Нормативные требования охраны труда. нарушение требований охраны труда

Сегодня предлагаем обсудить важные аспекты на тему: "Нормативные требования охраны труда. нарушение требований охраны труда" с профессиональной точки зрения и понятным языком. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то дочитайте до конца, а если не найдете ответа, то всегда можно обратиться к нашему дежурному юристу.

Какова ответственность работодателя за нарушение требований охраны труда

Охрана труда – законодательная обязанность любого работодателя. Он должен не только соблюсти необходимые условия, в которых должен трудиться его персонал, но и поддерживать их, обеспечивая соответствие регламенту специальных нормативно-правовых актов.

Если работодатель или его подчиненные, ответственные за сферу охраны труда, пренебрегают этой обязанностью, это чревато законодательными санкциями. Для защиты интересов работников в области охраны труда предусмотрена дисциплинарная, административная, уголовная и материальная формы ответственности.

Что грозит работодателям за несоблюдение норм Трудового кодекса по охране труда, читайте в этой статье.

Нормативные обоснования

Трудовой кодекс РФ – основная документальная база для нормирования охраны труда, что отражено в таких статьях:

  • ст. 212 говорит об обязанностях работодателя перед персоналом по обеспечению трудовых условий, которые будут безопасными для сотрудников;
  • ст. 419 подробно расписывает виды ответственности для работодателя и лиц, обеспечивающих охрану труда на предприятии;
  • ст. 90, 192 говорят о формах дисциплинарной ответственности;
  • ч.5 ст. 189 утверждает особые положения охраны труда, закрепленные федеральным законодательством для отдельных категорий работников;
  • ст. 11 ТК РФ показывает степень материальной ответственности сторон по трудовому договору.

Кроме Трудового кодекса, права работника на охрану труда регулируются КоАП РФ (ст. 5.27). Согласно этому нормативному акту устанавливается административная ответственность работодателей и должностных лиц.

Уголовный кодекс предусматривает наказание за нарушение правил охраны труда в ст. 143.

Наконец, Постановление Правительства РФ № 399 содержит полный перечень нормативных актов, где закреплены регламенты по обеспечению охраны труда и ответственность за это.

Особенности дисциплинарной ответственности за нарушение охраны труда

Когда имеет место нарушение трудовой дисциплины, говорят о дисциплинарной ответственности, в том числе и в трудоохранной сфере. К такому виду ответственности можно привлечь как работника организации, так и должностное лицо.

СПРАВКА! Дисциплинарные нарушения занимают первое место по распространенности среди прочих отклонений от соблюдения трудовых норм.

Дисциплинарные нарушения работодателя перед законом

Дисциплинарная ответственность грозит руководителю или специальным лицам, отвечающим за охрану труда на фирме, если допущены такие нарушения:

  • сотрудника допустили к работе на поломанном или некорректно работающем оборудовании;
  • допустили, чтобы работник начал использование оборудования с нарушениями технологии его применения;
  • работник вынужден трудиться без средств индивидуальной защиты, тогда как их применение предусмотрено;
  • нет подписи работника о том, что он прошел инструктаж и проверку знаний по охране труда (либо же такие занятия вообще не проводились);
  • не проведен плановый медосмотр сотрудника;
  • работника заставили занять должность, для которой он не подходит по здоровью, что подтверждается медзаключением;
  • персонал заставили работать сверхурочно без согласия либо против законодательных норм.

Как назначают дисциплинарное взыскание

Руководство, уличив специалиста по охране труда в дисциплинарном нарушении, должно в первую очередь запросить объяснение в письменном виде. Если объяснение не предоставлено, это не освободит виноватого от ответственности, а изложенные мотивы могут смягчить вину или даже снять взыскание.

Наложить взыскание можно в течение месяца со дня установления нарушения.

Об этом руководитель выпускает приказ, знакомя виновного с наложенным наказанием в течение 3 суток под роспись на приказе.

Если провинившийся не заработал нового взыскания в течение 1 года, наложенное автоматически будет снято. Это может произойти и раньше, если об этом аргументировано попросит наказанный или его непосредственный начальник, а руководство удовлетворит эту просьбу.

Если на руководство за нарушение охраны труда решает пожаловаться представительный орган персонала, это можно сделать в более высокой инстанции. Работодатель может применить к виноватому начальнику структурного отдела или его заму любую форму дисциплинарного взыскания, согласно обстоятельствам и тяжести нарушений.

ВАЖНО! Один проступок может быть наказан только одним дисциплинарным взысканием.

Несогласный с наложением дисциплинарного взыскания сотрудник вправе обжаловать решение руководства в комиссии по трудовым спорам, для этого у него есть 3 месяца.

Виды налагаемых взысканий

Дисциплинарное наказание, в зависимости от тяжести и особенностей нарушения, может налагаться в одной из следующих форм:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение;
  • предупреждение о неполном соответствии должности;
  • перевод с понижением;
  • перевод на должность, исключающую опасности.

Ответственность «рублем»

Материальная ответственность – это возмещение ущерба, нанесенного вследствие виновных действий, какая бы сторона, работник или работодатель, ни нанесла этот ущерб.

Поскольку мы говорим о работодательской ответственности, рассмотрим, в каких случаях работник может получить компенсацию за нарушение охраны труда:

  1. Работодатель незаконно не позволяет работнику выполнять его обязанности. В этом случае работнику должна быть выплачена недополученная им заработная плата.
  2. Работодатель причинил ущерб имуществу сотрудника. Компенсация рассчитывается исходя из рыночных цен на день совершения нарушения. Ущерб можно возместить не только деньгами, но и в натуральной форме, если работник на это согласен.
  3. По вине работодателя работник ухудшил здоровье. Будет оплачено лечение и восстановление здоровья, если страховка не покроет этих затрат.
  4. Работодатель не совершил положенные выплаты вовремя. Если нарушены сроки уплаты зарплаты, отпускных, увольнительных и т.п., эти выплаты придется возместить с процентами за просрочку.

Административная ответственность за охрану труда

Нарушения Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП), допускаемые ответственными лицами и руководящими работниками, должны быть наказаны в соответствии с принятыми законодательными нормами. Решение о наложении административного взыскания принимают инспектора по труду или другие представители надзорных органов.

Чаще всего специалисты по охране труда, допустившие административное правонарушение, облагаются штрафом того или иного размера, в зависимости от тяжести:

  • за нарушение положений нормативных актов об охране труда, особенно ТК РФ, должностные лица и руководители-ИП будут оштрафованы на 2-5 тыс. руб., а организации – на 50-80 тыс. руб.;
  • за пренебрежение к оценке условий труда на рабочем месте (непроведение, ненадлежащее оценивание) специалисты и ИП ответят 5-10 тыс. руб., а юрлица – 60-80 тыс. руб.;
  • допуск к работе персонала без медосмотра и проверки знаний по охране труда может быть чреват штрафом в 15-25 тыс. руб., а для организаций – в 110-130 тыс. руб.;
  • необеспечение необходимыми средствами индивидуальной защиты обойдется в 20-30 тыс. руб., а юрлицам – в 130-150 тыс. руб.
Читайте так же:  Фразы, которые нельзя произносить на новой работе

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если виновного «поймают» на повторном правонарушении, наказание будет значительно строже: должностные лица, как и ИП, поплатятся 30-40 тыс. руб. или будут отстранены от работы на 1-3 года, а юрлица могут остановить свой бизнес на срок до 3 месяцев или расстаться с 100-200 тыс. руб.

Уголовная ответственность в сфере охраны труда

Самые строгие кары нарушителям правил охраны труда предусмотрены как раз в уголовной области права, ведь несоблюдение этих требований может привести к значительным повреждениям здоровья людей и даже к их гибели. Руководитель попадет под уголовную ответственность, если одновременно соблюдены 2 условия:

  • в результате нарушения сотрудник получил тяжелую (именно тяжелую, легкие травмы не требуют уголовного расследования) или смертельную травму;
  • следственный комитет признал руководителя ответственным за нарушение гостребований по охране труда, в результате чего имел место несчастный инцидент.

Наказание на специалиста по охране труда и/или руководителя организации налагается в зависимости от наступивших последствий и особенностей самого несчастного случая:

  1. Из-за несоблюдений требований по охране труда здоровью причинен тяжкий вред. В этом случае ответственность может быть следующей:
    • штраф до 400 тыс. руб. или зарплаты виновного за полтора года;
    • исправительные или принудительные работы сроком до 1-2 лет;
    • лишение свободы на 1 год с ограничением права заниматься той или иной деятельностью или без такого ограничения.
  2. По неосторожности лица, ответственного за охрану труда, погиб 1 человек. Суд может присудить виновному:
    • принудительные работы до 4 лет;
    • лишение свободы до 4 лет с лишением права занимать определенную должность до 3-летнего срока.
  3. По причине недостаточной охраны труда погибло 2 и более людей. Наказание еще более ужесточается:
  • принудительные работы до 5 лет;
  • лишение свободы до 5 лет с лимитом на соответствующую деятельность до 3 лет.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Серьезные наказания предусмотрены УК РФ также за нарушения правил соблюдения противопожарной безопасности, что тоже относится к нормам охраны труда (ст. 219 УК РФ).

Статья 3. Государственные нормативные требования охраны труда

Комментарий к статье 3

1. Закрепление государственных требований охраны труда в федеральных законах чаще всего осуществляется в целях обеспечения безопасности граждан (включая работающих) и защиты окружающей среды при использовании атомной энергии; проведении работ на опасных производственных объектах, цехах, участках, где получаются, используются, перерабатываются, хранятся, уничтожаются, транспортируются опасные вещества и др. (например, Федеральные законы от 21 ноября 1995 г. «Об использовании атомной энергии» // СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4552; от 9 января 1996 г. «О радиационной безопасности населения» // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 141; от 2 мая 1997 г. «Об уничтожении химического оружия» // СЗ РФ. 1997. N 18. Ст. 2105; от 21 июля 1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3588).

Ряд требований охраны труда закреплен в федеральных законах в виде норм-запретов (см. комментарий к ст. 10 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации»).

2. В соответствии с п. 3 ст. 3 комментируемого Закона порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации.

При подготовке нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти об охране труда необходимо руководствоваться Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. (СЗ РФ. 1997. N 33. Ст. 3895; Там же. N 50. Ст. 5689; Там же. 1998. N 47. Ст. 5771; Там же. 1999. N 8. Ст. 1026), и разъяснениями о применении названных Правил, утвержденными Приказом министра юстиции Российской Федерации от 14 июля 1999 г. N 217 (Российская газета. 1999. 3 августа); Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» (СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2314) и Методическими рекомендациями по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утвержденными Постановлением Минтруда России от 17 декабря 2002 г. (Бюллетень Минтруда России. 2003. N 5. С. 33).

3. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» установлено, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов об охране труда, включающая:

Межотраслевые правила по охране труда (ПОТ Р М), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ Р М), разрабатываемые с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и утверждаемые Минтрудом России;

Отраслевые правила по охране труда (ПОТ Р О), типовые инструкции по охране труда (ТИ Р О), разрабатываемые и утверждаемые федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России;

Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ), разрабатываемые и утверждаемые Госгортехнадзором России и Госатомнадзором России по согласованию в части государственных нормативных требований охраны труда с Минтрудом России;

Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ), разрабатываемые и утверждаемые Госстандартом России и Госстроем России по согласованию в части государственных нормативных требований охраны труда с Минтрудом России;

[1]

Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП), разрабатываемые и утверждаемые Госстроем России по согласованию в части государственных нормативных требований охраны труда с Минтрудом России;

Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы: санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН), санитарные нормы (СН), разрабатываемые и утверждаемые Минздравом России по согласованию в части государственных нормативных требований охраны труда с Минтрудом России.

Читайте так же:  Как сделать групповой чат менее раздражающим

Проекты нормативных правовых актов, содержащие требования охраны труда, должны направляться органами, разработавшими названные требования, для рассмотрения и согласования в соответствующие профсоюзные органы.

На федеральные органы исполнительной власти возложена обязанность ежегодно информировать Минтруд России о планах разработки и пересмотра нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда; осуществлять разработку и пересмотр указанных требований на основе комплексных исследований состояния и причин производственного травматизма, аварийных ситуаций и профессиональных заболеваний, изучения передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда, анализа результатов сертификации работ по охране труда, руководствуясь при этом соответствующими методическими рекомендациями Минтруда России.

4. Утвержденные в установленном порядке перечисленные выше нормативные правовые акты в месячный срок должны быть направлены Минтруду России для включения в единую информационную систему государственных нормативных требований охраны труда с целью последующего использования федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и физическими лицами.

Разрабатывая нормативные акты по охране труда, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации должны исходить из того, чтобы включаемые в них требования не были ниже государственных нормативных требований охраны труда, установленных в соответствии с приведенным выше Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г.

5. Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются сроком на 5 лет и могут продлеваться, но не более чем на два срока. Решение о продлении срока действия названных требований либо об их досрочной отмене может быть принято органом, утвердившим эти требования, не позднее 9 месяцев до окончания срока их действия.

При изменении законодательства Российской Федерации об охране труда, межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, при внедрении новой техники и технологий, а также по результатам анализа производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и катастроф в Российской Федерации соответствующие государственные нормативные требования охраны труда подлежат пересмотру независимо от срока их действия. Пересмотр требований охраны труда осуществляется в таком же порядке, как их разработка.

6. Нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, государственные стандарты, строительные нормы и правила, правила охраны труда не должны противоречить санитарным правилам.

Федеральные санитарные правила действуют на всей территории Российской Федерации. При необходимости учета особенностей складывающейся гигиенической, эпидемиологической, экологической обстановки и состояния здоровья населения на территории субъекта Российской Федерации могут действовать федеральные санитарные правила, установленные для этой территории. Срок действия санитарных правил устанавливается при их утверждении, но не более чем на 10 лет, с возможностью его продления, но не более чем на 5 лет (п. п. 4, 10 и 11 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. // СЗ РФ. 2000. N 31. Ст. 3295).

7. Правила по охране труда обязательны для работодателя. При отсутствии в правилах требований, соблюдение которых при производстве работ необходимо для обеспечения безопасных условий труда, работодатель с учетом мнения выборного профсоюзного или другого представительного органа работников принимает необходимые меры, обеспечивающие безопасные условия труда, исходя из конкретной обстановки. Без соблюдения названных требований не допускается также передача в серийное производство образцов новых машин и другого оборудования.

8. Инструкции по охране труда для работников организации разрабатываются работодателем на основе межотраслевых или отраслевых типовых инструкций по охране труда (при их отсутствии — на основе межотраслевых или отраслевых правил по охране труда), требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации организаций — изготовителей оборудования, а также в технологической документации организации с учетом конкретных условий производства. Эти требования должны быть изложены применительно к профессии работника или виду выполняемой работы.

Инструкции по охране труда для работников разрабатываются в соответствии с наименованиями профессий и перечнями видов работ, утверждаемыми работодателями, руководителями структурных подразделений предприятия, и утверждаются приказом работодателя с учетом мнения профсоюзного либо иного уполномоченного работниками представительного органа.

Для вводимых в действие новых и реконструированных производств допускается разработка временных инструкций по охране труда для работников на срок до приемки указанных производств в эксплуатацию.

Инструкции для работников, занятых взрывными работами, обслуживанием электрических установок и устройств, грузоподъемных машин, котельных установок, сосудов, работающих под давлением, а также для других работников, требования безопасности труда которых установлены в межотраслевых и отраслевых актах, утверждаемых федеральными надзорами России, разрабатываются на основе названных актов и утверждаются в порядке, установленном этими органами.

Проверка и пересмотр инструкций по охране труда организуются и проводятся работодателем не реже одного раза в 5 лет. При изменении межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, при изменении условий труда работников, при внедрении новой техники и технологий и в других случаях инструкции по охране труда для работников пересматриваются досрочно (раздел V упомянутых выше Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда).

9. Ознакомление работников с требованиями охраны труда является обязанностью работодателя (см. п. 2 ст. 14 Закона).

10. Согласно законодательству работники обязаны соблюдать правила обращения с машинами и механизмами и другие требования, установленные в инструкциях (ст. 214 ТК). Постоянный контроль за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда возлагается на работодателя. Конкретные обязанности должностных лиц в этой сфере закрепляются в должностных инструкциях либо определяются приказами руководителей.

Непосредственный систематический контроль за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда осуществляется службами охраны труда организаций.

Работники службы охраны труда вправе требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения нормативных правовых актов по охране труда, а от руководителей подразделений — отстранения от работы лиц, грубо нарушающих правила, нормы и инструкции по охране труда. Служба охраны труда представляет работодателю предложения о привлечении к ответственности виновных в нарушении законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда.

Читайте так же:  Парень нашел кругленькую сумму и решил отыскать владельца денег

Предложения работодателю о привлечении к дисциплинарной ответственности работников за нарушение требований норм, правил и инструкций по охране труда также вправе вносить комитеты (комиссии) по охране труда, создаваемые в организациях.

Правом контролировать соблюдение работниками правил и инструкций по охране труда обладают также уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива, избираемые открытым голосованием на общем профсоюзном собрании работников предприятия или структурного подразделения (на общем собрании работников).

Комментарий к федеральному закону
«Об основах охраны труда в Российской Федерации»
По состоянию на 1 февраля 2004 года
Н. Н. Шептулина

Увольняем работника, нарушившего требования охраны труда (Давыдова Е.В.)

Дата размещения статьи: 31.03.2015

В каждой организации независимо от отраслевой принадлежности должны быть разработаны нормы и правила охраны труда, обязательные для работников. Несоблюдение этих норм относится к нарушению трудовых обязанностей и может стать основанием для увольнения, особенно в случае когда такие нарушения повлекли за собой неблагоприятные последствия и стали причиной аварий или несчастных случаев. Однако не всегда допущенные уволенным работником нарушения происходят по его вине, и он обращается в суд с требованием о признании увольнения по данному основанию незаконным. В статье расскажем, на что следует обратить внимание работодателю при увольнении работника за нарушение норм охраны труда, чтобы такое увольнение в последующем не было признано незаконным.

Условия увольнения

Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда

В ст. 212 ТК РФ установлены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Обратим внимание на некоторые из них, несоблюдение которых может стать причиной признания увольнения по пп. «д» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ незаконным.
В первую очередь отметим обязанность по разработке и утверждению правил и инструкций по охране труда для работников.
Нормы, содержащие требования по охране труда в учреждении, содержатся в инструкциях по охране труда для работников, которые разрабатываются в соответствии с наименованиями профессий и перечнем видов работ, утвержденными работодателем.
Инструкция по охране труда для работников разрабатывается на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции по охране труда с учетом условий труда, характерных для соответствующих должностей, и наличия опасных или вредных производственных факторов.

Обратите внимание! Инструкции по охране труда для работников утверждаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Помимо инструкций, разработанных работодателем, в организации могут применяться инструкции, содержащие требования безопасности, изложенные в эксплуатационной и ремонтной документации организаций — изготовителей оборудования с учетом конкретных условий производства.
Существуют и общие требования охраны труда, которые распространяются на все организации (например, правила пожарной безопасности).
Следующей обязанностью, корреспондирующей с обязанностью по разработке инструкций, является обязанность по ознакомлению работников с данными инструкциями и другими документами, содержащими требования охраны труда.
При этом с учетом ст. 68 ТК РФ ознакомить работников с инструкциями по охране труда работодатель должен до того, как они приступят к работе.
Кроме того, отметим такие обязанности работодателя, как обучение работников безопасным методам и приемам выполнения работ, проведение инструктажей по охране труда, стажировок на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда, а также приобретение и выдачу за счет средств работодателя специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.

Примечание. Работодатель должен не только выдать работникам средства индивидуальной и коллективной защиты, но и контролировать правильность их применения.

Установление факта нарушения требований охраны труда

Факт нарушения работником требований охраны труда изначально может быть зафиксирован в докладной или служебной записке. Однако провести расследование и установить этот факт должны уполномоченное лицо или комиссия по охране труда. Рассмотрим, кто может быть таким уполномоченным лицом и как создается комиссия по охране труда.
Согласно ст. 217 ТК РФ в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Если численность работников не превышает 50 человек, работодатель может принять решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда. При отсутствии такой службы (штатного специалиста) эти функции выполняют руководитель организации, другой уполномоченный работодателем сотрудник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда.

[2]

К сведению. Производственная деятельность — совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, которые включают производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг (ч. 9 ст. 209 ТК РФ).

В соответствии со ст. 218 ТК РФ по инициативе работодателя и (или) работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе (каждая сторона имеет один голос вне зависимости от общего числа ее представителей) входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации (иного представительного органа работников). Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждено Приказом Минздравсоцразвития России от 29.05.2006 N 413.

Примечание. Если в организации нет службы охраны труда или штатного специалиста, их функции выполняет руководитель или другое уполномоченное лицо.

Обратите внимание, что если в результате допущенных работником нарушений произошел несчастный случай, то создание комиссии для его расследования в порядке ст. 229 ТК РФ обязательно.

Читайте так же:  Почему женщин по-прежнему не воспринимают как лидеров ученые нашли ответ

Ошибки работодателя при установлении факта нарушения

Процедура увольнения

Подводя итог, еще раз обратим внимание работодателя, что прежде, чем уволить работника за нарушение требований охраны труда, нужно удостовериться в наличии конкретных норм охраны труда, установленных соответствующим документом и нарушенных работником, ознакомлении с ними работника, а также в своевременном прохождении им обучения и инструктажей по охране труда.
Кроме того, необходимо убедиться в наличии вины работника, допустившего нарушение, в результате которого возникли тяжкие последствия или угроза их наступления. Также не забудьте про процедуру и сроки привлечения к дисциплинарной ответственности. Только при соблюдении всех условий увольнение работника по данному основанию будет признано законным.

Ответственность за нарушение требований охраны труда.

За нарушение законодательства о труде и правил по охране труда виновные должностные лица организаций несут дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую ответственность.

Соблюдение трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (включая и правила охраны труда), является обязанностью и работодателя, и работника. Неисполнение, ненадлежащее исполнение этой обязанности влечет дисциплинарную ответственность по правилам, предусмотренным в ст.192-195 ТК РФ.

Государственным инспекторам труда предоставлено право предъявлять работодателям обязательные предписания о привлечении нарушителей законов и иных нормативных правовых актов о труде к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от работы в установленном порядке (ст.357 ТК РФ).

Госгортехнадзор России вправе вносить компетентным органам обязательные представления об освобождении правонарушителей от занимаемой должности в установленном порядке.

За нарушение законодательства о труде и охране труда ст.5.27 КоАП предусматривает административную ответственность руководителя или лица, его представляющего, в виде денежного штрафа в размере от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда.

Нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет.

[3]

Федеральными законами от 24 ноября 1995 г. № 176-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров»240 установлена административная ответственность в виде денежного штрафа за следующие правонарушения в сфере труда: уклонение от участия в переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения; нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения; непредоставление информации, необходимой для коллективных переговоров, и отсутствие контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения; уклонение от участия в примирительных процедурах; невыполнение обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры.

Дела об указанных деяниях рассматриваются в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях. Так, уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения (ст.5.28 КоАП); непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (ст.5.29 КоАП); уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах (ст.5.32 КоАП) – влечет административный штраф в размере от 10 до 30 минимальных размеров оплаты труда.

За необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения; за нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению предусмотрен денежный штраф в размере от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда (ст.5.30, 5.31 КоАП).

Невыполнение соглашения влечет наложение штрафа в размере от 20 до 40 минимальных размеров оплаты труда (ст.5.33 КоАП).

За увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки на работодателя налагается административный штраф в размере от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда (ст.5.34 КоАП).

Сокрытие должностным лицом страхового случая (ст.5.44 КоАП) влечет наложение денежного штрафа от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда.

Административные взыскания в виде штрафа за указанные выше правонарушения имеют право налагать:

1) главный государственный инспектор труда Российской Федерации, его заместители; главный государственный правовой инспектор труда Российской Федерации; главный государственный инспектор Российской Федерации по охране труда; руководители структурных подразделений федеральной инспекции труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), главные государственные инспекторы труда, государственные инспекторы труда;

2) руководители государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда); начальники отделов государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда); главные государственные инспекторы труда, государственные инспекторы труда (ст.23.12 КоАП).

Постановлением Минтруда России от 14.02.2001 № 19 утвержден Порядок учета и отчетности об использовании средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда242.

Право привлекать должностных лиц и граждан к административной ответственности предоставлено федеральным надзорам соответствующими положениями, закрепившими их правовой статус (п.6 Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России от 3 декабря 2001 г. № 841, п.8 Положения о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности при Президенте Российской Федерации от 5 июня 1992 г. № 283-рп). Круг должностных лиц федеральных надзоров, наделенных правом налагать денежные штрафы, размер штрафов и конкретные составы правонарушений, установлены в КоАП.

Новый КоАП наделил властными полномочиями по применению штрафов (в соответствующей отрасли) санитарно-эпидемиологическую службу и органы Государственного энергетического надзора.

КоАП управомочил судебные органы налагать административные взыскания за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда. В соответствии со ст.23.1 КоАП судьи рассматривают дела о нарушении законодательства о труде и об охране труда руководителем или иным должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, которое влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет.

Статья 143 УК предусматривает ответственность за нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека. Мерой наказания определен штраф в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев, либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо лишение свободы на срок до 2 лет.

Читайте так же:  Самые дорогие туфли в мире стоят 17 000 000 долларов

Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Статья 145 УК устанавливает уголовную ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до 3 лет. Указанные действия влекут наложение денежного штрафа в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев либо привлечение к обязательным работам на срок от 120 до 180 часов.

Кроме того, установлена уголовная ответственность за нарушение равноправия граждан, в т.ч. в сфере труда (ст.136 УК), за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (ст.144 УК), за нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст.215 УК), при ведении горных, строительных или иных работ (ст.216 УК), на взрывоопасных объектах (ст.217 УК), за нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий (ст.218 УК), нарушение правил пожарной безопасности (ст.219 У К), безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (ст.263 УК), безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст.269 У К).

В случаях, когда в нарушении законодательства о труде и правил по охране труда организации причинен материальный ущерб, виновный может быть привлечен к гражданско-правовой ответственности с целью возмещения этого ущерба. Так, вред, причиненный работникам в результате несчастных случаев или профессионального заболевания и не возмещенный в полном объеме по социальному страхованию, влечет ответственность работодателя по нормам гражданского права (ст.184 ТК РФ). В гл.38, 39 ТК РФ предусмотрена материальная ответственность работодателя перед работником и работника.

Статья 277 ТК РФ предусматривает ответственность руководителя в виде возмещения организации убытков (в случаях, предусмотренных федеральным законом), при котором расчет убытков осуществляется по нормам, содержащимся в гражданском законодательстве.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Как вы понимаете охрану труда?

2. Что составляет законодательство об охране труда?

3. Каковы государственные нормативные требования охраны труда?

4. Каковы обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда?

5. Каковы обязанности работника в области охраны труда?

6. Для кого установлены обязательные медицинские осмотры?

7. Как осуществляется государственное управление охраной труда?

8. Раскройте содержание права работника на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены.

9. Каковы гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда?

10. Как производится расследование и учет несчастных случаев на производстве?

11. Какие органы включены в систему надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда?

12. Какие задачи и функции у федеральной инспекции труда и подведомственных ей инспекций?

13. Назовите виды федеральных надзоров и определите их правовое положение.

14. Обладают ли профессиональные союзы правом на осуществление контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда?

15. Какие виды ответственности вы знаете за нарушение законодательства о труде и охране труда?

1. Абрамова А.А. Трудовое законодательство и права женщин. М., 1990

2. Абрамова О.В., Коршунова Т.Ю. Правовые проблемы организации надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде / Правовое регулирование труда в условиях перехода к рыночной экономике // Труды института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. М., 1995. № 60.

3. Голощапов С.А. Правовые вопросы охраны труда. М., 1992.

4. Коняхин Л.Г. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде. М., 1982.

5. Коршунов Ю.Н. Об охране труда. М., 2000.

6. Луговой А. Защитить человека труда может только закон // Человек и труд. 1997. № 3.

7. Орловский Ю.П. Труд молодежи в СССР. М., 1974.

8. Семенное В.И. Охрана труда в СССР (правовые проблемы) // Минск, 1976.

9. Сыроватская Л.А. Ответственность за нарушение трудового законодательства. М., 1990.

10. Толкунова В.Н. Право женщин на труд в СССР. М., 1980.

11. Чиканова Л.А. Организационно-правовые проблемы обеспечения безопасности труда на производстве // Обеспечение безопасности населения и территорий. М., 1994.

12. Шебанова А.И. Право и труд молодежи. М., 1973.

13. Шептулина Н.Н. Совершенствование законодательства об охране труда // Труды института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. М., 1995. № 60.

Видео (кликните для воспроизведения).

14. Ярхо А.В. Законодательство об охране труда. М., 1988.

Источники


  1. Абдулаев, М. И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. — М.: Магистр-Пресс, 2004. — 472 c.

  2. Грот, Н.Я. О нравственной ответственности и юридической вменяемости / Н.Я. Грот. — Москва: ИЛ, 2017. — 144 c.

  3. Исаков, Владимир Теория государства и права 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров / Владимир Исаков. — М.: Юрайт, 2016. — 830 c.
  4. Марченко, М.Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, Велби; Издание 2-е, 2003. — 637 c.
Нормативные требования охраны труда. нарушение требований охраны труда
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here