Что такое культурное наследие понятие и значение культурного наследия россии

Сегодня предлагаем обсудить важные аспекты на тему: "Что такое культурное наследие понятие и значение культурного наследия россии" с профессиональной точки зрения и понятным языком. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то дочитайте до конца, а если не найдете ответа, то всегда можно обратиться к нашему дежурному юристу.

Понятие «культурное наследие»: история формирования и современная интерпретация

Наследие — это система материальных и интеллектуально-духовных ценностей, сбереженных или созданных предыдущими поколениями. Они представляют важность для сохранения исторической памяти, а также культурного и природного генофонда страны. В формировании культуры важную роль играют традиции и преемственность. Культурное наследие — это также и традиции, направленные на сохранение культурной памяти. Сегодня, благодаря тщательному изучению и разработке классификации памятников, понятие «культурное наследие» переосмыслено и звучит как «совокупность материальных и духовных памятников, к которым относятся памятники in situ (памятники градостроительства, архитектуры, истории, археологии, монументального искусства, природы и так далее), движимые памятники (объекты живописного искусства, рукописи, архивы и так далее) и так называемые духовные памятники (специфические формы хозяйствования, верования, традиции, технологии и так далее)».

«Культурное наследие» — термин относительно молодой и используется сегодня в российском законодательстве, международных документах как подтверждение процесса формирования в современном обществе системного подхода к мировой культуре, культурным ценностям и охране окружающей среды. Понятийный аппарат охраны культурного наследия менялся с развитием научных представлений о памятниках и с изменением политической и идеологической ситуации в стране (политика правительства в сфере культуры, выражается, прежде всего, в законодательных актах об охране, реставрации и использовании памятников). История формирования понятия «культурное наследие» неразрывно связано с развитием научных представлений о памятниках.

XVIII век, предыстория сохранения древностей. Понятия «памятник» не существовало. Бытовали понятия «старина», «древность», «курьезы», «раритеты» и прагматическое, утилитарное отношение к недвижимым памятникам. Интерес к материальной ценности вещи. Государственная инициатива выявления, фиксации, сохранения древностей (прежде всего «вещных», «движимых» памятников). Развитие исторической науки. Памятники воспринимались как исторический источник. Комплексное изучение памятников (опросник о «достопамятностях»). Разрабатывались критерии оценки памятников.

В XIX веке археология утверждается как наука. Использование археологического метода для изучения памятников. Понятие «памятник древности». Появляются обобщающие исследования, первые указы об охране «памятников старины». Забелин в своей работе употребляет понятие «памятник зодчества». Создаются различные научные общества. 1851 год — работа Сахарова «Записка для обозрения русских древностей», расширено понятие «памятник старины» или «археологический памятник», но их не выделяли в особую группу.

Вторая половина XIX века. Начало разработки проекта закона об охране «памятников старины» (1869, Уваров). Конец века ознаменовался использованием художественного метода и ансамблевого принципа; памятники начинают рассматриваться как художественное явление, как «эстетическая ценность» в природном окружении (работа Забелина «Опыт изучения русских древностей и истории» 1873 года). В это время памятниками архитектуры могут считаться только постройки, созданные до 1725 года.

В начале ХХ века научная общественность понимала под понятием «памятники» не только особо ценные древние объекты, но и всю старина в целом, а конкретно «памятники искусства и старины», «памятники старины», «исторические памятники». В 1920-30-е годы под понятием «памятник» стали подразумевать здания, усадьбы, сооружения позднего времени. В этот период возникли понятия «уники», «памятники искусства», «памятники старины», «памятники быта», «исторический памятник», «памятник революции», «памятник гражданской войны», «памятник социалистического строительства и труда» и так далее. Школа Покровского применяла классовый подход к памятникам.

В 1948 году в постановлении Совмина СССР «О мерах улучшения охраны памятников культуры» впервые стало использоваться понятие «памятник культуры», включающее в себя конкретные виды памятников истории, архитектуры, искусства, археологии. В 1954 году на Гаагской конференции впервые было сформулировано понятие «культурные ценности» (еще точнее — в документе «О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта»). Венецианская хартия была принята на II Международном конгрессе архитекторов и технических специалистов по историческим памятникам в Венеции в 1964 году. Понятие «исторический памятник» включает в себя как отдельное архитектурное произведение, так и городскую или сельскую среду, носящие характерные признаки определенной цивилизации, знаменательного пути развития или исторического события. Оно распространяется на выдающиеся памятники и на более скромные сооружения, приобретающие со временем значительную культурную ценность.

25 июня 2002 года вышел Закон РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ». Его принятие стало большим событием в охране культурного наследия. Этот закон подчеркивает ценность объектов культурного наследия как символа национальной культурной самобытности.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ

Культурное наследие России как социокультурный феномен современности

В «Основах Законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 г. «культурное наследие» трактуется как «материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию». В 2002 г. был принят закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». В настоящее время на основе этого закона строится вся нормативно-правовая база подзаконных актов, которыми регламентируются проблемы, связанные с сохранением, использованием и популяризацией памятников на территории России. Однако в ходе современных дискуссий выявляются новые компоненты этого понятия.

Важно подчеркнуть, что культурное наследие — это «уникальные и эталонные природные и культурно- исторические комплексы, отдельные объекты материальной и духовной культуры, объекты живой и неживой природы, произведения искусства, традиционные формы хозяйства, социокультурной жизни и природопользования, применяемые технологии». Большинство современных исследователей включают сюда как природные, так и историко-культурные памятники. Наиболее перспективной системой использования наследия представляется новая социальная технология, предусматривающая переход от восстановления точечных объектов к воссозданию территориально-пространственных комплексов, насыщенных историческими памятниками и отличающихся высокой плотностью позитивных культурных традиций.

На сегодняшний день прослеживается тенденция к созданию единых пространственных комплексов, сочетающих в себе уникальные историко-культурные и природные территории. Такой комплекс может быть определен как целостный пространственный объект, где в традиционной природной и социокультурной среде находятся памятники истории и культуры особой значимости. Такая трактовка культурного и природного наследия позволяет отказаться от рассмотрения памятника вне комплекса, в отрыве от различных факторов его восприятия, отойти от практики мертвой музеефикации, стремления к сохранению внешних атрибутов памятника при утрате его жизненности.

Проблема сохранения культурного наследия давно вышла за рамки национальных интересов и стала мировой проблемой. Свидетельством этому служит множество документов, принятых ЮНЕСКО, Советом Европы, другими международными организациями. Каждое государство, поставившее свою подпись под той или иной конвенцией, хартией, декларацией, фактически взяло на себя определенные обязательства по сохранению наследия. Согласно подписанным документам в соответствующие национальные законодательства вносятся поправки, реформируется система управления наследием. Таким образом, благодаря этой деятельности начался процесс формирования единого мирового правового пространства в сфере культурного и природного наследия.

Читайте так же:  Молодая мама уволилась с хорошей работы, чтобы делать со своей подругой необычные вафли

В «Конвенции об охране культурного и природного наследия» под наследием понимается «система материальных и интеллектуально-духовных ценностей, созданных и сбереженных предыдущими поколениями и представляющими исключительную важность для сохранения культурного и природного генофонда Земли и ее дальнейшего развития». Конвенция выделяет три группы объектов наследия: памятники, ансамбли и достопримечательные места. При этом в группу памятников объединяются в рамках культурного наследия «произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы или структуры археологического характера, надписи, пещерные жилища и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки», а в пределах природного наследия — «природные памятники, состоящие из физических и биологических образований, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения эстетики или науки».

Существенным моментом в формировании единого правового пространства является процесс взаимообогащения законодательств, регулирующих отношение к сохранению культурного наследия. Главной целью стала идея сделать наиболее значимые национальные памятники различных государств достоянием всемирного сообщества и объединить усилия по их сохранению.

«Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия», принятая Генеральной конференцией на 17 сессии ЮНЕСКО 16 ноября 1972 г. в Париже, подчеркивает единство природного и культурного наследия. Это первый программный международный документ, в котором подобная взаимозависимость продекларирована отчетливо. Так узаконено представление о наследии как о системном образовании: его отдельные объекты не могут быть сохранены вне связи друг с другом и вне окружающей их среды, что необходимо не только для восприятия памятника, но и для сохранения его жизнеспособности в традиционных естественных и социокультурных условиях.

В последние десятилетия были приняты принципиальные международные нормативные акты, дополняющие Конвенцию 1972 г. Так, Генеральная конференция ЮНЕСКО в 1989 г. приняла «Рекомендацию о сохранении традиционной культуры и фольклора». Государствам-членам ООН было рекомендовано принять законодательные меры, необходимые для выявления, охраны, сохранения, распространения, защиты и развития этого наследия. Позже представленные положения нашли свое развитие в «Конвенции об охране нематериального культурного наследия», принятой ЮНЕСКО в 2003 г..

Новые законодательные акты дополнили существующее законодательство и вызвали необходимость его пересмотра по многим позициям. Так, общепризнанной в понимании культурного наследия является позиция Э.А. Баллера, определяющего его как «совокупность результатов материального и духовного производства прошлых исторических эпох, а в более узком смысле — сумма доставшихся человечеству от прошлых эпох культурных ценностей, подлежащих критической оценке и пересмотру, развитию и использованию в контексте конкретно-исторических задач современности, в соответствии с критериями социального прогресса». В данном подходе отражены различные стороны социальной действительности, культурное наследие представлено как феномен, который может быть объективно интерпретирован, однако не рассмотрен эмоционально-ценностный аспект в трактовании артефактов и текстов наследия. На наш взгляд, именно этот аспект формирует приятие и неприятие обществом или отдельной социальной группой культурных ценностей прошлого.

Культурно-историческое наследие можно классифицировать следующим образом:

1) памятники природы, которые включают геологические и геоморфологические (обнажения пород, отдельные валуны, формы рельефа и др.), гидрологические и гидрогеологические (реки, озера, ключи, родники, минеральные источники и др.), ботанические (лесные массивы, отдельные деревья и т.п.), ландшафтные (лесные и болотные урочища), т.е. природные памятники, состоящие из физических и биологических образований, имеющих универсальную ценность с точки зрения эстетики или науки;

2) памятники культурно-природного наследия — искусственные формы рельефа (курганы, валы, насыпи, выемки, ямы), искусственные водоемы и насаждения, акклиматизированные виды животных и их местообитание, почвы;

3) исторические населенные пункты, которые сохранили свою историческую среду, связь с природным окружением, планировочную структуру, — особые элементы наследия региона, обладающие физической, исторической, эстетической и символической ценностями, содержащие в себе огромный объем исторической и культурной информации;

4) архитектурные памятники — культовые, памятники военной и гражданской архитектуры, малые формы;

5) исторические памятники или памятные места, к которым относятся места или сооружения, связанные с историческими событиями, жизнью известных исторических деятелей, а также представителей литературы и искусства.

Традиция рассматривать природу и культуру в противопоставлении, когда под природой понимается действительность, не освоенная культурой, а под культурой — искусственно созданная среда, явно устарела. Субъектом наследия и в том, и в другом случае является человек или общество, созданное человеком, поэтому проблема наследия не может быть решена вне анализа жизненной среды человека.

Культурно-историческое наследие — часть жизненной среды, иными словами включенных в жизнедеятельность некоторого субъекта явлений внешнего мира. Среда не может находиться отдельно от субъекта средообразования, которым, в частности, выступает человек. Правомерно также рассматривать в качестве таких субъектов социальные группы различного уровня и общество в целом. Нельзя забывать, что взаимодействие человека со средой проявляется в повседневной деятельности, детерминированной в свою очередь этой средой.

Человек включен в

1) естественную среду;

2) искусственную среду (все материальные объекты, которые создали и сохранили люди в процессе своей эволюции — от ландшафтов, архитектурного облика городов, памятников до сложных градостроительных и инженерных сооружений, где человек является и создающим, и сохраняющим субъектом);

3) информационно-символическую среду (традиции, обычаи, историческая память, средства массовой коммуникации и т.д.); 4) социальную среду (семья, друзья, соседи, сослуживцы, социальные группы и общности).

Понятие «жизненная среда» не сводится к простому перечню средовых объектов, а характеризуется включением средового объекта через жизненную ситуацию в ценностно-окрашенный мир человека. Следует разделять понятия среды и окружения с позиции воспринимающего субъекта. Окружение шире среды конкретного субъекта, который использует элементы окружения для строительства своей жизненной среды. Наследие может существовать в качестве структурного элемента как среды, так и окружения. Это зависит от его включенности в повседневную жизнь человека.

Следует отметить, что на данный момент в сфере культурного наследия существуют сложно решаемые проблемы. Среди них — продолжающееся разрушение памятников истории и культуры, принявшее в последние годы катастрофический характер, нарушение природных систем и усиление хозяйственной эксплуатации многих историко-культурных территорий, оскудение духовной культуры общества. Это ведет к личностной деградации, разрушению традиционных форм культуры, целых пластов национальной культуры, исчезновению традиционных форм хозяйственной деятельности, утрате уникальных и распространенных народных ремесел и промыслов, разрыву культурного взаимодействия между поколениями, а также между различными российскими территориями.

Проблема сохранения наследия усложняется тем, что оно существует вне современных политико-административных границ или имеет границы более раннего административного деления. Процесс членения крупных губерний на более мелкие административные единицы (области) и выделение новых областных центров привел к разрушению уже сложившихся культурных взаимосвязей.

[1]

Так, автономная республика немцев Поволжья находилась на территории Саратовской и Волгоградской областей. В результате нового административного деления появились два центра немецкой культуры, которые по-разному видят проблему возрождения традиций. Границы казачества как специфической этнической группы также не совпадают с существующим территориальным делением, что приводит к расчленению культурного пласта, элементы которого становятся менее жизнеспособными. Со временем они могут быть интерпретированы как самостоятельные явления, что не будет соответствовать реальности.

Читайте так же:  Сопротивление теплопередаче ограждающих конструкций. расчет, таблица сопротивления теплопередаче

В современной литературе доминирует понятие социокультурной среды, которое связано с взаимовлиянием культуры и различных субъектов. Человек в контексте социокультурной теории рассматривается «в его интеллектуальном, нравственном, творческом напряжении, направленном на развитие способностей обеспечивать собственное воспроизводство, собственную выживаемость, жизнеспособность».

Социокультурная среда в условиях глобализации оказалось уязвима. Нельзя не заметить, что на рынок культурной индустрии «выбрасывают» товары массового спроса. В современном мире культурное пространство используется в экономической экспансии как канал влияния на процесс принятия политических решений. Введенный в научный оборот американским социологом Дж. Ритцером тезис о «макдонализации» всех областей общественной жизни получил широкий отклик в научных дискуссиях текущего десятилетия. Угроза «макдональдизации» побудила некоторые страны Европы начать на государственном уровне разработку культурно-образовательной политики, поддерживающей стремление к сохранению национальной идентичности. Во Франции, например, были приняты соответствующие законодательные акты.

Процесс «вестернизации», который в нашей стране в начале 1990-х гг. ассоциировался с демократическим выбором, привел к неоправданной смене приоритетов. Возникла ориентация на культурные международные организации, благотворительные фонды, наднациональные структуры. Однако в настоящий момент в системе приоритетов на первый план выдвигаются проблемы национальной самоидентификации. В связи с этим расширение сферы наднационального регулирования на уровне Европейского союза почти не затронуло вопросы культуры. Попытки распространить регулирование на эту сферу воспринимаются как угроза потери национальной, этнической, религиозной идентичности и культурных начал в пользу неопределенной анонимной «европейской идентичности». Обращение к прошлому является одной из форм социальной защиты от процессов, которые происходят в современном российском и западном обществе. Культурное наследие дает обществу возможность сосредоточиться на базовых ценностях, способствующих его выживанию.

Таким образом, культурно-историческое наследие включает в себя элементы, рассматриваемые в различных сферах социогуманитарного знания. Наследие как феномен — это информационный и интеллектуальный потенциал нации. Оно может выступать как фактор социализации личности, как одно из наиболее существенных условий устойчивости культурного ландшафта и окружающей среды обитания или как ресурс, определяющий социально-экономическое и социокультурное развитие отдельного региона и России в целом.

Значение словосочетания «культурное наследие»

  • Культу́рное насле́дие — часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое.

[3]

Объект культурного наследия — место, сооружение (творение), комплекс (ансамбль), их части, связанные с ними территории или водные объекты, другие естественные, естественно антропогенные или созданные человеком объекты независимо от состояния сохранности, которые донесли до нашего времени ценность с антропологической, археологической, эстетичной, этнографической, исторической, научной или художественной точки зрения и сохранили свою подлинность;

Достопримечательность — объект культурного наследия национального или местного значения, который занесен в Государственный реестр неподвижных достопримечательностей России;

Историческое населенное место — населенное место, которое сохранило полностью или частично исторический ареал и занесено к Списку исторических населенных мест России. В 2010 году Министерство культуры РФ опубликовало приказ, в котором утверждён список поселений, получивших статус «исторические». По сравнению со списком 2002 года количество поселений в нём сокращено более чем в 10 раз — теперь в списке всего 41 населённый пункт: Азов, Арзамас, Астрахань, Белозерск, Великий Устюг, Верхотурье, Владимир, Вольск, Выборг, Галич, Гороховец, Дербент, Елабуга, Елец, Енисейск, Зарайск, Иркутск, Касимов, Каргополь, Кинешма, Коломна, Кострома, Крапивна, Кяхта, Осташков, Плёс, Ростов, Санкт-Петербург, Смоленск, Сольвычегодск, Старочеркасская, Суздаль, Таганрог, Томск, Торжок, Торопец, Тотьма, Тутаев, Чистополь, Шуя, Ярославль.

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: нуга — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Значение словосочетания «культурное наследие»

  • Культу́рное насле́дие — часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое.

Объект культурного наследия — место, сооружение (творение), комплекс (ансамбль), их части, связанные с ними территории или водные объекты, другие естественные, естественно антропогенные или созданные человеком объекты независимо от состояния сохранности, которые донесли до нашего времени ценность с антропологической, археологической, эстетичной, этнографической, исторической, научной или художественной точки зрения и сохранили свою подлинность;

Достопримечательность — объект культурного наследия национального или местного значения, который занесен в Государственный реестр неподвижных достопримечательностей России;

Историческое населенное место — населенное место, которое сохранило полностью или частично исторический ареал и занесено к Списку исторических населенных мест России. В 2010 году Министерство культуры РФ опубликовало приказ, в котором утверждён список поселений, получивших статус «исторические». По сравнению со списком 2002 года количество поселений в нём сокращено более чем в 10 раз — теперь в списке всего 41 населённый пункт: Азов, Арзамас, Астрахань, Белозерск, Великий Устюг, Верхотурье, Владимир, Вольск, Выборг, Галич, Гороховец, Дербент, Елабуга, Елец, Енисейск, Зарайск, Иркутск, Касимов, Каргополь, Кинешма, Коломна, Кострома, Крапивна, Кяхта, Осташков, Плёс, Ростов, Санкт-Петербург, Смоленск, Сольвычегодск, Старочеркасская, Суздаль, Таганрог, Томск, Торжок, Торопец, Тотьма, Тутаев, Чистополь, Шуя, Ярославль.

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: ярко-оранжевый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Что такое культурное наследие? Понятие и значение культурного наследия России

(Категории охраны памятников истории и культуры)

  • Всемирное наследие См. Всемирное наследие ЮНЕСКО
  • Государственного (федерального) значения
  • Регионального значения
  • Местного значения

Примечания

Федеральный закон № 73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 года.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Культурное наследие» в других словарях:

Культурное наследие — по законодательству РФ памятники: произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы или структуры археологического характера, надписи, пещерные жилища и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с… … Финансовый словарь

культурное наследие — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN cultural heritage The inherited body of beliefs, customs, artistic activity and knowledge that has been transmitted by ancestors. (Source: RHW)… … Справочник технического переводчика

культурное наследие — kultūros paveldas statusas T sritis ekologija ir aplinkotyra apibrėžtis Per kelias kartas perimtos etniniu, istoriniu, estetiniu ar moksliniu požiūriu svarbios kultūros vertybės. atitikmenys: angl. cultural heritage vok. Kulturerbe, f rus.… … Ekologijos terminų aiškinamasis žodynas

Читайте так же:  Где оплатить штрафы гибдд без комиссии как оплатить штраф через интернет, банковской картой

Культурное наследие — В настоящей Конвенции под культурным наследием понимаются: памятники: произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы или структуры археологического характера, надписи, пещеры и группы элементов, которые имеют выдающуюся… … Официальная терминология

Видео (кликните для воспроизведения).

Культурное наследие народов РФ — материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историкокультурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности РФ и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию. См. также: Культурное… … Финансовый словарь

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ НАРОДОВ РФ — по определению Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития… … Юридический словарь

Культурное наследие народов РФ — Культурное наследие народов Российской Федерации материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее… … Официальная терминология

Культурное наследие народов СНГ — объекты духовной и материальной культуры, созданные в прошлом и представляющие ценность с эстетической, социально культурной, исторической, археологической, архитектурной и иных точек зрения, значимые для сохранения и развития национально… … Официальная терминология

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ НАРОДОВ РФ — материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а тж. памятники и историко культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию … Юридическая энциклопедия

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ НАРОДОВ РФ — материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а т.ж. памятники и историко культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию … Энциклопедический словарь экономики и права

Культурное наследие

Культурное наследие — предметы и свидетельства различных традиций и духовных достижений прошлого, определяющие лицо народов.

К проявлениям культурного наследия можно отнести почти все, что было сотворено человеком или имело для него значение. Культурным наследием могут быть как движимые объекты, от черепков глиняной посуды до шедевров живописи и скульптуры, так и недвижимые: от наскальных рисунков и развалин древних городов до религиозных храмов, замков и дворцов. Культурное наследие включает не только рукотворные предметы, но и памятники природы, которые представляли, а может и по-прежнему представляют особую ценность для конкретной культуры. Это могут быть места ритуалов и церемоний или объекты живой и неживой природы – деревья, скалы, водопады.

Более того, культурное наследие не ограничивается только материальными предметами, которые можно увидеть и потрогать. Оно также состоит из нематериальных свидетельств: верований, знаний, традиций, обычаев, устной истории, народного искусства, национальных обрядов, ритуалов, ремесленных навыков, олицетворяющих историю, самобытность и духовное единство народа.

Все, что наполняет нашу жизнь, является воплощением культуры, которую мы унаследовали, и которую мы можем либо не можем изменить и передать будущим поколениям. Именно этот принцип наследования – получение чего-то от одного поколения и, возможно, передача следующему – интуитивно подкрепляет понятие культурного наследия.

Признание и сохранение культурного наследия.

Осознание подлинной значимости памятников и реликвий, свидетельствующих о культурных и религиозных традициях общества, ни в коей мере не является современной тенденцией. Начиная с самых ранних времен цивилизации, можно встретить примеры бережного отношения к культурным ценностям, такие как музей древностей, основанный в шестом веке до н. э. в древнем Вавилоне дочерью царя Набонида. В следующем столетии в Греции историк Фукидид попытался использовать археологические находки в качестве доказательства колонизации острова Делос народом Карии, поскольку тип брони и оружия, обнаруженные им во многих захоронениях, имели сходство с карийскими. Китайский историк Сыма Цянь посещал древние руины и изучал древние артефакты при написании своей работы «Исторические записки» во втором веке до н. э. В конце Римской республики Цицерон упрекал Гая Верреса, римского проконсула в Сицилии в 71–73 годах до н. э., за нежелание передать захваченные произведения искусства Риму.

Первая страница Королевского указа 1666 года о древних памятниках и реликвиях в Шведском королевстве

Тем не менее, первые законодательные акты, направленные на охрану памятников древности, появились в Европе в XV веке с издания в 1462 году папой Пием II буллы о запрете вывоза произведений искусства за пределы владений Ватикана. В 1630 году король Швеции Густав II Адольф учредил должность государственного антиквара, демонстрируя тем самым желание защитить и сохранить национальное культурное наследие. В 1666 году его внучатый племянник король Карл XI подписал Королевский указ, объявлявший, что все древние памятники и реликвии, найденные в королевских владениях или землях йоменов, должны передаваться за вознаграждение в собственность Короны.

Власти Османской империи в конце XIX века начали разрабатывать законодательную и административную систему сохранения древностей, создав одни из самых ранних образцов «современного» режима охраны культурного наследия. В 1846 году они под руководством живописца и археолога Османа Хамди-бея открыли Стамбульский археологический музей, который в 1869 году был преобразован в Императорский музей. Первый Закон об исторических памятниках Османской империи был принят в 1874 году и является одним из самых ранних примеров современного законодательства в области охраны культурного наследия. В нем, в частности, указывалось, что все ценности, найденные во время археологических раскопок, должны делиться между командой археологов, владельцами земли и государством, а иностранцам позволялось вести раскопки только под контролем и надзором Министерства образования. Третья редакция данного закона, принятая в 1884 году, включала положение о передаче всех древностей в собственность государства и учреждала Департамент древностей, отвечающий за надлежащее соблюдение законодательства.

Международно-правовая защита культурного наследия.

Культурное наследие как особый объект правовой защиты в последние годы стал рассматриваться в качестве отдельной отрасли международного права. До второй половины XIX века термин «культурные ценности» даже не присутствовал в лексиконе международного права. Принятые в 1907 году для снижения жестокости и насилия в период военных действий две Гаагские конвенции (Гаагская конвенция о соблюдении законов и обычаев войны на суше и ее положении и Гаагская конвенция о бомбардировании морскими силами во время войны), относились не к отдельно выделенной категории культурных ценностей, а к эмпирическому и неоднородному списку, включавшему «храмы, здания, служащие целям науки, искусств и благотворительности, исторические памятники» , а также больницы и госпитали, которые не имели никакого отношения к культуре.

Современное международное право, касающееся охраны культурного наследия, начало интенсивно развиваться только после Второй мировой войны с созданием в 1945 году специализированного учреждения Организации объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). ЮНЕСКО в рамках выполнения своих уставных целей созвала в 1954 году международную конференцию, которая завершилась принятием Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, и протокола к ней (Конвенция 1954 года).

Читайте так же:  Интеллектуальная деятельность - это что

Конвенция 1954 года ввела всеобъемлющее нормативно-правовое определение культурных ценностей, впоследствии принятое в договорной практике и прецедентном праве. Впервые были даны строгие критерии для формирования новой концепции. Однако главным результатом конвенции было признание, что сохранение и защита культурного наследия имеют важное значение для международного сообщества в целом ввиду того, что «ущерб, наносимый культурным ценностям каждого народа, является ущербом для культурного наследия всего человечества, поскольку каждый народ вносит свой вклад в мировую культуру» (преамбула Конвенции 1954 года).

Одеон Герода Аттика, Афины, Греция

За более чем 60 лет с момента принятия Конвенции 1954 года международное право в области сохранения культурного наследия постоянно развивалось, расширяя понятие разнообразия форм культурного самовыражения. Был принят ряд многосторонних договоров, регулирующих охрану культурных ценностей, подавляющее большинство из которых – под эгидой ЮНЕСКО:

  • Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи собственности на культурные ценности (1970 год);
  • Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 год);
  • Конвенция об охране подводного культурного наследия (2001 год);
  • Конвенция об охране нематериального культурного наследия (2003 год);
  • Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения (2005 год);

а также рекомендаций, не подлежащих ратификации и не имеющих обязательной юридической силы:

  • Рекомендация, определяющая принципы международной регламентации археологических раскопок (1956 год);
  • Рекомендация о сохранении красоты и характера пейзажей и местностей (1962 год);
  • Рекомендация о защите культурных ценностей, подвергающихся опасности в результате проведения общественных или частных работ (1968 год);
  • Рекомендация об охране культурного и природного наследия в национальном плане (1972 год);
  • Рекомендация о сохранении и современной роли исторический ансамблей (1976 год);
  • Рекомендация об исторических городских ландшафтах (2011 год).

Кроме того, ЮНЕСКО издает декларации, формулирующие согласованные сторонами общие принципы и цели, такие как Декларация принципов международного культурного сотрудничества (1966 год) и хартии, носящие декларативный и этический характер, например – Хартия по охране археологического наследия и управлению им (1990 год).

Культурное наследие и права человека.

Концепции прав человека и культурного наследия неразрывно связаны между собой, поскольку они имеют схожие свойства и функции. Одной из их главных общих особенностей является временной характер. Права человека ориентируются не только на улучшение нашего настоящего положения, но и в широком смысле создание условий, позволяющих нам стать людьми, которыми мы хотим быть, в обществе, в котором мы хотим жить. Аналогичным образом культурное наследие можно понимать как ресурс, позволяющий отдельным лицам и сообществам сохранять и развивать те ценности, которые они явно или неявно хотят передать будущим поколениям. Это было признано в Рамочной конвенции Совета Европы о значении культурного наследия для общества 2005 года, в которой культурное наследие определяется, в частности, как «совокупность ресурсов, унаследованных от прошлого, и которые люди считают, независимо от своей принадлежности, отражением и выражением своих постоянно меняющихся ценностей, верований, знаний и традиций» .

Право на доступ к культурному наследию и пользование им является частью международного права прав человека. Оно включает право отдельных лиц и общин знать, понимать, иметь доступ, посещать, использовать, поддерживать, обменивать и развивать культурное наследие, а также извлекать пользу из культурного наследия и творчества других лиц. В Докладе о культурных правах 2011 года, принятом Советом по правам человека, была официально подтверждена связь между культурным наследием и правами человека. В Докладе подчеркивается, что «культурное наследие важно не только само по себе, но и в связи с правозащитным измерением, в частности с его значением для отдельных лиц и общин, их самобытности и процессов развития».

Культурное наследие

Человек формировался в многообразном мире природы, он создал не менее богатый и многоликий мир культур. Никто не станет отрицать, что унификация, стандартизация, усреднение — это процессы, которые в культуре болезненнее всего воспринимаются человеком. Он ратует за сохранение культурной самобытности своего народа, за «реставрацию» культурного многообразия. Это условие культурного прогресса человечества. Аурелио Печчеи, основатель Римского клуба, в своё время справедливо заметил, что наше культурное наследие погибает и что спасти его можно только совместными усилиями всех наук, всех стран и всех людей.

К концу XX в. проблема сохранения культурного и природного наследия стала ещё более насущной. Вопрос «Что сохраним?» перешёл в новую плоскость «Что оставим?» У каждой культуры есть свой объём культурного наследия, который позволяет ей быть актуальной, «живой», но полностью раскрыть свой потенциал культура может только в соприкосновении с другими культурами. Совокупность всех культур составляет человеческую культуру в целом. Мы обязаны, защищая свою культуру, защищать и всемирное культурное достояние. Это даст возможность выстроить новые модели поведения людей, что принесёт свои плоды в области сохранения и использования наследия живой природы и культуры и поможет преодолеть последствия «культурного шока», возникающего при знакомстве с другими культурами.

Что такое культурное наследие? Понятие и значение культурного наследия России

Культурное наследие – важная часть жизни каждого народа. По этой причине следует знать, что такое культурное наследие и почему так важно его сохранение. Оно помогает лучше узнать и понять историю становления современного общества.

Что такое культурное наследие

Природа и культура в своей совокупности образуют среду обитания человека. Навыки и знания, приобретенные человечеством от начала времен, накапливаются и приумножаются на протяжении столетий, образуя культурное наследие. Единого определения, что такое культурное наследие, не существует, так как данный термин рассматривается с разных точек зрения.

С точки зрения культурологии это основной способ существования культуры. Объекты наследия сохраняют и передают последующим поколениям ценности, несущие эмоциональный аспект. История рассматривает культурное наследие прежде всего как источник информации о развитии и становлении современного общества. Юридическая точка зрения не учитывает эмоциональную ценность, но определяет степень информативности и востребованности того или иного объекта, а также его способность влиять на общество.

Если объединить эти понятия, то культурное наследие можно определить как совокупность материальных и нематериальных ценностей, созданных природой и человеком на протяжении предыдущих исторических эпох.

Социальная память

Под социальной памятью следует понимать основу общественного познания. Опыт и знания, накопленные человечеством, передаются из поколения в поколение. Развитие современного человека возможно только с опорой на знания предков.

Культурное наследие и социальная память – понятия, которые всегда сопутствуют друг другу. Объекты наследия являются основным средством передачи знаний, мыслей и мировоззрения будущим поколениям. Это неопровержимые доказательства существования тех или иных людей, событий и идей. Кроме того, они гарантируют достоверность социальной памяти, не давая ей искажаться.

Читайте так же:  Что нужно иметь в виду, если вы собираетесь менять работу в январе

Социальная память – это своеобразная библиотека, где хранятся все полезные знания, которые могут быть использованы и усовершенствованы обществом в будущем. В отличие от памяти одного человека, социальная память не имеет окончания и принадлежит каждому представителю общества. В конечном итоге наследие и определяет основные элементы социальной памяти. Те ценности, которые не входят в культурное наследие, рано или поздно теряют смысл, забываются и исключаются из социальной памяти.

Организация ЮНЕСКО

ЮНЕСКО представляет собой учреждение ООН, занимающееся образованием, наукой и культурой (United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization). Одной из целей ЮНЕСКО является объединение стран и народов для сохранения мировых культурных ценностей.

[2]

Организация была образована в ноябре 1945 года и базируется в Париже. На сегодняшний день членами ЮНЕСКО являются более двухсот государств.

В области культуры организация занимается сохранением и защитой культурного и природного достояния человечества. Основой данного направления деятельности стала Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, принятая в 1972 году. Во время первой сессии были приняты основные положения и задачи Комитета Всемирного наследия.

Комитетом также были определены природные и культурные критерии оценки объектов, согласно которым они включались или не включались в список охраняемых. Сохранение культурного наследия – обязательство, которое берет на себя государство, располагающее тем или иным объектом, при поддержке ЮНЕСКО. Сегодня реестр включает более тысячи охраняемых объектов.

Всемирное наследие

Конвенция 1972 года дала четкое определение тому, что такое культурное наследие, и разделила его на категории. Под культурным наследием следует понимать:

  • памятники;
  • ансамбли;
  • достопримечательные места.

К памятникам относятся все произведения искусства (живопись, скульптура и прочее), а также объекты археологического значения (наскальные надписи, захоронения), созданные человеком и ценные для науки, истории и искусства. Ансамбли – это архитектурные группы, гармонично вписанные в окружающий пейзаж. Под достопримечательными местами подразумеваются творения человека отдельно от природы или совместно с ней.

Конвенция также обозначила критерии природного наследия. В него включены природные памятники, достопримечательные места, геологические и физиографические образования.

Культурное наследие России

На сегодняшний день в реестр Всемирного наследия включено двадцать семь объектов, которые находятся на территории России. Шестнадцать из них отобраны по культурным критериям и одиннадцать – природные объекты. Первые объекты были отнесены к Всемирному наследию в 1990 году. Еще двадцать три объекта находятся в списке кандидатов. Из них одиннадцать – культурных, три – природно-культурных, девять – природных объектов.

Среди государств-членов ЮНЕСКО Российская Федерация находится на девятом месте по количеству объектов Всемирного наследия.

Дни культурного наследия в Москве — Международный день охраны памятников и достопримечательных мест (отмечается 18 апреля) и Международный день музеев (18 мая). Ежегодно в эти дни в Москве открывается свободный доступ к объектам наследия, организуются экскурсии, квесты, лекции. Все эти мероприятия направлены на популяризацию культурных ценностей, ознакомление с ними.

Правовой аспект

Федеральный закон (ФЗ) об объектах культурного наследия был принят Государственной думой РФ в 2002 году. Данный закон определяет сохранение культурного наследия как приоритетную задачу органов власти. Также закон устанавливает порядок выявления объектов наследия и включения их реестр.

В данный реестр включены материальные и нематериальные культурные ценности, прошедшие экспертную проверку. Каждому объекту, внесенному в реестр, присваивается регистрационный номер и паспорт. В паспорте указываются подробные характеристики объекта: название, дата возникновения, фотоматериалы, описание, информация о местонахождении. В паспорте также отражены данные об экспертной оценке объекта и условиях охраны объекта.

Согласно ФЗ об объектах культурного наследия культурные ценности признаны достоянием государства. В связи с этим объявлена необходимость в их сохранении, а также популяризации и предоставлении доступности к объектам наследия. Закон запрещает изменять и сносить объекты. Управление объектами культурного наследия – это комплекс мер, направленных на контроль, сохранение и развитие объектов культуры.

Природные объекты России

На территории Российской Федерации располагается десять объектов, включенных во Всемирное наследие. Шесть из них, согласно классификации ЮНЕСКО, следует рассматривать как феномен исключительной красоты. Одним из этих объектов является озеро Байкал. Это одно из древнейших пресноводных образований на планете. Благодаря этому в озере сформировалась уникальная экосистема.

Вулканы Камчатки также относятся к природным феноменам. Это образование – крупнейшее скопление действующих вулканов. Местность постоянно развивается и обладает уникальными ландшафтами. Уникальными по своим географическим особенностям являются Золотые Алтайские горы. Общая площадь данного объекта наследия занимает один миллион шестьсот сорок тысяч гектар. Это место обитания редких животных, некоторые из которых находятся на грани исчезновения.

Культурные объекты России

Среди объектов, которые представляют культурное наследие России, сложно выделить более значимые экспонаты. Культура России древняя и очень многообразная. Это и памятники русскому зодчеству, и колоссальный проект переплетений улиц и каналов Санкт-Петербурга, и многочисленные монастыри, соборы и кремли.

Особое место среди объектов наследия занимает Московский Кремль. Стены Московского Кремля являются свидетелями множества исторических событий, влияющих на жизнь России. Собор Василия Блаженного, находящийся на Красной площади, – уникальный шедевр архитектуры. Основную часть Всемирного наследия в России составляют церкви и монастыри. Среди них — ансамбль «Соловецкие острова», первое заселение которого датировано пятым веком до нашей эры.

Важность культурного наследия

Видео (кликните для воспроизведения).

Значение культурного наследия очень велико как для общества в целом, так и для каждого человека в отдельности. Становление личности невозможно без знания традиций и опыта предков. Сохранение объектов наследия и их приумножение – важная задача каждого поколения. Это обеспечивает духовный рост и развитие человечества. Культурное наследие является важной составляющей культуры, которое помогает усвоить опыт мировой истории.

Источники


  1. Салыгина, Е. С. Юридическое сопровождение деятельности частной медицинской организации / Е.С. Салыгина. — М.: Статут, 2013. — 192 c.

  2. Теория государства и права. Введение в юриспруденцию. — М.: Юнити-Дана, 2011. — 128 c.

  3. Марченко, М.Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, Велби; Издание 2-е, 2003. — 637 c.
Что такое культурное наследие понятие и значение культурного наследия россии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here