Использование одпу в многоквартирных домах

Сегодня предлагаем обсудить важные аспекты на тему: "Использование одпу в многоквартирных домах" с профессиональной точки зрения и понятным языком. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то дочитайте до конца, а если не найдете ответа, то всегда можно обратиться к нашему дежурному юристу.

Кто должен оплачивать установку общедомовых приборов учета – от и до

Общедомовые приборы учета (ОДПУ) достаточно важны для контроля потребления энергоресурсов, газа и воды со стороны собственников жилья. На основании именно их показаний уполномоченные лица могут проверить достоверность информации из своей базы данных.

Законодательство четко регламентирует обязательный порядок установки счетчиков и правила их эксплуатации, однако вокруг подобной практики существует много недопониманий со стороны обычных граждан.

Для того чтобы разобраться с вопросом о том, кто должен оплачивать установку общедомовых приборов учета, и прочими нюансами рассматриваемой темы, настоятельно советуем обратить внимание на представленный ниже материал.

Основные законодательные положения

Законодательство РФ требует от собственников квартир оснащения дома общедомовыми приборами учета. Фото № 1

Абсолютно любая сфера жизнедеятельности гражданина РФ регулируется соответствующим законодательным актом. Что касается процедуры установки ОДПУ, то в юридическом плане она не столь сложна, но наполнена немалым количеством нюансов.

Рассматривая данную тему под разным углом, может потребоваться обращение к некоторым Федеральным законам и Жилищному Кодексу РФ (ЖК РФ).

Обобщая представленную в нормативных актах информацию, можно выделить следующие наиболее фундаментальные понятия, касающиеся рассматриваемой нами темы:

  • Все собственники частных домов, квартир и прочих жилых помещений обязуются оснастить свое жилье приборами учета для всех ресурсов, предоставляемых им на правах ЖКХ. Весь процесс установки, эксплуатации и оплаты работ собственник жилья берет на себя. При отсутствии ОДПУ на собственника будет наложена повышенная ставка на оплату ЖКУ (до 1,6 на общую сумму к оплате) до тех пор, пока приборы не будут установлены (Федеральный закон № 261 и 344).
  • Собственник обязуется нести все расходы на содержание своего жилья, а также участвовать в процессе оплаты расходов на содержание общего имущества (применимо для многоквартирных домов) – ЖК РФ.

Как видите, законодательная база темы установки ОДПУ достаточно доступно и грамотно пояснена гражданам. Однако стоит понимать, что выше представлены лишь основные законодательные положения, касающиеся рассматриваемого вопроса. В ряде ситуаций сильного «углубления» в законодательство просто не избежать.

Кто должен оплачивать установку ОДПУ

За чей счет оплачивается установка ОДПУ в многоквартирных домах? Фото № 2

Исходя из представленной ранее информации, стало понятно, что все расходы на установку ОДПУ возложены на собственника жилья. В том случае, когда дом частный – ситуация крайне проста: его владелец должен обратиться в соответствующие компании с целью организовать установку необходимых счетчиков, а после осуществления работ оплатить их.

Однако что делать жителям многоквартирных домов?

В данной ситуации вопросы оплаты и установки ОДПУ решаются в несколько ином варианте. Во-первых, каждый собственник отдельной квартиры (или несколько собственников) обязуется оплатить и организовать установку счетчиков именно для своего жилья. Такая практика является индивидуальной и осуществляется с целью учета потребления ресурсов в конкретном жилище.

Во-вторых, необходимо поставить вопрос о том, согласны ли все жильцы многоквартирного дома осуществить установку общего счетчика. Подобная практика не обязательна, однако после ее осуществления все жильцы дома получат ряд привилегий:

  • полный контроль соответствия ресурсов норме;
  • полный контроль наличия каких-либо утечек в общедомовом масштабе;
  • предотвращение потенциальных проблем, связанных с утечками и прочими недочетами с ЖКУ в общедомовом масштабе;
  • возможность существенно сэкономить на ресурсах.

Оплата установки ОДПУ в многоквартирных домах осуществляется от лица всех собственников жилья по предварительному сговору и общему сбору необходимых средств.

Порядок процедуры принятия решений об установке счетчиков и оплате работ

Процедура принятия решения и установки ОДПУ. Фото № 3

Принять решение об установке приборов учета должен собственник жилья или все собственники коллективно (если их несколько или речь идет об установке ОДПУ для многоквартирного дома). Стоит понимать, что установка счетчиков на любой вид потребляемых ресурсов помогает:

  • оплатить то количество ресурсов, которое было потреблено по факту;
  • сэкономить на оплате ЖКУ, так как исключаются перерасчеты из-за потерь ресурсов «по пути» до жилища;
  • четко фиксировать какую-либо потерю ресурсов.

На данный момент установка общедомовых приборов учета не является обязательной, однако при их отсутствии правительство имеет полное право взимать плату за ресурсы с некоторым увеличением (до 1,6 от общей суммы).

Последние законы регламентировали обязанность жилищно-управляющей компании (ЖУК) проводить своевременные и периодические оповещения жильцов как частных, так и многоквартирных домов о том, чтобы они задумались об установке ОДПУ.

В случае с частным домом собственник сам определяет: нужен ли счетчик или нет. При желании установить его – он организовывает работы по установке и оплачивает их осуществление. Если вопрос об определении необходимости установки ОДПУ встал перед жильцами многоквартирного дома, то им необходимо:

  1. Провести собрание жильцов и определить: нужен ли ОДПУ или нет.
  2. Уведомить ЖУК о своем желании установить прибор или отказаться от подобной практики.
  3. При необходимости организовать работы и собрать деньги (поровну с каждого жильца) на оплату работ по установке ОДПУ.

После осуществления установки ОДПУ за ним необходимо следить ЖУК, а данные с его учета будут доступны всем жильцам.

Нюансы оплаты установки ОДПУ

Как оплатить установку ОДПУ? Фото № 4

При решении установить ОДПУ необходимо учитывать некоторые нюансы оплаты работ по установке. Точнее, они следующие:

  • Оплата работ осуществляется со всех собственников многоквартирного дома в равном объеме.
  • По предложению ЖУК или компании, постанавливающей ресурсы в конкретный дом, жильцы могут провести оплату работ в рассрочку.
  • Срок, за который жильцы должны выплатить рассрочку, имеет максимальный предел – 60 месяцев. Более точно он устанавливается в соответствующем договоре.
  • Рассрочка также может быть оформлена и при установке счетчика в частном доме.
  • В некоторых ситуациях дополнительных сборов со всех жильцов многоквартирного дома можно избежать. Например, если общий бюджет на ремонт дома, собранный теми же жильцами, позволяет осуществить установку ОДПУ за счет средств, взятых именного из него.
  • При наличии программ безвозмездной установки ОДПУ в конкретном регионе жильцы многоквартирного дома могут ей воспользоваться и осуществить установку совершенно бесплатно.

Учитывать представленные выше нюансы оплаты установки приборов учета стоит, ведь некоторые из них могут помочь сэкономить немалые средства.

Особенности процедуры

Права и обязанности владельцев квартир в многоквартирных домах. Фото № 5

В заключение сегодняшней статьи наш ресурс решил представить некоторые особенности процедуры установки ОДПУ, которые так или иначе интересны и важны к рассмотрению:

  1. ЖУК обязана оповещать жильцов о возможности и целесообразности установки приборов учета. Если подобное мероприятие она не проводит, то должна быть наказана в соответствии с законодательством РФ.
  2. В некоторых ситуациях при отказе жильцов от установки приборов учета на них могут быть наложены штрафные санкции (исходя из позиции местного муниципалитета относительно организации установки ОДПУ).
  3. Средства на оплату установки приборов учета могут браться из общего бюджета, собранного жильцами на ремонт дома. Однако если подобное отчуждение средств из бюджета сделает невозможным проведение какой-либо другой ремонтной процедуры, то жильцам придется в отдельном порядке осуществлять сбор средств на установку ОДПУ.
  4. После осуществления установки приборов учета жильцы многоквартирного дома или собственник отдельного жилья обязуются оплатить работу устанавливающей компании. Если они откажут в оплате, то к ним применяются определенные положения законодательства, которые определяют меру наказания за подобные правонарушения.
  5. Какие-либо проблемы, связанные с установкой ОПДУ, могут быть решены через суд в соответствующем судебном порядке.
Читайте так же:  Любовь успенская получила в подарок автомобиль за 30 миллионов

В целом, представленный выше материал в полной мере освещает тему, касающуюся установки и оплаты общедомовых приборов учета. Надеемся, информация была полезна и дала вам ответы на многие вопросы.

Детальнее о выгодах от установки общедомовых приборов учета тепла и автоматизированных тепловых пунктов вы можете узнать из видео:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

ОДПУ в многоквартирном доме — правила и условия монтажа

Установка общедомовых приборов учета в современных домах – это не блажь, но настоящая необходимость. Соответствующий закон по данному вопросу применяется на протяжении 6 лет. Несмотря на это, оснащение квартир подобными устройствами осуществляется достаточно медленно. Чтобы ускорить процесс, с 2015 года действует правило по повышению коэффициентов для собственников, которые еще не установили приборы. Если вы относитесь к данной категории граждан, стоит изучить вопрос, что такое ОДПУ в многоквартирном доме, как осуществляется установка приборов и какими законами регламентируется.

Что это такое?

Общедомовые приборы учета, или ОДПУ, – это специальные счетчики, посредством которых можно высчитать траты необходимых для комфортного существования ресурсов – газа, горячей воды и холодной, тепловой энергии и света.

В некоторых случаях прибор наряду со своим основным назначением играет еще дополнительно распределительную роль. Устройство монтируют в многоквартирных сооружениях и настраивают на ежемесячный учет потребляемых ресурсов всеми собственниками. Метод общего подсчета стояка или подъезда с недавних пор не актуален.

Основным назначением счетчика является подсчет затраченных ресурсов за временной отрезок, как правило, за месяц. Оплата за подобные услуги осуществляется по общему количеству метража отдельного жилого помещения.

Специалисты советуют производить установку двух видов счетчиков. В паре они показывают правильное количество потребленного ресурса, способны выявить возможные погрешности и утечки и поддерживать должный уровень температурного режима и давления.

Основные виды ОДПУ

Современные приборы предназначены для следующих видов предоставляемых ресурсов:

  • Тепловая энергия – счетчики могут быть вихревыми, тахометрическими, электромагнитными и ультразвуковыми. Прибор позволяет сэкономить деньги на коммунальных платежах, что особенно важно в условиях постоянно растущих цен. В некоторых случаях устанавливается коллективный счетчик, но исключительно по решению общего собрания собственников.
  • Электричество. Подобные устройства могут быть многотарифными и индивидуальными. Первые позволяют сэкономить на потребляемой энергии. Общий принцип подсчета зависит от времени суток. В часы с 7 до 10 утром и с 17 до 21 вечером пользователь платит по максимуму, в остальные часы по сниженным расценкам.
  • Горячая и холодная вода. Здесь принимается во внимание количество потребленного объема в расчете на количество людей, по факту проживающих в квартире, а не прописанных.

Довольно часто устройства такого плана используются отдельно для холодной и горячей воды, а также для учета электроэнергии и тепла. Монтаж двух последних осуществляется в специальных технического назначения помещениях, которые недоступны для обычных жителей. Это могут быть разные подвалы и иные подсобные комнаты. Счетчики на воду монтируются непосредственно в квартире, на соответствующих трубах.

Обязательность монтажа

Монтаж общедомовых приборов в настоящее время является обязательным. В 2009 году вышел закон № 261-ФЗ, который обязал собственников многоквартирных строений ставить данные устройства с целью сбережения ресурсов.

После установки данных приборов специалисты соизмеряют показания личных и общедомовых систем учета. Это необходимо для определения разницы между показателями и мониторингом потраченных предоставляемых ресурсов.

Данное правило распространяется на все виды приборов, предназначенных для контроля за тратой воды, тепла и света. Несмотря на то, что в этом же законе обозначена окончательная дата монтажа – 30 июня 2012, до сих пор не во всех квартирах они появились.

Чтобы побудить собственников как можно быстрее произвести установку счетчиков, было принято официальное правило, связанное с установкой общедомового прибора. На его основании отсутствие индивидуального счетчика приведет к тому, что собственник будет оплачивать услуги по повышенным тарифам. Переплаченные средства, согласно этому правилу, будут направлены на последующий монтаж приборов.

Расчет тарифов по услугам в общественных местах

К местам общественного пользования относятся следующие объекты:

  1. Подвальное помещение.
  2. Подъезд.
  3. Пролеты и лестничные площадки.
  4. Всевозможные кладовые.

Если речь идет о коммунальных квартирах, которые еще встречаются, то к данному перечню добавляются такие территории, как ванная, кухня и коридор. Говоря иными словами, это совершенно любое место, куда получают доступ все проживающие рядом собственники.

Подобные объекты, как известно, освещаются, отапливаются, а оплата распределяется на всех собственников. Расчеты по подобным «общественным» услугам осуществляются по специальной формуле с такими показателями, как:

  1. С (общ) – плата за предоставленную услугу в общественных местах.
  2. П – параметры общедомовых приборов.
  3. Т – актуальный для определенной области тариф на услуги.
  4. С (инд) – плата каждого жильца по индивидуальным счетчикам.

Формула вычисления выглядит так – объем предоставляемого ресурса делится на объем потребленного, зафиксированного в установленных счетчиках.

Высчитанный в процессе расчетов результат в киловаттах или в кубических метрах переводится в денежную сумму, которая должна быть оплачена всеми проживающими. Именно ее делят на всех владельцев жилых помещений.

Разница в тарифах

Стоит изучить разницу в тарифах, отличающихся наличием и отсутствием ОДПУ. К собственникам, которые не установили приборы, будут применяться повышенный коэффициент по оплате. На данный момент он составляет 1,5. Говоря иными словами, стандартный норматив потребленного ресурса будет автоматически увеличен примерно на 60%.

Повышающие коэффициенты не будут использоваться в зданиях, где произвести установку приборов невозможно по какой-либо причине. Для освобождения от повышенного коэффициента данный фактор потребуется подтвердить специальными актами обследования. Если подобных документов предоставлено не было, расчет идет по повышенному тарифу.

Начисление платежей по стандартному тарифу осуществляется по следующему алгоритму. К сумме, начисленной по показаниям личного квартирного счетчика, плюсуется часть от суммы, которая была рассчитана по общему прибору. Речь идет о сумме, направленной на общие домовые нужды.

Читайте так же:  Свежий воздух, регулярные перерывы и еще некоторые способы оставаться энергичным в течение рабочего

Порядок замены и проверки счетчиков

Общественные приборы смело можно отнести к стандартной общественной собственности, принадлежащей всем жильцам. Именно по этой причине ответственность за все манипуляции возлагается на весь коллектив.
Проверка подобных устройств осуществляется не собственниками, но сотрудниками управляющей компании, которые имеют специальную квалификацию.

Стандартное обслуживание счетчиков заключается в выполнении следующих операций:

  • Тщательный осмотр ОДПУ.
  • Ремонтные процессы при обнаружении повреждений, износа или поломки всего устройства или его деталей.
  • Проверка и сверка показываемых цифр с реальными.

По результатам проверки составляется специальный акт. Он подписывается двумя сторонами, где одной является сотрудник управляющей компании, который выступает от лица собственников, иной стороной выступает человек, осуществивший проверку.

В акте обязательно отражаются основания для отклонения от предварительно заданных показателей, а также методы их устранения. Прописывается, на кого возлагаются обязанности по исправлению найденных нарушений.

Если установленные приборы оборудованы специальной автоматической системой, платить за это обязана фирма, которая занимается поставкой услуг. Приборы такого плана обычного устанавливаются поставщиками за собственные деньги. Жильцы не должны мешать этому процессу.

Подводя итоги

На основании сказанного выше, можно сделать вывод, что установка ОДПУ является обязательной процедурой. Не стоит пренебрегать ей, так как она и самим потребителям ресурсам, то есть собственникам жилья, обеспечивает значительную экономию в процессе оплаты положенных коммунальных услуг.

Использование ОДПУ в многоквартирных домах

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

[1]

Обзор документа

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17 ноября 2017 г. № 50534-ОГ/04 Об оплате управляющей организацией превышения объема коммунальной услуги, предоставленного на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме

Вопрос: В соответствии с частью 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, учитывается плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. Размер такой платы определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления и по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством РФ.

Прошу пояснить каким нормативным актом предусмотрен соответствующий порядок перерасчета?

Ответ: Департамент жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России в пределах своей компетенции рассмотрел обращение и сообщает следующее.

Порядок перерасчета коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме определен действующим законодательством.

Видео (кликните для воспроизведения).

1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила № 354) размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к настоящим Правилам.

При этом распределяемый в соответствии с формулами 11 — 14 приложения № 2 Правил № 354 между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

Пунктом 45 Правил № 354 предусмотрено, что если объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, составит ноль, то плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенная в соответствии с пунктом 44 Правил № 354, за такой расчетный период потребителям не начисляется.

Таким образом, исходя из действующего законодательства, плата рассчитывается как разница между показаниями общедомового прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг. Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Расчет производится следующим образом:

— снимаются показания общедомовых приборов учета,

— считается объем услуг по индивидуальным счетчикам,

— находится разница между общим и индивидуальным потреблением,

— полученная разница сравнивается с нормативом потребления.

Если разница больше, между жильцами распределяется только норматив, превышение оплачивает управляющая организация.

Если разница меньше, то начисление производится по фактическому объему потребления.

На основании вышеизложенного, размер превышения объема коммунальной услуги, предоставленный на общедомовые нужды, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оплачивает управляющая организация.

В своих письмах Минстрой России дает разъяснения по применению правовых норм, регулирующих работу определенной отрасли, то есть излагает свою экспертную позицию относительно конкретной правовой нормы.

Позиция Минстроя России, изложенная в ответах заявителям, является аргументацией, а не вещественным доказательством при разрешении спорных вопросов между участниками отношений, а органы судебной власти, в силу их независимости, самостоятельно осуществляют оценку и толкование правовых норм.

Таким образом, письма Минстроя России не являются нормативными правовыми актами и содержащиеся в них разъяснения законодательства носят исключительно рекомендательный характер.

Минстрой России приносит свои извинения за задержку ответа.

Директор Департамента
жилищно-коммунального хозяйства
Е.П. Солнцева

Обзор документа

Объем коммунальной услуги, предоставленный на общедомовые нужды, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, может превышать объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в многоквартирном доме.

Читайте так же:  Ст. 227 нк рф с комментариями

Сообщается, что в таких случаях размер превышения оплачивает управляющая организация.

Общедомовые приборы учета: кто оплачивает установку и за все ли услуги надо платить в их отсутствие?

Не так давно Президиум ВС РФ принял очередной обзор судебной практики, в который включил в том числе ответы на важные вопросы по спорам в сфере ЖКХ (Обзор судебной практики ВС РФ от 23 декабря 2015 г. № 4). В частности, Суд пояснил, с кого взыскивать расходы за установку общедомового прибора учета и можно ли не платить за водоотведение при отсутствии такого прибора. Рассмотрим ситуации подробнее.

Установка общедомового прибора учета: за чей счет?

До 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах должны были оснастить такие дома коллективными приборами учета используемых воды, тепловой и электрической энергии (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; далее – закон об энергосбережении). Конечно, и после этой даты остались дома, в которых коллективные приборы учета воды, тепловой и электрической энергии никто не установил. В случае подобного нарушения обязанность по установке общедомовых приборов передавалась ресурсоснабжающим организациям – и сделать это они должны были в срок до 1 июля 2013 года (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Именно так и поступило муниципальное казенное предприятие «Воронежтеплосеть», которое снабжало водой один из домов-«нарушителей».

После этого предприятие обратилось на основании закона к жильцам и собственникам нежилых помещений дома с требованием возместить расходы на установку коллективного прибора учета (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Однако собственники помещений в многоквартирном доме отказались выплатить ресурсоснабжающей организации деньги.

[3]

Тогда МКП «Воронежтеплосеть» обратилось в суд с иском о выплате произведенных расходов, но не к самим собственникам, а к ООО «УК «Городок» – организации, которая управляла этим домом. Ответчик возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что оплачивать спорные расходы должны непосредственно собственники помещений. Кроме того, управляющая организация настаивала: она не должна за счет собственных средств оплачивать расходы на установку приборов учета единовременно, поскольку собственникам помещений законом предоставлена рассрочка в отношении этих затрат сроком на пять лет (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении).

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции и арбитражного суда округа, исковые требования были удовлетворены (решение Арбитражного суда Воронежской области от 16 мая 2014 г. № А14-13747/2013, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2014 г. № 19АП-3798/14, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21 ноября 2014 г. № Ф10-4117/14). Судебная коллегия ВС РФ также поддержала вывод судов нижестоящих инстанций о том, что управляющая организация является надлежащим ответчиком по данному иску, поскольку собственники помещений заключают с ней договор именно для решения всех вопросов управления многоквартирным домом (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 июня 2015 г. № 310-ЭС15-912).

Судьи подчеркнули, что управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество. Кроме того, именно она наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями (ст. 162 Жилищного кодекса РФ, п. 16, п. 24, п. 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме). По мнению адвоката, руководителя проекта «Народный адвокат» по ЮВАО г. Москвы Илья Рейзер, управляющая компания должна была изначально, по собственной инициативе и своевременно поднять перед жильцами вопрос о необходимости установки общедомового прибора учета. «Жильцы не обязаны знать всех тонкостей в управлении дома – для это и существуют управляющие компании», – считает юрист.

Однако ВС РФ признал, что в этом деле у судов нижестоящих инстанций не было оснований для взыскания с управляющей организации полной суммы расходов по установке общедомовых приборов учета. Он обосновал это двумя аргументами. Во-первых, управляющая организация в отношениях по возмещению расходов на установку общедомового прибора учета является представителем собственников помещений и лишена возможности получать денежные средства на эти цели иначе, чем от указанных лиц. В связи с этим, по мнению Суда, она не должна отвечать в большем объеме, чем совокупный объем денежных обязательств собственников помещений по возмещению расходов на день вынесения судебного решения. Во-вторых, пятилетний срок с момента введения в эксплуатацию общедомового прибора учета, в течение которого собственники имеют право на рассрочку, на момент рассмотрения дела не истек. Доказательства того, что собственники помещений приняли решение оплатить расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки, в материалах дела также отсутствовали. По этой причине ВС РФ отменил ранее вынесенные по этому спору судебные акты и направил дело на новое рассмотрение с целью установления размера суммы, подлежащей взысканию с управляющей организации (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 июня 2015 г. № 310-ЭС15-912).

Интересно, что до разъяснений ВС РФ многие суды также придерживались мнения, что именно управляющая компания является надлежащим ответчиком по иску ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 7 ноября 2014 г. № Ф10-3586/2014 по делу № А14-12461/2013, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 мая 2015 г. № Ф04-19403/2015 по делу № А27-17406/2014).

При этом управляющая организация имеет право на последующее возмещение расходов по установке общедомового прибора учета с собственников помещений, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения (п. 38.1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

Алексей Гордейчик, адвокат, управляющий коллегии адвокатов «Гордейчик и партнеры»

«Предпринятое ВС РФ рассмотрение управляющих компаний в качестве самостоятельных субъектов правоотношений в большей степени ставит вопросы, чем отвечает на них. Допустим, до истечения пятилетней рассрочки погашения долга за установленный прибор учета юридическое лицо прекратит свое существование, например, в связи с расторжением договора управления многоквартирным домом или признанием управляющей компании банкротом. Какова судьба оставшейся части задолженности? Добавлю, что на сумму задолженности по установке общедомового прибора учета начисляются проценты, максимальный размер которых равен ставке рефинансирования Банка России (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Можно ли взыскать их c управляющей компании? Я считаю, что нет, ведь обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (п. 3 ст. 308 ГК РФ), а участниками данного обязательства как раз являются ресурсоснабжающая компания и собственники помещений в доме. Однако я допускаю, что некоторые суды могут разрешить этот вопрос иначе».

Читайте так же:  Дети запустили бизнес по продаже чипсов, чтобы на вырученные деньги купить школьные принадлежности д

Водоотведение в отношении общедомовых нужд в отсутствие прибора учета: платить или не платить?

До 1 июня 2013 года услуга по водоотведению предоставлялась в отношении жилых домов, жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. После указанной даты эта услуга предусмотрена для жилых домов, а также жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (подп. «в» п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов). Таким образом, водоотведение перестало включать в себя отвод бытовых стоков из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Еще раньше, 27 апреля 2013 года из действующего законодательства исчезла норма об определении норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды, которая содержалась в п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Одни юристы трактовали внесенные поправки таким образом: услуга по водоотведению для общедомовых нужд теперь не оказывается и платить за нее не нужно. Другие настаивали на том, что вносить плату все равно необходимо – ведь содержание общего имущества, в том числе и внутридомовой инженерной системы водоотведения, обеспечивают собственники помещений за собственный счет (п. 5, п. 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме). При этом объем потребления услуги в отсутствии коллективного прибора учета, по их мнению, должен рассчитываться по-новому – например, на основе данных по водопотреблению. Последней позиции придерживались и некоторые ресурсоснабжающие компании.

Так, липецкое ООО «Водоканал», которое поставляло в многоквартирные дома холодную воду и оказывало услуги по водоотведению сточных бытовых вод, продолжило включать плату за услуги по водоотведению на общедомовые нужды и после 1 июня 2013 года. Поскольку общедомовые приборы учета сточных вод в доме отсутствовали, общество осуществляло расчет платы на основе объема водоотведения, равного объему водопотребления. При этом последний определялся по нормативам потребления холодной воды (формула 12 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).

Суды первой и второй инстанций признали, что общество не праве взыскивать с жильцов указанные суммы (решение Арбитражного суда Липецкой области от 19 мая 2014 г. № А36-733/2014, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2014 г. № 19АП-3790/2014). Аргументом явилось то, что с 1 июня 2013 года коммунальная услуга по водоотведению для общедомовых нужд не оказывается, а значит, и плата за нее не должна взиматься.

Но арбитражный суд округа частично поддержал действия ООО «Водоканал». Суд согласился с тем, что при отсутствии общедомового прибора учета сточных вод жильцы должны оплатить стоимость общедомовых нужд по водоотведению, приняв за объем отведенных абонентом сточных вод объем воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения (п. 11 ст. 20 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»; далее – закон о водоснабжении). При этом кассационный суд пришел к выводу, что объем воды, поступившей в многоквартирные дома, следует определять по показаниям общедомовых приборов учета (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17 октября 2014 г. № Ф10-3298/2014 по делу № А36-733/2014).

Судебная коллегия ВС РФ отменила постановление арбитражного суда округа и оставила без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции. Она указала, что закон о водоснабжении к данному спору не применим. Судьи подчеркнули: правоотношения по предоставлению коммунальных услуг в жилых домах в приоритетном порядке регулируются жилищным законодательством, к которому относятся Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Кроме того, Суд решил, что размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды, при отсутствии коллективного прибора учета просто невозможно посчитать. Дело в том, что в отсутствие коллективного прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется по нормативу потребления коммунальной услуги (п. 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; п. 10 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; п. 17 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов). Как раз этот норматив и был исключен в апреле 2013 года из п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

17 апреля 2015 года Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ пришла к окончательному выводу, в соответствии с которым при отсутствии в многоквартирных домах общедомовых приборов учета сточных вод ресурсоснабжающая организация не может начислять плату за услугу по водоотведению в отношении общедомовых нужд (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 апреля 2015 г. № 310-ЭС14-5955).

Следует отметить, что ВС РФ уже занимал как аналогичную позицию (Определение ВС РФ от 19 сентября 2014 г. № 309-ЭС14-2373, Решение ВС РФ от 10 декабря 2014 г. № АКПИ14-1190), так и прямо противоположную (Определение ВС РФ от 26 августа 2014 г. № 307-ЭС14-222). Интересно, что письмо Минстроя России по поводу того, как рассчитывать объем сточных вод при отсутствии в доме коллективного счетчика (письмо Минстроя России от 10 апреля 2014 г. № 5942-МС/04), в соответствие с позицией ВС РФ не приведено.

Таким образом, ВС РФ по обоим спорным вопросам встал на сторону жильцов. Однако нужно иметь в виду, что до внесения поправок в законодательство, которые сделали бы его более однозначным, собственникам помещений надо быть готовыми к конфликтам с участием управляющих и ресурсоснабжающих организаций, в том числе в суде.

За эксплуатацию коллективных приборов учёта КУ вся ответственность ложится на плечи управляющих компаний

Минстрой РФ 18 сентября 2015 года опубликовал Письмо № 30162-ОЛ/04 «О действиях по эксплуатации приборов учёта коммунальных услуг», в котором ответил на обращение и содержащиеся в нём вопросы от представителей сферы жилищно-коммунального хозяйства.

УК должны обеспечивать надлежащую эксплуатацию коллективных приборов учёта КУ

Департамент ЖКХ Минстроя РФ пояснил в своём письме, что в обязанности исполнителя коммунальных услуг, которым по договору управления МКД является управляющая компания, входит не только содержание общего имущества собственников помещений в доме, но и обеспечение постоянной готовности инженерных коммуникаций, включая общедомовые приборы учёта, к поставкам ресурсов, необходимых для предоставления КУ населению.

Читайте так же:  Как разрушение бизнеса помогает создавать новый рынок о провалах, ведущих к совершенствованию бизнес

По мнению министров, в содержание общего имущества в МКД в обязательном порядке входит обеспечение надлежащей эксплуатации коллективных приборов учёта потребляемых коммунальных ресурсов.

При управлении МКД управляющей компанией, ТСЖ, жилищным кооперативом или другим специализированным кооперативом обязанность жильцов дома по обеспечению надлежащей эксплуатации ОДПУ переходит к лицу, ответственному за содержание общего имущества в доме посредством ежемесячной оплаты за ЖКУ.

Исполнитель КУ, как лицо, ответственное за содержание и ввод в эксплуатацию коллективного прибора учёта, при выявленных неисправностях должен в течение 2 месяцев обеспечить устранение нарушений по ФЗ №261 от 23.11.2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (действующая редакция от 13.07.2015 г.).

Если неисправность не будет устранена до истечения 2 месяцев с момента её обнаружения, РСО в любом случае должны приступить к эксплуатации общедомовых приборов учёта с отнесением понесённых затрат на счёт собственников помещений в МКД.

Согласно ч.12 ст.13 ФЗ №261, положения настоящей части статьи должны выполняться во всех случаях выявления проверяющими органами фактов нарушений требований об учёте используемых коммунальных ресурсов с применением ОДПУ и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения 2 месяцев с момента их выявления.

Собственники ОДПУ обязаны обеспечить допуск РСО к приборам учёта и оплатить их расходы по эксплуатации. В случае отказа собственников помещений в МКД от оплаты расходов в добровольном порядке взыскать с них причитающуюся сумму принудительно.

Содержание письма

Министерство Строительства и ЖКХ РФ при составлении своего письма №30162-ОЛ/04 от 18 сентября 2015 года руководствовалось ФЗ №261 от 23.11.2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (действующая редакция от 13.07.2015 г.).

В ст.13 данного закона говорится, что “производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учёту с применением приборов учёта используемых энергетических ресурсов”.

В Правилах содержания общего имущества в МКД, утверждённых Постановлением Правительства РФ №491 от 13 августа 2006 года (в действующей редакции от 26.03.2014 г.), следует, что ОДПУ потребляемых коммунальных ресурсов входят в состав общего имущества собственников помещений в доме.

Отсюда следует, что исполнитель коммунальных услуг, которым в соответствии с заключённым договором управления МКД является управляющая компания, должен обеспечивать надлежащее состояние и постоянную готовность общедомовых приборов учёта к осуществлению поставок коммунальных ресурсов для предоставления КУ населению.

Это подтверждает также п.5 ч.1.1 ст.161 Жилищного Кодекса: “постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учёта и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации”.

Следовательно, исполнитель коммунальных услуг, иными словами управляющая компания, по законодательству и в рамках действия заключённого с собственниками помещений в МКД договора управления обязуется установить, ввести в эксплуатацию и поддерживать надлежащее состояние коллективного прибора учёта, в частности, посредством обращения УК в РСО для заключения между ними соответствующего договора.

В пп. «к» п.11 Правил содержания общего имущества в МКД говорится об обеспечении исполнителем КУ (управляющей компанией) надлежащей эксплуатации коллективных приборов учёта потребляемых коммунальных ресурсов, включая регулярные осмотры, техобслуживание и поверку ОДПУ.

Резюмируя всё вышесказанное, можно сделать вывод о том, что в обязанности управляющей компании входит обеспечение надлежащей эксплуатации ОДПУ по договору управления с собственниками помещений в МКД. В свою очередь, жильцы дома и наниматели помещений в нём должны ежемесячно вносить плату за содержание общего имущества в МКД.

Но здесь есть небольшая оговорка. Если работы по восстановлению работоспособности ОДПУ носят характер капитального ремонта или замены его конструктивных элементов и систем инженерного оборудования с целью улучшения эксплуатационных показателей, то финансирование таких расходов осуществляется за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Ответственность

Согласно ст.9.16 КоАП РФ, за несоблюдение требований законодательства об установке общедомовых приборов учёта налагается штраф на:

  • должностных лиц — от 20 до 30 тысяч рублей;
  • юридических лиц — от 500 до 600 тысяч рублей.

За несоблюдение требований к поставщикам энергоресурсов по предложению установки коллективных приборов учёта собственникам помещений в МКД и их представителям налагается штраф на:

  • должностных лиц — от 20 до 30 тысяч рублей;
  • юридических лиц — от 100 до 150 тысяч рублей.

[2]

За необоснованный отказ или уклонение управляющей компании, на которую возложена обязанность по установке, замене, эксплуатации ОДПУ потребляемых коммунальных ресурсов, от заключения соответствующего договора и /или от его исполнения, а равно за нарушение установленного порядка его заключения, либо несоблюдение установленных обязательных требований об установке, замене, эксплуатации приборов учёта используемых энергетических ресурсов грозит штраф для:

  • должностных лиц от 20 до 30 тысяч рублей;
  • ИП — от 20 до 30 тысяч рублей;
  • юридических лиц — от 50 до 100 тысяч рублей.

За несоблюдение требований об оснащении МКД общедомовыми приборами учёта лицами, ответственными за содержание жилых домов, грозит штраф для:

  • должностных лиц — от 10 до 15 тысяч рублей,
  • юридических лиц — от 20 до 30 тысяч рублей.
Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, управляющие компании обязаны следить за исправностью, работоспособностью и готовностью общедомовых приборов учёта к поставкам коммунальных ресурсов и обеспечению КУ населения.

Источники


  1. Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов) / Н.Н. Ивакина. — М.: ЮРИСТЪ, 2018. — 384 c.

  2. Пчелинцева, Л.М. Семейное право России; Норма, 2011. — 704 c.

  3. Марченко, М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебное пособие. Гриф МО РФ / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2017. — 535 c.
  4. Комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (постатейный). — М.: Деловой двор, 2011. — 120 c.
  5. Яковлев, Я.М. Половые преступления; Душанбе: Ирфон, 2013. — 450 c.
Использование одпу в многоквартирных домах
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here