Фатка — это закон сша о налогообложении иностранных счетов

Сегодня предлагаем обсудить важные аспекты на тему: "Фатка — это закон сша о налогообложении иностранных счетов" с профессиональной точки зрения и понятным языком. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то дочитайте до конца, а если не найдете ответа, то всегда можно обратиться к нашему дежурному юристу.

ФАТКА: Закон США о налогообложении иностранных счетов (ФАТКА)

C 1 января 2013 года иностранные финансовые учреждения (включая находящиеся на территории Российской Федерации) должны заключить соглашения с американским налоговым ведомством IRS с целью выявления счетов американских налогоплательщиков и информирования о них налогового ведомства США.

Невыполнение этого требования грозит иностранным финансовым учреждениям санкциями в виде удержания 30% сумм от доходов, полученных на территории США.
Большинство иностранных государств, с целью избежания негативного воздействия на финансовые учреждения, заключили с Соединенными штатами Америки соглашение (IGA) о выполнении ФАТКА. К сожалению, переговоры Российской Федерации с США по заключению IGA не привели к желаемому результату. Министр финансов РФ озвучил информацию о разработке проект закона об исполнении ФАТКА российскими банками, кроме того, с целью снижения негативных последствий от невыполнения требований ФАТКА российские банки должны зарегистрироваться в американском налоговом органе и получить регистрационный код (GIIN), кроме того необходимо еще заключить соглашение с американским налоговым органом (IRS) о выполнении ФАТКА.
Цель семинара рассказать о требованиях ФАТКА, описать процедуры заключения соглашения, особенности регистрации и порядок выявления американских налоговых резидентов.
Семинар рассчитан на работников кредитных и финансовых учреждений, которые отвечают за работу с клиентами, расчёты в иностранной валюте, службу Комплаенс, систему внутреннего контроля и налоговые расчёты.

— Причины принятия закона.
— Требования ФАТКА.
— Анализ графика поэтапного вступления в силу элементов закона.
— Место ФАТКА в российской финансовой системе – подход правительства.
— Ожидаемые юридические проблемы и идеи их решения.
— Российское законодательство, особенности выполнения ФАТСА.
— Действия финансовых учреждений России по отношению к ФАТКА:

Этап 0: Стратегия – участвовать или нет, как минимизировать потери (включая реорганизацию)

— анализ клиентского портфеля;
— определение масштабов влияния;

— принятие решения/ подписание договора с IRS.

Этап 1: Участвовать — оценка масштаба изменений и планирование:

— анализ продуктового портфеля;
— сбор информации и анализ;
— планирование и разработка проекта.

Этап 2: Подробный проект и его реализация:

— разработка ФАТКА процессов, процедур, политик;
— проведение тренингов/ обучение персонала;
— система контролей исполнения требований ФАТКА.

Этап 3: Контроль и координация реализации, обеспечение встраивания ФАТКА процессов:

— оценка эффективности и корректности исполнения ФАТКА процессов (идентификация американских персон; полнота и корректность выявления платежей, подлежащих удержанию; отчетность в IRS).

Налогообложение иностранных счетов

После введения американского закона о налогообложении иностранных счетов (Foreign Account Tax Compliance Act, FATCA) у граждан России возникли справедливые вопросы: кто, какую информацию должен предоставлять федеральным чиновникам США (и вообще должна ли Россия участвовать в этой деятельности). Давайте разбираться.

FATCA: основные положения закона

В соответствии с законом о налогообложении иностранных счетов — FATCA, граждане США должны предоставлять достоверную информацию о своих счетах за рубежом. Кроме этого, все финансовые учреждения (банки, страховые компании, депозитарии) других стран тоже обязаны отправлять сведения о счетах, открытых американцами.

Получается, что США «включили» систему тотального контроля за деятельностью граждан за рубежом, а также за доходами, получаемыми вне пределов США. В отличие от России, где налоговыми резидентами признаются лишь те граждане, что проживают на территории страны не менее 183 дня за минувшие 12 месяцев, в Америке налоги платят все, вне зависимости от места фактического проживания.

Санкции: как «наказывают» за невыполнение требований закона

Межправительственные договоры по FATCA подписали многие европейские государства. Банки, не выполняющие обязательства по передаче информации о счетах американских граждан, попадают под санкции. Причем они касаются не только самого финансового учреждения, но и всех его клиентов. Аналогично и с государствами: санкции коснутся всех клиентов всех банков «провинившегося» государства.

При нарушении требований ФАТКА налоговые органы США снимают 30 % при совершении следующих операций:

  • получение выплат от физических лиц, компаний на территории США (в том числе по процентам, дивидендам, премиям);
  • зачисление прибыли от реализации движимого или недвижимого имущества, сдачи его в аренду;
  • перевод сквозных платежей некоторых видов.

Россия официально не ратифицировала соглашение ФАТКА из-за особенностей мировой политики. Но отечественные банки, чтобы не попасть под удар и не навредить своим клиентам, согласились добровольно участвовать в глобальном обмене информацией. Сегодня более 90 % российских компаний банковского сектора зарегистрировались в федеральной налоговой службе США и получили промежуточный идентификационный номер (GIIN).

Кого коснутся нормы FATCA?

ФАТКА — закон США о налогообложении иностранных счетов — издан с целью выявления налоговых резидентов этой страны по всему миру. Американские власти ищут любые пути для сбора налогов с доходов, полученных за пределами Штатов.

Чтобы попасть в число «счастливчиков», достаточно удовлетворять хотя бы одному из следующих условий:

  • быть гражданином США (или родиться в этой стране);
  • иметь разрешение на постоянное проживание на территории этой страны (Green Card);
  • проживать на территории США свыше 183 дней за последние 3 года (не обязательно подряд);
  • отказаться от заполнения анкеты, определяющей статус налогоплательщика;
  • иметь почтовый адрес (в т. ч. абонентский) в США.

Если у вас нет иного гражданства, кроме российского, а также вида на жительства в государствах за пределами ЕАЭС, от заполнения анкеты FATCA можно отказаться без последствий со стороны США.

Обратите внимание: американские власти собирают информацию не только о физических, но и о юридических лицах. Для них подтверждениями статуса налогового резидента могут быть:

  • наличие почтового адреса, номера телефона или офиса, зарегистрированного на территории США;
  • отсутствие адреса для доставки выписок по счетам (например, на конверте просят указать «до востребования»);
  • проживание в другой стране лица, имеющего право подписи или любую доверенность от лица компании;
  • наличие договоренностей о регулярных денежных переводах на американские счета.

Поэтому, если физическое или юридическое лицо является налоговым резидентом США и не намерено скрывать доходы от властей, следует заполнить форму W-9, по которой налоговые агенты рассчитают сумму платежа в федеральный бюджет. Во всех остальных случаях сведения о себе, компании или доходах предоставлять не нужно.

Правильное заполнение форм по требованиям ФАТКА

Часто при открытии счетов в отечественных или зарубежных банках клиентов просят заполнить форму ФАТКА. Обязательной эта процедура является только для американских налогоплательщиков. Однако финансовые эксперты рекомендуют и всем остальным не отказываться от подобной формальности, чтобы не получить отказ в банковском обслуживании.

Для юридических лиц в анкету включен пункт о типе компании (финансовая или нефинансовая), помогающий определить дальнейший перечень сведений, необходимый по требованиям американского закона. В одном случае достаточно будет просто поставить пару галочек в готовой форме, а в другом — предоставить сведения о бенефициарах, чтобы подтвердить отсутствие среди них тех, кто пытается укрыться от налоговой системы США.

Читайте так же:  Гчп - это государственно-частное партнерство. понятие, формы и области применения государственно-час

Определить тип компании несложно:

  • к финансовым институтам относят банки, инвестиционные и страховые компании, депозитарные организации, а также все юридические лица, состоящие с ними в одном холдинге;
  • нефинансовыми считаются все остальные организации, включая НКО.

Нефинансовые организации делятся на активные и пассивные. Для зачисления в первые необходимо соответствовать минимум одному признаку из следующего списка:

  • менее 50 % дохода приходится на пассивные способы его получения;
  • ценные бумаги компании торгуются на биржах или иных официальных торгах;
  • компания зарегистрирована в США и имеет среди акционеров граждан этой страны;
  • компания обслуживает финансовые интересы других (нефинансовых) организаций;
  • юридические лица, прекратившие финансовую деятельность в течение последних 5 лет.

Соответственно, все остальные нефинансовые институты — это пассивные компании, более половины прибыли которых формируется за счет процентов, платежей по аренде, дивидендов и т. п.

Чтобы не попасть под санкции, все юридические лица из категории финансовых, должны пройти регистрацию в налоговых органах США с целью присоединения к ФАТКА. Пассивные нефинансовые организации просто отчитываются по бенефициарам, а активные — подтверждают свой статус путем отметки в соответствующих строчках формы.

Кстати, если при заполнении формы тип организации был определен ошибочно (или поменялся впоследствии), то никаких карательных мер за это не последует. Банк самостоятельно предложит исправить неточности при выявлении ошибки.

Российское законодательство о налогообложении иностранных счетов

Помимо нашумевшего американского закона, не стоит забывать и о требовании отечественных налоговых органов. ФНС опубликовала письмо под номером № БС-2-17/771, где расписаны случаи, когда средства на зарубежных счетах облагаются налогом.

Оказывается, если физическое или юридическое лицо, будучи налоговыми резидентами РФ, хранят средства на счетах иностранных банков, на них распространяются обязательства, предусмотренные п. 5 ст. 12 № 173-ФЗ.

В частности, речь идет о представлении отчетов о создании, закрытии счетов в банках других государств, а также о движении средств и проводимых операциях (для физических лиц — ежегодно до 1 июня, для ИП и юридических лиц — поквартально). Для нерезидентов необходимость регулярных отчетов отсутствует (даже если они по-прежнему являются гражданами России).

Получается, что с иностранных счетов требуется уплатить НДФЛ (сейчас — 13 %) всем, кто пробыл на территории страны минимум 183 дня в течение минувших 12 месяцев. Причем для предпринимателей сроки иные: достаточно после года отсутствия приехать хотя бы на 1 день, чтобы вновь получить статус резидента.

ФАТКА — это закон США о налогообложении иностранных счетов

Экспертная точка зрения по поводу эффективности американского законодательства о налогообложении иностранных счетов отличается противоречивостью и полярностью оценок. Одни считают, что в мире формируется прогрессивная и эффективная система международной кооперации в налогообложении. Практически все развитые государства заключают межправительственные договоренности о взимании налогов с иностранных счетов своих налогоплательщиков. То, что было начато в 2010 году в рамках закона США ФАТКА, продолжается в других процессах по всему миру.

Финансовая оккупация мира?

У оппонентов иная оценка происходящего. Противники закона ФАТКА считают, что за последние несколько лет происходит негласная тихая финансовая оккупация мира со стороны Соединенных Штатов.

Их аргументы: современные американские законы отличаются своей территориальной «глобальностью». Их выполнение часто возлагается на граждан и компании других стран. Самым ярким проявлением такой экстерриториальности является удержание налогов по ФАТКА.

Контекст принятия закона

Разговоры о целесообразности нового закона шли в течение долгого времени, идея возникла не в один день. Фоном принятия закона была беспрецедентная борьба государства за полноценную собираемость налогов.

По ходу дебатов в Конгрессе США приводились цифры финансовых потерь, поражающих воображение. Вследствие создания мутных офшорных схем бюджетные потери составляли около ста миллиардов долларов США ежегодно.

«И спрятать деньги в офшоре» — фраза стала классической даже в сериалах о любви. Но по данным налоговых сыщиков и экспертов, деньги прятались не только в офшорах, но и попросту в других странах мира. У американских граждан появилась нехорошая привычка держать свои денежные средства в иностранных банках и других финансовых конторах. Это никак не укладывалось в американское налоговое законодательство, согласно которому граждане США должны платить налоги только в бюджет своей страны вне зависимости от того, где были получены основные доходы.

Независимый финансовый игрок на поле

США – единственная страна, которая в вопросах налогообложения не обращает ни малейшего внимания на фактор территориальности. Как только человек получает паспорт гражданина США (и даже грин-карту), он мгновенно становится объектом пристального внимания IRS – американской налоговой инспекцией.

Если, к примеру, американский специалист занимает в российской компании высокий пост и получает высокую конкурентную оплату труда с различными выплатами и корпоративными бонусами, он будет вынужден заплатить более чем солидные налоги в американскую казну.

Как это начиналось

Знаменитый ФАТКА – это русская версия английской аббревиатуры FATCA — закона о налоговой отчетности по зарубежным счетам. Этому закону почти десять лет, он был принят в 2010 году в качестве метода борьбы с уклонением от налогов. В США налоговые преступления традиционно считаются тяжелыми статьями с весьма неприятными сроками и штрафами в качестве наказания.

Но если раньше эти особенности были исключительно внутренним делом, то с 2010 года в этот круговорот оказались вовлечены и иностранные финансовые организации. Теперь они были вынуждены отчитываться о денежных движениях своих клиентов, которые были американскими налогоплательщиками, перед службой внутренних доходов США.

Уклоняясь от такого рода отчетности, зарубежные финансисты рисковали подпасть под жесткие санкции, включающие штрафы и даже закрытие корреспондентских счетов в банках США.

Первой сдалась Швейцария

Все началось с борьбы за раскрытие тайны, которая была неприкосновенной в течение столетий. Это была информация о вкладах американцев в швейцарских банках, которых Вашингтон считал налоговыми уклонистами. Выяснилось, что в то время лишь в одном швейцарском банке UBS находились деньги без уплаты налогов, принадлежащие 52000 американским гражданам.

[2]

В ответ на требование Минюста США банк UBS был вынужден заплатить $780 млн штрафа. Одновременно банк раскрыл четыре тысячи имен своих американских вкладчиков. Это было началом победного пути налоговиков, у них выросли крылья. Именно на этом фоне был создан проект ФАТКА — закон США о налогообложении иностранных счетов.

Шок в сообществе

Государственные органы и банки разных стран реагировали на принятие закона ФАТКА в большинстве своем негативно. Более того, можно сказать, что это был шок, связанный с беспрецедентным усилением зависимости от США, в которой европейские банки находились в течение долгого времени и без нового закона.

Все дело было в одной особенности функционирования мировой финансовой системы, позволяющей США ее контролировать. Это монополизм американского доллара, который является международной валютой. Подавляющее большинство транснациональных расчетов производится в долларах США и через американскую банковскую систему. Нью-Йоркская биржа является излюбленным местом размещения ценных бумаг крупнейших компаний и банков со всего мира.

Читайте так же:  Источники повышенной опасности (гк рф)

Часть финансовых экспертов считает, что сложившаяся ситуация с американским финансовым диктатом сформировалась вследствие целенаправленных действий США с помощью своей знаменитой Федеральной резервной системы. Эти действия называют созданием «доллароцентричной финансовой системы». Есть и противники конспирологической версии, о чем будет написано ниже.

Но если до введения закона ФАТКА банки находились под косвенным влиянием США, то новая схема борьбы с американскими нарушителями налоговой дисциплины привела к прямому контролю над банками мира со стороны налоговых органов США. Если разобраться, то независимые в прошлом финансовые системы разных стран стали выполнять роль филиалов налоговых и других ведомств США.

Вода камень точит

Одно дело – принять закон в своей стране. Совсем другое – договориться о его исполнении иностранными государствами, особенно на фоне общего негатива и потока критических статей в СМИ. Этим нелегким делом занялся Госдепартамент США. Он начал переговоры по поводу новых международных соглашений о так называемой трансграничной отчетности.

Американские налоговики предлагали две модели взаимодействия на выбор. Первый вариант включал в себя подготовку отчетности в местные налоговые органы, которые, в свою очередь, отправляли консолидированные документы в США. Вторая модель предполагала формирование отчетов в американские налоговые органы напрямую.

Поговорка «вода камень точит» идеально подходит под упорную и терпеливую работу Госдепартамента США с каждой из стран мира. Перед вводом в действие закона в июле 2014 года далеко не все страны подписали стандартные соглашения по ФАТКА.

Чтобы не попасть под штрафные санкции в 2014 году, был придуман компромиссный вариант: подписанное некоторыми странами «принципиальное согласие» о будущих намерениях.

Через три года соглашение (или «принципиальное» согласие) было подписано уже в 113 государствах мира.

Последствия

Невыполнение требований закона ФАТКА – это значительные риски для банков любой страны, включая российских. Природа этих рисков связана как с репутацией банка, так и со штрафами в виде изъятия 30 % от денежных средств в рамках международных переводов.

Репутационные потери заключаются в потере доверия в международном банковском сообществе. С точки зрения этого сообщества, финансовые организации, не участвующие в системе ФАТКА, – это потенциально нежелательные партнеры из-за отмывания денег, неуплаты налогов и т. д.

В дополнение к этим бедам, ведение финансовых дел с банками вне системы ФАТКА стало приносить лишние расходы, связанные с дополнительными административными действиями. Получался замкнутый круг: чем больше банков принимало условия ФАТКА, тем сложнее было работать «вольным» финансистам.

ФАТКА и МИД России

В российском контексте с законом ФАТКА связаны сплошные законодательные противоречия. Прежде всего это связано с соблюдением банковской и налоговой тайны, а также с конфиденциальностью персональных данных. К тому же удержание 30 % денежных средств в виде штрафных санкций никак не является легитимным, с точки зрения российских законов.

Конечно же, МИД России не мог оставаться в стороне и озвучил мнение о нарушении суверенитета стран и, самое главное, противоречии с российским законодательством. Принудительное исполнение налоговых требований чужого государства и другие статьи закона делает недопустимым сотрудничество российских банковских структур с органами внутренних доходов США. Эта точка зрения была озвучена в специальном письме МИДа РФ в 2014 году, в момент вступления в силу закона ФАТКА.

Самостоятельные банковские решения

Так или иначе, российским банкам нужно было находить решения для нормальной дальнейшей деятельности на международном уровне. Межгосударственного соглашения по закону ФАТКА с Россией нет. Поэтому каждому банку пришлось присоединяться к системе самостоятельно с помощью соглашений о присоединении.

В тексте таких соглашений содержится информация о том, что американские налоговики оставляют за собой право оценивать предоставляемую им отчетность и дополнительные сведения в целях ФАТКА от российских банков. Это право позволяет им исключить банк из списка присоединившихся организаций к системе ФАТКА, если его отчетность перестанет их устраивать.

Без конспирологии

Критики конспирологических теорий обращают внимание на то, что американские налоговые органы не требуют, а просят зарубежные финансовые организации информировать их, имеются ли определенные лица с американским гражданством среди их клиентов.

На государственном российском уровне у закона ФАТКА статус остался неопределенным. Министерство финансов ссылается на старые документы и считает, что вполне достаточно будет действующего с 1992 года договора между США и РФ «О предотвращения двойного налогообложения и уклонения от налогов…».

Что же касается закона ФАТКА европейской версии, то большинство развитых стран, начиная с Великобритании, Германии и Франции, давно заключили с США соглашения, которые освобождают местные банки от отдельных договоров. Более того, эти соглашения носят двусторонний характер: США также будут передавать информацию об американских счетах европейских граждан налоговым службам стран-партнеров.

История введения в силу закона ФАТКА – это отличный кейс для поведенческих исследований в периметре международного сотрудничества в условиях глобализации.

Закон США о налогообложении иностранных счетов (FATCA) в российском правовом поле

Принятый в США Закон о налогообложении иностранных счетов — Foreign Account Tax Compliance Act (далее — FATCA), вступающий в силу с 1 января 2013 г., предусматривает внесение существенных изменений в порядок налогообложения операций, осуществляемых резидентами США через иностранные финансовые организации. Применение FATCA требует от иностранных финансовых организаций заключить специальные соглашения с налоговой службой США (далее — IRS) о контроле за наличием счетов, открываемых налогоплательщиками США в иностранных банках, и об информировании о них налоговой службы США.
Целью FATCA является внедрение механизма, направленного на предотвращение уклонения от уплаты налогов с доходов, получаемых американскими гражданами и резидентами за пределами США. В связи с этим США хотят, чтобы на уровне внутреннего законодательства других государств были установлены процедуры идентификации клиентов, аналогичные тем, которые предусмотрены FATCA. Закон о налогообложении иностранных счетов ужесточает требования к представлению отчетной информации в IRS, применяемые к иностранным финансовым учреждениям и другим финансовым посредникам, получающим определенные виды доходов из источников выплат в США.

ФАТКА — это закон США о налогообложении иностранных счетов

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Закон США о налогообложении иностранных счетов (FATCA): информация Минфина России

Рассмотрено обращение относительно принятого в США Закона о налогообложении иностранных счетов (Foreign Account Tax Compliance Act — FATCA).

В сентябре 2011 г. МИД России и ЦБР по просьбе Минфина России дали свою оценку данному закону. Она сводится к следующему: FATCA нарушает принцип суверенного равенства государств; российское законодательство не предусматривает принудительного исполнения требований налоговых органов США; в нашей стране за разглашение банковской тайны, к которому приведет выполнение положений FATCA российскими организациями, предусмотрена ответственность, включающая возмещение ущерба.

Проблемы, связанные с FATCA, обсуждаются в рамках Комитета по налоговым вопросам ОЭСР. Минфин России участвует в его работе в качестве наблюдателя.

Члены комитета пришли к выводу, что обмен информацией, интересующей налоговые органы США, не должен осуществляться в обход правительственных компетентных органов и соглашений об избежании двойного налогообложения.

Читайте так же:  Выключаемся вовремя, правильно организовываем рабочее время и делаем перерывы во время работы - это

Тем не менее в рамках ОЭСР солидарной позиции по отношению к FATCA не сформировано. Более того, наметился своего рода «сепаратный» подход. Дело в том, что 5 ведущих европейских государств (Великобритания, Германия, Испания, Италия и Франция) за спиной других членов организации договорились с США о реализации требований FATCA через имеющиеся межправительственные каналы обмена налоговой информацией. В результате было принято Совместное заявление от 08.02.2012.

После того, как механизмы реализации положений FATCA будут отработаны участниками заявления и преданы огласке, Минфин и ФНС России смогут начать консультации с Налоговой службой США по отработке двусторонних договоренностей на этот счет.

По мнению Минфина России, обмен информацией с американской стороной должен строиться на взаимной основе, осуществляться в рамках Российско-американского Договора об избежании двойного налогообложения от 17.06.1992 и подвергаться всем ограничениям, установленным нашим законодательством.

Минфин России сформулировал свою позицию по проблеме реализации положений принятого в США Закона о налогообложении иностранных счетов (FATCA)

Закон о налогообложении иностранных счетов (FATCA), вступающий в силу с 1 января 2013 года, предусматривает внесение существенных изменений в порядок налогообложения операций, осуществляемых резидентами США через иностранные финансовые организации. Механизм применения FATCA требует от иностранных финансовых организаций заключить специальное соглашение с налоговой службой США (IRS) по вопросам осуществления контроля за наличием счетов, открываемых налогоплательщиками США в иностранных финансовых организациях, и информировать о них налоговую службу США.

Неучастие в FATCA российских финансовых организаций создаст для них дополнительные правовые и репутационные риски, связанные с возможными санкциями со стороны IRS и иностранных финансовых организаций, в частности, в виде принудительного изъятия 30 процентов от сумм международных банковских переводов, а выполнение требований FATCA — риски нарушения российского законодательства о банковской, налоговой тайне, а также о персональных данных.

Видео (кликните для воспроизведения).

В рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) не сформировано солидарной позиции по отношению к FATCA. Вместе с тем ряд европейских государств (Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания) уже достигли договоренности с правительством США о формате участия в FATCA.

В настоящее время отсутствует согласованное решение российских государственных органов, направленное на решение вопроса о присоединении РФ к совместному заявлению указанных европейских государств и США об участии в FATCA.

На заседании членов группы 10 Комитета ОЭСР по налоговым вопросам представители Минфина России достигли принципиальной договоренности с представителями IRS о проведении переговоров по проблеме реализации положений FATCA. Кроме того, делегация ФНС России обсудила проблемы обмена налоговой информацией в рамках данного Закона с руководством налоговой службы США.

Вместе с тем Минфин России отмечает, что в любом случае обмен информацией с американской стороной должен строиться на взаимной основе, причем не на основе специального межправительственного соглашения, а строго в рамках российско-американского договора об избежании двойного налогообложения.

Закон США о налогообложении иностранных счетов США (FATCA) и Конвенция ОЭСР «Об автоматическом обмене налоговой информацией» (GATCA — AEoI — CRS)

– имплементация в Российской Федерации

  • За период FATCA сертификации, который закончился 31 декабря 2018 года сертификаты, заполненные ответственным сотрудником по FATCA (RO) должны быть представлены не позднее 1 июля 2019;
  • IRS продолжает напоминать финансовым учреждениям о необходимости держать актуальными точки контакта («РОС») и ответственного сотрудника („RO“);
  • Обновление списка часто задаваемых вопросов и Руководства пользователя FATCA;
  • Ответ юридического департамента Банка России о порядке расторжения договора банковского счета по основаниям законов № 173-ФЗ и № 340-ФЗ и о возможности использования спецсчета в ЦБ РФ и о необходимости уведомления Росфинмониторинга о факте расторжения;
  • Приказы ФНС об изменении перечня стран с которыми осуществляется обмен страновыми отчетами и финансовой информацией в рамках конвенций CBCR и CRS.

Выдаваемый документ: Сертификат установленного образца.
Действующая акция: СКИДКА 20% на второго и последующих участников!

Тема 1. Закон США о налогообложении иностранных счетов США (FATCA) (3 часа).

Стоимость первой темы: 6800 руб.
Форма обучения: очно / вебинар

Тема 2. Конвенция ОЭСР «Об автоматическом обмене налоговой информацией» (GATCA — AEoI — CRS) – имплементация в Российской Федерации (3 часа).

Стоимость второй темы: 6800 руб.
Форма обучения: очно / вебинар

Стоимость мероприятия: 11500 руб.
Форма обучения: Вебинар

Проблемы применения закона США о налогообложении иностранных счетов (FATCA)

студент Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, Россия

старший преподаватель Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, Россия

Проблемы применения закона США о налогообложении иностранных счетов (FATCA)

В 2010 году в США был принят закон, именуемый как “The Foreign Account Tax Compliance act ”, иначе — FATCA. С 1 января 2013 года он вступил в полную силу. Смысл закона сводится к следующему: США в лице IRS (Налоговая служба) в целях улучшения своей системы налогообложения будут использовать зарубежные финансовые институты (например, такие, как банки) в качестве своих агентов для получения информации о счетах своих граждан. Более того, они будут получать информацию о счетах юридических лиц, в которых прямым или косвенным образом задействованы активы американских налогоплательщиков в размере 10% и более от доли юридического лица. Самым, пожалуй, важным принципиальным моментом данного “события” является то, что необходимость получения США информации о своих налогоплательщиках вменяется как обязанность финансовым институтам других стран. Ибо в случаях несоблюдения данных требований могут применяться санкции, самая видная из которых означает следующее: с каждой проводимой транзакции финансового института потенциально может быть удержано Соединенными Штатами и их финансовыми агентами 30% от общей суммы транзакции.

Для полного понимания цели закона, необходимо кратко рассмотреть историю появления самой идеи закона. В 2006г. в США проводилась аналитика, в соответствии с которой было установлено: приблизительно 385 млрд. долларов – эта та цифра, которую теряет американский бюджет из-за использования американцами схем уклонения от уплаты налогов[1]. Далее, в 2009 году проходило судебное разбирательство между США и швейцарским банком-гигантом UBS. Правительство США подало в федеральный суд Майами иск на основании того, что банк помогал 52000 американских граждан прятать свои деньги от налогообложения. Де-факто, Правительство США требовало нарушения банковской тайны. И оно своего добилось: UBS подписало мировое соглашение, в результате которого раскрыло информацию о своих клиентах и выплатило штраф в размере 780 миллионов долларов[2]. Именно так и появилась идея создания FATCA – закона, который будет обязывать зарубежные финансовые институты раскрывать всю информацию о счетах своих налогоплательщиков. Только теперь без суда, а как бы на основании закона.

По своей природе данный закон носит экстерриториальный характер: хотя закон был принят в границах одного государства – США, де-факто его влияние распространяется на весь финансовый мир. Важно заметить, что это влияние по большей части носит императивный характер, то есть устанавливается вертикаль подчинения между финансовыми институтами во всем мире и Налоговой службой США (далее – IRS). В сентябре 2011 года МИД РФ совместно с Банком России по просьбе Минфина дали следующую оценку данному закону:

Читайте так же:  Главные природные заповедники россии

— FATCA нарушает принцип суверенного равенства государств

— Российское законодательство не предусматривает принудительного исполнения требований налоговых органов США

— В Российской Федерации за разглашение банковской тайны, к которому приведет выполнение положений FATCA российскими организациями, предусмотрена ответственность, включающая возмещение ущерба[3].

Основные требования FATCA заключаются в следующем:

— Поиск соответствующим финансовым институтом счетов американских налогоплательщиков

— Ежегодное предоставление найденной информации в IRS

— При совершении платежей удерживать и переводить в IRS 30% от суммы перечисляемых денежных средств в случае, если получателем платежа является налогоплательщик США, а перечисляемые денежные средства являются доходом из источников, подлежащих налогообложению в соответствии с налоговым законодательством США[4].

Далее, в самом законе предусматривается два варианта реализации его положений. Первый вариант заключается в следующем: финансовые институты конкретного государства обязуются исполнять требования FATCA посредством регистрации на сайте соответствующего налогового ведомства[5]. Второй вариант предполагает заключение межгосударственного соглашения США с соответствующим государством; последнее берет на себя обязанность контролировать ситуацию в своих финансовых институтах, не допускать уклонения от уплаты американскими юридическими и физическими лицами налогов в казну США, передавать в централизованном порядке необходимую информацию все той же IRS[6].

Рассматривая более детально первый вариант реализации положений FATCA, необходимо пояснить следующие моменты. Во-первых, исполнение предусмотренных американским законом требований влечет за собой прямое нарушение законодательства РФ (в частности, Банковской тайны, описанной в ст. 26 ФЗ “О банках и банковской деятельности”). Во-вторых, удержание 30% от дохода физического лица, и передача этих 30% IRS, на данный момент в России так же является незаконным: отношения между физическим лицом и банком (к примеру) базируются на нормах Гражданского Кодекса РФ и их нарушение (т.е. нарушение обязательственных прав) для любого банка является недопустимым. В-третьих, данные административные по своему характеру действия диктуются не со стороны РФ, а со стороны Американского Правительства, что, несомненно, является неприемлемым. В таком случае, недовольный клиент может пойти в суд и спор разрешится довольно просто: требования FATCA противоречат российскому законодательству и не могут быть реализованы[1].

Как подмечено юристами из PwC Legal на заседании Комитета Торгово-Промышленной Палаты РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям, для реализации требований FATCA финансовыми институтами необходимо заключение межгосударственного соглашения. Оно необходимо как воздух. Однако из-за кризиса на Украине и политических разногласий между США и РФ переговоры приостановились[7]. На данный момент неизвестно, когда приблизительно будет подписано такое соглашение.

Существует еще одна трудность: требования закона FATCA распространяются на иностранные по отношению к США финансовые институты (foreign financial institution — FFI). Вместе с тем, учитывая, что закон создан в Америке, понятие “финансовый институт” так же трактуется посредством американского законодательства. Помимо этого, в законе прописано, что наличие лицензии или разрешения (или их отсутствие) на проведение определенных операций не является признаком того, что организация является соответствующим финансовым институтом. Применительно к России это означает, что не совсем ясно, какие в нашей стране организации будут (должны) подпадать под воздействие FATCA, а какие нет.

Таким образом, наши FFI оказываются в весьма щекотливом положении: с одной стороны, самостоятельное исполнение требований FATCA (т.е. без межгосударственного соглашения) грозит санкциями со стороны РФ, которые в ходе последних заявлений звучат весьма угрожающе – вплоть до уголовной ответственности за нарушение ст. 183 УК РФ[8]. С другой стороны, неисполнение этих требований грозит крупными финансовыми и репутационными убытками: российские банки из топ-50 теряют в среднем около 150 млн. долларов. Серьезным последствием для российских банков аудиторы из международных компаний считают разрыв отношений с контрагентами. По словам одного из них, “крупнейшие финансовые институты озвучивают планы по отказу от операций с теми, кто не присоединился к FATCA”[9]. Существует два варианта решения данной проблемы: либо российское законодательство претерпит изменения, в соответствии с которыми FFI смогут свободно реализовывать требования FATCA, либо должно быть подписано межгосударственное соглашение.

Безусловно, подписание межгосударственного соглашения является наиболее выгодным вариантом: в таком случае мы могли бы рассчитывать на обоюдную передачу информации о наших гражданах и тем самым могли бы улучшить и нашу систему налогообложения (именно так и поступили Германия, Италия, Франция, Великобритания, Швейцария и др). Однако, поскольку в качестве одной из введенных США санкций переговоры приостановлены, единственным вариантом остается изменение нашего законодательства. Такие попытки уже предпринимаются: в частности, уже разрешено не открывать и закрывать счета нерезидентам. Была так же предпринята попытка внесения изменений в ФЗ “О банках и банковской деятельности”, однако законопроект был отправлен на доработку[10]. При этом, уже начиная с 1 июля 2014г. FATCA-санкции начнут реализовываться.

Становится очевидным, что данный закон уже сейчас начинает использоваться не по назначению. Интересно, каково же будет истинное предназначение этого закона через некоторое время: орудие, которое будет использоваться в политических махинациях (и для этого внутри самого закона заложено немало подходящих инструментов, которые можно использовать против финансовой системы какого-либо государства даже в том случае, если оно подписало межгосударственное соглашение), или все-таки он станет средством борьбы с налоговой преступностью. Стоит задуматься уже сейчас, ведь время покажет нам уже готовый результат, который не так уж легко поддается изменению.

1. Видеотрансляция заседания Комитета ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям от 9 апреля 2014 года. [Электронный ресурс] // YouTube. — http://www.youtube.com/watch?v=_0Bc7exagFE

2. “UBS раскрыл американцам банковскую тайну” от 20 февраля 2009 года. [Электронный ресурс] // Вести. — http://www.vesti.ru/doc.html? >

3. Письмо Минфина РФ от 24 апреля 2012г. №03-08-07 “О применении принятого в США Закона о налогообложении иностранных счетов” – Доступ из справ.-правовой системы “Гарант”

«Закон США о налогообложении иностранных счетов (FATCA) — имплементация в Российской Федерации»

25 февраля 2016 г.
Консультационный семинар
«Закон США о налогообложении иностранных счетов (FATCA) –

имплементация в Российской Федерации»

Институт МФЦ приглашает Вас принять участие в консультационном семинаре «Закон США о налогообложении иностранных счетов (FATCA)- имплементация в Российской Федерации», который состоится в Москве 25 февраля 2016 г.

C 1 июля 2014 года вступило в силу требование ФАТКА об удержании 30% штрафа с иностранных кредитных организаций, не участвующих в ФАТКА. По информации американского налогового органа (IRS) по состоянию на 24 июня 2014 года зарегистрировались и получили регистрационный номер в IRS 87993 финансовых организаций, из которых 761 в качестве страны регистрации указала Российскую Федерацию. В Российской Федерации с 1 июля 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 01.01.2001 N 173-ФЗ «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» на основе которого применение ФАТКА на территории Российской Федерации стало возможным. Процесс регистрации российских банков в IRS практически завершен, однако, некоторые банки продолжают испытывать затруднения, причина которых некорректные рекомендации некоторых профессиональных банковских объединений, в части выбора статуса организации при регистрации.

Читайте так же:  Как получить работу своей мечты 3 совета от молодой мамы

Еще одна проблема — это построение процедур по ФАТКА, а также необходимость реализации требований Закона , единообразие применения норм, которое позволит избежать санкций за нарушения этих законов.

На настоящем этапе финансовые организации должны сформировать критерии выявления и иностранных налогоплательщиков, а также определить способы получения такой информации, а также опубликовать их на своих сайтах.

Цель семинара рассказать о требованиях ФАТКА и 173-ФЗ, описать основные процедуры, а также ответить на вопросы об особенности регистрации и смене статуса, а также рисков, которые при этом могут возникнуть. Семинар рассчитан на работников кредитных и финансовых учреждений, которые отвечают за работу с клиентами, расчёты в иностранной валюте, службу Комплаенс, ПОД/ФТ, систему внутреннего контроля и налоговые расчёты.

C 1 января 2015 года вступило в силу требование по идентификации юридических лиц, должна быть разработана процедура для новых клиентов и необходимо начать идентификацию клиентов, уже находящихся на обслуживании.

IRS опубликовали ресурсы для подготовки отчетности FIRE и IDES. С целью реализации требований по отчетности FATCA нужно будет изучить порядок отправки отчетного файла, его состав, получить цифровой сертификат, а также проверить наличие архиваторов, используемых для подготовки к отправке отчетного файла.

Отчетность по FATCA начинается с марта 2015 года, для участников FATCA необходимо подготовиться к отчетности и получить необходимые сертификаты для ее отправки. На семинаре можно получить ответы на самые распространённые вопросы:

— Кто является участником FATCA?

— Кого и в какие сроки необходимо идентифицировать?

[3]

— Какие формы и как нужно заполнять при идентификации?

— Что и в какие сроки включать в отчетность?

— Что подпадает по 30% удержание?

— Какие риски от неучастия в FATCA? и др.

7 сентября 2015 года НСФР получен ответ Банка России о порядке применения санкций за нарушение Федерального закона и статьи 15.27.2 КОАП.

Подготовлены рекомендации по часто встречающимся ошибкам при направлении отчетности.

К концу года кредитные организации должны закончить проведение идентификации для целей FATCA ряда категорий клиентов.

23 сентября 2015 года Министерство финансов опубликовало измененный проект Постановления правительства РФ о порядке уведомления уполномоченных органов РФ по Закону 173-ФЗ. На семинаре можно будет ознакомиться с его содержанием и узнать об изменениях, сделанных после замечаний НСФР к предыдущей редакции документа.

Информация о дальнейшей судьбе проекта распоряжения Правительства РФ о порядке уведомления уполномоченных органов РФ в рамках Закона .

Обновлено Руководство пользователя системы IDES.

В апреле 2015 года подготовлены и вывешены на общественное обсуждение два проекта постановлений Правительства РФ :

Порядок, сроки уведомления Уполномоченных органов РФ:

— о регистрации в иностранном налоговом органе

— о выявлении иностранных налогоплательщиков

— о запросе иностранного налогового органа

— о представлении информации в иностранный налоговый орган

27 июля 2015 года опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил направления Федеральной службой по финансовому мониторингу организации финансового рынка решения о запрете на направление информации в иностранный налоговый орган и формы решения о запрете на направление информации в иностранный налоговый орган»

На семинаре можно будет ознакомиться с этими проектами, а также узнать о замечаниях к ним со стороны профессионального сообщества.

Кроме того, на семинаре можно будет получить уникальные материалы – инструкцию по заполнению отчетности в IDES, а также Часто задаваемые вопросы (ЧАВО) и двуязычные формы для идентификации американских налоговых резидентов.

А также получить ответы на наиболее актуальные вопросы по FATCA.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ СЕМИНАРА:

— исключения при применении ФАТКА;

— критерии определения иностранных налогоплательщиков;

— определение совокупного налогооблагаемого дохода;

— особенности регистрации и смены статуса;

— контроль и запросы.

Информация о графике поэтапного вступления в силу элементов закона. Процедуры, которые должны быть завершены к 1 января 2015 года и процедуры, которые начинаются 1 января 2015 года и в марте 2015 года. Отчетность по форме 8966, направляемая через международную систему обмена налоговой информацией (IDES):

    Порядок подключения. Цифровые сертификаты. Браузеры. Порядок подготовки и отправки отчетности. Сроки и объем отчетности в 2015 году. Примеры программных кодов для формирования пакетов представляемой отчетности.

Требования Закона . Место ФАТКА в российской финансовой системе:

— обязанности организаций финансового рынка по выявлению лиц, на которых распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов, и их обслуживанию;

— информационное взаимодействие между организациями финансового рынка и уполномоченными органами;

— особенности обслуживания клиентов — иностранных налогоплательщиков кредитными организациями;

— ответственность за неисполнение требований о предоставлении информации о лицах, на которых распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов.

Проект Постановления Правительства Российской Федерации о сроках, порядке и объемах информации, направляемой финансовыми организациями в Уполномоченные органы РФ:

— порядок уведомления о факте регистрации в иностранном налоговом органе;

— порядок уведомления о выявлении иностранного налогоплательщика;

— порядок уведомления при получении запроса иностранного налогового органа;

— порядок уведомления об информации представляемой в иностранный налоговый орган.

На семинаре выступит:

– заместитель руководителя Национального совета финансового рынка. Председатель Экспертной группы по вопросам ПОД/ФТ, внутреннему контролю и регуляторному (комплаенс) риску при ЭКС Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, преподаватель Института МФЦ,

Место и время проведения: Семинар будет проходить в помещении Института МФЦ по адресу: ул. Буженинова, д. 30. Проезд до станции метро “Преображенская площадь”.

Начало регистрации в 09:30. Время проведения: 10:00 – 14:30. Возможно участие on-line.

Стоимость и скидки: Стоимость участия в семинаре для одного участника составляет 15 000 (Пятнадцать тысяч) рублей. НДС не облагается. Скидки в размере 10 процентов предоставляются клиентам Института/Учебного центра МФЦ, владельцам дисконтных карт системы «Образование», а также начиная со второго слушателя от одной компании (10 процентов).

В стоимость включаются кофе-брейки и раздаточные материалы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Административная информация: Заявки на участие в семинаре просьба направлять до 24 февраля 2016 г. включительно на имя Махнович Инны по тел./ф. (495) 921-2273, 964-3190, e-mail: *****@***ru ; , Интернет: www. educenter. ru

Источники


  1. Герасимова, Л.П.; Зубко, Ю.А. Шпаргалка по коммерческому праву; Аллель-2000, 2011. — 167 c.

  2. ред. Качанов, А.Я.; Забарин, С.Н. Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по гражданским делам; М.: СПАРК; Издание 2-е, перераб. и доп., 2011. — 389 c.

  3. Договор мены. Официальные разъяснения, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2013. — 698 c.
Фатка — это закон сша о налогообложении иностранных счетов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here