Астронавт крис хэдфилд рассказывает о том, как принимать умные решения и не паниковать в сложных сит

Сегодня предлагаем обсудить важные аспекты на тему: "Астронавт крис хэдфилд рассказывает о том, как принимать умные решения и не паниковать в сложных сит" с профессиональной точки зрения и понятным языком. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то дочитайте до конца, а если не найдете ответа, то всегда можно обратиться к нашему дежурному юристу.

Астронавт Крис Хэдфилд рассказывает о жизни в космосе

Канадский астронавт Крис Хэдфилд помимо своей основной работы активно занимается просветительской деятельностью. Он с удовольствием отвечает на вопросы о буднях на космической станции, проводит наглядные опыты и дает нам всем возможность приобщиться к жизни на высоте 400 км над Землей. Все эти видеоролики космонавт записал во время своей третьей космической экспедиции, продолжавшейся с декабря 2012 по май 2013 года. 12 мая, за день до возвращения на Землю, Хэдфилд, вместе с коллегами по экспедиции, снял видеоклип на песню Space Oddity Дэвида Боуи. Это первый в мире музыкальный клип, снятый в космосе.

Как чистят зубы в невесомости:

Как бреется космонавт:

«В невесомости классно, — говорит Крис Хэдфилд, — можно делать то, что нигде больше не повторить: летать, зависать, кувыркаться. Но за это приходится платить. Без привычной физической нагрузки мышцы начинают атрофироваться, а кости буквально растворяются в теле. Для того, чтобы оставаться в тонусе для работы в космосе, а также, чтобы снова можно было ходить по возвращении на Землю, мы должны тренироваться».

Как занимаются спортом на МКС:

«Когда мы только начали осваивать космос, мы питались в основном обезвоженной съедобной пастой из тюбиков и вакуумных пакетов. Но сегодня у нас много разной еды».

Что едят космонавты:

Космический десерт — пирог с шоколадным пудингом и горячий кофе:

Эксперимент — выжимаем полотенце в космосе:

Что делать, если вам стало грустно в космосе и вы решили поплакать. Как выяснилось, плакать в космосе вполне реально:

И, наконец, первый в мире космический музыкальный клип. «Ground Control to Major Tom.
Take your protein pills and put your helmet on…» В конце клипа мы видим, как приземляется капсула с космонавтами. После долгих месяцев в космосе они наконец-то вернулись домой.

«Руководство астронавта по жизни на Земле» — Кристофер Хэдфилд о том, как стать крутым мужиком

Кристофер Хэдфилд — это истинный астронавт нашего времени. Он не просто осуществил мечту и провел полгода на орбите, но и сделал многое для популяризации покорения космоса. Кристофер активно освещал свой полет в социальных сетях и снимал ролики для YouTube, которые стали невероятно популярными. Именно Хэдфилд записал в космосе тот самый кавер на песню Боуи, который покорил Интернет. И, кроме того, он написал книгу «Руководство астронавта по жизни на Земле. Чему меня научили 4000 часов на орбите». Она стала одним из немногих бестселлеров, который всерьез мотивирует и заставляет делать что-то, чтобы двигаться вперед.

Кто такой Кристофер Хэдфилд

Вот уже лет 20 дети не мечтают стать космонавтами. Романтика покорения космоса, запуски «Союзов», шаттлов и работа на орбитальной станции превратились в рутину и проходят в новостных сюжетах центральных телеканалов где-то между увеличением надоев молока и хроникой очередного военного конфликта. Полвека назад все было совсем по-другому. С обложек глянцевых журналов на нас смотрели улыбающиеся лица покорителей космоса, каждый запуск космического аппарата становился событием мирового масштаба, а первые космонавты и астронавты были настоящим примером для подражания миллионов мальчишек по всему миру.

[3]

Одним из таких мальчишек был 9-летний Кристофер Остин Хэдфилд из Канады. 21 июля 1969 года, он вместе со своей семьей отправился в дом соседей, чтобы посмотреть вечерний выпуск новостей. В тот вечер из телевизора прозвучало великое: «Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества», — дрожащим голосом в прямом эфире произнес Нил Армстронг — первый человек, ступивший на поверхность Луны. В тот вечер Крис Хэдфилд вышел из дома и посмотрел в ночное небо, полное звезд: «Я стану астронавтом!», — решил он, и вся его дальнейшая жизнь была посвящена достижению этой цели.

О чем пишет Кристофер Хэдфилд

В итоге Крис Хэдфилд стал самым настоящим астронавтом, а по завершению карьеры написал книжку «Руководство астронавта по жизни на Земле. Чему меня научили 4000 часов на орбите». И мы настоятельно рекомендуем вам ее прочесть.

Хэдфилд подробно рассказывает о своем жизненном пути, о своей семье и карьере и о жизненных принципах, которые он сам для себя сформировал и которые, в конечном счете, и позволили ему добиться впечатляющего успеха. Эта книга о силе воли, о сложностях, которые нужно преодолеть для достижения своей цели и о человеке, которому по силам это сделать.

В какой-то момент начинаешь ловить себя на мысли о том, что книга Хэдфилда напоминает такие поделки, как «5 способов заработать миллион», «Как приобрести 100500 друзей», «Легкий способ соблазнить красавицу» и так далее. Но с каждой прочитанной главой понимаешь, что это вовсе не так. Автор, сделавший успешную карьеру в самой закрытой профессии, лучший пилот, лучший астронавт, лучший из лучших во всем, просто делится историей своей жизни и принципами, по которым он старался ее строить. И первый урок, который он дает — у тебя действительно должны быть принципы и план на будущее — только тогда ты сможешь добиться чего-то на этой планете и за ее пределами.

В отличие от других «мотивационных» книжек, Хэдфилд не будет называть тебя неудачником, если твои планы один за другим летят к чертям. Несколько раз он делает важную оговорку: даже, если тебе не удалось добиться запланированного максимума, умей наслаждаться тем, что у тебя есть. Карьера астронавта — это цель, достижимая в одном случае из миллиона, так что всегда нужно иметь запасной вариант и не полагаться целиком на свою мечту, провал которой полностью обесценит твою жизнь.

Среди полезных нравоучений и ценных жизненных советов находится место и всяким забавным моментам из жизни астронавтов в космосе и на Земле. Да, из этой книги вы также узнаете, как покорители космоса ходят в туалет на МКС (и по-маленькому и по-большому), что будет, если ты рассыпал стриженые ногти в невесомости и как потушить пожар на МКС. Но не стоит ожидать, что автор будет развлекать вас всяческими байками и анекдотами — книга не про это. Это настоящее «руководство», которое должно помочь стать волевым и успешным человеком в любой сфере жизни.

Читайте так же:  Что делать, если вы начали ненавидеть свою работу и хотите перемен

Хэдфилд также довольно подробно рассказывает историю того самого клипа на песню Дэвида Боуи Space Oddity, который принес ему мировую известность. Более того, вы узнаете, что Хэдфилд был участником единственной в мире музыкальной группы «Max Q», состоявшей целиком из астронавтов. Книга вообще изобилует различными примерами из музыкального мира, которые оказываются порою очень подходящими. Музыка для Криса Хэдфилда — все же несколько больше, чем просто хобби.

Кристофер Хэдфилд прошел длинный путь от курсанта летной школы и до летчика-испытателя, чтобы стать астронавтом. Он один из первых канадцев, попавших в космическую программу НАСА и первый канадец, совершивший выход в открытый космос. Хэдфилд совершил три космических полета: два по программе Space Shuttle общей продолжительностью 20 суток 2 часа 00 минут 44 секунды (в ходе первого ему удалось побывать на станции «Мир») и один в рамках долговременных экспедиций МКС-34 и МКС-35, которую он возглавил (также первый канадец-командир на МКС).

Кристофер Хэдфилд в открытом космосе.

Третий полет Хэдфилда продолжался почти полгода. Хэдфилд является одним из самых успешных популяризаторов освоения космоса, он снял несколько десятков роликов о повседневной жизни космонавтов, которые пользуются огромным успехом у публики до сих пор, прочитал десятки лекций в самых разных аудиториях и, наконец, написал эту замечательную автобиографическую книгу.

Вот несколько советов «по жизни» от Хэдфилда, остальные найдете в его увлекательной книге:

Стремление быть никем

В космическом полете экипаж должен действовать как слаженная команда, где каждый несет ответственность за свою долю работы. Это взаимодействие отрабатывается порой годами, и не ограничивается одним только космическим полетом: и на Земле астронавты поддерживают друг друга, в НАСА даже есть такой принцип «муж на замену», когда свободные от полетов астронавты на постоянной основе помогают семьям своих товарищей, которые в это время резвятся в невесомости.

Но принципы единой команды и «экспедиционного мышления» отнюдь не ограничиваются космической отраслью, на Земле мы постоянно вовлечены в какие-то общие дела — будь это твоя рутинная работа или организация семейного праздника. Хэдфилд предлагает свою модель поведения в рамках такой экспедиции. Условно он делит всех людей на три типа: «-1», «0» и «+1». В первом случае человек мешает выполнению общей задачи, косячит и совершает ошибки; во втором больше слушает и меньше говорит, действуя строго в рамках своих полномочий; ну а в третьем выходит за их рамки и берет на себя часть работы своих коллег. По мнению Хэдфилда, самой выигрышной стратегией представляется быть «нулем». По крайней мере, когда ты попадаешь в новый коллектив или принимаешься за новую работу: слушай, запоминай и старайся не делать роковых ошибок. Только укрепившись на этой позиции на все 100%, можно двигаться дальше и зарабатывать авторитет, перекладывая на себя часть обязанностей других.

Польза негативного мышления

Большую часть своего времени астронавты, проводят, конечно же, на Земле, и оно посвящено бесконечным тренировкам. Раз за разом и так тысячи раз они отрабатывают все свои действия во время полета космического корабля, и большую часть этих тренировок составляет отработка различных внештатных ситуаций и аварий. Изобретательные инструкторы одну за другой дают критические вводные, которые в итоге превращают поломку какого-нибудь безобидного переключателя в отказ системы жизнеобеспечения, пожар на борту и неуправляемое падение корабля.

Астронавтов учат всегда быть начеку и готовиться к самому худшему варианту развития событий. К этому же призывает своих читателей и Хэдфилд. Он приводит несколько житейских примеров: например, когда ты двигаешься на автомобиле по оживленной трассе, следи за тем странным грузовиком впереди, так как он способен на неадекватный маневр, который может вызвать смертельную аварию. Не будь пессимистом, но всегда будь готов к худшему варианту развития событий и готовь свою реакцию на них — это позволит спасти свою жизнь и преуспеть. Моделируй катастрофу каждую минуту и придумывай как ее избежать.

Внимание к мелочам

Когда Хэдфилд в первый раз работал в открытом космосе, он столкнулся с серьезной проблемой: что-то попало ему в глаз и он начал нестерпимо болеть. Как вы понимаете, залезть рукой под щиток шлема в открытом космосе и убрать соринку невозможно, также невозможно и смыть ее слезой, как мы делаем это дома на Земле — так как в невесомости слезы никуда не капают, а просто собираются равномерной пленкой на глазном яблоке. Несколько часов Хэдфилд промучился от страшной рези в глазах, едва сохраняя способность продолжать работу. Если бы ему потребовалась врачебная помощь — работу пришлось бы свернуть, а это поставило бы под угрозу всю миссию космического полета. В итоге выяснилось, что причиной стали капельки моющего средства, которым он перед выходом в открытый космос тщательно протер щиток шлема изнутри. С тех пор в «красной книжке» — руководстве по всем операциям во время космического полета, появилось важное предостережение: пункт 11.23 Тщательно протирайте сухой ветошью щиток шлема с внутренней стороны перед выходом в открытый космос.

Безопасность космических полетов зависит от миллиона самых незначительных мелочей, которые накапливаясь могут привести к поистине катастрофическим последствиям. Точно такая же схема действует и на Земле. Хэдфилд призывает заранее продумывать какую-то важную работу и готовиться к значимым событиям в своей жизни тщательнее. Выбирай подарки на годовщину за месяц, готовься к приезду тещи за неделю, напиши хорошее резюме уже сейчас — и тогда тебя невозможно будет застать врасплох. Когда ты несколько раз прогнал в голове весь порядок действий — выполнить работу будет намного проще. И да, это в том числе касается и экзаменов в твоем ВУЗе — подготовка, она и есть подготовка.

Если кто-то достоин того, чтобы слушать его советов, так это тот, у кого действительно получилось осуществить свою мечту ценой упорной работы и настырного стремления к цели. Кристофер Остин Хэдфилд — один из тех немногих, чьи наставления вызывают не отторжение, а любопытство и принятие — этот мужик явно знает, о чем говорит.

Читайте так же:  Что выгодно продавать в интернет-магазине сколько приносит прибыли интернет-магазин

Руководство астронавта по жизни на Земле. Крис Хэдфилд — отзыв

Приятный и лёгкий научпоп с немного излишними растеканиями по древу автора, но тем не менее интересный и занятный. Всем, кто любит космическую тематику, обязательно к прочтению

Я постепенно пополняю свою коллекцию научпопа, и особенно мне нравится в этой сфере космический научпоп, рассказывающий о тех местах, где при жизни я точно не побываю. Да и мало кто побывает, ведь стать космонавтом/астронавтом — это высшая мера сложности, требующая длительных каждодневных тренировок, силы воли и чётких жизненных установок, корни которых будут происходить чуть ли не с детства. Именно об этом и рассказывает в своей книге опытный астронавт Кристофер Хэдфилд.

Всяким интересностям в виде способа употребления пищи или использования уборной в невесомости автор уделяет не так уж и много места в повествовании. Да, он расскажет нам о том, почему важно при занятиях спортом иметь при себе полотенце, о том, как стричь ногти так, чтобы не разрушить всю станцию, и о том, какие особенности приобретает игра на гитаре в невесомости, но этому уделяется глава, не более.

Большую часть книги астронавт посвящает своему пути в эту сферу, описывает свои старания и стремления и своим опытом учит читателя верить, стремиться и совершать каждодневные, пусть и не космические, но подвиги вместе с ним. Он пытается выступить для читателя в качестве примера или учителя, и у него это неплохо получается.

Путь становления космонавтом/астронавтом очень сложен. Мало кто из претендентов проходит все испытания и экзамены и выходит в космос. А ещё меньше тех, кто бывает там несколько раз в жизни. Сам автор побывал в космосе целых 3 раза, поначалу будучи просто помощником, а позднее и в качестве капитана. И всё это время он упорно тренировался и каждый свой полёт не воспринимал как великое достижение, а просто как ещё один шаг к своей цели. Только выйдя на пенсию, он с достоинством ощутил себя осуществившим детскую мечту человеком, сделавшим для этого многое и использовавшим свои возможности по максимуму.

Избежать возможных лишений людей подобной профессии ему помогала семья, а точнее жена, упорно и достойно несущая на своих плечах весь быт и заботу о семье, пока муж-астронавт предавался нескончаемым тренировкам и отъездам в необъятное.

Повествование идёт комплексным, в виде истории одного человека, но дополняющимся интересными фактами из космической жизни. Так мы узнаем не только о нюансах космических полётов, но и о простой жизни космонавта вне космоса.

Книга невероятно мотивирующая и занимательная. Её будет интересно прочесть всем, так как написана она лёгким и простым языком, без терминов и сложных описаний. Доступно, живо, увлекательно.

Моё издание выполнено с ч/б картинками, в твёрдом переплёте, на белой бумаге. Опечаток замечено не было, редактура и перевод замечательные.

[1]

Очень советую к прочтению всем, кто увлекается научно-популярной литературой, кто любит космическую тематику, кто открыт новым знаниям. Книга понравится многим, в этом я уверена, поэтому всенепременнейше рекомендую.

Астронавт Крис Хэдфилд рассказывает о том, как принимать умные решения и не паниковать в сложных ситуациях

Астронавты знают кое-что о том, как рисковать. В конце концов, для того, чтобы подняться в космос, требуется не только острый ум, вы также должны овладеть своими эмоциями и не паниковать, когда что-то идет не так, то есть когда происходит кризис в вашей жизни.

Предыстория

Это именно то, что случилось с канадским астронавтом Крисом Хэдфилдом в 2001 году, когда он проводил, как предполагалось, простой выход в открытый космос, чтобы сделать ремонт на Международной космической станции. По стечению обстоятельств мужчине попало в глаза мыло, которое находилось в его шлеме. Мужчина временно ослеп.

Видео (кликните для воспроизведения).

История стала ценным уроком о том, как сохранять хладнокровие в худших ситуациях. Поскольку у космонавтов есть много мудрых советов, Хэдфилд решил открыть свой собственный онлайн-курс, чтобы рассказать о своем опыте в космосе и о том, как применить его в любых жизненных ситуациях.

Хэдфилд сказал о том, что в этом курсе люди смогут узнать не только об интересных фактах о космосе, они смогут познать самих себя, чтобы впоследствии изменить и сделать лучше. Уроки предназначены для тех людей, которые желают узнавать новое и хотят понять, на что они способны в принципе.

В 28 видеоуроках Хэдфилд рассказывает обо всем, что вам нужно знать о том, как стать космонавтом — от ракетостроения до того, как залезть в скафандр. Но мысли Хэдфилда о лидерских качествах наиболее применимы к предпринимателям.

Практика не спит

Что бы ни случилось, вы должны быть спокойны, готовы и компетентны. Единственный способ добиться этого — практиковать то, что вы будете делать, когда что-то пойдет не так, прежде чем это произойдет.

Всегда работайте сначала со своим сознанием, так как вам нужно осознать, что дела могут пойти очень плохо. Вам нужно заранее быть готовыми к такому исходу. Даже если все хорошо, это не повод расслабляться и думать, что так и будет впоследствии.

Станьте универсальным

Как астронавт Хэдфилд работал вместе с людьми с другими навыками, отличными от его собственных, включая врачей, физиологов, химиков и астрономов.

В то время как у каждого есть своя специализация, важно понимать, что идеальный космонавт (или предприниматель в этом отношении) должен знать всего понемногу, чтобы лучше понять коллег и их конкретные перспективы.

Вы должны быть универсальными. В жизни порой необходимо много знать о разных вещах. Когда вы находитесь на космическом корабле, вам некого спрашивать о том, чего вы не знаете.

Вы должны быть в состоянии просмотреть всю информацию и решить, что делать дальше, без возможности спросить эксперта. Космонавты — наблюдатели мира, и они не хотят быть некомпетентными.

Научитесь быть лидером в любой ситуации

Быть частью международного космического экипажа означает, что вы работаете в очень стрессовой и опасной обстановке. В зависимости от ситуации требуются различные виды лидерской тактики. Если ваш текущий стиль руководства не работает, попробуйте что-то совершенно другое, а затем получите обратную связь от вашей команды.

Практикуйте разные приемы лидерства. Как вы ведете себя, когда дела идут отлично? Как вы ведете себя, когда у вас очень мало времени, и вы должны сделать что-то сложное? Как вы ведете себя, когда есть серьезная чрезвычайная ситуация? Выбирайте конкретный стиль поведения, чтобы правильно распоряжаться ресурсами и руководить людьми.

Читайте так же:  Использование одпу в многоквартирных домах

Во время обучения астронавтов команда проверяет различные стили лидерства, от упрямого диктатора до более тесного сотрудничества, чтобы увидеть, какой метод лучше всего подходит для решения различных задач.

Хэдфилд обнаружил, что обучение навыкам межличностного общения, а также методам преодоления трудностей помогло ему как лидеру сохранить свою команду сосредоточенной и вдохновленной.

«An Astronaut’s Guide» Криса Хэдфилда: что не показали в «Гравитации»

Борислав Козловский — о книге канадского астронавта, который объясняет, почему в космос не пускают баскетболистов, когда слезы убивают и зачем командиру корабля учиться на дантиста.

https://ru.wikipedia.org

Спящий космонавт напоминает зомби. На его руки не давит сила тяжести, поэтому они парят в невесомости, вытянутые вперед, под прямым углом к телу. За завтраком слой джема без предупреждения отрывается от бутерброда и уходит в свободное плаванье, так что его приходится то и дело соскребать со стен Международной космической станции. Если выжать полотенце, вода не потечет вниз — «низа» и «верха» на орбите нет, — а обступит ткань со всех сторон, как слой прозрачного геля.

На YouTube фокус с полотенцем в исполнении Криса Хэдфилда, командира 35-й экспедиции на МКС, собрал 10 миллионов просмотров. На других видео Хэдфилд, бодрый усач в футболке, исполняет в невесомости с гитарой наперевес исправленную версию «Space Oddity» Дэвида Боуи. Или чистит зубы перед камерой — выясняется, что даже эта процедура требует специальной подготовки. Если его предшественники — вроде Максима Сураева — вели блоги про вид из иллюминатора станции, то Хэдфилд неделю за неделей рассказывал и показывал, что происходит внутри.

Для 56-летнего канадца это был третий и последний полет в космос. В мае 2013-го Хэдфилд вернулся с орбиты и вышел на пенсию. Через несколько месяцев появилась его книга — «Гид астронавта по жизни на Земле».

Вероятно, ее даже задумали в жанре «советы бывалого юношам»: ветеран понял нечто важное про жизнь и спешит рассказать всем, как себя вести в обычном мире. Идея у этой книги — та же, что и у «Гравитации» Куарона: космос убивает, поэтому астронавт спит в носках и ждет выстрелов с той стороны. Даже когда ракета еще на Земле, нужно каждую секунду быть готовым катапультироваться — в 1983 году экипаж советского «Союза» спасся таким способом за две секунды до килотонного взрыва топлива. Слеза под стеклом шлема может сделать астронавта слепым и беспомощным в открытом космосе — потому что только на Земле слезы стекают по щекам, а тут остаются висеть на глазном яблоке.

Космонавт — абсолютный инженер, которому нельзя ошибаться. И это сильно трансформирует взгляд на вещи в целом. Поэтому книгу Хэдфилда можно читать и как продолжение «Дзена и искусства ухода за мотоциклом» Роберта Пирсига.

An Astronaut’s Guide to Life on Earth: What Going to Space Taught Me About Ingenuity, Determination, and Being Prepared for Anything. Крис Хэдфилд, 2013

Дзен заявляет о себе в самых неожиданных местах. Прежде всего астронавт должен быть готов никогда не полететь в космос. Годы подготовки и то, что ты прошел отбор и оказался одним из тысячи претендентов, ничего не гарантируют. Например, в капсулу «Союза» не помещаются люди ростом выше среднего, а с 2011 года это единственный корабль, который возит людей на МКС. Слишком рослые астронавты, которых готовили к полетам на шаттлах, автоматически остаются не у дел. Но и другие могут запросто ждать своей очереди полететь 11 лет (как это было с Хэдфилдом в последний раз), а за три недели до назначенной даты простудиться, уступить место дублеру и уйти на пенсию, ни разу не слетав. С этой мыслью нужно годами учиться самым неожиданным вещам — вроде экстренной хирургии и стоматологии: на МКС не вызовешь скорую, все нужно делать самим. Или осваивать русский язык: в программе обучения NASA это обязательный предмет. Причем Хэдфилд упоминает его настолько часто, что, кажется, русский дался ему тяжелее, чем управление боевым реактивным истребителем.

Хэдфилд не только заговорил по-русски, но и год руководил тренировками американских астронавтов в подмосковном Звездном городке. И это сквозной сюжет, придающий «Гиду астронавта» отдаленное сходство с «Московским дневником» Беньямина: записки о России человека, приехавшего ненадолго и по делам. В книге имеются дефиниции терминов pelmeni и tvorog, а также подробный рассказ о том, как автор сутки мариновал мясо для шашлыков с шофером по имени Valodya. Но важнее наблюдения из тех мест, куда рядовых культурных антропологов не пускают. Если корабль пристыковывается к станции, то сразу после открытия шлюза запрещены рукопожатия — потому что нельзя здороваться через порог. На космодроме обязательно нужно пригубить смесь ракетного топлива с водой.

Как я впервые полетел в космос: Крис Хэдфилд о чувствах во время старта и трудностях на станции

Для нас нет ничего удивительного в том, что люди отправляются в космос. Мы не сидели всей семьей перед телевизором и не смотрели, как Гагарин крикнул «Поехали!», а Армстронг высадился на Луну. Новости о «Розетте», добравшейся до кометы, набирают меньше просмотров, чем новость об очередном сливе фотографий знаменитостей. Кто из нас в детстве мечтал стать космонавтом? Кажется, уже никто.

Крис Хэдфилд в девять лет увидел по телевизору Нила Армстронга на Луне и решил стать астронавтом. Вы когда-нибудь видели ребёнка, который осознанно выбирает брокколи, а не бургер, потому что астронавт должен быть здоров? Который без уговоров читает всю дополнительную литературу и просит ещё, потому что астронавт должен быть умён? Мы не видели.

Хэдфилд — это тот самый канадский астронавт, который исполнил кавер на «Space Oddity» в космосе и выложил видео на YouTube. «Это лучшая часть интернета» — гласит один из комментариев, и мы с этим полностью согласны. Хэдфилд также вёл блог прямо с МКС, в котором, к примеру, готовил «Космическое буррито» и показывал, почему героиня Сандры Буллок в «Гравитации» неправильно плачет.

До МКС Хэдфилд успел два раза слетать за пределы Земли, побыть диспетчером НАСА и даже ослепнуть в космосе. В прошлом году он написал книгу «Руководство астронавта для жизни на Земле», которую наконец-то перевело издательство «Альпина нон-фикшн». В книге Хэдфилд рассказывает о том, что такое идти к своей цели 25 лет, какие тренировки нужно проходить ежедневно, что ты чувствуешь, когда сидишь в жестяной банке-ракете перед стартом, с какими сложностями можно столкнуться в космосе и на станции. В общем, Хэдфилд объясняет, кто такой этот давно забытый всеми детьми человек по имени астронавт. Приплюсуем к этому лёгкий стиль и чувство юмора — и получим одну из самых захватывающих и вдохновляющих книг следующего года.

Читайте так же:  Пять вопросов, которые нужно задать себе при устройстве на новую работу

Мы решили не мелочиться и выложить для вас отрывок из самой первой главы. Книга выйдет в январе, и у вас как раз есть месяц, чтобы изучить блог астронавта. «Привет, я Крис Хэдфилд, известный астронавт. И у меня есть усы».

§1 Путешествие длиною в жизнь

После того как сотрудники наземных служб проверят в последний раз кабину, попрощаются и закроют люк, начнется ее герметизация.

днажды утром я проснулся и поймал себя на странной мысли: носки, которые я собираюсь надеть, будут на мне, когда я покину Землю. Ощущение казалось одновременно реальным и фантастическим, как в очень ярком сне. За завтраком это чувство усилилось, когда репортеры пихали друг друга, пытаясь сделать хороший снимок, как будто фотографировали приговоренного, в последний раз принимающего пищу. Чуть позже, когда техники помогали мне с проверками давления в моем изготовленном по индивидуальному заказу космическом скафандре, наступила несколько преувеличенная веселость. На самом деле это был момент истины. Все системы скафандра должны работать идеально, ведь именно скафандр позволит мне остаться в живых и обеспечит возможность дышать, если вдруг произойдет разгерметизация космического корабля в вакууме космического пространства. И все это уже не репетиция.

Я действительно сегодня покину нашу планету.

«Или все же нет, — напомнил я себе. — До вылета остается еще несколько часов, в течение которых что-то может пойти не так, и запуск будет отложен». Эта мысль, а также тот факт, что на мне надет подгузник на случай, если придется застрять на стартовой площадке на очень долгое время, увели мой внутренний монолог от высокопарных мыслей и перевели его в практическую плоскость. Нужно многое держать в голове. Нужно сконцентрироваться.

[2]

Когда все члены команды закончили экипироваться, мы спустились из служебного помещения вниз на лифте, а потом отправились к нашему ракетоносителю. Это был один из тех эпохальных моментов, о которых я мечтал в детстве, — если не принимать во внимание медленный, очень медленный лифт. Спуск с четвертого этажа занял чуть меньше времени, чем требуется, чтобы сварить яйцо. Наконец мы выбрались наружу и направились к большому серебристому астроавтобусу, который доставит нас на стартовую площадку. Этот момент знают все: в сумерках сверкают вспышки фотоаппаратов, толпа провожает аплодисментами и ликующим криком, мы улыбаемся и машем. Из окон автобуса смотрим на нашу ракету, освещенную огнями и сияющую, как обелиск. В действительности же ракета — это 4,5-мегатонная бомба, заряженная взрывоопасным топливом, и поэтому все остальные спешат нам навстречу, подальше от нее.

На стартовой площадке поднимаемся на еще одном лифте — этот движется с хорошей скоростью — и один за другим на карачках вползаем в космический аппарат. Технический персонал помогает мне потуже затянуть ремни в моем маленьком кресле, и один из них передает записку от Хелен, в которой она написала, что любит меня. Нельзя сказать, что я устроился с комфортом — скафандр довольно громоздкий и жаркий, кабина тесная, парашют, который совсем не похож на подушку, и аварийный комплект неудобно вклинились между моей спиной и креслом, — и в этом положении мне предстоит провести несколько часов как минимум. Но я не могу представить себе другого места, где бы я предпочел оказаться.

После того как сотрудники наземных служб проверят в последний раз кабину, попрощаются и закроют люк, начнется ее герметизация. Шутки закончились: каждый из нас предельно сконцентрирован. Все это для того, чтобы повысить наши шансы остаться в живых. По-прежнему остается ощущение, что это очередная тренировка, ведь даже сейчас может что-то произойти — неисправность электропроводки, проблемы с топливным баком, — что превратит все это в очередную репетицию по надеванию костюма, только детально подготовленную.

Но с каждой секундой наши шансы попасть сегодня в космос возрастают. Пока мы отрабатываем все пункты огромного списка технического контроля — проверяем и перепроверяем все предупреждающие и аварийные сигналы, убеждаемся, что связь на всех частотах, используемых для переговоров с Центром пуска и Центром полетов, работает, — космический корабль шумно пробуждается и оживает: все системы включены, идет обратный отсчет. Когда запускаются вспомогательные силовые установки, вибрация корабля становится непрерывной. В своих наушниках я слышу результаты последних проверок положения переключателей на панели управления, слышу дыхание членов экипажа, и наконец с нами сердечно прощается руководитель пуска. Я в сотый раз пробегаю по своему контрольному списку, чтобы убедиться, что помню обо всех критически важных моментах полета, о своей роли в них и о том, как буду действовать, если все-таки возникнет внештатная ситуация.

Затем внезапно наступила тишина: мы достигли числа Маха 25, орбитальной скорости, двигатели постепенно затихли, и я заметил, как несколько частичек пыли медленно поплыли вверх. Вверх. Я на несколько секунд отвлекся от своих контрольных списков и смотрел, как они парили в воздухе, и потом замерли, вместо того чтобы грохнуться на пол. Я почувствовал себя маленьким ребенком, волшебником, самым счастливым человеком. Я в космосе, невесомый, и чтобы попасть сюда, потребовалось всего лишь 8 минут и 42 секунды.

Ну, плюс несколько тысяч дней подготовки.

Я сомневаюсь, что он осознавал такую свою физическую реакцию. Уверен, что не осознавал. Я сам был слишком сконцентрирован на новизне происходящего вокруг меня, чтобы заниматься самокопанием.

Это был мой первый полет, который состоялся 12 ноября 1995 г. на шаттле «Атлантис». Прошло уже много лет, но ощущения, которые я тогда испытал, все еще настолько ярки и непосредственны, что даже кажется, неправильно рассказывать о нем в прошедшем времени. Старт космического корабля оказывает неизгладимое впечатление: сначала эта огромная скорость, эта мощь, а потом, внезапно, неистовство движущей силы сменяется тихой мечтательностью свободного плавания на невидимой воздушной подушке.

Читайте так же:  Как восстанавливать военный билет, и сколько времени это займет

Я не думаю, что к таким острым ощущениям можно подготовиться или остаться равнодушным. В этом моем первом полете в состав экипажа входил Джерри Росс, самый опытный астронавт на борту, так сказать, постоянный пассажир шаттла. Это был его пятый космический полет (затем он слетал в космос еще два раза и таким образом стал одним из двух астронавтов, которые побывали в космосе семь раз; вторым был Франклин Рамон Чанг-Диас). Джерри — это уверенный профессионал, чрезвычайно спокойный и уравновешенный человек, живое воплощение надежности, верности, обходительности и смелости, образцовый астронавт. Во время подготовки всякий раз, когда я сомневался, что нужно сделать, я подсматривал за его действиями. Когда мы были внутри «Атлантиса», за пять минут до старта я заметил за ним то, чего никогда не замечал раньше: его правое колено слегка подергивалось вверх и вниз. Я помню, что подумал тогда: «Ничего себе, по-видимому, должно произойти что-то действительно невероятное, раз у Джерри задрожало колено!»

Я сомневаюсь, что он осознавал такую свою физическую реакцию. Уверен, что не осознавал. Я сам был слишком сконцентрирован на новизне происходящего вокруг меня, чтобы заниматься самокопанием. Во время взлета я на самом деле был так занят контролем параметров, выполнением своей работы, отслеживанием всего, что мне полагалось отслеживать, так что даже не сразу заметил, что у меня болит лицо. Чуть позже я понял, что так сильно улыбался, даже не осознавая этого, что у меня затекли щеки.

Спустя более четверти века с тех пор, как я стоял на лесной поляне на острове Стаг и вглядывался в ночное небо, я оказался наконец здесь, на околоземной орбите в качестве специалиста миссии STS-74. Нашей главной целью было сооружение стыковочного модуля на российской космической станции «Мир».

Задача заключалась в том, чтобы с помощью роботизированной руки шаттла переместить стыковочный модуль новой конструкции из грузового отсека «Атлантиса», установить модуль в верхней части шаттла и, наконец, состыковать модуль и «Атлантис» с космической станцией. Все это для того, чтобы в будущих полетах экипаж шаттла имел более безопасный и простой способ попасть на борт космической станции «Мир».

Так что, несмотря на то, что я преодолел 3,4 миллиона километров, я не чувствовал, что достиг своей цели. Я еще только становился настоящим астронавтом.

Поставленная задача была чрезвычайно трудна, и мы не могли быть уверены, что план сработает. Ведь раньше никто даже не пытался сделать что-либо подобное. Так случилось, что наша восьмидневная миссия прошла не совсем гладко. Ключевое оборудование отказало в критический момент, и все пошло совсем не так, как планировалось. Но тем не менее мы справились с установкой модуля, и когда покидали станцию, я, да и все члены экипажа чувствовали огромное удовлетворение, граничащее с ликованием. Мы справились с очень сложным делом — и справились хорошо. Миссия завершена. Мечта осуществилась.

Хотя нет, не осуществилась, во всяком случае не до конца. С одной стороны, я чувствовал умиротворение: наконец-то я побывал в космосе и был удовлетворен даже в большей степени, чем себе представлял. Тем не менее в этой миссии на меня, как и на любого астронавта, совершающего свой первый полет, была возложена не слишком большая ответственность, да и вклад мой оказался не так велик, как мне бы хотелось. Разница между тем, что мог сделать Джерри Росс, и что я, была огромной. Во время тренировок в Хьюстоне у меня не было возможности отделить жизненно важные вещи от тривиальных и незначительных, увидеть разницу между теми знаниями и умениями, которые смогут спасти мне жизнь в экстренной ситуации, и теми, которые пусть интересны и недоступны непосвященным, но тем не менее не являются ключевыми. Так много нужно было всего узнать, что я просто старался затолкать в свою голову все подряд. Да и в самой миссии я тоже работал в «режиме приема»: расскажите мне все, учите меня, я собираюсь испить эту чашу до дна.

Так что, несмотря на то, что я преодолел 3,4 миллиона километров, я не чувствовал, что достиг своей цели. Я еще только становился настоящим астронавтом.

Сам по себе факт космического полета — не самый важный результат. В наши дни любой, кто обладает достаточно толстым кошельком и хорошим здоровьем, может отправиться в космос. Участники космических полетов, которых называют космическими туристами, заплатили от 20 до 40 миллионов долларов каждый, и смогли покинуть Землю примерно дней на десять и отправиться на Международную космическую станцию (МКС) на корабле «Союз» — компактном российском космическом корабле, который сейчас остался единственным средством для доставки людей на МКС. Конечно, космический полет не так прост, как полет на самолете. Участникам пришлось пройти почти шестимесячный курс подготовки для безопасного полета. Однако поучаствовать в космическом полете совсем не означает стать астронавтом.

Видео (кликните для воспроизведения).

Астронавт — это человек, который способен быстро принимать правильные решения, когда исходной информации может быть недостаточно, а последствия принятого решения могут иметь чрезвычайно важное значение. И я тоже не стал астронавтом, проведя всего восемь дней в космосе. Чуда не случилось. Однако я столкнулся с тем фактом, что даже понятия не имею, чего именно я не знаю, но должен знать. Еще очень многому требовалось научиться, и учиться я должен там, где учатся все астронавты — здесь, на Земле.

Источники


  1. Юзефович, Р.М. Санкт-Петербург — автомобилисту. Справочник; СПб: Кронверк-Принт, 2012. — 922 c.

  2. Правоведение. — М.: Флинта, МПСИ, 2010. — 360 c.

  3. Зайцев, Р. В. Признание и приведение в исполнение в России иностранных судебных актов / Р.В. Зайцев. — М.: Wolters Kluwer, 2013. — 208 c.
Астронавт крис хэдфилд рассказывает о том, как принимать умные решения и не паниковать в сложных сит
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here