Иконоскоп зворыкина — ключ к телевизионному бизнесу

Сегодня предлагаем обсудить важные аспекты на тему: "Иконоскоп зворыкина — ключ к телевизионному бизнесу" с профессиональной точки зрения и понятным языком. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то дочитайте до конца, а если не найдете ответа, то всегда можно обратиться к нашему дежурному юристу.

Иконоскоп Зворыкина — ключ к телевизионному бизнесу

Владимира Козьмича Зворыкина чаще всего называют отцом телевидения (иногда одним из отцов), имея в виду главное изобретение его жизни — электронно-лучевые приборы иконоскоп и кинескоп. Он действительно был великим учёным, однако его биографы, в том числе и те, кто описывал его жизнь весьма подробно, довольно редко упоминают о том, что именно эти достижения создали условия для развития целой отрасли, ставшей одной из главных в XX веке.

Роль «голубого экрана» в мировом развитии

Имя этой отрасли — телевидение. Сам Зворыкин бизнесменом не был, но зарабатывал очень много и умер человеком состоятельным. Благодаря ему (в значительной степени) Америка первой из всех стран мира смогла посадить большую часть населения перед «голубыми экранами». Хорошо это, или плохо — вопрос отдельный, но в том, что телевидение — бизнес колоссальных возможностей и объёмов, сегодня никто не сомневается, даже несмотря на серьёзную конкуренцию со стороны Интернета. Как же так получилось, что у истоков этого титанического явления оказался русский инженер-исследователь Зворыкин, сбежавший от большевиков, оказавшийся в чужой для него стране один и без средств к существованию? Какие условия нужны для того, чтобы российские таланты чаще проявляли себя на родине, а не в чужом краю? История эта интересна именно с точки зрения возможностей реализации великого потенциала, которым, несомненно, обладает российский народ.

Предпосылки

В направлении научного развития теории и практики радиосвязи и трансляции Российская империя была одной из самых передовых стран мира. К знаниям тянулись многие, а, судя по результатам, академическая и образовательная школа находилась на высочайшем уровне. Не только в распространении радиосигнала наблюдались приоритетные открытия, но и в первых работах по дистанционной передаче видеоизображения. Работы профессора Бориса Львовича Розинга были посвящены этой теме, и уже в 1911 году им было продемонстрировано первое устройство, практически доказывающее такую возможность. Внедрение его в то время было невозможным по причине отсутствия нужных достижений в смежных областях. Теории Розинга опережали технологию.

У этого учёного работал, будучи студентом Петербургского технологического института, сын муромского купца Владимир Зворыкин. Учился он прекрасно и был отправлен для продолжения образования в Париж, к знаменитому физику Полю Ланжевену. Следует отметить наследственное пристрастие Зворыкиных к знаниям. Братья Козьмы преуспели в науках: один стал магистром математики и физики, а другой — профессором.

Во время Мировой войны Владимир Зворыкин служил связистом и получил офицерский чин. Именно по этой причине позже, после Февральской революции и в период Гражданской войны, его несколько раз арестовывали и даже хотели расстрелять, и каждый раз он спасался лишь по счастливой случайности. В выборе стороны конфликта у него даже сомнений не возникало: он пробирался в Омск, к Колчаку, но на этом пути его ждали суровые испытания. Зворыкин был арестован большевиками в Екатеринбурге, его освободили части восставшего чехословацкого корпуса, затем он получил направление в США, и, выполнив поручение, вернулся. Затем повторная командировка за океан, в 1919 году, после которой возвращаться было уже некуда, потому что белогвардейское движение явно терпело поражение. Так Зворыкин вынужденно обрёл новую родину.

Первое, чем занялся Зворыкин в США, — поиск работы. Делал это он тем же методом, которым чаще всего пользуются современные соискатели вакансий, — рассылал резюме. Устроиться удалось в крупную и известную фирму «Вестингауз», которой русский инженер предложил свою собственную и совершенно уникальную разработку — передающую электронную трубку «иконоскоп», способную переводить изображение в дискретный электрический сигнал. Собственно, он собрал всю систему видеотрансляции в опытном варианте вместе с кинескопом, но «картинка» была мутной, и руководство «Вестнгауза» не впечатлила. Менеджмент компании не оценил этого достижения, оставил его без внимания и дал другие поручения, с которыми, Зворыкин, впрочем, как высококлассный специалист успешно справился. Это была, к примеру, разработка фотоэлементной сигнализации. Но пока он занимался второстепенными вопросами и собирал на заказ радиоприёмники, нашелся некто, кого иконоскоп заинтересовал. Звали этого человека Дэвид Сарнов.

Зворыкин и Сарнов

Давид Абрамович Сарнов тоже родом был из России. Он родился в Игуменском уезде Минской губернии в еврейской семье, эмигрировавшей в США в 1900 году. Он работал у Маркони и даже прославился приёмом радиограммы о катастрофе «Титаника», а также тем, что обеспечивал связью спасательные команды. Затем Сарнов перешёл в американскую радиокорпорацию RCA, в которой дослужился на момент встречи со Зворыкиным до поста вице-президента (позже он стал президентом и советником десятка американских президентов). В общем, этим двум людям было о чём поговорить: во-первых, оба были специалистами по связи, а во-вторых, переводчик им был не нужен. Зворыкин по-английски до конца своих дней говорил с акцентом, хотя со временем достиг беглости речи.

Давид Сарнов быстро понял перспективность направления, забракованного «Вестингаузом», и задал лишь один вопрос: «Что нужно, чтобы это сделать?». Изобретатель и владелец патента ответил, что ему достаточно четверых помощников, двух лет времени и ста тысяч долларов. Как выяснилось позже, с суммой он погорячился, и денег потребовалось намного больше. Сарнов ни разу не пожаловался на «аппетиты» замдиректора RCA по исследованиям электроники Владимира Зворыкина, потратившего пятьдесят миллионов. В 1939 году в Америке началось регулярное телевизионное вещание.

Электронный микроскоп

С задачей разработки теории телевидения, основанного на электронной элементной базе, исключающей механические узлы, Зворыкин успешно справился и вплотную занялся новым направлением, которое было поручено инженеру Эймсу Хиллеру и его группе. Идея состояла в использовании того же принципа деления изображения на элементы (строки), но с намного большей чёткостью, обеспечиваемой чрезвычайно короткой длиной волны сканирующих лучей. Результатом стал электронный микроскоп, позволивший учёным наблюдать процессы на атомарном уровне. Это изобретение было внедрено в промышленном масштабе уже в 1941 году. Так что Зворыкин был «одним из отцов» не только телевидения…

Читайте так же:  Водителя лишили прав, что делать как вернуть водительские права

Другие достижения Зворыкина

В годы войны Зворыкин изобрёл авиационное оборудование для бомбардировщиков, позволяющее находить цели независимо от метеоусловий и видимости. Другие направления его деятельности — фотоэлектронные умножители, приборы ночного видения, медицинская диагностическая электроника и многое другое. Патентов у Зворыкина было более ста двадцати, и все они, разумеется, приносили колоссальную пользу. И деньги всем, кто внедрял его изобретения. Кроме этого, совершенствовались иконоскоп с кинескопом, и на этот раз целью была цветная телетрансляция.

Мог ли он вернуться?

Зворыкин был в СССР неоднократно, дважды в 30-х годах по приглашению советского правительства и в конце шестидесятых в качестве туриста, причём умудрился побывать в закрытом городе Муроме (сбежав на такси от экскурсоводов) и посетить дом, в котором родился. Несомненно, великий изобретатель очень любил Россию и даже всерьёз рассматривал вариант возвращения ещё в сталинский Союз, но родственники убедили его этого не делать. Вероятно, судьба его была бы не столь успешной, решись он на этот отчаянный поступок. Владимира Козьмича Зворыкина даже на Западе называют «российско-американским изобретателем». Очевидно, сам он настаивал на таком определении.

Изобретатель телевидения Владимир Козьмич Зворыкин

Выдающийся американский инженер русского происхождения, «отец телевидения» Владимир Козьмич Зворыкин (1888-1982) родился в Муроме в старинной и богатой купеческой семье. Его отец – Козьма Алексеевич – был купцом первой гильдии, занимался торговлей хлебом, владел пароходством, возглавлял Муромский общественный банк. В семье Зворыкиных было семь детей (два сына и пять дочерей); Владимир был самым младшим. Из-за занятости Козьмы Алексеевича дети видели отца нечасто; домашними делами заправляла мама – Елена Николаевна, также происходившая из разветвленного рода Зворыкиных.

Владимир Зворыкин посещал начальную школу, затем – реальное училище. Учился он легко и с увлечением. Уже в юные годы Владимир Зворыкин имел склонность к технике. В старших классах особенно нравилась ему физика. Так как его старший брат Николай не имел особого интереса к предпринимательству, то отец привлекал Владимира уже с 10-летнего возраста к семейному бизнесу, давал ему поручения. После окончания в 1906 с отличием реального училища Владимир Зворыкин некоторое время учился на физическом факультете Санкт-Петербургского университета, но вскоре был переведен в Санкт-Петербургский Технологический институт. Здесь произошло его судьбоносное знакомство с изобретателем телевидения, профессором Борисом Львовичем Розингом, ассистентом которого в экспериментах с «электрическим дальновидением» он был около двух лет. Телевидение стало мечтой Зворыкина и делом всей его жизни.

В 1912 В. К. Зворыкин с отличием окончил Технологический институт и получил право на стажировку в Европе. Отец, конечно, хотел, чтобы сын продолжил семейное дело, и было решено, что так оно и будет – только позже. Стажировка началась в Париже в Коллеж де Франс у выдающегося физика Поля Ланжевена и имела продолжение в Берлине в Шарлоттенбургском институте, но наступила Первая мировая война. Через Данию Зворыкин приехал в Россию, где его призвали в армию. В течение полутора лет рядовой Зворыкин служил на военной радиостанции в Гродно, затем получил офицерский чин и стал преподавателем Офицерской электротехнической школы в Петрограде, был военным представителем на Петроградском заводе «Русское общество беспроволочных телеграфов и телефонов» (РОБТиТ). С осени 1917 Зворыкин служил в артиллерийской части, которая перед отправкой на фронт дислоцировалась недалеко от Киева.

[3]

Началась Гражданская война, и в апреле 1918 Зворыкин приехал в Муром, где его ждали печальные вести – фамильный дом реквизирован, отец умер (через несколько месяцев скончается и мать). Нежелание участвовать в Гражданской войне и потребность реализовать свои идеи в жизнь привели его к решению покинуть Россию. Зворыкин с большими трудностями добрался до Омска, который был центром Белого движения. В Сибири ему поручили восстановить торговые связи с рядом зарубежных стран и закупить машины и оборудование, в том числе и для радиостанции в Омске. Зворыкин поехал в командировку – добрался до Севера, затем на ледоколе – до Архангельска, а оттуда – и до Нью-Йорка. Весной 1919 Зворыкин, выполнив поручение, через Тихий океан, Японию и Владивосток вернулся в Омск, где получил новое задание и вновь уехал в США.

Во время второй командировки правительство Колчака уволило Зворыкина со службы. Отныне его судьба была связана с Америкой. Одной из проблем было то, что Владимир Козьмич практически не владел английским языком. Сильный русский акцент остался у него на всю жизнь. В. К. Зворыкин сначала работал бухгалтером в Нью-Йорке, затем, с 1920, – в Питсбурге в исследовательской лаборатории компании «Вестингауз», где начал трудиться над созданием электронной телевизионной системы. Электронную передающую телевизионную трубку он назвал «иконоскоп» (от греческих слов «икон» – картина и «скоп» – видеть), а приемную трубку – «кинескоп» (от греческого «кинео» – двигаться).

В 1924 Зворыкин стал гражданином США, а в 1926 ему была присвоена ученая степень доктора философии. Между тем, руководство компании «Вестингауз» не видело перспектив в работе Зворыкина в сфере электронного телевидения. В начале 1929 В. К. Зворыкин встретился с эмигрантом из России Давидом Сарновым – вице-президентом компании RCA (Радиовещательная корпорация Америки), который поверил в успех телевидения. Владимир Козьмич перешел работать в RCA руководителем лаборатории телевидения в г. Камден (с 1934 он стал руководителем лаборатории электроники, с 1947 – вице-президентом RCA). В 1933 вместе со своей группой специалистов он завершил разработку электронной телевизионной системы и выступил в Чикаго на ежегодной конференции Американского общества радиоинженеров с докладом об иконоскопе. После этого имя Зворыкина стало широко известно во всем мире.

В 1936 в лаборатории Зворыкина был разработан первый электронный телевизор, пригодный для практического применения, а в 1939 Д. Сарнов осуществил организацию регулярного телевещания в США. В 1941-1942 В. К. Зворыкин вместе с лабораторией RCA переехал в г. Принстон (штат Нью-Джерси). В 1954 он стал почетным вице-президентом RCA и директором центра медицинской электроники при Институте Рокфеллера в Нью-Йорке.

Читайте так же:  Как получить освобождение от физкультуры в школе

За свою плодотворную деятельность Зворыкин был удостоен многих наград и премий. Значительная часть его идей была претворена в жизнь. Он сыграл важную роль в развитии цветного телевидения, электронной микроскопии, факсимильной связи, приборов ночного видения, дистанционного управления, медицинской электроники и др. Как ученый Владимир Козьмич отличался большим духом творчества, широким воображением и интуицией. Работал он всегда с большим энтузиазмом и настойчивостью.

В. К. Зворыкин неоднократно приезжал в СССР (первый раз – в 1933). Благодаря договорам с RCA в 1938 Советский Союз ввел в действие первую передающую станцию электронного телевидения в Москве и начал производство телевизоров «ТК-1». В 1967 Зворыкину удалось побывать и в родном, закрытом для иностранцев Муроме.

В. К. Зворыкин был два раза женат: первая жена – Татьяна Васильева, вторая жена – Екатерина Андреевна Полевицкая; дочери: Нина и Елена. В домашней жизни он во многом так и остался русским человеком. Любил принимать гостей, кататься на коньках, охотиться. Одним из его хобби было управление самолетом. К своему детищу – телевидению – в последние годы жизни Зворыкин стал относиться отчасти отрицательно, считая, что оно приводит к унифицированному мышлению. Умер В. К. Зворыкин в Принстоне. Тело его было кремировано, а прах развеян над любимым озером Тонтон, неподалеку от его загородного дома.

ИКОНОСКОП И ПРИНЦИП НАКОПЛЕНИЯ

Автор романа «Брат мой — враг мой» М. Уилсон проблему, стоящую перед В. К. Зворыкиным, выразил словами своего героя:
«Возьми, к примеру, придуманную у „Вестиигауза» систему распыления точечных фотоэлементов на листе слюды. Если им удастся уменьшить и сблизить эти точки, изображение получится четким и ясным. Тут необходимо вмешательство химика, а фирма „Вестингауз» может нанять тысячу химиков для работы над этой проблемой. И решение ее — только вопрос времени».
Химик «Радиокорпорации» С. Изиг нашел простой способ изготовления мозаичной мишени — напылением тонкого слоя серебра на слюдяную подложку и нагреванием ее в горячей печи. Тонкий серебряный слой при нагреве приобретает способность сворачиваться в гранулы. На слюдяной пластинке размером 10X10 см образовывалось несколько миллионов изолированных друг от друга гранул. Затем на серебряный подслой наносился цезий, обладавший повышенной чувствительностью к свету. С противоположной стороны слюдяная пластинка покрывалась сплошным металлическим слоем. Таким образом, каждый из миллионов миниатюрных фотоэлементов служил в то же время и миниатюрным конденсатором. Этой трубке В. К. Зворыкин дал название «иконоскоп» (от греческих слов eikon — изображение и skopeo — смотрю).

Любопытно, что В. К. Зворыкин среди своих более чем 80 изобретений в области телевидения патента на иконоскоп не имеет. В литературе порой упоминается его патент № 2021907 с приоритетом от 13 ноября 1931 года, чертеж в котором можно по внешнему сходству принять за схематическое изображение иконоскопа. Данный патент, однако, выдан на способ и устройство для наблюдения микроскопических биологических объектов в ультрафиолетовых лучах. Более ранние патенты В. К. Зворыкина на передающие трубки вообще не содержат описания характерных признаков иконоскопа. Такая ситуация породила немало толков и догадок, тем более что и патентное бюро США не смогло представить никаких материалов относительно авторских прав на прибор.
Вполне может быть, что запатентовать иконоскоп В. К. Зворыкину помешало изобретение венгерского специалиста К. Тиханьи, подавшего свою заявку в патентное ведомство США в 1929 году. В патенте К. Тиханьи описывается трубка, похожая на иконоскоп, но не формулируется принцип накопления. Держателем этого патента стала та же «Радиокорпорация».

Иконоскоп получил высокую оценку в советской печати. В частности, С. И. Катаев, горячий сторонник электронных методов в телевидении, писал: «Решительного пункта развитие электронно-лучевых приборов достигло в 1933 году, когда д-р Зворыкин выступил с опубликованием результатов работ по телевидению, ведущихся до этого в течение нескольких лет в лаборатории „Радиокорпорации» в США. Этой лаборатории, руководимой Зворыкиным, удалось построить электронный передатчик телевидения, основанный на совершенно оригинальном принципе, позволивший передавать изображения со значительно большей четкостью, чем лучшие передатчики с диском Нипкова. С этого времени вопрос о том, какое из двух направлений в развитии ¦телевидения следует считать решающим — механическое или электронное,— перестал быть темой дискуссии».


Ультрафиолетовый телевизионный микроскоп В. К. Зворыкина
— баллон, г — мишень, 3 — сетка, 4, 5 — отклоняющая система, 6 — прожектор, 7 — входное окно, 8 — оптика, 9 — объект наблюдения, 10 — источник УФ-лучей, 11—13 — усилитель, 14 — монитор

Надо отметить, что в США наступившая депрессия задержала осуществление коммерческого телевидения на семь лет.
После публикаций В. К. Зворыкина планы развития телевидения в нашей стране подверглись пересмотру. Было принято решение: в кратчайший срок ликвидировать отставание в данной области. Решить «проблему Зворыкина» поручили сектору телевидения Института телемеханики, которым руководил опытный инженер-исследователь Я. А. Рыфтин. Для разработки иконоскопа была создана первая в СССР лаборатория передающих телевизионных трубок во главе с Б. В. Круссером. Четко определились функции и других сотрудников сектора: обязанности по доработке приемной трубки взял на себя К. М. Янчевский, схемотехническую часть аппаратуры разрабатывали А. А. Железов и И. С. Абрамсон. В работе над иконоскопом Б. В. Круссеру помогали молодой инженер Н. М. Романова и лаборант Н. К. Аксенов. Опыты проводили на образцах уменьшенного объема, чтобы сократить время вакуумной обработки.

Увлеченные работой сотрудники частенько задерживались в лаборатории допоздна. Наконец, в один из июньских вечеров 1934 года иконоскоп заработал. Радости не было границ. Создатели советской электронной системы телевидения взялись за руки и закружились в веселом хороводе вокруг установки, а на экране светились буквы TV — изображение, переданное при помощи первого отечественного иконоскопа. В конце года группа Круссера научилась делать иконоскопы нормального размера на 180 строк, как и определялось правительственным заданием.

Читайте так же:  Как попасть в дом престарелых - условия, оформление документов

СОЗДАНИЕ ИКОНОСКОПА.

Несмотря на усилия, которые предпринимал Давид Сарнов, депрессия, охватившая Соединенные Штаты, нанесла удар и по его компании. Продажа радиоприемников, граммофонов и другой продукции стремительно сокращалась, что вынудило руководство компании пойти на проведение чрезвычайных мер. В октябре 1930 года пришлось остановить производство на заводе «Ар-си-эй Виктор» в связи с незначительным спросом на его продукцию. Продолжали работу лишь несколько отделов и среди них лаборатория телевидения Зворыкина. Как и прежде, Сарнов не сомневался, что выпускник Петербургского технологического института еще принесет большую пользу фирме.

Вера в уникальные способности Зворыкина не подвела руководителя компании. В 1931 году, трудном для «Ар-си-эй Виктор» и всей американской экономики, в работе Владимира Козьмича над передающей системой электронного телевидения появились новые многообещающие перспективы. Потратив немало лет на совершенствование передающей трубки с двусторонней мишенью, Зворыкин пришел к другой идее: сканировать электронным лучом непосредственно ту сторону мишени, на которую проецируется видимое изображение. В июне 1931 года руководимая им группа принялась за решение вопросов, связанных с разработкой такой трубки.

Проблем при конструировании прибора с односторонней мишенью оказалось немало. С большими трудностями была связана разработка технологии изготовления пластины, которая должна помещаться внутри трубки и при этом иметь на своей поверхности большое количество изолированных один от другого миниатюрных фотоэлементов. Как не раз бывало в истории науки и техники, прийти к необходимой технологии помог случай.

Один из сотрудников группы Зворыкина С. Иссиг забыл вовремя вынуть из печи обжига заготовку — слюдяную пластину, покрытую тонким слоем серебра. Когда с большим опозданием он достал эту пластину, оказалось, что за это время серебряная пленка превратилась во множество мельчайших застывших капелек серебра. Случайность помогла исследователям: как раз подобную структуру они пытались получить, используя различные технологические приемы. После серии дополнительных опытов была окончательно отработана уникальная технология получения так называемой мозаики фотоэлементов для сигнальной пластины передающей трубки.

К началу октября 1931 года Зворыкин с помощниками завершил разработку передающей трубки новой конструкции. Трубке с односторонней мишенью Зворыкин дал название «иконоскоп» (от греческих слов eikón — изображение и skopéo — смотрю, рассматриваю). Испытания образцов иконоскопа дали хорошие результаты, что вселяло надежду на возможность скорого создания практической системы электронного телевидения. В том же году Зворыкин подготовил проект передающей камеры с иконоскопом и видоискателем.

На стадии окончания этой разработки руководство Ар-си-эй дало указание сотрудникам держать информацию о появлении в компании опытных образцов принципиально новой передающей телевизионной трубки в строжайшем секрете. Для такого решения было несколько причин.

Прежде всего, следовало запатентовать иконоскоп, поскольку предыдущий опыт свидетельствовал, что конкуренты внимательно следят за разработками телевизионной лаборатории Ар-си-эй и некоторые личности не прочь нагреть руки на казусах патентной системы.

На этот раз патентный отдел «Ар-си-эй Виктор» оформил документы оперативно и заявка с описанием существа изобретения, сделанного Зворыкиным, была подана в патентный офис США 13 ноября 1931 года. И вновь, как в случае с кинескопом, патентные эксперты обнаружили ряд заявок других лиц, которые были противопоставлены заявке Зворыкина, поскольку имели схожий предмет изобретения.

Венгерский изобретатель К. Тиханьи обратился в патентное ведомство Великобритании с заявкой на изобретение трубки с односторонней мишенью еще в июне 1928 года. И хотя патент на свое изобретение он так и не получил, его заявка стала основанием для отказа Зворыкину в получении патента. Впрочем, К. Тиханьи оказался не единственным изобретателем, чье обращение в патентное ведомство лишало Зворыкина официального признания его выстраданного многолетними поисками изобретения.

В том же 1928 году в Британское патентное ведомство обращался Р. Бруни, изобретший трубку под названием «фотоскоп», также с односторонней мишенью. А еще раньше, в 1924 году, с заявкой на изобретение передающей камеры, имеющей мишень одностороннего действия, в Британское патентное ведомство обращались сразу двое — Дж. Блейк и Г. Д. Спунер.

Пройдет несколько лет после того, как В. К. Зворыкину было отказано в получении патента на изобретение иконоскопа, и общественность узнает его имя как человека, подарившего миру «чудо XX века» — электронное телевидение. Так что это — парадокс бюрократической патентной системы? Если да, то такими парадоксами полна история техники. Различие между изобретательством и созданием техники, востребованной обществом, доходчиво объяснил в одном из интервью знаменитый Т. А. Эдисон: «Очень легко делать удивительные открытия, но трудно усовершенствовать их в такой степени, чтобы они получили практическую ценность. Вот этим-то я и занимаюсь»[14].

[1]

Хотя запатентовать иконоскоп как принципиально новый прибор для передачи телевизионных изображений не удалось, в дальнейшем Зворыкин получил ряд патентов на частные решения и на тот же иконоскоп, но для специального применения.

По его первой заявке на изобретение телевизионной системы, поданной еще в 1923 году, патентный офис США в течение многих лет также не давал положительного решения, хотя несколько по другой причине. В начале 1920-х годов электронная система, разработанная Зворыкиным, была полностью новаторской, и патентные эксперты год за годом не соглашались с изобретателем, что такая система работоспособна. За все это время (патент на свое первое изобретение Зворыкин получит только в 1938 году, спустя пятнадцать лет (!) после подачи документов) заявка обросла разъяснениями автора, данными о проведении испытаний и т. п. Одновременно эта рекордная по продолжительности рассмотрения заявка принесла Владимиру Козьмичу пользу в борьбе с конкурентами, пытавшимися запатентовать электронные телевизионные системы, созданные позже.

Другой причиной, по которой руководство компании Ар-си-эй решило засекретить информацию о разработке иконоскопа, была необходимость доработать его конструкцию до такой степени, когда его «практическая ценность», о которой говорил когда-то Эдисон, уже ни у кого не будет вызывать сомнений.

После успешных испытаний образцов иконоскопа в октябре 1931 года Д. Сарнов сказал Зворыкину, что теперь его задача — превратить «лабораторный прибор» в устройство, которое будет полностью готово для массового производства. Предстояло разобраться в причинах появления помех, которыми сопровождалась работа иконоскопа, и устранить эти причины. Прежде чем объявлять о создании нового прибора, следовало решить связанные с его изготовлением и функционированием технологические, радиотехнические и другие проблемы.

Читайте так же:  6 принципов для успешной карьеры в 2019 году

К маю 1932 года иконоскоп был значительно усовершенствован. Испытания показали, что по основным техническим параметрам он существенно превосходит своего единственного конкурента — диссектор изображения Ф. Фарнсворта. Лаборатория продолжала трудиться над улучшением иконоскопа и других частей телевизионной системы, но как раз к моменту майских испытаний выяснилось, что для отдельных конкурентов достижение Зворыкина перестало быть «тайной за семью печатями». Руководитель исследовательского отдела «Ар-си-эй Виктор» А. Мюррей вместе с группой сотрудников перешел на работу в компанию «Philco», ту самую, которая двумя годами раньше призвала в свой коллектив «первопроходца» электронного телевидения Ф. Фарнсворта. И хотя сотрудничество с Фарнсвортом не принесло компании дивидендов, приглашение А. Мюррея, полностью осведомленного о работах Зворыкина, могло создать ей новые возможности для конкуренции.

Президент компании Ар-си-эй Д. Сарнов решает, что с работы Зворыкина по иконоскопу пора снять завесу секретности. Информация о его достижении поднимет не только интерес к телевидению, но и престиж компании. Летом 1933 года в Чикаго должна проходить Всемирная выставка, девиз которой: «Столетие прогресса». Во время выставки будет проведена Восьмая ежегодная конференция Американского общества радиоинженеров. На этой конференции Зворыкин сделает доклад об иконоскопе, что должно вызвать большой резонанс не только среди радиоспециалистов.

Выступление на конференции Американского общества радиоинженеров должно было стать важнейшим делом для Зворыкина в 1933 году. В том же памятном году незадолго до этого мероприятия Владимира Козьмича ждала встреча с коллегами по радиоэлектронике не откуда-нибудь, а из советской России.

1931 Г. Зворыкин создал первый иконоскоп – передающую трубку, которая

сделала возможным развитие электронных телевизионных систем. В 1933 г.

Шмаков и Тимофеев предложили более чувствительные передающие трубки –

супериконоскоп. Позволивший вести телевизионные передачи без сильного

искусственного освещения. Шмаков родился в 1885 г., в 1912 г. закончил МГУ,

Видео (кликните для воспроизведения).

работал (1924–30 гг.) в МВТУ, (1930–32 гг.) работал в МЭИ, в 1933 изобрел

супериконоскоп, (1935 – 37 гг.) заведовал лабораторией в Всесоюзном НИИ

телевидения в Ленинграде. Тимофеев родился в 1902 г., в 1925 г. закончил

МГУ, (1925–28 гг.) работал в МВТУ, в 1933 г. вместе со Шмаковым изобрел

иконоскоп. Остальные труды относились к области: фотоэффекта, вторичной

электронной эмиссии, разрядов в газах, электронной оптики. Разработал

конструкции электронных умножителей, электронно–оптических

В 1939 г. советский ученый Брауде предложил идею создания еще более

чувствительной передающей трубки названной суперортикон. К 1930 годам

относятся первые эксперименты с очень простыми передающими устройствами

получившими название видикон. Идея создания видикона была выдвинута

Чернышевым в 1925 году. Первые практические образцы видиконов появились в

Иконоскоп (рис. 7) представляет собой электроннолучевую трубку в которой с

помощью электронного луча и светочувствительной мозаики происходит

преобразование световой энергии в электрические видеоимпульсы. Иконоскоп

имеет стеклянный баллон (4) в котором находится светочувствительная мозаика

(6), состоящая из нескольких миллионов изолированных друг от друга зерен

серебра (Ag) покрытых цезием (Cs). Мозаика наносится на тонкую слюдяную

пластинку размером 100х100 мм. На обратной стороне слюдяной пластины

находится сигнальная пластина (5), представляющая собой миниатюрный

фотокатод, излучающий свободные электроны под действием света. Каждое зерно

светочувствительной мозаики совместно с сигнальной пластиной можно

рассматривать как элементарный конденсатор со слюдяным диэлектриком. При

освещении мозаики через линзу (2) светом отраженным от передаваемого

изображения (1), мозаика превращается в систему конденсаторов заряд которых

пропорционален освещенности соответствующих зерен. Свободные электроны

эмитируемые фотокатодом (5) собираются коллектором (3) на который падает

положительное по отношению к сигнальной пластине напряжение. Коллектором

служит проводящий слой нанесенный на внутреннюю стенку иконоскопа.

Электронный прожектор (8) создает луч, который с помощью отклоняющей

системы (7) построчно обегает все зерна мозаики и снимает с них

положительный заряд. Свободные электроны электронного луча занимают место

электронов вылетевших из мозаики в результате фотоэлектронной эмиссии.

Разряд микроскопических конденсаторов вызывает прохождение токов через

резистор нагрузки (Rн) и цепь катода (К) электронного прожектора. Падение

напряжения на резисторе (Rн) пропорционально освещенности элементарных

участков мозаики с которых в данный момент электронный луч снимает

положительный заряд. Недостатком иконоскопа является малый КПД и низкая

чувствительность. Для работы такого иконоскопа требуется очень большая

освещенность передаваемого объекта.

Это поколение ЭВМ связано с развитием микропроцессорной техники. В 1971 году компания Intel выпустила микросхему Intel-4004 — первый микропроцессор и родоначальник доминирующего и самого известного сегодня семейства.

История четвёртого поколения началось с того, что японская фирма Busicom (ныне уже не существует) заказала Intel Corporation изготовить 12 микросхем для использования их в калькуляторах различных моделей. Малый объём каждой партии микросхем увеличивал стоимость их разработки. Однако разработчикам удалось создать такое устройство — микропроцессор, который мог использоваться во всех микрокалькуляторах. Его тактовая частота — около 0,75 МГц. Процессор был четырёхразрядным, то есть позволял кодировать все цифры и специальные символы, что было достаточно для калькулятора.

Однако компьютеры работают не только с цифрами, но и с текстом. Для того чтобы закодировать все цифры, буквы и специальные символы, потребовался бы 8-разрядный процессор. Он появился в 1972 году и назывался Intel-8008, а в 1974 году появился процессор Intel-8080. Он был выполнен по NMOS-технологии (англ. N-cannel Metal Oxide Semiconductor), его тактовая частота составила 2 МГц, при этом в самом микропроцессоре было реализовано деление чисел.

Таким образом, история развития электроники подошла к созданию персональных компьютеров (ПК). Во второй половине 70-х гг. появилась потребность в компьютерах для одного рабочего места. Первые такие ПК базировались на 8-разрядных процессорах — Intel-8080 и процессорах фирмы Zilog Corporation — Z80. ОС для них разработала компания Digital Research CP/M (англ. Control Program for Microcomputers).

Создателями первого ПК были два молодых американских техника: Стивен Джобс, работавший в фирме Atari, и Стив Возняк из компании HewlettPackard. Летом 1976 года в гараже родителей Джобса они соорудили первый ПК и назвали его «Apple-I» — «яблоко». Для того чтобы достать необходимые детали Джобсу пришлось продать свой автомобиль «Фольксваген».

Читайте так же:  Для работы с клиентами важна смелость. а у вас она есть

Apple-I не имел ни клавиатуры, ни корпуса. В апреле 1977 года они сконструировали ещё один ПК — Apple-II (в это же время появилась и знаменитая эмблема фирмы Apple — надкушенное разноцветное яблоко), он имел одноплатную конструкцию и шину расширения, позволяющую подсоединять дополнительные устройства. Клавиатура была помещена в отдельный корпус. В качестве центрального процессора был взят надёжный 8-разрядный 6502. Память составляла всего лишь 8 Кбайт, но для её увеличения использовалась магнитофонная лента, запускаемая с обычного кассетного магнитофона. В дальнейшем к Apple-II были разработаны графические видеоадаптеры, дисковая ОС для управления ОП и нижний регистр для символов, который могли размешаться на экране в 80 столбцах.

За 10 с не большим лет ПК фирмы Apple (образована в 1977 году) завоевал рынок — было продано более 2 млн. экземпляров. Цена его колебалась в районе 1000 долларов.

Своим коммерческим успехом он обязан в значительной степени его открытой архитектуре и модульной системе, позволяющей расширять системы за счёт добавления новых устройств.

[2]

К 1980 году стал очевиден успех идеи ПК. Их рынок достиг нескольких десятков тысяч в год. Крупнейшая электронная корпорация США IBM, лидер в производстве компьютеров, уже совершила одну стратегическую ошибку, уступив рынок мини-ЭВМ компании Digital Equipment Corporation (DEC). Ещё одним поводом для беспокойства стал успех компьютеров фирмы Apple Computer. И IBM решает быстро захватить рынок ЭВМ. Сомнений не было, что для этого нужно создать новую модель ПК. Для этого нужен был новый процессор (взамен устаревшего 6502 или Z80) — им стал процессор Intel-8088.

В 1976 году компания Intel начала усиленно работать над микропроцессором Intel-8086. Размер его регистров был увеличен вдвое, что дало возможность увеличить в 10 раз производительность по сравнению с 8080. Кроме того, размер адресной шины был увеличен до 16 бит, чем опередил своё время — ему дополнительно нужна 16-разрядная микросхема.

В 1979 году был разработан новый процессор — Intel-8088, не отличавшийся от своего предшественника, но он имел 8-разрядную шину данных — это позволяло использовать популярные в то время 8-разрядные микросхемы. Первоначально процессор работал частотой в 4,77 МГц, но впоследствии другие фирмы разработали совместимые с ним 8- и 10-мегагерцовые процессоры. Итак, 12 августа 1981 года IBM впервые представила свой ПК, который так и назывался IBM PC (англ. Personal Computer). Он имел процессор Intel-8088, два дисковода для гибких дисков по 160 Кбайт и ОП 64 КБайт с возможностью расширения до 512 Кбайт. В ПЗУ PC был помещён язык программирования Бейсик. IBM разработала свой собственный дисплей, который имел хорошую контрастность, символы на нём легко читали и не утомляли глаз мерцанием. В 1983 году IBM выпустила новую модель PC XT (англ. eXtended Technology) с жестким диском — винчестером — емкостью 10 Мбайт и ОП 640 Кбайт. Работал PC под управлением MS DOS компании Microsoft — ныне крупнейшего производителя программного обеспечения.

К 1982 году невероятная популярность нового компьютера привела к созданию многочисленных аналогов. К 1984 году IBM-совместимых компьютеры выпускали более 50 компаний, а в 1986 году объём продаж клонов превысил собственный объем продаж фирмы IBM. Архитектура IBM PC завоевала весь мир: никакой другой фирме, будь то Apple Macintosh, NeXT, Amiga или другим, не удалось занять место рядом с IBM.

Презентация нового PC — IBM PC AT (англ. Advanced Technology) — состоялась в 1984 году. AT был построен на основе нового микропроцессора — Intel-80286, который был представлен в 1982 году. Микропроцессор имел 16-разрядную шину данных и 16-битный внутренние регистры. Первый Intel-80286 работал на частоте в 6 МГц, впоследствии доведенной до 20 МГц. В общем, AT в 5 раз был производительнее, чем XT.

Главным преимуществом Intel-80286 была способность работать с дополнительной памятью. Он имел 24-разрядную адресную шину, что позволяло работать с ОП до 16 Мбайт. Intel-80286 мог работать с виртуальной памятью размером до 1 Гбайта.

Тем временем в январе 1984 г. состоялась презентация первого компьютера Macintosh компании Apple Computer. Эти компьютеры сыграли значительную роль в развитие PC. Он имел 9-дюймовый монитор с чрезвычайно высокой четкостью изображения и занимал мало места на рабочем столе, число соединительных кабелей в системе было минимальным.

Видео (кликните для воспроизведения).

В 1988 году компанией Intel был разработан микропроцессор Intel-80386SX, в общем, ничем не отличавшийся от Intel-80386DX, однако он стоил дешевле и использовал 16-разрядную внешнюю шину данных.

Источники


  1. Перевалов, В.Д. Теория государства и права / ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. — М.: Норма; Издание 2-е, испр. и доп., 2003. — 616 c.

  2. Кони, А.Ф. Уголовный процесс: нравственные начала; М.: Современный гуманитарный университет; Издание 3-е, испр. и доп., 2011. — 150 c.

  3. Милантьев, В.П. История и методология физики / В.П. Милантьев. — М.: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2016. — 578 c.
  4. Теория государства и права. — М.: КноРус, 2009. — 384 c.
  5. Медик, В. А. Заболеваемость населения. История, современное состояние и методология изучения / В.А. Медик. — М.: Медицина, 2016. — 512 c.
Иконоскоп зворыкина — ключ к телевизионному бизнесу
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here