Императивный метод правового регулирования — это что такое

Сегодня предлагаем обсудить важные аспекты на тему: "Императивный метод правового регулирования — это что такое" с профессиональной точки зрения и понятным языком. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то дочитайте до конца, а если не найдете ответа, то всегда можно обратиться к нашему дежурному юристу.

Диспозитивная норма права — это. Метод правового регулирования

Каждая научная сфера имеет свою методологию. Юридические дисциплины содержат в себе императивные и диспозитивные нормы права. В этой статье речь пойдет именно про диспозитивный метод.

Общая методология

Методологию можно охарактеризовать как учение о научном методе. Данная отрасль входит в состав гносеологии, раздела общей теории познания. Методология представляет собой совокупность различных подходов и принципов, на которые должен опираться ученый при получении и разработке знаний в рамках одной дисциплины. Например, юридические науки руководствуются методологией, состоящей из общенаучных, частнонаучных и специальнонаучных методов. Методы общенаучной группы включают в себя понятия анализа и синтеза, дедукции и индукции. Частнонаучные виды методов представляют собой применение различных научных областей к одной конкретной дисциплине. Это может быть, например, прогнозирование, логика, синтаксический языковой анализ и многое другое, что можно применить, предположим, к теории государства и права. Наконец, специальнонаучные методы представляют собой виды работ с конкретными положениями или нормами той или иной научной дисциплины. В конституционном праве это может быть работа с положениями основного закона страны, в уголовном праве — разбор статей Уголовного кодекса и т. д. А какое место в этой системе занимает диспозитивная норма права? Это отдельная классификация либо подвид представленной системы? Ответ получить не так уж и просто, ведь споры ведутся до сих пор. Но попытаться все-таки можно.

Признаки норм

Правило может именоваться официальной формой проявления права лишь в том случае, когда оно соответствует ряду признаков. Диспозитивные нормы права — это как раз такой случай.

  • Все общие поведенческие правила официального характера, типичные и однородные. Определить единый адресат их действия не представляется возможным.
  • Юридические нормы общеобязательны.
  • Правовая норма обязательно содержит в себе гипотезу, диспозицию и санкцию.
  • Правовые нормы фиксируются в нормативных государственных актах — законах, конституциях, указах и постановлениях.
  • Правила поведения максимально конкретизированы.

Как правила поведения, так и метод — это исходные элементы от понятия диспозитивности, понятия очень многогранного и широкого. Прежде чем перейти к его характеристике, стоит разобраться с другим, не менее важным методом.

Императивный метод

Представленная выше классификация, состоящая из методов различных научных сфер, может касаться лишь предмета той или иной дисциплины. Большинство специалистов придерживаются специфической точки зрения, согласно которой опора методологии лишь на предмет является нецелесообразной. Именно поэтому было выделено два особенных юридических состояния, именуемых субъективной гетерономией и автономией.

В первом случае речь идет о властно-подчиненных отношениях, жестких и строго централизованных. Регулирует их, соответственно, императивный метод. В качестве примера здесь можно привести статью 58 российской Конституции, согласно которой каждый гражданин Российской Федерации обязан бережно относиться к окружающей природе и соблюдать экологическую политику государства. Это яркий пример типичного императивного метода правового регулирования. Выстраиваются властные отношения, присутствуют гипотеза и диспозиция. А что представляет собой автономия?

Диспозитивный метод: общая характеристика

В чем суть диспозитивной нормы права? Согласно понятию субъективной автономии, что является типичным примером юридического состояния, диспозитивной нормой регулируются свободные и равные отношения субъектов.

По сути, диспозитивный метод устанавливает лишь примерный сценарий деятельности тех или иных граждан. В отличие от жестких императивных отношений, основой которых являются подчинение и власть, метод диспозитивного типа закрепляет лишь общие тенденции в конкретных правоотношениях. Самый простой пример можно найти, конечно же, в конституционном праве. Можно вспомнить статью 104, что закрепляет право законодательной инициативы. Правотворчество не является обязанностью субъектов, которых описывает основной закон государства. Это, скорее, право или возможность.

Если же говорить совсем кратко, то диспозитивные нормы права — это регуляторы прав, а императивные – регуляторы обязанностей. Но так ли здесь все просто? Конечно же, нет. Закон закрепляет целый ряд особенностей, о которых будет рассказано далее.

Содержание норм

Юристы выделяют в императивных и диспозитивных методах правового регулирования пять основных компонентов. Согласно Л. С. Явичу, а также С. С. Алексееву, первым компонентом является порядок установления правомочий и обязанностей субъективного типа. Второй элемент — это взаимоотношения между субъектами. Третьим компонентом является степень определенности имеющихся прав, степень свободы действий в правоотношениях. Наличие или отсутствие конкретных связей между обязанностями или правами является четвертым компонентом, а гарантии обеспечения этих связей — последним элементом, что составляет оба вида методов.

Есть и другие мнения. Например, некоторые специалисты приводят иную классификацию, согласно которой в содержание обоих методов входят общее положение субъектов, наличие связей между ними, основания возникновения, прекращения или изменения этих норм, а также юридические санкции.

[1]

Проблематика диспозитивности

Диспозитивная норма права — это категория, расшифровать которую можно разными способами. Ученые и специалисты характеризовали этот термин совершенно по-разному. Именно поэтому на сегодняшний день существуют три основных взгляда на проблему диспозитивности.

Первая точка зрения заключается в том, что представленное понятие характеризует один из правовых методов. Применяется он для координирования определенного правоотношения в рамках отдельной юридической отрасли. Диспозитивный метод содержит такое важное для любой ситуации явление, как свобода. Как уже было сказано выше, диаметрально противоположным понятием является императивный метод, более жесткий и строгий.

Вторая точка зрения характеризует диспозитивную норму как правило поведения, применяемое в случаях, когда стороны правоотношений не установили принципы своей деятельности. Так, конкретные нормы могут подлежать отмене по общему решению субъектов.

Читайте так же:  Как открыть мастерскую по ремонту бытовой техники. бизнес-план сервисного центра по ремонту бытовой

Третья точка зрения рассматривает диспозитивную норму как принцип, присущий гражданской правовой отрасли. Это реальная, ничем не ограниченная возможность субъектов распоряжаться своими правами и свободами, защищать их от посягательств и т. д. Пример диспозитивной нормы гражданского права — статья 211 ГК РФ, повествующая о риске случайной гибели собственности.

Диспозитивность, таким образом, является реальной возможностью самостоятельно устанавливать собственный правовой режим.

Диспозитивный метод: особенности использования

Разобравшись с точками зрения на диспозитивную норму, стоит обратить внимание на диспозитивный метод. Что является методом правового регулирования? Это всегда совокупность приемов, способов и конкретных средств, с помощью которых общество может что-то регулировать и направлять. Явление диспозитивности играет довольно важную роль. Диспозитивный метод представляет собой условные рамки, которые общество обязано соблюдать.

Субъекты сами определяют правила поведения, приемлемые в тех или иных правовых отношениях. Если же какие-то вопросы не урегулированы, то на первый план встают заранее установленные правовые нормы. Важно отметить, что для диспозитивного метода характерно равенство субъектов.

Диспозитивные правила

Стороны имеют право отказаться от выполнения правил и создать собственные поведенческие нормы. Диспозитивная же норма вырисовывает лишь примерный сценарий деятельности сторон, какие-то общие тенденции. Означает ли это, что стороны обладают безграничной волей в своих действиях? Конечно, нет. Безусловно, стороны могут выбирать права, но отходить от диспозитивных норм трудового права, административного, уголовного или любого другого они не могут. Установленные законодательством рамки нерушимы.

Простой пример диспозитивной нормы права: любой гражданин имеет право обратиться в суд за защитой своих интересов. Однако гражданин не обязан этого делать. При этом если иск все же был подан, придется придерживаться тех строгих правил, что закрепляют соответствующие судебные органы.

Явление диспозитивности в юридических отраслях

Как известно, сфера права невероятно объемная и разветвленная. Применение диспозитивных норм в разных юридических отраслях является отнюдь не редким явлением. Самая распространенная для диспозитивности область — это гражданское право. Объяснить это очень просто. Так, можно выделить идею равенства сторон, закрепленную именно в представленной отрасли, наличие различных правоотношений — договорных, наследственных, обязательственных и т. д.

Диспозитивные нормы административного права также являются распространенным явлением, но не настолько, как в гражданском или конституционном праве. Объясняется это наличием почти в каждой административной норме санкции, которая препятствует установлению диспозитивности. Однако пример привести все-таки можно. Распорядительная деятельность государственных органов по отысканию наиболее полезного решения также содержит в себе элемент свободы. Возможно это благодаря диспозитивным нормам.

Методы правового регулирования. Предмет правового регулирования

Понятие правового регулирования тесно связано с таким термином, как юридическое воздействие. Однако первое по своему содержанию гораздо шире второго. Понятие правового регулирования включает в себя не только деятельность по стабилизации общественных отношений. Оно предполагает и косвенное влияние юридических средств на субъектов, которые не попадают под юридическое воздействие.

Мировая практика

Международно-правовое регулирование имеет сегодня особое значение в области отношений, складывающихся в мире. Оно основывается на особых юридических актах. Эти акты должны быть приняты правительствами взаимодействующих стран. При этом ряд национальных законодательных положений должен быть приведен в соответствие с ними. Соответственно, такие изменения затрагивают и внутренние взаимодействия.

Правовое регулирование РФ

В России действуют Конституция, федеральные, региональные и муниципальные законы и подзаконные акты. Государственно-правовое регулирование представляет собой целенаправленное воздействие власти на общественные отношения. Этот процесс основывается на указанных выше юридических средствах. Они ориентированы на стабилизацию и упорядочивание общественных связей. В предмет правового регулирования включаются однородные устойчивые общественные отношения. Они требуют упорядочивания посредством специальных инструментов. Так как юридическими механизмами невозможно воздействовать на все без исключения связи в обществе, законодателем всегда точно определяется сфера правового регулирования и пределы вмешательства в социальные отношения.

Ключевые элементы

В качестве одного из них выступает предмет правового регулирования. Он представляет собой комплекс общественных отношений, на который, собственно, направлено воздействие юридических инструментов. Предмет есть и у отдельного правового средства. В целом в качестве него выступает в первую очередь волевое поведение граждан в различных областях их жизнедеятельности.

Пределы воздействия

Как выше было сказано, нормативно-правовое регулирование не может распространяться на все взаимоотношения в обществе. Именно поэтому в пределы влияния должны входить только те связи, на которые оно распространяется или которые в нем нуждаются. Они и формируют непосредственный предмет регулирования. Нельзя допустить, чтобы пределы были слишком расширены или, наоборот, сужены. Если значение права в рамках регулирования отношений в социуме слишком занижено, может возникнуть произвол и хаос в обществе. Это, в свою очередь, чревато серьезными нарушениями порядка. Если же нормативно-правовое регулирование будет распространяться на максимальное количество связей, в том числе и на те, которые в нем не нуждаются, возникнет ситуация абсолютного контроля власти за всеми аспектами общественной жизни. Это является произволом со стороны правительственных структур.

Группы отношений

В сферу регулирования включают взаимодействия:

  1. Граждан по обмену нематериальными либо материальными ценностями.
  2. По властному управлению.
  3. По сохранению и поддержанию порядка.

Первые называются экономическими отношениями, вторые — политическими. Третья группа обеспечивает функционирование связей первых двух категорий.

Пределы контроля

Они выступают в качестве условных границ. В пределах регулирования осуществляется непосредственное вмешательство в общественные отношения с использованием правовых средств. За рамками этих границ связи не нуждаются и не подлежат воздействию. Пределы регулирования разделяются на:

  1. Объективные. Они зависят от социальных, технических, природных и прочих факторов, которые ограничивают воздействие на те или иные общественные связи. К примеру, отсутствие технических возможностей, финансирования и так далее.
  2. Субъективные. Эти пределы всегда находятся в зависимости от законодателя, который по тем либо другим причинам не желает контролировать какие-либо связи.
Читайте так же:  Кто такой каменщик и чем он занимается

Методы правового регулирования

Они формируют комплекс приемов, средств и способов, которые используются в процессе юридического влияния. Они характерны для определенного института, отрасли или другого элемента системы. Методы правового регулирования могут быть:

  1. Императивными. Воздействие на социальные отношения в этом случае осуществляется посредством формирования определенных предписаний, строго заданного варианта поведения для субъекта. Он не имеет никакой возможности уклониться от созданной модели под угрозой применения к нему мер принуждения. Такие методы правового регулирования свойственны отраслям, в которых возникают отношения подчинения и власти.

По этому критерию правовое регулирование классифицируется на:

    Индивидуальное. В этом случае воздействие осуществляется посредством казуальных средств. Например, это судебные решения, законные односторонние действия, соглашения и так далее. Такие приемы распространяются на конкретный круг лиц и исходят из нормативного регулирования.

В зависимости от лиц, которые осуществляют правовое регулирование, оно может быть:

  1. Властным. Оно реализуется госорганами и их должностными лицами. При этом используются исключительно законодательные предписания.
  2. Негосударственным. Оно осуществляется коллективами, общественными организациями, участниками отношений. В этом случае могут использоваться как законодательные модели, так и индивидуальные средства и методы.

Прочая классификация

В соответствии со степенью централизации выделяют:

  1. Централизованный контроль. Он представляет собой единообразное регулирования социальных связей по всей территории страны.
  2. Децентрализованный контроль. В этом случае воздействие осуществляется различными центрами и на разном уровне в пределах страны.

В зависимости от сферы распространения, регулирование может быть:

  1. Общим — затрагивает абсолютно всех существующих субъектов.
  2. Ведомственным — касается только определенной области госуправления.
  3. Местным — распространяется на уровне муниципальных образований либо административно-территориальных единиц.
  4. Локальным — затрагивает отношения, складывающиеся внутри корпоративных организаций и сообществ.

Правовое регулирование реализуется в несколько этапов:

  1. Правотворчество.
  2. Конкретизация и индивидуализация предписания.
  3. Реализация модели.
  4. Правоприменение.

На первой стадии формируется собственно сам вариант поведения в рамках тех или иных отношений. На этой стадии обозначаются ориентиры вероятности наступления негативных или позитивных последствий от тех или иных действий.

Индивидуализация и конкретизация

Эти процессы следуют за наступлением юридических фактов — воплощением нормы относительно конкретного социального отношения. Внутри этой связи предписание начинает функционировать. На этой стадии у субъектов возникают обязанности и права.

Реализация

На этом этапе предписания претворяются в жизнь. За ними следует конкретный юридический результат. Он возникает, кроме прочего, посредством правоохранительной и правообеспечительной функций. В качестве средств в этом случае выступают акты использования юридических возможностей, соблюдения запрета либо исполнения обязанности.

Применение

Оно представляет собой деятельность уполномоченных структур, которая связана с индивидуализацией созданного предписания. Оформляется она в виде акта правоприменения. Эта стадия считается факультативной. Она имеет место в тех случаях, когда реализация предписаний невозможна без участия компетентных структур.

Методы, способы, типы правового регулирования

Правовое регулирование – осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения; это процесс наделения участников общественных отношений правомочиями, обязанностями, ответственностью (дозволениями, запретами, управомочиями), реализации этих правомочий, обязанностей, ответственности, превращения этих участников в субъектов правовых отношений.

Методы правового регулирования

Метод правового регулирования — определенные приемы, способы, средства воздействия права на общественные отношения; это известный набор юридического инструментария, посредством которого государственная власть оказывает необходимое воздействие на волевые общественные отношения в целях придания им желательного развития.

Метод отвечает на вопрос, как право осуществляет свою регулятивную роль, ибо правовые нормы регулируют не только разнохарактерные отношения, но и различным образом. От методов в значительной мере зависит эффективность правового регулирования , достижение выдвигаемых при этом целей.

В общее понятие метода правового регулирования (как собирательной категории) входят следующие компоненты, дающие представление о том, каким образом государство с помощью права воздействует на происходящие социальные процессы:

    • установление границ регулируемых отношений (что зависит от ряда объективных и субъективных факторов — особенности этих отношений, экономические и иные потребности, государственная заинтересованность и др.);
    • издание соответствующих нормативных актов , предусматривающих права и обязанности субъектов, предписания о должном и возможном их поведении;
    • наделение правоспособностью и дееспособностью участников общественных отношений (граждан и юридических лиц), позволяющих им вступать в разнообразные правоотношения;
    • определение мер ответственности (принуждения) на случай нарушения этих установлений.

Виды методов правового регулирования

Наряду с общим существуют конкретные методы правового регулирования, характерные для тех или иных отраслей права и опосредуемых ими отношений, к которым относятся:

Суть императивного (административно-правового) метода правового регулирования заключается в установлении предписания, дозволения, запрета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний. Одной из сторон в административных отношениях является уполномоченный орган государства. Соответственно стороны находятся в неравных отношениях — между участниками административных правоотношений складываются отношения власти и подчинения.

Диспозитивный (гражданско-правовой) метод правового регулирования основывается на равенстве сторон правоотношения. В гражданско-правовых отношениях их участники выступают обычно как равноправные субъекты, независимые друг от друга. Посредством заключаемого между ними договора (соглашения) они сами определяют свои права и обязанности, которые, однако, должны соответствовать закону, находиться в его рамках. Примером такого договора может быть договор между предприятием, на котором образуются отходы производства, и транспортным предприятием по перевозке отходов на объекты их утилизации.

Поощрительный метод свойственен, например, трудовому праву, где действуют премиальные системы.

[3]

Видео (кликните для воспроизведения).

Рекомендательный метод используется при регулировании общественных отношений между негосударственными организациями (например, в сельском хозяйстве). Государство оказывает на них свое влияние лишь путемразрешений, содействия, рекомендательных актов.

Читайте так же:  Хитрости, которые помогли мне начать по-настоящему отдыхать от работы на выходных

Способы правового регулирования

В процессе правового регулирования используются три способа регулирования:

Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма неоднородны. Они могут выражаться в таких формах, как

Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязательства перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющая собой определенное долженствование.

Существует тесная взаимосвязь между обязываниями и запрещениями, которые допускают взаимную определимость. Ведь обязанность выполнить определенное действие эквивалентна запрещению не выполнять его . Например, обязанность уплатить стоимость вещи по договору купли-продажи эквивалентна запрету приобретения этой вещи бесплатно. Точно так же запрещение определенного действия эквивалентно обязанности несовершению этого действия. Так, запрещение для судьи вести дело, если он является родственником обвиняемого, эквивалентно обязанности судьи не принимать участия в судопроизводстве по этому делу.

[2]

Типы правового регулирования

Тип правового регулирования — те или иные сочетания способов регулирования при доминировании либо дозволений, либо обязываний с запрещениями.

Выделяют два типа правового регулирования:

Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено . Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (купля-продажа наркотиков). Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств и способов достижения поставленных целей.

Разрешительный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер юридической ответственности и ряда других мер государственного принуждения (С.С. Алексеев, А.Ф. Черданцев).

Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действий, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение разрешается. Его формулировка звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного . Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Методы правового регулирования. правовые режимы

Метод правового регулирования — это подход к упорядочению определенной сферы общественных отношений, что приводит использование того или иного специфического комплекса юридических средств.

Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод — как регулируются правом определенные общественные отношения, входящие в предмет правового регулирования.

Основными методами правового регулирования является диспозитивный (от лат. Dispositivus — тот, что распоряжается) и императивный (от лат. Imperativus — тот, что властвует, приказывает).

Диспозитивный метод правового регулирования предполагает упорядочение поведения субъектов правовых отношений путем установления трех типов юридических правил:

1) правил, устанавливающих пределы дозволенного поведения субъектов. Так, ГК Украины закрепляет существенные условия гражданских договоров, достижения сторонами соглашения по которым позволяет квалифицировать эти договоры как заключенные. При этом законом определяется только перечень таких условий, тогда как их содержание конкретизируется по договоренности сторон (например, в соответствии со ст. 8101 ГК Украины существенными условиями договора аренды жилья с выкупом является, в частности, срок, на который заключается договор, размеры и сроки внесения арендных платежей, следовательно, стороны такого договора обязаны указать в нем эти условия, установив при этом их количественное выражение по своему усмотрению, то есть по договоренности);

2) субсидиарных правил, то есть таких, которые применяются только в случае, если субъекты самостоятельно не установили для упорядочения отношений между собой другие правила (не удосужились, ни захотели или забыли их установить). Например, в соответствии со ст. 632 ГК Украины, если цену в договоре не установлено и не может быть определен исходя из его условий, она определяется исходя из обычных цен, сложившихся на аналогичные товары, работы или услуги на момент заключения договора;

3) правил, закрепляющих принципы правового регулирования определенной сферы общественных отношений. Например, в ст. С ГК Украины закреплено принципы справедливости, добросовестности и разумности, которые должны учитывать субъекты гражданско-правовых отношений и которым должна соответствовать их поведение.

Диспозитивный метод предполагает свободную саморегуляцию субъектами их поведения на основе принципов права, устанавливает только границы и процедуры такой саморегуляции. Он характерен прежде всего для частного права, поскольку предполагает самостоятельность субъектов в выборе ими варианта поведения.

Императивный метод правового регулирования предполагает упорядочение поведения субъектов общественных отношений путем ее категорического и подробной регламентации юридическими правилами, невозможность установления этими субъектами других правил поведения по своему усмотрению. Он характерен прежде всего для публичного права, поскольку основывается на подчинении одних субъектов отношений прочим, не предполагает ни выбора субъектами вариантов поведения, не предусмотренных юридическими правилами, ни возможности урегулирования отношений субъектами по их усмотрению (например, в ст. 42 КАС Украины установлен перечень сведений, которые указываются в журнале судебного заседания, следовательно, секретарь судебного заседания обязан внести все эти сведения в журнал и одновременно не имеет права дополнить их другими сведениями, не предусмотренными процессуальным законом).

Читайте так же:  Эксперты выяснили, на каких вещах никогда нельзя экономить

Кроме приведенных основных, в правовом регулировании используются также вспомогательные (субсидиарные) методы, самыми распространенными из которых являются рекомендательный и поощрительный.

Рекомендательный метод правового регулирования предполагает упорядочение общественных отношений путем предоставления указаний, не имеющих обязательной юридической силы, по наиболее приемлемой для общества, эффективного поведения. При этом субъектам не возбраняется выбрать другой вариант поведения или использовать вариант, рекомендованный указанием, частично. Органами публичной власти этот метод применяется в случаях, когда специфика отношения, подлежит урегулированию, не позволяет использовать обязываний и одновременно требует определенной унификации (например, утверждения исполнительным комитетом местного совета Примерный договор пользования местами для размещения рекламных конструкций между двумя юридически равными суб ‘ объектами хозяйственных отношений — уполномоченным коммунальным предприятием и распространителем рекламы).

Поощрительный метод правового регулирования предполагает создание условий, при которых выбор субъектом конкретного случая юридически значимого поведения придает ему дополнительных материальных или нематериальных благ (например, путем предоставления субъектам предпринимательской деятельности дополнительных льгот, освобождения их от уплаты отдельных налогов в случае производства ними определенной социально значимой продукции или создание дополнительных рабочих мест для инвалидов). Следовательно, этот метод стимулирует желаемое поведение.

Как правило, различные сферы общественных отношений требуют различных методов, способов и типов правового регулирования. Особенности регламентации определенной обособленной сферы общественных отношений с помощью специфической совокупности юридических средств охватываются термином «правовой режим».

Правовой режим — это особый порядок правового регулирования определенной сферы общественных отношений, который обеспечивается путям специфического сочетания и соотношения его методов, способов и типов.

Этим термином определяется целостный комплекс юридических средств, сформированный из элементов правового регулирования, подлежат применению — методов (диспозитивного и императивного), способов (дозволянь, запретов и зобовьязувань), типов регулирования (обще дозволенного и специально-дозволенного). Такое соотношение определяется разной степенью доминирования одних и вспомогательной роли других методов, способов и типов правового регулирования, является выражением степени жесткости регулирования, наличия определенных ограничений и льгот, границ правовой самостоятельности субъектов.

Правовые режимы классифицируются по различным критериям. Так, в зависимости от подсистем права выделяют частноправовой и публично-правовой режимы. Это распределение считается основным (генеральным). В то же время в зависимости от комбинаций элементов правового регулирования, доминирование одних элементов к другим правовые режимы могут быть жесткими или мягкими, стимулирующими или ограничительными.

Правовые режимы вводятся, как обычно, на законодательном уровне с целью создания определенного климата, необходимого уровня интенсивности, «напряженности» регулирования. Так, правовой режим использования земель с учетом особой ценности, общественной значимости и количественной ограниченности этого природного ресурса является более жестким за режим использования другого недвижимого имущества, характеризуется применением императивного метода регулирования, законодательно установленных процедур (государственная регистрация права собственности, аренды и ипотеки, утверждение общеобязательного «языковых типичных, а не рекомендованных примерных форм договоров, обязательность их нотариального удостоверения), юридических санкций за их несоблюдение и тому подобное.

Императивный метод правового регулирования

В теории фундаментальной юридической науки для разделения на отрасли используются такие категории, как предмет и метод правового регулирования. С их определения начинается знакомство с любой сферой общественных отношений. Какое место в этой системе занимает императивный метод? Что позволяет определить? Как и для чего используются императивные и диспозитивные методы регулирования? Об этом подробнее ниже.

Теоретические основания

Для получения более полной информации о том, что собой представляет какая-либо категория права, следует обратиться к фундаментальной дисциплине, содержащей ответы на подобного рода вопросы. Юриспруденция, раскрывая суть основополагающих понятий, характеризующих регулирование любой сферы социальных отношений, опирается на предмет и метод. Оба этих понятия призваны отделять одну отрасль права от другой.

Для понимания того, что собой представляет императивный метод регулирования, следует рассмотреть различные способы и средства, позволяющие реализовать его предписания.

Предмет правового регулирования

Эта категория отвечает на вопрос о том, что регулирует та или иная отрасль права? На каких отношениях сфокусировано её воздействие?

Его можно обобщенно представить как некую сумму практически однородных отношений в социуме, которые координирует какая-либо из норм права. Он охватывает те отношения, которые формируются в одной сфере. Если отобразить при помощи структуры нормы права, то это диспозиции, которые устанавливают соотвествующие права и обязанности.

Предмет отвечает на вопрос о том, что регулируется. И здесь можно в качестве примера привести гражданское право. Предметом регулирования этой отрасли являются вещественные и невещественные отношения.

Следует отметить, что предмет являет собой условное выделение некоторого ограниченного круга социальных отношений, которые имеют общие качественные характеристики. Именно на этой основе их обобщают и объединяют в такую нормативную общность, как отрасль. Каждая имеет свою относительно обобщённую сферу регулирования.

Метод правового регулирования

Эта категория также отвечает за выделение отраслей права. Но в этом случае разделение происходит на основе того, как, каким образом реализуется правовое воздействие.

Как известно, метод являет собой некую совокупность приёмов, способов и средств влияния права на отношения субъектов. Его основной нагрузкой является динамическая, то есть демонстрация эффекта права в действии.

Кроме обозначенного, метод может стать основанием для выделения в отрасли институтов, обозначения границ правового вмешательства, разделения прав и обязанностей субъектов в соответствии с принципом координации и субординации. И это далеко не все его возможности.

Читайте так же:  Трудно быть собой, если ты предприниматель. 7 серьезных проблем, с которыми приходится сталкиваться

Система методов

Из курса теории известно, что есть императивный и диспозитивный методы правового регулирования. Каждый характеризует отдельную отрасль или институт при помощи своих средств и способов влияния на правоотношения. Первый отличается присутствием таких рычагов воздействия, как запрет и обязывание.

Второй обеспечивает воздействие на основе дозволений, которые создаются на фундаменте координации, равенства. Такие правоотношения предоставляют субъекту самому выбирать модель своего правового поведения в рамках определенных законом норм.

Императивный метод

Он представляется как совокупность, содержащая приёмы и способы, объединенные на основе соподчинения их участников. Особенность этого метода состоит в том, что субъекты, выступающие как стороны правоотношений, не имеют возможности выбирать: подчиняться властному субъекту или нет. Императивный метод «принуждает» выполнять предписание. Последнее в этом случае может быть или обязывающим, или запрещающим что-либо. Но в любом случае субъект не имеет права выбора: делать или не делать.

В научной литературе императивный метод правового регулирования получил ещё несколько названий: директивный, централизованный и административный. Последнее название обусловлено той отраслью права, которой он обязан своим применением.

Диспозитивный метод

В этом случае у субъекта есть прекрасная возможность выбирать модель поведения. Такая характеристика, как диспозитивность, даёт сторонам право самим решать: вступать в отношения или нет. То есть императивный и диспозитивный метод отличаются между собой тем, что в первом случае субъект не имеет права выбора и обязан выполнять предписание в виде запрета или обязательства. А во втором стороны могут самостоятельно принимать решение.

Закон может устанавливать запрет на принуждение к вступлению в диспозитивные отношения. Например, в трудовом праве принудительный труд недопустим. Невозможным с точки зрения правовой природы диспозитивности является принуждение к заключению договора или к вступлению в брак.

Инструментарий, который используют императивный и диспозитивный методы

Позволяет глубже исследовать их юридическую природу. Из определения, которым оперирует юриспруденция, известно, что метод являет собой совокупность различных форм влияния на субъекты правоотношений. Сюда включают приёмы, способы и средства, применяемые государством для реализации надлежащего влияния.

Запрет и обязывание

Императивный метод правового регулирования имеет в своём инструментарии такие способы влияния, как запрет и обязывание. Оба они не оставляют субъекту выбора.

Что собой представляет запрет? Это обязанность, которая возлагается на субъекта. Следуя ей, он должен воздержаться от действий, обозначенных в предписании. То есть для реализации запрета субъект права бездействует.

Здесь отсутствует возможность иного поведения, и единственная его модель — бездействие. Как этот способ выражается в законе? При помощи таких слов, как “запрещено”, “недопустимо” и т. д. Иногда они не входят в нормы, в этом случае структура нормативного документа позволяет получить представление о запрещенной форме поведения.

Суть обязывания состоит в требовании к субъекту, который должен совершить определённое правовой нормой действие. В таких правоотношениях всегда присутствует сторона, которая обладает правом требовать выполнения указанной обязанности. Например, в трудовом праве такой стороной выступает работодатель, предписывающий начинать работу в определённое время. Невыполнение обязанности влечёт за собой привлечение к ответственности. И запрет, и обязывание связывает то, что они могут возникнуть без волевой составляющей субъекта, который может не желать их появления. Последние возникают на основе нормы закона и не зависят от интересов обязанного лица.

Рекомендации и поощрения

Диспозитивный метод использует другие способы, которые носят рекомендательный характер и могут выполняться или нет. Они могут сообщать субъекту права о том, как он может поступить, чтобы это поведение было правомерным.

Как здесь государство может влиять на граждан? Для этого используются такие способы влияния, как рекомендация и поощрение. При использовании первого способа государство пытается мотивировать граждан, стимулируя их правовую активность. Второй аналогичный, но здесь не предусмотрена награда. Государство стремится рекомендовать те или иные действия и указывает на это в правовых нормах: рекомендуется, желательно и другие. Успех такого воздействия определяется авторитетом власти.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если сравнивать императивный и диспозитивный методы правового регулирования, становится ясно, что способы их реализации формируют две противоположности. На первый приходятся запрет и обязывание одной из сторон, на второй — рекомендация и поощрение. В первом случае у стороны нет возможности выбирать, как ей поступить. Исполнение нормы, каким видит его императивный метод права, является неукоснительным. Диспозитивный метод отличается от предыдущего своей свободой и рекомендательным характером. Здесь основными способами являются поощрение правомерного поведения и рекомендации.

Источники


  1. Великородная, Л. И. Государственная регистрация юридических лиц: от создания до ликвидации / Л.И. Великородная. — М.: Московская Финансово-Промышленная Академия, 2011. — 304 c.

  2. Подведомственность и подсудность дел судам и арбитражным судам. Судебная практика. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2017. — 144 c.

  3. Савюк, Л.К. Правоохранительные и судебные органы / Л.К. Савюк. — М.: ЮРИСТЪ, 2013. — 464 c.
  4. Оксамытный, В.В. Теория государства и права / В.В. Оксамытный. — М.: ИМПЭ-ПАБЛИШ, 2004. — 563 c.
  5. Ошо Зрелость. Ответственность быть самим собой / Ошо. — М.: СПб: Весь, 2013. — 185 c.
Императивный метод правового регулирования — это что такое
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here