Что такое судебная власть органы, функции судебной власти

Сегодня предлагаем обсудить важные аспекты на тему: "Что такое судебная власть органы, функции судебной власти" с профессиональной точки зрения и понятным языком. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то дочитайте до конца, а если не найдете ответа, то всегда можно обратиться к нашему дежурному юристу.

Судебная власть, ее функции. Судебная система РФ

Судебная власть в соответствии с теорией разделения властей – одна из трех ветвей государственной власти, закрепленных в ст. 10 Конституции РФ. Функционирование судебной власти регулируется гл. 7 Конституции РФ.

Судебная власть – это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства. В соответствии с Конституцией РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Как вид власти судебную власть теоретически нельзя отождествлять с судами, судебной системой. Судебной властью надлежит считать не орган (суд) или должностное лицо, а то, что они могут и в состоянии сделать, какими для этого способностями и возможностями обладают.

Одна из важнейших функций судебной власти – осуществление правосудия, т. е. производимой в процессуальном порядке правоприменительной деятельности суда по рассмотрению и разрешению гражданских, административных и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства.

Контролирующие полномочия судебной власти реализуются в первую очередь в форме контроля за соответствием федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных актов всех уровней положениям Конституции РФ, осуществляемым Конституционным Судом РФ. Широко осуществляется нор-моконтроль и судами общей юрисдикции всех уровней.

Контролирующие функции судебной власти реализуются также в форме контроля за законностью решений местных представительных и всех исполнительных органов, в государственном управлении путем:

рассмотрения жалоб граждан и организаций на действия и решения органов (должностных лиц), нарушения их прав и свобод, жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях;

проверки при рассмотрении уголовных дел качества предварительного расследования;

рассмотрения жалоб и протестов о признании незаконными правовых актов управления;

проверки при рассмотрении уголовных, гражданских, административных дел законности и дисциплины в деятельности органов, организаций и их должностных лиц, законности правовых актов управления, имеющих значение для разрешения дела.

Контрольная деятельность также представляет собой:

обеспечение исполнения приговоров, иныхсудебных решений;

разбирательство и решение дел об административных правонарушениях подведомственным судам;

разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики;

реализацию Верховным Судом РФ права законодательной инициативы.

Контроль за законностью и обоснованностью действий и решений всех исполнительных органов и органов государственного управления, правоохранительных органов в процессе выявления и раскрытия преступлений, задержания подозреваемых в совершении преступлений, их ареста, совершения действий, связанных с ограничением права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, а также права на неприкосновенность жилища, правомерность прекращения уголовных дел и т. д., свидетельствуют о том, что судебная власть – равновесная ветвь среди других ветвей государственной власти.

Понятие судебной системы РФ.

Судебная система РФ — совокупность государственных органов — судов, осуществляющие судебную власть, правосудие на территории РФ.

Деятельность судебной системы РФ регламентируется ФКЗ «О судебной системы Российской Федерации»

Принципы деятельности судебной системы РФ — характерные черты деятельности судебной системы на территории РФ.

К основным принципам деятельности судебной системы РФ и осуществляемому ее правосудия можно отнести:

— принцип законности. (ссылке на все)

— принцип единства судебной системы РФ

— принцип осуществления правосудия только судом.

— принцип равенства всех перед законом и судом.

— принцип независимости судей.

— принцип презумпции невиновности.

— принцип обеспечение беспристрастного и компетентного суда.

— принцип состязательности сторон.

— принцип открытости судопроизводства.

— принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

— принцип обязательности судебных решений.

— принцип государственного или национального языка в судах.

Система судов РФ — это совокупность государственных органов отправляющих, от имени РФ, правосудия, на территории РФ.

Систему судов РФ можно описать следующим образом:

1. Конституционные суды в РФ:

— Конституционный суд РФ.

— Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

2. Суды общей юрисдикции в РФ.

— Верховный суд РФ

— Суды субъектов РФ

— Городские (районные) суды

2.1 Система Военных судов в РФ в составе судов общей юрисдикции в РФ.

— Военная коллегия Верховного суда РФ.

— Военные (флотские) окружные суды РФ.

— Гарнизонные суды РФ

3. Арбитражные суды в РФ.

— Высший Арбитражный Суд РФ.

— Федеральные арбитражные суды округов

— Арбитражные суды округов

— Арбитражные суды субъектов РФ

4. Иные суды, действующие на территории РФ.

— Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

В соответствие с ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», суды в РФ, также, делятся федеральные суды и суды субъектов РФ.

К федеральным судам относятся:

— Конституционный суд РФ

— Верховный суд РФ

— Верховный суд республики, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономного округа.

— Военные и специализированные суды.

— Высший арбитражный суд РФ

— Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды)

[3]

— Арбитражные апелляционные суды.

— Арбитражные суды субъектов РФ.

К судам субъектов РФ относятся:

— Конституционные (суды) субъектов РФ.

Звено судебной системы РФ — совокупность судов РФ, наделенных однотипными полномочиями и занимающими равное положение в судебной системе РФ.

В РФ на звенья делятся системы судов общей юрисдикции и система арбитражных судов РФ.

К высшему звену относятся: Верховный суд РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ, Высший Арбитражный Суд.

К среднему звену относятся: Суды субъектов РФ, Суды военных округов, флотов, видов и групп войск, Федеральные арбитражные суды округов, Арбитражные апелляционные суды.

5. Судебная инстанция судебной системы РФ.

Судебная инстанция в РФ — суд или его структурная подразделение, выполняющие конкретную функцию, связанную с рассмотрением и разрешением дела в порядке гражданского и уголовного судопроизводства.

В РФ выделяется четыре судебной инстанции:

Суд первой инстанции — рассматривает дело по существу

Суд кассационной инстанции — проверяет законность и обоснованность судебных решений, не вступивших в законную силу.

Суд апелляционной инстанции — проводит повторное, полное рассмотрение дела, судебное решение по которому не вступило в законную силу.

Читайте так же:  Всегда просить о помощи и еще 7 советов о том, как достичь успеха в любом деле, от самых богатых люд

Суд надзорной инстанции — проверяет законность и обоснованность судебных решений, вступивших в законную силу

6. Органы судейского сообщества.

Судейское сообщество — это совокупность всех судей в конкретном государстве.

В Российской Федерации, деятельность судейского сообщества регулируется ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», в соответствие со статьей 1 данного закона, судейское сообщество в Российской Федерации образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи субъектов Российской Федерации, составляющих судебную систему Российской Федерации.

В соответствие со статьей 3 ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», органами судейского сообщества являются:

— Всероссийский съезд судей, который в соответствие со статьей 6 ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» является высшим органом судебного сообщества.

— Конференции судей субъектов Российской Федерации, подробней статья 7 ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»

— Совет судей Российской Федерации и советы судей субъектов Российской федерации, подробней статьи 8, 9, 10 ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

— Общее собрание судей судов, подробней статья 12 ФЗ « Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

— Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации и квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации, подробней статья 11, глава II, III ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

Понятие судебной власти, ее функции и место в системе государственной власти

Понятие судебной власти в современном отечественном правоведении стало утверждаться в начале 90-х годов XX столетия. Законодательное закрепление это понятие нашло в Конституции РФ 1993 г., ст. 10 и гл. 7 которой выделили судебную власть как самостоятельное явление в российском государстве. Дальнейшее использование в законодательстве понятия судебной власти получило при внесении изменений в Закон РФ «О статусе судей в РФ» (1995 г.) в ст. 1 и при принятии в 1996 г. Федерального конституционного закона РФ «О судебной системе РФ» (ст. 1), которые послужили толчком к разработке теоретических положений судебной власти и ее реализации.

Наличие термина «судебная власть» в ст. 10 Конституции РФ подчеркивает ее как составную часть государственной власти, наряду с законодательной и исполнительной. Признаки государственной власти и ее назначение в обществе являются общими и характеризующими для всех трех разновидностей власти. Судебная власть реализуется через специальные государственные органы, которые самостоятельны при ее реализации. Понятия «судебная власть», «судебные органы», «судья», «судопроизводство» и другие раскрывают разные аспекты существования и реализации одной из ветвей государственной власти – судебной.

Судебная власть

— вид государственной деятельности, осуществляемый специально уполномоченными государственными органами (суд, судья); С. В. наделена полномочиями по рассмотрению и разрешению правовых споров, а также иными полномочиями, которые осуществляются путем конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства.

Признаки судебной власти:

1. Исключительность судебной власти:

— судебная власть реализуется судами;

— только судам дано право осуществлять правосудие.

2. Полнота судебной власти:

— вступившее в законную силу решение суда является общеобязательным на всей территории государства;

— судебное решение не нуждается в санкционировании каким-либо органом;

— судебное решение может изменить или отменить только вышестоящий суд;

— исполнение судебного решения обеспечивается принудительной силой государства.

3. Самостоятельность судебной власти:

— независимость от законодательной и исполнительной ветвей власти;

— взаимовлияние судов и иных ветвей власти.

Самостоятельность судебных органов предполагает их взаимосвязи и взаимодействие с органами других ветвей власти. Взаимодействие может выражаться в следующем:

1. Органы законодательной власти на основе Конституции РФ определяет судебную систему страны, структуру судов и организацию их работы, правовой статус судей, процессуальный порядок рассмотрения дел.

2. Органом законодательной власти (Советом Федерации Федерального Собрания РФ) по представлению Президента РФ назначаются судьи высших судов, другие судьи назначаются Президентом РФ.

3. Организация подготовки кадров для судебных органов осуществляется во взаимодействии с органами исполнительной власти РФ.

4. С другой стороны, суды наделены правом, в установленном законом порядке, проверять соответствие законам нормативных и ненормативных актов, издаваемых органами исполнительной государственной власти, разрешать споры между государственными органами, рассматривать жалобы граждан на решения и действия государственных органов и должностных лиц. Конституционный Суд РФ имеет право признать не соответствующими Конституции РФ законы, принятые органами законодательной власти.

5. Высшим судебным органам предоставлено право давать разъяснения и толкование законов по вопросам практического их применения. Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ обязательны не только для судов, но и для других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение. Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ принадлежит право законодательной инициативы по вопросам их ведения, и они могут входить со своими предложениями и законопроектами в органы законодательной власти (ст.104 Конституции РФ).

В ходе судебной реформы в 90-е и последующие годы в РСФСР и РФ произошли некоторые изменения компетенции судебных органов. Рассмотрение хозяйственных споров юридических лиц и предпринимателей было отнесено к компетенции судов – с этой целью арбитраж, как государственный орган в СССР и РСФСР, был преобразован в арбитражные суды. Учрежден Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля в России. В некоторых субъектах Федерации образованы конституционные (уставные) суды. В регионах РФ созданы и работают мировые суды на определенных законом участках. Осуществляется рассмотрение уголовных дел судом с участием присяжных заседателей. Сформированы в системе арбитражных судов апелляционные суды, а в системе судов общей юрисдикции рассматриваются предложения о создании федеральных специализированных судов. Происшедшие организационные преобразования создали условия и привели к современной сложившейся схеме распределения функций органов судебной власти.

Функции органов судебной власти:

Видео (кликните для воспроизведения).

— осуществлением контроля за соответствием всех видов принятых законов Конституции РФ;

— осуществлением правосудия в различных видах судопроизводств;

— рассмотрение дел в предусмотренных инстанциях;

— особые и дополнительные производства: по установлению юридических фактов; рассмотрение и разрешение жалоб граждан и юридических лиц на решения и действия (бездействие) должностных лиц государственных органов и учреждений; применении отдельных мер процессуального принуждения к подозреваемым или обвиняемым;

— наделение представителей судебной власти возможностью толковать Конституцию РФ, действующее законодательство и разъяснять вопросы практики применения законодательства;

— входить с законодательной инициативой с разработанными законопроектами по вопросам своего ведения в законодательные органы.

Читайте так же:  Работать менее 8 часов реально за счет технологий, но полезно ли для здоровья и благополучия мнение

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

Что такое судебная власть? Органы, функции судебной власти

Понятие и функции судебной власти

1.1. Понятие судебной власти. Судебную власть можно определить как относительно самостоятельную и независимую ветвь государственной власти, которая на основе действующего в стране права рассматривает юридические конфликты и споры и разрешает их по существу .

Судебная власть наряду с законодательной и исполнительной ветвями государственной власти является важнейшим атрибутом демократического государства. Как одна из ветвей государственной власти судебная власть занимает самостоятельное место в системе разделения властей и не является каким-либо придатком ни законодательной, ни исполнительной власти. Более того, судебная власть независима от других ветвей власти. Как гласит часть 2 ст. 1 Конституционного закона РФ «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г., «судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей».

Самостоятельность и независимость судебной власти вместе с тем не носят абсолютного характера. Судебная власть действует независимо от законодательной и исполнительной ветвей власти только тогда, когда от имени государства осуществляет свою основную функцию – правосудие, т. е. когда на основе действующего в стране права рассматривает в судебных заседаниях юридические конфликты и споры и разрешает их по существу. Кроме органов судебной власти никто не может вершить правосудие, и никто не вправе вмешиваться в данную деятельность судов. Решение суда – властный акт, который должен неукоснительно исполняться и который не может быть отменен ни законодательным, ни каким-либо исполнительным органом, ни даже главой государства. Более того, обеспечивая на основе права разрешение возникающих в обществе конфликтов, судебная власть играет важную роль в сдерживании и ограничении законодательной и исполнительной ветвей власти, осуществлении правового контроля за их деятельностью.

В то же время законодательная и исполнительная ветви власти оказывают существенное воздействие на функционирование судебной власти. Законодательная власть в принимаемых ею законах определяет судебную систему государства и принципы ее деятельности, компетенцию судов, порядок формирования судейского корпуса, статус судей, финансирование судов и т. д. Исполнительная власть осуществляет подготовку судейских кадров, организует материально-техническое обеспечение судов, решает многие другие вопросы. Так, в ряде стран от исполнительной власти в лице министерства юстиции зависит создание надлежащих условий для работы судов, подготовка кадров для замещения судейских должностей и ряд других организационных вопросов. В некоторых странах министерства юстиции сами назначают судей или играют решающую роль в процедуре их назначения. В США федеральных судей назначает Президент, в Японии судей назначает правительство.

Судебные органы являются довольно древними по своему происхождению. Они появляются на заре государственности в лице племенных советов старейшин и подобных им учреждений. В этой связи, видимо, не случайно некоторыми исследователями высказывается предположение, что слово «государство» произошло от слова «суд», поскольку самыми первыми органами государства, по их мнению, были именно суды.

Судебная власть как относительно самостоятельная и независимая ветвь государственной власти появляется в европейских странах в XVIII – XIX вв., в период перехода от абсолютной монархии к демократическим режимам. В настоящее время судебная власть как власть, стоящая на одном уровне с законодательной и исполнительной властью, существует только в тех государствах, где в основе организации и деятельности государственного аппарата лежит принцип разделения властей. Только там, где признается принцип разделения властей, судебная власть выступает в качестве арбитра в спорах между государственными органами, в том числе и между органами законодательной и исполнительной власти. Во всех остальных государствах судебная власть отсутствует, хотя судебные органы существуют.

Судебная власть, являясь самостоятельной ветвью государственной власти, обладает всеми признаками, которые присущи другим ветвям государственной власти. Решения, принимаемые судебными органами, так же как и решения органов законодательной и исполнительной власти, обязательны для всех государственных органов, должностных лиц и граждан. Так же как и другие органы государственной власти, судебные органы применяют разнообразные виды государственного принуждения. Так же как и другие государственные органы, суды осуществляют правовое регулирование общественных отношений в соответствующих сферах.

Вместе с тем судебной власти присущи и свои, специфические признаки. Во-первых, это исключительность судебной власти, которая выражается в том, что правосудие осуществляется только судом, и никакой законодательный или исполнительный орган государственной власти не может принять на себя осуществление данной функции. Например, в части 1 ст. 118 Конституции РФ записано: «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом».

Во-вторых, это особая процедура (процессуальная форма) осуществления правосудия, которая детально регламентируется специальными правовыми актами, и нарушение которой может стать основанием для отмены судебного решения.

В-третьих, это особый статус должностных лиц, осуществляющих судебную власть, т. е. судей. Судьями могут быть только граждане государства, отвечающие ряду требований: имеющие определенный возрастной и образовательный ценз, определенный стаж практической работы по юридической профессии и др. Так, в ст. 119 Конституции РФ говорится: «Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации».

В-четвертых, это особый режим деятельности , который выражается в независимости судей и подчинении их только закону, в несменяемости и неприкосновенности судей.

В-пятых, это особая система контроля за деятельностью судебной власти, которая является контролем за законностью судебных решений. Такая система контроля осуществляется посредством судебного надзора вышестоящими судами и исключает какое-либо вмешательство со стороны органов законодательной и исполнительной власти.

1.2. Функции судебной власти. Судебная власть как самостоятельная ветвь государственной власти выполняет целый ряд функций. Основной и наиболее важной из них является осуществление правосудия . Правосудие – это рассмотрение в судебных заседаниях на основе действующего в стране права юридических конфликтов и споров и разрешение их по существу. Оно осуществляется посредством конституционного, административного, гражданского и уголовного судопроизводства.

Другой важной функцией судебной власти является судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения . Так, например, ст. 22, 23 и 25 Конституции РФ предусматривают применение таких мер процессуального принуждения, как арест, заключение под стражу, ограничение права на тайну переписки и некоторых других только по решению суда.

В качестве функции судебной власти рассматривается также толкование правовых норм . Так, согласно части 5 ст. 125 Конституции РФ Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации. Толковать нормы права правомочны и другие суды Российской Федерации.

Читайте так же:  Пять вопросов, которые нужно задать себе при устройстве на новую работу

Функцией судебной власти является и официальное удостоверение фактов, имеющих юридическое значение . В частности, только суд может признать лицо умершим или безвестно отсутствующим, установить наличие родственных отношений и т. д.

Выделяется и такая функция судебной власти, как ограничение правосубъектности граждан . Например, решение о признании гражданина недееспособным в силу врожденного слабоумия или душевного заболевания может принять только суд.

В литературе обращается также внимание и на так называемые внутренние функции судебной власти, т. е. функции, обращенные главным образом к системе судебных органов. Это судебный надзор за решением судов, судебное управление, рассмотрение дисциплинарных проступков судей и некоторые другие.

Конституционное право. Университетский курс

Функции судебной власти

Функции судебной власти представляют собой основные направления воздействия носителей судебной власти на общественные отношения, в которых выражается ее сущность и социальное назначение.

Вопрос о количестве и содержании функций судебной власти является полемичным: в научной литературе возможно встретить как упоминание о наличии у судебной власти лишь одной функции (правосудия), так и указание на более чем десять функций (правоустановительной, правоприменительной, правоохранительной, идеологической, культурно-воспитательной, политической, социальной, экономической, управленческой, контрольной, диагностической, превентивной, правовосстановительной, функций толкования норм права, выступления с законодательной инициативой, обобщения судебной практики и анализа судебной статистики, судейского самоуправления).

Неоднородность взглядов на функции судебной власти связана, в том числе, с тем, что конституционное законодательство России не устанавливает прямо какой-либо перечень таких функций. В ряде случаев исследователями производится отождествление функций судебной власти с полномочиями судебных органов и (или) с направлениями деятельности судов, которые не являются главными и не выражают сущность судебной власти, в связи с чем перечень функций подчас неоправданно расширяется. Кроме того, функции судебной власти не следует отождествлять с функциями отдельных звеньев судебной системы или отдельных судебных органов — функции судебной власти охватывают ее осуществление в целом.

Исследователи единодушны в том, что судебная власть обладает такой функцией, как правосудие, которое в общем виде представляет собой деятельность судов по рассмотрению и разрешению отнесенных к их ведению дел, осуществляемую в соответствии с порядком, установленным нормами процессуального права.

Согласно статьям 118 (части 1 и 2) и 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон. Это исключает возможность присвоения функции правосудия другими носителями публичной власти и дополнительно подтверждает наличие функциональной обособленности судебной власти. Правосудие осуществляется путем рассмотрения дел в судебных заседаниях в порядке установленной законом процедуры, построенной на основе соблюдения демократических принципов и предоставления участникам судопроизводства необходимых гарантий для защиты своих прав и отстаивания своих интересов.

Задачи правосудия состоят в защите прав, свобод и законных интересов участников общественных отношений, закрепленных Конституцией и иными нормативными актами, в укреплении законности и правопорядка, а в конечном итоге — в обеспечении верховенства права в общественной жизни.

Наряду с функцией правосудия в литературе часто выделяется и контрольная функция (функция судебного контроля), заключающаяся, к примеру, в проверке законности и обоснованности судебных актов вышестоящими судебными органами, в принятии судами решений об избрании некоторых мер пресечения и о производстве отдельных следственных действий в рамках уголовных дел, в рассмотрении жалоб на решения и действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей на этапе исполнения судебных актов. Сторонники определения судебного контроля как самостоятельной функции исходят из узкого понимания правосудия как рассмотрения дел по существу. Иными авторами судебный контроль рассматривается как составная часть функции правосудия.

Многие из предлагаемых отдельными учеными функции судебной власти, как то: функция охраны законности, прав и интересов граждан, функция разрешения конфликтов, иные функции (установления имеющих правовое значение фактов, толкования норм права, судебного санкционирования) уместнее рассматривать как отдельные составляющие (подфункции) правосудия, но не самостоятельные функции в силу отсутствия у них специфики процессуальных форм реализации и фактической неотрывности от правосудия. Вне и помимо правосудия указанные выше виды деятельности существовать не могут и вряд ли имеют существенное самостоятельное значение.

Общая характеристика полномочий судебной власти на современном этапе. Суд как орган судебной власти

Общая характеристика полномочий судебной власти на современном этапе

Судебная власть представляет собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия, т.е. полномочий:

  • по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и конституционных дел (споров) в порядке, установленном процессуальным законом;
  • по обязательному толкованиюнорм права (напр., Конституционный Суд РФ, Верховный Суд США);
  • нормотворческих (создание прецедентов судебных судами в англо-саксонских странах);
  • контрольных полномочий (например, проверка законности ареста или задержания) и некоторых других (установление фактов, регистрация корпораций в некоторых странах и т.п.

[1]

Полномочия судебных органов власти включают:

  1. основные (исключительные):
    • осуществление правосудия;
    • конституционный контроль;
  2. вспомогательные:
    • контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органов государственной власти и местного самоуправления, обще­ственных объединений, должностных лиц;
    • обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений;
    • дача разъяснений по вопросам судебной практики;
    • участие в формировании судейского корпуса и содействие орга­нам судейского сообщества.

Полномочия судебной власти материализуются вовне в результате дея­тельности состоящих в судах профессиональных судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представи­телей населения.

Суды (судебные органы власти) как государственные органы составляют материальную основу су­дебной власти. Правовое регулирование их организации и деятельности как основных структурных формирований судебной власти осуществляется Кон­ституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной сис­теме Российской Федерации». Этими правовыми актами определяются пред­назначение судов, их компетенция и основные функции, иерархия взаимо­связей, порядок образования и формирования судейского состава, структуры организационного руководства и материально-технического обеспечения.

Закон о судебной сис­теме дает общую характеристику полномочий каждого из судов (ст. 17-28). Именно в этом Законе впервые районный суд определен не только как суд первой инстанции, но и как суд второй инстанции, вышестоящий по отно­шению к мировым судьям (ст. 21)

Суд как орган судебной власти

Неотъемлемое свойство судебной власти зак­лючается в том, что ее осуществление доверяется только специально учреждаемым государственным органам — судам. Эти государствен­ные органы во многом отличаются от других государственных орга­нов, в том числе выполняющих законодательные и исполнительные функции.

Читайте так же:  Что нужно для техосмотра. документы для прохождения техосмотра

Отличие выражается не только в специфике судебных полномо­чий, но и в построении судов, прежде всего — в порядке формирования судейского корпуса, который в конечном счете вершит то, что называется судебной вла­стью.

Специфика суда как органа судебной власти:

В настоящее время суды всех видов и уровней формируются с соблюде­нием специально установленной законом процедуры. В идеале, её реализация призвана в первую очередь обеспечить, чтобы судейские должности занимали люди, способные профессионально грамотно, справедливо, всесторонне, полно, добросовестно и честно рассматривать и разре­шать по существу отнесенные к их ведению дела.

Достижению дан­ной цели должна содействовать, в частности, система особых защит­ных средств , гарантирующих от проникновения в судейский корпус некомпетентных и безнравственных людей, а равно дающая возмож­ность своевременно и обоснованно “очищать” этот корпус от тех, кто попал в него случайно либо оказался не способным достойно нести звание судьи.

Существенным моментом, характеризующим органы судебной вла­сти, является также обеспечение их независимости при осуществлении основных функций .

При­нятие ими решений по конкретным делам должно быть ограждено от посторон­него влияния, как внешнего, так и внутреннего (со стороны исполнительной власти или вышесто­ящих судебных инстанций).

Однако при всем различии органы государственной власти должны взаи­модействовать, дополнять, уравновешивать друг друга в достиже­нии общих целей.

Суды, используя предоставленные им полномочия, могут влиять на содержание деятельности законодательных (представительных) и ис­полнительных органов. Они вправе, скажем, признать закон неконсти­туционным, а решение исполнительного органа — незаконным. С дру­гой стороны, реализация судебных решений в наши дни стала практи­чески почти полностью зависеть от исполнительных органов, прежде всего Министерства юстиции РФ и подчиненных ему органов и уч­реждений.

Специфика суда как органа судебной власти (или судебного органа власти) состоит также в том, что для его деятельности установлен особый порядок (про­цедура) . Этот порядок основан на жестком лимитировании всего, что должно происходить в суде при подготовке к рассмотрению и рас­смотрении им подведомственных дел и вопросов. Основная его цель — обеспечить законное, обоснованное и справедливое решение. Он ос­нован на гласности, а иногда — коллегиальности, обеспечении права на защиту и обжалование судебных решений, возможности участия представителей народа (в случаях, предусмотренных законом) в вы­несении решений, равноправии сторон, участвующих в разбиратель­стве дел, и на ряде других исходных (принципиальных) положений.

Установленные для законодательных и исполнительных органов про­цедуры (регламенты, существующие кое-где в исполнительных орга­нах правила принятия решений и т. д.) не обладают той тщательнос­тью и всесторонностью, которая характерна для порядка рассмотре­ния и разрешения дел в судах.

Процедуры осуществления судебной власти (виды судопроизводства):

  • конституционное судопроизводство;
  • гражданское судопроизводство;
  • арбитражное судопроизводство;
  • уголовное судопроизводство;
  • административное судопроизводство.

Каждое из этих судопроизводств регламентируется прежде всего изданными на основе Конституции РФ соответственно Законом о Кон­ституционном Суде, ГПК, АПК, УПК и КоАП, а также некоторыми другими законами и иными правовыми актами по смежным вопросам.

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ: ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ

Судебная власть в соответствии с теорией разделения властей – одна из трех ветвей государственной власти, закрепленных в ст. 10 Конституции РФ. Функционирование судебной власти регулируется гл. 7 Конституции РФ.

Судебная власть – это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства. В соответствии с Конституцией РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Как вид власти судебную власть теоретически нельзя отождествлять с судами, судебной системой. Судебной властью надлежит считать не орган (суд) или должностное лицо, а то, что они могут и в состоянии сделать, какими для этого способностями и возможностями обладают.

Одна из важнейших функций судебной властиосуществление правосудия,т. е. производимой в процессуальном порядке правоприменительной деятельности суда по рассмотрению и разрешению гражданских, административных и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства.

Контролирующие полномочия судебной властиреализуются в первую очередь в форме контроля за соответствием федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных актов всех уровней положениям Конституции РФ, осуществляемым Конституционным Судом РФ. Широко осуществляется нор-моконтроль и судами общей юрисдикции всех уровней.

Контролирующие функции судебной власти реализуются также в форме контроля за законностью решений местных представительных и всех исполнительных органов, в государственном управлении путем:

– рассмотрения жалоб граждан и организаций на действия и решения органов (должностных лиц), нарушения их прав и свобод, жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях;

– проверки при рассмотрении уголовных дел качества предварительного расследования;

– рассмотрения жалоб и протестов о признании незаконными правовых актов управления;

– проверки при рассмотрении уголовных, гражданских, административных дел законности и дисциплины в деятельности органов, организаций и их должностных лиц, законности правовых актов управления, имеющих значение для разрешения дела.

Контрольная деятельность также представляет собой:

– обеспечение исполнения приговоров, иныхсудебных решений;

– разбирательство и решение дел об административных правонарушениях подведомственным судам;

– разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики;

– реализацию Верховным Судом РФ права законодательной инициативы.

Контроль за законностью и обоснованностью действий и решений всех исполнительных органов и органов государственного управления, правоохранительных органов в процессе выявления и раскрытия преступлений, задержания подозреваемых в совершении преступлений, их ареста, совершения действий, связанных с ограничением права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, а также права на неприкосновенность жилища, правомерность прекращения уголовных дел и т. д., свидетельствуют о том, что судебная власть – равновесная ветвь среди других ветвей государственной власти.

7.5.1. Понятие судебной власти.Судебная система Российской Федерации

Судебная власть. В соответствии с принципом разделения властей в Российской Федерации действует самостоятельная и независимая судебная власть, представленная совокупностью органов — судов, образующих судебную систему Российской Федерации.

Термин «судебная власть» употребляется в нескольких значениях. Во-первых, судебная власть — это деятельность судебных органов по осуществлению возложенных на них полномочий. Во-вторых, под судебной властью часто понимают совокупность судебных органов, судебную систему. В-третьих, с точки зрения принципа разделения властей, судебная власть — это определенная отрасль государственной деятельности, совокупность функций, решаемых государством в области разрешения правовых конфликтов.

Читайте так же:  Свежий воздух, регулярные перерывы и еще некоторые способы оставаться энергичным в течение рабочего

Таким образом, предназначение судебной власти — разрешать различные правовые конфликты между членами общества, между человеком и государством. Судебная власть обладает рядом неотъемлемых признаков, отличающих ее от других ветвей власти в государстве:

1) судебная власть осуществляется особыми государственными органами — судами. Суды в Российской Федерации в совокупности образуют судебную систему;

2) судебная власть, согласно ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;

3) судебная власть осуществляется в соответствии с четко установленной процессуальной формой (надлежащей правовой процедурой);

4) решения органов судебной власти не могут быть пересмотрены органами других ветвей власти.

Сфера осуществления судебной власти складывается из двух главных элементов (форм осуществления судебной власти):

1) правосудие, под которым понимается деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных дел, а также дел из административных правонарушений;

2) судебный контроль. Судебная власть осуществляет судебный конституционный контроль (конституционная юстиция) и судебный административный контроль (административная юстиция). Конституционная юстиция заключается в контроле за соответствием законов, иных нормативных актов Конституции РФ. Конституционную юстицию в Российской Федерации осуществляют Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов Федерации. * В рамках административной юстиции суд контролирует законность актов и действий органов исполнительной власти и их должностных лиц. **

* Конституционный контроль (но не судебный) осуществляет также Президент РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 85 Конституции РФ Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ.

** См.: Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. (в редакции от 14 декабря 1995 г.) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Судебная система. Правовая регламентация основ судебной системы Российской Федерации содержится в Конституции РФ (ст. 125-128) и Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» . ***

* СЭ РФ. 1997. № 1. Ст. 1. Далее — Закон о судебной системе.

Основополагающим принципом организации судебной системы является ее единство (ст. 3 Закона о судебной системе). Единство судебной системы РФ обеспечивается путем:

1) установления судебной системы Российской Федерации Конституцией РФ и Законом о судебной системе;

2) соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

3) применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Федерации;

4) признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

[2]

5) законодательного закрепления единства статуса судей;

6) финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Судебную систему Российской Федерации составляют: федеральные суды; конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации: мировые судьи субъектов Российской Федерации.

Система федеральных судов выглядит следующим образом:

1) Конституционный Суд РФ — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства;

2) федеральные суды общей юрисдикции:

а) Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Верховный Суд является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к верховным судам республик, судам иных субъектов Федерации, военным судам;

б) верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов. Данные суды являются непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к районным судами соответствующих субъектов Федерации;

в) районные суды. Районный суд является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района;

г) военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах формированиях, где предусмотрена военная служба;

д) специализированные суды по рассмотрению гражданских и административных дел. Данные суды учреждаются путем внесения изменений и дополнений в Закон о судебной системе;

3) федеральные арбитражные суды:

а) Высший Арбитражный Суд РФ — высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Высший Арбитражный Суд является непосредственно вышестоящей станцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов Российской Федерации;

б) федеральные арбитражные суды округов действуют на территориях соответствующих судебных округов. Вся Российская Федерация поделена в соответствии с федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах» на 10 округов. Федеральные арбитражные суды округов являются нестоящей инстанцией по отношению к арбитражным судам субъектов Российской Федерации;

в) арбитражные суды субъектов Российской Федерации образуются в каждом субъекте Федерации и являются основным звеном системы арбитражных судов.

Судами субъекта Российской Федерации являются:

1) конституционный (уставный) суд субъекта РФ, который может создаться субъектом РФ для рассмотрения соответствия законов субъекта нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) проекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ. Решение конституционного (уставного) суда субъекта РФ, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом;

2) мировые судьи рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 2. — Москва: Мир, 2002. — 528 c.

  2. Кудрявцев, И. А. Комплексная судебная психолого — психиатрическая экспертиза / И.А. Кудрявцев. — М.: Издательство МГУ, 2017. — 498 c.

  3. Астахов Жилье. Юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма / Астахов, Павел. — М.: Эксмо, 2016. — 320 c.
Что такое судебная власть органы, функции судебной власти
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here