Аттестация рабочих мест обязательна или нет суть и порядок проведения

Сегодня предлагаем обсудить важные аспекты на тему: "Аттестация рабочих мест обязательна или нет суть и порядок проведения" с профессиональной точки зрения и понятным языком. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то дочитайте до конца, а если не найдете ответа, то всегда можно обратиться к нашему дежурному юристу.

Что такое аттестация рабочих мест по условиям труда

Согласно Федерального закона РФ каждый работодатель должен периодически проводить оценку трудовых мест и условий своих подчиненных. Но большинство предпринимателей, особенно начинающих, не понимают, как это правильно делать. В этой статье мы разберем, что такое аттестация рабочих мест и зачем она нужна, и рассмотрим несколько нюансов, связанных с правилами оценивания трудовых условий на производстве.

Начинающим предпринимателям следует знать, что официального термина «аттестация рабочего места» в России не существует. Данная процедура называется оценка условий труда, и такое название она получила в конце 2014 года. При этом специальная оценка ничем не отличается от классической аттестации, то есть просто произошло обычное переименование. Основной задачей оценки считается фиксация вреда для здоровья сотрудников, который он получает, находясь на работе, и оценка условий, в которых они выполняют свои обязанности. На основании полученной информации сотрудникам могут выплачивать компенсации и проводить действия, цель которых — улучшение условий работы. Также на основе оценки производится расчет заработной платы, продолжительности рабочего дня, продления отпуска, времени выхода на пенсию и выплату разных пособий.

Кто осуществляет

Порядок и процедуру оценки описывает Федеральный закон 426 от 28 декабря 2013 года. Этот закон ввел новые нормативы по аттестации и немного изменил те, которые действовали раньше. До 2013 года предприниматели должны были проводить аттестацию тех мест работы, которые располагались непосредственно рядом с источниками опасности, или же на них находились инструменты. То есть аттестовать рабочие места в обычном кабинете или офисе не было необходимости, поскольку это место неопасное и на нем нет рабочих инструментов, кроме компьютера и степлера.

С конца 2014 года ситуация изменилась. Федеральный закон четко прописывает, что наниматель должен проводить процедуру оценки условий труда любого работника, независимо от того, работает ли тот в офисе, в шахте или на улице. Более того, если вы являетесь индивидуальным предпринимателем и работников у вас нет, но у вас есть рабочее место (например, рабочий стол и стул или автомобиль), то вы обязаны провести аттестацию и определить, насколько вредна ваша работа. При этом существует два варианта, когда аттестацию проводить нет необходимости:

  1. Если работники работают на дому, то проверять рабочее место не нужно.
  2. Если вы привлекаете в качестве сотрудников фрилансеров (дистанционных работников).

Внимание: если вы нанимаете себе работника, но при этом не являетесь предпринимателем, то аттестацию проводить не нужно. К примеру, если вы наняли людей для ремонта квартиры, то проводить оценку вам не придется.

Как часто проводится процедура

Рассмотрим, когда проводится традиционная аттестация рабочих мест. Это такая процедура, которая согласно требованиям закона, должна проходить один раз в 5 лет. При этом места, которые аттестировались до 2014 года (момента, когда начал действовать федеральный закон) должны были пройти процедуру оценки до конца 2018 года. С 1 января 2019 они должны быть оценены по новым нормативам. При этом специальное оценивание места может проходить не только по графику раз в пять лет, но и в особых случаях. К ним относятся:

  1. Открытие новых рабочих мест (имеется в виду не установка нового стола в офисе, а ввод новых специальностей или направлений деятельности).
  2. Организация получила необходимые предписания от соответствующих органов.
  3. Произошло обновление оборудования или изменился техпроцесс (изменения были кардинальными, а не просто замена вышедшего из строя агрегата на аналогичный).
  4. Произошли изменения в производственном процессе, в результате чего поменялись используемые материалы или сырье.
  5. Применяемые в процессе производства средства индивидуальной защиты были заменены на новые (в результате чего изменилось влияние на здоровье сотрудника).
  6. У сотрудников развилось профессиональные болезни.
  7. На рабочем месте произошло чрезвычайное происшествие или НС.
  8. Профсоюз требует от работодателя провести переоценку на основании определенных мотивов.

Внимание: если компания не имеет специальной оценки, то она должна провести ее в кратчайшие сроки. В случае если на предприятии не проведен этот процесс, то им грозят серьезные санкции в виде штрафов.

Отметим, что если в обычном офисе на отсутствие оценки проверяющие могут закрыть глаза, особенно если он только открылся, то на предприятии, где имеется вредное или опасное производство, штрафы будут введены в обязательном порядке. Более того, такие предприятия чаще проверяют соответствующие службы, поэтому нужно не забывать проводить оценку каждые пять лет. Напомним, что от оценки напрямую зависит размер страховых взносов. Если проверяющие обнаружат факт отсутствия аттестации, то будут применены штрафы. Они составляют 5–10 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей или должностных лиц и 60–80 тысяч рублей для юридических лиц. Если нарушение будет обнаружено повторно, то предприниматели заплатят 30–40 тысяч, а организации — 100–200 тысяч. В случае если нарушение будет допущено на производстве с вредными и опасными условиями труда, то контролеры имеют право остановить его деятельность на срок до 3 месяцев и провести дисквалификацию должностного лица на три года.

Страховые взносы

Как мы уже писали выше, на основании аттестации работодатель платит страховые взносы. Соответственно, если рабочее место было признано опасным или вредным, то сотрудник может получить различные льготы, как, например, отпуск большей продолжительности или ранний выход на пенсию. Подобные льготы оплачиваются работодателем за счет внесения повышенных страховых взносов. Данная норма предусмотрена 428 статьей Налогового кодекса. В случае если специальная оценка не проходила, то ставка составляет 6 или 9% в зависимости от сложности и опасности работы. Федеральный закон 426 предусматривает четыре стандартных класса условий труда:

  1. Оптимальные условия.
  2. Допустимые условия.
  3. Вредное производство.
  4. Опасное производство.

В случае если работники трудятся на рабочих местах первого и второго класса (оптимальные и допустимые), то никаких доплат производить не требуется (действует стандартная ставка по страховому взносу). За вредное производство выплачивается повышенная ставка в размере от 2 до 7 процентов (вредное производство делится на различные классы, в зависимости от чего и устанавливается ставка). При опасном производстве ставка увеличивается до 8%.

Как проходит процедура

Далее рассмотрим, кто проводит аттестацию рабочих мест по условиям труда в организации и как именно проистекает процесс. Данную процедуру проводит специализированная независимая компания, которую вы можете выбрать самостоятельно из тех, которые действуют в регионе. Чтобы воспользоваться ее услугами, нужно заключить с ней договор и пригласить представителей, которые проверят рабочие места на наличие факторов, ухудшающих условия труда или нарушающих действующие нормативы. После осмотра представители компании составляют отчет, форма которого утверждена Министерством труда РФ.

Читайте так же:  Следует ли давать детям деньги за работу по дому одна мамочка утверждает, что да, и объясняет, почем

После этого работодатель должен ознакомиться с составленным документом и принять соответствующие решения. Если места относятся к вредным или опасным, то выплачиваются повышенные страховые взносы, дается удлиненный отпуск, выдается молоко и средства защиты. Если места попали в категорию оптимальных или допустимых, но эксперты выявили нарушения или недостатки, то работодатель должен устранить их и улучшить условия труда. Если же у комиссии не было никаких претензий, то работодатель должен просто следить за тем, чтобы качество рабочего места не падало и не происходило кардинальных изменений производственного процесса. Перед тем как заключить договор, руководитель должен совершить следующие шаги:

  1. Создать комиссию, состоящую минимум из трех человек (если людей больше, то нужно включать в состав комиссии нечетное количество человек). В нее должны войти представители кадровой службы компании, профсоюза и сам работодатель (или его доверенное лицо). Для создания комиссии издается соответствующий приказ, которому присваивают номер и оформляют по стандартным правилам документооборота.
  2. Составить и утвердить график проведения специальных проверок. Если рабочих мест много, то их можно проверять последовательно на протяжении продолжительного периода.
  3. Составить перечень тех мест, которые планируется проверять.

После того как будут проделаны три шага, руководителю нужно обратиться в соответствующую организацию и подписать договор. После этого представители компании выезжают на объект и проверяют рабочие места согласно утвержденного ранее графика. Они осматривают его, выявляют опасные или вредные факторы, а также получают от работодателя все необходимые данные, а именно, пояснения по техпроцессу и документы, описывающие его. Если работодатель отказывается предоставлять нужные данные, то эксперты компании могут приостановить процесс или, вообще, отказаться от проведения проверки. В случае если будут обнаружены вредные факторы, эксперт вносит их в соответствующий протокол. Дополнительно он проводит их исследования, определяя степень опасности каждого фактора.

После того как эксперт проведет соответствующие изыскания, он выдаст руководителю отчет. Этот отчет должны подписать все члены комиссии, которая создавалась приказом по предприятию. Если подписи будут проставляться не сразу после составления документа, то заказчик процедуры (работодатель) обязан уведомить компанию, которая проводила аттестацию, о подписании на протяжении трех рабочих дней. Затем работодатель обязан предоставить в территориальное отделение трудовой инспекции декларацию о том, что созданные им рабочие места соответствуют действующим нормативам. Сделать это необходимо не позже, чем через 30 рабочих дней с момента подписания отчета.

После уведомления работодатель обязан ознакомить свой персонал с отчетом под роспись. До этого на предприятии действуют аттестационные нормы, которые были утверждены ранее. После аттестации работодатель оформляет специализированную карту, утвержденную приказов Министерства труда России. Данную карту нужно:

  1. Выставить на сайте компании, если таковой имеется, отобразив актуальную информацию о рабочих местах. Сделать это нужно на протяжении календарного месяца после составления отчета.
  2. Во время подачи отчета в фонд социального страхования внести обновленные данные в форму 4 ФСС. Данные вносятся в таблицу под номером 5.

Какие места не проверяются

Существует много споров по поводу того, какие рабочие места должны проходить процедуру аттестации, а какие не должны. Выше мы уже рассматривали три варианта рабочих мест, которые не нужно аттестировать вообще: для удаленных работников, для надомных и если вы не являетесь предпринимателем, но нанимаете помощников. Но во время оценки эксперты и работодатели проверяют не все 100% рабочих мест. К примеру, если это офис, оборудованный одинаковой мебелью и инструментарием, то достаточно проверить только 20% рабочих мест (но не менее двух).

Внимание: в случае если одно из рабочих мест отличается от остальных, то придется проводить процедуру для него в отдельности. Для остальных действует норма в 20%, но не менее 2.

Напоследок рассмотрим, во сколько обходится подобные мероприятия. Цена разнится в зависимости от региона и прочих условий, но в целом по состоянию на 2019 год организации берут 500–1000 рублей за проверку одного места. Работодатель должен понимать, что это не все расходы, которые он понесет. Если место будет признано вредным или опасным, то увеличатся отчисления в соцстрах. Если оно будет признано недостаточно безопасным, то придется проводить модернизацию и улучшать условия. Перед тем как подписывать договор с организацией, убедитесь, что она, вообще, имеет право проводить подобную оценку.

Для чего нужна аттестация рабочих мест

Среди работодателей бытует мнение, что аттестация рабочих мест – дело второстепенное. Разубедить их в этом порой не может даже требование Трудового Кодекса РФ (ст. 212) и Приказ Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342. Однако следствием нарушения законодательства об охране труда является штраф, который варьируется в пределах «1 000 – 50 000 рублей или приостановление деятельности на 90 суток». Для чего нужна аттестация рабочих мест (АРМ), почему государство наказывает за уклонение от данной процедуры, расскажет данная статья.

  1. Что такое АРМ?
  2. Что дает АРМ работодателю?
  3. Какие рабочие места подлежать аттестации?
  4. Виды аттестации

Что такое АРМ?

Она касается любого работодателя, который использует наемный труд. Согласно статье 209 ТК РФ АРМ – это выявление в производственном процессе наличия неблагоприятных факторов, которые угрожают здоровью и даже жизни сотрудника, осуществляющего свои профессиональные обязанности. Ее порядок регламентируется Приказом Минзравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н. В нем прописаны нормы проведения данной процедуры, ее документального оформления и способы применения ее результатов. Кроме того, некоторые поправки в законодательный акт были внесены 26 февраля 2013 г. С 1 января 2014 года вместо АРМ осуществляется специальная оценка условий труда (СОУТ), которая выполняется согласно Федеральному закону от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Что дает АРМ работодателю?

Помимо того, что своевременно проведенная процедура позволит избежать санкций со стороны государственных структур, ее результаты имеют и другую практическую пользу. Они помогут:

  • оценить степень вредности и опасности условий производства, которые могут привести к неприятным и даже непоправимым последствиям;
  • обосновать льготы и компенсации работникам, задействованным в неблагоприятных производственных процессах;
  • получить скидки к страховым тарифам, которые оплачивает организация;
  • провести бесплатные медосмотры и лечение работников за счет средств Фонда социального страхования, а также закупить СИЗ и осуществить другие мероприятия, цель которых – улучшить условия труда;
  • доказать необходимость назначения досрочных пенсий;
  • избежать уголовного наказания, если на предприятии произойдет несчастный случай;
  • оптимизировать производство, исключив лишние материальные, финансовые и временные затраты.
Читайте так же:  Где находится посольство германии в санкт-петербурге адрес учреждения

Какие рабочие места подлежат аттестации?

С 2013 года их перечень значительно сокращен. До того момента работодатель был обязан проводить аттестацию всех рабочих мест. Теперь проверке подлежат только те из них, на которых выполнение профессиональной деятельности может нанести вред здоровью и жизни сотрудника. К таким рабочим местам относятся те, где:

  • используются машины, механизмы, устройства, аппараты, транспортные средства и т. д.;
  • выполняется обслуживание, испытание и ремонт различных агрегатов, станков и средств передвижения;
  • труд связан с источниками опасности, оказывающими неблагоприятное воздействие на сотрудников;
  • применяется механический, электрический и другой ручной инструмент;
  • хранятся и перемещаются материалы.

[3]

Необходимо проводить аттестацию как уже существующих рабочих мест, так и новых, появившихся в результате бизнес-процессов.

Работодатель избавлен от необходимости осуществлять обязательную АРМ там, где работа связана с компьютерами, офисной и бытовой техникой. Однако его подчиненные или представитель профсоюза могут инициировать такую проверку, подав нанимателю соответствующее заявление.

Виды аттестации

Ее классификация строится в соответствии с основаниями для проведения АРМ – таким образом, выделяют следующие типы:

  • первичную. Осуществляется на вновь созданных рабочих местах. Например, в результате регистрации организации как юридического лица или после реконструкции предприятия, внедрения новых технологий и т. д.;
  • повторную. Проводится там, где ранее были выявлены негативные условия труда, а также на тех местах, на которых наличествуют производственные факторы и работы, требующие периодических медицинских осмотров сотрудников;
  • внеплановую. Ее основаниями могут стать заявление сотрудника, результаты государственной экспертизы, предписание госинспекции труда, изменения технологий и т. д.
  • Таким образом, аттестация рабочих мест по условиям труда имеет явную практическую пользу и позволит избежать организации многих неприятностей в процессе своей деятельности.

    Специальная оценка условий труда (СОУТ) в 13 шагов: к проведению готовы!

    racorn / Depositphotos.com

    С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет.

    [2]

    31 декабря 2018 года завершился период, когда работодатели могли поэтапно провести спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Речь идет о так называемых безопасных, «несписочных» рабочих местах, то есть не указанных в ч. 6 статьи 10 Закона № 426-ФЗ. По сути к этой категории относится большинство рабочих мест. Кроме того, лишь до этой даты могли действовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест (письмо Минтруда России от 1 июня 2018 г. № 15-4/10/В-4010 «О специальной оценке условий труда»).

    Таким образом, срок, в течение которого нужно было сделать СОУТ, уже истек для работодателей. С 1 января не выполнившие эту обязанность могут быть привлечены к ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП. Отметим при этом, что ответственность по указанной части не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены (письмо Роструда от 28 ноября 2016 г. № ПГ/31983-03-3).

    Может ли быть проведена специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте? Узнайте ответ в «Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

    Тем не менее, во-первых, спецоценку должны как можно скорее осуществить те, кто опоздал – в частности, Минтруд России пообещал реализовать в отношении малого бизнеса и ИП механизм предупреждения нарушений, в рамках которого работодателю сначала направят предостережение о недопустимости нарушения требований охраны труда, и лишь в случае его неисполнения – оштрафуют.

    Кроме того, спецоценку могут впервые проводить те, кто только создал новые рабочие места. На это отводится год с момента их образования. То есть, например, если рабочее место создано в декабре 2018 года, то срок завершения СОУТ – декабрь 2019 года.

    И тем, и другим категориям работодателей очень пригодится наша инструкция. В ходе проведения спецоценки им необходимо учесть ряд особенностей, чтобы избежать административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения спецоценки по той же ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

    Рассмотрим порядок проведения этой процедуры подробнее.

    Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда

    Приняв решение о проведении специальной оценки условий труда, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности. При этом число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав обязательно следует включить специалиста по охране труда (ч. 1-2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ). Главой комиссии, как правило, назначается генеральный директор (ч. 4 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

    Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки

    Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена спецоценка, в том числе и аналогичных, определяется созданной работодателем комиссией (ч. 5 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

    Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

    Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (ч. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

    Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

    Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.

    БЛАНКИ

    • Приказ о проведении специальной оценки условий труда и образовании комиссии по ее проведению
    • Перечень рабочих мест для проведения специальной оценки условий труда
    • Приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда
    • Договор на проведение специальной оценки условий труда
    • Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
    • Дополнительное соглашение к трудовому договору об условиях труда на рабочем месте
    Читайте так же:  Юноше было 17, когда он стал бездомным. спустя 4 года его компания стоит 66 млн $

    При составлении данного графика следует учесть следующее.

    По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).

    Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо было провести не позднее 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона 426-ФЗ). При этом закон позволял сделать это поэтапно.

    Исключение составляют рабочие места:

    • тех сотрудников, чья профессия, должность или специальность дает им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
    • работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
    • на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда (ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

    Специальную оценку этих рабочих мест нужно было провести первоочередно, без разделения на этапы (письмо Минтруда России от 8 декабря 2014 г. № 15-1/В-1829). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и ИП, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

    Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

    Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).

    Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда

    Чтобы провести специальную оценку условий труда, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор (ч. 2 ст. 8, ст. 19-21 Закона № 426-ФЗ). С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/).

    Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию

    Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).

    Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов

    При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация первым делом осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

    Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (ч. 5 ст. 10 Закона № 426-ФЗ). По итогам исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и/или опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные (ч. 8 ст. 12, ст. 14 Закона № 426-ФЗ).

    Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда

    По итогам проведения спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету.

    Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда

    В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета (ч. 5.1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Сделать это можно любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт такого уведомления.

    Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

    Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Для этого нужно заполнить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки (п. 5 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).

    Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов. В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 136-ФЗ).

    Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда

    В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель должен под роспись ознакомить работников с результатами спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

    Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации

    Видео (кликните для воспроизведения).

    В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодателю следует разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте – при его наличии (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

    Размещаемая на сайте информация должна содержать сведения:

    • об установлении классов (подклассов) условий труда на рабочих местах;
    • о перечне мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.

    Это, в частности, разделы V и VI отчета о специальной оценке условий труда.

    Читайте так же:  Британская выпускница и русская студентка решили похвастаться роскошью. обе ездили на авто в кристал

    Шаг 12. Уведомить о результатах спецоценки ФСС России

    При подаче отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работодатель также должен сообщить ФСС результаты специальной оценки условий труда (подп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

    Для этого нужно отразить соответствующие данные в форме 4-ФСС (утв. приказом ФСС России от от 26 сентября 2016 г. № 381).

    Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда

    Результаты проведенной спецоценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам. Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада (абз. 5 ч. 1 ст. 92, ч. 2 ст. 117, ч. 2 ст. 147 Трудового кодекса).

    Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (абз. 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение (ст. 72 ТК РФ).

    Что такое аттестация рабочих мест?

    Аттестация рабочего места по условиям труда – обязательная процедура, направленная на выявление вредных либо опасных производственных факторов и их дальнейшее устранение. Кто и как должен производить эту аттестацию, и каков её порядок? Узнаем из следующей статьи.

    Базовые понятия аттестации рабочих мест

    В первую очередь, аттестация рабочего места должна проводиться в интересах рабочих. Трудовой кодекс гарантирует сотрудникам предприятий защиту их права на труд, осуществляющийся в условиях, полностью соответствующих требованиям охраны труда. При этом рабочее место должно соответствовать не только условиям, прописанным в трудовом договоре, но и нормам, которые устанавливает федеральный закон.

    Процедура аттестации рабочих мест имеет ряд нюансов и особенностей, среди которых:

    1. Обязанность проведения аттестации в согласовании с установленным законом порядком распространяется как на юридических, так и на физических лиц, считающихся работодателями. Исключение составляют физические лица, которые не имеют статуса ИП.
    2. Аттестация может быть как плановой, то есть установленной заранее, так и внеплановой. Необходимость реализации внеплановой аттестации рабочих мест может возникать внезапно, и проводить её нужно незамедлительно.
    3. Аттестация не может проводиться только работодателем, так как это исключает возможность объективной оценки. Для проведения правомерной аттестации привлекается специальная аттестующая организация, которая должна являться независимой персоной по отношению к организации. Таких организаций может быть от одной и более в рамках одной проверки.
    4. В рамках аттестации проводится комплексная оценка общих и индивидуальных рабочих условий. Это делает процедуру максимально объективной и позволяет достичь наибольших результатов по дальнейшей оптимизации условий.
    5. Процесс аттестации регламентируется трудовым кодексом, а также федеральными законами и приказами Минздравсоцразвития.

    Процедура аттестации осложняется не только тем, чтобы места соответствовали установленным нормам, но и стоимостью процесса. Трудовой кодекс рекомендует выделять на проведение аттестации не менее 0,2% от затрат на производство продукции.

    Порядок проведения аттестации

    Порядок проведения аттестации содержит в себе несколько этапов – подготовительный, основной и послеаттестационный.

    Рассмотрим их более немного детальнее:

    Работодатель обязан подписать полученный отчет о проведении аттестации, а также ознакомить работников с индивидуальными результатами проверки их рабочих мест под роспись.

    Более подробно о том, как проводится аттестация рабочих мест читайте тут.

    Внеплановая аттестация

    Внеплановая аттестация проходит в том же порядке, что и плановая. Однако такая аттестация может потребоваться лишь в отдельных случаях, среди которых:

    • ввод новых рабочих мест в эксплуатацию;
    • индивидуальное требование работника;
    • замена оборудования;
    • изменения в технологическом процессе и средствах коллективной защиты;
    • в соответствии с предписаниями государственных работников.

    По результатам внеплановой аттестации также оформляется протокол, и формируются мероприятия для устранения выявленных недочетов.

    Периодичность проведения аттестации

    Сроки проведения аттестации рабочих мест формируются из того, что каждое из мест должно аттестоваться не реже одного раза в 5 лет. При том в случае внесения изменений в рабочие места или при закупке нового оборудования требуется внеплановая аттестация или переаттестация. Рассмотрим нюансы сроков проведения аттестации:

    1. Длительность работы аттестационной комиссии определяется количеством рабочих мест, подвергающихся проверке.
    2. Документы, подтверждающие факт проверки, должны храниться на фирме на протяжении 45 лет.
    3. Внеплановая аттестация не имеет каких-либо ограничений или рекомендаций по срокам.

    Видео: Аттестация рабочих мест по условиям труда

    Аттестация рабочего места по условиям труда – важный и сложный вопрос, который беспокоит и касается всех работодателей. Как справиться со всеми проблемами и подойти к вопросу со знанием буквы закона? Ответы даст специалист по кадрам – Анисимова Анастасия Владимировна:

    Если рабочие места полностью соответствуют существующим требованиям, объявленным государственным законам, то проверка займет значительно меньше времени. В интересах работодателя обустраивать рабочие места качественной мебелью и аппаратурой, чтобы избежать сложностей при работе с аттестационной комиссией.

    Изменения и правила аттестации для рабочих мест 2019

    Порядок аттестации мест по условиям труда с учетом нововведений, принятых в 2015 году, получил некоторые серьезные изменения. Работодатель должен познакомиться со всеми положениями, обязательными для специальной оценки рабочих мест.


    Именно так стал называться комплекс мероприятий, который подводит итоги анализа условий работы персонала.

    Новое в аттестации рабочих мест по условиям труда в 2019 году

    Целью актуальной процедуры является оценка действующих опасных и вредных факторов.

    Разобраться с нововведениями, которые касаются проведения комплексного анализа, можно после ознакомления с Федеральным законом №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» .

    Основные изменения касаются:

    1. Методики проведения изменений. Здесь требуется четкое определение исполнителей и правил оценки биологических факторов.
    2. Административной ответственности за несвоевременное выполнение процедуры.

    [1]

    В течение 2015 года на законодательном уровне решался вопрос об отмене проведения комплекса оценочных мероприятий для некоторых категорий малого и среднего бизнеса. Это положение не нашло поддержки у законодателей, и в 2019 году специальную проверку условий труда нужно будет провести.

    Исключение составят компании, которые имеют действующие результаты после проведения компании до 2014 года.

    Кем и когда проводится аттестация

    Для проведения комплексного анализа мест труда создается специальная комиссия.

    Состав формируется из следующей категории специалистов:

    1. Специалист предприятия, занятый в области охраны труда.
    2. Представитель нанимателя, компетентный в актуальных вопросах производства.
    3. Представители профсоюзной организации предприятия.
    4. Уполномоченное лицо аттестующей организации.
    Читайте так же:  Девушка попробовала не тратить деньги целый месяц. эксперимент оставил у нее смешанные чувства

    Привлечение представителя аттестующей компании является обязательной нормой. Даже при выявлении опасных факторов и вредностей, которые можно зафиксировать самостоятельно, результаты не могут быть признаны законными.

    Аттестующая компания проходит обязательную аккредитацию, что подтверждает владение методиками для выполнения процедуры в установленном порядке.

    Периодичность проведения аттестации рабочих мест не изменялась и составляет 5 лет. Предыдущие компании датированы 2009 и 2014 годом.

    Однако, при создании новых рабочих мест законом установлен срок в 60 рабочих дней со дня начала эксплуатации до момента специального анализа этого места.

    В случае улучшений условий труда на рабочем месте наниматель может провести внеочередную компанию по оценке места труда. Согласно с измененным порядком проведения аттестации, даже при наличии признанных результатов оценки рабочего места, при наличии вредных и опасных условий труда, потребуется повторная процедура.

    Что такое специальная оценка условий труда узнайте из видео.

    Порядок проведения аттестации рабочих мест в 2019 году, оформление документов

    Для проведения контрольных действий в рамках комплексной оценки рабочих мест потребуется осуществить некоторые организационные мероприятия:

    1. Создать комиссию для проведения аттестации.
      В документе определяется состав руководящего совета.
    2. График проведения мероприятия.
      Сроки выполнения действий устанавливаются на основе отдельного документа за подписью руководителя.
    3. Договор с организацией по проведению аттестации.
      При заключении договора основное правило определяет независимость нанимателя и приглашаемой организации.

    Всестороннее рассмотрение места труда предусматривает объективную оценку состояния условий работы. Наниматель предоставляет всю первичную документацию, обеспечивает беспрепятственный доступ на каждый производственный участок.

    Установленный порядок проведения аттестации предусматривает последовательные этапы проводимой процедуры:

    1. Определяются рабочие места, подлежащие комплексной оценке, в том числе, на основании Списка № 1 и Списка № 2.
    2. Выделяются действующие опасные или вредные факторы.
      Проводится их количественная или качественная оценка, оценка соответствия установленным нормативам.
    3. Проводится анализ вспомогательных факторов – обеспечение спецодеждой и средствами защиты работников.
    4. Составляется итоговый документ, который позволяет сделать вывод об производственных условиях, а при необходимости определить виды компенсаций или льгот.

    Результаты комплексной оценки по отдельным местам определяются на основании итогового документа, где учитываются:

      • исходные документы для начала комплекса мероприятий;
      • перечень рабочих мест для проведения исследований;

    • объективная информация об аттестующей организации;
    • карта комплексной оценки на каждое рабочее место;
    • сводные документы по всем рабочим местам, включая таблицу по классам опасности, назначенным видам компенсаций;
    • итоговый документ заседания аттестационной комиссии, с указанием замечаний и предложений по итогам законченной работы;
    • утвержденный план мероприятий по улучшению условий труда для отдельных рабочих мест;
    • заключение на основании государственной экспертизы проведенной комплексной оценки.

    Результаты проведенной мероприятий обязательны для выполнения нанимателем любой формы собственности в установленные сроки.

    Штрафы за отсутствие аттестации

    Изменения в административном Кодексе предусматривают ответственность двух видов за несоблюдение установленного Закона по комплексной оценке условий работы.

    Наказывается несвоевременное проведение плановой (или внеочередной) аттестации предусматривает штраф до 30 тысяч рублей, или приостановку деятельности компании на срок от 1 до 3 месяцев.

    Кроме того, предусмотрено наказание за неправильно проведенную аттестацию, где должностное лицо будет наказано на сумму от 5 до 10 тысяч рублей, а юридическое лицо – до 80-ти тысяч.

    Предусмотрена ответственность за содержание рабочих мест в неудовлетворительном состоянии. На должностное лицо налагается штраф от 20 до 30 минимальных заработков, а для юридического лица от 200 до 300 эквивалентных сумм.

    В интересах нанимателя обеспечить выполнение установленных нормативных параметров по каждому вредному фактору, за исключением тех мест, которые внесены в упомянутые Списки № 1 и № 2.

    При определении мероприятий по качественному изменению условий труда, их также внедряют для работы в полном объеме. Ведь наказание за уклонение от реализации мероприятий может при повторной фиксации привести даже к приостановке деятельности на срок до 3 лет.

    О Всемирном дне охраны труда на нашем сайте.

    О минимальном размере оплаты труда в 2019 году в статье. Может ли быть заработная плата меньше МРОТ и кто определяет зарплату в регионах.

    Об изменениях в ЕНВД в 2019 году здесь.

    Кто может не проходить аттестацию рабочего места

    Случаев, когда проведения сложной процедуры комплексного анализа условий труда не требуется – немного. В основном это касается предприятий малого бизнеса.

    В случае занятости в работе только одного лица, когда не составляется договор найма на работу. Соответственно, необходимость оценки рабочего места также отсутствует.

    Однако при аренде офиса, где есть хотя бы одно рабочее место, аттестация понадобится.

    При работе в компании удаленных работников, также анализировать их рабочее место нет необходимости. Здесь численность работников не играет роли.

    Осматривать каждое рабочее место не потребуется.

    Важно только учесть два ограничения:

    • анализ осуществляется для 20 % от имеющихся таких мест труда;
    • число мест для комплексной оценки не может быть менее двух.

    Чтобы не допустить нарушения в определении объема работ, нужно подтвердить их количество в соответствии со штатным расписанием для предприятия.

    Соблюдение установленной процедуры и сроков проведения комплексного анализа рабочих мест позволят установить законные виды компенсации и льгот для всех категорий работников, разработать мероприятия для улучшения условий труда.

    Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    +7 (499) 577-03-71
    (Москва)

    +7 (812) 425-60-36
    (Санкт-Петербург)

    8 (800) 350-23-69 доб 680
    Для всех регионов!

    Это быстро и бесплатно!

    Оплата административного наказания за несвоевременное выполнение комплекса мероприятий часто имеет больший размер, чем средства, необходимые на улучшение условий труда.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Еще о специальной оценке условий труда можно узнать из видео.

    Источники


    1. Договор мены. Официальные разъяснения, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2013. — 698 c.

    2. Перевалов, В. Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. — М.: Юрайт, 2013. — 432 c.

    3. Подгорная, Л. И. Deutsche Geschichte in Biografien: Wissenschaft und Kultur / История Германии в биографиях. Наука и культура / Л.И. Подгорная. — М.: Каро, 2015. — 272 c.
    Аттестация рабочих мест обязательна или нет суть и порядок проведения
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here