Лидер или менеджер в чем разница и что лучше для коллектива

Сегодня предлагаем обсудить важные аспекты на тему: "Лидер или менеджер в чем разница и что лучше для коллектива" с профессиональной точки зрения и понятным языком. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то дочитайте до конца, а если не найдете ответа, то всегда можно обратиться к нашему дежурному юристу.

Руководитель и лидер. Какая между ними разница?

Успех любой организации или учреждения напрямую зависит от того, кто руководит ею.
Руководитель является первым лицом учреждения. Руководитель — это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты

Но не так редко в организациях могут появиться лидеры, которые имеют не меньшее влияние на коллектив, чем руководитель. Сегодня роль лидерства особенно актуальна. Как жизнь показывает, настоящий лидер имеет большое влияние и способен добиваться с коллективом хороших результатов.
Времена Советского Союза воспитали прекрасных руководителей, но не лидеров.

Лидерство и руководство — это два разных понятия. Руководство концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи.

Лидер коллектива или менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Для него люди — это коллеги, а не подчиненные. Свое взаимодействие с ними он строит больше на фактах и в рамках конкретно установленных и всем известных целей.

Лидер воодушевляет людей, привносит энтузиазм в работу. Он четко видит конечный результат и знает, как проходить этапы к его достижению. Лидер уверен в том, что он делает, лидер воодушевлен тем, что он делает. Лидер способен сам ставить коллективу достижимую цель.

Руководитель имеет тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего он по необходимости ориентируется на кем-то установленные цели свыше и лично в них не заинтересован.

Руководитель на первое место ставит порядок во взаимодействии с подчиненными. Эмоциональная составляющая отношений практически исключена. Подчиненные — это работники, выполняющие свои обязанности. Руководитель всегда ожидает и обязан принимать уважение от своих сотрудников.
Лидеры умеют учитывать и прислушиваться к потребностям работников, уважают их ценности и движущие эмоции. Лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции в общении, всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства — как любви, так и ненависти. Лидеры не требуют к себе уважения, они его заслуживают.

Руководители во имя достижение целей и мотивации подчиненных используют контроль. Наказания преобладают над поощрениями. Недочеты и провалы обсуждаются больше, чем достижения и успехи.
Лидеры строят свои отношения с людьми на доверии, мотивируя и вдохновляя их личным примером. Они закладывают доверие в основу групповой, совместной работы. Признание успехов и достижений преобладает над ошибками. Ошибки свои и коллективные признаются легко и ищутся пути их исправления.

Руководитель при принятии новых решений делает акцент на старый опыт, до минимума сводит возможности поиска новых путей из сложных ситуаций.
Лидер, наоборот, предпринимает постоянные попытки по разработке новых и неоднозначных решений проблемы. Пойти на риск и взять за него ответственность — отличительная черта современного лидера.

Руководителю трудно стремится к ясности и четкости в выполнении работы. Он предпочитает бумажные отчеты больше чем реально-интересные, но нигде не зафиксированные протокольно события. В коллективе неформально поддерживается посредственность, замалчивается и не признается одаренность сотрудников.
Лидеру свойственен постоянный анализ сложившихся дел в коллективе, поощряются наилучшие примеры, продвигается незапланированное, но заслуженное вознаграждение.

[2]

Руководитель не умеет и не нуждается в делегировании полномочий, ревностно относиться к любым новым идеям, идущим не от него.
Лидер без опаски и страха квалифицированно передает полномочия, умеет их направлять и принимать результат. Создает возможность позитивной обратной связи, поддерживает разумную инициативу сотрудников в рамках актуальных целей.

Руководитель не умеет налаживать отношения с «трудными» людьми. Не способен защитить коллектив в критические периоды жизни организации, спокойно относится к минимальному вкладу своих сотрудников.
Лидер может установить приемлемые отношения с «трудными» людьми, не конфликтуя с ними, но и не занимаясь попустительством в отношениях. Лидер защищает своих коллег, но требует от них максимального вклада в общее дело.

Руководителю не получается установить критерий успеха в своей организации. И потому люди под таким руководством плывут безынициативно, без направления и вдохновения на рабочем месте.
Лидер имеет образ успеха организации в своем разуме и вдохновляет коллег. Умеет праздновать совместно с коллективом победу!

Большая удача, если официально назначенный руководитель какого-нибудь звена обладает лидерскими качествами и закономерно становится лидером коллектива. Быть руководителем не означает автоматически считаться лидером.
Сегодня мало быть руководителем. Требования дня — быть лидером коллектива.

Руководитель и менеджер — это одно и тоже?

Об этом различии написано очень много. Основное отличие руководителя от менеджера, вероятнее всего, связано с источником власти и влияния. Для менеджера источником его власти и полномочии служит занимаемое им положение в формальной иерархической структуре организации, в то время как руководитель, помимо власти, данной ему занимаемым им служебным положением, использует свою личную власть, или авторитет, направляя их на достижение организационных целей.

В этом смысле можно утверждать, что ‘ффективныи лидер работает с людьми и не ожидает, что люди сами по себе будут работать дія достижения этих целей (Analoui, 2002). Различия между руководителем и менеджером по их роли в достижении организационных целей в обобщенном виде приводятся на рис. 7.8.

Личная власть влияние (личный авторитет)

Организационная власть (авторитет должности)

Организационные Менеджер 1 * цели

Что касается личных качеств, то по сравнению с менеджером руководитель обладает большей креативностью, гибкостью, инновационным чутьем, для него более характерно провидение, умение мысленно с конструировать будущее. В отличие от него дая менеджера более характерны такие личные качества, как последовательность, умение решать проблемы, аналитический склад ума и рационализм. Руководитель начинает организационные перемены, роль менеджера — стабилизировать, упорядочивать текущую ситуацию (Daft, 2000). Руководитель делает своих сотрудников более свободными, вовлекая их в процесс принятия организационных решений, он предпочитает использовать командную или восходящую модели принятия решений, тогда как менеджер использует преимущественно нисходящую и формальную.

Читайте так же:  Девушка уволилась с работы после того, как менеджер попросил ее переодеть слишком короткую юбку

Несмотря на существенные различия между руководителем и менеджером, следует иметь в виду, что некоторые демонстрируют сочетание качеств, свойственных как руководителю, так и менеджеру. Неудивительно, что в рамках реализации стратегии компании руководство и его стиль играют не последнюю роль. Можно утверждать, что чем больше руководитель будет вовлекать своих сотрудников в процесс разработки стратегии, тем большей преданности делу и ответственности можно от них ожидать на стадии практической реализации выработанной стратегии. А причина проста: чем больше сотрудники организации вовлечены в процесс формирования стратегии, тем большие усилия они приложат в ходе ее реализации (Analoui, 2002).

Руководство и реализация стратегии •

Руководство — способность оказывать влияние на людей, направленное на достижение целей. •

С точки зрения личных качеств руководителю присущи креативность, гибкость, инновационное чутье и способность к провидению. Он использует личный авторитет для достижения организационных целей и задач. •

Руководитель или управляющий МСП играет несколько ролей в процессе реализации стратегии: он и начальник, и создатель стратегии, и координатор, и наставник, и постановщик задач. •

Существует шесть препятствий на пути реализации стратегии: нисходящий стиль руководства (направленный сверху вниз), противоречие в приоритетах, неэффективная управленческая команда, слабые вертикальные коммуникации, плохая координация и недостаточная последовательность и уровень квалификации руководства.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Лидер или менеджер? (тест компетенций)

Часто перед обучением у многих менеджеров встает вопрос: какие конкретно личные качества я бы хотел развить в ходе обучения в бизнес-школе? Лучше понять себя, научиться более эффективно использовать свои лучшие качества и приобрести недостающие навыки — одна из задач бизнес-образования. Пройдите тест ниже.

На эти вопросы нет правильных или неправильных ответов. ваши ответы помогут узнать предпочитаемый вами стиль поведения в рабочих ситуациях.

ВНИМАНИЕ! Пожалуйста, не задумывайтесь долго над предложенными вопросами, а отвечайте быстро, не задумываясь.

1. Мне больше свойственно:

[1]

А] профессиональное, бесстрастное отношение к рабочим задачам;
Б] активное, эмоциональное отношение к рабочим задачам.

2. При постановке целей и задач я предпочитаю скорее:

А] опираться на принятые в организации процессы и процедуры;
Б] оказывать влияние на воображение и настроение людей, пробуждая в них новые ожидания и устремления.

3. Я естественней чувствую себя, «играя в плоскости»:

А] должностных обязанностей исполнителей и сфер ответственности подразделений;
Б] новых возможностей и приоритетных направлений развития компании.

4. Я предпочитаю, когда задачи определяются:

А] прошлыми и настоящими достижениями организации;
Б] опережающими представлениями о будущих возможностях и проблемах.

5. Я воспринимаю свою работу скорее как:

А] процесс принятия решений и выработки стратегий и процедур;
Б] постановку целей, которые способны увлечь людей.

6. Я скорее стремлюсь:

А] к структурированию, упорядочиванию своей рабочей среды и снижению рисков и неопределенностей;
Б] к реализации новых перспективных возможностей, даже если они связаны с риском и преодолением сопротивления.

7. Мне свойственно тяготиться скорее:

А] неструктурированными, неопределенными задачами и требованиями;
Б] однообразием и рутинностью четко прописанных процедур и должностных обязанностей.

8. Мое управленческое мышление лучше отражает утверждение:

А] «не чини то, что работает»;
Б] «пока нет никаких поломок, есть редкая возможность все подправить».

9. Мои способности связаны скорее с:

А] превращением неструктурированных задач в последовательные процессы и прописанные процедуры;
Б] выходом за сложившиеся процедуры и стереотипы для решения актуальныхзадач организации.

10. Я лучше умею:

А] действовать гибко, используя поощрения, наказания и различные формы принуждения людей в зависимости от ситуации;
Б] вызывать у людей яркий эмоциональный отклик и формировать приверженность целям.

11. Мои взаимоотношения на работе лучше отражает утверждение:

А] я предпочитаю работать в коллективе, испытывая потребность в общении и сотрудничестве;
Б] я могу работать в коллективе, но обычно не ощущаю себя его частью.

12. Мне легче устанавливать на работе:

А] «производственные отношения», рассматривая людей с точки зрения их функций в определенных процессах и процедурах;
Б] «неформальные отношения», рассматривая людей как личности и устанавливая с ними душевный контакт.

13. При взаимодействии с окружающими я скорее стремлюсь к:

А] поиску баланса интересов различных заинтересованных сторон и снижению возможных рисков;
Б] обеспечению поддержки значимых для меня идей и проектов.

14. Своим поведением в рабочих ситуациях я скорее:

А] стараюсь не вызывать у окружающих сильную эмоциональную реакцию, поскольку это может привести к непредсказуемым последствиям;
Б] обычно вызываю у окружающих эмоциональную реакцию — солидарности или протеста, симпатии и любви или отторжения и ненависти.

Обработка результатов

Просуммируйте по всем вопросам количество выбранных Вами вариантов [А] и вариантов [Б]. В сумме общее количество вариантов [А] и [Б] должно равняться 14.

1. Если количество выбранных Вами вариантов [А] больше 8, то Вы принадлежите скорее к «менеджерскому типу» личности , для которого больше подходит работа в сфере функциональных обязанностей подразделений и должностных обязанностей исполнителей; свойственно профессиональное отношение кзадачам и постановка целей и задач на основе принятых в организации процессов и процедур.

Люди «менеджерского типа» стремятся к структурированию, упорядочиванию своей рабочей среды, снижению неопределенности и рисков; они способны превращать неструктурированные задачи в последовательные процессы и прописанные процедуры. Они интуитивно принимают роль охранителей существующего порядка, в котором черпают силы и удовольствие от жизни.

Взаимодействуя с окружающими, люди «менеджерского типа» стремятся к поиску баланса интересов и снижению возможных рисков, поэтому часто при рассмотрении значимых проблем переводят обсуждение на сугубо процессуальные и процедурные моменты, избегают расставлять точки над «i» истремятся выиграть время в надежде, что «проблема рассосется» и в новой ситуации будет обязательно найден приемлемый компромисс. Они, как правило,стремятся не вызвать у людей сильную эмоциональную реакцию, поскольку это может привести к непредсказуемым последствиям.

Читайте так же:  Нормативные требования охраны труда. нарушение требований охраны труда

2. Если количество выбранных Вами вариантов [Б] больше 8, Вы принадлежите скорее к «лидерскому типу» личности , для которого больше подходит работа в сфере новых возможностей и приоритетных направлений развития компании и свойственно активное, эмоциональное отношение к задачам, за которые они берутся. Люди «лидерского типа» оказывают влияние на воображение и настроение людей, стремясь пробудить в них новые ожидания и стремления, и способны вызвать у людей яркий эмоциональный отклик.

Люди «лидерского типа» стремятся выйти за сложившиеся в организации стереотипы, воспринимая их как слишком узкое пространство для выбора подходов к решению действительно актуальных проблем. Они часто тяготятся однообразием и рутинностью прописанных процедур и должностных обязанностей, стремятся к изменениям и инициируют их.

Взаимодействуя с окружающими, люди «лидерского типа» устанавливают с ними личные, доверительные отношения, видя в людях потенциальных сторонников и последователей значимых для них идей. Своим поведением лидеры обычно вызывают в людях сильные чувства — солидарности или протеста, симпатии, любви или отторжения и ненависти. Они обычно выстраивают в коллективе неформальные отношения, уделяя внимание тому, что значат те или иные события и решения для вовлеченных в них людей.

3. Если количество выбранных Вами вариантов ответов примерно равное [6 и 8, 7 или 7 и 7], то Вы не являетесь ярко выраженным представителем ни «менеджерского», ни лидерского типа личности . Такая «личностная сбалансированность» имеет свои плюсы и минусы. К плюсам можно отнести способность быть гибким и демонстрировать разный тип поведения в различных ситуациях. Минус связан с тем, что обычно ярко выраженная принадлежность к определенному типу дает возможность насладиться всеми преимуществами и достоинствами этого типа.

(автор: Н.Жаворонкова)

Как выявить лидера и что считать эффективностью (видео)

Основные различия между лидером и руководителем

В обычном понимании слово “лидер” примерно равно по смыслу “руководитель”. Однако в этих понятиях есть отличия. Например, в крупной компании, где руководителей назначают приказом, такой руководитель может совершенно не быть лидером для той группы людей, которой он управляет. Таким образом, лидерство и руководство не обязательно равны друг другу.

Обычно руководитель – это формальная должность, занимая которую, человек просто осуществляет функции контроля над процессом. Он следит, чтобы подчиненные не допускали ошибок, которые бы сбивали отлаженный процесс. То есть, другими словами, такой руководитель – это менеджер более высокого или менее высокого ранга. Зачастую при наличии руководителя роль лидера в коллективе выполняет кто-то другой, не наделенный формальными полномочиями. Так называемый неформальный лидер.

Лидерство – это психологический феномен. Руководство – это технология. Формально лидером быть невозможно. Лидеров не назначают. Но руководитель может стать лидером. И тогда лидерство и руководствовзаимно усиливают друг друга. Такое дополнение для руководителя может быть полезно по следующим причинам.

· Во-первых, лидер затрачивает меньше сил на руководство, потому что он является примером для своей группы. Он знает о том, что происходит в коллективе, умеет найти общий язык с каждым членом команды. Люди доверяют ему и охотно за ним следуют.

· Во-вторых, находясь в курсе дел (не только дел компании, но и отдельно каждого), лидер может гораздо легче спрогнозировать ситуацию и принять более правильное решение по управлению коллективом.

Еще в 1992 году профессор гарвардской школы бизнеса Абрахам Залезник сформулировал разницу между лидерами и менеджерами. С его слов, лидеры более терпимо воспринимают хаос и неопределенность, и умеют управлять ситуацией более гибко. Тогда как менеджеры стремятся к тотальному контролю и пытаются навести везде порядок еще до того, как поняли смысл возникшей ситуации.

Дата добавления: 2016-10-27 ; просмотров: 1368 | Нарушение авторских прав

26. Руководство и лидерство в трудовом коллективе. Отличие лидера от менеджера.

Одним из важнейших механизмов реализации власти в группе является лидерство как способность использовать различные источники власти для превращения поставленных для других целей в реальность. Для эффективного функционирования организации идеальна ситуация, при которой формальные руководители организации являются ее лидерами. Лидерство традиционно определяют как один из процессов организации и управления малой социальной группой способствующий достижению групповых целей. Явление лидерства охватывает стихийные процессы групповой самоорганизации и саморуководства в отличие от направленного и санкционированного руководства как регламентированного обществом правового процесса. Выделяют три компонента общего лидерства — эмоциональный, деловой, информационный.

[3]

Видео (кликните для воспроизведения).

Основные черты, характеризующие лидера: 1. лидер не выдвигается группой на соответствующий пост, а с открытого или пассивного согласия группы спонтанно занимает лидерскую позицию. 2. лидер выдвигается на роль неофициального руководителя, и с его личностью идентифицируется система групповых норм и ценностей, выходящих в рамки официально установленных правил. 3. лидер выдвигается в условиях довольно значимой для жизни группы ситуации.

Руководство определяется как специфический способ социального контроля, организации и мобилизации групповой, коллективной деятельности в рамках социальной организации. Руководство представляет собой социальную характеристику отношений в группе прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. Руководитель должностное лицо, обличенное властью и ответственностью. Инструменты руководства Сила, влияние, власть — эти три слова часто путают в повседневной жизни. Но их необходимо различать.

Выделяет семь различий между официальным руководством и лидерством: 1) Руководитель назначается или избирается в ходе целенаправленного процесса, контролируемого различными элементами социальной структуры. 2) Лидерство явление, возникающее и функционирующее в условиях микросреды, руководство элемент макросреды, т. к. оно связано со всей системой отношений в обществе. 3) Процесс руководства более стабилен, поскольку не зависит в такой мере, как лидерство, от изменения групповых настроений. 4) Руководитель в отличие от лидера обладает более опосредованной системой санкций. 5) Процесс принятия решений руководителем более сложен, поскольку он опосредован множеством факторов, нередко коренящихся вне группы. б) Сфера деятельности лидера, как правило, ограничивается малой группой, в то время как сфера деятельности руководителя помимо этого должна включать официальные и неофициальные социальные контакты, выходящие за рамки малой группы 7) Лидерство связано с регулированием внутригрупповых межличностных отношений неофициального характера, руководство, напротив, является средством регуляции отношений, задаваемых официальной структурой группы.

Читайте так же:  Бронзовая чаша, в которой простая семья хранила теннисные мячи, оказалась редкой китайской реликвией

Лидер показывает что нужно делать и делает это первым. Менеджер показывает как это нужно делать и вовлекает в процесс других людей.

Основное отличия менеджера от лидера

Лидер показывает что нужно делать и делает это первым. Менеджер показывает как это нужно делать и вовлекает в процесс других людей.

27. Процесс формирования трудового коллектива.Стадии развития трудового коллектива и тактики руководства характерные для них.

Процесс формирования трудового коллектива происходит в несколько этапов.

Что бы управлять коллективом, руководителю надо знать на каком этапе развития в настоящий момент находиться коллектив. Неразобравшись в конкретной обстановке руководитель может невольно стать причиной замедления развития коллектива. 1 этап — представляет собой процесс, когда люди присматриваются друг к другу и к руководителю, а он изучает подчиненных. Руководитель знакомит коллектив с задачами, режимом работы, обязанностями, организует выполнение заданий. На этом этапе требования к коллективу предъявляются только со стороны руководителя.

2 этап — внутри коллектива формируется группы на основе личных особенностей и интересов, выявляются сознательные, энергичные, инициативные работники, из которых формируется коллектив, задачей которого будет помощь руководителю. На этом этапе выявляются добросовестные, но пассивные работники не проявляют инициативы.На этом этапе руководитель начинает управлять коллективом.

3 этап — все члены коллектива предъявляют требования к друг к другу и к себе.

Это высшая стадия развития коллектива. На этой стадии руководитель должен изменить стиль руководства.

Рабочий коллектив, как и любой другой, развивается по своим законам. Руководитель должен знать основные стадии развития коллектива — тогда он сможет организовать работу наилучшим способом.

Разные исследователи выделяют разные стадии развития коллектива, дают им разные названия, но общепринятыми считаются 5 основных стадий развития трудового коллектива. Мы дадим краткую характеристику каждой из стадий.

1.Притирка. Новый коллектив состоит из пока еще незнакомых между собой людей. Постепенно они узнают друг друга поближе, адаптируются в кругу других сотрудников, начинают налаживать взаимоотношения (как деловые, так и личностные). На этой стадии развития коллектива формируются первые симпатии и антипатии.

2. Ближний бой (дворцовые перевороты). Изучив друг друга, некоторые члены коллектива начинают бороться за лидерство, стремясь занять доминирующую позицию. Очень часто коллектив раскалывается на группировки (кланы). Сотрудники уже не бояться выражать разногласия открыто, а личным взаимоотношениям уделяется больше внимания. На этой стадии развития коллектива становятся очевидными слабые и сильные стороны его членов. Постепенно борьба уступает место обсуждению способов достижения согласия, и взаимоотношения в коллективе начинают улучшаться.

3. Экспериментирование (результативность). На этой стадии развития коллектива возрастает его потенциал, и сотрудникам приходится искать способы использовать имеющиеся ресурсы и возможности наилучшим способом. На данном этапе коллектив может работать неровно, «скачками», но благодаря энергии, заинтересованности и готовности экспериментировать членам коллектива удается пересмотреть методы работы, улучшить производительность и достичь высоких результатов.

4. Эффективность. Приобретя достаточный опыт в совместном эффективном использовании ресурсов и решении проблем, члены коллектива начинают гордиться своей принадлежностью к нему. В групповой работе делается акцент на уточнение задач и рациональное использование временных ресурсов.

5. Зрелость (мастерство). Это высшая стадия развития коллектива, во время которой между его членами налаживаются прочные связи, а основной критерий принятия и оценки сотрудников — достоинства, а не претензии. Коллектив достаточно сплочен и показывает хорошие результаты, межличностные отношения в нем достаточно неформальны.

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014

ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПОНЯТИЙ «МЕНЕДЖЕР» И «ЛИДЕР» НА ПРИМЕРЕ PIXAR ANIMATION STUDIOS

Немаловажным отличием современных успешных компании от менее удачливых конкурентов является высокодинамичное и эффективное руководство. Под термином «руководство» понимается либо индивид – руководитель, либо группа индивидов – руководящий состав. Синонимами же слова «руководитель» считаются термины «менеджер» и «лидер», что, таким образом, подразумевает равенство значений этих слов. Это в свою очередь означает, что руководитель в организации является одновременно и менеджером, и лидером. Данный подход к терминам «менеджер» и «лидер» широко распространен в современной учебной литературе и умах людей, однако он не совсем верен, поскольку зачастую возникают ситуации, когда лидер и руководитель коллектива не является одним и тем же лицом. Необходимость осознания возможности разделения понятий «менеджер» и «лидер» для эффективного управления предприятием и обосновывает актуальность данной статьи.

Итак, в последнее время в западной литературе отмечается возникновение следующей тенденции: разделение понятий «менеджер» и «лидер» по линии формального и неформального лидерства соответственно [1]. Исходя из этого разделения, в обязанности менеджера входит забота об эффективном выполнении работниками порученных им заданий, в обязанности лидера – развитие инновационных идей, необходимых для успешного решения важнейших проблем будущего. Менеджер, влияя на подчиненных, прежде всего ориентируется на должностную основу своей власти. Основанием же лидерства является процесс социального воздействия на людей, а также взаимоотношения людей в коллективе. Такая система влияния гораздо сложнее обычного властного управления, поскольку требует высокого уровня взаимозависимости и взаимопонимания членов коллектива.

Таким образом, менеджер и лидер обладают различными свойствами, наглядно представленными в таблице 1.

Таблица 1. Отличие менеджера от лидера.

работает по целям других

основа действий – план

полагается на систему

работает по своим целям

основа действий – перспектива

полагается на людей

Читайте так же:  Женщина бросила мужа-миллиардера ради беженца из афганистана

дает импульс движению

Но возможно ли разделение понятий «менеджер» и «лидер» на практике? Вернемся к этому вопросу немного позже.

Итак, менеджеры – это люди, которые обеспечивают достижение целей, стоящих перед организацией, посредством других людей [2]. Менеджеры принимают решения, накапливают ресурсы, выступают координаторами действий других людей и направляют их на достижение целей организации.

Менеджер – приобретенная профессия и должность в компании; вполне естественно, что она не является врожденным качеством человека.

Феномен же лидерства проистекает из природы самого человека и общества [3]: по определению В. Каца и Л. Эдингера, лидерство – влияние на других людей, отвечающее следующим условиям:

постоянство (люди, оказывающие разовое или краткое влияние на коллектив, вне зависимости от его масштаба, не являются лидерами);

воздействие на всю группу (лидер должен иметь влияние на все микрогруппы коллектива);

явный приоритет во влиянии (взаимодействия в коллективе должны иметь однозначную направленность воздействия: от ведущего к ведомым);

признание правомерности руководства (влияние должно опираться не на прямое применение силы, а на авторитет).

Феномен лидерства является крайне важной составляющей успеха множества крупнейших компаний мира. Так, например, всемирно известная киностудия Pixar Animation Studios, официально возникшая в 1986 году, вполне вероятно, не достигла бы и миллионной доли своего успеха без Эда Кетмелла – идейного вдохновителя и бессменного лидера компании, а так же одного из отцов-основателей компьютерной графики.

Все началось с лаборатории компьютерной графики Нью-Йоркского технологического института, руководителем которой в 1974 году стал Кетмелл. Группа профессионалов, собранная им вокруг себя в следующие пять лет, впоследствии стала идейной и профессиональной основой студии компьютерной анимации Pixar.

После сбора основного состава группы Кетмелла и его людей несколько лет преследуют неудачи, но в 1979 году их наконец замечают: Кетмеллу делают предложение возглавить технический отдел Lucasfilm, которое он принимает. Единственная проблема на данном этапе (успешно разрешенная впоследствии) – Кетмеллу было необходимо создать условия для найма в ту же организацию его «лабораторной» команды, что изначально не предполагалось руководителями Lucasfilm. Следующие четыре года команда Кетмелла работает над анимационными спецэффектами для многих фильмов Lucasfilm, среди которых знаменитые «Star Wars» и «Star Trek». Именно в это время, в 1981 году, впервые звучит название «Pixar». В 1983 году стараниями Кетмелла в команду приходит одно ключевое лицо будущей студии Pixar – мультипликатор, сценарист, продюсер, а ныне главный креативный директор студии Pixar Джон Лассетер.

Вернемся к разделению понятий «менеджер» и «лидер» по линии формального и неформального лидерства.

К успеху компанию Pixar привели такие качества Эда Кетмелла как энтузиазм, инноваторское мышление и умение видеть перспективы, а также доверие своей команде и работа по своим собственным целям. Именно его способность как лидера «делать правильные вещи» и вдохновлять окружающих, без которых история компании закончилась бы так и не начавшись, оказалась решающей в гонке на выживание. Именно его лидерские качества привели к тому, что собранная команда переходила из организации в организацию вслед за ним. Именно в этом проиграл Кетмеллу замечательный менеджер и лидер по своей натуре Стив Джобс – он не смог стать лидером Pixar, что привело к краху.

Однако, являясь лидером, Кетмелл оставался менеджером: весь период деятельности компании – от лаборатории компьютерной графики Нью-Йоркского технологического института до дочерней компании Walt Disney Company – Кетмелл был (и остается по нынешний день) руководителем Pixar.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод: менеджер и лидер – абсолютно разные по своей сути понятия. Основное отличие этих терминов очень четко сформулировал Уоррен Беннис, сказав следующее: «managers do things right, and leaders do right things». Смысл этого высказывания сводится к тому, что менеджер знает, как правильно выполнить задание, а лидер – какое задание правильно и требует исполнения. Таким образом, разделение понятий «менеджер» и «лидер» возможно и полностью оправдано, поскольку формальный и неформальный лидер в организации может не являться одним и тем же лицом. При этом, максимальная эффективность работы компании может быть достигнута только при условии, что «менеджер» и «лидер» являются одним и тем же лицом.

Однако, идеальное соединение двух этих качественных состояний в одном человеке на практике встречается достаточно редко, поскольку «лидер» и «менеджер» различны даже по психологическим показателям личности-носителя качества. Именно по этой причине для выявления в коллективе возможных «лидеров» и «менеджеров» и последующему их развитию, руководству компаний необходимо обращать внимание не только на положение сотрудников в управленческой иерархии, но и на их личные качества, ведь, как видно из опыта Pixar Animation Studios, именно сочетание умелого лидерства с грамотным менеджментом является залогом успеха любой организации.

Литература

Филонович, С.Р. Лидерство и практические навыки менеджера [Текст] / С.Р. Филонович. – М.: Инфра-М, 2000. – 288 с.

Карташова, Л.В. Организационное поведение : Учебник [Текст] / Л.В. Карташова, Т.В. Никонова, Т.О. Соломанидина. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 220 с.

Пугачев, В.П. Руководство персоналом организации [Текст] / В.П. Пугачев, – М.: Аспект пресс, 2000. – 279 с.

Прайс, Д.А. Магия Pixar [Текст] / Д.А. Прайс, – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. – 360 с.

Сервисы для соискателей

Продвижение резюме

Доверьте составление резюме профессионалам!

Узнайте какой вы специалист и добейтесь большего

Автоматическое поднятие резюме в результатах поиска

Отправьте свое резюме в ведущие кадровые агентства

Отправьте свое резюме в компанию мечты

Образование и консультации

Лидер и руководитель: в чем разница?

Однако лидер не равно руководитель, и на вершине карьерной лестницы далеко не всегда оказывается наш блестящий и улыбчивый бывший одноклассник. Хороший руководитель может быть плохим оратором и замкнутым интровертом, а прирожденный лидер может остаться лидером только в кругу своих друзей.

В чем разница?

Различия между между лидерством и руководством хорошо описал Уоррен Беннис, один из первых исследователей современного лидерства. Это двенадцать метафорических утверждений:

  1. Руководитель управляет, лидер изменяет и совершенствует.
  2. Руководитель — это копия, лидер — это оригинал.
  3. Руководитель поддерживает, лидер развивается.
  4. Руководитель фокусируется на системах и структуре, лидер фокусируется на людях.
  5. Руководитель полагается на контроль, лидер внушает доверие.
  6. Замысел руководителя краткосрочный, у лидера далекие перспективы.
  7. Руководитель спрашивает, каким образом и когда, лидер спрашивает, что и почему.
  8. Руководитель смотрит на нижнюю строчку с «Итого», лидер поднимает глаза на горизонт.
  9. Руководитель подражает, лидер создает.
  10. Руководитель принимает текущее положение дел, лидер бросает ему вызов.
  11. Руководитель — классический бравый солдат, лидер — это только он сам.
  12. Руководитель делает все правильно, лидер делает правильные вещи.
Читайте так же:  Задайте себе 6 вопросов перед тем, как сделать дорогую покупку

Что говорят работодатели

Хорошо, если руководство и лидерство идут рука об руку. Однако сегодня все больше людей говорит о разнице поколений, о мотивации молодых, и лидерство играет в этом особую роль. Вдохновляющий глава компании заряжает команду энергией: это делает Марк Цукерберг из Facebook, это делал Стив Джобс в Apple. Они не просто управляют, а дают каждому почувствовать свою значимость, свою роль в изменениях и близком прекрасном будущем — неважно, являешься ли ты непосредственным работником компании или всего лишь пользуешься ее продуктами.

Тем не менее требования к руководителю работодатели предъявляют вполне земные. Согласно опросу HeadHunter, только 34% компаний ждут от управленцев способности влиять и убеждать, лишь 18% опрошенных ждут инициативности, а на эмоциональный контроль смотрят 12% компаний.

«Руководство – больше формальная характеристика, относящаяся к должности, нежели человеку. Лидерство по сути — неформальный и социальный феномен, — рассказывает Виталий Алтухов, ведущий эксперт «Лаборатории «Гуманитарные технологии», директор по разработке и исследованиям «Профилум». — Не каждый руководитель является лидером (и не всегда должен им являться), и не каждый лидер занимает пост руководителя (хотя иногда это очень желательно и совпадает). Руководство вообще часто относят к отдельной профессии, неслучайно существует много способов обучиться менеджменту, получить MBA, тем самым развить профессиональные знания и навыки (hard skills), необходимые руководителю. Руководитель должен уметь планировать деятельность, делегировать задачи, осуществлять контроль, выстраивать коммуникацию, рассчитывать нужные показатели и прочее. Однако выдающиеся руководители развивают в себе и лидерские компетенции (soft skills): влияние на других людей, убеждение и мотивирование, готовность проявлять высокую активность и сохранять жизненный тонус. Без этих качеств руководитель рискует остаться чисто формальным звеном в коллективе, либо занимать статус экспертного советника — не более».

Руководство и лидерство — те области человеческой деятельности, к которым склонны и готовы далеко не все, и есть люди, которым такая активность может причинять больше дискомфорта, чем удовлетворения от самореализации. Развитие этих компетенций хорошо ложится на благодатную почву — если эти качества уже есть в человеке и нужно лишь применить их.

Как узнать про способности к руководству?

Способов много. Мы предлагаем объективный и профессиональный инструмент — тест «Профориентация». Результаты теста могут подробно рассказать, насколько у вас развиты качества, которые пригодятся будущему или действующему руководителю.

Результаты теста разделены на несколько блоков, и мы пройдем по каждому из них.

Если смотреть на блок профессиональных интересов, то это прежде всего стремление к менеджменту, желание заниматься управлением людьми и процессами. Но даже тут можно выделить несколько типов руководства.

Кто-то больше тянется к проектной и предпринимательской деятельности — тогда может быть проявлен интерес к предпринимательству.

Кому-то ближе контроль и планирование — тогда это администрирование. В работе руководителя часто много общения, встреч и переговоров, поэтому интерес к коммуникациям также не должен быть слишком низким.

Пример из результатов теста «Профориентация».

Если говорить про способности руководителя, то важной является абстрактная логика: она позволяет решать аналитические задачи. Также обратите внимание на лексику и эрудицию, раскрывающие словарный запас, любознательность и хорошую осведомленность.

Среди личностных качеств можно выделить больше экстравертивную направленность, так как руководителю приходится много работать с людьми, хотя встречаются и эффективные руководители-интроверты, чаще административного типа. Также стоит отметить стремление к планомерности как основе организованности и влиянию, как необходимому качеству для завоевания лидерских позиций.

Анализируя сводные результаты и свойственные роли, в первую очередь стоит обратить внимание на готовность к управлению, а также интерес к проектам, коммуникации, контролю и администрированию. Ну и помнить о том, что наличие всех нужных качеств не дает гарантии успеха в руководстве. Это всего лишь показатель, что стоит пробовать себя в этом направлении — стараться и развиваться дальше.

Видео (кликните для воспроизведения).

А как относитесь к руководству и лидерству вы?

Источники


  1. Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия / М.Г. Гамзатов. — М.: СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2004. — 142 c.

  2. Габов, А. В. Ликвидация юридических лиц. История развития института в российском праве, современные проблемы и перспективы: моногр. / А.В. Габов. — М.: Статут, 2011. — 304 c.

  3. Абдулаев, М. И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. — М.: Санкт-Петербург, Издательский дом «Право», 2010. — 468 c.
  4. Теория государства и права (схемы и комментарии). — Москва: Мир, 2000. — 208 c.
Лидер или менеджер в чем разница и что лучше для коллектива
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here