Органы предварительного следствия и дознания

Сегодня предлагаем обсудить важные аспекты на тему: "Органы предварительного следствия и дознания" с профессиональной точки зрения и понятным языком. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то дочитайте до конца, а если не найдете ответа, то всегда можно обратиться к нашему дежурному юристу.

Органы дознания и предварительного следствия

Согласно ст. 1 Указа Президента РК, имеющего силу закона «Об органах внутренних дел РК» от 21 декабря 1995 года, с изменениями и дополнениями (согласно Закону РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК от 9 декабря 1998 г.). Органы внутренних дел Республики Казахстан являются специальными государственными органами, осуществляющими в соответствии с законодательством РК дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность, а также исполнительные и распорядительные функции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, предупреждению и пресечению преступных и иных противозаконных посягательств на права и свободы человека и гражданина, интересы общества и государства.

Единую систему органов внутренних дел, образуют Министерство внутренних дел РК, входящие в его состав департаменты и иные структурные подразделения, подчиненные ему управления внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы, внутренние войска, учебные заведения, учреждения и иные организации.

Типовая организационная структура ОВД утверждается Правительством РК по предоставлению министра внутренних дел РК. В составе органов внутренних дел образуются: криминальная полиция, административная полиция и иные службы полиции, а также военно-следственные органы и военная полиция МВД, имеющих статус воинского формирования.

В ноябре 2003 г. по инициативе МВД РК, на рассмотрение межведомственной рабочей группы был вынесен вопрос: «О создании единого следственного аппарата». Основным способом реализации поставленной задачи сотрудники рабочей группы предлагали реформирование формы расследования путем упразднения штатного дознания и осуществление расследования уголовных дел только органами предварительного расследования, т.е. слияние следствия и штатного дознания в одну форму досудебного производства, с оставлением дознанию функций расследования, предусмотренных ст. 200 УПК РК.

В сущности, авторы данного проекта предлагают унификацию процессуальной формы, что противоречит положениям Концепции правового развития Республики Казахстан, где одним из направлений выступает не унификация, а дифференциация процессуальной формы.

Отстаивая точку зрения об унификации процессуальной формы, большинство членов межведомственной рабочей группы считают, что в настоящее время практически стерлась грань между дознанием и предварительным расследованием. Свое мнение они основывают на том, что и штатное дознание и предварительное следствие выполняют одну и ту же процессуальную функцию, единственное различие — в ограничении процессуальной самостоятельности дознавателя.

И наоборот, сторонники дифференциации считают, что такое объединение приведет к усложнению процедуры расследования уголовных дел, и не будет способствовать реализации задач по упрощению досудебного разбирательства.

Мнение сторонников слияния штатного дознания и предварительного следствия в одну форму досудебного производства, или создания унифицированной процессуальной формы, представляется правильной и единственно верной. Аргументами в пользу данной точки зрения служат следующие обстоятельства.

Так, после введения в 1998 г. нового УПК РК, согласно ст. 288 УПК РК законодатель обязал начальника дознания назначать предварительное расследование по следующим категориям дел:

  • 1. По преступлениям совершенных несовершеннолетними гражданами.
  • 2. При расследовании дел, в отношении лиц, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту.
  • 3. По неочевидным преступлениям.

Однако уголовные дела этой категории, практически органами дознания не расследовались, а незамедлительно передавались в органы предварительного расследования после возбуждения уголовного дела и проведения первоначальных следственных действий. Таким образом, по категориям таких дел дознание действовало в рамках требований предъявляемых ст. 200 УПК РК. Например, по ГУВД Карагандинской области за 2003 г. органами дознания было передано по подследственности в органы предварительного следствия 160 уголовных дел.

В конечном итоге, дознаватель, проводя предварительное расследование, выполняет те же процессуальные действия, как и следователь, единственное различие — в статусе должностного лица расследования.

Таким образом, действия дознания практически слились с действиями органов предварительного расследования, что лишний раз подтверждает правильность предложения о соединении дознания и органов предварительного расследования.

В связи с тем, что дознание обладает более широкими полномочиями, использует в своей деятельности оперативно-розыскные мероприятия и раскрытие преступления является его основной функцией, необходимо вернуть дознанию его поисковую сущность, т.е. поиск лиц, виновных в совершении преступления. Интересна в этом отношении позиция ВНИИ МВД России, которая предлагает возложить раскрытие преступлений только на сотрудников уголовного розыска с разработкой соответствующих приказов о взаимодействии. Вариант возложения раскрытия преступлений на участковых уполномоченного инспектора милиции ими опровергается, так как это может повлечь за собой отчуждение данного сотрудника от административно-юрисдикционной деятельности и профилактической работы, что недопустимо.

Думается что, наиболее предпочтительным остается вариант о возложении функции раскрытия преступлений, как на участковых уполномоченных, так и сотрудников уголовного розыска, причем по принципу совместной работы зонального принципа, с разработкой соответствующих приказов.

Данный вариант основывается на следующих моментах:

  • 1. Зональный принцип предусматривает совместную службу участкового инспектора и оперуполномоченного уголовного розыска на определенном участке обслуживаемой территории. В данном случае, они оба несут ответственность за профилактику преступлений и раскрытие преступлений на вверенном им участке службы.
  • 2. Участковый инспектор более тесно связан с населением и может обладать достаточным объемом информации, что в конечном итоге может способствовать раскрытию преступления.

В то же время, необходимо тщательное продумывание механизма ведения предварительного следствия по преступлениям подследственным органам дознания, согласно ст. 285 УПК РК. Заслуживает внимания подготовленный МВД совместно с Казахским гуманитарно-юридическим университетом проект закона «О внесении изменений и дополнений в УПК РК», где предлагается осуществлять предварительное следствие в двух формах: обычной и упрощенной.

Согласно внесенным дополнениям, предлагается: предварительное следствие по упрощенной форме проводить только по делам, где известно виновное лицо, и которое признает свою вину в полном объеме.

Внести в ч. 1 ст. 285 УПК РК понятие «ускоренное производство», которое производится по уголовным делам, указанным в ч. 1 ст. 285 УПК РК (по которым в настоящее время проводится дознание).

Установить срок «ускоренного производства» 30 дней с момента возбуждения уголовного дела (ст. 196 УПК РК), а при невозможности закончить уголовное дело в указанный срок — продлевается начальником следственного отделения до 2-х месяцев (ч. 13 ст. 285 УПК РК).

Читайте так же:  Лидер или менеджер в чем разница и что лучше для коллектива

Уголовные дела «ускоренной формы», независимо в какой срок окончены, заканчиваются протоколом обвинения.

Законодатель, предлагая внести, данные изменения в УПК РК довольно тщательно подошел к проблеме разрешения уголовных дел подследственных органу дознания. Если с введением в 1998 г. нового УПК РК возникали разногласия между дознанием и предварительным следствием по вопросу расследовать ли органу дознания нераскрытые дела или нет, то с введением данных изменений данный вопрос будет разрешен.

Полагаем, что введение в уголовно-процессуальное законодательство изменений об установлении в производстве предварительного следствия понятия «ускоренное производство» со сроком следствия до 30 дней и дальнейшее его продление до 2-х месяцев, позволило бы исключить, следователю относится к работе безответственно, нести персональную ответственность за качество своей работы.

Предложение, оканчивать все уголовные дела «ускоренного производства» с протоколом обвинения, независимо от сроков окончания уголовных дел спорно и до сих пор не нашло своего решения. Нет единого мнения и среди ученых. Отдельные ученые считают это упрощенным подходом к делу, что не может не привести к ущемлению конституционных и процессуальных прав участников процесса.

В целом, поддерживая мнение данных ученых, полагаем, что целесообразнее было бы оставить форму производства дознания, где назначено предварительное следствие, так как оно достаточно полно отвечает предъявляемым требованиям.

Как видно из вышеизложенного, слияние следствия и дознания позволит решить многие проблемы, возникавшие между следствием и дознанием, четко определить перечень прав и обязанностей сотрудников данных служб. Исследуя вопросы реформирования расследования, считаем необходимым, обратиться к истории развития предварительного следствия на различных этапах.

Так, до 1928 г. следователи производили предварительное следствие, находясь в составе суда, а начиная с этого года, согласно постановления КазЦИК и СНК КазССР, ведение предварительного следствия было передано в органы прокуратуры. С принятием 22 июля 1959 г., первого в истории Казахстана Уголовно-процессуального Кодекса, введенного в действие с 1 января 1960 г., право производства предварительного следствия возлагалось на органы прокуратуры и государственной безопасности. Судам же надлежало только рассматривать дела о преступлениях и выносить наказание лицам их совершивших.

С передачей предварительного следствия в органы прокуратуры прокурорам надлежало осуществлять надзор за ведением предварительного следствия. Все вопросы, возникающие в ходе предварительного следствия и их разрешение, ложились на прокурора.

Однако с передачей предварительного следствия в органы прокуратуры возникли и трудности. Дознание проводилось органами милиции, а предварительное следствие следователями прокуратуры. Действовавший в то время на территории Казахстана УПК РСФСР давал право следователю, с разрешения прокурора, передавать органу дознания любое дело, по которому производство предварительного следствия обязательно. В результате этого резко сократилось количество дел, находящихся в производстве следователей прокуратуры и, наоборот, резко возросло количество уголовных дел, находящихся в производстве милиции. Практически стерлась грань между предварительным следствием и дознанием.

В то же время возросло мастерство работников милиции как органа дознания, проводившего расследование по большинству уголовных дел, представляющих в расследовании определенную сложность. Такое положение не могло быть не замеченным и на неоднократных всесоюзных совещаниях работников прокуратуры отмечалось, что недопустимо, чтобы в милиции количество дел превышало количество дел, находящихся в производстве следователей прокуратуры.

Однако положение не менялось, в связи, с чем в милиции Казахстана резко ухудшилось оперативно-розыскная и следственная работа. Это в первую очередь было связано с тем, что один и тот же сотрудник вынужден был совмещать и оперативную работу, и проведение предварительного следствия. НКВД СССР, зная о таком положении дел в 1939 г. вынуждено было пойти на перераспределение штатов и за счет штатов оперативных служб и создать в органах милиции обособленные следственные подразделения, которые занимались бы только проведением предварительного расследования, не занимаясь оперативной работой. Причем, руководство такими подразделениями было возложено на заместителей начальников оперативных служб.

Однако такое положение, создало ряд неудобств и препятствий для совместной работы органов следствия и дознания, что в свою очередь отрицательно сказалось на борьбе с преступностью. Именно это обстоятельство и послужило созданием в Министерстве Охраны Общественного Порядка СССР в 1963 г. следственного аппарата.

В дальнейшем, с развитием процессуальной формы расследования преступлений, дознание стало проводить расследование по делам не представляющих особой сложности в расследовании.

Таким образом, возникли два органа, в обязанности которых вменялось осуществление расследования. Возложение функций следствия на дознание, привело к созданию своего следственного аппарата в органах МВД, дознанию же осталась функция только предупреждения, раскрытия преступлений и охраны общественного порядка. Это способствовало четкому разграничению функций дознания и следствия. Дознание проводило первоначальные следственные действия, направленные на раскрытие преступления, следствие же, в свою очередь, занималось расследованием преступлений. Однако, в дальнейшем, законодатель вновь наделил дознание функцией расследования, что в конечном итоге привело к возникновению споров и непонимания между этими двумя органами расследования.

В 1988-1989 гг. руководство МВД СССР внесло предложение о создании единого следственного аппарата, однако эта идея не была поддержана.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что слияние дознания и предварительного следствия, на сегодняшний день является необходимым условием оптимизации предварительного расследования в системе уголовного судопроизводства Республики Казахстан. Такой подход законодателя позволит:

  • 1. исключить споры о подследственности преступлений, так как расследование будет проводиться одним органом предварительного расследования;
  • 2. четко разграничить функции по осуществлению оперативно-розыскной деятельности органами дознания и проведению предварительного расследования органами следствия в системе правоохранительных органов.

[1]

Понятие и формы предварительного расследования. Система органов предварительного следствия

Введение

Охрана прав и законных интересов личности является задачей всего уголовного судопроизводства Российской Федерации. Согласно ст. 2 УПК Российской Федерации «уголовное судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению и искоренению преступлений, охране интересов общества, прав и свобод граждан»[1]. Огромную роль в объективности всего судебного производства играют органы предварительного расследования. От их работы во многом зависит исход дела. Данное обстоятельство обусловило актуальность темы нашего исследования.

Целью данной контрольной работы является исследование деятельности органов предварительного расследования. В связи с поставленной целью возникает необходимость разрешения следующих задач:

— дать определение понятию «предварительное расследование»;

— изучить формы предварительного расследования;

— проанализировать систему органов предварительного расследования и роль следственного комитета в этом процессе;

Читайте так же:  Почему даже фрилансерам нужно одеваться как на работу

— исследовать организацию работы по выявлению и расследованию преступлений;

— выяснить правовой статус следователя и дознавателя.

Методами исследования, применяемыми для исследования указанных задач, являются современные положения теории научного познания общественных процессов и правовых явлений. Представляется целесообразным воспользоваться следующими частнонаучными методами: сравнительно-правовым, социально-правовым, системно-структурным.

Объектом научного анализа настоящей работы являются процессуальная деятельность органов предварительного расследования в Российской Федерации.

Предметная направленность определяется выделением и изучением, в рамках заявленной темы, нормативно-правовых источников.

Эмпирическая база исследования построена на нормативном материале. Нормативную основу составили: Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, федеральное законодательство.

Понятие и формы предварительного расследования. Система органов предварительного следствия

«Предварительное расследование — стадия уголовного судопроизводства, заключающаяся в правоотношениях и деятельности ее участников при определяющей роли органа дознания, дознавателя, следователя и прокурора при ограниченном контроле со стороны суда по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для привлечения конкретных лиц в качестве обвиняемых и направления дела в суд»[2].

Сущность предварительного расследования как стадии уго­ловного процесса заключается в том, что это промежуток вре­мени, в течение которого осуществляется одноименная уголовно-процессуальная деятельность.

Задачи стадии предварительного расследования:

ü защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, пострадавших от преступления;

ü защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод;

ü отказ от уголовного преследования невиновных и реабилитация каждого, кто необоснованно подвергался уголовному преследованию;

ü привлечение конкретного лица в качестве обвиняемого;

ü выявление и принятие мер к устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления;

ü обеспечение гражданского иска;

ü подготовка досудебных материалов в виде уголовного дела для его рассмотрения в суде.

Существуют две формы предварительного расследования:

2. Предварительное следствие.

Предварительное следствие — это деятельность, содержа­ние которой охватывает всю от начала до конца стадию пред­варительного расследования[3].

Предварительное следствие на­правлено на досудебное установление всех обстоятельств, под­лежащих доказыванию (ст. 73, 421, 434 УПК РФ).

Именно оно, концентрирует гарантии соблюдения прав и законных интере­сов личности на досудебных стадиях уголовного процесса. Предварительное следствие производится следователями, ко­торые обладают процессуальной самостоятельностью. След­ственные подразделения в настоящее время имеются в проку­ратурах, а также в органах внутренних дел, органах федераль­ной службы безопасности.

Предварительное следствие, согласно ст. 151 и 434 УПК РФ, обязательно по наиболее сложным делам и по всем делам о преступлениях, совершенных должностными лицами органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки РФ, Федерального агентства правительственной связи и инфор­мации при Президенте РФ, Федеральной службы охраны РФ, органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, органов налоговой полиции, таможенных органов РФ, военнослужащи­ми, гражданами, проходящими военные сборы, лицами граж­данского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воин­ских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей; по делам в отношении лиц, совер­шивших запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, и лиц, у которых после содеянного наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение. Приведенный здесь перечень не исчерпывающий.

От судебного предварительное следствие отличается субъек­тами, средствами, целями, местом и ролью в уголовном про­цессе этих видов деятельности.

Предварительное следствие, как и любая другая форма пред­варительного расследования, состоит из процессуальных дей­ствий и процессуальных решений.

Оно включает производство следственных действий, применение мер принуждения, при­влечение лица в качестве обвиняемого, допуск к участию в уго­ловном процессе защитника, законных представителей, граж­данских истцов и других субъектов уголовного процесса, озна­комление участников с материалами дела и многое другое. Первоначальный срок предварительного следствия установлен в размере 2 месяцев. Однако он может быть продлен прокурором в установленном законом порядке.

Дознание – форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно ( п.8 ст. 5 УПК РФ)

По действующему уголовно-процессуальному законодательству дознание является формой предварительного расследования и следовательно в первую очередь его следует отличать от оперативно-розыскной деятельности и деятельности административной.

Являясь формой процессуальной, дознание производится по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц, подозреваемых в совершении преступлений небольшой и средней тяжести (ч.3 ст. 150, ч.2 ст. 223 УПК РФ).

В сравнении с предварительным следствием дознание можно рассматривать как упрощенную форму расследования, предусматривающую специальные правила производства по уголовному делу (гл. 32 УПК РФ).

Итак, предварительное следствие осуществляется следователями прокуратуры, органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности и Федеральной службы налоговой полиции (ст. 125 УПК). В исключительных случаях его могут осуществлять начальники следственных отделов и прокуроры. В этом случае на них распространяются все полномочия следователя.

Круг дел, по которым обязательно производится предварительное следствие, установлен ст. 126 УПК. Там же определяется и подследственность конкретных дел следователям различной ведомственной принадлежности. В то же время следователи прокуратуры помимо дел о преступлениях, отнесенных к их исключительной подследственности, наделены правом производства предварительного следствия и по делам, подследственным следователям органов внутренних дел, ФСБ и ФСНП.

50.Органы предварительного следствия и дознания.

15.3. Органы дознания

Дознание как составная часть уголовного судопроизводства является формой предварительного расследования и осуществляется на основе общих принципов и в целях решений задач, ему присущих.

В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством к органам дознания относятся:

5) органы внутренних дел РФ и другие органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

6) органы Государственной противопожарной службы РФ;

7) органы Федеральной службы судебных приставов и Федеральной службы исполнения наказаний;

8) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений.

Кроме того, возбуждение дознания и проведения неотложных следственных действий возлагается также:

4) на капитанов судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на этих судах;

5) руководителей геологических партий и зимовок — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

6) глав дипломатических и консульских учреждений РФ – по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территории этих представительств и учреждений.

Окончательное решение о направлении дальнейшего расследования в упомянутых случаях принимается прокурором, в распоряжение которого незамедлительно направляются соответствующие материалы.

Полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя начальником органа дознания. Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое производило или производит по данному делу оперативно-розыскные мероприятия.

Читайте так же:  Понятие предпринимательского права. российское предпринимательское право

Дознаватель уполномочен самостоятельно проводить следственные и иные процессуальные действия и принимать решения, за исключением случаев, когда на-это требуется согласие начальника органа дознания, санкция прокурора или судебное решение.

Основной орган дознания — милиция. Оба ее подразделения: криминальная милиция и милиция общественной безопасности — осуществляют функции дознания, а начальники соответствующих подразделений выступают в роли руководителей органов дознания.

Деятельность органов дознания различается в зависимости от того, действуют ли они по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, или же по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно.

Деятельность органов дознания по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. Орган дознания возбуждает при наличии к тому оснований с согласия прокурора уголовное дело и производит неотложные следственные действия по закреплению следов преступления: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допросы подозреваемых, потерпевших и свидетелей. Об обнаруженном преступлении и начатом дознании орган дознания немедленно уведомляет прокурора.

По выполнении неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания обязан передать дело следователю. В случае если расследование данного преступления подследственно другому правоохранительному органу, а не тому, где проводилось дознание, дело направляется прокурору для определения органа, который будет проводить предварительное следствие.

После передачи дела следователю орган дознания может проводить по нему следственные и розыскные действия только по поручению следователя. В случае передачи следователю дела, по которому не представилось возможным обнаружить лицо, совершившее преступление, орган дознания продолжает принимать оперативно-розыскные меры для установления преступника, уведомляя следователя: о результатах.

Деятельность органов дознания по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно. Орган дознания возбуждает уголовное дело и Принимает все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. В этом случае орган дознания руководствуется правилами, установленными уголовно-процессуальным законодательством для предварительного следствия. Дознание производится в течении 20 суток со дня возбуждения уголовного дела и до принятия решения о направлении уголовного дела прокурору. Этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем на 10 суток.

Дознание заканчивается составлением обвинительного акта или постановлением о прекращении дела. Обвинительный акт со всеми материалами представляется прокурору для утверждения. В случае вынесения постановления о прекращении дела, постановление в суточный срок направляется прокурору.

Видео (кликните для воспроизведения).

В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ дознание осуществляется по значительному числу уголовных дел, в том числе:

s дознаватели органов внутренних дел РФ ведут дознание о преступлениях против здоровья граждан, чести и достоинства личности, семьи и несовершеннолетних; нарушениях общественного порядка, безопасности движения и эксплуатации транспорта; против собственности и по ряду других преступлений, затрагивающих многие сферы жизнедеятельности об-щества и государства;

S дознаватели органов Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков ведут дела о незаконном изготовлении, хранении или сбыте наркотических веществ; хищении

или вымогательстве наркотиков; организации и содержании притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ и др.;

V дознаватели подразделений пограничной службы Федеральной службы безопасности РФ ведут дознание по делам, связанным с незаконным пересечением и изменением государственной границы, нарушением законодательства о континентальном шельфе и исключительной экономической зоне РФ; дознаватели органов Федеральной службы судебных приставов РФ — по делам, связанным с преступлениями против правосудия (неуважение к суду, неисполнение приговоров, решений и других судебных актов), незаконными действиями в отношении описанного имущества и др.; J дознаватели таможенных органов РФ производят дознание по делам о контрабанде и другим нарушениям таможенных правил;

— • •. S дознаватели органов противопожарной службы РФ — по уго-н ловным делам о преступных нарушениях правил противопожарной безопасности, уничтожении или повреждении лесов, другого имущества в результате неосторожного обращения с огнем.

Жалобы на действия органов дознания подаются прокурору непосредственно либо через лицо, производившее дознание, которое обязано в течение 24 часов направить поступившую жалобу вместе со своим объяснением прокурору.

Надзор за точным и неуклонным исполнением законов органами дознания осуществляет прокуратура. Осуществляя надзор, прокурор в пределах своей компетенции:

S требует от органов дознания для проверки любе дело, находящееся в их производстве; S дает письменные указания о Порядке и способах проведения дознания; s отменяет незаконные и необоснованные постановления лиц, производящих дознание; S изымает от органа дознания и передает следователю любое дело; .

S отстраняет лицо, производящее дознание, если им допущено

нарушение закона при расследовании дела. Указания прокурора органам дознания в связи с расследованием ими дел для этих органов обязательны. Обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения.

ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ и ИХ КОМПЕТЕНЦИЯ

ОРГАНЫ ДОЗНАНИЯ и ИХ КОМПЕТЕНЦИЯ

Органы дознания

– это государственные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание и иные процессуальные полномочия.

В соответствии со ст. 40 УПК РФ органами дознания являются:

1. органы внутренних дел и входящие в их состав территориальные управления (отделы, отделения) полиции; органы федеральной службы безопасности, таможенные органы и другие органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2. органы Федеральной службы судебных приставов;

3. начальники органов военной полиции Вооруженных Сил РФ, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

4. органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Компетенция органов дознания:

а) осуществляют предварительное расследование преступлений в форме дознанияпо делам о преступлениях небольшой и средней тяжести (это преступления, за которые наказание не превышает 5 лет лишения свободы).

После возбуждения уголовного дела проводятся предусмотренные законом следственные действия (допросы, осмотры места происшествия, обыски, экспертизы и др.) в целях раскрытия преступления и установления лица, совершившего преступление. Дознаватель самостоятельно производит следственные действия и принимает процессуальные решения, за исключением случаев, когда на это требуется согласие начальника органа дознания, прокурора и (или) судебное решение.

Срок проведения дознания – 30 суток со дня возбуждения уголовного дела, а если дознание проводится в сокращенной форме – 15 суток со дня вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме (эти сроки могут быть продлены прокурором).

Читайте так же:  Как проверить медкнижку на подлинность об этом нужно знать каждому

По окончании расследования составляется обвинительный акт (обвинительное постановление), утверждаемые прокурором, и все материалы расследования передаются прокурором в суд.

б) выполняют неотложные следственные действия по возбужденным уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях с целью обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

После производства этих действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания должен направить уголовное дело руководителю соответствующего следственного органа. После направления дела руководителю соответствующего следственного органа орган дознания может проводить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя.

Возбуждать уголовные дела и проводить неотложные следственные действия также могут:

1) капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании – по делам о преступлениях, совершенных на этих судах;

[3]

2) руководители геолого-разведочных партий и зимовок, начальники российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания – по делам о преступлениях, совершенных в местах нахождения этих партий и зимовок, станций, сезонных полевых баз;

3) главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ – по делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий этих представительств и учреждений;

4) начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы – по делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих органов и учреждений, а также о преступлениях, совершенных в расположении этих органов и учреждений иными лицами.

Эти должностные лица должны передать постановление о возбуждении уголовного дела прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности.

ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ и ИХ КОМПЕТЕНЦИЯ

В форме предварительного следствия расследуются, как правило, дела о тяжких и особо тяжких преступлениях.

В соответствии со ст. 151 УПК РФ предварительное следствие производится:

1) следователями Следственного комитета РФ:

а) по делам о преступлениях против жизни, свободы, половой неприкосновенности, конституционных прав и свобод граждан, общественной безопасности (например, убийство, нарушение неприкосновенности частной жизни граждан, похищение человека, изнасилование, террористический акт, захват заложника, бандитизм), должностные преступления, ряд преступлений против правосудия и порядка управления, против военной службы, против мира и безопасности человечества;

б) по делам о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями, адвокатами, депутатами, Уполномоченным по правам человека в РФ, должностными лицами Следственного комитета РФ, органов ФСБ, Службы внешней разведки, органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, военнослужащими, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их профессиональной (служебной) деятельностью;

в) по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних.

2) следователями Федеральной службы безопасности – по делам о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства, а также общественной безопасности (например, террористический акт, организация незаконных вооруженных формирований или участие в них, государственная измена, шпионаж, разглашение государственной тайны, публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности);

3) следователями органов внутренних дел по делам о преступлениях против здоровья граждан, семьи и несовершеннолетних, собственности, общественной безопасности и общественного порядка, здоровья населения и общественной нравственности и ряда других (например, причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, неоказание помощи больному, вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления, кража, мошенничество, грабеж, разбой, хулиганство, нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, самоуправство), а также по делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, сильнодействующих, ядовитых, психотропных веществ и их аналогов.

Независимо от принадлежности к тому или иному ведомству следователи обладают равным объемом процессуальных полномочий.

При производстве по уголовному делу подлежат доказыванию: событие преступления, виновность лица в совершении преступления, мотивы преступления, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, обстоятельства, способствовавшие совершению преступления и иные обстоятельства, необходимые для правильного разрешения дела судом.

Для собирания и проверки доказательств, следователь проводит следственные действия: допросы, выемки, осмотры, следственные эксперименты, очные ставки, назначает экспертизы и т.д.

Руководитель следственного органа может давать следователю любые указания на любом этапе расследования. Выполнение этих указаний обязательно, но они могут быть обжалованы руководителю вышестоящего следственного органа.

Срок проведения предварительного следствия – не более 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела. Этот срок может быть продлен руководителями соответствующих следственных органов.

По окончании расследования следователь составляет обвинительное заключение, утверждаемое прокурором, после чего прокурор направляет дело в суд.

Система органов дознания и предварительного следствия

Система органов дознания и предварительного следствия

Предварительное расследование представляет собой регламентированную уголовно-процессуальным законодательством деятельность уполномоченных на то органов по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях раскрытия преступлений, привлечению лиц, их совершивших, к уголовной ответственности, обеспечению возмещения материального ущерба, причиненного преступлением.

Выявление и пресечение преступлений осуществляется в ходе оперативно-розыскных мероприятий, производства дознания, пред­варительного следствия, иной деятельности

Предварительное следствие по уголовным делам производится следователями Комитета национальной безопасности, органов внутренних дел и финансовой полиции. Никакие другие орга­ны и должностные лица не вправе производить предварительное следствие. Все следователи, независимо от ведомственной подчиненности имеют единые полномочия и действуют на основе единых процессуальных норм.

Предварительное следствие производится только после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела. Следователь обязан незамедлительно приступить к следствию по возбужденному им или переданному ему делу.

Предварительное следствие по уголовным делам должно был закончено не позднее чем в двухмесячный срок со дня возбуждения уголовного дела.

Одной из форм предварительного расследования является дознание. Органы дознания относятся к органам уголовного преследования и кроме простых по форме расследования преступлений, также осуществляют оперативно-розыскную деятельность, направленную на обнаружение преступлений и лиц, совершивших данные преступления. На органы дознания в зависимости от характера преступления возлагается: принятие в соответствии с установленной законом компетенцией необходимых уголовно-процессуальных и оперативно-розыскных мер в целях обнаружения признаков преступлений и лиц, их совершивших, предупреждения и пресече­ния преступлений; выполнение уголовно-процессуальных и оперативно-розыскных действий по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно; дознание по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно.

Органами дознания являются:

1) органы внутренних дел;

Читайте так же:  Цель рекламы. понятие, виды и функции рекламы

2) органы национальной безопасности;

3) органы юстиции — по делам о преступлениях, связанных с порядком исполнения уголовных наказаний и содержания под стражей;

4) органы финансовой полиции;

5) таможенные органы — по делам о контрабанде и уклонении от уплаты таможенных платежей

б) органы военной полиции — по делам о всех преступлениях, совершенных военнослужащими, проходящими военную службу по призыву или контракту в Вооруженных Силах Республики Казахстан, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан; гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими воинских сборов; лицами гражданского персонала воинских частей, соединений, учреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей или в расположении этих частей, соединений и учреждений;

7) командиры пограничных частей — по делам о нарушении законодательства о Государственной границе Республики Казахстан, а также по делам о преступлениях, совершенных на континентальном шельфе Республики Казахстан;

8) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов, в случае отсутствия органа военной полиции, по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими, проходящими военную службу по призыву или контракту в Вооруженных Силах Республики Казахстан, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими воинских сборов; по делам о преступлениях, совершенных лицами гражданского персонала воинских частей, соединений, учреждений в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении этих частей, соединений и учреждений;

9) руководители дипломатических представительств, консульских учреждений и полномочных представительств Республики Казахстан — по делам о преступлениях, совершенных их работниками в стране пребывания;

10) органы государственной противопожарной службы — по делам о всех преступлениях, связанных с пожарами.

Органы внутренних дел являются специальными государственными органами исполнительной власти, осуществляющими в соответствии с законодательством Республики Казахстан дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность, а также исполнительные и распорядительные функции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, предупреждению и пресечению преступных и иных противоправных посягательств на права и свободы человека и гражданина, интересы общества и государства.

Правовую основу деятельности органов внутренних дел составляют Конституция Республики, Закон РК «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» от 21 декабря 1995 года № 2707 и иные нормативные правовые акты, а также международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан.

Задачами органов внутренних дел являются:

— охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, в том числе, в условиях чрезвычайного или военного положения;

— предупреждение, выявление, пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие и расследование преступлений, а также розыск преступников;

— осуществление предварительного следствия, дознания и административного производства в пределах их компетенции, установленной законодательством;

— исполнение административных взысканий;

— обеспечение правопорядка и поддержание режима содержания лиц в местах содержания административно арестованных;

— выявление и пресечение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

— в необходимых случаях оказание содействия органам государственной противопожарной службы в обеспечении пожарной безопасности;

— государственный надзор и контроль за обеспечением безопасности дорожного движения;

— государственный контроль за оборотом наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров;

— государственный контроль гражданского и служебного оружия и боеприпасов к нему;

— государственный контроль за деятельностью субъектов, осу­ществляющих охранную деятельность, а также монтаж, наладку и техническое обслуживание средств охранной сигнализации;

— охрана государственных и иных объектов, физических лиц, конвоирование арестованных и осужденных, участие в пресечении актов терроризма, освобождении заложников;

-осуществление визовой работы, контроль за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства правил пребывания на территории Республики Казахстан;

— выполнение отдельных задач в системе территориальной обороны Республики Казахстан в военное время;

— участие в проведении совместно с иными государственными органами карантинных, санитарных и природоохранных мероприятий, в том числе при чрезвычайных ситуациях, содействие природоохранным органам в борьбе с браконьерством;

— осуществление лицензионной и разрешительной деятельности в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

— осуществление режимных и охранных мероприятий на особо важных и особорежимных объектах, территориях республики;

— осуществление международного сотрудничества по вопросам, отнесенным к ведению органов внутренних дел;

[2]

— осуществление государственной политики в области оборота наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими.

Единую систему органов внутренних дел возглавляет Министерство внутренних дел Республики Казахстан. Министерство имеет территориальные органы в областях, городах Астане и Алматы, районах, городах, районах в городах и на транспорте, а также ведомства: Комитет внутренних войск, Комитет по борьбе с наркобизнесом и контролем за оборотом наркотиков, Следственный комитет, Комитет криминальной полиции, Комитет административной полиции и Комитет дорожной полиции.

Уголовно-процессуальный кодекс РК Алматы. 2001 г.;

Приказ Генерального прокурора РК № 45 от 28.08.2000 г. «О прокурорском надзоре за 24. Закон

Закон РК «О прокуратуре»;

Приказ Генерального прокурора РК № 9 от 15 февраля 2001 года «О прокурорском надзоре за законностью исполнения наказаний и реабилитации граждан»;. Конституция РК от 30.08.1995 г.;

Видео (кликните для воспроизведения).

Концепция правовой политики, утвержденной Указом Президента РК от 20.09. 2002 г.

Источники


  1. Очерки конституционной экономики. 10 декабря 2010 года. Госкорпорации — юридические лица публичного права. — М.: Юстицинформ, 2010. — 456 c.

  2. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 2. Учебник. — М.: Зерцало-М, 2002. — 528 c.

  3. Сборник постановлений пленума верховного суда СССР. (1924-1977 гг.) (комплект из 2 книг). — М.: Известия Советов народных депутатов СССР, 2016. — 822 c.
  4. Тихомиров, М. Ю. Защита жилищных прав. Комментарии, судебная практика, образцы документов / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. — 144 c.
Органы предварительного следствия и дознания
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here