8 жизненно важных навыков, освоение которых не входит в школьную программу

Сегодня предлагаем обсудить важные аспекты на тему: "8 жизненно важных навыков, освоение которых не входит в школьную программу" с профессиональной точки зрения и понятным языком. Если в процессе прочтения возникнут вопросы, то дочитайте до конца, а если не найдете ответа, то всегда можно обратиться к нашему дежурному юристу.

Программа «Жизненные навыки»

“Культура – прочные верования,
ценности и нормы поведения,
которые организуют социальные связи
и делают возможной общую
интерпретацию жизненного опыта”
У. Беккет

В настоящее время психология начинает занимать все более заметное место в общей культуре страны. Углубляется взаимодействие психологии и общества. Научная и практическая психология представлены во всех областях общественной жизни: политической, экономической, производственной, социальной, юридической, в области образования, искусств и спорта, сохранения здоровья и обороны страны. Все провозглашаемые в настоящее время нравственные ценности – гуманизм, демократизм, сотрудничество, толерантность, диалогичность и пр. – основаны на психологических законах общения и взаимодействия людей.

[2]

Необходимость психологического образования уже с дошкольного возраста как раз и вытекает непосредственно из потребностей общественной жизни, отвечает интересам, как всего современного общества, так и каждого из его граждан.

На наш взгляд психологическое образование должно предусматривать не только психологическую грамотность, но и воспитание психологической культуры, которая является основой и результатом психологического здоровья молодого поколения страны.

Поэтому проблему воспитания детей целесообразно рассматривать в контексте развития их психологической культуры как важной составляющей общей культуры человека.

Задача взрослых в семье, школе, обществе – помочь ребенку овладеть средствами понимания самого себя, самопринятия и саморазвития в контексте гуманистического взаимодействия с окружающими его людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира. Психологическая неграмотность, низкая психологическая культура общества, отсутствие культуры отношений в том жизненном пространстве, в котором живут многие дети, создают условия, при которых ребенок нередко с момента рождения попадает в “зону риска” – риска не стать человеком.

Дети должны быть подготовлены к пониманию того, как вести себя в обществе по-человечески, как разбираться в том, что происходит в этом обществе и пр. Психологическая культура – это в первую очередь способность и готовность решать проблемы взаимодействия с социальным окружением и с самим собой так, чтобы не тормозить процесс личностного развития.

С 2011 года ОУ осуществляет свою деятельность в статусе пилотной площадки ГОУ ВПО МО “Академия социального управления”. В нашей школе успешно реализуется экспериментальная работа по программе “Жизненные навыки”.

Это программа психологического сопровождения для детей. Что это означает? Все мы знаем, что в определенном возрасте ребенок должен научиться ходить, говорить, плавать, кататься на велосипеде. Это все очень необходимые физические навыки. Есть и интеллектуальные умения, о которых знают все родители – научиться читать, решать задачи, логически мыслить. Почему-то гораздо меньше значения придается развитию эмоционального интеллекта, психологических навыков, которые точно так же, как и физические и интеллектуальные, будут необходимы ребенку в жизни.

Фундаментом программы стала авторская программа Светланы Васильевны Кривцовой. Формы и методы работы здесь соответствуют возрастным задачам детей и подростков. Программа “Жизненные навыки” имеет комплексный характер и отвечает практически всем жизненным психологическим задачам, стоящими перед детьми и подростками соответствующего возраста.

Программа посвящена проблемам общения, с которыми могут столкнуться дети в школе и в компании сверстников. Дети, нуждающиеся в развитии навыков взаимодействия с другими людьми, часто страдают, во многом, от невозможности смотреть на себя и окружающих с положительной стороны. Психологическая помощь здесь происходит за счет формирования чувства самопринятия, самораскрытия и принятия других. В течение занятий используются развивающие игры и упражнения, ролевые игры, творческие задания (коллаж, рисуночные методы и т.д.), элементы групповой дискуссии, приемы саморегуляции, релаксационные упражнения. Ребенок, который общается с другими, занимается интересной работой и добивается успеха на занятиях, начинает достигать желаемого и повседневной жизни. Таким образом, мы помогаем ребятам решить необходимые для их возраста задачи.

Программа “Жизненные навыки” включает не только занятия с детьми, но также проходящий параллельно процесс обучения социальным и эмоциональным компетенциям педагогов и родителей через разнообразные виды деятельности: круглые столы, консилиумы, консультирование, социально-психологические тренинги, применяются интерактивные задания.

Слайд 7, 8, 9,10,11

В основе программы – перечень социальных и эмоциональных компетенций для детей от 7 лет (представлены на слайдах):

Слайд № 8 – А. Базовые навыки выживания в классе.

Слайд № 9 – В. Базовые навыки установления контактов. партнерство и дружелюбие.

Слайд № 10 – С. Понимание собственных и чужих чувств.

Слайд № 11 – D. Управление аффектом и агрессией.

Прогнозируемые результаты экспериментальной работы:

1. Обеспечить социально-психологическое сопровождение образовательного процесса.

2. Повышение организационной культуры школы.

3. Повышение уровня коммуникативных навыков и представлений о здоровом образе жизни у педагогов и родителей

Темы занятий соответствуют задачам, которые необходимо решить в том или ином возрасте.

Вот, например, темы 1 класса: “Я – особенный”. “Нравится – нравится в моей жизни”. “Дружба”. “ Я и другой, не похожий на меня”.

Есть несколько тем, которые проходят красной нитью через всю программу, рассматриваются под разным углом, получают развитие. Например, это тема “Дружба и взаимоотношения”. Мы помогаем ребятам обрести навыки знакомства, вхождения в группу умение оказать и принять помощь. Мы выясняем – что же мешает дружбе? И – что делать, когда дразнят? В 3 классе, продолжая тему дружбы, мы обращаемся к вопросам взаимоотношений, а в 6 – конфликтов и сотрудничества. Вместе мы учимся понимать интересы разных сторон в конфликте, осознавать наши чувства и стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

Такая же “долгосрочная” и очень важная тема – тема толерантности. Во 2 классе мы учимся брать на себя ответственность. Мы строим “Мир мальчиков” и “Мир девочек”. Говорим о собственности: что в этой жизни принадлежит мне, а что – нет, как я могу ощутить разницу? Моя мама – это моя собственность? А я – собственность моих родителей?

И уже вместе с пятиклассниками мы осознаем ценности и трудности мира взрослых. В чем я уже взрослый, а в чем – еще нет? И вообще – кто я? Каждый на занятиях может осознать себя, свои особенности, сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки, увидеть себя глазами других людей научиться опираться на себя и находить собственные ресурсы.

Читайте так же:  Почему не приходит налог на квартиру и нужно ли платить без квитанции

Слайды 14. 15, 16, 17

Занятия по программе совсем не похожи на урок в школе. Ребята сидят не за партами, а в основном в кругу. Мы выполняем различные психологические упражнения, игры, рисуем, моделируем ситуации. Атмосфера на занятиях доверительная, спокойная, “домашняя”. Ребята имеют возможность не только приобрести полезные жизненные умения, но и поделиться своими проблемами, зная, что никто не посмеется, каждого выслушают и постараются помочь. Обычно ребятам занятия очень нравятся, они с нетерпением ждут таких занятий.

Результативностью работы по программе “Жизненные навыки” можно считать:

– положительные результаты нравственной самооценки учащихся, посещающих данный курс, и их отношение к жизненным ценностям
(55,4%).
– уровень школьной тревожности у детей посещающих занятия снизился с 37% до 11%.
– повысился процент учащихся, которые негативно относятся к вредным привычкам, пагубно влияющим на здоровье.
– 100% педагогов указали на содержательность получения рекомендаций и психологической информации об учащихся.
– растет число педагогов, которые постоянно повышают свою психологическую компетенцию (85%).

“Жизненные навыки” – программа, которая помогает детям решать социальные и эмоциональные задачи их возраста, а значит повышать уровень психологической культуры младших школьников.

Стоит помнить, что на качество нашей жизни в большей степени влияет развитие эмоционального интеллекта – на 80%, который формируется и развивается у человека в течение всей его жизни.

Внедрение в школьную практику программы “Жизненные навыки” помогло увидеть школьные проблемы, а также роль психолога в образовательном учреждении под новым углом зрения.

Поэтому мы считаем, что следует продолжать работу по формированию эмоциональных и социальных компетенций участников образовательного процесса используя формирующую технологию работы в культуре психологического тренинга.

Научиться расставлять приоритеты: 6 жизненно важных навыков, о которых мне не рассказывали в школе

В школе учат основам арифметики, грамматики и прочих фундаментальных дисциплин. Но, к сожалению, в школе не учат главному — психологии и жизненной мудрости. Но, как говорится, учиться никогда не поздно. Намотайте на ус 6 жизненно важных навыков, которые сделают вас успешнее.

Принимать себя

Мы живем в мире, где правит поп-культура, которая навязывает нам «идеальные» образы. Ежедневно по телевизору, в интернете, в прессе мы видим красивых людей, на которых так хочется быть похожими. В СМИ постоянно выходят сообщения, которые призывают нас изменить себя. Ежедневно нам капают на мозги, и мы действительно начинаем думать, что с нами что-то не так, что нужно меняться.


На самом деле работа над собой не всегда заключается в том, чтобы перекраивать себя под принятые стандарты. Самая сложная работа заключается в том, чтобы выделить себя среди других и полюбить — тело, душу, личность без прикрас. Это подарит вам внутреннее спокойствие и поможет прийти к гармонии с окружающим миром. Когда вы примите и полюбите себя, жизнь заиграет новыми красками.

А еще принятие себя — это гарантия привлекательности в глазах окружающих. Когда вы любите себя, вы излучаете особую энергию. Даже если у вас есть какие-то недостатки, для окружающих они будут совершенно незаметны. Но даже в самом красивом человеке они найдут изъяны, если он будет сомневаться в собственной исключительности.

Заботьтесь о себе

Что такое забота о себе? На самом деле нет какого-то единого стандарта. Для кого-то — это чтение и медитация. Для кого-то — вкусная еда и любимые напитки. Для кого-то — это косметологические процедуры. А кто-то понимает уход за собой как покупку каких-то новых вещей. Это может быть даже просто прогулка в парке или посиделки с друзьями. То есть заботиться о себе — значит делать то, что доставляет вам удовольствие.

Задача каждого человека — выявить, что заставляет его расслабиться, что заставляет его смеяться, что поднимает ему настроение. Это то, что вы должны делать регулярно, а особенно — в какие-то стрессовые моменты своей жизни. Вы должны понимать, что вы — это самый ценный ресурс, который есть в вашей жизни.

Прощайте обидчиков

Нет никакого убедительного объяснения, почему вы должны прощать своих обидчиков. Просто к вам должно прийти внутреннее осознание того, что прощение — это то, что нужно не им, а вам. Гнев и обида практически никак не затрагивают тех, кто причинил вам вред. Зато эти чувства подтачивают вас изнутри. То есть прощение — это необходимое условие душевного спокойствия и саморазвития.

То, что вы кого-то простили, это вовсе не значит, что вы должны возобновлять дружеские отношения с этим человеком и общаться с ним, как раньше. Это, скорее, ваше внутреннее ощущение. Ощущение того, что вы освободились от чего-то гнетущего. Что мысли об обидчике и о неприятностях, связанных с ним, больше не заполняют ваш разум.

Учитесь учиться

В школе вас будут учить знаниям и навыкам. Но никто не научит вас тому, как нужно учиться. И это касается не только школы. На протяжении всей жизни вы будете сталкиваться со стандартным изложением информации. Тем временем, не все люди усваивают знания одинаково. Кто-то хорошо воспринимает данные на слух, кто-то при прочтении, кому-то нужна визуализация и так далее. То есть вы должны определить, какой именно способ восприятия данных является оптимальным для вас. Так вам будет гораздо легче добиться успеха в учебе и карьере.

А еще вы должны быть готовы к тому, что школой и университетом ваша учеба не ограничится. Чтобы быть конкурентоспособным во всех жизненных сферах, вам придется учиться всю жизнь. Ведь что-то новое появляется чуть ли не ежедневно. И если вы не будете поспевать за прогрессом, то рискуете остаться за бортом. Но вы же не хотите плестись в хвосте турнирной таблицы?

Расставьте приоритеты и живите интуитивной жизнью

С детства нас учат, что жить нужно исключительно умом. Тем не менее эта схема не особо эффективна. Опыт доказывает, что куда разумнее жить интуитивной жизнью и прислушиваться к себе. Интуиция — это куда более сильный инструмент, чем расчетливый ум.

Читайте так же:  Полная свобода, или самый дорогой дом на колесах

Приведем самый простой пример. Допустим, вы чувствуете, что хотите пить. Что вы сделаете? Правильно, пойдете на кухню и выпьете стакан воды. Вы же не будете сознательно мучить себя жаждой. Или не будете слишком долго размышлять, каким именно напитком утолить жажду. Вы просто сделаете то, что подсказывает интуиция.

Так же и во всех остальных жизненных сферах. Допустим, вы хотите заниматься искусством. К чему все эти рассуждения, что это невыгодно, не престижно, нестабильно, если ваше нутро тяготеет к этому? Допустим, вы хотите перебраться жить за границу. Какой смысл месяцами оценивать все за и против, если можно действовать уже сейчас? Не бойтесь своего внутреннего голоса. Порой он говорит самое правильное и помогает наилучшим образом расставить приоритеты.

[1]

Будьте уверены в себе

Уверенность в себе — это основа успеха. Это то качество, которое открывает перед человеком все двери. К сожалению, далеко не всем присуще это жизненно важное качество. Многие люди уверены, что они хуже других, что им что-то не под силу и так далее. Тем временем гораздо менее талантливые, но более уверенные в себе люди обходят их в гонке за успех.

Элеонора Рузвельт сказала очень правильную фразу: «Никто не сможет заставить почувствовать себя неполноценным, если вы сами этого не позволите». То есть уверенность исходит изнутри, а не формируется под влиянием окружающих. Если вы сами убеждены в собственном успехе, никто не сможет разрушить эту уверенность. Когда вы думаете, что у вас все получится, поверьте, так и будет. Большинство неудач вызвано не некомпетентностью, а именно отсутствием внутреннего стержня.

8 жизненно важных навыков, которым не учат в школе.

Готовы ли молодые люди, потратившие целых 10 лет своей жизни на обучение в школе, к реальной жизни? У меня есть по этому поводу большие сомнения.

У меня есть по этому поводу большие сомнения. Нет, я не против детального изучения тонкостей химических реакций, тригонометрических теорем и всех без исключения законов термодинамики, не подумайте. Но за этими академическими знаниями наши дети часто так и не успевают узнать о реальных жизненных задачах, которые им всем без исключения встретятся сразу же после выпускного звонка. Вот только краткий их перечень.

Компьютеры
То, что преподаётся в школах под условным названием «Информатика”, только с очень большой натяжкой можно назвать реальным и актуальным курсом компьютерной грамотности. Вместо того чтобы дать полезные знания и, самое главное, практический опыт использования цифровых технологий для решения бытовых проблем, в школе преподают пёструю солянку из отвлечённых теоретических знаний и устарелых практикумов. В результате получаем выпускников, которые только умеют запускать свою любимую игру (если, конечно, есть ярлык на рабочем столе) и открывать страницу в «Одноклассниках» или «ВКонтакте».


Управление временем
Самым ценным и единственным невосполнимым нашим ресурсом является время. Соответственно, умение управлять этим ресурсом жизненно необходимо любому человеку, независимо от его будущего места работы. Нет, потом можно, разумеется, наверстать упущенное с помощью многочисленных книг по тайм-менеджменту и курсов повышения продуктивности, но, может, первичные навыки эффективного использования своего времени всё же лучше давать сразу в школе?

Умение учиться
Основной навык, которым должен обладать современный выпускник, — это умение учиться. Современные технологии так быстро меняют мир, что старые способы его познания уже давно не действуют. Сегодня вместо упрямого заучивания тех или иных фактов гораздо важнее знать, где и каким способом их можно быстрее получить. Сегодня навыки взаимодействия с поисковой строкой и быстрого освоения большого количества информации нужны гораздо больше, чем заученные страницы школьных учебников.

Управление деньгами
Много ли наших выпускников могут сами разобраться в условиях банковских кредитов, тонкостях составления домашнего бюджета или хотя бы грамотно пользоваться банковской картой? Да, совсем скоро они научатся этому на своём опыте и ошибках, но, может быть, лучше на уроках математики вместо деления яблок и землекопов давать и такие задачи? Или даже ввести специальный курс финансовой грамотности?

Навыки выживания
Мы часто говорим про изнеженность и неприспособленность наших детей, и во многом это действительно правда. Никто не хочет воспитать из обычного мальчика или тем более девочки стального Рэмбо, но иногда обладание хотя бы самыми простыми навыками выживания очень сильно облегчает жизнь. Первая медицинская помощь, организация быта и питания в походных условиях, основы навигации, разведение огня и поиск воды — все эти знания должны преподаваться детям, причём не в школьных классах, а на практике.

Переговоры и дискуссии
Всю свою взрослую жизнь мы только и занимаемся тем, что ведём переговоры и вступаем в дискуссии. Очень часто способность убеждать и доказывать свою точку зрения значит гораздо больше, чем светлая голова, знания или умелые руки. Ведь неслучайно начальниками становятся чаще всего те, кто много и хорошо говорит, а не те, кто много работает. Тем не менее искусство риторики и ведения переговоров не изучают в школе, хотя это не помешало бы.

Душевное здоровье
Россия занимает первое место в Европе по количеству детских самоубийств. В этой печальной статистике содержится ответ на вопрос о необходимости присутствия в школьной программе какого-либо предмета, который научит быть счастливым. В подростковом возрасте человек особенно восприимчив к проблемам, стрессам, депрессиям, так что урок психического здоровья в школе жизненно необходим. Если есть уроки для физического здоровья, то почему отсутствуют уроки для укрепления здоровья психического?

Как найти работу
Возможно, это самый главный навык, которому надо обучать в старших классах школы. Десятки тысяч счастливых выпускников покидают родные пенаты, чтобы уверенно и смело сделать шаг… Куда?

Вот на этот вопрос и должны давать ответ уже в школе. Как составить своё резюме, как вести себя на собеседовании, как заполнять анкеты и не нервничать перед важным тестом — все эти навыки пригодятся многим сразу же после последнего звонка. Так почему им не учат в школе?

Обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям

Школьная физическая культура органически включена в общую систему образования и воспитания. Основу физической культуры составляют целесообразные способы и нормы физической активности, направленные на совершенствование природных качеств и способностей человека. Она является непременным условием направленного развития и физической подготовки учащихся к жизни.

Читайте так же:  Бизнес-идея по производству антистрессовых игрушек

Важнейший элемент школьной физической культуры – двигательная культура, включающая в себя основные способы перемещения в пространстве, преодоление препятствий, выполнение двигательных действий.

Видео (кликните для воспроизведения).

Вместе с развитием физических качеств совершенствуют и двигательные навыки. Большую часть умений и навыков, так же как и качеств, мы приобретаем в детстве. Поэтому очень важно помогать ребёнку, когда он учится двигаться. Делать это нужно не навязчиво, оказывая содействие и в тоже время, не мешая самостоятельному овладению движениями.

Наши возможности в освоении новых движений также тесно связаны с предшествующим двигательным опытом, потому что в них встречаются известные или похожие элементы, ранее освоенная взаимосвязь с ними и знакомые мышечные ощущения. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития двигательных способностей. Поэтому одна из главных задач, особенно на стадии начального обучения, — увеличение запаса правильно выполняемых простых упражнений, прежде всего, учащиеся должны овладеть двигательными навыками, которые будут использованы во время самостоятельных занятий. Это общеразвивающие упражнения, они входят в содержание самостоятельных занятий по развитию основных двигательных качеств; навыки ходьбы и бега; навыки и умения в упражнениях, связанных с висами и упорами; навыки и умения ходьбы на лыжах, беге на коньках, плавания, выполнения технических приёмов спортивных различных игр и др. Необходимо также овладение навыками страховки товарищей, самостраховки, контроля и самоконтроля, умениями организации условий занятий, выбора необходимых упражнений, их планирование.

Нет необходимости доказывать, что овладение этим достаточно большим кругом перечисленных навыков и умений даёт возможность учащимся грамотно и осмысленно заниматься физическими упражнениями. Вместе с тем овладеть ими учащиеся смогут лишь при постепенном и планомерном обучении. Очень эффективным в основной части урока является групповой метод работы, когда класс делится на группы в зависимости от подготовленности к освоению конкретного раздела программы.

Первый этап

– ознакомление с новым учебным материалом. Занятие проводится одновременно со всем классом, все отделения получают одинаковое задание, например, выполнить новые упражнения, показанные учителем.

Второй этап

– усвоение и закрепление учебного материала, разные учебные задания каждой группе: одной – подготовительные или подводящие упражнения, выполняемые в облегчённых условиях; другой – усложнённые подводящие упражнения; третьей – действие в целом, но в облегчённом варианте и т.д.

Третий этап

– совершенствование двигательного действия, для школьников, подготовленных наиболее слабо, третьего этапа вообще может не быть – они не достаточно хорошо освоили учебный материал. Эти дети продолжают работу второго этапа, хотя и несколько усложнённую. Более подготовленные дети выполняют упражнения в соревновательных условиях или изменяющихся усложнённых условиях (применение отягощений, повышенная опора, различные сопротивления), а так же для них увеличивается число повторений и число прохождения круга.

На уроке необходимо обязательно проводить и индивидуальную работу с обучающимися у которых, не получается выполнение того или иного двигательного действия. Эти дети получают индивидуальные задания, как на уроке, так и домашнее задание по данному двигательному действию. Индивидуальная работа с учениками на разных этапах урока способствует сохранению физического, нравственного и социального здоровья обучающихся.

На каждом уроке в начальных классах рекомендую выделять до 15 минут на целенаправленное развитие физических качеств, которое осуществляется в конце основной части урока. Физическую подготовку я начинаю с развития координационных способностей, гибкости или быстроты, затем перехожу к развитию скоростной силы, силы и заканчиваю упражнениями на развитие выносливости.

Проводя занятия в средних классах, я помню, что основа серьёзной школы движений – огромное число повторений. Начиная с пятого класса, в программу включены спортивные игры, лёгкая атлетика, гимнастика. Здесь совершенствуя навыки, ставлю более сложные задачи, которые решаю с помощью многократного повторения специальных подготовительных упражнений, целенаправленно и часто изменяя отдельные параметры движения или их сочетания, условия выполнения этих упражнений постепенное повышение объёма и интенсивности физической нагрузки. В этих целях применяю разнообразные методические приёмы: вариативные упражнения, игровые и соревновательные. Такими методами достигается разностороннее развитие двигательных способностей и обеспечивается связь развития способностей с углубленным техническим совершенствованием.

Учащиеся старших классов способны сознательно управлять своими движениями, отмечаются большей организованностью, целенаправленностью. Поэтому на занятиях с ними шире применяю специализированные средства, методы и методические приёмы: наглядные пособия, схемы, модели, раскрывающие особенности биомеханики движения.

Разнообразные двигательные действия формируются в течение жизни человека под влиянием многих факторов, и процесс их формирования может приобретать различный характер.

Контроль над физической подготовленностью детей и изучение динамики двигательных способностей за каждый год обучения дают возможность изучить групповые различия двигательной подготовленности учащихся, а также оценить эффективность учебного процесса по физическому воспитанию и сделать рекомендации по совершенствованию двигательной подготовки учащихся.

Основой обучения является индивидуально-ориентированный учебный план по предмету. План позволяет каждому учащемуся в зависимости от своих способностей, желаний, самочувствия выбрать уровень выполнения заданий, темп усвоения учебного материала. Возможность к самосовершенствованию, которая определяется не учителем, а самим учащимся позволяет ученику почувствовать себя таким как все. Основной задачей становится стимуляция учащихся, чтобы учащиеся не останавливались на достигнутом, а делали постоянные попытки продвижения вперёд. Основное правило, которым нельзя пренебрегать в работе над повышением уровня физической подготовки, формулируется так: развивая отстающие двигательные качества, необходимо не забывать о работе над ведущими.

Список литературы.

  1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания:– М.: Просвещение, 1978.
  2. Гальперин С.И. Физиологические особенности детей. – М.: Просвещение, 1965.
  3. Демле С.А. Педагогический контроль за успеваемостью по физической культуре и физической подготовленностью: Автореф.дисс… канд.пед.наук. – М., 1986.
  4. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. – М., 2009.
  5. Красильникова Н.В. Оценка деятельности младших школьников // Физическая культура в школе – 2008 — №4.
  6. Физическое воспитание учащихся с направленным развитием двигательных способностей. М. Спорт. 1993г.

8 жизненно важных навыков, освоение которых не входит в школьную программу

Многие люди с годами замечают, что школьные знания почти не используются, при этом в повседневной жизни постоянно возникают проблемы, решение которых было бы крайне полезно знать заранее. История, физика и другие предметы служат основой для представлений о мире, но мало применимы на практике, а вот экономическим навыкам или работе с компьютером учат слишком мало. Поэтому часто настоящее образование начинается для человека после выпуска из университета. Каковы же навыки, которые стоило бы получить каждому?

Читайте так же:  Что нужно иметь в виду, если вы собираетесь менять работу в январе

Как нравиться людям

Научиться успешной коммуникации — означает получить преимущество практически во всех сферах жизни. Многие думают, что для того, чтобы ладить с людьми, нужно быть прирожденным оратором. Но это совсем не так – общению можно научиться. Если вы сможете заводить полезные знакомства, многие задачи в жизни станут куда проще. Скромники, которые прячутся на вечеринке в углу, не раскрывают свой потенциал. К сожалению, в школе не учат тому, как налаживать отношения. В конечном итоге, оценки окажут на вашу жизнь куда меньшее влияние, чем умение ладить с окружающими.

Как читать быстрее и как слушать аудиокниги

Скорочтение — это вполне реальный способ потратить куда меньше времени на получение необходимой информации. Представьте, как изменилась бы ваша жизнь, если бы вы читали хотя бы на книгу больше в неделю? То же касается аудиокниг – они позволяют ускорить процесс чтения. Если вы не будете зря тратить время по дороге на работу, вы сможете добавить в свой список внушительное число книг. Зачем упускать такую возможность?

Как ставить цели и управлять временем

Хотите понять, как чего-то добиться в жизни? Подобные навыки не входят в школьную программу, но вполне очевидно, что это невероятно важно. Было бы здорово сразу научиться управлять своим расписанием, расставлять приоритеты, отключать телефон для самых важных задач и разделять срочные, но не слишком важные дела с важными, но не срочными. Если иногда вы проводите в трудах целый день, а вечером не понимаете, куда ушло время, вам необходимы жизненно важные навыки определения цели и распределения достижения ее по графику. Понимая, как стать продуктивным, вы можете добиться невероятного успеха.

Как читать финансовые отчеты

В школе никогда не научат тому, как разбогатеть. В результате, более девяноста процентов населения выходят на пенсию с недостаточным количеством средств, экономика в стагнации, и все больше людей оказывается на грани разорения. Куда лучше было бы, если бы в школе учили, как фокусироваться на финансовом успехе. Многие люди не отличают приход от расхода и не понимают тонкостей кредитных процентов — а ведь без этого почти невозможно представить современную жизнь!

Как договариваться, подписывать контракты и не оказываться в дураках

Если вы хотите добиться чего-то значительного, вам придется сотрудничать с другими людьми. Заключать контракты и беседовать с сотрудниками – настоящее искусство, которое поможет вам найти талантливых работников, добиться внушительных результатов и не столкнуться с неприятностями, когда кто-то решает вас обмануть или подвести. В школе не учат решать такие проблемы, поэтому многие совершают серьезные ошибки в этой сфере, не имея простейших навыков по чтению контрактов и налаживанию отношений с начальством, коллегами и знакомыми.

Как экономить и инвестировать

Как уже было отмечено выше, в школе не учат зарабатывать деньги. Тем временем, пассивные финансы, пущенные в дело, могут преобразить вашу жизнь. Ни к чему проводить все лучшие годы по стандартному графику от девяти до пяти – есть возможность зарабатывать совершенно иначе. Но традиционная система образования никогда не предлагает знания на эту тему.

Как добиться успеха в жизни

Это не совсем похоже на навык, который можно освоить, тем не менее, это именно он. Некоторые люди сделали своей жизненной целью способность понять, что приводит к счастью и успеху. Есть три составляющие – здоровье, благосостояние и отношения. Нужно сразу определить, что вы хотите от своей жизни – об этом задумываются немногие. Следует понимать, что иногда пугающие вещи могут быть полезны для человека, научиться справляться с дурными привычками, уметь отпускать прошлое и не концентрироваться на нем. Словом, существует множество тем, которым не учат в школе и без которых счастье практически недостижимо. Стоит исправить ситуацию хотя бы в зрелости и научиться отвечать себе на все важные психологические вопросы

Как распространять идеи и продавать

Основы маркетинга актуальны даже для тех, кто никогда не будет работать в такой сфере. Неважно, какую задачу вы хотите решить, навыки успешного и убедительного продавца, который может легко донести до людей свою идею, будут всегда полезны. Если вы журналист, это поможет вам выбрать удачный заголовок, в офисе это станет подспорьем для получения повышения, даже с детьми вы справитесь лучше – если вам нужно будет уговорить их сходить в кино или съесть овощи. Если вам кажется, что маркетинг вас не касается — поверьте, в современном мире он окружает человека повсюду, и избегать его просто глупо.

Пока школьная система не пережила серьезные реформы, каждому из нас придется заниматься своим образованием самостоятельно. Постоянно читайте, ищите хороших учителей, слушайте аудиокниги, посещайте конференции и семинары, следите за блогами специалистов. Вы будете в курсе событий и получите все необходимые навыки, которые помогут вам преуспеть в жизни.

Формирование жизненно важных навыков

Формирование жизненно важных навыков.

Класс – 9-ый

Количество часов — 17

Автор: преподаватель-организатор ОБЖ

[3]

В современной педагогике особое внимание уделяется комплексу поведенческих навыков, которые формируются у ребенка в процессе его социализации. В литературе этот комплекс навыков объединен общим названием «Life skills» или жизненно важные навыки.

Жизненно важные навыки это комплекс поведенческих навыков, обеспечивающий способность к социально адекватному поведению, позволяющий человеку продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни.

Жизненно важные навыки это:

v Навыки позитивного и конструктивного отношения к собственной личности;

v Навыки позитивного общения;

v Навыки самооценки и понимания других;

v Навыки управления собственными эмоциями и эмоциональными состояниями;

v Навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях;

v Навыки продуктивного взаимодействия;

Читайте так же:  Образец жалобы на управляющую компанию. образец коллективной жалобы

v Навык самостоятельного принятия решений;

v Навык решения проблемных ситуаций;

v Навыки работы с информацией;

v Навыки творчества.

Жизненно важные навыки это основа психосоциальной компетентности. Психосоциальная компетентность – это способность человека эффективно действовать в повседневной жизни, соответствовать ее требованиям и изменениям. Это способность сохранять хороший уровень умственной деятельности и быть адекватным при взаимодействии с другими людьми в различных ситуациях.

Психосоциальная компетентность играет важную роль в охране здоровья в самом широком смысле слова – это основа физического, умственного и социального благополучия.

Следовательно, развитие психосоциальной компетенции может считаться одной из важнейших педагогических задач. Эту задачу можно решить путем обучения жизненно важным навыкам детей и подростков в школе.

Необходимость апробирования данной программы продиктована следующими причинами:

1. Это связано с серьезно усугубившейся социальной ситуацией: разрушением семейных устоев, снижением жизненного уровня подавляющего большинства семей, ростом преступности, возросшим риском попадания подростков в наркотическую зависимость и прочее. Обучение подростков жизненно важным навыкам может помочь им справиться с подобными проблемами.

2. Кроме того, такое обучение должно проводиться как можно раньше, еще до того, как подростком приняты установки асоциального поведения. Обучение жизненно важным навыкам способствует овладению и развитию способностей, которые могут привести к здоровому образу жизни, более положительным межличностным отношениям и умению нести ответственность за свои действия.

3. Обучение жизненно важным навыкам является серьезной базой, необходимой для освоения многих профессий, где требуется умение общаться и эмпатия, умение решать проблемы, творческое мышление, умение справляться с эмоциями и стрессом, умение работать с информацией. Комплекс жизненно важных навыков является базисным для всех профессий, связанных с взаимодействием «человек – человек».

Введение обучения жизненно важным навыкам в школе оптимально, так как:

Ø Существует возможность целенаправленного систематического обучения детей и подростков.

Ø Возможна мобильность в планировании, оценке и корректировке реализуемого процесса.

Ø Высока вероятность продуктивного взаимодействия с учащимися и их родителями.

Ø Возможность использования в учебном процессе интерактивных методов и форм обучения.

Целью курса является развитие у подростков социально значимого комплекса жизненно важных навыков в условиях школы.

1. Организация занятий, дающих ученикам возможность систематической и последовательной тренировки жизненно важных навыков, что обеспечивает их формирование и развитие.

2. Формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов.

3. Создание условий для открытого доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы работы.

Тематическое планирование курса и распределение учебных часов по разделам программы.

Программа рассчитана на 17 учебных часов и включает 6 разделов, каждый из которых содержит занятия, развивающие определенные навыки у детей. Занятия данного курса – это, по сути, социально-психологический тренинг. Основные методы и приемы ведения занятий: групповые дискуссии, ролевые игры, психодрама и ее модификации, психогимнастика.

Содержание программы курса.

Навыки общения и взаимодействия.

Общение, социальный смысл общения. Факторы формирования коммуникативных навыков. Социализация, формирование определенных социальных норм, ролей и функций. Партнерское общение, продуктивное общение, позитивное общение. Установление и поддержание контакта; обмен информацией; поддержание активности и заинтересованности партнера; согласование действий при совместной деятельности; эмоциональная стимуляция; установление отношений. Правила взаимодействия в группе.

Навыки самооценки и понимания партнера.

Самооценка, ее функции, влияние на поведение, деятельность и развитие личности. Взаимоотношения с другими людьми. Взаимопонимание – как фактор успешной коммуникации и взаимодействия. Межличностное восприятие – основа понимания человека человеком. Адекватное межличностное восприятие. «Помехи», препятствующие адекватному межличностному восприятию. Анализ своих поступков, чувств, переживаний. Наблюдение и анализ поступков, чувств, переживаний других. Самохарактеристика.

Навыки управления эмоциями и эмоциональными состояниями, а также адекватного поведения в стрессовых ситуациях.

Знакомство с разными эмоциональными состояниями (интерес, радость, удивление, отвращение, гнев, страх, стыд, чувство вины, стресс, дистресс). Осознание и анализ собственных эмоций и эмоциональных состояний. Развитие умений видеть и понимать чувства и эмоции других людей и бережно относится к ним. Соотношение своих эмоций с эмоциями других, регулирование собственного эмоционального состояния и самоконтроль. Конфликты.

Навыки принятия и исполнения решений.

Самостоятельность и осознанность в решении проблемы. Вычленение и точная формулировка проблемы. Прогнозирование ресурсов, которые необходимо привлечь для решения проблемы. Осознание, анализ и оценка своих реальных возможностей в связи с решаемой проблемой. Планирование действий по привлечению недостающих компонентов ресурсов для решения проблемы. Планирование и осуществление действий, направленных на решение проблемы. Анализ промежуточного и конечного результата в связи с исходной задачей.

Навыки работы с информацией.

Развитие навыков работы с информацией – важнейший компонент развития жизненно важных навыков. Приемы и способы работы с информацией. Восприятие и анализ информации. Выработка собственного мнения и умение обосновать его. Доказательство и умозаключение. Ясное и конкретное выражение своих мыслей. Слушание, восприятие и обдумывание мыслей, доказательств, умозаключений партнера.

Процесс творчества. Результат творчества. Творческое мышление. Креативность как способность человека к творческому мышлению. Способность человека к конструктивному нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта. Творческие способности человека, проявляющиеся в мышлении, чувствах, общении. Особенности творческого мышления: беглость, гибкость, оригинальность, точность. Креативность – движущая сила развития личности, обеспечивающая такие качества, как: уверенность в себе, открытость новому опыту, критичность и самостоятельность восприятия и мышления.

Видео (кликните для воспроизведения).

Поурочное планирование занятий по курсу «Формирование жизненно-важных навыки».

Источники


  1. Кучерена А. Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России; Юркомпани — М., 2015. — 432 c.

  2. Воробьев, А. В. Теория адвокатуры / А.В. Воробьев, А.В. Поляков, Ю.В. Тихонравов. — М.: Грантъ, 2015. — 496 c.

  3. Мельниченко Р. Г. Адвокатская деятельность. Универсальные правила успеха; Центрполиграф — М., 2013. — 216 c.
8 жизненно важных навыков, освоение которых не входит в школьную программу
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here