Коррупция в правоохранительных органах. причины коррупции. понятие коррупции в российском законодате

Сегодня предлагаем обсудить важные аспекты на тему: "Коррупция в правоохранительных органах. причины коррупции. понятие коррупции в российском законодате" с профессиональной точки зрения и понятным языком. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то дочитайте до конца, а если не найдете ответа, то всегда можно обратиться к нашему дежурному юристу.

Коррупция в правоохранительных органах

экономические науки

  • Ахметшин Ильнур Ирекович , студент
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЯМИ
  • КОРРУПЦИЯ

Похожие материалы

Одним из ярких проявлений коррупции в стране, является коррупция в правоохранительных органах. Сотрудники МВД устанавливают незаконные коррумпированные связи, как и с обычными гражданами, так и преступными элементами. По статистическим данным за 2015 год, наибольшее число правонарушений приходится на органы внутренних дел. И это не случайность, т.к. любой гражданин практически каждый день сталкивается с сотрудниками органов внутренних дел. Исследуя данные, представленные Единой межведомственной информационно — статистической системе можем ознакомиться с количеством лиц, совершивших коррупционные преступления занимающие должности в правоохранительных органах (Таблица 1).

Количество лиц, совершивших коррупционные преступления, занимающие должности в правоохранительных органах

Таблица 1 Количество лиц, совершивших коррупционные преступления занимающих должности в правоохранительных органах

По этим данным можем сделать вывод о том, что прогноз на будущее не утешителен. С каждым годом коррупционные преступления в правоохранительных органах растет. Можно данные предоставить данные в наглядном виде гистограммы и виде графика и там можем видеть, что коррупционные преступления растут (Рисунок 1).

Рисунок 1 Количество лиц, совершивших коррупционные преступления занимающих должности в правоохранительных органах

Только и остается сделать умозаключение о том, то что необходимо бороться с коррупцией так как, в случае если с ней никак не бороться то коррупционные преступления нас поработят [10].

Коррупция в органах внутренних дел – это незаконное использование сотрудниками своего служебного положения для получения материальных и иных благ от физических или юридических лиц [1].

Распространены различные формы злоупотребления полномочиями сотрудниками МВД, например: отдельные сотрудники ГИБДД «закрывают глаза» на дорожные правонарушения, ставят на учет угнанные автомобили и т.д. Но в коррумпированных связях участвуют не только рядовые сотрудники, но и руководители отделов и другие высокопоставленные должности. Такое слияние криминала и правоохранительных органов подрывает авторитет государственной власти, а также укрепляется мнение людей о том, что органы МВД не защищают права и свободы граждан, а выступают на защиту криминала [3].

Отдельными и специфическими видами именно для органов внутренних дел являются: 1) силовое предпринимательство («крышевание»); 2) коррупция в образовательных учреждениях МВД [4].

Как отмечают специалисты независимой антикоррупционной приемной: «Cлияние криминала и правоохранительных органов носит повальный характер. Основываясь на информации как от простых граждан, так и действующих сотрудников правоохранительных органов, для назначения на ключевые посты в правоохранительных органах, в первую очередь, необходимо пройти согласование с криминалом. «Трудоустройство» стало бизнесом правоохранительных органов: например, устройство помощником прокурора в одну из районных прокуратур может обойтись не менее 10 000 тысяч долларов США. Трудоустройство сотрудником в одно из отделений ГИБДД может обойтись не менее 50 000 долларов США» [2].

Коррупция в органах внутренних дел, обусловлена такими причинами как: отсутствие тщательного отбора кадров, неэффективная проверка моральных качеств кандидатов на службу в органы внутренних дел, низкий уровень дисциплины на службе и т.д. Слабый контроль руководства за деятельностью подчиненных, также создает соблазн для коррупционных действий. Также не маловажным фактором является низкая заработная плата сотрудников органов внутренних дел [5].

Коррупция в органах внутренних дел проявляется в разных регионах России неодинаково. Это зависит от таких особенностей как, численность штата органа внутренних дел, экономическая развитость региона и др.

Конечно, любая работа с особыми полномочиями может, так или иначе, побудить человека использовать их в личных целях. Также существует риск стать сотруднику коррумпированным из-за его порочных страстей (наркомания, азартные игры и т.д.), и из-за близких отношений с правонарушителем. В коррупционных действиях участвуют как молодые, так и зрелые сотрудники. Соответственно в рядах молодых сотрудников, в основном, совершаются «мелкие» коррупционные действия, а более серьезные правонарушения совершают зрелые сотрудники. Это обусловлено опытностью, наличием репутации профессионала в своей деятельности, наличием и количеством связей и т.д [6].

Так какие же нужно принимать меры, что бы снизить уровень коррупции? На мой взгляд, будут эффективны такие методы как профилактика, воспитание, наказание.

Безусловно, нужно воспитывать ценностные установки, и развивать способности у населения, по противодействию коррупции. Основная цель, воспитать личность, которая осознает опасность коррупции, которая способна и желает устранить это явление. Воспитание неприятия коррупции у будущих поколений, имеет ключевое значение, по борьбе с ней [4].

Стоит уделить внимание приемной комиссии в учебные заведения МВД. Чтобы предотвратить поступление лиц с коррупционным потенциалом, нужно улучшить порядок проверки кандидатов. Нужно собирать более полную информацию о человеке, проводить индивидуальную работу психологов с кандидатами, за дачу ложной характеристики о кандидате ввести административную ответственность [7].

Кроме того, также необходимо ужесточить контроль руководителей за подчиненными, и ввести служебные проверки. Немаловажно учитывать общественное мнение, это позволит оценить работу таких подразделений как: ГИБДД, участковые, патрульно-постовые.

С учетом мирового опыта, только путем проведения кадровой чистки среди представителей правоохранительных органов, осуществлением нового набора должностных лиц при одновременном повышении материального и социального обеспечения нового состава правоохранительных органов можно ликвидировать укоренившиеся коррупционные связи, как следствие, добиться успеха в борьбе с коррупцией [8].

Основным шагом для борьбы с коррупцией является совершенствование системы наказания. Главной идеей этой системы должна быть неотвратимость наказания.

Избавиться от коррупции, на мой взгляд, невозможно, но это не значит, что с ней не надо бороться. Существующая проблема коррупции в органах внутренних дел, не может решиться лишь внутренними антикоррупционными механизмами. Необходимо объединить усилия СМИ, общественности, МВД, и проводить комплекс мероприятий по борьбе с этими преступлениями.

Список литературы

  1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Гарифуллина А.Ф., Ильясова Г.Р. В сборнике: СТРАТЕГИЧЕСКОЕ И ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ Сборник научных статей. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»; Пермский филиал Московского отделения Project Management Institute; ООО «Парма-Телеком»; В. Г. Прудский. Пермь, 2012. С. 30-32.
  2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ Сахабутдинова А.Т., Ханнанова Т.Р. NovaInfo.Ru. 2016. Т. 2. № 40. С. 133-136.
  3. КОРРУПЦИЯ В РОССИИ Балянов В.В., Ханнанова Т.Р. Экономика и социум. 2013. № 4-1 (9). С. 109-110.
  4. КОРРУПЦИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ,ПРИЧИНЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ И ПУТИ ЕГО ПРЕСЕЧЕНИЯ Гарифуллина А.Ф., Гильмутдинова И.Д. NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 34. С. 268-270.
  5. НОРМАТИВНЫЕ УСЛОВИЯ В ДИНАМИКЕ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ Ханнанов Р.А. Государство и право. 1973. № 8. С. 123-127.
  6. ПРАВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. Академия наук Республики Башкортостан, Отделение социальных наук; Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации; Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 1997.
  7. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ СРЕДИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ: ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Камалетдинова Э.И., Гарифуллина А.Ф. В сборнике: НАУКА XXI ВЕКА: ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, ПЕРСПЕКТИВЫ Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2014. С. 217-218.
  8. РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ Ильясова Г.Р., Гарифуллина А.Ф. Экономика, социология и право. 2013. № 2. С. 81-82.
  9. СОБЫТИЯ В СИСТЕМЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. теория и практика / Уфа, 2012.
  10. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ Воронин Б.А., Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. Аграрный вестник Урала. 2012. № 10-1 (102). С. 52-56.
  11. Единая межведомственная информационно-статистическая система [Электронный ресурс] URL: http://www.fedstat.ru/indicators/start.do (дата обращения 04.11.2015).
Читайте так же:  Как заполнить баланс порядок составления бухгалтерского баланса

Электронное переодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Коррупция в правоохранительных органах. Причины коррупции. Понятие коррупции в российском законодательстве

УДК 343.3

Гнедова Н.П.,

старший научный сотрудник НИЦ-1
ФКУ НИИ ФСИН России,

125130, г. Москва, ул. Нарвская, д. 15А

Gnedova N.P.

Senior Researcher of Research Institute

of the Federal Penitentiary Service of Russia,

125130, Moscow, Narvskaya St., 15A.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ

SOME ASPECTS OF ANTI-CORRUPTION IN LAW ENFORCEMENT

Аннотация. Анализируются основные направления профилактики коррупционных правонарушений в органах внутренних дел и уголовно-исполнительной системе, даются предложения по совершенствованию данной деятельности.

Annotation. The main directions of prevention of corruption offenses in law-enforcement bodies and the criminal-Executive system are analyzed, proposals for improvement of this activity are given.

Ключевые слова: органы внутренних дел, уголовно-исполнительная система, коррупция, коррупционные правонарушения и преступления, профилактика, противодействие.

Key words: internal affairs bodies, criminal-executive system, corruption, corruption offenses and crimes, prevention, counteraction.

Мощным фактором дестабилизации нормальной деятельности всего государственно-властного механизма является коррупция. Противодействие коррупции в любом государстве является длительным процессом, который включает в себя создание определенных механизмов и гарантий. В Российской Федерации нормативные правовые акты, регулирующие сферу общественных отношений, складывающихся в процессе противодействия коррупции, представляют собой целостную систему, направленную на создание таких механизмов.

Воспитание в обществе негативного отношения к коррупции является действенным механизмом, направленным на предотвращение совершения коррупционных деяний. При этом следует отметить, что необходимо развивать антикоррупционное мировоззрение как среди обычных граждан, так и среди лиц, чья деятельность связана с коррупционными рисками, в частности, государственными служащими. Это понизит уровень снисходительного отношения со стороны общества к факту совершения коррупционных преступлений.

Особого внимания заслуживает проблема коррупции сотрудников правоохранительных органов. По некоторым данным, опубликованным в литературе, среди сфер социальной жизни общества по пораженности коррупцией правоохранительные органы занимают второе место, уступая первенство лишь жилищно-коммунальной сфере [2, с. 29].

Коррупция в правоохранительных органах представляет повышенную общественную опасность, поскольку именно эти органы призваны осуществлять противодействие коррупции. Совершенно очевидно, что коррумпированные правоохранительные органы не в состоянии эффективно противодействовать тем явлениям и процессам, которые реально угрожают безопасности личности, общества и государства.

Используя коррумпированность некоторых сотрудников органов внутренних дел (ОВД) и уголовно-исполнительной системы (УИС), осужденные продолжают взаимодействовать с соучастниками, оставшимися на свободе, незаконно получают условно-досрочное освобождение или «комфортные» условия отбывания наказания. Вследствие этого в общественном сознании может сформироваться мнение о фактической безнаказанности лиц, виновных в совершении преступлений, но имеющих возможность «откупиться».

Коррупция в ОВД и УИС напрямую связана с незаконным использованием их сотрудниками своего правового статуса, которое ведет к нарушению законного владения, пользования, распоряжения объектами собственности, а также других преимуществ и благ, в результате чего потери несет государство в целом, общество, отдельный гражданин, то есть третья сторона. Непосредственный вред, заключающийся в нарушении законных прав и интересов третьих лиц, причиной которого является коррупция в ОВД и УИС, существенно повышает общественную опасность данного деяния. Следовательно, противодействие коррупции в ОВД и УИС может и должно рассматриваться как одна из важнейших функций государства [1, с. 2].

В Уголовном кодексе РФ отсутствует понятие коррупционного преступления. Однако это вовсе не значит, что в нем нет норм об ответственности за их совершение. Отличительные признаки таких преступлений:

1) они совершаются благодаря занимаемому должностному (служебному) положению сотрудника;

2) они совершаются вопреки интересам службы;

3) они посягают на нормальную работу правоохранительных органов и подрывают их авторитет;

4) они существенно нарушают охраняемые законом права, свободы и интересы граждан [4, с. 55].

Согласно действующему законодательству преступления коррупционной направленности следует разграничивать на две группы:

1) безусловные преступления коррупционной направленности;

2) преступления коррупционной направленности при соблюдении определенных условий.

К числу преступлений коррупционной направленности без дополнительных условий отнесены составы, предусмотренные ст. ст. 141.1, п. «б» ч. 3 ст. 188, ст. 204, п. «а» ч. 2 ст. 226.1, п. «б» ч. 2 ст. 229.1, ст. ст. 289, 290, 291, 291.1, 291.2 УК РФ. Перечень преступлений коррупционной направленности, требующих при квалификации соблюдения определенных условий (корыстный мотив, использование служебного положения и т.д.), включает более 60 составов преступлений.

Анализ перечисленных классификационных групп позволяет отметить приоритетное положение в исследуемом перечне преступлений коррупционной направленности без дополнительных условий. Указанные составы преступлений регламентируются соответственно в главах 19, 22-25, 30 УК РФ.

Можно заключить, что преступление коррупционной направленности образует совокупность противоправных умышленных деяний должностных лиц, руководствующихся корыстным мотивом, сопряженных с получением имущественных прав и выгод материального характера, как для себя, так и для третьих лиц.

Поскольку субъектами данных преступлений могут являться только «должностные лица» для правильного применения данных статей чрезвычайно важное значение имеет примечание 1 к ст. 285 УК РФ, которое устанавливает понятие «должностного лица».

Коррупционные преступления, совершаемые сотрудниками учреждений и органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы, можно условно разделить на две большие подгруппы:

а) коррупционные преступления, связанные непосредственно с выполнением правоохранительных функций;

б) коррупционные преступления общего характера [3, с. 74].

Согласно действующему законодательству противодействие коррупции включает в себя три вида деятельности:

1) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

2) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

3) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений [5].

Противодействие коррупции – одно из приоритетных направлений в работе МВД России и ФСИН России, в том числе и территориальных органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы. На руководителей структурных подразделений возложена персональная ответственность за реализацию системных антикоррупционных мер по различным направлениям оперативно-служебной деятельности.

Читайте так же:  Какие финансовые шаги запланировать на 2019 год

Успешная профилактика коррупции в учреждениях и органах внутренних дел и уголовно-исполнительной системы связано с созданием системы мер правового, организационного и иного характера, выработкой действенного механизма противодействия этому социальному злу.

Список литературы

1. Авдеев В.А., Авдеева О.А. Новые тенденции уголовно-правовой политики РФ в сфере противодействия преступлениям коррупционной направленности // Российская юстиция. 2017. № 5.

2. Гладких В. Борьба с коррупцией в России: успехи и неудачи антикоррупционной политики // Союз против коррупции: СМИ, гражданский сектор и бизнес объединяют усилия в борьбе с коррупцией. М., 2000.

3. Казакова Е.Н. Еще раз о понятии коррупция // Правовая культура. 2013. № 1 (14).

4. Сизов А.А. К вопросу о понятии коррупции и критериях его определения в современной юриспруденции // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно технического знания. 2014. № 1 (2).

5. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.

Источники. Понятие коррупции и правовые основы противодействия коррупции в органах внутренних дел Российской Федерации

Заключение

Понятие коррупции и правовые основы противодействия коррупции в органах внутренних дел Российской Федерации.

Вопросу о борьбе с коррупцией в ОВД в настоящее время уделяется пристальное внимание на уровне руководства государства, а также со стороны обычных граждан РФ.

В частности в 2008 году был принят Федеральный закон от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»[5] (далее – Федеральный закон «О противодействии коррупции»).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» коррупцияэто — злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение вышеуказанных деяний, от имени или в интересах юридического лица.

Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

· а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

· б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

· в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О службе в ОВД РФ» — на сотрудника органов внутренних дел распространяются ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, установленные статьей 29 Федерального закона «О полиции»

Рассмотрение вопросов, касающихся соблюдения сотрудниками ограничений и запретов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, осуществляется в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 29 Федерального закона «О полиции» — на сотрудника полиции распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[6], за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником полиции оперативно-разыскной деятельности. Такие ограничения, запреты и обязанности, а также сотрудники полиции, на которых они не распространяются, в каждом отдельном случае определяются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

[1]

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона «О службе в ОВД РФ» — за несоблюдение сотрудником органов внутренних дел ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным Федеральным законом, Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 50 Федерального закона «О службе в ОВД РФ».

Таким образом, в настоящее время вопрос о коррупции среди сотрудников ОВД является наиболее актуальным, и находит свое отражение в действующем законодательстве РФ, в связи с чем, постоянно совершенствуется законодательная база по вопросу противодействия коррупции, которая уже приносит свои «плоды» в данной сфере. Кроме того, для снижения уровня коррупции со стороны руководства государства должна проводиться в том числе и социальная политика направленная на повышение социальной защищенности сотрудников ОВД. Необходимо отметить, что от снижения уровня коррупции среди сотрудников ОВД также зависит и престиж ОВД среди гражданского населения РФ.

Таким образом, необходимо отметить, что служебная дисциплина в ор­ганах внутренних дел обязывает каждого сотрудника к безупреч­ному соблюдению норм Конституции Российской Федерации, законов и иных правовых актов, добросовестному исполнению служебного долга, совершенствованию профессионального уров­ня, внимательному отношению к сослуживцам, к запросам на­селения, соблюдению прав и свобод личности. Она достигается применением мер дисциплинарного воздействия (поощрений и взысканий). Важное место в укреплении служебной дисцип­лины в настоящее время отводится и вопросу борьбы с коррупцией среди сотрудников ОВД РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Нормативные акты:

1. Конституция РФ 1993 // Собрание законодательства РФ. 2009 г., № 4, ст.445.

2. Федеральный закон от 30.11.2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011 г., № ____, ст. ____.

3. Федеральный закон от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ. 2011 г., № 7, ст. 900.

4. Федеральный закон от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» //Собрание законодательства РФ. 2008 г., № 52 (ч.1), ст. 6228.

5. Федеральный закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003 г.. № 22. ст. 2063.

6. Федеральный закон от 14 апреля 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» //Российская газета, 25 мая 1995, № 100.

7. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 года № 63-ФЗ //Собрание законодательства РФ, 1996 г., № 25, ст. 2954.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

[2]

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8328 —

| 7267 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Читайте так же:  Какой официальный язык испании

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

49. Коррупция в правоохранительных органах

Правоохранительные органы — обособленная группа государственных органов, уполномоченных осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека (правоохранительную деятельность).

Типы коррупции в правоохранительных органах:

• внешняя (закрытие глаза на какое-либо правонарушение за взятку, оказание каких-либо услуг за взятку);

• внутренняя (внутренняя взятка за положительное прохождение, каких либо проверок; взятка вышестоящему руководству и т.д.);

Основные причины коррупции: низкая оплата труда работников, устоявшаяся «планово-галочная» система работы (сотрудники нацелены на то, чтобы зафиксировать как можно больше правонарушений, а не на их предотвращении), низкая квалификация сотрудников.

Сложность борьбы с коррупцией в правоохранительных органах заключается в том, что она полностью построена на коррупции. Все коррупционеры взаимосвязаны и все всех устраивает.

Рейтинг коррупционеров по должностям (рейтинг в зависимости от объемов коррупции, составлен приемной «Чистые руки» в 2010):

1. Руководители оперативных подразделений. («крышевание» предпринимателей, рейдерство). Приносит доход, как правило, не менее 20 тысяч долларов США в месяц.

2. Прокуроры занимаются «крышеванием» предпринимателей, криминала, как правило, доход в этой сфере составляет не менее 10 000 долларов США в месяц.

3. Коррупционеры — инспекторы ГИБДД, от 5 тысяч долларов США в месяц

4. Коррупционеры — дознаватели — от 3 тысяч долларов США.

5. Коррупционеры — участковые — от 2 тысяч долларов США, при этом основным источником дохода являются нелегальные мигранты.

6. Коррупционеры — ППС от 1 тысячи долларов США за счет нелегальной торговли и нелегальной рекламы.

Надо сделать: повысить зарплату работникам, установить отбор и требования для сотрудников правоохранительных органов, изменить действующую «планово-галочную» систему, создать четкое и эффективное законодательство.

Центральный аппарат МВД РФ. Говоря о высокой коррумпированности центральных органов МВД, эксперты в то же время признали, что и там делаются попытки борьбы с коррупцией. В частности, упоминалось заявление министра МВД о необходимости масштабной чистки «органов» с привлечением внешних структур.

Органы внутренних дел субъектов РФ. Большинство экспертов считают, что в региональных органах внутренних дел «коррупция — это образ жизни». Коррупцию в органах внутренних дел многие из экспертов считают наиболее опасной, т. к. как она не позволяет бороться с коррупционными проявлениями в других властных структурах. Высказывалось мнение, что в органах МВД зарплата специально удерживается на низком уровне, чтобы сотрудники этих органов коррумпировались и не были опасны высшей бюрократии (не заводили на нее дел о коррупции).

50. Декларация о доходах, движимом и недвижимом имуществе государственных чиновников высшего ранга (федеральный и региональный уровни) и членов их семей. Правовые основы: законы, указы Президента РФ; порядок предоставления декларации и контрольно-проверочные механизмы

Указ Президента РФ от 4 апреля 1992 г. «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы»: обязательное представление государственными служащими декларации о доходах, движимом и недвижимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах.

Указы Президента от 18.05.2009 №

557. Об утверждении перечня должностей ФГС, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные госслужащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей

558. О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей РФ, и лицами, замещающими государственные должности РФ, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

559. О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей ФГС, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

560. О представлении гражданами, претендующими на замещение руководящих должностей в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, лицами, замещающими руководящие должности в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

561. Об утверждении порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов РФ и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования

Указы Президента от 21.09.2009

— «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации»

Видео (кликните для воспроизведения).

— «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению»

Проблема коррупции в современной России

экономические науки

  • Дорохова Анна Игоревна , студент
  • Дальневосточный федеральный университет
  • Похожие материалы

    На сегодняшний день наряду с такими серьезными проблемами нашей страны, как кризис экономики, отсутствие доверия к аппарату управления РФ и напряженность в обществе особенно остро выделяется вопрос о коррупции. Актуальность выбранной темы связана со значительным распространением исследуемого явления и заключается в необходимости разработки рекомендаций по совершенствованию методов борьбы и противостояния в рассматриваемой области. Изучение засилья коррупции в России необходимо в первую очередь для того, чтобы установить ее характер, изучить особенности, разработать эффективные меры по борьбе с данной проблемой, а также создать условия, в которых ее появление впредь было бы невозможно.

    Коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, превышение полномочий, подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества для себя или для третьих лиц.

    В России коррупция захлестнула власть на всех ее уровнях. Она ставит под угрозу демократические институты, усиливает неравенство в доступе людей к материальным благам, также страдает и моральное состояние общества, теряется доверие к аппарату управления и первым лицам государства.

    По оценкам международных экспертов, Россия входит в число наиболее коррумпированных государств мира, уступая в рейтингах только африканским и азиатским странам. Объем российской коррупции колоссален и сопоставим с федеральным бюджетом. На данный момент коррупция является системной проблемой, она тормозит экономическое развитие страны, мешает установлению абсолютной национальной безопасности.

    «Всего в производстве следователей СК РФ находились 15475 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, по 6403 делам расследование было завершено» — повествует газета «Взгляд».

    Но аплодировать сотрудникам следственного комитета рано. Хочется отметить, что многие данные о коррупции преуменьшены или вовсе сокрыты. Из-за этого невозможно детально изучить данную проблему.

    Коррупция не стоит на месте – она день ото дня поглощает все новые и новые сферы экономики государства. На сегодняшний день под властью коррупции находятся такие государственные институты как медицина, наука, образование, бизнес, аппарат государственного управления, правоохранительные органы, сельское хозяйство и система обороны. Для того, чтобы обеспечить нашей стране нормальное будущее, привести экономику в норму и снять напряженность в обществе необходимо принимать меры – и чем раньше, тем лучше.

    Но какие меры проводить, если даже закон не в силах остановить рост коррупции? Например, в июле 2008 года в России появился Национальный план противодействия коррупции, утверждённый президентом Дмитрием Медведевым. Он включает в себя 4 раздела и целый ряд законодательных актов. А 25 декабря того же года был принят Федеральный закон «О противодействии коррупции», согласно которому, коррупция в России существует в трёх основных видах: получение взятки, дача взятки и злоупотребление служебным положением. УК РФ квалифицирует коррупцию как тяжкое преступление, совершаемое с корыстной целью. То есть мы имеем вполне сильную законодательную базу и план противодействия, намерения высшей власти в борьбе с коррупцией – самые решительные.

    Почему же спустя 4 года после принятия данного закона коррупция не только не уменьшилась, а скорее наоборот, возросла? Все дело в том, что ситуация де-юро сильно рознится с де-факто. Коррупционеры нашли обходные пути в размытых формулировках закона, что позволяет им продолжать сеять зерно коррупции далее, а те, кто все же были осуждены за преступления данного вида, в итоге отделались лишь условными мерами наказания. Не остановила их даже ратификация ООН о противодействии коррупции: согласно 20 пункту этой ратификации от чиновника требуется подтверждение законности происхождения его имущества. Россия, которая так рьяно провозглашала борьбу с коррупцией, этот пункт по понятным причинам не приняла. Какие либо комментарии в данной ситуации, на мой взгляд, излишни.

    На основании всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что борьба с коррупцией ведется не в полную силу, а полумерами. Такой подход к решению проблемы является крайне неэффективным и бессмысленным. Можно сколько угодно говорить о существующей проблеме, внедрять новые законы, устраивать бесконечные заседания в Госдуме, но так вопрос коррупции в нашей стране не решить. Здесь необходим более глубокий, тщательный и жесткий подход.

    По моему мнению, бороться с коррупцией вполне реально, главное найти силы и желание. Для успешной борьбы, как показывает мировая практика, нужны: политическая воля высшего руководства, внедрение в общественное сознание неприятия к взяточничеству и коррупции в целом, сужение бюрократического аппарата, совершенствование законодательства, снятие неприкосновенности с высших эшелонов власти, усиление общественного контроля над деятельностью органов государственной власти, реальность и неотвратимость наказания.

    Ошибка нашего государства в борьбе с коррупцией заключается в том, что мы видим только верхушку айсберга, не всматриваясь при этом вглубь. Собственно борьба идет не столько с причиной коррупции, сколько со следствием. А для искоренения проблемы необходимо в первую очередь устранять именно ее первопричину. В наших силах начать борьбу с этим злом и искоренить или хотя бы свести его уровень к минимуму.

    Электронное переодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Все о коррупции. Как бороться с коррупцией? Меры по профилактике и уровень коррупции в странах мира на 2018

    Содержание статьи:

    Все слышали о проблеме коррупции и громких заявлениях о борьбе с ней. Но, к сожалению, многие не до конца понимают причины этого явления и масштабы его распространенности. В таком случае трудно понять, какие методы действительно могут противодействовать коррупции, а какие – лишь популизм и красивые слова. Давайте рассмотрим основные причины и последствия коррупции, а также проблемы, связанные с ее искоренением в мире и в России.

    Определение и виды коррупции: что относиться к понятию

    Прежде всего, следует разобраться с самим понятием коррупции. Существует много вариантов его определений. Если обратится к словарю, определения коррупции будет звучать как «моральное разложение должностных лиц и политиков», в число которых входят незаконное обогащение, взяточничество, кража и т.д. Но борьба с «моральным разложением» больше напоминает бой с мельницами, поэтому лучше всего опираться на букву закона. Федеральный закон «О противодействии коррупции» предоставляет такое определение: «Коррупция — это злоупотребление служебным положением (…) либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды». Выгода может проявляться в разной форме, начиная от взяток и хищения денег и заканчивая незаконной помощью друзьям и родственникам. В правовом определении перечисляются наиболее распространенные формы коррупции:

    • дача и получение взятки;
    • злоупотребление полномочиями;
    • коммерческий подкуп.

    Уголовный кодекс РФ к коррупционным преступлениям относит:

    • посредничество в дачи взятки;
    • незаконное участие в предпринимательстве;
    • нарушение порядка финансирования избирательной кампании;
    • контрабанду;
    • влияние на результат спортивного или коммерческого соревнования.

    Коррупцию классифицируют в зависимости от сферы, охвата, статуса коррупционера, госоргана или предприятия, равноправия или подчинения субъектов коррупции.

    [3]

    Но, независимо от классификации, коррупция отражает определенную систему, тип мышления, грозящий серьезными последствиями для общества. Помимо очевидных последствий в виде несоблюдения обеспеченными слоями законодательства и недоступности некоторых услуг населению, коррупция приносит огромный вред в масштабе всей страны:

    • сдерживает демократию, превращая выборы любого уровня из голосования за лучшую программу для всех в голосование за своего покровителя;
    • подрывает доверие к власти и приводит к социальной нестабильности;
    • замедляет экономическое развитие, тратя капитал на подкуп и делая выход на рынок почти невозможным;
    • снижает качество кадров, делая высшее образование и прием на работу невозможными без взятки.

    Причины и истоки коррупции

    Коррупция так же стара, как и само общество. Со времен появления социального неравенства власть имущие не упускали возможности злоупотребить своим положением. Такая проблема среди бюрократов упоминается даже в источниках Древнего Египта и Месопотамии. Борьбу с нечестными чиновниками в России начал еще Иван ІІІ, но, как видите, его дело так и не закончили. И это несмотря на то, что Иван Грозный не задумываясь казнил коррупционеров, а Петр I и Екатерина II пытались ввести для них высокое жалование – чтобы отбить желание взымать его с народа. Советская эпоха, начавшаяся под лозунгами борьбы со взяточниками и бюрократами, в конечном итоге породила их еще больше. Проблема остается актуальной и сейчас, несмотря на все законы и усилия. Так что же мы делаем не так?

    Чтобы вылечить болезнь, нужно понять ее причины. Главные причины коррупции, помимо свойств человеческой природы и особенностей менталитета, заключаются в несовершенности законодательства и контроля, отсутствии стандартов прозрачности, нестабильности политической и экономической системы. Причины коррупции в России значительной мерой коренятся в советских традициях, терпимости населения к этому явлению, и его неверию в эффективность правоохранительных органов.

    Интересный факт: Как сообщает Всемирный Банк, страны, которые активно противодействуют коррупции, могут увеличить ВВП в 5 раз. в течение года.

    Профилактика и противодействие коррупции: меры и принципы борьбы

    Вышеупомянутые факторы делают борьбу с коррупцией еще сложнее. Основы противодействия коррупции должны заключаться в системности подхода, направленного не только на фактический контроль и наказание, но и на предотвращение коррупции. К мерам по профилактике коррупции относятся:

    • информационная работа с населением, нацеленная на донесение к обществу идеи о недопустимости коррупции и необходимости сообщать о ней при любых обстоятельствах;
    • повышение прозрачности госструктур;
    • независимость СМИ;
    • повышение уровня соцзащищенности госслужащих;
    • упрощение бюрократических процедур, перевод их в электронную форму.

    Для борьбы с коррупцией недостаточно принятия нормативных актов. Необходимы существенные изменения системы противодействия, введение новых структур и механизмов. Поэтому меры противодействия коррупции включают:

    • активное участие гражданского общества, создание и наделение полномочиями структур самоорганизации населения для борьбы с коррупцией;
    • взаимодействие правоохранительных органов и гражданского общества;
    • особое внимание к обеспечению беспристрастности судей;
    • принятие необходимых законов исходя из интересов страны, а не членов парламента;
    • повышение ответственности всех причастных сторон.

    Уровень и рейтинг коррупции в странах мира в 2018 году

    Коррупция – интернациональная проблема, и практически каждая страна в мире сталкивается с ней в том или ином масштабе. Уровень коррупции в странах мира в 2018 году тесно связан с уровнем политических и экономических показателей государства. Это объясняется правовой культурой населения, эффективностью правоохранительной системы, образованности и обеспеченности населения.

    Согласно последнему Рейтингу восприятия коррупции, опубликованному в 2017 году, список наименее страдающих от коррупции стран возглавляет Дания, и первая десятка выглядит так:

    1. Дания.
    2. Новая Зеландия.
    3. Финляндия.
    4. Швеция.
    5. Норвегия.
    6. Швейцария.
    7. Сингапур.
    8. Нидерланды.
    9. Люксембург.
    10. Канада.

    Наиболее коррумпированные страны – преимущественно находящиеся в Африке, а также несколько азиатских и южноамериканских стран.

    Высокие результаты западных стран объясняются многолетним опытом борьбы с коррупцией и построения демократических государств с гражданским обществом. Наказания за коррупцию в этих странах колеблются от штрафов до тюремного заключения сроком 15 лет.

    Наибольший интерес представляет опыт борьбы с коррупцией стран Азии, многим из которых удалось за очень короткий срок развить экономику и общество до западного уровня. При этом коррупция была одной из главных проблем на их пути, поэтому избранная стратегия противодействия в большинстве стран была особенно жесткой, вплоть до казней и заключений на длительный срок.

    Интересный факт: Одно из самых жестких законодательств по отношению к коррупционерам существует в Китае. С начала 2000-ых в стране казнили более 10 тысяч чиновников. Тем не менее, Китай остается на 83 месте в рейтинге наименее коррумпированных стран.

    Но сегодня некоторые азиатские страны – лучший пример прозрачности. В Южной Корее используется система контроля через интернет, и практически каждый совершеннолетний гражданин вправе начать расследование о коррупции. Антикоррупционная система Сингапура концентрируется на предотвращении коррупции: соответствующий орган анализирует недостатки в госструктурах и корпорациях и указывает на них еще до того, как они будут использованы нечестным путем.

    Борьба с коррупцией в России: предусмотренная ответственность

    Коррупция в современной России представляет собой серьезную проблему. Согласно Рейтингу восприятия коррупции, индекс коррумпированности для России не меняется, а позиция РФ в рейтинге стран– медленно ухудшается: с 119-го на 131-е место. Больше половины граждан не верят, что могут внести вклад в борьбу с коррупцией в России.

    Интересный факт: Ежегодно в России платят взяток на сумму, равную ВВП такой страны, как Греция.

    С целью решения проблемы коррупции в России был учрежден Совет при президенте РФ по противодействию коррупции, а также специальный отдел при прокуратуре.

    Согласно законодательству РФ, за коррупцию предусматривается следующая ответственность:

    • штраф;
    • лишение права занимать должность или заниматься деятельностью в конкретной сфере;
    • исправительные, принудительные или обязательные работы;
    • условный или тюремный срок до 12 лет.

    Куда сообщить о коррупции

    Как показывает мировой опыт, достичь реальных результатов в борьбе с коррупцией можно только приобщив всех граждан к этому делу. В большинстве случаев собрать достаточно доказательств и наказать преступника получается лишь благодаря сообщениям простых граждан. Поэтому каждый должен знать, куда сообщать о коррупции. С устным или письменным заявлением следует обратиться в ближайшее отделение полиции. Также можно подать заявление в прокуратуру или суд.

    Для государственных и муниципальных служащих важно помнить, что сообщение о коррупции – их прямая обязанность, а ее невыполнение – правонарушение.

    Даже если сообщение о коррупции не подтвердится, сообщивший не несет за это ответственности – только если сообщение не было заведомо ложным. И все же для тех, кто чего-то опасается, можно сообщить о коррупции анонимно, с помощью телефона доверия соответствующего региона или письмом по почте.

    Коррупция – система, в которую тем или иным образом включается все общество, и для эффективной борьбы с ней также необходимо участие всех активных членов общества. Первый шаг – разработка законодательной базы – уже сделан, теперь перед всеми гражданами стоит задание отказаться от искушения «упростить» себе жизнь очередной взяткой. Коррупция – одна из главных препятствий на пути к развитой экономике и обществу, и без ее устранения не обойтись.

Источники


  1. Котов, Д. П. Вопросы судебной этики / Д.П. Котов. — М.: Знание, 2014. — 127 c.

  2. Неустойка. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 746 c.

  3. Баранов, Д. П. Адвокатское право. Адвокатская деятельность и адвокатура в России / Д.П. Баранов, М.Б. Смоленский. — М.: Дашков и Ко, 2014. — 368 c.
  4. Правоведение. Шпаргалка. — Москва: ИЛ, 2014. — 892 c.
  5. Винавер М. М. Очерки об адвокатуре; Ленанд — М., 2016. — 224 c.
Читайте так же:  Что мешает разным знакам зодиака достичь благосостояния и богатства
Коррупция в правоохранительных органах. причины коррупции. понятие коррупции в российском законодате
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here