Нвос – это что такое плата за негативное воздействие на окружающую среду

Сегодня предлагаем обсудить важные аспекты на тему: "Нвос – это что такое плата за негативное воздействие на окружающую среду" с профессиональной точки зрения и понятным языком. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то дочитайте до конца, а если не найдете ответа, то всегда можно обратиться к нашему дежурному юристу.

НВОС – это что такое? Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Главная страница Форум Гарант

По офисным помещениям вроде бы понятно:
Таким образом, при соответствии подпункту «б» пункта 6 части IV Критериев и отсутствии на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды (источников выбросов в атмосферный воздух), представляется целесообразным отнесение таких объектов (офисные помещения, школы, детские сады и т.д.) к IV категории объектов НВОС.

Росприроднадзор уточнил порядок постановки на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Исходя из нового разъяснения, большинству офисов не только не нужно платить «за грязь», но и вставать на учет в качестве загрязняющего объекта.

Письмо Росприроднадзора от 31.10.2016 № АС-09-00-36/22354
Согласно письма Роприроднадзора к загрязняющим объектам IV категории относятся объекты, соответствующие следующим критериям:
наличие стационарных источников выбросов;
наличие не более 10 тонн выбросов загрязняющих веществ в год;
отсутствие выбросов радиоактивных веществ;
отсутствие сбросов в системы водоотведения загрязняющих веществ, образовавшихся в результате использования вод не для бытовых нужд;
отсутствие сбросов в окружающую среду (т.е. сбросов в поверхностные и подземные водные объекты, недра, на земную поверхность).

Т.е. для отнесения к IV категории офисное здание должно хоть и минимально, но все ж таки загрязнять атмосферу. А если стационарных источников выбросов загрязняющих веществ нет вообще, а система водоснабжения используется исключительно в бытовых целях и ничего особо загрязняющего в водопровод не смывается, то такой офис относится к «чистым» и ставить его на учет как загрязняющий объект не требуется.
Даже если вы подадите заявление о постановке на учет «чистого» офиса в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, и укажете в заявке ту или иную загрязняющую категорию (например, IV), это не значит, что именно такая категория и будет ему присвоена. В ходе рассмотрения информации о хозяйственной деятельности заявителя Росприродназхор может не согласиться с указанной в заявке категорией и, исходя из соответствия критериям, присвоить иную категорию. Или же вовсе отказать в регистрации по причине отсутствия оснований для постановки на учет объекта как загрязняющего.

А что насчет небольших магазинов, сервисного центра-где также не образуется никаких особо опасных или огромных отходов??

Статья 16.1. Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду
1. Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее — лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ
Об охране окружающей среды

Я понимаю, что можно и на учете стоять-но не платить, т.к. относишься к 4 классу

А можно и на учет не вставать
Кстати на то что не встал на учет (даже если не обязан платить)-тоже может прилететь штраф

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

См. также Информацию Минприроды России «О плате за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе при размещении твердых коммунальных отходов»

См. также Приказ Минприроды России от 07.08.2018 N 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки» Зарегистрировано в Минюсте России 24.10.2018 N 52522.

См. также Приказ Минприроды России от 31.07.2018 N 341 «Об утверждении порядка формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками» Зарегистрировано в Минюсте России 23.10.2018 N 52502.

См. также Приказ Минприроды России от 09.01.2017 N 3″Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы» Зарегистрировано в Минюсте России 22.02.2017 N 45747.

См. также Письмо Росприроднадзора от 21.02.2017 N АС-06-02-36/3591 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду»

Плата за загрязнение окружающей среды и другие виды вредного воздействия на нее рассматривается в праве окружающей среды России и зарубежных государств как один из основных экономических стимулов к тому, чтобы предприятия-природопользователи, деятельность которых связана с такими воздействиями на природу, сами принимали меры по уменьшению загрязнения окружающей среды в соответствии с требованиями законодательства. Некоторые общие требования относительно платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (ст. 16).

Виды негативного воздействия на окружающую среду:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
  • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
  • хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Виды негативного воздействия на окружающую среду, за которые взимается плата (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2017 г. N 255 » Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» ):

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее — выбросы загрязняющих веществ);
  • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее — сбросы загрязняющих веществ);
  • хранение, захоронение отходов производства и потребления (далее — размещение отходов).

Особенности исчисления и взимания платы за выбросы загрязняющих веществ при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2012 г. N 1148 «Об особенностях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа».

Исходными при определении платы за негативное воздействие на окружающую среду являются базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, а также коэффициенты, учитывающие экологические факторы.

Читайте так же:  Ценят ваши коммуникативные навыки и всегда могут на вас положиться. как на самом деле к вам относятс

Установлены два вида базовых нормативов платы:

  • за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
  • за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы — природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов.

Индивидуальные предприниматели также признаются плательщиками платы в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 24.06.98г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 28 Федерального от 04.05.99г. № 96-ФЗ » Об охране атмосферного воздуха».

Расчеты платы за НВОС производятся природопользователями самостоятельно.

См. также Письмо Росприроднадзора от 11.04.2016 N АС-06-01-36/6155 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду», Письмо Росприроднадзора от 29.09.2016 N АА-03-04-32/20054 «Об отнесении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»

В соответствии с существовавшей концепцией платы за загрязнение базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения. Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы — природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов. Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости атмосферного воздуха, водных объектов и почвы могут увеличиваться.

Плата за загрязнение окружающей среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяются путем умножения соответствующих ставок платы за величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Плата за загрязнение окружающей среды в пределах установленных лимито в определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов, уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

В случае отсутствия у природопользователя надлежаще оформленного разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду 2019

Основание и правовые основы

Плату за негативное воздействие на окружающую среду в разговоре обычно называют экологическим сбором или экологическим платежом. Ее обязаны уплачивать все те, кто по роду своей деятельности негативно влияет на экологию. Обязанность по этой плате лежит на всех, кто ведет деятельность на территории России независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен Постановлением Правительства России от 28.08.1992 N 632, претерпевшим серьезные изменения, а также Федеральным законом 10 января 2002 года N 7-ФЗ. Он определяет виды загрязнений, за которые взимается плата, и базовые нормы для расчета экологического платежа.

[2]

Следует отметить, что с 1 января 2016 года при расчете платы за загрязнение окружающей среды необходимо руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах».

Начиная с 2017 года уплата экологического сбора и представление расчета суммы экологического сбора осуществляются ежегодно — до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом. Ключевое изменение 2017 года в том, что отчетным периодом по этому налогу теперь является год, а не квартал.

Кто обязан уплачивать экологический сбор?

Плату за загрязнение окружающей среды обязаны вносить все, кто загрязняет эту среду. То есть для начала организации или ИП нужно разобраться, производит ли она в своей работе загрязнение.

Новая правовая норма сократила виды вредного вредного воздействия, за которые взимается плата. Начиная с 2016 года согласно Федеральному закону от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об охране окружающей среды» это:

  • выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников;
  • сброс загрязняющих веществ в водные объекты;
  • размещение отходов;

Раньше к видам воздействия относились также выбросы в атмосферу передвижными объектами (автомобилями), а также шумы, вибрации, офисное электромагнитное излучение. Потому экологические платежи уплачивались практически всеми компаниями и ИП.

Очевидно, что производственные предприятия, заводы, транспортные компании, промышленность — все эти субъекты в большей степени загрязняют среду. Это связано с применяемыми ими технологиями, выбросами ядовитых веществ в атмосферу, реки и озера и т.п. Потому, уплата экологического сбора — их обязанность в первую очередь.

Согласно статье 16.1 Федерального закона N 7-ФЗ плату обязаны вносить юридические лица и предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

Исключение — лица, ведущие деятельность только на объектах IV категории, то есть оказывающих минимальное вредное воздействие. Такие объекты перечислены в статьях 4,2 и 16.1 Закона N 7-ФЗ, а также в пункте 6 Критериев, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029.

При размещении твердых коммунальных отходов плату за негативное воздействие на окружающую среду должны вносить:

  • региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами;
  • операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие их размещение.

Сроки уплаты и отчетный период

Отчетным периодом (начиная с отчетности за 2016 год) признается календарный год.

Обращаем внимание!

Срок уплаты сбора за негативное воздействие на окружающую среду начиная с 2017 года установлен не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным периодом. Ранее отчетным периодом был квартал, и плата перечислялась ежеквартально. Начиная с платы за 2016 год, которую необходимо перечислить в 2017 году, экологический сбор уплачивается один раз в год.

Изменения предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 N 1073 «О порядке взимания экологического сбора».

Нормативы платы

Нормативы платы в 2017 году установлены Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах». Ранее оплату регулировали 2 постановления:

  • Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 № 344,
  • Постановление Правительства РФ от 01.07.2005 № 410.
Читайте так же:  Лидер – партнер. когда босс – помощник, а не начальник, работа всего коллектива идет как по маслу

Эти документы утратили силу.

Постановление Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 утвердило новые ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду на 2016, 2017 и 2018 годы. А так же установило, что в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду применяются с использованием дополнительного коэффициента 2.

При применении коэффициентов индексации к нормативам платы за негативное воздействие на окружающую среду в предыдущих годах необходимо руководствоваться следующим:

  • для нормативов платы, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации N 344 (в ред. 2003 года) для веществ и групп веществ, по которым Постановлением Правительства Российской Федерации N 410 не изменены нормативы платы, — использовать коэффициенты 2003 года;
  • для нормативов платы для веществ и групп веществ, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации N 410, — использовать коэффициенты 2005 года.

Зачисление

Ответственность за неуплату

Если плата за негативное воздействие не вносилась в установленные сроки, применяется административная ответственность в соответствии со ст. 8.41 КоАП РФ. Сумма штрафа составляет:

  • на должностных лиц — от 3000 до 6000 руб.;
  • на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб.

Экологический сбор: что нового в 2017 году?

  • Отчетным периодом (начиная с отчетности за 2016 год, которую сдают в 2017 году) признается календарный год.
  • Срок уплаты сбора за негативное воздействие на окружающую среду начиная с 2017 года установлен не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным периодом. Ранее отчетным периодом был квартал, и плата перечислялась ежеквартально. Начиная с платы за 2016 год, которую необходимо перечислить в 2017, экологический сбор уплачивается один раз в год.

Изменения предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 N 1073 «О порядке взимания экологического сбора».

  • Постановление Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 утвердило новые ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду на 2016, 2017 и 2018 годы. А так же установило, что в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду применяются с использованием дополнительного коэффициента 2. Предыдущие документы, которые определяли ставки экологического сбора, — Постановления Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 и от 01.07.2005 № 410 утратили силу.
  • С 1 января 2017 года запрещается захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством РФ. Изменения предусмотрены Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ.
  • При уплате недоимок по всем налогам с 1 октября 2017 года изменяются правила начисления пеней. При длительной просрочке предстоит уплачивать большие суммы пеней — это касается недоимок, возникших после 1 октября 2017 года. Изменения внесены в правила расчета пеней, которые установлены для организаций п. 4 ст. 75 НК РФ.

    Если, начиная с указанной даты, просрочить платеж более чем на 30 дней, пени предстоит рассчитывать так:

    • исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период с 1-го по 30-й календарные дни (включительно) такой просрочки;
    • исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной в период начиная с 31-го календарного дня просрочки.

    При просрочке в 30 календарных дней и меньше юрлицо заплатит пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

    Изменения предусмотрены Федеральным законом от 01.05.2016 N 130-ФЗ.

    При уплате недоимок до 1 октября 2017 года количество дней просрочки не имеет значения, ставка в любом случае составит 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Напомним, что с 2016 года ставка рефинансирования равна ключевой ставке.

    Кто Платит За НВОС? Разъяснения!

    Добрый день, уважаемые подписчики! К нам поступают многочисленные вопросы о том, кто же должен вносить плату за НВОС. Давайте разбираться.

    На сегодняшний день самым актуальным документом является письмо Минприроды России от 14.12.2017 г. № 09-47/34954 «Об исполнении обязанности по внесению платы за НВОС». Я процитирую его основные положения и остановлюсь на наиболее важных:

    В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ) плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

    • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
    • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
    • хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

    Положениями пунктов 1, 2 статьи 16.1 Закона № 7-ФЗ определено:

    Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее — лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

    Соответственно, кто поставил свои объекты на учёт на 4-ю категорию и имеет соответствующее свидетельство о постановке на государственный учёт как объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, относящегося к IV категории, тот не обязан вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду и представлять декларацию о плате.

    Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твёрдых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Тут работает принцип — образователь платит!

    Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твёрдых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

    Если региональный оператор не выбран, есть и этому факту разъяснение.

    На основании Федерального закона от 31.12.2017 г. № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон — Об отходах производства и потребления — и отдельные законодательные акты Российской Федерации» плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее — ПНВОС) при размещении твёрдых коммунальных отходов (далее — ТКО) за 2016 и 2017 годы не исчисляется и не взимается.

    Читайте так же:  Уборка подъездов в многоквартирном доме. кто должен убирать подъезды

    В соответствии со ст. 16 Закона № 7-ФЗ необходимо представлять в Управление Росприроднадзора по Ярославской области декларацию о ПНВОС, в которой обязательно показывать движение отходов (ТКО), образованных в отчётном периоде.

    При заполнении указанной декларации в разделе 3 «Расчёт суммы платы за размещение отходов производства и потребления» заполняется графа 11 «Передано оператору/региональному оператору по обращению с твёрдыми коммунальными отходами» в соответствии с документами, подтверждающими передачу твёрдых коммунальных отходов.


    Это личный опыт, в вашем регионе может быть всё по-другому!

    Учёт лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учёта объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

    О постановке на учёт смотрите заметку.

    В случае если хозяйствующий субъект получил отказ в постановке на учёт, он может являться плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду в отношении платы за размещение отходов, не относящихся к твёрдым коммунальным отходам. Если у такого лица не образуются отходы, относящихся к твёрдым коммунальным отходам, оно не является лицом, обязанным вносить плату, так как плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твёрдых коммунальных отходов вносится операторами (региональными операторами) по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

    Короткий ликбез:

    Коэффициенты, применяемые к ставкам платы, установлены пунктом 8 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон — Об охране окружающей среды — и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и пунктами 3, 5, 6 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ. Применение либо неприменение указанных коэффициентов при расчёте платы за негативное воздействие на окружающую среду не увязано с обязанностью постановки объектов на государственный учёт.

    На этом у меня всё, подписывайтесь на Блог-Инженера.РФ.

    У кого остались вопросы, прошу в комментарии.

    Заметку подготовила моя помощница по развитию рубрики «Экологическая Безопасность» Ксения Ралдугина.

    Когда платить авансовые платежи за НВОС в 2019 году

    Порядок определения величины авансов по НВОС

    Основным документом, определяющим ключевые моменты расчета и порядка внесения платежей за загрязнение, является закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Именно в нем предусмотрена обязанность для юрлиц, не относящихся к числу субъектов малого и среднего предпринимательства, оплачивать в течение текущего года авансовые платежи за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). По завершении года сумма этих платежей уменьшит общую величину платы, начисленной за год в декларации по НВОС.

    Кто должен платить за негативное воздействие на окружающую среду в 2019 году см. здесь.

    Начислять и уплачивать авансовые платежи предписывается 3 раза за год, по завершении 1, 2 и 3 кварталов, до 20-го числа каждого из месяцев, наступающего после окончания соответствующего квартала (п. 3 ст. 16.4 закона № 7-ФЗ).

    Как определить сумму вносимого аванса? Очень просто. Каждый из платежей будет равен ¼ от общего объема платежей за НВОС, уплаченных (такая формулировка присутствует в законе) за предшествующий год.

    Хотя говорить здесь об уплаченных в прошедшем году платежах не совсем верно. За сумму, от которой делается расчет величины авансов, правильнее брать общий объем платежей, начисленных к уплате в декларации за год, поскольку является нередкой ситуация, когда сумма уплаченных авансов окажется больше, чем весь платеж, начисленный по факту за этот же год. И именно о вопросах использования сумм возникшей при этом переплаты идет речь в письмах Росприроднадзора от 15.03.2017 № АС-06-02-36/5194 и от 27.03.2017 № АА-06-02-36/6198.

    О том, какие проблемы возникают у плательщиков платы за НВОС в связи с возвратом такой переплаты, читайте в материале «Переплата «за грязь» — сложности возврата».

    Кроме того, как раз потому, что возникновение переплаты не является редкостью, рассматриваются варианты изменения алгоритма расчета авансов по платежам за загрязнение.

    Внимание! В Госдуму 17.10.2018 внесен законопроект № 568200-7, согласно которому к существующему порядку определения суммы авансового платежа добавится еще два:

    • 25% от величины платежа, исчисленного исходя из объема или массы выбросов в рамках нормативов и лимитов;
    • аванс в размере части суммы платы, исчисленной по данным производственного экоконтроля объема и массы выбросов в предыдущем квартале текущего года.

    Плательщик сбора самостоятельно сможет выбрать вариант уплаты, зафиксировав его в декларации.

    Однако, согласно действующему пока порядку, размер авансов, уплачиваемых поквартально в 2019 году, определит общая сумма платежей по НВОС, осуществленных, точнее начисленных, за 2018 год.

    Как рассчитать плату за 2018 год

    Расчет платы за загрязнение по году производится в декларации, в состав которой входят:

    [3]

    • титульный лист;
    • раздел со сводными результатами расчетов, в котором начисленные суммы подвергаются уменьшению за счет расходов, снижающих негативный эффект загрязняющего воздействия, и за счет уплаченных в течение года авансов;
    • 3 специальных раздела (по числу основных видов источников загрязнения), каждый из которых представляет собой таблицу с параметрами, необходимыми для расчета платежа по соответствующему источнику загрязнения, и заполняется только при наличии у плательщика такого источника.

    Расчет в специальных разделах происходит по правилам, детально описанным в приказе Минприроды России от 09.01.2017 № 3 (в примечаниях к форме бланка декларации) и в постановлении Правительства РФ от 03.03.2017 № 255. Оба этих документа также содержат необходимые значения применяемых в расчетах коэффициентов.

    Подробнее о параметрах, участвующих в расчетах, читайте в статье «Расчет платы за загрязнение окружающей среды — 2018–2019».

    Сроки для платежей за загрязнение

    Оплату авансов юрлица, обязанные делать такие платежи, производят 3 раза в год. Завершаются расчеты по году еще 1 платежом — оплатой итоговой суммы, полученной в разделе декларации, отведенном сводным данным, в результате арифметических действий, совершенных над исчисленной в специальных разделах суммой.

    Таким образом, видов сроков для уплаты существует два:

    • Для авансовых платежей — в 2019 году они истекут 20 апреля, 20 июля и 20 октября, но во всех месяцах срок уплаты сдвигается на более ранний. Так, платежи необходимо совершить не позднее 19.04.2019, 19.07.2019, 18.10.2019, поскольку 20-е числа выпадают на выходные, а переноса сроков закон № 7-ФЗ не предусматривает.
    • Для окончательного расчета по году — предельная дата этого срока соответствует 1 марта года, наступающего за отчетным, т. е. платеж за 2018 год нужно будет осуществить не позднее 01.03.2019, а за 2019 год — не позднее 28.02.2020.
    Читайте так же:  Субъекты и объекты финансового контроля

    Те организации, которые не обязаны уплачивать авансы, перечисляют платежи на НВОС один раз (по итогам года), т. е. срок для них существует только один (1 марта).

    Общим для всех юрлиц вне зависимости от масштабов их бизнеса является срок, установленный для представления декларации по НВОС, истекающий 10 марта года, наступающего вслед за отчетным.

    О возможных способах представления декларации по НВОС читайте в материале «Как сдать декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду?».

    Куда и как платить авансы за НВОС

    В части места оплаты плата за загрязнение привязана следующим образом (п. 1 ст. 16.4 закона № 7-ФЗ):

    • за выбросы и сбросы ее вносят в бюджет по месту расположения источника загрязнения;
    • за размещаемые отходы она платится там, где происходит размещение этих отходов.

    То есть ОКТМО для платы, осуществляемой по разным видам загрязняющих объектов, может оказаться разным. И учесть это необходимо не только при составлении декларации, но и при уплате авансовых платежей.

    Разными в зависимости от вида источника загрязнения будут и значения указываемого в платежном документе КБК.

    О применяемых для платежей за НВОС значениях КБК читайте в статье «КБК на негативное воздействие на окружающую среду».

    Что отличает платежи по НВОС от платежей по экологии

    Кроме платежей по НВОС, существует еще один платеж экологического характера, имеющий официальное название «экологический сбор». Он регулируется иным нормативным актом — законом «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

    Отличий от платежей за загрязнение у него много:

    • круг плательщиков, представленный лицами, осуществляющими производство или импорт изделий, требующих их утилизации по завершении использования;
    • налоговая база, определяемая как объем утилизируемого товара, скорректированный на норматив утилизации;
    • ставка, зависящая от вида утилизируемого изделия;
    • срок, установленный для оплаты и являющийся единственным, совпадает со сроком подачи отчетности по сбору и соответствует дате 15 апреля года, наступающего за отчетным.

    Уплаты авансов по экологическому сбору законодательство не предусматривает. Таким образом, авансовые платежи по экологии в 2019 году делать не нужно.

    Подробнее об экологическом сборе читайте в материале «Кто должен платить экологический сбор в 2018-2019 годах?».

    Авансы по платежам за НВОС должны платить юрлица, не относящиеся к числу субъектов малого или среднего предпринимательства. Осуществляются такие платежи трижды в год, по завершении 1, 2 и 3 кварталов, не позднее 20-го числа месяца, наступающего по окончании соответствующего квартала. Сумма каждого аванса равна ¼ от величины платежей за НВОС, начисленных к уплате по декларации за год, предшествующий году уплаты авансов.

    [1]

    Об освобождении от платы за негативное воздействие на окружающую среду

    Новикова С. Г., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

    Комментарий к Письму Росприроднадзора от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591: об освобождении от платы за негативное воздействие на окружающую среду.

    Как сказано в ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ), плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

    выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

    сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

    По степени вреда объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, разделены на четыре категории.

    В силу п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ из числа лиц, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, исключены юридические лица и индивидуальные предприниматели, ведущие хозяйственную или иную деятельность исключительно на объектах IV категории. К данной категории объектов законодателем отнесены офисы (офисные здания).

    При этом Критерии отнесения объектов к соответствующей категории утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029. Присвоение категории осуществляется при постановке на государственный учет объектов (п. 3, 4 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ), оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, факт которого удостоверяется выдачей организации (или ИП) соответствующего свидетельства. Присвоенная однажды объекту категория может быть изменена при актуализации информации об объекте.

    Таким образом, законодательством в настоящее время не предусматривается взимание платы за установленные в ст. 16 Закона № 7-ФЗ виды негативного воздействия на окружающую среду с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность исключительно на объектах IV категории. Напомним, данное освобождение действует с 1 января 2016 года (ст. 12 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ). К указанным объектам согласно п. 6 ч. IV Критериев относятся объекты, соответствующие одновременно следующим критериям:

    – наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 т в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;
    – отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

    По мнению чиновников Росприроднадзора, характерными примерами указанных объектов являются офисные помещения, школы, детские сады и т. д. (см. Письмо от 29.09.2016 № АА-03-04-32/20054). Напомним, контроль правильности исчисления и своевременности внесения платежей за негативное воздействие на природу (включая экологический сбор) осуществляет именно Росприроднадзор (п. 3 Указа Президента РФ от 23.06.2010 № 780). Названное ведомство наделено также правом давать разъяснения по вопросам исчисления и уплаты таких платежей, что и делает довольно регулярно.

    В связи с этим предлагаем обратить внимание на разъяснения, данные Росприроднадзором в Письме от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591, по поводу реализации правил об освобождении от платы за негативное воздействие на окружающую среду. Сразу оговоримся, даны они не в пользу плательщиков экологических платежей и являют собой пример сомнительной логики официальных органов.

    Дословно авторы комментируемого письма указали на следующее: в случае наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя одновременно объектов IV категории и объектов, относящихся к иным категориям, определенным законодательством (I, II, III), плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется и вносится по всем объектам, включая объекты IV категории.

    Сказанное ими, очевидно, надо понимать так. Если у хозяйствующего субъекта имеется несколько объектов, относящихся к IV категории, то плату за негативное воздействие на окружающую среду вносить не нужно, поскольку эти объекты наносят окружающей среде минимальный вред. Однако при появлении у субъекта хотя бы одного более вредного объекта (отнесенного к I, II или III категории) сразу все объекты без исключения (в том числе относящиеся к IV категории) становятся источниками, приносящими окружающей среде невосполнимый вред. А значит, их владелец, по мнению чиновников Росприроднадзора, должен вносить плату, компенсирующую подобное негативное воздействие на окружающую среду, по всем этим объектам.

    Читайте так же:  Организационная структура строительной компании

    Между тем вышеупомянутые законодательные нормы подобного условия не содержат. Освобождение, которое предусмотрено в п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ, является безусловным. Поэтому вывод, сделанный чиновниками Росприроднадзора в комментируемом письме, явно противоречит букве закона. На наш взгляд, при наличии у хозяйствующего субъекта нескольких объектов загрязнения, один из которых относится к категории «офисные здания», вносить плату он должен за все, кроме последнего. Однако такой подход к решению данного вопроса может привести к спорам с чиновниками территориального отделения Росприроднадзора, которые обязаны учитывать позицию центрального ведомства. Не зря же в конце комментируемого письма содержится указание на то, что разъяснения территориальных органов, содержащие иную правовую позицию, подлежат удалению с официальных сайтов территориальных органов в сети Интернет.

    И еще. Как упоминалось ранее, присвоение какому-либо объекту той или иной категории осуществляется при постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (п. 3, 4 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ).

    В связи с этим возникает вопрос: нужно ли ставить на государственный учет офис (офисное здание), наносящий минимальный вред окружающей среде, для правомерного применения фискальной преференции?

    В Письме Росприроднадзора от 14.10.2016 № ОД-06-01-35/21270 даны такие разъяснения: освобождение юридических и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории, от исчисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду возможно лишь после присвоения объекту соответствующей категории. Иначе говоря, реализовать право на освобождение от уплаты экологических платежей организация (или ИП) может, только если в свидетельстве о постановке объекта на государственной учет указана принадлежность этого объекта к IV категории.

    В Письме № АС-06-02-36/3591 чиновники Росприроднадзора снова затронули данный вопрос. Они подчеркнули, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, которые не относятся к объектам I, II, III и IV категорий. Поэтому, если на объекте образуются отходы производства и потребления, но при этом отсутствуют иные виды негативного воздействия на окружающую среду, указанные в Критериях (п. 6 Критериев), такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (не включается в государственный реестр объектов, заявка о постановке на учет не подается).

    С учетом сказанного получается, что офисные здания, которые в силу п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ относятся к объектам IV категории (то есть наносящим минимальный вред окружающей среде), все-таки нужно ставить на государственный учет. С этим сложно поспорить. Действительно, только при наличии у владельца офиса (офисного здания) свидетельства о постановке на государственный учет он сможет реализовать свое право на применение освобождения от уплаты экологических платежей. Иного альтернативного способа доказать (помимо получения обозначенного свидетельства), что объект относится к IV категории, действующим законодательством не предусмотрено.

    Между тем несколькими месяцами ранее (а точнее, 1 декабря 2016 года) Росприроднадзор на своем сайте опубликовал информацию, из которой следовало, что большинство офисов не нужно ставить на государственный учет, так как они оказывают минимальное негативное воздействие на окружающую среду. В обоснование этой позиции ведомство привело такие доводы. Собственно образование и накопление отходов на объекте не являются критериями его отнесения к какой-либо из четырех категорий негативного воздействия на окружающую среду. А в заявке о постановке объекта на государственный учет предусмотрены только сведения о размещении отходов на данном объекте. Поэтому если организация(например, офис, школа или детский сад) образует отходы, но не осуществляет деятельность по их размещению самостоятельно и не оказывает иных видов негативного воздействия на окружающую среду, указанных в Критериях, то у такой организации объект негативного воздействия на окружающую природу не определяется. Иными словами, по мнению чиновников, большая часть офисных зданий вообще не относятся к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду. Следовательно, владельцы этих офисов не должны ставить их на государственный учет.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Однако привлекательность изложенной позиции нивелируется ее спорностью. Ведь из нормы, установленной п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ, явственно следует, что получить освобождение от экологических платежей субъекты смогут лишь при осуществлении деятельности на объектах IV категории. А факт присвоения объекту этой категории подтверждается только свидетельством о постановке на государственный учет и ничем иным.

    Источники


    1. Вышинский, А. Я. А. Я. Вышинский. Судебные речи / А.Я. Вышинский. — М.: Государственное издательство юридической литературы, 2017. — 564 c.

    2. Троицкий, Н. А. Корифеи российской адвокатуры: моногр. / Н.А. Троицкий. — М.: Центрполиграф, 2015. — 416 c.

    3. Егиазаров, В.А. Транспортное право: Учебник; М.: Юстицинформ; Издание 5-е, доп., 2012. — 552 c.
    4. Болдырев, В. А. Конструкция юридического лица несобственника. Опыт цивилистического исследования / В.А. Болдырев. — М.: Статут, 2012. — 368 c.
    Нвос – это что такое плата за негативное воздействие на окружающую среду
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here