть в постели.

Для инвалидов с поражением нижних конечностей, ограничение жизнедеятельности которых преимущественно в сфере передвижения, основное значение приобретает специальное оборудование квартиры. Это оборудование должно служить не только передвижению как физиологическому акту, но и обеспечивать возможность выполнять другие функции, связанные с иными видами жизнедеятельности.

Инвалид с повреждениями нижних конечностей нуждается прежде всего в индивидуальных вспомогательных средствах передвижения (трость, костыли, кресло-коляска).

В связи с этим при оборудовании квартиры стационарными устройствами необходимо пересмотреть и то обстоятельство, чтобы они не создавали препятствий для пользования индивидуальными средствами передвижения.

Оборудование квартиры, в которой проживает инвалид с повреждениями нижних конечностей, вынужденный пользоваться креслом-коляской, должно начинаться с прихожей. Необходимо предусмотреть низкое расположение вешалки для одежды и полок. Входная дверь должна иметь ручки, расположенные на доступной для инвалида высоте. Площадь прихожей должна быть достаточной для маневрирования кресла-коляски.

[2]

В квартире между помещениями и при выходе на балкон не должно быть порогов. Дверные проемы должны давать возможность проезда кресла-коляски. Вдоль свободных от мебели стен необходима установка горизонтальных поручней.

Туалеты должны иметь достаточную площадь для разворота кресла-коляски. Унитаз необходимо оборудовать настенным горизонтальным поручнем либо опорной рамой. В ванной комнате следует предусмотреть возможность разворота кресла-коляски, установить поручни для перемещения в ванну. В кухне для удобства при приготовлении пищи поставить специальный стол с выемкой для инвалида на коляске.

Существует еще одна проблема для инвалида, пользующегося креслом-коляской, — это перемещение на кровать. Необходимо предусмотреть и это, т.е. оборудовать кровать специальным подъемником, обеспечивающим инвалиду возможность самостоятельного управления с целью перемещения.

Рекомендуемое оснащение, оборудование, предлагаемые технические средства являются общими, они не решают всех проблем удовлетворения потребностей инвалидов с повреждениями опорно-двигательного аппарата. В каждом конкретном случае могут быть иные потребности, в зависимости от особенностей дефекта. Кроме того, вопросы оборудования квартиры, всех ее помещений не решают проблему социально-бытовой реабилитации инвалидов. Вслед за осуществлением оборудования квартиры встает задача обучения инвалида пользованию вспомогательными устройствами и приспособлениями.

Само оборудование квартиры должно отвечать не только требованиям быта в узком смысле этого слова. Инвалид, находящийся постоянно в пределах собственной квартиры, может продолжить образование, заниматься трудовой деятельностью, иметь любительское занятие. В связи с этим и оборудование квартиры должно отвечать конкретным целям, т.е. выходить за узкие рамки социально-бытовой реабилитации.

С целью практической реализации положений о социально-бытовой реабилитации инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в жилой среде необходимо создание модели жилого помещения, которая содержала бы все жизненно важные блоки для овладения инвалидом предложенными вспомогательными устройствами и реабилитационными техническими средствами с последующим относительно независимым образом жизни.

1.4 Понятие, основные виды реабилитации инвалидов

Реабилитация инвалидов — это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграция в общество.

Современное понимание реабилитации включает в себя комплекс социально-экономических, медицинских, психологических, педагогических, юридических, профессиональных и других мер, целью которых является скорейшее и наиболее полное восстановление утраченных человеком тех или иных функций, личного и социального статуса [7, с. 97].

[3]

Процесс реабилитации подразумевает включение трех этапов — реконвалисценции, адаптации (реадаптации) и ресоциализации.

Читайте так же:  Восстановление аттестата после хищения или пожара

Реконвалесценция — это этап выздоровления с восстановлением нарушенных биологических и психологических функций организма.

Адаптация рассматривается как приспособление организма к условиям существования. Причем адаптация может происходить в виде пассивного приспособления потребностей личности к реальным обстоятельствам существующей обстановки или носить активный характер в виде изменения среды в свою пользу либо как целенаправленное взаимодействие личности и среды, приводящее к адаптационному эффекту.

Реадаптация понимается как приспособление к условиям жизни на новом функциональном уровне с использованием резервных, компенсаторных способностей. Это этап приспособления к быту, труду, обучению и другим различным средам обитания.

Ресоциализация рассматривается как этап восстановления разрушенных взаимоотношений индивида с макро — и микросредой. Это заключительный этап, который определяет эффективность всего предшествующего периода реабилитации и позволяет достичь интеграции в общество. Интеграция рассматривается как процесс включения индивида в различные типы социальных групп и социальных структур, во все сферы жизнедеятельности общества — от бытовой до политической.

Таким образом, различные формы реабилитации соответствуют трем классам последствий болезни (разработанными ВОЗ), которые проявляются одновременно или последовательно на трех взаимосвязанных уровнях:

органном, или биологическом, что выражается в отклонениях от нормального морфофункционального статуса и вызывает нарушения органов и систем;

организменном, вызывая ограничения способности к передвижению, общению, способности владеть телом или адекватно себя вести, что приводит к снижению работоспособности и самообслуживания;

социальном, вызывая социальную недостаточность, нарушение связей с семьей и обществом [7, с. 98].

В соответствии с этой концепцией последствий болезни просматриваются три точки приложения мер и три задачи реабилитации — функциональное, социально-бытовое и социальное, в том числе профессиональное, восстановление инвалидов.

Реабилитация инвалидов включает в себя:

восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;

профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;

социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;

физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт.

Таким образом, смысл реабилитации инвалидов заключается в комплексном многопрофильном подходе к восстановлению способностей человека к бытовой, общественной и профессиональной деятельности на уровне, соответствующем его физическому, психологическому и социальному потенциалу с учетом особенностей микро- и макросоциального окружения. Конечной целью комплексной многопрофильной реабилитации, как процесса и системы, является предоставление человеку с анатомическими дефектами, функциональными нарушениями, социальными отклонениями возможности относительно независимой жизнедеятельности. С этой точки зрения реабилитация предотвращает нарушение связей человека с окружающим миром и выполняет профилактическую функцию по отношению к инвалидности.

Существует несколько видов реабилитации — медицинская, социально-психологическая, педагогическая, социальная и профессиональная реабилитация. Кратко рассмотрим каждую из них.

Медицинская реабилитация больных направлена на полное или частичное восстановление здоровья, на замедление патологического процесса, предупреждение осложнений, обострений и рецидивов заболеваний. От эффективности решения медицинских задач во многом зависит успех всех других методов реабилитационного воздействия.

Социально-психологическая реабилитация предусматривает адаптацию больных и инвалидов к социальному окружению, повышение самосознания путем формирования адекватного отношения к своему заболеванию или физическому дефекту, повышение способностей к решению психологических проблем, налаживанию взаимоотношений с окружающими, в семьях, трудовых коллективах. Социально-психологическая помощь, эмоциональная поддержка должна присутствовать на всех этапах реабилитации инвалида.

Педагогическая реабилитация предусматривает проведение мероприятий обучающего, развивающего и воспитательного характера, которые направлены на то, чтобы инвалид приобрел социальный опыт, овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию и жизненному самообеспечению, социальными нормами поведения. К педагогическому аспекту реабилитации относятся коррекционная педагогика, образование детей и взрослых с дефектами, затрудняющими процесс обучения, организация образовательных курсов/школ для больных, инвалидов и их родственников.

Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на повышение уровня функциональных способностей в быту и социуме, восстановление разрушенных или утраченных инвалидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья или физического дефекта. Цель социальной реабилитации — ресоциализация с восстановлением социального статуса личности, способностей к бытовой, профессиональной и общественной деятельности, обеспечение социальной адаптации в условиях окружающей среды и обществе, достижение самостоятельности и материальной независимости.

Профессиональная реабилитация ставит цель приобретение новой профессии или восстановление профессиональной трудоспособности лиц, утративших ее в той или иной степени. Профессиональная реабилитация включает профессиональную ориентацию, профессиональное образование, трудовую адаптацию и трудовое устройство, или трудовую занятость.

Таким образом, лечение больного, предупреждение или уменьшение степени инвалидизации, обучение или переобучение, восстановление его психологического и социального статуса — звенья одной непрерывной цепи, называемой реабилитационным процессом, в котором особое место занимает социальная реабилитация.

Основные направления реабилитации инвалидов. Виды реабилитации.

Реабилитация инвалидов – процесс и система мед,психологических, педагогических, соц-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнеД, вызванных нарушением зд. со стойким расстройством ф-ций организма. Целью реабилитации являются восстановление соц. статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его соц. адаптация. Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает:1.использование инвалидами технических средств реабилитации;2.создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации;3. обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

Виды реабилитации:Мед. реабилитация инвалидов осуществляется для восстановления или компенсации утраченных или нарушенных функциональных способностей чел. Она включает в себя восстановительную терапию, хирургию, протезирование и ортезирование.

Читайте так же:  Тотальный - это всеобщий

Проф. реабилитация — система и процесс восстановления конкурентоспособности инвалидов на рынке труда. Она включает в себя проф ориентацию, профессиональное образование, профессионально-производственную адаптацию, рациональное трудовое устройство.

Соц. реабилитация — система и процесс восстановления способностей к самостоятельной и семейно-бытовой деятельности. Она включает в себя соц-средовую ориентацию, соц-бытовое образование, соц-бытовую адаптацию и соц-бытовое устройство.

Психолог. реабилитация предусматривает адап­тацию больных и инвалидов к соц. окружению, повыше­ние самосознания путем формирования адекватного отношения к своему заболеванию или физич. дефекту, повышение спо­собностей к решению психологич. проблем, налаживанию вза­имоотношений с окружающими, в семьях, трудовых коллективах.

Пед.реабилитация — мероприятия обучающего, развивающего и воспитательного характера, направленные на то, чтобы инвалид приобрел соц. опыт, овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, жизненному самообеспечению.К педагогическому аспекту реабилитации относятся коррекцион­ная педагогика, образование детей и взрослых с дефектами, затрудняющими процесс обучения, организация образовательных курсов, школ для больных, инвалидов и их родственников.

24. Учреждения мед.Р., их Д. Согласно Приказа МЗРБ от 21.06.2011 № 666 «Об утверждении Инструкции о порядке организации медицинской реабилитации в РБ»

Мед. реабилитация осуществляется в стационар. и амбулат. условиях в следующих организациях здравоохранения:1.на республиканском уровне:а)в РНПЦ мед. экспертизы и Р;б)в гос. учреждении «Республиканская клиническая больница мед. Р»;в)в гос. учреждении «Республиканский центр медицинской реабилитации ветеранов и инвалидов боевых действий на территории других государств»;г)в гос. учреждении «Республиканский центр мед. Р и бальнеолечения»;д)в госуд. учреждении «Республиканская больница спелеолечения»;2.на областном уровне — в областных больницах, центрах (больницах) мед.Р;3.на городском (районном) уровне — в городских (районных) больницах (центрах) и поликлиниках.Отделение Р включают в себя кабинеты физиотерапии, ЛФК, массаж, ИРТ, психотерапии, мануальной терапии и др. В состав отделений реабилитации включен и дневной стационар, при наличии – бассейн, сауна, кабинет бытовой реабилитации.

Отбор пациентов для проведения мед. реабилитации в амбулат. и стац. условиях осуществляется леч. врачом (врачом-реабилитологом) организации здравоохранения по месту жительства пациента с учетом мед. показаний и мед. противопоказаний при поступлении в стационарное отделение мед. Р пациент осматривается мультидисциплинарной бригадой в составе:врача-реабилитолога; врачаЛФК;врача-физиотерапевта; инструктора-методиста физ.Р (инструктора лече. физкультуры);мед.психолога;др специал. (психолог-педагог, педагог, логопед и др.).

Мультидисциплинарная бригада оценивает реабилитационный потенциал, устанавливает клинико-функциональный диагноз, определяет реабилитационный прогноз, функциональный класс нарушений, категорию ограничений жизнедеятельности.

После проведения реабилитационно-экспертной диагностики составляется индивид. программа мед.Р пациента.Реализация выполнения индивид. программы мед. реабилитации пациента контролируется и, при необходимости, корректируется на протяжении всего курса мед Р. При выписке пациента из стационар.отделения мед. Р оценивается эффективность проведенной мед.Р, степень выраженности функциональных нарушений и ограничений жизнеД, выдается выписка из мед. документов с рекомендациями по дальнейшему проведению мед.Р.

З2.Профессиональная ориентация инвалидов, её задачи.Проф.ориентация – комплекс научно обоснованных медико-физиологических, психолого-педагогических, социально-экономических, организационных мероприятий, направленных на формирование проф.пригодности, профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным возможностям, особенностям каждой личности и запросам общества и рынка труда.Профессиональная ориентация призвана решать следующие задачи:1.информационную(профинформация, профпросвещение, профреклама)-ориентирование инвалидов в мире профессий;2.диагностическую(профессиональная диагностика состояния профессионально значимых функций и профессионально важных психологических качеств, профессиональных интересов, склонностей и т. д.);3.консультативную (профессиональное консультирование по всему кругу профориентационных вопросов)-с целью выбора работы, режима труда, возможности обучения;;4.реабилитационного сопровождения(обеспечение медико-социально-психологического и профориентационного сопровождения всех этапов профессионального становления инвалида).

З9.Права инвалидов при проведении реабилитационных мероприятий.При проведении реабилитации инв.имеют право на:1. – инвалид имеет право отказаться от того или иного вида, формы, объема, сроков проведения реабилитационных мероприятий, а также от реализации реабилитационной программы в целом. Отказ инвалида должен быть формально зарегистрирован и являться основанием для прекращения реабилитации;2.равное, уважительное и недискриминационное отношение к себе со стороны лиц, участвующих в проведении реабилитации;3.полную и достоверную информацию о своих правах и возможностях, а также характере, качестве, условиях получения и проведения реабилитации;4.привлечение представителей общественных объединений инвалидов на любом этапе проведения реабилитации;5.иные права, предусмотренные законодательством РБ.

4 0. Оценка эффективности реабилитационных мероприятий. Оценка эффективности Р. –подводит итог реабилитационным мероприятиям и определяет достигнутый эффект. При этом оценивается уровень достижения поставленной цели( сравнивается исходное состояние и достигнутый уровень трудоспособности реабилитанта, степень выраженности нарушений и ограничени

Видео (кликните для воспроизведения).

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Источники


  1. Кони, А. Ф. Обвинительные и судебные речи / А.Ф. Кони. — М.: Студия АРДИС, 2016. — 707 c.

  2. Баранов, Д. П. Адвокатское право. Адвокатская деятельность и адвокатура в России / Д.П. Баранов, М.Б. Смоленский. — М.: Дашков и Ко, 2014. — 368 c.

  3. Фаградянц, И. Немецко — русский словарь — справочник. Переписка с официальными лицами и учреждениями: структура письма, образцы обращений, примеры писем; М.: ЭТС & Polyglossum, 2011. — 208 c.
  4. Подведомственность и подсудность дел судам и арбитражным судам. Судебная практика. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2017. — 144 c.
Основные виды реабилитации инвалидов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here