Логистическая цепь и логистическая система

Сегодня предлагаем обсудить важные аспекты на тему: "Логистическая цепь и логистическая система" с профессиональной точки зрения и понятным языком. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то дочитайте до конца, а если не найдете ответа, то всегда можно обратиться к нашему дежурному юристу.

Логистическая цепь и логистическая система

Логистические системы и цепи

Сущность и виды логистических систем

Одним из основных методических принципов логистической концепции является системный подход.

Системный подход – это методология научного познания, в основе которой лежит рассмотрение объектов как систем, что позволяет увидеть исследуемый объект как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью, раскрыть его интеграционные свойства, а также внутренние и внешние связи. Системный подход предусматривает последовательный переход от общего к частному, когда в основе исследования лежит конкретная конечная цель, для достижения которой создается система. Согласно методологии системного подхода каждая система является интегрированным целым даже тогда, когда она складывается из отдельных разобщенных подсистем.

Логистические системы включаются в общепринятое понятие «системы», так как состоят из системообразующих элементов, тесно взаимосвязанных и взаимозависимых между собой, которые имеют упорядоченные связи и образуют определенную структуру с заранее заданными особенностями. Отличаются эти системы высокой степенью согласованности входящих продуктивных сил с целью управления сквозными материальными потоками.

Логистическая система – это адаптивная система с обратной связью, которая выполняет те или иные логистические функции (операции), состоит из подсистем и имеет развитые внутрисистемные связи и связи с внешней средой.

Логистические цепи

Вместе с понятием «логистическая система» в литературе широко используются понятие «логистическая цепь» и «логистический канал», «цепь поставок». Во многих случаях эти понятия не очень четко разграничены и иногда употребляются как синонимы.

Логистический канал – это частично упорядоченное множество различных посредников, которые реализуют доведение материального потока от конкретного производителя к его потребителям.

Множество частично упорядочено до тех пор, пока не выбраны конкретные участники процесса продвижения материального потока от поставщика к потребителю. После этого логистический канал преобразуется в логистическую цепь. Возможность выбора логистического канала является существенным резервом повышения эффективности логистических процессов.

Логистическая цепь и логистическая система

Логистическая цепь в качестве науки и практической деятельности рассматривает в качестве объекта различные экономические потоки, то есть те потоки, которые непосредственно связаны с экономической деятельностью компании. Основной отличительной особенностью этих потоков является то, что они образуются вследствие целенаправленной и сознательной деятельности людей.

Что такое экономический поток?

Логистическая цепь рассматривает экономические потоки, то есть привлеченные или же собственные ресурсы компании, которые рассматриваются в процессе различных взаимообусловленных и взаимосвязанных между собой перемещений и изменений, проводимых для достижения определенных целей, поставленных перед конкретной компанией.

Процесс потребления и непрерывного возобновления ресурсов, то есть непрерывность потоков представляет собой базовую форму существования компании и в принципе любого бизнеса. Другими словами, предприятие, в принципе, представляет собой определенную совокупность организованных и при этом взаимодействующих между собой потоков различных видов ресурсов.

В соответствии с самыми разными видами экономических ресурсов логистическая цепь обеспечивает также изучение других видов потоков, включая трудовые, материальные, информационные, сервисные и финансовые. Определяющими в логистике стандартно принято считать материальные потоки, в то время как другие рассматриваются исключительно в качестве сопутствующих.

Что такое материальный поток?

Помимо этого логистическая цепь рассматривает также материальные потоки, то есть продукцию, которая рассматривается в процессе обращения к ней различных логистических операций, и которая относится к определенному промежутку времени.

Особенности материальных потоков

Материальный поток, который проходит через логистический цикл, некоторым образом изменяется:

  1. На стадии закупки он представляет собой исходное сырье, а также различные материалы.
  2. При производстве он уже начинает трансформироваться в незаконченную продукцию, которая, в свою очередь, после выхода из сферы производства уже будет представлять собой полностью готовую к реализации продукцию.
  3. Попадая уже непосредственно в сферу распределения, материальный поток превращается в товарный.
  4. В сфере потребления товарный поток представляет собой целое направление различных предметов потребления.

[1]

В последние несколько лет логистическая цепь поставок в современных компаниях постоянно развивается, вследствие чего появились такие направления, как информационная, сервисная и финансовая логистика, в которых материальный поток практически не отыгрывает какой-то определяющей роли.

Характеристики

У материального потока бывают такие характеристики:

  • начальная и конечная точки движения;
  • количество составляющих;
  • скорость;
  • время;
  • маршрут;
  • интенсивность и множество других.

В данном случае достаточно важной характеристикой, которую имеют звенья логистической цепи, является мощность потока, которая выражается в виде соотношения массы или же количества единиц потока к определенному периоду времени движения. К примеру, для того чтобы проанализировать логистическую систему «склад», в качестве одной из наиболее важных характеристик рассматривается мощность входного потока, то есть то, какое количество товарной продукции поставляется в течение определенного месяца.

Что дает логистика?

Есть огромнейшее количество самых разнообразных факторов, оказывающих влияние на перемещение потоков, и задачей логистики в данном случае является организация их движения самым оптимальным образом. Управление логистическими цепями предусматривает любую бизнес-деятельность в виде оптимизации и последующей рационализации использования всех ресурсов компании в процессе их превращения из исходных материалов в полезность для конечного потребителя.

Как это осуществляется?

Управление потоками производится через управление скоростью их движения, а также направлением, мощностью, периодичностью и еще множеством других параметров. При этом важным в данном случае является такой момент, как оптимизация согласованности различных потоков друг с другом, то есть перемещение материальных потоков должно в любом случае сопрягаться с информационными, финансовыми, кадровыми и еще целым рядом других важных потоков. На практике оптимальной согласованности достаточно сложно добиться в процессе работы с разными видами потоков. В качестве наиболее типичных причин снижения скорости движения потоков можно назвать несвоевременное предоставление информации о прибытии товаров, временные задержки в оплате, отсутствие нужного штата сотрудников для проведения всех погрузочно-разгрузочных работ и многое другое.

Читайте так же:  Как сообщить о проблеме своему боссу и не выглядеть при этом беспомощно

Помимо всего прочего следует отметить тот факт, что так как экономические потоки, которые рассматривает логистическое управление цепями поставок, относятся к группе искусственных, то есть созданных людьми, их оптимизация включает в себя также оптимизацию перехода через различные границы ответственности отдельных логистических звеньев и систем, то есть предусматривает объединение границ и максимальную оптимизацию стыков.

Цель логистической системы

Логистические системы входят в число экономических, для которых является характерным наличие определенной цели деятельности, а также способность приспосабливаться к окружающей среде, основываясь на обратной связи.

Таким образом, логистическая система представляет собой различные логистические каналы и логистические цепи, а также множество других взаимодействующих элементов и подсистем, которые выполняют логистические функции и объединяются между собой общностью интересов и целей, реализующихся посредством управления различными экономическими и материальными потоками.

Логистическая система предусматривает наличие развитых связей с внутренней и внешней средой функционирования, благодаря чему она может адаптироваться к непрерывным изменениям посредством совершенствования алгоритма работы.

Какими они бывают?

Таким образом, можно сказать, что есть огромнейшее количество самых разнообразных логистических систем, которые различаются между собой по целям, масштабу деятельности, составу и множеству других параметров.

Объединяющим свойством систем является иерархичность, то есть любая система, в принципе,может выступать в двоякой роли:

  • в качестве системы относительно систем низшего порядка, представляющих собой ее элементы;
  • в качестве элемента, который вместе с другими системами входит в систему более высокого порядка.

В связи с этим логистические системы и логистические цепи всегда входят в виде определенного элемента в систему более высокого порядка, при этом нет ни одного элемента, который мог бы не выступать в качестве системы относительно других, которые входят в него в качестве элементов более низкого порядка. При этом стоит отметить, что логистическая система и ее элементы работают по принципу подчиненности, в то время как между элементами формируется принцип взаимодействия.

Виды систем и их иерархия

Осуществляя изучение логистической системы любого уровня, нужно брать в учет то, что она работает во внешней среде, которая для нее представляет собой систему более высокого уровня, вследствие чего оказывает также воздействие с определенным результатом. Таким образом, если выбирать какое-то предприятие в качестве объекта обследования, можно выделить несколько основных факторов влияния внешней среды, к которым нужно будет правильно приспосабливаться:

  • политические, которыми определяются решения о дальнейшем развитии бизнеса в стране, а также финансовый и инвестиционный климат, и еще множество других важных вопросов;
  • правовые, обеспечивающие формирование разнообразных нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность конкретной компании;
  • экономические, которые сказываются на нынешнем уровне инфляции, валютном курсе, темпах развития различных отраслей, капитала, рынков труда, спроса и предложения, а также множества других, не менее важных факторов;
  • технологические и технические, в соответствии с которыми определяется уровень развития информационно-компьютерных и транспортных систем, производственных технологий, а также масса других моментов;
  • социальные и экологические, в которые входят социальные потребности людей, демографическая ситуация и миграция населения, а также культурные запросы и экологические требования к используемым технологиям.

Если на факторы внешней среды у компании нет возможности оказывать влияние, вследствие чего она в процессе работы должна будет к ним приспосабливаться, то, работая на рынке в качестве абсолютно самостоятельной логистической системы, она уже будет вступать в равноправные взаимоотношения с прочими субъектами, в число которых входят партнеры, поставщики и потребители.

Как выглядят взаимоотношения?

Ресурсы, а также результаты деятельности любой компании существуют вне ее границ в качестве логистической системы. У поставщиков осуществляется закупка ресурсов, после чего они в виде потоков передаются в логистическую систему, где начинают использоваться с целью производства всевозможных услуг или товаров. Произведенные услуги и товары, в свою очередь, уже уходят за пределы логистической системы непосредственно к потребителям в обмен на некоторые финансовые ресурсы.

Логистическая цепь предприятия предусматривает также массу различных взаимоотношений и взаимовлияний между предприятием и его партнерами, причем эти взаимоотношения могут носить характер конкуренции или же сотрудничества. На характер отношений оказывают активное влияние также партнеры, принимающие участие в передвижении логистических потоков.

Эволюция определений управления цепями поставок. Логистическая цепь, логистическая система и цепь поставок – соотношение понятий.

Термин «Supply Chain Management» — управление цепью/цепями поставок был предложен американскими специалистами (в частности, компанией «Артур Андерсен») в начале 1980-х г.г. и впоследствии приобрел большую популярность. С 1989 года ученые разных стран пытаются структурировать это понятие. Некоторые из наиболее распространенных определений цепи поставок, основанные на обобщении мнений многих ведущих зарубежных специалистов, звучат следующим образом:

Цепь поставок – три или более экономических единиц (юридические или физические лица), напрямую участвующих во внешних и внутренних потоках продукции, услуг, финансов и/или информации от источника до потребителя.

Цепь поставок — объединение всех видов бизнес-процессов (проектирование, производство, продажи, сервис, закупки, дистрибьюция, управление ресурсами, поддерживающие функции), необходимых для удовлетворения спроса на продукцию или сервис – от начального момента получения исходного сырья или информации до доставки конечному потребителю.

Цепь поставок — процесс от приобретения сырья и материалов до конечного потребления готовой продукции, связанный компаниями: поставщик – потребитель.

[3]

Системы управления цепями поставок (англ. Supply Chain Management, SCM) предназначены для автоматизации и управления всеми этапами снабжения предприятия и для контроля всего товародвижения на предприятии. Система SCM позволяет значительно лучше удовлетворить спрос на продукцию компании и значительно снизить затраты на логистику и закупки. SCM охватывает весь цикл закупки сырья, производства и распространения товара. Исследователи, как правило, выделяют шесть основных областей, на которых сосредоточено управление цепями поставок: производство, поставки, месторасположение, запасы, транспортировка и информация.

Читайте так же:  Настолько просто, что похоже на шутку. парень взял бизнес-идею буквально под ногами, и сейчас его до

В составе SCM-системы можно условно выделить две подсистемы:

SCP — (англ. Supply Chain Planning) — планирование цепочек поставок. Основу SCP составляют системы для расширенного планирования и формирования календарных графиков. В SCP также входят системы для совместной разработки прогнозов. Помимо решения задач оперативного управления, SCP-системы позволяют осуществлять стратегическое планирование структуры цепочки поставок: разрабатывать планы сети поставок, моделировать различные ситуации, оценивать уровень выполнения операций, сравнивать плановые и текущие показатели.

SCE — (англ. Supply Chain Execution) — исполнение цепей поставок в режиме реального времени.

Управление цепями поставок представляет собой стратегию бизнеса, обеспечивающую эффективное управление материальными, финансовыми и информационными потоками для обеспечения их синхронизации в распределенных организационных структурах.

По мере развития «рынков клиента», глобализации и информационных технологий, значение SCM как ключевого фактора повышения доходности и конкурентоспособности бизнеса непрерывно возрастает. Именно поэтому управление цепями поставок стремительно развивается, а инвестиции в цепи поставок будут увеличиваться и в будущем.

Рис. 2.1. Эволюция производственно-логистических концепций.

За рассматриваемый период времени произошел переход от ненасыщенного «рынка производителя» к насыщенному «рынку потребителя».

Этот переход начался в 60-е гг. с возрастанием роли маркетинга в условиях массового производства однородных продуктов с небольшим количеством вариантов на «анонимный» рынок (экономика масштаба). После первоначального насыщения рынка существенную роль стали играть требования потребителя к качеству товаров, что проявилось в философии всеобщего управления качеством (Total Quality Management – TQM). Возникающие при этом дополнительные затраты компенсировались за счет безупречного качества продукции. Повышение качества повлекло за собой индивидуализацию требований клиентов, что привело к развитию ориентированной на клиента философии ведения бизнеса (экономика клиента).

Непосредственным влиянием этой тенденции на производство и логистику стали требования к сокращению длительности производственного цикла, низкому уровню запасов, высокой надежности в соблюдении сроков поставки, а также к гибкости производства и логистики (число вариантов видов продукции росло чрезвычайно быстро).

Другой важной тенденций развития промышленности и логистики в 80-90-ее гг. стал эффект скорости (скорости реакции на рыночные изменения, вывода продукции на рынок, обслуживания продукции и т.д.). Данному периоду соответствует развитие концепций Lean Production («бережливое, гибкое» производство) и Just-in-Time (точно-во-время).

В последнее десятилетие многие компании переместили свое внимание с вопросов внутриорганизационной реструктуризации бизнес-процессов на ключевые компетенции и межорганизационное взаимодействие. Это привело к распространению концепции аутсорсинга, т.е. привлечению сторонних организаций для выполнения работ, не являющихся ключевыми компетенциями для данной компании. Если первоначально внимание фокусировалось на внутренних процессах в организациях, то в 90-х гг. произошел переход к внешней интеграции участников цепи создания стоимости (Value Chain Management).

Современная ступень развития промышленности и логистики определяется такими понятиями как компетенции (развитие тех направлений деятельности, по которым предприятие является наиболее конкурентоспособным), виртуальность и взаимодействие (участие в различных сетевых структурах, цепях поставок, виртуальных предприятиях, широкое использование Интернет-технологий).

Дата добавления: 2015-12-22 ; просмотров: 2200 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

8. Логистическая система, логистические звенья, логистическая цепь

Объединение логистических операций в логистические функции прежде всего зависит от вида логистической системы, т. е. от набора функциональных подсистем в конкретной логистической системе. Поэтому одним из наиболее важных понятий в логистике является понятие логистической системы.

Логистическая система (ЛС)сложная экономическая система, которая состоит из элементов-звеньев (подсистем), взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими потоками, определяемом внутренними и внешними целями организации бизнеса.

Логистический сервис

Рис. 1.6. Принципиальная схема логистической системы промышленной организации

Возможность планирования различных операций и проведения анализа уровней элементов логистической системы предопределила ее разделение на макро — и микрологистику. В табл. 1.1 представлена структура функций макро — и микрологистики.

Макрологистика решает вопросы, связанные с анализом рынка по­ставщиков и потребителей, выработкой общей концепции закупок и рас­пределения. Объектами, контролируемыми макрологистикой, являются юридически независимые предприятия. Взаимодействие между ними ба­зируется на товарно-денежных отношениях и регламентируется соответ­ствующими договорами и контрактами, имеющими правовую силу.

Микрологистика решает локальные вопросы отдельных фирм и предприятий. Объектами, контролируемыми микрологистикой, являются функциональные службы и подразделения одного предприятия или фирмы, подчиненные его администрации. Взаимодействие между ними базируется на бестоварных отношениях и регламентируется в административном порядке.

Таким образом, различают макрологистическую и микрологистическую системы.

Задачи логистики на макро- и микроуровнях

Анализ рынка поставщиков и потребителей

Создание концепции распределения и потребления

Складирование и стратегическое размещение складов

Создание концепции поставок и производства

Анализ видов транспорта

Выбор процесса транспортировки

Создание общей информационной системы

Контроль уровня входных запасов

Управление промежуточными запасами

Контроль уровня выходных запасов

Управление перемещением изделий внутри предприятия

Управление транспортно-складскими и погрузочно-разгрузочными работами

Читайте так же:  Понятие предпринимательского права. российское предпринимательское право

Звеном логистической системы (ЗЛС) называется некоторый функционально обособленный объект, выполняющий свою локальную цель, связанную с определенными логистическими операциями или функциями.

Видео (кликните для воспроизведения).

В качестве звеньев логистической системы могут выступать предприятия — поставщики материальных ресурсов, производственные предприятия, их подразделения, сбытовые, торговые, посреднические организации разного уровня, транспортные и экспедиционные предприятия, биржи, банки и другие финансовые учреждения, предприятия сервиса и т. п.

Наряду с понятием «логистическая система» в западной и отечественной литературе используется понятие «логистическая цепь».

Логистическая цепь (ЛЦ)множество звеньев логистической системы, линейно упорядоченных (оптимизированных) по материальному (информационному, финансовому) потоку с целью проектирования определенного набора логистических функций и (или) издержек.

[2]

Рассмотрим отдельный пример логистической цепи, который представлен на рис. 1.7. По существу эта ЛЦ представляет собой цепь сбыта (прямой дистрибьюции) готовой продукции фирмы-производителя. С позиции логистического менеджмента продавец, перевозчик и покупатель являются линейно связанными звеньями логистической системы. Здесь каждое звено выполняет те или иные логистические операции, причем в данной цепи, например, операцию погрузки груза может выполнять как производитель, так и перевозчик. Поэтому задача логистического менеджера — определить, какой из альтернативных вариантов является наиболее выгодным с точки зрения затрат при одинаковых условиях качества и времени выполнения операции.

1.2 Понятие “логистическая цепь”.

Логистическая цепь — это линейно упорядоченное множество физических и/или юридических лиц, осуществляющих логистические операции по товародвижению и доведению материального и сопутствующих ему потоков до конечного потребителя.

В логистической цепи, т.е. цепи, по которой проходят товарный и информационный потоки от поставщика до потребителя, выделяются следующие главные звенья: поставка материалов, сырья и полуфабрикатов; хранение продукции и сырья; производство товаров; распределение, включая отправку товаров со склада готовой продукции; потребление готовой продукции.

Логистическая цепь

Каждое звено логистической цепи включает свои элементы, что в совокупности образует материальную основу логистики. К материальным элементам логистики относятся: транспортные средства и обустройства, складское хозяйство, средства связи и управления — bizprofy.ru. Логистическая система, естественно, охватывает и кадры, т.е. тех работников, которые выполняют все последовательные операции.

1.3 Тянущие и толкающие системы управления материальным потоком.

Управление материальным потоком в производственном процессе носит название логистики материалодвижения и осуществляется способами, основанными на двух принципиально различных подходах. Первый подход получил название «толкающая (выталкивающая) система», а второй — «тянущая (вытягивающая) система».

Толкающая система – это такая организация движения МП, при которой МР подаются с предыдущей операции на последующую в соответствии с заранее сформированным жестким графиком. МР «выталкиваются» с одного звена ЛС на другое. Каждой операции общим расписанием устанавливается время, к которому она должна быть завершена. Полученный продукт «проталкивается» дальше и становится запасом незавершенного производства на входе следующей операции. То есть такой способ организации движения МП игнорирует то, что в настоящее время делает следующая операция: занята выполнением совсем другой задачи или ожидает поступления продукта для обработки. В результате появляются задержки в работе и рост запасов незавершенного производства.

Принципиальная схема толкающей системы

Тянущая система – это такая организация движения МП, при которой МР подаются («вытягиваются») на следующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости, а поэтому жесткий график движения МП отсутствует. Размещение заказов на пополнение запасов МР или ГП происходит, когда их количество достигает критического уровня. Тянущая система основана на «вытягивании» продукта последующей операцией с предыдущей операции в тот момент времени, когда последующая операция готова к данной работе.

То есть когда в ходе одной операции заканчивается обработка единицы продукции, посылается сигнал-требование на предыдущую операцию. И предыдущая операция отправляет обрабатываемую единицу дальше только тогда, когда получает на это запрос.

Логистическая цепь и логистическая система

Вместе с понятием «логистическая система» в литературе широко используются понятие «логистическая цепь» и «логистический канал», «цепь поставок». Во многих случаях эти понятия не очень четко разграничены и иногда употребляются как синонимы.

Логистический канал – это частично упорядоченное множество различных посредников, которые реализуют доведение материального потока от конкретного производителя к его потребителям.

Множество частично упорядочено до тех пор, пока не выбраны конкретные участники процесса продвижения материального потока от поставщика к потребителю. После этого логистический канал преобразуется в логистическую цепь. Возможность выбора логистического канала является существенным резервом повышения эффективности логистических процессов.

Логистическая цепь – это линейно упорядоченное множество участников логистического процесса, которые осуществляют логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистической системы к другой в случае производственного потребления или до конечного потребителя в случае личного непроизводственного потребления.

Существует и другая интерпретация логистической цепи, под которой понимают совокупность логистических операций, выполняемых последовательно от момента зарождения до момента угасания потока товаров, работ, услуг на соответствующем потребительском рынке.
Необходимо отметить, что для зарубежной литературы характерно употребление термина «цепь поставок», однако экономическое содержание этого понятия идентично «логистической цепи».

Логистические цепи протягивают между логистическими звеньями, чтобы проиллюстрировать организационную структуру логистических систем. В самом простом случае, когда логистическая система характеризуется как система с прямыми связями, логистическая цепь состоит из поставщика и потребителя. В более сложных случаях в условиях функционирования эшелонных систем данная цепь может иметь древовидную структуру или вид ориентированного графа с циклами (гибкая логистическая система).

В целом, в логистической цепи, т.е. в цепи, по которой проходит материальный и информационный поток от поставщика к потребителю, выделяют следующие главные звенья:

Читайте так же:  Права категории д. как их получить и сколько необходимо учиться

– поставка материалов, сырья и полуфабрикатов;

– хранение продукции и сырья;

– распределение, включая отправку товаров со склада готовой продукции;

– потребление готовой продукции.

В реальных условиях хозяйствования существует большое количество логистических посредников, широкий ассортимент материальных ресурсов, которые используются в производстве товаров, и разветвленные распределительные сети. Вследствие этого могут формироваться сложные логистические цепи взаимосвязанных звеньев, которые объединяют несколько логистических цепей, так называемые логистические сети.

Логистическая цепь поставок. Логистическая система предприятия

Существует множество определений термина «цепь поставок», из которых мы выбрали наиболее типичное:

Цепь поставок — это сеть организаций, участвующих как в верхних, так и нижних звеньях в различных процессах, и виды деятельности, в ходе которых производится ценность в форме товаров или услуг, попадающих в руки конечного потребителя

Можно привести и другое определение управления цепью поставок:

Сравнивая этот вариант с предыдущими определениями логистики, можно заметить, что и здесь есть общий фундамент. Подобный анализ заставил ряд аналитиков, например Бауэрсокса (Bowersoxf’, рассматривать аспекты логистики и управления цепью поставок практически как синонимы. Другой автор, Гринвуд (Greenwood)10, подчеркивает, что «если мы проанализируем то, что эксперты называют управлением цепью поставок, то обнаружим, что фактически они говорят о логистике, но под влиянием требований нынешнего десятилетия в качестве термина выбирают вариант управлению цепью поставок».

Институт логистики и транспорта Великобритании (UK Institute of Logistics and Transport) также связывает эти два подхода, утверждая, что:

Логистика — это позиционирование во времени ресурсов или стратегическое управление общей цепью поставок.

Можно привести и другое определение управления цепью поставок:

координация материальных, информационных и финансовых потоков между всеми взаимодействующими предприятиями.

В этом определении:

термин «информационные потоки» относится к прогнозу спроса, передаче заявок на заказы и доставке отчетов о текущем состоянии;

термин «потоки продуктов» означает перемещение продуктов от поставщика к покупателю и обратно в ходе возврата продуктов, их обслуживания, переработки и утилизации;

термин «финансовые потоки» включает информацию о кредитных картах, условиях кредита, графики платежей, транспортные накладные и документы, восстанавливающие права собственности.

Другие авторы, например Купер и его коллеги n , считают, что логистика и управление цепью поставок различаются: логистика занимается потоками материалов и информации и запасами в сети, а управление цепью поставок — это интеграция всех бизнес-процессов в цепи поставок.

Материальный поток составляют ресурсы (сырье, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты, комплектующие, оборочные единицы, топливо и запасные части т,д) незавершенное производство готовая продукция. В последнее время разрабатывается логистические технологии пассажирских перевозок, поэтому под материальными потоками можно понимать также перемещение людей транспортными средствами в различных ситуациях.

Роль потоков информации финансовых средств в логистике можно понимать двояко. С одной стороны их можно считать объектом управленческих воздействий. С другой стороны, это средства управления материальными потоками; управленческое решение передается по информационным каналам и по своей сути является информацией для исполнителей, а привлечение финансовых средств необходимо для реализации управленческого решения

Логистика — это часть процесса в цепочках поставок, в ходе которого планируется, реализуется и контролируется эффективный и производительный поток товаров, их запасы, сервис и связанная информация от точки их зарождения до точки поглощения с целью удовлетворения требований потребителей.

Применительно к доставке товаров можно утверждать, что ключевую роль в управление материальными потоками играют транспортные и экспедиционные предприятия общего пользования, предприятия оптовой торговли и коммерческо-посреднические организации оказывающие услуги по организации оптового оборота товаров, и предприятия изготовители.

В качестве базовых понятий в теории логистики в теории логистики используют понятия логистической операции и логистической функции.

Логистическая операция — это не подлежащая дальнейшему дроблению (декомпазиция) действия, связанные с управлением материальными, информационными или финансовыми потоками.

Логистическая функция — это совокупность логистических операций, связанных решением задачи управления материальными потоками, информационными и финансовыми потоками.

В числе логистических функции выделяют базисные, ключевые и вспомогательные. Такая классификация используется и признаются не всеми специалистами, но она помогает соотнести различные функции между собой и определить их место в общей системе управления материальными потоками.

К базисным логистическим функциям относят снабжение, производство и сбыт.

К ключевым логистическим функциям относят управления закупками, транспортировку, управления запасами и управление заказами.

К вспомогательным (поддерживающим) логистическим функциям относят складирование, грузопереработку, упаковку, послепродажный сервис, информационную поддержку.

Логистика представляет собой конкретизацию системного подхода применительно к управлению потоковыми процессами. Логистические системы обладают такими свойствами, как способность к адаптации, наличие обратной связи, иерархичность, целенаправленность, взаимный обмен с внешней средой.

Рис.1 Логистическая модель доставки потерпевшего в результате дорожно- транспортного происшествия в больницу скорой помощи

Различают логистические системы двух уровней: микро макро логистические. Под микрологистическими системами понимают внутри производственные системы, а также системы, замкнутые в приделах технологического цикла изготовления какого-либо товара. Во втором случае речь идет о внешних интегрированных микрологистических системах.

Макрологистическими являются системы, функционирующие в приделах региона (города, района, области, страны, контингента) или группы предприятий, имеющий один объект деятельности либо близкие функции (строительные предприятия, военные организации т.д)

Центральным понятием логистического подхода является понятие логистической цепи, которое объединяет такие понятия, как:

цепь поставок (при рассмотрении материального потока);

логистический процесс (при рассмотрении операций);

логистический канал (при рассмотрении маркетинговыхфункций);

цепочка ценностей (при рассмотрении добавленной стоимости);

Читайте так же:  Как выбрать оборудование по производству гофрокартона

цепочка спроса (при рассмотрении потребительского спроса).

При изготовлении любого товара обычно реализуется несколько логистических цепей. Например, чтобы изготовить автомобиль, надо поставлять на завод листовой металл, полимерные металлы, электрооборудование и т.д. Чтобы выпускать такую относительно простую продукцию, как силикатный кирпич, нужен песок, известняк, алюминиевая пудра и некоторые другие добавки. Для каждого компонента нужна своя логистическая цепь поставок.

Главным источником затрат при продвижении продукта к потребителю являются избыточные запасы на всем пути движения товара, омертвляющие основной и оборотный капитал. Исходя из этого, основное направление сокращения затрат на продвижение товара -это сокращение запасов.

Основной источник получения экономического эффекта логистики — это сокращение времени движения товара по логистической цепи. В первую очередь необходимо исключать непроизводительные затраты времени: пролеживание товара на складе, простои транспортных средств и погрузочно-разгрузочной техники, потери времени персоналом и другие.

Цель логистики заключается в оптимизации затрат в звеньях логистической цепи с целью уменьшения общих издержек. Постановка в качестве цели оптимизации затрат не обязательно означает их минимизацию. Уровень затрат должен быть таков, чтобы обеспечить доставку объекта перемещения с соблюдением всех параметров доставки и требуемым уровнем качества. Эти параметры различаются в зависимости от объекта: завоз песка на кирпичный завод оценивается одними показателями, а перевозка пострадавшего в результате ДТП в больницу скорой помощи (Рис. 1) — совершенно другими.

В бизнесе логистика является стратегическим фактором достижения конкурентных преимуществ. В частности, логистическая концепция «Нацеленность на потребителя» предполагает концентрацию ресурсов на ключевых избранных покупателях.

Концепция маркетинга, ориентированная на потребителя, исходит из того, что нужды и запросы потребителей важнее, чем продукты и услуги, которые может предоставить предприятие. Фирмы, производящие фотоаппараты, дают возможность клиентам запечатлеть навсегда наиболее значимые для них моменты их жизни, а не просто продают фототехнику. Строительное предприятие обеспечивает уют и комфорт своим клиентам, а не просто строит загородные коттеджи. При этом значимость продуктов и услуг определяется их доступностью и необходимостью для потребителя, а прибыль для фирмы всегда важнее, чем объем продаж

Современные методы ведения бизнеса исходят из того, что добавленную стоимость продуктам и услугам придают такие факторы, как форма или вид товара (в процессе производства продукта и его продвижения потребителю), владение (передача в собственность), время (предоставление товара и услуг в нужный момент), место (предоставление товара и услуг там, где это нужно).

Логистика обеспечивает такие важные факторы увеличения добавочной стоимости продуктов и услуг, как время (предоставление товара и услуг в нужный момент) и место (предоставление товара и услуг там, где это нужно). Соответственно с этим, логистическое обслуживание потребителей производится как до сделки, в период совершения сделки (как ее часть), так и после сделки.

По своему содержанию логистическая деятельность представляет собой выполнение заказа, начиная от его приема до сдачи потребителю. Для этого необходимо организовать поток ресурсов (материалов, денежных средств, персонала, информации), начиная от момента приема заказа и до сдачи готового продукта потребителю.

Логистическую систему предприятия образуют подсистема физического обеспечения потока сырья от поставщиков к производителю и подсистема физического распределения готовой продукции от производителя к потребителю. Она функционирует циклически по схеме «поступление заказа — снабжение- производство -транспортирование -распределение — доставка заказа».

Управление заказами (обработка заказов) — это деятельность в период между моментом получения заказа и до момента передачи складу указания отгрузить готовый продукт потребителю.

Важное место в системе управления заказами занимает экспедитор. Он, как участник системы выполнения заказов, определяет условия поставки, содействует выполнению таможенных процедур, обеспечивает проведение расчетов за доставку, оформляет перевозочные документы, организует погрузочно-разгрузочные, транспортные и складские работы.

Процесс доставки товара может быть очень сложен и тогда требуется выделение в отдельную сферу задач его координация. Функции логистического провайдера (координатора действий участников процесса доставки) могут выполнять экспедиторские предприятия, склады, являющееся самостоятельными субъектами экономической деятельности, информационно- посреднические фирмы, располагающие банком данных.

Цикл заказа включает в себя операции, выполняемые в период от момента получения заказа до момента получения потребителем заказанного продукта. Под заказам понимается как собственно заказа, так и документ, в котором содержатся пожелания потребителя.

Видео (кликните для воспроизведения).

В общем случае цикл заказа состоит из этапов: планирование заказов; передача заказа; обработка заказа; обработка заказа; подбор и комплектация заказа; доставка заказа.

Источники


  1. Гамзатов, М. Латинско-русский словарь юридических терминов и выражений для специалистов и переводчиков английского языка / М. Гамзатов. — М.: СПб: Санкт-Петербургский Университет, 2013. — 508 c.

  2. Павлов, Н. Е. Долг свидетеля / Н.Е. Павлов. — М.: Советская Россия, 2016. — 144 c.

  3. Шубина, Е.Р. Испанско-русский юридический словарь / Е.Р. Шубина, Т.А. Алексеева. — М.: СПб: Юридический центр Пресс, 2018. — 484 c.
  4. Национал-экстремизм и судебная власть в современной России. — М.: ОФ Антифашист, 2014. — 121 c.
Логистическая цепь и логистическая система
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here