Дети и деньги. как научить ребенка распоряжаться финансами на собственном примере (советы специалист

Сегодня предлагаем обсудить важные аспекты на тему: "Дети и деньги. как научить ребенка распоряжаться финансами на собственном примере (советы специалист" с профессиональной точки зрения и понятным языком. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то дочитайте до конца, а если не найдете ответа, то всегда можно обратиться к нашему дежурному юристу.

Дети и деньги. Как научить ребёнка быть финансово обеспеченным

Пословица утверждает, что не в деньгах счастье, но они всё же играют большую роль в нашей жизни. Оказывается, решающее влияние на материальное благополучие оказывают финансовые привычки, заложенные в детстве. Поэтому родители в ответе за правильно воспитанное в своих детях отношение к деньгам.

Конечно, на финансовое благополучие людей влияет и большое количество внешних факторов: благосостояние общества в стране проживания, финансовое положение родственников или удача. Но всё относительно: ведь в одной стране живут и богатые, и бедные, да и финансового успеха вполне можно добиться, родившись в семье с невысоким достатком.

– Чтобы заработать и сохранить благополучное финансовое положение, необходимы личные качества: умение организовать доходы и вести расходы, получать максимум выгоды при минимуме затрат, рационально расставлять приоритеты в процессе личного потребления, прилагать усилия для сохранения своей собственности, – считает Вероника Федосеева, старший преподаватель кафедры мировой и региональной экономики, экономической теории ПГНИУ.

Привычка – это основа

Финансовое поведение складывается из привычек: невозможно в один момент стать финансово грамотным, изучив набор правил. Главное – практика, и начинать практиковаться нужно достаточно рано.

Привычки ребенка это в первую очередь привычки его родителей. Наблюдая отношение родителей к деньгам, способ распределения семейного бюджета, реакцию родителей на его «хочу» в магазине, ребенок воспринимает увиденное как правильное и запоминает. К сожалению, современное российское общество не может похвастаться зрелым отношением к финансам. Поэтому родителям стоит в первую очередь заняться собственным финансовым образованием.

– Часто мешает наш менталитет: «О деньгах говорить неприлично», «Деньги – это не важно». Это, пожалуй, одна из самых распространенных ошибок родителей, – рассказывает Виктор Никонов, детский финансовый консультант, автор онлайн-курса по финансовой грамотности для детей «Финик». – До 13–14 лет на ребенка практически невозможно повлиять в отрыве от семьи. Родителям стоит на собственном примере показывать, как нужно, и не стесняться начинать с чего-то простого, главное – начать и не останавливаться.

Расширить кругозор

Финансовое образование, ориентированное на самих детей, тоже очень важно. Оно поможет сформировать у ребенка широкий финансовый кругозор, который в будущем обеспечит ему достаточный уровень финансовой безопасности и поможет увеличить доходы благодаря использованию всех финансовых возможностей: налоговых вычетов, субсидий, страховых выплат и так далее. Недостатки же финансового кругозора приводят к финансовой неуспешности: появлению пеней и штрафов, банкротству, испорченной кредитной истории, ущербу в результате мошенничеств.

Каждый человек относится к определенному инвестиционному типу, и от него зависит стиль финансового поведения.

– В зависимости от степени уверенности в себе и осторожности можно выделить четыре типа, – говорит независимый финансовый консультант Эдуард Матвеев, автор проекта «Лесная биржа». – Индивидуалист (уверенный, но осторожный, обычно ни к кому не обращается за советами), искатель приключений (всегда делает большие ставки, готов рисковать), звезда (любит быть в тренде, но часто не имеет знаний или опыта, нужны консультации) и страж (всегда настороже, озабочен рисками, не имеет сильной веры в себя, часто спрашивает совета).
Поменять тип инвестиционного поведения очень трудно, да и не нужно. А вот расширить финансовый кругозор ребенка очень важно. Наиболее осторожным нужно показать возможности, а искателя приключений, наоборот, научить брать риски под контроль.

Родительский тренажёр

Ученые называют несколько возрастных этапов отношений детей и денег. Полезные для финансового благополучия привычки воспитываются у ребенка с 3–4 лет, например бережное отношение к имуществу.

Привычки распоряжаться финансами возникают позднее, в начальной школе, когда ребенок получает карманные деньги. На этом этапе важно научить ребенка быть честным и пунктуальным в денежных расчетах. Уже в этом возрасте можно заметить финансовые привычки ребенка и попробовать их скорректировать или придать нужные смыслы.

Более явный стиль финансового поведения складывается в старшем школьном возрасте, по мере появления заработанных денег и формирования отношения к труду и потреблению, займам и сбережениям, личной свободе и ответственности. Только заработав свои собственные деньги, ребенок начинает понимать им цену, что определяет завершающий этап формирования его отношения к финансам.

Важно приобрести как можно больше опыта обращения с деньгами еще в юном возрасте. Ребенок, привыкший разумно тратить деньги и сберегать их часть, став взрослым и начав зарабатывать, быстро перенесет этот опыт на реальную жизнь и быстро добьется успеха по сравнению с теми, кто выучил на пятерки «Финансовую грамотность» в школе, но не получил реального жизненного опыта.

Расширить финансовый кругозор помогает вовлечение детей в реальные дела взрослых. Первым практическим опытом вполне может стать помощь родителям в их деле.

– Всегда найдется что-то, что может быть им интересно, понятно и во что они смогут внести свой небольшой вклад. Дайте сыну, дочери возможность высказать свое мнение и прислушайтесь к нему. Обязательно приводите их к себе на работу, – уверена Наталья Давыдова, руководитель «Клуба финансистов Пермского края». – А самостоятельную карьеру важно начинать с низов, и не на «родительском» предприятии. Практика у признанных профессионалов даст опыт завоевания уважения к себе, позволит освоить всю цепочку деятельности и приобрести профессиональные навыки.

Книжная полка. Детям о деньгах просто и доступно

Как родителям помочь ребенку разобраться в сложном мире финансов и понять, что такое экономика? На помощь придут умные книги, в которых не только дети, но и взрослые найдут много полезной и занимательной информации.

Татьяна Попова, «Волшебный банкомат» (5+) и «Детям об экономике» (5+) – эти книги научат детей принимать первые финансовые решения и избегать финансовых ошибок.

Евгения Блискавка, «Дети и деньги» (5+) – книга учит делить траты на желаемые и необходимые, распознавать фальшивые банкноты, экономить и копить. К каждой теме есть упражнения и задачи, которые помогут понять, разобрался ли ребенок в том или ином вопросе.

Сергей Федин, «Финансовая грамотность» (6+) – азбука финансовой грамотности для учеников начальных классов. К книге прилагаются рабочие тетради.

Бодо Шефер, «Пёс по имени Мани, или Азбука денег» (6+) – книга расскажет, как наладить отношения с деньгами и при этом не испортить человеческие отношения, как не дать богатству вскружить вам голову и на­учиться получать удовольствие от процесса зарабатывания денег.

Джерри Бейли, Фелиция Ло, «Твои деньги» (12+) – эта книга поможет разобраться в том, как избежать долгов, что такое налоги и как защититься от мошенников.

Игорь Липсиц, «Удивительные приключения в стране Экономике» (12+) – книга, написанная доктором экономических наук, объясняет, что такое зарплата, как формируются цены на товары, кто определяет валютные курсы, зачем нужна конкуренция на рынке и откуда берется инфляция.

Роберт Кийосаки, «Богатый папа, бедный папа» (12+) – книга поможет подростку расширить кругозор в сфере финансов и начать мыслить нестандартно. Автор мотивирует читателя как можно раньше начать принимать самостоятельные финансовые решения, научиться четко ставить цели и задуматься о своем будущем уже сейчас.

Читайте так же:  Миллионеры россии до 30 лет, которые разбогатели на любимом деле

Азы обращения с карманными деньгами для детей: важные правила

Давать или не давать карманные деньги ребенку? В каком возрасте можно их доверить и сколько? Контролировать траты или нет? Над этими вопросами рано или поздно начинают задумываться все родители.

Психологи абсолютно уверены, что ребенку для полноценного ощущения себя личностью важно научиться обращаться с деньгами. Это один из моментов воспитания и обучения ответственности, а значит, карманные деньги ребенку необходимы.

Знаете какую роль для ребенка играют финансы? Карманные деньги выступают в качестве сильного материального стимулятора, который также является частью психологического воспитания детей. С ними дети чувствуют себя более независимыми, самостоятельными и свободными от родителей. Благодаря карманным деньгам подрастающие личности учатся обращаться с ними, тратить их по назначению и с умом. Также это умение подсчитывать и рассчитывать, сберегать и накапливать свои денежные средства.

[3]

Правильно выдаём карманные деньги

  1. Рекомендации психологов — раньше школьного возраста ребенку не стоит распоряжаться деньгами – только с этого периода дети готовы к началу ответственности.
  2. Сумму карманных денег для ребенка нужно определить заранее, учитывая при этом доход семьи, возраст ребенка и цели трат. Правильно будет, если вы обговорите этот момент со всеми домочадцами на семейном совете, в том числе и ребенком.
  3. Режим выдачи денег – важный момент. Выдавайте деньги в какой-нибудь обычный день, среди недели, это нужно для того, чтоб у ребенка выдача денег не ассоциировалась с успехами по учебе (с подведением итогов учебы, поведением за неделю и т.п.). Для детей начального школьного возраста выдавайте деньги раз за неделю. Для более старших детей — раз за месяц.
  4. Нужно контролировать направление потраченных ребенком денег – ежедневно спрашивайте, что он кушал, что покупал и так далее. Лучше это делать в подробностях, так как тогда дети не смогут быстро придумать варианты отговорок для обмана. Это нужно для того чтобы убедиться, что выданные деньги не потратились на алкоголь, табак и другие вредные гадости.
  5. Деньги не должны быть средством воздействия. Учеба и домашняя работа – обязанность ребенка, поэтому не следует поощрять или наказывать ребенка посредством карманных денег. Сумма карманных денег не должна зависеть от настроения родителей, поведения ребенка, его успехов в учебе и так далее. За нарушение дисциплины и других моментов должно быть наказание, не связанное с деньгами.
  6. Не выдавайте деньги сверх оговоренной суммы.

Почва финансового воспитания – учим детей грамотно управлять деньгами

  1. Не советуйте навязчиво и не распоряжайтесь деньгами ребенка. Выдавая детям деньги раз в неделю или месяц, объясните ему, что эту сумму нужно «растянуть» на весь указанный период. И больше не углубляйтесь в ситуацию, даже если малыш потратил всё за несколько дней. Ему нужно самостоятельно учиться распоряжаться ими, и в случае бездумных трат перенести на себе этот опыт до следующей «зарплаты».
  2. Если с первым пунктом у ребенка всё плохо (он старается разумно обращаться с финансами, но у него не получается и когда первая эйфория пройдет и несколько первых «зарплат» будут потрачены бездумно), то пусть он записывает каждую трату в тетрадь или блокнот, чтобы видеть, куда уходят деньги.
  3. Чтобы дети понимали важность, значимость и ценность денег, доверьте им мелкие покупки. Поручите ребенку оплачивать из карманных денег что-то важное, но не дорогое. Путь ребенок для себя покупает, например, канцелярию и т.п.
  4. Со временем вам нужно будет увеличить сумму карманных денег для ребенка по мере его взросления, потому что его потребности будут расти (но важно каждый раз оговаривая причину увеличения и время между выдачами). Так вы научите ребенка разумно распоряжаться финансами, тратить их не только на свои развлечения, сладости и игрушки, но и оплачивать транспортные расходы, завтраки в школе, билеты в кино и на концерты, обеспечивать себя канцелярией и книгами, покупать подарки друзьям и т.д. Очень важно, ведь таким образом ребенок учится разумно подходить к тратам.

Правила безопасности

Деньги для карманных расходов – это не только самостоятельность и некая независимость, и не только возможность что-то покупать. Это также ответственность и некоторая опасность, связанная с их ношением и хранением. Деньги можно потерять, их могут отнять или украсть. Чтобы у ребенка не случались подобные моменты, расскажите ему о следующих правилах:

  1. Нельзя показывать деньги посторонним (детям или взрослым), хвалиться своими деньгами.
  2. Лучше хранить деньги дома в определенном месте (копилке), не стоит носить все свои сбережения с собой, деньги на текущие расходы не нужно носить или оставлять в карманах верхней одежды (купите ребенку кошелек).
  3. Предупредите своё чадо о том, что в случае, если ему будут угрожать и требовать от него денег (незнакомые дети или взрослые), то пусть он их без сопротивления отдаст. Здоровье и жизнь ребенка гораздо дороже, чем какие-то купюры. Да что там дороже – она бесценна.
  4. Еще напомните ребенку, что категорически нельзя брать деньги в долг у незнакомых взрослых или давать свои в обмен на обещание скоро отдать.

Помните, что деньги для карманных расходов ребенка – это возможность его обучения распоряжаться ими. Так он сможет ознакомиться с ценностью людского труда, планировать, контролировать расходы и просто грамотно обращаться с финансами.

Читаем также:

Опыт семьи Бровченко. С какого возраста давать детям карманные деньги и нужно ли

С какого возраста, по сколько и зачем давать детям карманные деньги. Могут ли дети сами зарабатывать себе финансы:

Как научить ребенка распоряжаться деньгами

Яна Вуева рассказывает о том, как привить ребенку ощущение бюджета и ощущение стабильности, а также умение распоряжаться деньгами и понимать, что что-то можно, а чего-то нельзя. Как научить ребенка пользоваться карманными деньгами?

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Как научить детей правильно обращаться с деньгами

Думаю, вы со мной согласитесь, что каждый родитель хочет вырастить ребёнка щедрым, но не расточительным, экономным, но не жадным.

Правильное отношение к финансам не сложится само – фундамент денежной грамоты закладываются именно в детстве.

Современные дети часто говорят о деньгах. Но не потому, что они на них зациклены, а потому что часто слышат подобные разговоры от взрослых: зарплата, кредит, ипотека, премия, финансирование. И поэтому от родителей зависит, как их ребёнок будет относиться к заработанным деньгам.

Карманные деньги нужны ребёнку не для «баловства». Они являются инструментом обучения, при помощи которого ребёнок может осваивать те умения и навыки, которые потребуются ему в самостоятельной взрослой жизни.

Дайте ребёнку деньги, чтобы он понял, что они его. При этом ребёнка надо научить пользоваться капиталом разумно и с умом.

Кто может научить? Только тот, кто сам разумно и с умом распоряжается своими деньгами. Поэтому очень важно, чтобы родители повышали свою финансовую грамотность.

Читайте так же:  Основные функции прокуратуры рф

Давайте рассмотрим несколько правил, которые помогут нашему ребёнку не потерять свои карманные деньги.

Универсальных правил нет, но есть несколько действенных.

Правило 1: Деньги ценны не сами по себе. Деньги не цель, а средство.

Объясняйте ребёнку, для чего нужны деньги: покупать еду, одежду, лекарства и другие необходимые вещи.

Деньги не являются целью, деньги являются средством для достижения цели, для решения конкретных задач, для исполнения желаний. Ребёнок должен понимать, что деньги — лишь промежуточная ступенька, и вы должны показать ему это на собственном примере.

Правило 2: Деньги любят счёт.

Заведите тетрадь для учёта карманных денег.

Как пример: разделите тетрадь на 2 части. В одной части ребёнок зелёным цветом будет вносить доходы, а красным — расходы. Ведение такого финансового дневника станет его привычкой, тогда он сможет легче проконтролировать приход и уход карманных денег. Можете скачать ему приложение для смартфона – так даже удобнее.

Ребёнку необходимо объяснить, что нужно всегда понимать, какой суммой ты располагаешь, планировать, сколько можешь потратить на ту или иную покупку, как рассчитать дневной бюджет и т.д. Ведение такого учёта позволит ребёнку сохранить деньги от ненужных трат.

Семейный бюджет планируйте вместе с ребёнком. Покажите, как можно экономить, всего лишь выключая за собой свет или отключая воду, когда чистишь зубы. Можно заинтересовать ребёнка, объявив, что сэкономленные на коммунальных услугах средства в следующем месяце могут пойти в его личный бюджет. Попутно отметьте, что экономия не должна быть бездумной и приносить вред себе или окружающим.

Правило 3: Бережливость.

Это то, что сохранит деньги от потерь. Всё начинается с мелочи, «копейка рубль бережёт».

Нужно формировать бережное отношение к деньгам: не бросать мелочь на тумбочку в коридоре, а убирать её в кошелёк или в копилку, не распихивать купюры по карманам. Объясните, как вы экономите, сравнивая цены в разных магазинах. Попросите ребёнка найти наиболее выгодные, на его взгляд, предложения.

Когда ребёнок подрастет, можно познакомить его со специальными программами, которые помогут контролировать расходы и доходы, чтобы ребёнок мог наглядно видеть, на что и сколько денег он тратит в месяц. Эта информация обычно бывает не только интересной, но и полезной. Например, если ребёнок копит на новую игрушку, и увидит, что он много тратит на лишние шоколадки в школьной столовой, он сможет сделать выводы и с вашей помощью оптимизировать расходы на следующий месяц.

Правило 4: По доходу и расход.

Привлекайте ребёнка к планированию семейного бюджета. Пускай ваш ребёнок видит, что надо платить за коммунальные услуги, нужны деньги на продукты и одежду. Сколько денег остаётся на удовольствия и развлечения. Пусть он подумает о том, какие его желания для него важны сегодня, а какие можно отложить.

Помогите ему спланировать его расходы, обсудите с ребёнком, как он может распределить свои карманные деньги.

Например, на подаренную бабушкой тысячу можно купить игрушку, а можно потратить её на шоколадки. Пусть ребёнок сам выбирает, на что потратить их: на сувениры, развлечения, а может быть подарки для кого-то.

Расскажите, как тратите деньги вы, и что взрослым тоже приходится выбирать. Объясните, что, если отказаться от ненужных мелочей, можно накопить денег на что-то полезное.

Правило 4: Определите желания и цели.

Научите ребенка устанавливать контроль за собственными желаниями и побуждениями. Научите его разбираться в своих желаниях, делать выбор самостоятельно. Ребёнок постепенно научится осознавать свои желания и понимать, какие из них важны для него, а какие являются просто каким-то капризом. В дальнейшем ребёнок научится уже чётко формулировать свои цели. А это очень важный навык – ставить перед собой цели.

И как следствие – это сохранит личные, карманные деньги от потерь и ненужных трат.

Правило 5: Деньги – это ответственность.

Ответственное отношение к деньгам также позволит ребёнку не потерять свои карманные деньги.

Ребёнок должен знать о работе взрослых. О том, что за работу они получают деньги, что деньги не берутся из ниоткуда. А пройдёт ещё немного времени, и ребёнок начнёт задумываться о том, каким образом сам будет зарабатывать деньги, когда подрастёт.

Дайте ребёнку почувствовать ответственность за свои карманные деньги, ведь они не являются зарплатой, не являются способом наказания и поощрения.

Правило 6: Заведите копилку.

Купите малышу копилку и объясните, что собирать деньги можно не только на новую игрушку, о которой он давно мечтает, но и на подарок бабушке ко дню рождения.

Ребёнку необходимо мягко передать идею накопления — например, подарить на день рождения не игрушку, а небольшую денежную сумму. А если так сделали не только вы, родители, но и родственники или друзья, тогда у малыша появляется выбор: сложить все подаренные деньги вместе и купить себе что-то ценное. Или потратить порознь на что-то более обыденное.

Используйте накопления как стимул. То, что ребёнок накопил, нужно тратить только на то, что он хочет сам.
Такой навык сбережения сохранит карманные деньги.

Правило 7: Выдаём карманные деньги на неделю на конкретных условиях.

Например: все деньги, которые ребёнок сэкономил до конца недели, будут удваиваться. Таким образом, у ребёнка будет выбор – потратить на мелочи или накопить и приумножить свои средства. При этом, если ребёнок не может экономить, мы не ругаем его, а объясняем, что исполнение его желания отодвигается на неопределенный срок. И ребёнок сам решает, как ему поступать.

Каждый раз, прежде чем выдать деньги, обсуждайте с ребёнком, чему он научился и собирается ли в этот раз потратить деньги как-нибудь по-другому. Именно разумный подход к деньгам позволит избежать их потери.

Правило 8: Поход в магазин со списком покупок.

Когда отправляетесь с ребёнком за покупками, ставьте его перед выбором: игрушка или сладости, новая куртка или велосипед? Желательно рассказать ему, из чего состоит ваш семейный бюджет, и привлекать его к обсуждениям по сокращению расходов и увеличению доходов. Таким образом, ребёнок узнает, почему ему не купили новый телефон, а также научится правильно расходовать свои деньги и строить свой собственный бюджетный план.

Правило 9: Нельзя демонстрировать посторонним свои деньги (в том числе и ровесникам).

Деньги — это не только возможность покупать нужные вещи, а ещё некоторая опасность. Ребёнок должен чётко усвоить, что с деньгами надо быть очень аккуратным. Банальная опасность просто потерять деньги всегда имеет место. Поэтому при себе нужно иметь только необходимую сумму.

Правило 10: Подавайте хороший личный пример.

Маленькие умы учатся подражая. Дети всегда будут копировать ваше поведение, является ли оно хорошим или плохим. Если они видят, что вы относитесь к деньгам небрежно и легко тратите их направо и налево, очевидно, что они будут поступать таким же образом.

Видео (кликните для воспроизведения).

Вам будет очень трудно научить ребёнка самостоятельно распоряжаться деньгами, если вы сами будете давать деньги просто так. Ребёнок не будет их ценить.

Найдите литературу о финансовом планировании, желательно для подростков, и читайте её вместе. Так вы и сами подтяните свой уровень финансовой грамотности, и научите ребёнка обращаться с деньгами, поясняя неизвестные термины.

Читайте так же:  Любите работать с деревом список идей малого бизнеса для плотников

Подробнее тему карманных денег раскрывают и известные писатели. Из относительно современной литературы можно прочитать книгу Роберта Кийосаки «Богатый папа, бедный папа». Из классики — «Самый богатый человек в Вавилоне» – ей уже почти 90 лет, но советы Джорджа Клэйсона актуальны по сей день.

Автор статьи: Елизавета Ракова, эксперт проекта «Финансовое здоровье», консультант-методист Проекта Министерства финансов Российской Федерации.

ДЕТИ И ДЕНЬГИ. КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РАСПОРЯЖАТЬСЯ ДЕНЬГАМИ?

Согласно мнениям психологов, те дети, которые учатся самодисциплине с малолетства, вырастают более жизнерадостными и уверенными в себе людьми, тем те, которых родители долго держали в тепличных условиях. Не стоит думать, что вы способны защитить ребенка от внешнего мира и всячески оттягивать их знакомство. Ваша задача только в том, чтобы не мешать ребенку жить, а также научить ориентироваться в конкретных жизненных ситуациях. Пусть ребенок с раннего детства знает, что ему придется всю жизнь работать, и цель этого – деньги. Деньги, которые дадут ему независимость, радость и благополучие. А как научить распоряжаться деньгами – это немного более сложный вопрос.

С какого возраста нужно знакомить детей с понятием денег? Отвечаем: с 3-4 лет. Для этого не нужно вертеть перед его носом банкнотами и разъяснять сложные величины. Начните с совместного похода по магазинам. На примере конкретных продуктов объясняйте ребенку, что цена каждого из них различна в меру определенных причин. То есть эта шоколадка дороже, чем та, потому что она вкуснее. Смело отказывайте ребенку в покупках, объясняя это тем, что «нет денег» или «это дорого». Пусть понимает, что не все его желания исполнятся сразу, и что для осуществления многих из них понадобятся деньги.

А вот что такое деньги, лучше объяснять на примере самих денег. С 6-7 лет уже можно купить ребенку копилку. Обычно к этому возрасту деньги для детей уже становятся главным эквивалентом обмена. До этого они предпочитают бартер, обменивают игрушку на сладости и наоборот. Примерно к школе они уже понимают, что все можно купить за деньги. Возможно, накопления будут для некоторых детей слишком сложной задачей, но попробуйте замотивировать ребенка к тому, чтобы он не тратил все карманные деньги в один миг. Кстати, именно с этого возраста ребенок должен получать от вас наличные на собственные расходы. Психологи не советуют взрослым контролировать, на что потрачены деньги, а просто иногда ненавязчиво этим интересоваться. Ребенок не должен почувствовать, что вы ему не доверяете. Пусть для начала это будут символические суммы.

Если ребенок смышлен и уже начал понимать, что именно дают деньги в мире, который лежит по ту сторону комнаты игрушек, то он сам осознает, что свинья-копилка отныне его друг и товарищ. Накопления или хотя бы попытки к накоплению позволят выработать самодисциплину, волю и ответственность за свои поступки. Копил на пони, но не удержался и потратил все на конфеты? Теперь он знает, что он виноват в этом сам, и для того, чтобы добиться чего-то, придется в чем-то себе отказать.

После 12-13 лет родители могут спокойно стимулировать ребенка на самостоятельные заработки. Это может быть работа в области, например, уличной торговли. Так ребенок поймет, какой ценой зарабатываются деньги. С годами научите ребенка, вступившего в подростковый возраст, планировать расходы и вести учет финансовых средств. Пусть записывает свои расходы в блокнот, а в идеале можно вести долгосрочное планирование средств.

Предлагайте ребенку анализировать собственные расходы и учиться финансовому планированию. Навык обращения с деньгами – это основа взрослой жизни, пусть ребенок будет подготовлен к возможным трудностям.

Как научить ребенка обращаться с деньгами: советы для любого возраста

Всем большой привет! Воспитание детей подразумевает, что родители подготовят их к самостоятельной жизни. Старшему поколению приходится быть примером, в том числе в вопросах планирования бюджета. Потребуется и доступно объяснить, что деньги нужно зарабатывать, а хорошие вещи можно купить только благодаря разумному подходу. Но достаточно ли этого, чтобы научить ребенка обращаться с деньгами правильно?

Первое знакомство

Согласно исследованиям британского агентства Money Advise Service, привычки, связанные с финансами, формируются до 7 лет. Специалисты советуют начинать уроки с 4 лет, но задачи должны быть доступными:

Угощая сынишку или дочь печеньем, пообещайте дать 1 лакомство сейчас или 2 позже. Предоставьте решить самостоятельно, но мягко подтолкните к варианту с ожиданием — вы познакомите чадо с принципами долгосрочного планирования.

  • Сопровождайте отказы объяснениями.

Оказавшись в магазине, отпрыск умоляет подарить новую игрушку: у приятеля на детской площадке есть такая же! Объясните, что на все не хватит денег, поэтому сейчас вы выберете самое нужное. Говорить «нет» сложно, но необходимо: малыш узнает, что для получения желаемого приходится подождать.

Даже в возрасте 4 лет кроха усвоит, что такое деньги и по какому принципу их можно обменять на игрушки или сладости. Не упускайте времени, ведь вы облегчите дальнейшие задачи.

5—6 лет: пора планировать бюджет

Когда малышу исполняется 5—6 лет, переходите на новый уровень уроков «экономики». Чтобы добиться результата, прибегните к следующим мерам:

Конечно, вы будете баловать малыша подарками, сделанными без повода. Но подобные сюрпризы похожи на премии: хотя они поднимают настроение, для формирования бюджета нужна стабильная прибыль. Выберите дело, за которое ребенок получит карманные деньги, и предоставьте ему возможность зарабатывать!

Нет причин платить за любую помощь по дому, но в обилии домашних хлопот родители найдут занятие, которое им не по душе: если вы не любите мыть посуду или подметать пол, отпрыск возьмет работу на себя. Пусть кроха справляется неидеально — вы исправите промахи, зато ребенок научится понимать связь между трудом и заработком.

  • Помогайте планировать и копить.

Малышу важно понять, что он распоряжается деньгами по своему усмотрению. Хотя покупку сладостей или вредных чипсов надо обсуждать с мамой, он волен порадовать себя новыми стикерами, альбомами, игрушками. Но после первых трат начинаются мечты о крупных приобретениях: велосипеде или приставке. На этом этапе важно объяснить, что деньги нужно не тратить сразу, а сберегать.

Вместе заведите 2 копилки, причем средства из первой пойдут на текущие расходы — покупку наклеек или раскрасок. Зато во 2-й будут храниться финансы, нужные для приобретения желанной вещи. Задача же родителей состоит в том, чтобы убедиться в реальности поставленной цели и напоминать о ней, когда отпрыск поддается искушениям.

Если вы расплачиваетесь на кассе купюрами, то процесс будет понятен для чада. Зато использование кредитных или дебетовых карт поставит в тупик: родители показывают волшебную вещицу, с помощью которой получают все! Объяснить принцип малышу не всегда удается, поскольку он не воспринимает абстрактных идей.

Руководствуйтесь этими правилами, и база для разумного обращения с деньгами будет заложена.

5 шагов по методу Трента Хамма

Трент Хамм, владелец сайта финансовых советов The Simple Dollar, поделился методами, которые использовал для обучения 6-летней дочери. Возможно, способ пригодится и вам!

Трент усовершенствовал вариант с 2-мя копилками, используя 3 банки: кроме денег на текущие расходы и накоплений, он советует откладывать на благотворительность. Ребенок учится делиться с теми, кто нуждается в помощи, и строить долгосрочные планы.

[2]

  1. Установление понятной системы.
Читайте так же:  Сотрудники, которые не прижились в коллективе, не только страдают эмоционально, но и хуже выполняют

Хамм советует выдавать карманные деньги еженедельно, причем система должна быть понятной. Он руководствуется принципом «1 $ за 1 год», следовательно, девочка получает 6 $ в неделю. Деньги даются мелочью, чтобы их было проще разложить по копилкам. Благодаря системе малышке удается представить, сколько нужно собирать на крупную покупку, но по необходимости старшие помогают произвести подсчеты.

Отправляясь в магазин, Хамм разрешает дочери взять любую сумму из банки с надписью «На текущие расходы». Потом девочка выбирает вещь, которую хочет купить, и подсчитывает, достаточно ли у нее средств. Поскольку дети присматривают дорогие игрушки, денег обычно не хватает. Трент не советует добавлять: отпрыск сам накопит на приглянувшуюся вещицу.

  1. Осознанное принятие решений.

Если девочка видит игрушку, которая оказывается по карману, Трент напоминает о желании собрать сумму для покупки конструктора «Лего» или дорогой куклы. Но окончательное решение остается за малышкой, поэтому она учится нести ответственность.

Трент в доступной форме объясняет, что папе и маме нужно работать, обеспечивая семью продуктами, одеждой и жильем. Он утверждает, что дети в этом возрасте понимают больше, чем думают родители: если старшее поколение склонно к спонтанным покупкам, то и малыши не будут разумно распоряжаться своими скромными средствами.

Благодаря подобному подходу Трент не сталкивается с капризами дочери. Ведь вы наверняка видели, как маленькие дети разражаются слезами в магазине, требуя купить игрушку! Возможно, и ваши чада устраивали сцены, но непослушание не связано с дурным нравом: они не видят другого способа получить желанную вещь. Объясните, что на игрушку можно накопить, и походы в супермаркет не будут сопровождаться огорчениями.

Как научить ребенка обращаться с деньгами в подростковом возрасте

Когда чаду исполняется 12 лет, оно готово к новому уровню ответственности. В этот период отпрыски ведут себя следующим образом:

  • проявляют большую тягу к самостоятельности;
  • выражают недовольство материальным положением;
  • могут просить взаймы у друзей без ведома старших;
  • проявляют способность оперировать абстрактными понятиями и понимать чужую точку зрения;
  • лучше осознают последствия своих решений.

Иметь дело с 12-летками бывает сложнее, чем с детьми младшего школьного возраста. Увы, перемены не всегда оказываются приятными, но они остаются частью жизни. Ваша задача — сделать поправку на возрастные особенности и помочь освоиться в новой ситуации.

Позвольте принять участие в формировании бюджета

Дети должны знать, что ресурсы семьи не бесконечны. Включайте их в разговоры о планировании бюджета: обсуждайте, что приобрести в первую очередь, а с чем подождать. Стоит ли немедленно покупать новые ролики? Нет ли более важных потребностей? Позволяйте младшему поколению высказываться, чтобы оно чувствовало ответственность.

Готовьтесь, что подросток со вздохом заметит: «А родители Пети подарили ему новую игровую приставку…» Дабы не слышать упреков, держите сына или дочь в курсе финансовой ситуации. Объясните, что траты распределяются в зависимости от дохода и важных потребностей, поэтому ориентироваться на образ жизни других не стоит.

Проводите семейные советы в спокойной обстановке, чтобы дети были уверены: к их мнению прислушаются. Возможно, стоит выделить дочери недостающую сумму, чтобы она посетила концерт с подругами? Но в следующем месяце ее траты придется уменьшить. Может, сын, копящий на новый телефон, просит занять немного денег? Вы вольны сделать уступку или продемонстрировать, что не каждое желание выполняется незамедлительно: мальчик получит гаджет, но позже. Главное, не забывайте, что разговариваете с детьми, а не с банковскими клерками, поэтому им необходимы одобрение и разумный совет.

Следите за своим поведением

Когда дело касается умения распоряжаться финансами, подростки подражают старшим. Если вы умеете копить и инвестировать средства, то младшее поколение охотно последует примеру. Но не думайте, будто отпрыски не замечают привычки без необходимости брать кредиты: с большой вероятностью они научатся жить в долг.

Чтобы привить основы правильного обращения с деньгами, берите детей в магазин и рассказывайте, как сделать выгодные покупки. Не забудьте позвать их, когда откроете на ноутбуке таблицу для планирования ежемесячных расходов или начнете делать подсчеты в блокноте. А в заключение дайте сыну или дочери список и отправьте в ближайший супермаркет, вручив ограниченную сумму: правда, вы рискуете получить много конфет и чипсов!

Помогите понять последствия жизни в долг

Родители допускают ошибку, нарушая финансовую дисциплину. Допустим, сын копит на модный гаджет, но до достижения цели остается пара месяцев. Он обещает сократить будущие расходы, поэтому вы решаете дать деньги в долг. Мальчик делает покупку, но в следующем месяце ему не хватает на привычные развлечения. Родительское сердце не выдерживает, вы открываете кошелек… Но какой вывод сделает сын?

[1]

Демонстрируя, что долги просто прощаются, вы совершаете ошибку. Прежде всего не давайте взаймы сумм, которые подросток не сможет вернуть, ведь сами спровоцируете нарушения договора. Затем расскажите о собственном опыте долгов и кредитов: объясните, что иногда без них не обойтись, но подход должен быть разумным. Убедитесь, что отпрыск строит обдуманные планы, и только затем давайте нужную сумму.

Как поступить, если подросток неразумно тратит деньги

Когда вы имеете дело с 10- или 12-летним чадом, решить проблему проще: вы вольны сказать, что приобретение огромной коробки конфет — не лучший способ потратить средства, полученные на день рождения. Хотя вы почувствуете себя домашним тираном, вопрос решится. Когда же речь идет о 15-летнем подростке, ставки оказываются выше: во-первых, он тратит больше, во-вторых, мнение друзей теперь важнее родительского.

Можно заявить, что в вашем доме придется жить по установленным правилам, но желательно действовать тактичнее. Если вам не нравится, как подросток тратит деньги, помогите ему найти работу: в 15 лет можно посидеть с соседскими детьми, раздать флаеры, расклеить объявления. Хотя первая зарплата будет потрачена на развлечения, вскоре отпрыск начнет ценить результаты своего труда.

Если чадо подрабатывает, попросите его помочь с расходами. Конечно, подростку не придется оплачивать счета за электричество или покупать продукты! Но вместо того чтобы просить денег на посиделки с друзьями в кафе, сын или дочь выделит часть собственной зарплаты. Это поможет осознать цену деньгам, и проблема решится.

В некоторых случаях важно придержать недовольство: пусть вам не нравится, что отпрыск потратился на посещение концерта или эксклюзивный комикс, но подросткам важно почувствовать собственную независимость. Дайте распорядиться заработанным согласно желанию, иначе стимул стараться пропадет.

Теперь вы знаете, как научить ребенка обращаться с деньгами. Главное проявите терпение и благоразумие. Будьте последовательны, подкрепляйте наставления примером, и результат не вызовет нареканий. До новых встреч!

Дети и карманные деньги: как научить ребенка правильно относиться к деньгам

Чтобы ребенок знал цену деньгам, понимал, что они не падают с неба, а зарабатываются, детей нужно с самого детства учить правильно распоряжаться денежными средствами. Попытаемся разобраться нужно ли вообще давать деньги детям на карманные расходы? Разберемся как правильно реагировать, если вдруг выясняется, что ребенок ворует деньги. Чтобы понять, как воспитать в ребенке ответственность и правильное отношение к деньгам, чтобы ребенок не вырос жадным, необходимо рассмотреть все стороны денежного вопроса.

Мультик для детей: Что такое деньги?

Стоит ли давать ребенку карманные деньги?

Аргументы за то, чтобы давать деньги детям:

  • Наличие собственных денег учит детей распоряжаться личным бюджетом (экономить, копить на что-то);
  • Дети учатся выбирать то, что на данный момент важнее, учатся расставлять приоритеты;
  • Наличие карманных денег вызывает у детей желание иметь их больше, а, следовательно, является отличным стимулом для заработка во взрослой жизни;
  • Распоряжение собственными деньгами воспитывает в детях самостоятельность, ответственность и уверенность;
  • Наличие собственных финансов дает ребенку ощущение полноправного члена семьи и общества;
Читайте так же:  Бездомному школьницу дали кличку за усердную учебу, а она оказалась судьбоносной

Аргументы, свидетельствующие против того, чтобы давать детям деньги:

  • Поскольку дети не сами заработали, а деньги достались им просто так, то эта сумма может быть легко потраченной на бессмысленные безделушки, что явно не научит ребенка ценить деньги;
  • Если давать детям деньги за примерное поведение или за помощь по дому, это может стать причиной шантажа в будущем;
  • Деньги могут сделать ребенка жадным и завистливым;
  • Детям сложно будет понять истинную цену денег.

Аргументов за и против выдачи карманных денег детям существует много, но истина, как известно, где-то по середине.

Оптимальным возрастом для выдачи карманных денег считается 6 лет . Ребенок в этом возрасте уже способен оценить ситуацию и самостоятельно принимать несложные решения. Прежде, чем осчастливить ребенка первыми карманными деньгами, необходимо доступно разъяснить, как с ними обращаться.

Давать ли деньги за какие-то заслуги?

Многие родители дают ребенку деньги за хорошие оценки в учебе и выполнение каких-то домашних обязанностей. Вознаграждение в денежном эквиваленте является неплохим стимулом хорошо учиться и помогать по дому, но ребенок должен четко понимать, что это его прямые обязанности, и они не должны оплачиваться. В данном случае ребенок растет эгоистом, который даже свои прямые обязанности выполняет исключительно за денежное вознаграждение. Также это отразится и на отношениях родителей с ребенком, и вместо уважения и бескорыстной помощи появится товарно-денежный обмен.

Выделяя деньги ребенку на карманные расходы, нужно быть предельно внимательным. В случае неправильного распоряжения финансами, необходимо объяснить ребенку почему/куда он неправильно потратил деньги, чтобы избежать подобного в будущем. С раннего детства необходимо правильно учить детей распоряжаться деньгами, только так ребенок научится их ценить.

Сколько денег давать ребенку?

Когда вы твердо решили, что ребенок достиг того возраста, чтобы самостоятельно распоряжаться деньгами, проведите с ним разъяснительную беседу. Расскажите сколько, зачем и для чего ему будут даваться деньги. Размер денежной суммы зависит от здравого смысла родителей. Но также на количество выделяемых ребенку карманных денег влияют и другие факторы:

  • Возраст и ответственность ребенка;
  • Финансовое положение семьи;
  • Населенный пункт проживания (разумеется, что в мегаполисе цены на порядок выше, чем в периферийных городах).

Критерии выдачи карманных денег:

  • Психологически ребенок готов распоряжаться самостоятельно деньгами уже в первом классе, после того, как научился считать и читать;
  • На карманные расходы должна выделяться определенная сумма в разумных пределах;
  • Детям младшего дошкольного возраста выдавайте деньги один раз в неделю, детям подросткового возраста – раз в месяц;
  • Держите под контролем все финансовые расходы вашего ребенка, чтобы предотвратить запрещенные покупки (табачные, алкогольные и наркотические изделия).

Никогда не рассчитывайте сумму, исходя из:

  • Успеваемости в школе;
  • Помощи по дому;
  • Примерного поведения;
  • Собственного настроения.

Не стоит компенсировать деньгами дефицит вашего внимания к детям. Помните, что выдача карманных денег должна преследовать одну важную цель – воспитание в ребенке финансовой самостоятельности.

Советы родителям:

  • Ребенок должен знать, зачем ему выдаются деньги, на что и как их тратить;
  • Выдаваемая сумма должна быть в разумных пределах и расти по мере взросления ребенка;
  • Установите четкий график выдачи денег ребенку, пускай это будет какой-то конкретный день недели/месяца;
  • Сумма должна быть строго фиксированной. Это научит ребенка распоряжаться ограниченными средствами так, чтоб их хватило на определенное время (научит планировать);
  • В случае отсутствия возможности очередной раз дать деньги, объясните ребенку причину, почему так случилось.

Выдавая ребенку карманные деньги, не стоит четко регламентировать, что он должен купить. Пускай распорядится выделенной суммой самостоятельно. Так он научится распоряжаться собственными средствами целесообразно. Конечно, ребенку сначала придется научиться справляться с множеством соблазнов, отвечать за последствия бессмысленных трат, но в итоге он научится правильно и разумно относится к деньгам и покупкам. Посоветуйте ребенку записывать каждую свою покупку, чтобы потом в конце недели проанализировать свои финансовые расходы и сделать определенные выводы. Это также даст возможность и родителям следить за тратами ребенка. Расскажите, что если копить деньги, то можно насобирать приличную сумму и купить что-то существеннее, то, о чем он давно мечтает. Так он научится экономить и откладывать деньги в копилку, не тратя на бессмысленные покупки. Следите за расходами ребенка мягко, ненавязчиво, с доверием.

Необходимые меры безопасности

  • Проинформируйте ребенка обо всех возможных рисках ношения денег с собой (потеря, кража);
  • Предостерегите ребенка, чтоб не хвастался деньгами ни перед сверстниками, ни перед взрослыми;
  • Подарите ребенку копилку, пускай хранит свои сбережения там, так безопаснее;
  • Приучите держать деньги не в карманах, а в кошельке;
  • Расскажите, что в случае нападения или шантажа лучше отдать деньги, не оказывая сопротивления.

Рекомендуем книгу по теме: Дети и деньги (Автор: Блискавка Евгения Александровна. Скачать можете тут http://moneykids.ru/)

Давать деньги детям однозначно нужно. Иначе как они научатся правильно ими распоряжаться? И при соблюдении всех советов и мер предосторожности, вы воспитаете в ребенке финансовую самостоятельность и привьете ему правильное отношение к денежным средствам.

Читаем также:

Видео: Дети и деньги

С какого возраста давать детям карманные деньги и нужно ли?

Карманные деньги для детей: давать или нет?

Дети и деньги — давать ли детям деньги? Если да, то сколько? И что делать, если ребенок требует деньги, но у родителей их нет? Педагог-консультант Виктория Проскуров отвечает на вопросы ведущего передачи Школьный автобус Михаила Аршавского:

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Видео (кликните для воспроизведения).

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Источники


  1. Малько, А.В. Теория государства и права. Гриф УМО МО РФ / А.В. Малько. — М.: Норма, 2015. — 203 c.

  2. Ивин, А.А. Логика для юристов; М.: Гардарики, 2011. — 288 c.

  3. Комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (постатейный). — М.: Деловой двор, 2011. — 120 c.
  4. Исаков, Владимир Теория государства и права 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров / Владимир Исаков. — М.: Юрайт, 2016. — 830 c.
Дети и деньги. как научить ребенка распоряжаться финансами на собственном примере (советы специалист
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here