Органы юридического лица. органы управления юридического лица

Сегодня предлагаем обсудить важные аспекты на тему: "Органы юридического лица. органы управления юридического лица" с профессиональной точки зрения и понятным языком. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то дочитайте до конца, а если не найдете ответа, то всегда можно обратиться к нашему дежурному юристу.

Органы управления юридического лица

Согласно ст. 92 ГКУ юридическое лицо приобретает гражданские права и обязанности и осуществляет их через свои органы, создаваемые и действующие в соответствии с учредительными документами и требованиями закона.

Порядок создания органов юридического лица устанавливается его учредительными документами и законом.

Управление всей деятельностью юридического лица осуществляют его органы, состав и порядок избрания (назначения) которых согласно ст. 23 Закона Украины от 19.09.91 г. № 1576-XII «О хозяйственных обществах» (далее — Закон о хозобществах) осуществляется в соответствии с видом общества.


Органами управления обществом в соответствии с ч. 2 ст. 97 ГКУ являются:

  • общее собрание участников;
  • исполнительный орган юридического лица.

Если провести аналогию между предприятием и государством, то учредительный документ (устав, учредительный договор) для предприятия — это основной закон (конституция), собрание участников — законодательная власть, а исполнительный орган предприятия — это, соответственно, его исполнительная власть.

Собрание участников согласно ч. 1 ст. 98 ГКУ может принимать решения по всем вопросам деятельности общества, в том числе и по тем, которые отнесены общим собранием участников к компетенции исполнительного органа.

Исполнительный орган предприятия осуществляет непосредственное управление хозяйственной деятельностью, руководствуясь при этом решениями собрания участников и уставом предприятия.

Что касается предприятий, то в ч. 5 ст. 65 ХКУ закреплено, что директор предприятия действует от имени предприятия и представляет его интересы. При этом отметим, что для отдельных видов предприятий законом, в частности ХКУ, в связи со спецификой их создания и деятельности могут быть определены и другие субъекты, уполномоченные выступать от имени предприятия (юридического лица).

Собрание участников (акционеров) — высший орган управления предприятием

Высшим органом хозяйственного общества является общее собрание участников. Для ООО это установлено нормами ч. 1 ст. 145 ГКУ и ст. 58 Закона о хозобществах.

Для акционерного общества таким высшим органом управления согласно ч. 1 ст. 159 ГКУ, ст. 41 Закона о хозобществах, ст. 32 Закона об акционерных обществах является общее собрание акционеров, в котором имеют право принимать участие все акционеры, являющиеся владельцами акций на день проведения общего собрания, независимо от количества и вида принадлежащих им акций.

Акционеры (их представители), принимающие участие в общем собрании, регистрируются с указанием количества голосов, которые имеет каждый акционер, принимающий участие в собрании.

Общее собрание может состоять из акционеров или назначенных ими представителей, поскольку согласно ч. 3 ст. 159 ГКУ акционер вправе передать свои полномочия на собраниях другому акционеру, своему доверенному лицу или представителю другого акционера общества. Представители акционеров могут быть постоянными или назначенными на определенный срок. Акционер вправе в любое время заменить своего представителя в общем собрании, уведомив об этом исполнительный орган акционерного общества.

Передача акционером полномочий другому лицу осуществляется в соответствии с законодательством на основании доверенности. Согласно ч. 5 ст. 245 ГКУ доверенность на право участия и голосования на общем собрании, выданная физическим лицом, удостоверяется в порядке, предусмотренном законодательством.

Нотариальное удостоверение такой доверенности законом прямо не предусмотрено, однако лучше, если она будет удостоверена в надлежащем порядке нотариусом. Доверенность на право участия и голосования на общем собрании акционеров может быть также заверена регистратором или правлением акционерного общества (см. также тему Представительство и доверенность).

Аналогичные требования по участию участников ООО в общем собрании участников установлены законом и для обществ с ограниченной ответственностью (ст. 98, 116, 145 ГКУ, ст. 88 ХКУ, ст. 58 Закона о хозобществах).

Общее собрание должно проводиться для АО не реже одного раза в год (ч. 5 ст. 159 ГКУ, ст. 32, 37 Закона об акционерных обществах), для других хозяйственных обществ, в том числе ООО, не реже двух раз в год (ст. 61 Закона о хозобществах), если иное не предусмотрено учредительными документами.

Внеочередные общие собрания участников хозяйственного общества созываются (ч. 5 ст. 159 ГКУ, ст. 61 Закона о хозобществах, ст. 47 Закона об акционерных обществах) при наличии следующих обстоятельств:

  • по собственной инициативе;
  • в случае неплатежеспособности общества;
  • если возникает угроза значительного сокращения уставного капитала;
  • при наличии обстоятельств, указанных в уставе общества;
  • по требованию исполнительного, контролирующего (наблюдательного) органа общества, в том числе в случае возбуждения производства о признании АО банкротом или необходимости совершения значительного правочина;
  • по требованию ревизионной комиссии (ревизора);
  • по требованию акционеров (акционера), которые на день подачи требования совокупно являются собственниками 10 % и более простых акций АО;
  • если этого требуют интересы общества в целом;
  • в иных случаях, установленных законом или уставом АО.

Участники хозяйственного общества, владеющие не менее чем 10 % голосов, согласно ч. 4 ст. 98 ГКУ могут требовать созыва общего собрания. Если требование участников не выполнено, эти участники имеют право сами созвать общее собрание.

Эти требования более детально изложены для ООО в ст. 61 Закона о хозобществах. Участники ООО, владеющие в сумме более чем 20 % голосов, имеют право требовать внеочередного созыва общего собрания участников в любое время и по любому поводу, касающемуся деятельности общества. Если в течение 25 дней председатель общества этого не сделает, участники вправе сами созвать общее собрание.

Одним из моментов, на который следует обратить внимание, является предусмотренное ст. 61 Закона о хозобществах наличие в учредительных документах (уставе) хозяйственного общества регламентированного порядка созыва общего собрания и внеочередных собраний, в частности, указание способа информирования участников хозяйственного общества о месте, времени проведения общего собрания участников общества и его повестке дня. Это может быть сделано в виде уведомления заказным письмом или объявления в определенных средствах массовой информации (см. также письмо Госкомпредпринимательства от 10.09.2008 г. № 7713, п. 2.25 постановления Пленума ВХСУ от 25.02.2016 г. № 4 «О некоторых вопросах практики решения споров, возникающих из корпоративных правоотношений»). Порядок и особенности информирования акционеров о проведении общего собрания АО изложены в разъяснении ГКЦБФР от 16.03.2010 г. № 5 «О порядке применения пункта 14 статьи 2, статьи 35 и части седьмой статьи 38 Закона Украины «Об акционерных обществах» относительно уведомления о проведении общего собрания акционерного общества».

Читайте так же:  Самые красивые и дорогие свадебные платья звезд

Уведомление должно быть направлено не менее чем за 30 дней до созыва общего собрания. Любой из участников общества вправе требовать рассмотрения вопроса на общем собрании участников при условии, что он был им поставлен не позднее чем за 25 дней до собрания. Не позднее 7 дней до созыва общего собрания участникам общества должна быть предоставлена возможность ознакомиться с документами, включенными в повестку дня собрания.

Для ведения общего собрания избираются председатель и секретарь.

Подробнее вопрос особенностей проведения общего собрания рассмотрен в теме Порядок проведения общего собрания акционеров.

Органы управления юридических лиц

Порядок образования юридического лица: общая характеристика.

Юридическое лицо – организация, которая обладает обособленным имуществом и отвечает им по своим обязательствам, от своего имени выступает в гражданском обороте, а также в суде. Выделяют следующие способы возникновения юридических лиц:•Распорядительный порядок – юридическое лицо возникает по распоряжению собственника имущества или уполномоченного им органа. В данном порядке возникают государственные юридические лица и частные унитарные предприятия. •Разрешительный порядок (имеет место, когда для возникнове-ния юридического лица необходимо согласие компетентного органа государства или общественного объединения). В разрешительном порядке создаются, в частности, предприятия с иностранными инвестициями, требующие лицензирования на осуществление вида деятельности.• Явочно-нормативный порядок (разрешение на создание юридического лица не требуется, орган государства проверяет, соответствуют ли закону учредительные документы и соблюден ли порядок образования юридического лица). В явочно-нормативном порядке образуются хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, общественные

и религиозные организации и др.Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

Учредительные документы юридических лиц и их общая характеристика.

Учредительными документами юридических лиц являются:– учредительный договор – правоустанавливающий документ, заключенный учредителями юридического лица;– Устав – правоустанавливающий документ, принятый на общем собрании и утвержденный учредителями юридического лица.В указанных документах содержится наименование юридического лица, место его нахождения, цель деятельности, порядок управления, наличие имущества, прав и обязанностей учредителей, распределение прибыли, порядок реорганизации и ликвидации.

Органы управления юридических лиц.

Орган юридического лица — лицо (группа лиц), которое вырабатывает, формулирует и выражает его волю. По способу приобретения полномочий органы юридического лица могут быть разделены на:выборные (избираются участниками);назначаемые (назначаются собственником имущества юридического лица).

По способу осуществления полномочий органы юридического лица могут быть разделены на:

единоличные (директор, председатель правления, управляющий и др.);коллегиальные (правление, совет, общее собрание участников и др.).Орган юридического лица действует от имени юридического лица и без доверенности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9248 —

| 7366 — или читать все.

Органы юридического лица. Органы управления юридического лица

Наша компания будет рада предложить Вам все виды бухгалтерских услуг. Безупречное качество и доступные цены (от 50 у.е.) обеспечат Вашему бизнесу финансовую стабильность и благополучие.

Аудит, проведенный нашими специалистами с большим опытом работы в аудиторских организациях, налоговых и иных контролирующих органах, избавит Вас от головной боли при встрече с проверяющими.

Профессиональные юридические услуги нашей компании помогут Вам грамотно и оперативно разрешать самые сложные задачи и проблемы при ведении хозяйственной деятельности.

Бухгалтерские услуги

Аудиторские услуги

Юридические услуги

Органы управления юридическим лицом

Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законодательством и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законодательными актами и учредительными документами (пункт 1 статьи 49 Гражданского кодекса РБ).

Ниже приведены перечни органов управления предприятия в зависимости от его организационно-правовой формы:
Общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью (ООО, ОДО):
• общее собрание участников (высший орган управления, состоящий из всех участников Общества);
• наблюдательный совет (совет директоров) – создание данного органа необязательно;
• дирекция (правление) – исполнительный орган Общества, создание которого необязательно;
•директор (управляющая компания (управляющий)) — исполнительный орган Общества, наличие данного органа обязательно.
Частное унитарное предприятие (ЧУП):
• собственник;
• директор (управляющий, управляющая компания) – исполнительный орган предприятия, наличие данного органа обязательно.
Закрытое (открытое) акционерное общество (ЗАО, ОАО):
• общее собрание акционеров, состоящее из всех участников Общества;
• наблюдательный совет (совет директоров) – создание данного органа обязательно, в случае если количество акционеров свыше 50;
• дирекция (правление) и (или) директор (управляющий, управляющая компания) -исполнительный орган Общества, наличие данного органа обязательно.

Органы управления юридических лиц: понятие, виды, основания и порядок деятельности

Орган управления— один из четырех возможных органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, через которые общество осуществляет свою правоспособность.

Виды:

•рабочие органы: Счётная комиссия

•рабочие органы: Комитеты совета директоров (напр., комитет по аудиту)

•коллегиальный исполнительный орган

•единоличный исполнительный орган

[1]

Видео (кликните для воспроизведения).

•рабочие органы: Консультативный совет и др.

Органы управления имеют свою внутреннюю структуру, подразделяясь на высшие и исполнительные органы. Управление заключается в упорядочении, регламентации той или иной деятельности на протяжении всего «жизненного цикла» юридического лица. Управлять – значит, ставить определенные цели и способствовать их достижению, это планировать, организовывать, руководить, реализовывать, распоряжаться. Высшие органы управления юридического лица осуществляют общее руководство его деятельностью. А именно: определяют стратегию развития данного юридического лица; утверждают устав, вносят в него изменения и дополнения. Эти органы участвуют в приобретении юридическим лицом гражданских прав и обязанностей посредством образования исполнительного органа и принятия в рамках своей компетенции обязательных для исполнительного органа решений.Исполнительные органы управления также осуществляют руководство текущей деятельностью юридического лица. К их компетенции входят все те вопросы, которые не отнесены законом или учредительными документами к компетенции высшего органа управления, которому они подотчетны.

От органов управления необходимо отличать контрольные органы, которые призваны проверять, изучать, оценивать состояние дел организации внутри самого юридического лица.

Органы юридического лица. Органы управления юридического лица

Органы юридического лица, в соответствии со ст. 53 ГК, реализуют его право- и дееспособность. Они формируют и выражают его волю как самостоятельного субъекта. Рассмотрим далее виды органов юридического лица.

Читайте так же:  Создание финансовой подушки и другие правила, которые нужно выполнить, перед тем как уволиться и нач

Общая характеристика

Органы юридического лица осуществляют не только непосредственно само администрирование, но и от имени субъекта выступают в имущественном обороте. Другими словами, действия этих структур признаются деятельностью самой компании. Они — часть организации и не считаются самостоятельными правовыми субъектами. Этим органы юридического лица отличаются от полных товарищей и представителей. Они также выступают от имени компании по ее поручению, но в структуру не входят. Полномочия представителей и полных товарищей подтверждаются доверенностью. Для органов юрлица такого документа не требуется. Виды структур, порядок формирования, иерархия, компетенция и прочие вопросы, связанные с деятельностью этих звеньев компании, предопределяет ее форму и принадлежность к некоммерческим или коммерческим организациям.

Важный момент

Следует учитывать, что:

  1. Органы не считаются обязательным атрибутом юрлица и не выступают в качестве структурного признака. В некоторых случаях организация осуществляет свою деятельность при их абсолютном отсутствии. Иногда компания может не иметь таких подразделений, формирование которых обладает факультативным характером.
  2. При отсутствии органов их функции исполняет участник юрлица. Если в компании не предусмотрены факультативные подразделения, их задачи выполняют другие структуры, принимающие соответствующие обязанности и права.

Органы юридического лица обладают определенной компетенцией. Она представляет собой круг вопросов, за пределы которого они выходить не могут. То есть решения органов юридического лица считаются правомерными только относительно вверенных им полномочий. В случае их превышения могут возникать определенные последствия. В частности, любая сделка, заключенная с такими нарушениями, может быть признана оспоримой или ничтожной.

Классификация

Органы управления юридического лица могут быть единоличными или коллегиальными. К первым, например, относят, директора (генерального в том числе), председателя правления, президента и так далее. Коллегиальные органы юридического лица — это, например, попечительский или наблюдательный совет, общее собрание и пр. Последние всегда формируются в корпоративных компаниях, созданных на началах членства. К ним, в частности, относят союзы, общественные организации, кооперативы, товарищества.

В таких случаях органом юридического лица является только общее собрание участников. Такие структуры, однако, могут формироваться и в фондах (попечительских советах), учреждениях (образовательных или научных), которые не относятся к корпоративным предприятиям. Данное положение не относится к собранию трудового коллектива организации. Обуславливается это тем, что персонал, выступая в качестве наемных работников, не участвует в образовании имущества компании (уставного либо другого капитала). В этой связи они не имеют соответствующих полномочий и не могут оказывать влияние на образование воли предприятия, во всяком случае, без прямого на это согласия участников либо учредителей.

Органы управления юридического лица формируются для создания его воли. То есть они считаются «волеобразующими». Также создаются структуры, которые выступают от имени предприятия перед третьими лицами-участниками имущественного оборота. Такие органы именуются «волеизъявляющими». К первым, прежде всего, относят общие собрания, коллегиальные институты. Образованную ими волю затем должны реализовать соответствующие исполнительные структуры. Вместе с этим последние всегда выступают и в качестве «волеобразующих» подразделений.

Их функции не ограничены только четким исполнением решений, принятых иными органами юрлица. Более того, во многих учреждениях и в унитарных предприятиях единоличный директор (руководитель) выступает одновременно и как образующий, и как реализующий волю. В этой связи закон требует, чтобы исполнительные структуры компании осуществляли свою деятельность разумно и добросовестно, руководствуясь при этом ее интересами.

Ограничения

Полномочия органов юрлица могут, кроме законодательных предписаний, регламентироваться и учредительными документами. К примеру, на совершение определенных сделок необходимо предварительно получить согласие коллегиальной структуры или собственника (учредителя). Если данные ограничения предусмотрены в нормативном порядке, то их несоблюдение ведет к ничтожности заключенного договора с третьими лицами, поскольку последние должны знать законодательные требования. Так, унитарное предприятие не может распоряжаться собственной недвижимостью без согласия учредителя-собственника. Данное предписание присутствует в ст. 295 ГК. Если те или иные ограничения введены Уставом определенной компании (к примеру, единоличному органу запрещено заключение сделок на определенную сумму без получения предварительного согласия на это от коллегиального органа), то оспаривание соответствующих договоров допускается только при доказанности знаний контрагентов о таких запретах.

Порядок образования

Единоличные органы юридического лица или назначаются учредителями (к примеру, собственником учреждения/унитарного предприятия или уполномоченной структурой), или выбираются учредителями /созданным ими правлением либо советом. Коллективные структуры избираются всеми учредителями или состоят из них. Вопросы, касающиеся компетенции, порядка образования и прочих существенных моментов, определяются в Уставе и законодательстве.

Общее правило

В соответствии с ним, заместитель директора, а также участники правления и коллегиальной структуры не выступают в качестве органов юрлица. В унитарном предприятии, таким образом, единоличным институтом власти считается руководитель. Но в рамках уставов некоторых коммерческих компаний и хозяйственных обществ может быть предусмотрено выступление заместителей директора от имени предприятия без доверенности.

Деликтоспособность

Она представляет собой ответственность органов юридического лица, их способность самостоятельно возмещать причиненный их действиями имущественный ущерб. В связи с тем, что поведение уполномоченных структур компании считается активностью самого предприятия, то очевидно, что именно оно должно нести это бремя. Вместе с этим, юридическое лицо отвечает и за действия своих сотрудников, которые совершаются во время исполнения последними своих обязанностей, как за собственные. Данное положение установлено в ст. 1068 ГК (п. 1). Обусловлено это тем, что указанные действия совершаются во исполнение распоряжений (воли) юрлица.

В ней установлена ответственность для юридических лиц. Все организации, кроме учреждений, отвечают по принятым на себя обязательствам собственным имуществом. Данное предписание установлено в п. 1 указанной статьи. В п. 3 указано, что участник либо собственник имущества не отвечают по обязательствам юрлица и наоборот. Исключения могут быть предусмотрены в ГК или учредительной документации компании. Правило, касающееся имущественной ответственности по обязательствам, используется в большинстве случаев. Оно касается всей собственности предприятия, в числе которой движимые и недвижимые объекты, ценные бумаги, денежные средства, доли участия и так далее.

Ответственность лиц, уполномоченных представлять интересы юрлица от его имени и определять его действия, членов коллегиальных структур устанавливается в ст. 53.1 ГК. В случае нарушения тех или иных предписаний (законодательных или определенных в учредительной документации) предусматривается наказание в зависимости от тяжести вреда. В случае причинения органами юрлица ущерба предприятию на них накладывается обязанность возмещения своим собственным имуществом. Однако такие противоправные действия, согласно законодательству, не могут выступать в качестве основания для признания совершенных ими сделок с третьими лицами недействительными.

Читайте так же:  Худощавый парень из comedy woman александр гудков рассказал о личных доходах

Учредительная документация

Деятельность компаний может осуществляться после того, как все необходимые сведения будут переданы в налоговые органы. Юридические лица считаются созданными после постановки их на учет. Данное предписание содержится в ст. 51 ГК. Орган регистрации юридических лиц ведет учет в соответствии с ФЗ №129. Согласно общему правилу, организации действуют на основании:

  1. Устава (за исключением хозяйственных товариществ).
  2. Учредительного договора.

Уставы утверждаются участниками. Деятельность хозяйственного товарищества осуществляется в соответствии с учредительными договорами. К ним применяются общие правила об уставе юрлиц.

Органы юридического лица: понятие, функции, виды. Представительства и филиалы.

Правоспособность и дееспособность юридического лица реализуются через его органы (п. 1 ст. 53 ГК), формирующие и выражающие вовне его волю как самостоятельного субъекта права.

Органы юридического лица не только осуществляют управление его деятельностью, но и выступают в имущественном обороте от его имени, иначе говоря, их действия признаются действиями самого юридического лица. Они составляют часть юридического лица и не являются самостоятельными субъектами права (в отличие от представителей, которые тоже могут выступать от имени юридического лица по его поручению, и от полных товарищей, предпринимательская деятельность которых признается деятельностью соответствующего товарищества в целом). Поэтому для совершения сделок от имени юридического лица они не нуждаются в доверенности.

Органы юридического лица могут быть единоличными (директор, генеральный директор, президент, председатель правления и т.п.) и коллегиальными (правление, наблюдательный или попечительский совет, общее собрание). Коллегиальные органы обязательно создаются в корпоративных юридических лицах, построенных на началах членства (товариществах и обществах, кооперативах, общественных организациях, ассоциациях и союзах). Высшим органом здесь всегда является общее собрание их участников. Они, впрочем, могут создаваться и в фондах (попечительские советы), и в учреждениях (например, в научных и образовательных), не относящихся к корпоративным организациям.

Органы юридического лица могут создаваться для формирования его воли («волеобразующие органы») и для одновременного выражения его воли вовне, по отношению ко всем третьим лицам — участникам имущественного оборота («волеизъявляющие», или исполнительные, органы). К числу первых относятся прежде всего общие собрания и иные коллегиальные органы, волю которых как волю юридического лица должны затем осуществлять соответствующие исполнительные органы.

Вместе с тем исполнительные (волеизъявляющие) органы одновременно всегда являются и волеобразующими. Их деятельность не ограничивается только строгим исполнением воли, сформированной иными органами юридического лица. Более того, в унитарных предприятиях, а также во многих видах учреждений единоличный руководитель (директор) одновременно является единственным волеобразующим и волеизъявляющим (исполнительным) органом. Поэтому закон требует, чтобы волеизъявляющие органы юридического лица действовали добросовестно и разумно, руководствуясь его интересами (п. 3 ст. 53 ГК). При нарушении этих требований на них может быть возложена обязанность по возмещению причиненных юридическому лицу убытков за счет своего личного имущества. Поскольку, однако, речь идет о внутренних взаимоотношениях юридического лица и его органа, такие противоправные действия последнего не могут служить основанием для признания недействительными сделок, заключенных этим органом от имени юридического лица с третьими лицами.

Единоличные органы либо назначаются учредителями (например, собственником имущества унитарного предприятия или учреждения или уполномоченным им органом), либо избираются участниками (учредителями) юридического лица или созданным ими коллективным органом (советом, правлением). Коллективные органы либо избираются всеми участниками (учредителями) (совет директоров, правление), либо состоят из них (общее собрание, попечительский совет). Состав и компетенция органов юридических лиц, а также порядок их формирования (назначение или избрание) определяется законодательством и учредительными документами.

Представительства и филиалы (см. схему). Юридическое лицо может испытывать потребность в постоянном совершении каких-либо действий за пределами своего основного места нахождения. С этой целью оно вправе создать в другом месте свое обособленное подразделение в виде представительства или филиала. Представительство создается для представления и защиты интересов юридического лица, т.е. с целью постоянного совершения для него определенных юридических действий (п. 1 ст. 55 ГК), например, в центре того или иного региона. Филиал создается для осуществления всех или определенной части функций (целей) юридического лица, включая и цели представительства (п. 2 ст. 55 ГК). Другими словами, филиал занимается той же деятельностью, что и создавшее его юридическое лицо, но одновременно может осуществлять и функции его представительства. В этой роли может выступать, например, отдельно расположенный цех или иное производство, отделение банка и т.п. Филиалами иногда могут становиться и вполне самостоятельные в экономическом или в структурном смысле организации, если их учредитель — юридическое лицо считает необходимым сохранить полный контроль (и полную ответственность) за их деятельностью.

Создавшие представительство или филиал юридические лица передают им некоторое имущество (обязательно указывая об этом в своих учредительных документах для того, чтобы об этом знали потенциальные кредиторы) и утверждают положения, определяющие содержание и порядок их деятельности. Однако это имущество остается принадлежащим создавшему их юридическому лицу. Ведь представительства и филиалы являются обособленными подразделениями, т.е. частями создавших их юридических лиц. Не будучи самостоятельными юридическими лицами, они не могут иметь собственного имущества и, следовательно, не в состоянии сами участвовать в гражданском обороте. В свою очередь, отсутствие у них гражданской правосубъектности лишает их действия юридического (гражданско-правового) значения.

Для осуществления представительских и иных юридических функций от имени юридического лица последнее должно выдать доверенность назначенному им руководителю (директору) своего представительства или филиала (абз. 2 п. 3 ст. 55 ГК), т.е. конкретному физическому лицу (поскольку выдать доверенность своему подразделению, иначе говоря, вступить с ним в гражданско-правовые отношения представительства невозможно из-за отсутствия у него гражданской правосубъектности). Руководитель представительства или филиала на основании выданной ему доверенности действует от имени и в интересах юридического лица (а не «от имени» филиала или представительства).

Органы управления юридическим лицом

Юридические лица в гражданском обороте действуют через создаваемые органы управления. Это так называемые номинативные субъекты права, не признаваемые законодателем, но фактически олицетворяемые с реальными участниками правоотношений.

Однако было бы неверным связывать тип управления юридическим лицом с его организационно-правовой формой. Значительную роль здесь играет отнесение субъекта к тому или иному классификационному типу, основанному на членстве, и субъекту, создаваемому при отсутствии членства его учредителей. В первом случае мы обнаруживаем необходимость создания высших коллегиальных органов управления, позволяющих отразить волеизъявление большинства участников (общее собрание), во втором случае создание подобных органов не предполагается и управление, как правило, основывается на принципах единоначалия. Тем не менее, развитие законодательства и значительное увеличение форм некоммерческих организаций дает нам примеры смешения этих принципов. Например, в отношении учреждений. С одной стороны, это положение ст. 120 ГК РФ[17], предполагающее построение субъекта, создаваемого единым собственником, с другой — нормы Федерального закона «Об образовании», допускающие возможность соучредительства в отношении образовательных учреждений. Естественно, что система управления в описываемых случаях будет противоположной, так как нацелена на решение различных задач.

[2]

Помимо описываемых факторов на выбор системы управления юридическим лицом также оказывают влияние следующие условия.

К числу факторов, оказывающих влияние на построение той или иной системы управления, относятся следующие. Специальная или общая правоспособность, то есть те основные цели и виды деятельности, достижение которых определено учредительными документами компании. Временной фактор, в который включается как время жизнедеятельности организации, продолжительность ее существования, так и факторы, связанные с ожиданием перемен на определенном макро- или микроэкономическом уровне. В последнем случае менеджмент компании может либо «заморозить» модель управления, несмотря на ее очевидные недостатки, либо сформировать новую с учетом будущих изменений на рынке, то есть действуя на опережение. Несомненно, при закреплении возможных управленческих структур в нормативных документах различного уровня должно учитываться соответствие модели управления конкретным историческим условиям. Пройдя долгий путь исторического развития, юридические лица реализовали несколько моделей, которые в целом представляют собой эволюционные типы построения системы управления организациями.

[3]

Таким образом, основными признаками товарищеского типа управления юридическим лицом выступают следующие: отсутствие органов управления в организационной структуре юридического лица, «круговая порука» участников (ответственность за результат), прямое участие товарищей (участников) в управлении организацией, наличие особого правового статуса учредителей (предпринимательского).

Читайте так же:  Можно ли без развода подать на алименты оформление алиментов в браке

В современном законодательстве подобные формы управления сохранились в отношении полного товарищества и товарищества на вере. Однако, учитывая отсутствие практики создания этих юридических лиц в России, все теоретические изыскания (равно как и нормы действующего гражданского законодательства) могут вызвать интерес лишь с научной точки зрения или в целях обучения. Интерес к системе управления и ведения дел в хозяйственных товариществах может быть оправдан также и при моделировании системы управления юридическими лицами, где отсутствует закрепленная на законодательном уровне структура органов управления (например, в некоммерческом партнерстве).

В отношении некоммерческих организаций в Федеральном законе от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях» предусмотрена достаточная степень свободы выбора в определении структуры, компетенции, порядка формирования и сроков полномочий органов управления некоммерческими организациями, в порядке принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации в обороте (ст. 28 Закона). Точно так же и источники формирования имущества некоммерческих организаций различны: регулярные и единовременные поступления от учредителей, пожертвования, иные доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации, разрешенной предпринимательской деятельности (ст. 26 Закона). Изучение системы управления различными организационно-правовыми формами некоммерческих организаций показывает как их схожесть с некоторыми ранее рассмотренными типами управления, так и наличие существенных особенностей. Причем однотипное наименование органов управления не означает тождественности типа управления, так как основной проблемой многих некоммерческих организаций является отсутствие детальной правовой регламентации их деятельности, в том числе и на локальном уровне.

Основной формой построения структуры управления юридическими лицами является в настоящее время корпоративная модель, предусматривающая формирование многоуровневой системы управления с четким закреплением полномочий каждого органа юридического лица, как в законодательстве, так и в локальных нормативных актах конкретной компании. Кроме того, наблюдается тенденция к переносу этой модели управления (применяемого ранее, как правило, в акционерных (хозяйственных) обществах) практически на все используемые организационно-правовые формы юридических лиц, в том числе и на некоммерческие организации. На практике встречаются ситуации, когда при возникновении спора, например, в некоммерческом партнерстве, связанного с отсутствием правового регулирования распределения компетенции между органами управления, регламентацией процедуры принятия решения и пр., участники конфликта предлагают использовать по аналогии нормы, закрепленные в законе об акционерных обществах. Правомерность подобных предложений вызывает серьезные сомнения и может служить основанием для признания недействительным того или иного решения, вынесенного органами управления этой организации на основании норм акционерного права.

В корпоративной модели управления существенно ограничены возможности участников по прямому волеизъявлению. Распределение полномочий между органами управления различного уровня приводит в некоторых случаях к ущемлению прав акционеров, узурпации власти и принятию одним из органов управления решений, не соответствующих интересам как отдельных участников, так и компании в целом.

Основой корпоративной модели является разделение всех органов управления на два уровня: высшие органы управления, принимающие решения по наиболее важным вопросам деятельности компании, и исполнительные органы управления, осуществляющие текущее управление делами организации. Задачей учредителей является четкое разграничение компетенции, как данных уровней управления, так и внутри отдельного уровня между формируемыми коллегиальными и исполнительными органами; закрепление системы мер, противодействующих возможной узурпации власти отдельными органами управления.

Новация современного законодательства и практической деятельности субъектов частного права — передача функций единоличного исполнительного органа по договору коммерческой (управляющей) организации или индивидуальному предпринимателю (управляющему) — не нашла должного отражения в нормативных актах. Целью подобной системы управления является повышение эффективности управления, усиление контроля за подчиненными субъектами в холдинговых структурах и пр. Тем не менее традиционная логика построения системы управления юридическим лицом не предусматривала подобной возможности. Поэтому основными задачами являются определение правовой природы данного явления, надлежащее закрепление полномочий управляющего в отношении управляемой организации, а также закрепление правовых механизмов, позволяющих учитывать в рамках данной системы управления требования, предъявляемые к корпоративной модели управления, распределению компетенции между органами управления различного уровня, отражения интересов и участников юридического лица и его самого как самостоятельного субъекта права, во избежание возможных неправомерных (и неконтролируемых) действий со стороны управляющей организации.

Организационная структура модели управления отражается как в учредительных документах юридического лица, так и в его локальных правовых актах. Главной задачей является формирование той системы управления организации, которая соответствовала бы всем вышеперечисленным условиям и позитивно влияла на деятельность организации в гражданском обороте.

Читайте так же:  Над свадебным платьем невесты посмеялся весь интернет (фото)

Органы юридического лица: понятие, функции, виды. Представительства и филиалы.

Правоспособность и дееспособность юридического лица реализуются через его органы (п. 1 ст. 53 ГК), формирующие и выражающие вовне его волю как самостоятельного субъекта права.

Органы юридического лица не только осуществляют управление его деятельностью, но и выступают в имущественном обороте от его имени, иначе говоря, их действия признаются действиями самого юридического лица. Они составляют часть юридического лица и не являются самостоятельными субъектами права (в отличие от представителей, которые тоже могут выступать от имени юридического лица по его поручению, и от полных товарищей, предпринимательская деятельность которых признается деятельностью соответствующего товарищества в целом). Поэтому для совершения сделок от имени юридического лица они не нуждаются в доверенности.

Органы юридического лица могут быть единоличными (директор, генеральный директор, президент, председатель правления и т.п.) и коллегиальными (правление, наблюдательный или попечительский совет, общее собрание). Коллегиальные органы обязательно создаются в корпоративных юридических лицах, построенных на началах членства (товариществах и обществах, кооперативах, общественных организациях, ассоциациях и союзах). Высшим органом здесь всегда является общее собрание их участников. Они, впрочем, могут создаваться и в фондах (попечительские советы), и в учреждениях (например, в научных и образовательных), не относящихся к корпоративным организациям.

Органы юридического лица могут создаваться для формирования его воли («волеобразующие органы») и для одновременного выражения его воли вовне, по отношению ко всем третьим лицам — участникам имущественного оборота («волеизъявляющие», или исполнительные, органы). К числу первых относятся прежде всего общие собрания и иные коллегиальные органы, волю которых как волю юридического лица должны затем осуществлять соответствующие исполнительные органы.

Вместе с тем исполнительные (волеизъявляющие) органы одновременно всегда являются и волеобразующими. Их деятельность не ограничивается только строгим исполнением воли, сформированной иными органами юридического лица. Более того, в унитарных предприятиях, а также во многих видах учреждений единоличный руководитель (директор) одновременно является единственным волеобразующим и волеизъявляющим (исполнительным) органом. Поэтому закон требует, чтобы волеизъявляющие органы юридического лица действовали добросовестно и разумно, руководствуясь его интересами (п. 3 ст. 53 ГК). При нарушении этих требований на них может быть возложена обязанность по возмещению причиненных юридическому лицу убытков за счет своего личного имущества. Поскольку, однако, речь идет о внутренних взаимоотношениях юридического лица и его органа, такие противоправные действия последнего не могут служить основанием для признания недействительными сделок, заключенных этим органом от имени юридического лица с третьими лицами.

Единоличные органы либо назначаются учредителями (например, собственником имущества унитарного предприятия или учреждения или уполномоченным им органом), либо избираются участниками (учредителями) юридического лица или созданным ими коллективным органом (советом, правлением). Коллективные органы либо избираются всеми участниками (учредителями) (совет директоров, правление), либо состоят из них (общее собрание, попечительский совет). Состав и компетенция органов юридических лиц, а также порядок их формирования (назначение или избрание) определяется законодательством и учредительными документами.

Представительства и филиалы (см. схему). Юридическое лицо может испытывать потребность в постоянном совершении каких-либо действий за пределами своего основного места нахождения. С этой целью оно вправе создать в другом месте свое обособленное подразделение в виде представительства или филиала. Представительство создается для представления и защиты интересов юридического лица, т.е. с целью постоянного совершения для него определенных юридических действий (п. 1 ст. 55 ГК), например, в центре того или иного региона. Филиал создается для осуществления всех или определенной части функций (целей) юридического лица, включая и цели представительства (п. 2 ст. 55 ГК). Другими словами, филиал занимается той же деятельностью, что и создавшее его юридическое лицо, но одновременно может осуществлять и функции его представительства. В этой роли может выступать, например, отдельно расположенный цех или иное производство, отделение банка и т.п. Филиалами иногда могут становиться и вполне самостоятельные в экономическом или в структурном смысле организации, если их учредитель — юридическое лицо считает необходимым сохранить полный контроль (и полную ответственность) за их деятельностью.

Создавшие представительство или филиал юридические лица передают им некоторое имущество (обязательно указывая об этом в своих учредительных документах для того, чтобы об этом знали потенциальные кредиторы) и утверждают положения, определяющие содержание и порядок их деятельности. Однако это имущество остается принадлежащим создавшему их юридическому лицу. Ведь представительства и филиалы являются обособленными подразделениями, т.е. частями создавших их юридических лиц. Не будучи самостоятельными юридическими лицами, они не могут иметь собственного имущества и, следовательно, не в состоянии сами участвовать в гражданском обороте. В свою очередь, отсутствие у них гражданской правосубъектности лишает их действия юридического (гражданско-правового) значения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Для осуществления представительских и иных юридических функций от имени юридического лица последнее должно выдать доверенность назначенному им руководителю (директору) своего представительства или филиала (абз. 2 п. 3 ст. 55 ГК), т.е. конкретному физическому лицу (поскольку выдать доверенность своему подразделению, иначе говоря, вступить с ним в гражданско-правовые отношения представительства невозможно из-за отсутствия у него гражданской правосубъектности). Руководитель представительства или филиала на основании выданной ему доверенности действует от имени и в интересах юридического лица (а не «от имени» филиала или представительства).

Источники


  1. ашов, А. И. Правоведение. Учебник для вузов / А.И. Балашов, Г.П. Рудаков. — М.: Питер, 2015. — 544 c.

  2. Новицкий, И.Б. Римское право; М.: Гуманитарное знание, 2011. — 245 c.

  3. Чепурнова, Н. М. Судебная защита в механизме гарантирования прав и свобод. Конституционно-правовой аспект / Н.М. Чепурнова, Д.В. Белоусов. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014. — 168 c.
  4. Оксамытный, В.В. Теория государства и права. Гриф МО РФ / В.В. Оксамытный. — М.: Камерон, 2004. — 246 c.
Органы юридического лица. органы управления юридического лица
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here