Денежно-кредитная и бюджетно налоговая политика государства

Сегодня предлагаем обсудить важные аспекты на тему: "Денежно-кредитная и бюджетно налоговая политика государства" с профессиональной точки зрения и понятным языком. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то дочитайте до конца, а если не найдете ответа, то всегда можно обратиться к нашему дежурному юристу.

Денежно-кредитная и бюджетно налоговая политика государства

Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика государства призваны регулировать макроэкономическую ситуацию в стране. При помощи этих рычагов влияния происходит борьба с инфляцией, регулирование устойчивости банковского сектора, поддержка отдельных секторов производства и т. д.

Виды бюджета

Бюджетно-налоговая политика государства помогает сбалансировать государственный бюджет. Он утверждается парламентом, а исполнительная власть обязана в точности его исполнить. Термин «государственный бюджет» понимается как совокупный план расходов и доходов государства. Существует три его категории в зависимости от экономической ситуации:

  • профицитный (доходы выше расходов);
  • сбалансированный (равны нулю);
  • дефицитный (доходы ниже расходов).

Правительство любой страны стремится к тому, чтобы бюджет был сбалансированным. Одним из инструментов для достижения этой задачи и служит бюджетно-налоговая политика государства, а достигается цель через регулирование налогообложения. Более подробно об этом — далее.

Бюджетно-налоговая политика государства: цели и задачи

Данный политический инструмент влияния на экономику призван сглаживать циклы колебания. Отсюда цели можно выделить следующие:

  • стабильное экономическое развитие всей макроэкономики в целом;
  • максимальная занятость трудоспособного населения;
  • баланс в показателях между инфляцией, доходами населения и уровнем цен.

Инструменты бюджетно-налоговой политики

Основными источниками государственного бюджета являются налоги. Они и есть главный инструмент данной политики. Но, кроме налогов, к ним также относятся акцизные сборы, лицензирование, трансферты, государственные закупки и гранды. Следовательно, существует регулятор расходов и доходов. К доходам, естественно, относятся акцизные сборы, лицензирования, налоги. Их снижение стимулирует деловую активность той или иной отрасли, но уменьшает поступления в казну. Это негативно может отразиться на социальных выплатах населению. Это заработные платы бюджетникам (учителя, врачи, армия, полиция), а также пенсии по старости, нетрудоспособности и т. д. Рост же налогов сдерживает производство и, наоборот, наполняет бюджет. Снижение трансфертов и выдача грандов также сохранят казну. Но сохранение или увеличение бюджета за счет завышенных налоговых ставок — негативное явление. Оно лишь приносит плоды на первых налоговых поступлениях. На долгосрочной перспективе это сказывается отрицательно, так как падает производство, растет безработица, а с ней возрастает и нагрузка на бюджет.

Что такое кейнсианство

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства, по мнению многих экономистов, является наиболее действующим инструментом влияния на экономику. В отличие, например, от монетарной или кредитно-денежной. Это направление в экономической науке получило название «кейнсианство» от фамилии известного экономиста Дж. М. Кейса. Аргумент их в том, что все инструменты данной политики влияют на экономическую ситуацию.

Пример влияния на экономику

Пример — влияние государственных закупок на поведения игроков рынка. Допустим, государство дополнительно закупило товаров на сумму в миллиард. Напомним, что товаром является не то, что можно физически потрогать. К этой категории можно отнести рост фонда заработной платы работникам бюджетной сферы, что достигается путем увеличения объема их деятельности. Через открытие дополнительных вакансий врачам, например. Далее этот миллиард попадает в экономику, увеличивая на эту же сумму доход продавцов (врачи в этом примере также выступают как продавцы). Этот миллиард подразделяется на потребление и сбережение. Естественно, часть этой суммы останется у рыночных игроков на сохранении, тем самым увеличив общее сбережение. Но психологический эффект, по мнению Кейнса, заключается в том, что люди увеличивают доход по мере роста расхода. Но пропорционально коэффициенты разные. Таким образом, с увеличением, например, дохода на 20 процентов расходы увеличиваются на гораздо меньшую сумму.

Виды бюджетно-налоговой политики государства

В первую очередь они зависят от фазы цикла экономического развития. Их два. При фазе рецессии, или падении, экономических показателей применяют стимулирующую политику. Но не всегда только спад губителен для страны. Иногда быстрый подъем, связанный с резким изменением макроэномической ситуации, может способствовать негативному развитию в будущем. В качестве примера можно привести резкое падение российской валюты в два раза в 2014-2015 гг. Обесценивание рубля негативно сказалось лишь на российских производителях, которые закупали товары в долларах. Это привело к наплыву покупателей из ближнего зарубежья, которые буквально сметали «подешевевшие» для них в два раза товары. Внешне произошел громадный подъем продаж, но все понимали, что это после распродажи всех товаров на складе негативно отразится на экономике. Чтобы предотвратить подобные ситуации, применяют сдерживающую фискальную политику.

Стимулирующая политика

Направление бюджетно-налоговой политики государства при стимулировании ориентировано на увеличение деловой активности и роста продаж. А также на снижение уровня безработицы. Это достигается путем снижение налогов, полной их отмены в определенной отрасли или регионе, а также увеличения государственных закупок некоторых товаров и услуг.

Сдерживающая политика

Бюджетно-налоговая политика государства при сдерживающей модели поведения направлена, наоборот, на удержании развития. Дело в том, что иногда происходит бум в определенной отрасли. Пример с обесцениваем валюты далеко не единственный. Взять хотя бы тот же бум строительного рынка в России в 2000-х. Он привел к сильному дисбалансу в экономике. Это разогнало уровень инфляции. Пострадали работники других сфер. Например, все бюджетники, средняя зарплата которых сильно отстала по стране. Для предотвращения подобных ситуаций и нужны инструменты сдерживания. Увеличение налогов в определенной сфере, сокращение государственных заказов и закупок и являются такими рычагами влияния.

Способы воздействия на экономику

Выделяют также основные направления бюджетно-налоговой политики государства по способу воздействия на экономику:

  • дискреционная фискальная политика;
  • автоматическая фискальная политика.

Первая является сознательным изменением исполнительной власти объема закупок, налогов для стабилизации.

Автоматическая фискальная политика

Уже встроена в систему и работает автономно. К ее инструментам относятся подоходные налоги, налоги на прибыль, косвенные налоги, пособия по безработице, пенсии.

Интересный факт: в США к автоматической фискальной политике относятся пособия фермерам. В России же это единичные субсидирования, зависящие от воли исполнительных властей, которые при недостатке бюджета урезают помощь сельскому хозяйству.

Бюджетно-налоговая политика государства очень эффективна при прогрессирующей шкале налогообложения. Тогда уменьшаются дисбаланс и перегибы в экономической и социальной сферах. Яркий пример — Швеция, которая до автоматизма довела такую систему. Там предприятия и граждане, имеющие низкий уровень прибыли и дохода, освобождаются от налогов. Кроме того, некоторые из них даже получают поддержку и субсидирование. А те корпорации, которые имеют сверхдоходы, облагаются налогами, которые иногда переходят отметку в 50 процентов. Все это ведет с снижению социальной дифференциации и, следовательно, к сниженной опасности революционных событий и волнений.

Читайте так же:  Пошаговая стратегия, которая позволит выучить за три недели то, на что обычно тратят три месяца

Единая налоговая ставка на все отрасли производства, наоборот, увеличивает дисбаланс в экономике, приводит к увеличению дифференциации общества. Это отражается не только на политическом положении, приводя к росту оппозиции, но и снижает покупательскую способность граждан. Так как малая часть предпринимателей, удерживающих большую часть доходов страны, неизбежно выводит свои капиталы из экономики, снижая денежный фонд. Возобновление недостатка ликвидной валюты приводит к неизбежному росту эмиссии денег, что приводит к высокому уровню инфляции. Маховик раскручивается до полного коллапса экономики. Итог – дефолт и полный крах всех сфер общественной жизни.

Что касается пособий по безработице, пенсии, субсидий малообеспеченным гражданам, то они полностью зависят от состояния экономики. От того, насколько эффективно собираются налоги. Поэтому нужно грамотно подходить к этому вопросу. При повышении налогов многие предприятия могут не выдержать нагрузки. Это приводит к их закрытию. Пополняется армия безработных и малообеспеченных граждан, а предприятие перестает уплачивать налоги. Но и их низкий уровень приводит к дефициту бюджета. Тем самым ощущается нехватка денег для социальной защиты нетрудоспособного населения.

В развитых странах экономика лишь на одну треть регулируется за счет встроенных стабилизаторов. Остальное – при помощи дискреционной фискальной политики.

Таким образом, можно сделать вывод, что для успешного функционирование всей экономической системы нужна грамотная финансовая политика государства. Бюджетная налоговая является ключевым инструментом для решения этой задачи.

Денежно-кредитная и бюджетно налоговая политика государства

45. Кредитно—денежная и бюджетно—налоговая политика

Проводником денежно—кредитной политики государства выступает центральный банк во взаимодействии с коммерческими банками . В экономической практике используются следующие инструменты регулирования денежной массы: установление учетной ставки процента, установление нормы обязательных резервов.

Центральный банк выдает денежные средства коммерческим банкам, последние – своим клиентам за определенную плату, называемую процентом за кредит. Повышая или понижая учетную ставку, центральный банк делает кредит более дорогим или дешевым.

Если кредиты становятся более дорогими, то соответственно уменьшается количество желающих их брать. Это приводит к уменьшению денег в обращении и помогает снизить темпы инфляции (процесс повышения уровня цен в стране), но усиливает спад производства, так как фирмы лишаются возможности получить кредит.

Понижая учетную ставку процента и делая кредит дешевым, государство увеличивает число заемщиков, что способствует подъему производства. Но увеличение денежной массы в обращении ведет к усилению инфляции.

Деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета называется фискальной политикой.

Государственный бюджет – это сводный план доходов государства и использование полученных средств на покрытие всех государственных расходов. Государство, используя бюджет, может существенно влиять на экономику, стимулировать производство и социальные процессы. Основные рычаги этого влияния – регулирование налогообложения и государственных расходов.

Основным источником доходов бюджета являются налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в бюджет. Механизм налогообложения достаточно сложен. Существуют прямые и косвенные налоги. Прямой налог – это сбор в пользу государства, взимаемый с каждого гражданина или организации в зависимости от размеров доходов или стоимости имущества.

Косвенный налог – это сбор в пользу государства, взимаемый с граждан или организаций только при осуществлении ими определенных действий, например, при покупке некоторых видов товаров.

Бюджетная политика направлена и на балансирование доходов и расходов, так как значительный рост государственных расходов и недобор налогов приводит к дефициту бюджета, одному из негативных экономических показателей.

В целях преодоления дефицита бюджета государство может занять деньги у граждан, организаций. Сумма задолженности государства кредиторам называется государственным долгом.

Дефицит бюджета и величина государственного долга – важнейшие показатели состояния экономики.

Монетарная политика государства. Монетарная политика: цели, инструменты и последствия

Монетарная политика государства является неотъемлемой частью системы управления и контроля экономики. Проводником ее выступает центральный банк (ЦБ). Посредством доступных ему способов и методов он влияет на денежные потоки и деловую активность.

Для того чтобы подробнее разобраться в том, как и для каких целей реализуется кредитно-денежная (монетарная) политика государства, надо определить его (государства) функции и задачи.

Функции государства

Государственные функции не ограничиваются регулированием экономики, а распространяются и на другие сферы жизни. Во всех вопросах, в которых общество нуждается в помощи и контроле, должна присутствовать «рука государственной власти».

К ее функциям относятся:

  1. Поддержание стабильности и роста экономики.
  2. Защита прав и свобод всех лиц — физических и юридических.
  3. Контроль движения денег.
  4. Перераспределение денежных потоков.
  5. Производственная деятельность.
  6. Внешнеэкономическая и политическая деятельность.
  7. Содействие развитию фундаментальной науки.
  8. Решение экологических и других глобальных вопросов.

У каждой из этих функций есть свои институты, цели и задачи, инструменты и методы, при помощи которых они реализуются. В частности, монетарная политика и ее цели служат для работы с финансовым рынком, который является частью экономической системы.

Цели регулирования экономики на государственном уровне

Для того чтобы управлять экономикой, надо понимать в какой точке находится система на данный момент и какие цели являются основными. После этого определяются инструменты, которые лучше всего повлияют на текущую ситуацию и приведут к желаемому результату.

Какими могут быть цели экономического регулирования:

  1. Увеличение государственных доходов.
  2. Приближение к полной занятости.
  3. Умеренные темпы инфляции, стабильность цен.
  4. Экономический рост.
  5. Доминирование законов свободной конкуренции.
  6. Стабилизация экономики и т.д.

Для управления экономикой страны используется монетарная и фискальная политика государства. Первая влияет на систему при помощи рынка денег, вторая — бюджетных и налоговых механизмов.

Объекты и участники монетарной политики

Цели и инструменты кредитно-денежной политики воплощаются в жизнь через ее субъектов, к которым относятся ЦБ, банки и другие участники денежного рынка. Объектами являются показатели рынка денег: спрос, предложение, цена. Существует такое понятие, как денежный рынок, являющийся частью финансового. Здесь действуют те же законы, что и на любом другом рынке. Под влиянием факторов предложения и спроса формируется равновесная цена.

Если предложение набирает обороты, а спрос остается на месте, то стоимость денег (номинальная ставка процента) уменьшается, и наоборот. Рыночные механизмы стремятся уравновесить спрос и предложение при помощи изменения цены. Монетарная политика государства кратко может быть описана как контроль над показателями рынка денег для достижения определенного уровня их стоимости. В случае стремительного экономического роста для предотвращения последующего неизбежного резкого спада ЦБ может воздействовать на рынок денег с целью изменения их стоимости.

Читайте так же:  Правильно подобранное оборудование для производства арахисовой пасты - залог успешной деятельности

При изменяющейся скорости обращения денег ЦБ должен откорректировать их количество таким образом, чтобы денег было достаточно, но не возникало избытка.

Концепции финансовой политики

Инструменты и методы монетарной политики зависят от выбранной концепции. В современных условиях их всего две:

  1. Дешевые деньги, или научным языком — концепция кредитной экспансии.
  2. Дорогие деньги, другими словами, концепция кредитной рестрикции.

Инструменты кредитной экспансии нацелены на рост ресурсов банков, а значит, возможность получения большого количества кредитов для населения и предприятий. При помощи таких действий увеличивается количество денег.

Кредитная рестрикция означает снижение активности банков в кредитовании для уменьшения количества денег.

Выбор концепции определяет набор инструментов и методов, которые будут задействованы для достижения целей в ближайшем будущем и более далекой перспективе. Но задача эта сложная, требующая всестороннего анализа ситуации на рынке финансов и в экономике в целом, согласования действий субъектов денежного рынка с общим курсом политики страны.

Методы монетарной политики, представление о временных лагах

Методы монетарной политики государства – это конкретные приемы, при помощи которых центральный и коммерческие банки влияют на спрос и предложение денег.

Экономисты выделяют два типа методов: прямые и непрямые (косвенные).

Банковская система должна быть достаточно гибкой для своевременного реагирования на изменения факторов и показателей на рынке денег. Но как бы быстро ни внедрялись те или иные меры по регулированию денежного рынка, между осознанием проблемы, выработкой системы мер воздействия и их применением проходит определенное время, которое называют временным лагом.

Также надо учитывать, что вне зависимости от инструментов и методов, которые использует монетарная политика государства, между их внедрением и реакцией экономических субъектов тоже проходит определенное время.

Временные лаги затрудняют процесс анализа и выработки решений по стабилизации ситуации на денежном рынке. Монетарная политика государства должна быть достаточно гибкой и продуманной для того, чтобы учесть их влияние.

Прямые методы воздействия на денежное обращение

ЦБ имеет возможность четко регламентировать деятельность банков: устанавливать лимиты на размер кредитов и депозитов, максимальный и минимальный уровень процентов. Такие методы называются прямыми.

Положительными сторонами прямых методов являются:

  • сокращение временных лагов;
  • небольшие затраты на их внедрение;
  • вполне предсказуемые результаты.

Но есть и минусы таких приемов:

  • нарушение конкурентных условий на рынке финансовых услуг;
  • неэффективное распределение свободных средств;
  • снижение привлекательности услуг банков.

Монетарная или кредитно-денежная политика государства с использованием таких методов на первый взгляд отвечает всем потребностям государственного управления. Но она способна привести к тому, что банки перестанут выполнять свои функции, и спрос обратится к другим финансовым организациям, деятельность которых не регламентируется напрямую государством. Так, ЦБ может утратить контроль над денежным обращением.

Прямые методы – это грубое вмешательство в рыночные механизмы, в результате таких действий денежная масса может резко уменьшиться, что приведет к спаду производства.

Косвенные методы монетарной политики

Все чаще ЦБ стали отказываться от прямых методов вмешательства в денежное обращение. Жесткие директивы применяются только в условиях серьезного экономического кризиса и тогда, когда нужны быстродействующие меры.

В других случаях ЦБ может влиять на ситуацию более мягкими, косвенными методами. Они стимулируют нужное поведение субъектов рынка, мотивируют на определенные действия.

Недостатки косвенных методов:

  • увеличенные временные лаги;
  • возможная большая погрешность в прогнозах результатов тех или иных мер;
  • эффективность их связана со степенью развитости рыночных механизмов.

Преимущества косвенного регулирования:

  • отсутствие деформации рыночных механизмов;
  • соблюдение прав субъектов рынка;
  • предотвращение перетекания капиталов на теневые рынки;
  • они не приводят к резким, шоковым перепадам количества денег и снижению уровня производства.

Набор инструментов монетарной политики

Средства, которыми ЦБ воздействует на объекты денежного рынка, — это инструменты монетарной политики государства.

Одним из них является норма резервов. Это определенный процент от обязательств, сумма, которую банки обязываются хранить в ЦБ. Если величина резерва увеличивается, то естественным образам сокращается объем свободных денег в распоряжении банков. Таким образом, предотвращается выброс дополнительных денег на рынок. Если норма резервов уменьшается, то имея дополнительные средства, банки могут увеличивать количество выданных кредитов (в денежном выражении). В результате денежная масса будет увеличиваться.

Монетарная, или денежно-кредитная политика государства, реализуется также посредством регулирования процентных ставок. ЦБ кредитует банки. Если проценты по такому кредиту (ставка рефинансирования) уменьшаются, то денежные средства становятся более доступными для банков. Если проценты увеличиваются, то коммерческие банки либо отказываются от займа, либо вынуждены поднимать проценты по выданным кредитам. В любом случае, увеличение ставки рефинансирования приводит к сдерживанию роста количества денег в обороте.

Третьим инструментом влияния ЦБ на количество денег являются его действия на рынке ценных бумаг. В том числе покупаются и продаются государственные ценные бумаги. Этот инструмент сегодня очень широко используется в мировой практике. Когда ЦБ скупает ценные бумаги, это дает эффект эмиссии денег, а когда продает – эффект изъятия денег из оборота.

Цели и инструменты кредитно-денежной политики тесно связаны. В зависимости от поставленных задач средства могут использоваться в двух разных направлениях, стимулируя или усмиряя деловую активность.

Дополнительные инструменты

Рассмотренные выше способы относятся к традиционным инструментам. Но есть еще несколько средств, например, валютное регулирование и установление границ увеличения объема денег в обращении.

Монетарная политика как вид стабилизационной политики предполагает анализ причин и последствий роста денежной массы. Не только кризисные явления в экономике требуют особых мер, но и резкий рост производства, в результате которого может проявиться неконтролируемая инфляции и деформация рыночных механизмов. По теории циклов, после фазы активного экономического роста начинается резкий и глубокий спад. Чтобы сгладить перепады, не допустить выхода ситуации на рынке из-под контроля, ЦБ ограничивает количество денег и скорость его увеличения.

Валютное регулирование предполагает формирование, прогнозирование и регулирование валютных потоков, курса, внешних платежей. Это важный инструмент, который способен ограничить отток и приток капиталов в страну.

Читайте так же:  5 типов личности в зависимости от их отношения к деньгам

Валютное регулирование может осуществляться прямыми методами: установлением границ колебания курса (валютного коридора), закреплением его на одном уровне и т.д. Но чаще используются косвенные методы, такие как купля-продажа валюты на открытых рынках. Этот механизм похож на операции ЦБ с ценными бумагами. Для укрепления курса валюты он сбывает иностранные денежные знаки, для уменьшения курса – покупает.

Регулирование количества денег и валютного курса способствуют стабильному развитию внешнеэкономической и производственной деятельности фирм, а также финансовой устойчивости банков.

От чего зависит выбор инструментов политики ЦБ

Монетарная политика, цели, инструменты и последствия ее осуществления зависят от множества факторов. Среди них можно выделить:

Для достижения целей регулирования рынка денежных средств монетарная политика государства должна учитывать все эти факторы, быть гибкой и последовательной.

[2]

Монетарная политика в России

Монетарная политика государства: понятие, виды, инструменты, методы – все это создает теоретическую базу для принятия решений. Но оценить деятельность ЦБ на практике довольно сложно.

За 2014 год экономическая ситуация в России очень изменилась, это затронуло и рынок финансов. Причиной тому стали внешние искусственно созданные факторы. Оценивать в этих условиях эффективность той или иной политики в сфере экономики вдвойне сложнее.

Но в целом можно сказать, что основными тактическими целями ЦБ являются:

  • сдерживание темпов инфляции;
  • управление валютным курсом;
  • стимулирование деловой активности.

Контроль уровня инфляции – это основная задача ЦБ России в течение последних 10 лет. Кроме того, открытая экономика страны подвержена внешним воздействиям, и нет возможности не вмешиваться в формирование курса рубля, поэтому устанавливаются валютные коридоры. От этой практики планируют отказаться и в дальнейшем сосредоточить все усилия на стабильных низких уровнях инфляции.

ЦБ РФ часто в качестве инструмента воздействия использует ставку рефинансирования. Также регулярно осуществляется контроль количества денег в обращении и операций с ценными бумагами.

ЦБ России обладает достаточно большой самостоятельностью, что в целом позитивно влияет на проведение монетарной политики. Все реже отмечаются противоречия в принимаемых решениях. Регулярно проводится анализ и корректируются текущие цели и методы их достижения, что позволяет говорить о гибкости монетарной политики.

Тема: Макроэкономическая политика в открытой экономике (Бюджетно-налоговая система, Денежно-кредитная система, Социальная политика государства)

1. Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику.

2. Государственное регулирование экономики: цели и методы.

3. Финансовые отношения и финансовая система.

4. Государственный бюджет: его дефицит и профицит.

5. Государственный долг.

6. Налоги и их функции, эффект Лаффера

7. Фискальная политика государства и ее инструменты.

8. Денежный рынок: спрос и предложение денег. Денежная масса.

9. Механизм установления равновесия на денежном рынке.


10. Банковская система. Структура и функции в национальной экономике.

11. Механизм создания банками кредитных денег. Денежный мультипликатор.

12. Денежно-кредитная политика ЦБ: цели, инструменты, механизм влияния на ВНП.

13. Сущность доходов, их источники и формы.

14. Неравенство доходов и его причины. Кривая Лоренца. Коэффициент Джини.

15. Социальная политика и социальная защита.

В реальности чисто рыночной модели экономики не существует. Государство всегда в той или иной степени вмешивается в развитие экономки. В рыночной экономике государство должно выполнять как минимум три функции, которые связаны с «провалами» (недостатками) рынка.

1. Рынок не производит общественные блага (или производит их мало). Эту функцию на себя берет государство.

2. Деятельность рынка порождает внешние эффекты. Негативные внешние эффекты самостоятельно рынок, как правило, не устраняет, эту функцию берет на себя государство

3. Обеспечение экономики деньгами. Эту функцию государство выполняет в лице Центрального банка, который обладает монопольным правом эмиссии денег.

Государственное регулирование экономики – это система мер законодательного, административного и экономического характера, осуществляемых государством в лице его институтов в целях воздействия на социально-экономическую систему и обеспечения благоприятных условий воспроизводства.

Цели государственного регулирования экономики: обеспечение устойчивого экономического роста; обеспечение высокого уровня занятости населения; обеспечение устойчивых темпов инфляции, не превышающих 10% годовых; обеспечение сбалансированного внешнеэкономического платежного баланса.

Методы государственного регулирования экономики могут быть прямыми (лицензирование, государственная регистрация предприятий, гражданское, налоговое законодательство и т.д.) и косвенными (денежно-кредитные, бюджетно-налоговые методы и т.д.).

Финансовые отношения – это система экономических отношений, которые возникают между государством, физическими и юридическими лицами по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств.

Совокупность всех финансовых отношений национальной экономики по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств образует финансовую систему страны. Основными элементами финансовой системы являются:

· централизованные финансы (государственный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, внебюджетные фонды);

· децентрализованные финансы (фонды, которые формируются в фирмах: фонд заработной платы, резервный фонд, амортизационный фонд и др.)

· финансы домашних хозяйств (личные финансы).

Основным централизованным фондом денежных средств выступает государственный бюджет. Государственный бюджет – это основной финансовый план доходов и расходов государства на текущий год.

Государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:

1) доходы бюджета превышают его расходы (Т > G), сальдо бюджета положительное, образуется профицит государственного бюджета;

2) доходы бюджета равны его расходам (G = Т), сальдо бюджета равно нулю, государственный бюджет сбалансирован;

3) доходы бюджета меньше, чем его расходы (Т Sм). В этом случае на денежном рынке испытывается дефицит денежных средств, поэтому цена денег (процентная ставка) начинает расти от r до r1.

М

Рисунок 14 — Изменение спроса на деньги и механизм восстановления равновесия на денежном рынке

Если меняется предложение денег, то равновесие на денежном рынке тоже нарушается (см. рис. 15). Так при уменьшении предложения денег кривая Sм смещается в положение Sм1, возникает избыток денег. В этом случае экономические субъекты увеличивают спрос на заемные средства и продают ценные бумаги. В результате курс акций снижается, а процентная ставка растет до r1 Тогда спрос на деньги уменьшается и равновесие восстанавливается в точке Е1 при более высокой процентной ставки r1.

И, наоборот, при увеличении предложения денег с Sм до Sм2 экономические субъекты, уменьшают спрос на заемные средства и покупают ценные бумаги, в результате процентная ставка снижается до r2 и спрос на деньги постепенно увеличивается до величины предложения. Равновесие восстанавливается в точке Е2 при более низкой процентной ставки r2.

М

Рисунок 15 — Изменение предложения денег и механизм восстановления равновесия на денежном рынке

Читайте так же:  Должностная инструкция программиста бюджетного учреждения. основные обязанности программиста

Современная банковская система состоит из двух уровней (см. табл. 16)

Таблица 16 – Функции банковской системы

Уровни банковской системы Функции в национальной экономике
1. Центральный банк · денежная эмиссия; · кредитно-денежное регулирование экономики; · контроль за деятельностью коммерческих банков
2. Коммерческие банки · привлечение вкладов; · предоставление кредитов

Коммерческие банки могут расширять денежное предложение. Процесс создания банками кредитных денег описывается с помощью денежного мультипликатора.

ΔМ = ΔD*(1 / r); величина 1/r носит название денежного мультипликатора. Он показывает, во сколько раз изменится предложение денег (ΔМ) в результате изменения вкладов в банковскую систему (ΔD).

Денежно-кредитная политика – это совокупность экономических мер, применяемых государством, для обеспечения стабильных темпов экономического роста, высокого уровня занятости, низких темпов инфляции, равновесного внешнеторгового баланса.

Классификация видов денежно-кредитной политики и их характеристика представлены в таблице 18.

Таблица 17 – Виды денежно-кредитной политики

Виды денежно-кредитной политики Характеристика
Стимулирующая Проводится в период спада производства и массовой безработицы. Реализуется через покупку государственных ценных бумаг, уменьшение учетной ставки, снижение нормы обязательных резервов
Сдерживающая Проводится во время перегрева экономики, сопровождающееся инфляцией. Реализуется через продажу государственных ценных бумаг, увеличение учетной ставки, повышение нормы обязательных резервов

Доходы представляют поступления из всех источников в течение определенного периода времени. Источниками доходов являются факторы производства: труд, земля, капитал и предпринимательская способность. Каждый фактор производства приносит своему владельцу доход в определенной форме: труд приносит доход в форме заработной платы, земля — ренту, капитал — процент и предпринимательская способность- прибыль.

Получаемый доход является основой благосостояния индивида, он определяет уровень его жизни. Однако разные экономические субъекты получают различный доход. Причин неравенства доходов может быть много: различия в интеллектуальных и физических способностях, различия по уровню полученного образования, различия во владении собственностью, везение и др.

Для измерения степени неравенства доходов используются кривая Лоренца и коэффициент Джини.

Лоренц проанализировал статистические данные о распределении дохода между семьями в экономке США за 1984 г. и на основе этих данных построил кривую, которая показывает неравномерное распределение доходов в обществе (см. рис. 16).

Все население он обозначил за 100% и разделил их на 5 частей. Каждая часть охватывает 20 % семей. Распределение дохода в 1984 г. между 5-тью частями населения представлено в таблице 18.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таблица 18 – Распределение доходов между семьями

Нижняя пятая часть Вторая пятая часть Третья пятая часть Четвертая пятая часть Верхняя пятая часть Верхние 5%
4,7% 11,0% 17,0% 24,4% 42,9% 16,0%

Из таблицы видно, что самые бедные 20% семей получили 4,7% дохода, на графике это точка А. Затем сложим числа из первой и второй колонок: 4,7 + 11,0 = 15,7. В результате получим, что 40% наиболее бедных семей обладают 15,7% дохода, на графике это точка В. Затем сложим числа из первой, второй и третьей колонок: 4,7 + 11,0 + 17,0 = 32,7%. Получаем, что 60% наиболее бедных семей имеют 32,7% дохода, на графике это точка С. Затем сложим числа из первой, второй, третьей и четвертой колонок: 4,7 + 11,0 + 17,0 + 24,4 = 57,1% Получаем, что 80% наиболее бедных семей имеют 57,1% совокупного дохода, на графике это точка D.

Далее самые богатые 5% семей имеют 16 % совокупного дохода, на графике это точка F. Тогда оставшиеся 95% семей имеют 84% дохода, на графике это точка Е. Теперь соединим все точки, в результате получим кривую Лоренца ОАВСDЕF.

Рис. 16 Кривая Лоренца

Линия ОF отражает абсолютно равномерное распределение доходов в обществе. Чем больше разрыв между кривой Лоренца и линией абсолютно равномерного распределения доходов, тем больше степень неравенства доходов в обществе.

Если площадь между кривой Лоренца и линией абсолютно равномерного распределения доходов обозначит за Т и соотнести ее с площадью треугольника OFK, то получим коэффициент Джини (показатель степени неравенства в распределении доходов): G = T / OFK. Чем дальше кривая Лоренца будет отклоняться от линии абсолютно равномерного распределения доходов, тем больше будет коэффициент Джини и тем больше степень дифференциации доходов в обществе.

Для сокращения степени неравенства в обществе и повышения социальной справедливости государство проводит социальную политику.

Социальная политика — это составная часть государственной экономической политики, направленная на решение социальных проблем в целях повышения благосостояния общества.

Основными направлениями социальной политики государства являются:

· создание условий для трудовой деятельности, регулирование занятости, минимальной заработной платы;

· прямая поддержка доходов нуждающихся членов общества через систему социального обеспечения;

· развитие человеческой личности, удовлетворение общественных потребностей в образовании, медицинском обслуживании и т.д.

Одним из способов реализации социальной политики является система социальной защиты. Под государственной социальной защитой понимается система отношений индивид – государство, возникающая по поводу:

· обеспечение государством гарантированного минимального уровня жизни для нормального воспроизводства человека и содержания иждивенцев;

· сохранение прежнего уровня жизни утратившим трудоспособность вследствие социальных рисков (производственных травм, безработицы, болезни, смерти кормильца, наступления старости и др.);

· обеспечение минимальных жизненных стандартов изначально нетрудоспособным членам общества (детям и инвалидам).

Система социальной защиты строится на основе следующих принципов:

1. Принцип субсидарности (дополнительности) состоит в том, что в рыночной экономике государство обеспечивает минимальные жизненные стандарты и одинаковые стартовые условия всем членам общества. Этот принцип реализуется в системе государственных гарантий (гарантирование минимальной заработной платы, минимальной пенсии, права на труд, на отдых, на образование и медицинское обслуживание).

2. Принцип солидарности говорит о том, что общество готово оказывать социальную помощь определенным категориям людей независимо от их участия в производстве и уплаты ими налогов и страховых взносов. Этот принцип реализуется в системе мер по содержанию нетрудоспособных граждан.

3. Принцип эффективности означает, что социальные выгоды от действия любой социальной программы должны превышать социальные издержки. Для сравнения социальных выгод и социальных издержек может быть использован инструмент «затраты – выпуски». Затраты представляют собой вложения государственных органов в какую-либо социальную программу, а выпуски – результат этой программы в виде роста благосостояния, показателями которого выступают уровень потребления, уровень доходов, состояние образования и здравоохранения, численности бедных.

4. Принцип непрерывности означает, что независимо от финансового положения государства процесс социальной защиты не может быть остановлен.

[1]

Видео (кликните для воспроизведения).
Читайте так же:  Численность населения электростали

Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 94 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Тема 5.3 Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика государства

70. К активам Банка России нельзя отнести

а) средства Правительства РФ на счетах в банке России

б) запас монетарного золота страны

в) все вложения Центробанка в государственные ценные бумаги

г) депозиты в иностранной валюте, размещаемые Центральным банком в банках-резидентах

71. Ставка рефинансирования это:

а) учетная ставка ЦБ

б) процент по вкладам в банке

в) разница между курсом покупки и продажи валюты

г) темп инфляции за год

72. Банковская система РФ имеет:

г) четыре уровня

73. Синдицированный кредит это:

а) кредит, предоставляемый несколькими кредиторами заемщику

б) краткосрочный кредит ЦБ

в) долговая расписка

г) коммерческий кредит

74. Рефинансирование это:

а) кредитование коммерческих банков ЦБ

б) повторное финансирование

в) дотация вышестоящего бюджета нижестоящему

г) возврат части прибыли государственных предприятий

75. Наибольшая доля в структуре доходов федерального бюджета принадлежит.

а) налоговым поступлениям;

б) доходам от имущества государства;

в) доходам от оказания платных услуг учреждениями и организациями государства;

г) доходам целевых бюджетных фондов.

76. Одну из форм лимитированного кредита иначе именуют

77. Отличие государственных внебюджетных фондов от государственного бюджета состоит в том, что они…

а) расходуются на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов;

б) создаются для финансирования не включаемых в бюджет определенных общественных потребностей;

в) подлежат обязательному исполнению;

г) утверждаются в форме закона.

78. Основным отличительным признаком государственного кредита является.

а) обязательное участие государства;

б) заранее определенный срок;

в) непроизводительное использование;

г) необходимость покрытия бюджетного дефицита.

79. Основными разделами расходов бюджетов являются.

а) общегосударственные вопросы.

б) целевое дотирование населения;

в) социальная политика;

г) финансовая помощь предприятиям;

80. Основополагающим звеном финансовой системы является (являются)…

а) финансы предприятий;

б) муниципальные финансы;

в) государственный бюджет.

г) мировые финансы;

81. По экономическому содержанию расходы бюджета подразделяются на.

а) текущие и капитальные

б) военные расходы, расходы на управление, финансирование науки, финансирование промышленного производства

в) расходы федерального бюджета, расходы бюджетов субъектов РФ, расходы местных бюджетов

г) собственные и регулирующие;

82. Принцип сбалансированности бюджета означает.

а) равенство доходов и расходов

б) гарантии достоверности бюджета;

в) открытость для средств массовой информации;

г) недопустимость изъятия дополнительно полученных доходов.

83. Бухгалтерский баланс строится на основе метода.

а) двойной записи;

б) тройного учета;

в) тройной записи;

г) единичной записи.

84. Базовым звеном финансовой системы, являющимся первичным источником финансовых ресурсов, выступают.

а) финансы предприятий

б) государственные кредиты;

в) государственные бюджеты;

г) фонды страхования.

[3]

85. В структуре расходов российского федерального бюджета наибольший удельный вес имеют расходы на …

а) национальную оборону

б) культуру, искусство и кинематографию;

в) фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

г) судебную власть.

86. В подсистему «Финансы хозяйствующих субъектов» входят.

а) финансы государственных предприятий

б) внебюджетные фонды;

в) муниципальные финансы;

г) государственный кредит.

87. В РФ не функционирует.

а) строительный внебюджетный фонд

б) Пенсионный фонд;

в) Фонд обязательного медицинского страхования;

г) Фонд социального страхования;

88. Государство выступает в качестве заемщика при .

а) выпуске государственных ценных бумаг;

б) предоставлении кредитов (займов) иностранным государствам;

в) переоформлении задолженности третьих лиц в государственные обязательства;

г) предоставлении кредитов (займов) международным организациям.

89. Государственным внебюджетным фондом является.

а) Фонд социального страхования;

б) Государственный фонд занятости населения;

в) Государственный фонд борьбы с преступностью;

г) Федеральный дорожный фонд.

90. Государственный бюджет в Российской Федерации является основным источником финансовых ресурсов

а) федеральных органов государственной власти;

г) органов власти субъекта федерации.

91. Доходы бюджета подразделяются на…

а) текущие и капитальные

б) налоговые и неналоговые

в) бюджетные и внебюджетные;

г) функциональные, экономические и ведомственные.

92. За счет средств Фонда обязательного медицинского страхования финансируются.

а) целевые программы оказания медицинской помощи;

б) пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 года;

в) расходы на санаторно-курортное лечение работников и членов их семей;

г) пособия по беременности и pодам.

93. Из средств государственных внебюджетных фондов не финансируются расходы…

а) органов местного самоуправления

б) Фонда социального страхования РФ;

в) Пенсионного фонда РФ;

г) Фонд обязательного медицинского страхования;

94. К доходам государственного бюджета не относится (не относятся).

а) проценты, выплачиваемые владельцам государственных ценных бумаг;

б) налог на добавленную стоимость;

в) доходы от продажи приватизируемых предприятий;

Дата добавления: 2015-04-20 ; просмотров: 17 | Нарушение авторских прав

Читайте также:
  1. A ) это деяние было единственным средством защиты существенного интереса этого государства от тяжкой и неминуемой угрозы и
  2. C. части государства не имеют своих законодательных органов
  3. C.) . воспитания — прерогатива государства, которая под влиянием науки и общества формирует ее как главный компонент педагогической работы
  4. F) социальная политика
  5. g) экономическая политика
  6. II. Типы моделей государства всеобщего благосостояния
  7. II. Эволюция российского государства и общества в XIX в.
  8. III. Договорная политика организации
  9. III. Шведская модель государства всеобщего благосостояния
  10. V. Церковь и политика

Источники


  1. Тихомиров, М. Ю. Увольнение по инициативе работодателя. Практическое пособие / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 499 c.

  2. История и методология естественных наук. Выпуск 26. Физика. — М.: Издательство МГУ, 2011. — 200 c.

  3. Пучинский, В. К. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора в советском гражданском процессе: моногр. / В.К. Пучинский. — М.: Юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2015. — 192 c.
  4. Все о пожарной безопасности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. — М.: Альфа-пресс, 2013. — 480 c.
Денежно-кредитная и бюджетно налоговая политика государства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here