Лицензирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Сегодня предлагаем обсудить важные аспекты на тему: "Лицензирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с профессиональной точки зрения и понятным языком. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то дочитайте до конца, а если не найдете ответа, то всегда можно обратиться к нашему дежурному юристу.

Статья 12. Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии

Статья 12 . Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии

См. комментарии к статье 12 настоящего Федерального закона

Об особенностях применения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя настоящего Федерального закона с 1 июня 2015 г. см. Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ

1. В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

1) разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

2) разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;

3) деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

4) разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации;

5) деятельность по технической защите конфиденциальной информации;

6) производство и реализация защищенной от подделок полиграфической продукции;

Особенные разрешения для предпринимателей

Лицензирование отдельных видов деятельности

Статьей 49 ГК РФ установлено, что на осуществление отдельных видов деятельности, перечень которых определяется законом, требуется специальное разрешение (лицензия). Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом. В свою очередь пунктом 3 статьи 23 Гражданского кодекса РФ оговорено, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила Гражданского кодекса РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Таким образом, индивидуальным предпринимателям для занятия определенными видами деятельности необходимо наличие специального разрешения (лицензии).

Положения о лицензировании конкретных видов деятельности, порядок лицензирования, необходимые условия определяет Правительство РФ.

В настоящее время правила лицензирования определяет Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 128-ФЗ). В соответствии со статьей 2 этого закона лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом индивидуальному предпринимателю. Лицензируемый вид деятельности – вид деятельности, на­ осуществление которого на территории РФ требуется получение лицензии.

Перечень видов деятельности, требующих лицензии, строго определен статьей 17 Закона № 128-ФЗ. Вид деятельности, на осуществление которого выдана лицензия, имеет право выполнять только лицо, получившее лицензию, и никто больше. Передача данного разрешительного документа одним лицом другому не допускается.

Для получения лицензии предприниматель должен представить необходимый набор документов в соответствующий отрасли его деятельности государственный орган. Это может быть МВД России – для частных охранных предприятий, ФМС – для предпринимателей, занимающихся трудоустройством граждан РФ за рубежом, Росздравнадзор – для предпринимателей, занимающихся фармацевтической деятельностью, Ространснадзор – для предпринимателей, занимающихся пассажирскими перевозками, и т.д. (перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, утв. постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 45). Чтобы документы не потерялись, их нужно сдавать по описи, на­ которой лицензирующий орган ставит свою отметку о приеме документов.

В представляемый набор должны входить следующие документы:

Закон № 128-ФЗ дает право помимо указанных бумаг требовать от предпринимателя копии таких документов, перечень которых определяется в соответствии с положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. Их наличие будет свидетельствовать, что предприниматель сможет выполнить лицензионные требования и условия. Лицензирующий орган также может попросить предпринимателя представить документы, которые предусмотрены для осуществления определенного лицензируемого вида деятельности, наличие которых предусмотрено федеральными законами, регламентирующими данный вид деятельности.

В то же время не допускается требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных Законом № 128-ФЗ и иными федеральными законами.

За рассмотрение заявления о выдаче лицензии, а также за выдачу самой лицензии взимается лицензионный сбор. Причем он варьируется в зависимости от вида деятельности предпринимателя (ст. 333.33 НК РФ). Срок действия лицензии не может быть менее пяти лет. Срок действия лицензии по его окончании можно продлить по заявлению лицензиата.

Кстати, работой без лицензии считается:

  • осуществление деятельности после подачи заявления о выдаче лицензии, но до получения положительного результата и уведомления о проведенном лицензировании;
  • ведение бизнеса после получения решения лицензирующего органа об отказе в выдаче лицензии;
  • осуществление деятельности в период приостановления лицензии, если были выявлены нарушения лицензионных требований и условий;
  • работа после аннулирования лицензии лицензирующим органом или судом;
  • ведение бизнеса по истечении срока действия лицензии, если этот срок заблаговременно не продлен;
  • необращение в лицензирующий орган за лицензией, хотя ­деятельность требует лицензирования.

Если предприниматель ведет деятельность, для которой необходимо специальное разрешение, но не получает его, то он может быть привлечен к административной и уголовной ответственности.

Административная ответственность предусмотрена различными статьями Кодекса РФ об административных правонарушениях. Так, в соответст­вии со статьей 6.2 КоАп РФ предприниматель, занимающийся частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью без лицензии, будет оштрафован на сумму до 2 000 руб.

А статья 14.1 КоАП РФ предусматривает общее наказание за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в размере до 5 000 руб. с конфискацией изготовленной ­продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Читайте так же:  Что такое переуступка прав на квартиру

Нарушение условий, установленных специальным разрешением (лицензией), также наказуемо. Осуществление деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, грозит предпринимателю штрафом в размере до 4 000 руб. (п. 3 ст. 14.1 КоАП РФ).

К подобным нарушениям относятся:

  • несоблюдение условий, предъявляемых к выпускаемой и ­реализуемой продукции;
  • несоблюдение технических требований к осуществлению лицензируемого вида деятельности;
  • осуществление деятельности за пределами территории, указанной в лицензии;
  • иные нарушения.

За осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, предусмотрена также уголовная ответственность. Однако только в том случае, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере (ст. 171 УК РФ).

Если такое произошло и предприниматель работал без лицензии, нанося ущерб гражданам или организациям, то он может быть наказан штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода (своего) за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

Сертификация товаров, работ, услуг

Итак, лицензию вы получили. Но оказалось, что произведенные вами продукция или услуги должны быть сертифицированы. Правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон № 184-ФЗ).

Статья 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ

Заявитель – физическое или юридическое лицо, которое для подтверждения соответствия принимает декларацию о соответствии или обращается за получением сертификата соответствия, получает сертификат соответствия.

Декларирование соответствия – форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.

Декларация о соответствии – документ, удостоверяющий соответствие ­выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.

Сертификация – форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Сертификат соответствия – документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Подтверждение соответствия на территории РФ может носить ­добровольный или обязательный характер.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

А обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:

[1]

  • принятия декларации о соответствии (далее – декларирование соответствия);
  • обязательной сертификации.

Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно для проверки на соответствие требованиям технического регламента (ст. 23 Закона № 184-ФЗ). Его объектом может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ. Закон придает равную юридическую силу декларации о соответствии и сертификату соответствия независимо от схем обязательного подтверждения. Работы по обязательному подтверждению соответствия подлежат оплате заявителем.

Заявитель должен следить за тем, чтобы продукция соответствовала требованиям технических регламентов, и выпускать ее в обращение только после подтверждения соответствия (п. 2 ст. 28 Закона № 184-ФЗ).

Как определить, подлежат ли конкретные товары обязательной сертификации? Для этого необходимо руководствоваться постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1013, которым утвержден Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации. Например, к числу сертифицируемых товаров относятся товары для детей, продовольственные товары, косметические товары и т.п.

Закон разрешает обращаться в любой из аккредитованных органов по сертификации. Это важно, поскольку услуги по сертификации являются платной и достаточно хлопотной процедурой. Значит, предприниматель может выбрать тот орган, где сертификацию проведут дешевле и быстрее.

Например, некоторые органы сертификации запрашивают для рассмотрения не менее 28 различных документов. В их число входят следующие:

  • заявка на проведение сертификации услуги (работы) в системе сертификации ГОСТа Р;
  • приложение к заявке на сертификацию услуг;
  • анкета-вопросник (приложение к заявке на проведение сертификации услуг торговли);
  • свидетельство о госрегистрации предпринимателя;
  • заключение ЦГСЭН;
  • журнал регистрации государственных проверок;
  • инструкция по охране труда;
  • график проведения инструктажа.

Если добавить, что стоимость самой услуги в зависимости от сложности работ может достигать внушительных сумм (нескольких десятков тысяч рублей), то становится ясно, что очередное благое начинание государст­венных органов превращается в тяжелое бремя для предпринимателей. Поскольку на этапе становления бизнеса (да и в ходе его функционирования) сумма расходов за сертификацию, как и сама процедура прохождения ­сертификации, не каждому предпринимателю по карману.

Но, несмотря на сложности, которые таит в себе сертификация, пройти ее все-таки необходимо. Ведь речь идет о жизни и здоровье наших сограждан, а, кроме того, статья 19.19 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение правил обязательной сертификации.

Так, реализация сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована, либо реализация сертифицированной продукции без сертификата соответствия (декларации о соответствии), или без знака соответствия, или без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации или о нормативных документах, которым должна соответст­вовать указанная продукция, а также недоведение этих сведений до потребителя (покупателя, заказчика), а равно представление недостоверных результатов испытаний продукции либо необоснованная выдача сертификата соответствия (декларации о соответствии) на продукцию, подлежащую обязательной сертификации, влечет наложение ­административного штрафа в размере до 1 000 руб. с конфискацией товаров.
В то же время за отсутствие обязательной сертификации лицо может быть привлечено к ответственности и по другим статьям КоАП РФ. В частности, в соответствии с пунктом 5 статьи 20.4 КоАП РФ продажа продукции или оказание услуг, подлежащих обязательной сертификации в области пожарной безопасности, без сертификата соответствия, влечет наложение административного штрафа в размере до 2 000 руб.

Кроме получения лицензий и сертификатов существует еще одна необходимая процедура – проведение обязательных медосмотров среди работников. Об этом читайте в следующем номере журнала.

Лицензирование деятельности: когда оно нужно и как проводится процедура

Согласно Федеральному закону от 4 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензирование осуществляется в целях соблюдения прав, жизни или здоровья граждан, обороноспособности и безопасности страны, а также требований по охране окружающей среды и памятников архитектуры. Получение лицензии является обязательным условием ведения бизнеса, если деятельность вашей компании может затронуть или даже нарушить какой-либо из перечисленных выше пунктов.

Как получить документ, что он собой представляет и каким требованиям должен соответствовать потенциальный лицензиар? Ищите ответы в нашей статье.

Читайте так же:  Дом семейства трампов снова продается, теперь за 2,9 миллиона долларов

Что такое лицензирование: буква закона

Лицензией называют особый разрешительный документ, позволяющий осуществлять определенную деятельность. Соответственно, лицензирование — это процесс оформления, продления и аннулирования такого разрешения. Порядок лицензирования регулируется указанным выше законом (далее — №99-ФЗ).

Наличие лицензии гарантирует потребителю безопасность, получение услуг или работ заявленного качества, их соответствие всем нормативам, установленным законодательством или иными правовыми актами.

Соискателем лицензии может быть как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель. Выдачей лицензий занимается множество государственных органов. В какой из них обратиться? Это зависит от типа деятельности. Например, лицензия на оказание многих типов услуг грузоперевозок выдается Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, аудиторские компании получают лицензии в Минфине России, лицензии на производство медицинской техники и оказание медицинских услуг выдает Росздравнадзор, а за лицензией на предоставление охранных услуг нужно обращаться в МВД России. Всего же в нашей стране насчитывается почти 30 государственных органов, занимающихся лицензированием деятельности.

В сфере ответственности таких органов находится не только выдача лицензий, но и их аннулирование, приостановление, ведение реестров организаций, получивших лицензию, а также контроль за соблюдением соответствующих условий.

Существуют также частные коммерческие организации, оказывающие консалтинговую помощь в лицензировании, — они помогают собрать пакет документов и преодолеть все бюрократические препоны.

Важно помнить о том, что лицензирование деятельности — это не акт доброй воли со стороны предпринимателя, а требование законодательства, за нарушение которого предусмотрены санкции.

Какие виды деятельности подлежат лицензированию

Сегодня закон выделяет около 50 направлений деятельности, для которых обязательно получение лицензии. В частности, лицензированию подлежат:

  • кредитование;
  • любая деятельность, так или иначе связанная с охраной государственной тайны;
  • производство и оборот этилового спирта и содержащей спирт продукции;
  • услуги связи;
  • фармацевтическая деятельность;
  • услуги частных охранных агентств;
  • производство, установка и обслуживание медтехники;
  • биржевая деятельность;
  • услуги в области таможенного дела;
  • нотариальные услуги;
  • страховые услуги;
  • внешнеэкономические операции;
  • международные пассажирские и грузовые перевозки;
  • реализация оружия и патронов;
  • использование результатов интеллектуальной деятельности;
  • теле- и радиовещание;
  • использование природных ресурсов;
  • образовательная деятельность и прочее.

Это лишь основная часть обширного списка видов деятельности, для занятия которыми требуется лицензия.

Хотеть — не значит получить лицензию: требования к организациям

Процедура лицензирования достаточно сложная и предполагает соответствие соискателя определенным требованиям. Необходимо иметь соответствующую деятельности техническую базу (причем необходимое оборудование должно находиться в собственности и иметь надлежащую документацию), помещения, штат квалифицированных специалистов, систему производственного контроля, уставной капитал определенного размера, отсутствие задолженностей и многое другое.

Короткого и простого ответа на вопрос о том, как получить лицензию, не существует как минимум потому, что правила и условия лицензирования зависят от вида деятельности, на который получается лицензия.

Однако независимо от рода деятельности для оформления лицензии требуются:

  • заявление на получение лицензии, составленное по форме;
  • копии документов, свидетельствующих о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям (их перечень определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности);
  • пакет учредительных документов компании;
  • квитанцию об уплате госпошлины за предоставление лицензии.

Порядок получения лицензии

Порядок лицензирования предполагает прохождение нескольких этапов.

Сначала вам необходимо оплатить госпошлину, поскольку квитанция об ее оплате входит в пакет необходимых документов. Затем нужно собрать все бумаги, которые понадобятся для получения лицензии, и здесь следует быть крайне внимательным, поскольку отсутствие даже одного документа станет препятствием при получении лицензии.

Далее оформляется заявление, которое подписывает руководитель организации или иное уполномоченное лицо. В заявлении указываются:

  • наименование, организационно-правовая форма компании, юридический и фактический адрес, электронный адрес и телефон, государственный регистрационный номер юрлица и наименование органа регистрации с указанием его адреса;
  • ИНН и данные документа о постановке на учет в налоговой службе;
  • лицензируемый вид деятельности;
  • реквизиты квитанции об уплате госпошлины;
  • данные документов, подтверждающих соответствие лицензиара требованиям к лицензируемому виду деятельности.

Заявление вместе с подкрепляющим пакетом документов подается в соответствующий лицензирующий орган. Согласно Постановлению Правительства РФ от 16 июля 2012 года №722 «Об утверждении Правил предоставления документов по вопросам лицензирования в форме электронных документов», допускается подача электронных документов.

По закону в течение трех рабочих дней вам сообщат, приняты ли документы к рассмотрению. Положительный ответ еще не означает, что лицензия уже практически у вас в кармане, — он говорит лишь о том, что документы предоставлены в полном объеме. Бывает и так, что лицензирующий орган отказывается принимать бумаги, как правило, это связано с тем, что какого-то документа не хватает. Тогда чиновники выдают уведомление о необходимости устранения недочета. На это выделяется 30 дней.

Если документы приняты на рассмотрение, придется запастись терпением. Процедура лицензирования занимает 45 дней, считая со дня подачи заявления. За это время лицензирующий орган проверит все бумаги и достоверность указанных в них сведений, а также соответствие претендента требованиям. После этого оформляется приказ о выдаче лицензии. В течение трех дней после подписания приказа его выдают на руки представителю компании или отправляют ему почтовым отправлением.

Лицензия на деятельность — это не только права, но и обязательства. Помните о том, что государственный орган, выдавший вам лицензию, будет периодически проверять вас. Проверки могут быть как плановыми, так и внеплановыми.

График и частота плановых проверок зависит от вида деятельности, обычно они проводятся каждые один–три года. Если в процессе такой проверки контролер обнаружит нарушения, у вас будет 30 дней на то, чтобы их исправить. В противном случае лицензия будет приостановлена, а данные об этом факте внесут в специальный реестр. В случае игнорирования требований бизнесменом по истечению обозначенного срока лицензия аннулируется.

Читайте так же:  Бабушка рассказала, как хранить деньги в кошельке, чтобы их становилось больше. теперь они появляютс

Внеочередные проверки проводятся при выявлении нарушений во время предыдущих проверок, при поступлении в орган сообщений о таких нарушениях и так далее.

Иногда обстоятельства складываются так, что лицензию приходится переоформлять. Порядок переоформления во многом схож с процессом получения лицензии, однако госпошлина в этом случае меньше, и ее размер зависит от причины переоформления. Если переоформление лицензии на деятельность требуется при реорганизации юридического лица, изменении юридического адреса и названия компании либо смене фактического или юридического адреса осуществления деятельности, стоимость процедуры составит 3500 рублей. В остальных случаях пошлина за переоформление обычно составляет 750 рублей.

Хотя процесс оформления лицензии может показаться хлопотным, получить эту бумагу необходимо. Работа без лицензии считается административным правонарушением и карается штрафами, конфискацией продукции, оборудования для производства, сырья, а в ряде случаев — приостановлением деятельности.

Подготовка к получению лицензии — дело непростое и кропотливое, требующее особого внимания. Однако это вполне осуществимая процедура. Если вы все же не уверены, что все сделали правильно, лучше начать процедуру с консультации в надежной юридической компании, которая оказывает поддержку на всех этапах получения лицензии на деятельность.

Помощь в лицензировании

О том, кто и как может помочь с получением, переоформлением или продлением лицензии, рассказывает председатель Московской коллегии адвокатов «ЮрСити», кандидат юридических наук Виктория Анатольевна Шакина:

«Лицензирование особенно актуально для новых компаний или организаций, расширяющих сферу своей деятельности. А юридическое сопровождение бизнеса, включая оказание помощи в получении или переоформлении лицензии, является одним из основных и наиболее востребованных направлений работы Московской коллегии адвокатов «ЮрСити». И это неудивительно: оформление лицензии — процесс трудоемкий и требующий знания специфики. При отсутствии опыта и навыков работы с юридическими документами шансы получить отказ в выдаче лицензии для заявителя слишком высоки. В результате это способно привести к серьезным убыткам из-за невозможности полноценного функционирования компании в выбранной отрасли.

Минимизировать риск отказа можно, обратившись к опытным юристам. Наши специалисты помогут определить готовность клиента к получению лицензии, оценят риски и разработают меры по их нейтрализации, грамотно подготовят заявительную документацию, проследят за ее прохождением через все этапы каждой бюрократической процедуры и согласования. Наш успех станет успехом вашего бизнеса!»

Видео (кликните для воспроизведения).

Оформление лицензии — сложный и ответственный процесс, в организации которого оказать помощь способны только профессионалы в данной области.

К услугам в области лицензирования бизнеса могут относиться:

  • консультация;
  • экспертиза документов;
  • экспертиза помещения;
  • полное сопровождение при получении лицензии.

Узнать больше.

Профессионалы готовы помочь собрать пакет необходимых документов для оформления лицензии, а также провести экспертизу уже имеющихся.

Доверять решение правовых и организационных вопросов стоит только проверенным компаниям, имеющим необходимые лицензии, сертификаты, а также большой опыт работы в соответствующей сфере.

Пом­ни­те, что для каж­до­го ви­да де­я­тель­нос­ти тре­бу­ет­ся от­дель­ная ли­цен­зия. На­при­мер, если ва­ша ком­па­ния за­ни­ма­ет­ся и из­го­тов­ле­ни­ем ле­карств, и про­из­водст­вом ме­ди­цин­ской тех­ни­ки, вам по­тре­бу­ют­ся две ли­цен­зии — по од­ной на каж­дое на­прав­ле­ние де­я­тель­нос­ти.

Ликвидация предприятия: порядок процедуры и сроки закрытия организации с долгами и без них

Выбор между собственной бухгалтерией и аутсорсингом бухгалтерских услуг

© 2017 АО «Аргументы и Факты» Генеральный директор Руслан Новиков. Главный редактор еженедельника «Аргументы и Факты» Игорь Черняк. Директор по развитию цифрового направления и новым медиа АиФ.ru Денис Халаимов. Шеф-редактор сайта АиФ.ru Владимир Шушкин.

Лицензирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Лицензирование деятельности юридических лиц

Процесс создания юридического лица не всегда заканчивается государственной регистрацией. Для того чтобы быть полноправным (правомочным) субъектом организации (в зависимости от вида предполагаемой деятельности) приходится проходить и лицензирование.

Лицензирование представляет собой мероприятия, связанные с выдачей лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий и надзором лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

[2]

Л ицензия – разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

При осуществлении предпринимательской деятельности юридическое лицо обязано выполнять требования законодательства РФ о получении специального разрешения (лицензии, патента) на занятие определенными видами деятельности.

В процессе осуществления предпринимательской деятельности часто происходит подмена таких понятий, как разрешение (лицензия) на лицензируемый вид деятельности и патент, выдаваемый субъекту предпринимательской деятельности при переходе на упрощенную систему налогообложения, так как данный патент – это всего лишь право предпринимателя на переход на иную, упрощенную, систему налогообложения.

Рассмотрим разницу в понятиях:

В соответствии с положениями Федерального закона отнесены к лицензируемым виды предпринимательской деятельности, осуществление которых может повлечь за собой:

• нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан,

• нанесение ущерба обороне страны и безопасности государства.

В соответствии с положениями ст. 7 Федерального закона лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности.

В соответствии с законом о лицензировании вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом. Исходя из этого, передача или переуступка прав по лицензии от одного лица другому не допускается.

Для получения лицензии юридическое лицо обязано представить в соответствующий лицензирующий орган следующие документы:

1) заявление о выдаче лицензии с указанием:

• наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета;

• лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо намерено осуществлять, и срока, в течение которого будет осуществляться указанный вид деятельности;

2) копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации лицензиата в качестве юридического лица (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);

3) справку о постановке лицензиата – юридического лица на учет в налоговом органе;

4) документ, подтверждающий внесение соискателем лицензии платы за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии.

Читайте так же:  Бизнес план ателье

Максимальный размер платы за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии не может превышать трехкратный минимальный размер оплаты труда, действующий на момент рассмотрения заявления. Суммы оплаты за рассмотрение заявлений соискателей лицензий направляются в соответствующий бюджет.

За выдачу лицензии взимается лицензионный сбор. Размер лицензионного сбора за выдачу лицензии устанавливается Правительством Российской Федерации в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности.

Максимальный размер лицензионного сбора за выдачу лицензии не должен превышать десятикратный минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом.

В случае если лицензиат в течение трех месяцев после принятия решения о выдаче лицензии не уплатил лицензионный сбор, лицензирующий орган, выдавший лицензию, вправе аннулировать ее. Суммы лицензионных сборов за выдачу лицензий зачисляются в соответствующий бюджет.

В соответствии с законом о лицензировании лицензирующие органы вправе осуществлять контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, а также приостанавливать действие лицензии в случае:

• выявления лицензирующими органами, государственными надзорными и контрольными органами, иными органами, в пределах их компетенции, нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, а также обороне страны и безопасности государства;

• невыполнения лицензиатом решений лицензирующих органов, обязывающих лицензиата устранить выявленные нарушения.

Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию, или органа государственной власти, в соответствии с ее компетенцией. Основанием для аннулирования лицензии является:

• обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии;

• неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий;

• незаконность решения о выдаче лицензии.

Статья 17 Федерального закона о лицензировании определяет виды деятельности, подлежащие лицензированию.

Виды деятельности, не включенные в статью 17 Федерального закона, осуществляются со дня вступления в силу Федерального закона без лицензий, за исключением случаев, если лицензирование указанных видов деятельности проводится в соответствии с иными федеральными законами, вступившими в силу до дня вступления в силу Федерального закона.

Установленный в Федеральном законе порядок лицензирования отдельных видов деятельности не распространяется на порядок лицензирования конкретных видов деятельности, лицензирование которых установлено вступившими в силу до дня вступления в силу Федерального закона иными федеральными законами.

Лицензирование деятельности юридических лиц

Правовой институт лицензирования предпринимательской деятельности является относительно новым в российском законодательстве. Его формирование произошло в начале 90-х годов ХХ века. Оно было связано с переходом России к рыночной экономике и становлением российской государственности. Именно в этот период назрела необходимость особого вида государственного надзора за деятельностью предпринимателей, занимающихся различными видами деятельности.

В современных условиях развития предпринимательства в России актуальной является проблема надзора государства в лице различных органов за деятельностью хозяйствующих субъектов. Этот надзор преследует двоякую цель.

Во-первых, с помощью надзора происходит упорядочение создания и деятельности предпринимателей. Так, с помощью надзора, избегается создание «фирм-однодневок», не способных отвечать по своим обязательствам, тем самым государство охраняет права и свободы своих граждан.

Во-вторых, государство стремится извлечь доход для себя и защитить свои права, монополии на наиболее приоритетные виды деятельности.

Именно лицензирование, являясь одним из видов надзора, представляет собой особый вид государственной деятельности, направленной на обеспечение прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Принятый в 1998 году Федеральный Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» стал тем нормативным правовым актом, который подвел своеобразный промежуточный итог в становлении лицензирования как правового института. Благодаря его принятию были созданы предпосылки законодательного обеспечения конституционных гарантий граждан в сфере экономической деятельности. Но этот закон, несмотря на всю его прогрессивность, просуществовал недолго, ибо, как представляется, содержал излишнее количество лицензируемых видов деятельности. В этой связи в 2001 году назрела необходимость в сокращении их количества. Это сокращение и произошло при принятии Федерального Закона от 8 августа 2001 года «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Современный этап развития лицензирования характеризуется сокращением числа лицензируемых видов деятельности. Это связано, прежде всего, с тем, что избыток лицензируемых видов деятельности порождает т.н. «административные барьеры», избыток которых мешает развитию государства с рыночной экономикой.

Можно выделить несколько аспектов такого явления, как лицензирование.

Во-первых, лицензирование, как специфический вид деятельности компетентных органов, представляет собой комплекс мероприятий по предоставлению, отзыву, приостановлению действия лицензий и т.п., проводимых органами государства в рамках их компетенции. Наиболее близкое определение присутствует в действующем законодательстве.

Во-вторых, лицензирование, как правовой институт, представляет систему правовых норм, регулирующих отношения в области предоставления, отзыва, аннулирования, приостановления действия лицензий, надзора за выполнением субъектами лицензионных отношений правил лицензирования, привлечения к ответственности нарушителей этих правил. Сюда же можно включить особенности лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности.

В-третьих, лицензирование, как процедура, есть обязательное условие возникновения специальной правоспособности, дееспособности, деликтоспособности лицензиата в области осуществления лицензируемого вида деятельности.

В-четвертых, лицензирование, как форма государственного управления, инструмент государственной политики, рассматривается как определенный рычаг воздействия на деятельность предпринимателей при осуществлении им отдельных видов деятельности.

Закон о лицензировании (ст. 2) дает следующее легитимное определение: «Лицензирование — это мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий»

Лицензия представляет собой специальное разрешение, выдаваемое уполномоченными государственными органами, на осуществление определенных видов деятельности. Осуществление деятельности, в отношении которой законом установлено ее лицензирование, без лицензии влечет за собой ответственность, предусмотренную ст. 14.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере от 20 до 25 МРОТ — для граждан. Для должностных лиц размер административного штрафа в этом случае может составлять от 40 до 50 МРОТ, а для юридических лиц — от 400 до 500 МРОТ

Читайте так же:  Долго не могла вернуться в рабочее русло после декрета. помогли советы подруги, которые она испытала

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежат (в скобках указан лицензирующий орган):

  • — деятельность по реставрации объектов культурного наследия (Минкультуры России);
  • — фармацевтическая деятельность (Минздрав России);
  • — медицинская деятельность (Минздрав России);
  • — ветеринарная деятельность (Минсельхоз России);
  • — все виды коммерческих перевозок пассажиров автомобильным транспортом (Минтранс России);
  • — коммерческие перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 т (Минтранс России);
  • — организация и содержание тотализаторов и игорных заведений (Госкомспорт);
  • — оценочная деятельность (Минимущество России);
  • — турагентская деятельность (Минэкономразвития России);
  • — негосударственная (частная) охранная и сыскная деятельность (МВД России);
  • — заготовка, переработка и реализация лома цветных и черных металлов (Минпромнауки России);
  • — деятельность, связанная с трудоустройством граждан Российской Федерации за ее пределами (МВД России);
  • — воспроизведение (изготовление экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей и их публичный показ (Минкультуры России);
  • — аудиторская деятельность (Минфин России);
  • — деятельность по хранению зерна и продуктов его переработки (Минсельхоз России) и другие виды деятельности, указанные в ст. 17 указанного Закона.

Органы, осуществляющие лицензирование деятельности (лицензирующие органы), указаны в постановлении Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Для получения лицензии на осуществление какого-либо вида деятельности необходимо представить в лицензирующий орган следующие документы:

[3]

1)заявление о предоставлении лицензии.

В заявлении юридического лица должны быть указаны наименование, организационно-правовая форма, место нахождения и лицензируемый вид деятельности, который оно намеревается осуществлять.

Индивидуальный предприниматель в своем заявлении должен указать фамилию, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, лицензируемый вид деятельности, который он намеревается осуществлять;

  • 2)юридическое лицо должно представить нотариально заверенные копии устава, учредительного договора, документа о государственной регистрации либо подлинники этих документов. От индивидуального предпринимателя требуется заверенная у нотариуса копия свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя либо подлинник этого документа;
  • 3)нотариально заверенная копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе или оригинал этого свидетельства;
  • 4)документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение заявление о предоставлении лицензии в размере 300 руб.;
  • 5)сведения о квалификации работников;
  • 6)иные документы, установленные в федеральных законах или иных нормативно-правовых актах, для получения лицензии при осуществлении конкретных видов деятельности.

Документы принимаются лицензирующим органом по описи. Копия указанной описи с отметкой о дате приема документов вручается лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении лицензии.

В течение двух месяцев с даты принятия документов лицензирующий орган принимает решение о предоставлении лицензии либо об отказе в предоставлении лицензии, которое оформляется приказом лицензирующего органа. В течение этого срока лицензирующий орган обязан письменно уведомить лицо, обратившееся за предоставлением лицензии (соискатель лицензии), о своем решении. Если принято положительное решение, то лицензирующий орган в своем письменном уведомлении указывает реквизиты банковского счета и срок уплаты лицензионного сбора за предоставление лицензии. Если принято решение об отказе в предоставлении лицензии, то лицензирующий орган в своем письменном уведомлении обязан указать причины отказа. Законом допускается отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии только по двум основаниям:

  • — наличие в представленных документах недостоверной или искаженной информации;
  • — несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

В случае отказа в предоставлении лицензии лицензирующий орган обязан указать, какая представленная информация не соответствует действительности (искажена), либо указать конкретные объекты, не соответствующие требованиям и условиям, и конкретные требования и условия лицензирования, которым данные объекты не соответствуют. Отказ в предоставлении лицензии, равно как и бездействие лицензирующего органа могут быть обжалованы в суд либо в вышестоящие органы в порядке, установленном законодательством.

Лицо, обратившееся за предоставлением лицензии, обязано оплатить лицензионный сбор за предоставление лицензии, который составляет 1000 руб.

Лицензирующий орган обязан выдать документ, подтверждающий наличие лицензии, в течение трех дней после того, как будет представлен документ об оплате лицензионного сбора за предоставление лицензии. В случае неоплаты лицензионного сбора в течение трех месяцев со дня получения уведомления о предоставлении лицензии лицом, обратившимся за получением лицензии, лицензирующие органы вправе аннулировать лицензию по своему усмотрению. Каких-либо дополнительных условий, в том числе по оплате лицензионного сбора, законодательство не устанавливает и лицензирующий орган требовать не вправе.

Лицензия теряет юридическую силу в случаях: а) ликвидации юридического лица; б) прекращения деятельности юридического лица в результате его преобразования; в) прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Видео (кликните для воспроизведения).

Решения о приостановлении действия лицензии, об аннулировании лицензии, о направлении заявления об аннулировании действия лицензии в суд в обязательном порядке доводятся лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме в течение трех дней после принятия соответствующего решения. Решения о приостановлении действия и об аннулировании лицензии могут быть обжалованы лицензиатом в суде.

Источники


  1. Хазиев, Ш. Н. Вопросы судебной экспертизы в деятельности Европейского Суда по правам человека / Ш.Н. Хазиев. — М.: Компания Спутник +, 2017. — 935 c.

  2. Кабинет для девочки. Объемная аппликация. — М.: Проф-Пресс, 2014. — 10 c.

  3. Теоретические и практические аспекты охраны промышленной собственности в Российской Федерации. — М.: ИНИЦ Роспатента, 2014. — 552 c.
  4. Дубинский, А. Руководствуясь законом; политической литературы Украины, 2013. — 112 c.
Лицензирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here